Научная статья на тему '"Леонид Андреев - смерти не существует" (Дни Леонида Андреева в Санкт-Петербурге)'

"Леонид Андреев - смерти не существует" (Дни Леонида Андреева в Санкт-Петербурге) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
250
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Леонид Андреев - смерти не существует" (Дни Леонида Андреева в Санкт-Петербурге)»

Хроника / The Chronicle

удк 005

Боева Галина Николаевна

Доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры философии и культурологии, Санкт-Петербургский государственный университет профсоюзов; Российская Федерация, Санкт-Петербург, e-mail: g_boeva@rambler.ru

«ЛЕОНИД АНДРЕЕВ - СМЕРТИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ» (ДНИ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ)

Galina N. Boeva

Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of the Department of Philosophy and Culturology, St. Petersburg State University of trade unions;

Russian Federation, St. Petersburg

«LEONID ANDREEV - DEATH DOES NOT EXIST» (THE DAYS OF LEONID ANDREYEV IN SAINT-PETERSBURG)

Для цитирования:

Боева, Г Н. «Леонид Андреев — смерти не существует» (Дни Леонида Андреева в Санкт-Петербурге) // Гуманитарная парадигма. 2018. № 2(5). С. 103-106.

С 20 марта по 4 апреля в Санкт-Петербурге проходил фестиваль «Дни Леонида Андреева». Если учесть мрачный колорит творчества этого русского писателя, его репутацию «певца ужасов», а также приверженность «любимой теме» — страху смерти, то название проекта «Леонид Андреев — смерти не существует» звучит парадоксально. Однако в контексте современности оно приобретает особое звучание: знаковая фигура начала ХХ века, ушедшая в тень после смерти и преданная почти забвенью, Леонид Андреев, писатель и драматург, вновь вернулся и в круг чтения людей разных поколений, и в

103

Дни Леонида Андреева в Санкт-Петербурге

СПЕКТАКЛИ

по пислам Леонида Андреем

АНДРЕЕВСКИЕ ВСТРЕЧИ

с Е.Я. Сслхнсиховой, Л.И. Шишкиной, Г.Н. Ьоевой. С.П. SynuiucaaH. О.Э Маркарян

СПЕКТАКЛЬ ПО ДОРОГЕ

Совместный проект с .музеем-квартирой АА блока

Путешео иие но времени на спектакль ВО. Мейерхольда «Жизнь Человека»

ЭКСКУРСИИ

«Петербургский скиталец -Леонид! Андреем»

КУЛЬТУРНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО

на Марьину горку Инсталляция «Лео;(ил Андреев - жизнь после смерти»

ПОКАЗЫ ФИЛЬМОВ

СЛЕДИТЕ ЗА НОВОСТЯМИ

+7 (921) 587-76-12 640-88-89

литературоведение, и в театр. Поэтому неудивительно, что инициатором проекта стал Театр Нового Зрителя «Синтез» под руководством Андрея Лунина и Елены Озирной1.

В рамках Дней Леонида Андреева в Санкт-Петербурге прошли самые

разнообразные мероприятия просветительского характера:

- пресс-конференция с участием организаторов проекта;

- цикл лекций «Андреевские встречи»;

- кинопоказы по произведениям писателя;

- литературные экскурсии по «андреевским адресам» на Петроградской стороне;

- культурное паломничество к первой могиле Л. Андреева (поселок Серово) и перформанс «Леонид Андреев — жизнь после смерти».

Открытие фестиваля было

ознаменовано показом спектакля по самой знаменитой пьесе Леонида Андреева «Жизнь

*

смерти' не существует

Афиша фестиваля

Человека» (1906), которую последний раз на сцене ставил более чем сто лет назад В. Мейерхольд2 (столь же знаменитая постановка 1907 года в театре Комиссаржевской). Как известно, пьеса была неоднозначно воспринята современниками: одними восторженно приветствовалась (например, её высоко оценил Блок), другими была «забракована» (Брюсов назвал её «сценическим выкидышем»). Театр «Синтез» не побоялся сложной стилистической природы этой новаторской драмы и представил её как гротеск со сценическими «цитатами» из Мейерхольда. К сожалению, вторую театральную постановку театра «Синтез» («Царь-Голод») в рамках Андреевских дней не удалось показать. Однако отметим, что у этой пьесы вообще не было сценической истории до воплощения её на подмостках А. Лунина и Е. Озирной (премьера состоялась годом раньше, в 2017 году).

1 В организации проекта приняла участие Администрация Петроградского района, партнерами проекта выступили Музей-квартира имени А. А. Блока, Андерсен Отель, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Дом молодёжи Василеостровского района, МЦНИ «Пространство Человека», МЦ «Среда», кинотеатр Art Lair, домашняя кондитерская SvetlanTo, информационные порталы «Зовем.ру» и «Светская жизнь на Неве», литературное сообщество «Антоновки».

2 За исключением музыкального спектакля Б. Мильграма в Перми (2011).

Спектакль «ЖизньЧеловека» На сцене театра «Синтез». Постановка А. Лунина и Е. Озирной. Фото любезно предоставлены автору статьи организаторами фестиваля

\ ^

V ж ч у у

Несмотря на культуртрегерский пафос фестиваля, в нём присутствовала вполне «академическая» составляющая: к мероприятиям были привлечены петербургские андрееведы и культурологи, чьи лекции составили первый блок Андреевских дней. Так, свои размышления о писателе в формате публичной лекции представили Е. Я. Селиненкова (театровед, кандидат философских наук, доцент кафедры этнокультурологии РГПУ имени А. И. Герцена), Л. И. Шишкина (кандидат филологических наук, профессор СЗИУ РАНХиГС), Г. Н. Боева (доктор филологических наук, профессор СПб

ГУП), Е. В. Булышева (кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры литературы и искусства РГИСИ), О. Э. Маркарян (историк театра, драматург, аспирант кафедры русского театра РГИСИ). Встречи прошли в залах молодёжного центра независимых искусств «Пространство Человека» (Каменноостровский пр., 64) и молодёжного центра «Среда» (ул. Большая Пушкарская, 32).

Ещё один «блок» Андреевского фестиваля составили встречи-кинопоказы фильмов по произведениям писателя с комментариями петербургских киноведов и обсуждениями после просмотров (площадкой стал кинотеатр ART LAIR на Дивенской ул., 5Б). Как известно, Андреев одним из первых литераторов Серебряного века приветствовал пришествие в русскую культуру кинематографа и пророчил ему победу над театром зрелищ («Письма о театре») и великое будущее в искусстве. Сами произведения Андреева также в высшей степени кинематографичны, и можно назвать

KJ К» -J-J

немало экранизаций его произведений, в том числе прижизненных. В этом смысле всплеск интереса современного кинематографа к андреевскому творчеству вполне закономерен. Скандально знаменитая андреевская «Бездна» (1901) была представлена в двух экранизациях («Зверь ликующий» (реж. В. Уфимцев, 1989) и «Бездна» (реж. А. Коскова (2009)). Просмотр завершился бурной дискуссией. Все показанные в рамках фестиваля экранизации комментировали андрееведы, чьи лекции прозвучали в начале фестиваля, и киноведы (А. Боканча, С. О. Лаппо и др.).

Третий блок — в русле современного арт-дискурса: пешеходная экскурсия «Петербургский скиталец — Леонид Андреев», Офицерская: спектакль по дороге Театра Нового Зрителя «Синтез» по пьесе О. Маркарян (совместно с музеем-квартирой А. А. Блока) и перфор-манс «Леонид Андреев — жизнь после смерти» (Марьина горка, место первой могилы Л. Андреева).

Надеемся, подобные фестива ли станут периодическими.

Пешеходная экскурсия «Петербургский скиталец — Леонид Андреев». Фото любезно предоставлены автору статьи организаторами фестиваля

Во всяком случае, в обсуждении будущности проекта прозвучали имена Евгения Замятина, Константина Вагинова...

Кто станет героем следующего фестиваля?..-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.