Научная статья на тему '«Лермонтовские чтения-IV»: продолжение традиции'

«Лермонтовские чтения-IV»: продолжение традиции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
262
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"LERMONTOV READINGS" / М. Ю. ЛЕРМОНТОВ / "ЛЕРМОНТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ" / РУССКАЯ КЛАССИКА / LERMONTOV / RUSSIAN CLASSICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ложкова Татьяна Анатольевна

Обзор материалов научного семинара «Лермонтовские чтения-IV» (6-7 октября 2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Lermontov readings-IV”: continuation of the tradition

An overview of the materials of scientific seminar “Lermontov readings-IV” (6-7 October 2014).

Текст научной работы на тему ««Лермонтовские чтения-IV»: продолжение традиции»

УДК 821.161.1 (Лермонтов М. Ю.) ББК Ш33(2Рос=Рус)5-8,4

«Лермонтовские чтения—IV»: продолжение традиции

Т. А. Ложкова

Екатеринбург, Россия

Аннотация. Обзор материалов научного семинара «Лермонтовские чтения—IV» (6-7 октября 2014).

Ключевые слова: М. Ю. Лермонтов, «Лермонтовские чтения», русская классика.

T. A. LOZHKOVA . "Lermontov readings-IV": continuation of the tradition

Abstract. An overview of the materials of scientific seminar "Lermontov readings—IV" (6-7 October 2014).

Keywords: Lermontov, "Lermontov readings", Russian classics.

На протяжении последних пятнадцати лет кафедра русской и зарубежной литературы (ныне кафедра литературы и методики ее преподавания) Уральского государственного педагогического университета является инициатором проведения «Лермонтовских чтений». Формы проведения этого важного для уральской и российской науки мероприятия были разными: зональная научная конференция [Лермонтовские чтения 1999], специальная секция Всероссийской научной конференции «Дергачев-ские чтения-П» [Лермонтовские чтения 2004], Всероссийская научная конференция [Лермонтовские чтения 2010]. Все эти годы проведение «Лермонтовских чтений», публикация материалов осуществлялись при активном сотрудничестве и содействии Объединенного музея писателей Урала.

В этом юбилейном году «Лермонтовские чтения—IV» прошли, как всегда, в уютном и гостеприимном здании музея «Литературная жизнь Урала XIX века» (директор Л. А. Чеснова) в форме научного семинара в рамках XI Всероссийской научной конференции «Дергачевские чтения—2014. Русская литература: типы художественного сознания и диалог культурно-национальных традиций» (Екатеринбург, 6-7 октября 2014 г.). Организатором «Дергачевских чтений» выступил Институт гуманитарных наук и искусств Уральского федерального университета при сотрудничестве кафедры русской и зарубежной литературы Уральского государственного педагогического университета, Объединенного музея писателей Урала.

Участникам «Лермонтовских чтений» была предложена тема «Литературное наследие М. Ю. Лермонтова в контексте русской и зарубежной литературы: к 200-летию со дня рождения». Роль главных координаторов работы семинара взяли на себя профессор С. И. Ермоленко (УрГПУ) и профессор О. В. Зырянов (УрФУ).

Лермонтовскую тематику открыла докладом «„Завещания" М. Ю. Лермонтова: к проблеме творческой эволюции» на пленарном заседании научной конференции С. И. Ермоленко, в котором вниманию слушателей был предложено глубокое осмысление особой жанровой линии, сформировавшейся в лирике Лермонтова в процессе сложного становления творческой индивидуальности поэта, его поэтического самоопределения. С. И. Ермоленко впервые соотнесла «Завещания» Лермонтова с фольклорной традицией предсмертного слова, что позволило сделать вывод о расширении сферы лирического переживания в творчестве поэта последних лет в процессе объективации лирического сознания, преодоления его замкнутости, осознания «чужого» «я» как другой самоценной личности. Все это открывало новые горизонты для развития русской лирики.

Первое заседание семинара было посвящено проблемам лермонтовской поэтики. Участники с большим интересом выслушали серию докладов, ориентированных на выявление жанровой и стилевой специфики лирических произведений, в которых автор стремится выйти на экзистенциальные уровни личностного сознания. Л. Н. Житкова (Екатеринбург) сосредоточилась на поэтических формах выражения пафоса Богопознания в лермонтовских «молитвах». О. А. Перевалова (Екатеринбург) предложила оригинальную концепцию, согласно которой в творчестве Лермонтова формируется особое жанровое образование — «метамолитва», призванное выразить специфический тип лирического переживания и требующее для решения данной задачи соответствующих художественных форм. Завершил данную серию доклад Л. Н. Тихомировой (Челябинск), в котором был освещен вопрос об экзистенциальном смысловом насыщении лермонтовской «ночной» поэзии.

Вторая серия докладов была ориентирована на тщательный анализ особенностей поэтики в отдельных произведениях Лермонтова, позволяющий углубить понимание художественного замысла их автора.

А. В. Ложкова (Екатеринбург) сосредоточила свои усилия на выявлении особенностей выражения авторского сознания в сатире Лермонтова «Пир Асмодея». Анализ основных уровней поэтической структуры (хронотоп, система образов, организация повествования), пожалуй, впервые так тщательно выполненный, позволил докладчику сделать вывод об иронии как основной форме выражения авторского отношения к общему миропорядку — главному предмету художественного осмысления в названном

Филологический класс № 4 (38), 2014

произведении. И. М. Жукова (Курган) представила слушателям свои наблюдения над семантической насыщенностью строфической композиции в поэме Лермонтова «Аул Бастунджи».

В ходе второго заседания семинара были заслушаны доклады, посвященные рассмотрению лермонтовского творчества в широком контексте русской культуры Х1Х-ХХ веков. Большой интерес вызвали материалы, представленные Т. М. Аболиной и М. И. Стихиной (Екатеринбург): анализ образа Варвары Лопухиной в акварелях и рисунках Лермонтова позволил глубже проникнуть в особенности образного мышления их создателя. Особо хочется отметить фактографическую насыщенность доклада Т. Н. Масальцевой (Пермь) «Творчество М. Ю. Лермонтова в региональной газетной литературной критике конца XIX — начала XX вв.», позволившего значительно уточнить представление об особенностях развития эстетической мысли в одном из крупнейших региональных центров российской культуры. Доклад Н. М. Улитиной (Екатеринбург) «Экзистенциальные аспекты творчества М. Ю. Лермонтова и их влияние на развитие русской художественной культуры» был воспринят слушателями как закономерное и обусловленное логикой предыдущих выступлений завершение первого дня работы семинара.

Второй день работы начался заседанием секции, посвященной рассмотрению творчества М. Ю. Лермонтова в свете русско-европейских литературных взаимосвязей.

А. Н. Кудреватых (Екатеринбург) в своем докладе «Значение опыта Н. М. Карамзина в создании образа „странного человека": М. Ю. Лермонтов „Герой нашего времени"» остановилась на роли и значении психологических открытий главы русского сентиментализма для автора первого психологического романа в русской реалистической литературе. Т. А. Ложкова (Екатеринбург) в докладе «Образ байронического героя в интерпретациях К. Ф. Рылеева и М. Ю. Лермонтова: „Войнаровский" и „Измаил-Бей"», предложив оригинальную трактовку центральных персонажей рылеевской и лермонтовской поэм, убедительно раскрыла трагизм сознания русского байронического героя, неразрешимость его внутренних противоречий. Обращение к роману «Герой нашего времени» в докладе «Тургеневский „Печорин маленького размера"» позволило И. А. Се-мухиной (Екатеринбург) по-новому увидеть образ героя романа «Отцы и дети» — Павла Петровича Кирсанова в его сложности и неоднозначности. Каждый из докладчиков, аргументировав свою по-

Т. А. Ложкова

зицию тщательным сопоставительным анализом, вполне обоснованно ставил вопрос о необходимости углубления современного представления о роли лермонтовского творчества в определении, формировании и развитии важных жанровых и стилевых тенденций историко-литературного процесса в русской литературе XIX века. Доклады вызвали живую дискуссию, определившую характер всей последующей работы семинара.

Вторая часть заседания была посвящена рецепции лермонтовского творчества в контексте мировой эстетической и художественной мысли. А. Г. Овчинников (Екатеринбург) предложил оригинальный сопоставительный анализ эстетического опыта личности в творчестве С. Киркегора и М. Ю. Лермонтова. Т. В. Васильева (Кемерово) привлекла внимание участников семинара к своеобразию художественной интерпретации лермонтовских мотивов в лирике А. Штейгера. Л. Ю. Макарова (Екатеринбург) поделилась своими размышлениями о рефлексии лермонтовского романа «Герой нашего времени» в творчестве Дж. Джойса. Заседание завершилось докладом Е. Г. Доценко (Екатеринбург) «„В Греции все есть": рассказ А. Михалополу „Лермонтов"», в котором вниманию слушателей был предложен тонкий и изящный анализ ассоциативного уровня, возникающего в результате обнаруженных докладчиком в тексте Михалопулу явных и неявных отсылок к личности и творчеству Лермонтова, значительно углубляющих как психологическую канву сюжета, так и художественный смысл авторского замысла в целом.

Завершилась работа семинара круглым столом на тему «Личность и судьба Лермонтова как литературный сюжет». Тон последующему обсуждению был задан выступлениями профессора Ли Чжицян (Сычуаньский университет, Чэнду, КНР) («Лер-

монтов и Передонов: два типа садомазохистской психологии»), М. А. Алексеевой (Екатеринбург) («Биография М. Ю. Лермонтова: от пламенного борца за свободу к мистическому гению») и А. А. Медведева (Тюмень) («Феномен Лермонтова в эссеистике В. Розанова»). Каждое из выступлений было встречено с интересом, проявившемся в большом количестве вопросов к выступающим и непосредственным обсуждением предложенной ими тематики в ходе живой дискуссии. Выступление О. В. Зырянова, посвященное вопросам биографии Лермонтова, его личности, судьбы как литературного сюжета для целого ряда авторов — художников и исследователей, — прозвучало, с одной стороны, как итоговое, обобщившего работу круглого стола, а с другой — обозначило возможные перспективы дальнейшего научного осмысления лермонтовского наследия, его значения в развитии русской и мировой литературы.

ЛИТЕРАТУРА

Лермонтовские чтения: материалы зональной научной конференции: 27 октября 1999 г. / науч. ред. С. И. Ермоленко, отв. ред. Е. Ф. Шефер. Екатеринбург: НУДО «Межотраслевой региональный центр», 1999. — 200 с.

Лермонтовские чтения-П: материалы Всероссийской научной конференции: 7-9 октября 2004 г. / науч. ред. С. И. Ермоленко, отв. ред. Е. Ф. Шефер. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2004. — 176 с.

Лермонтовские чтения-Ш: материалы Всероссийской научной конференции: 15-16 октября 2009 г. / науч. ред. С. И. Ермоленко, отв. ред. Т. А. Ложкова; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010. — 254 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Ложкова Татьяна Анатольевна — доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и методики ее преподавания Уральского государственного педагогического университета. Адрес: 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26 Эл. почта: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Lozhkova Tatyana Anatolyevna is a Doctor of Philology, Professor of Literature and Methods of Teaching Department of the Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.