УДК: 745.521 ББК: 85.125.3 А43
БО!: 10.18688/аа188-4-40
М. С. Широковских
Ленинградские ситцы:
от серийных образцов к арт-объектам
В последние годы значительно возрос интерес к художественному наследию советской эпохи, и удаление ее в прошлое позволяет все более объективно оценивать достижения и недостатки отечественного искусства и дизайна. К настоящему времени промышленный текстиль ленинградских фабрик представляет собой неоднородное явление с точки зрения сохранности — от полного забвения целых предприятий (и соответственно художников, которые на них работали) до экспонирования отдельных образцов тканей в ведущих музеях.
Более чем два десятилетия прошло с момента закрытия ситценабивной фабрики имени Веры Слуцкой, и с уверенностью можно заключить, что художественные особенности тканей этого предприятия еще не были изучены; исключение составляют ткани с агитационными рисунками, произведенные в 1920-1930 гг. [1; 2; 10]. Необходимо отметить, что в начале XX! в. «агиттекстиль» воспринимается в первую очередь как одно из направлений искусства авангарда; его утилитарное назначение смещено на второй план. Ткани фабрики имени Веры Слуцкой, выпущенные в период с 1960 по 1990 г., наоборот, неотделимы от сферы быта и в то же время они постепенно переходят в категорию предметов искусства. Выявление и оценка их художественных качеств открывают границы для новых исследований. Интересный по художественному значению материал не просто отражает историю развития и угасания текстильной промышленности города, но и затрагивает проблему проектирования массового текстиля представителями одной художественной школы.
Цель данной работы — изучить ассортимент фабрики имени В. Слуцкой, выявить основные типы выпускаемых тканей, определить авторов рисунков. В ходе исследования были использованы различные группы источников: техническая, справочная и монографическая литература из фондов РНБ; ткани и эскизы, архивные материалы, интервью с художниками1.
Набивной текстиль был представлен на международных выставках, в связи с этим разрабатывались рисунки с национальными мотивами. Следует отметить, что информация о выставках (ВДНХ, ЛОСХ) имела существенное значение в уточнении данных
1 Автор выражает благодарность хранителю фонда тканей и знамен Государственного музея истории Санкт-Петербурга С. И. Кузнецовой, а также художницам И. М. Иконниковой и М. А. Николенко за предоставленные материалы и помощь в подготовке статьи.
(были определены имена специалистов, работавших в художественной мастерской фабрики) [9, с.172-173]. Существенным для нас является и тот факт, что среди медалистов выставок были выпускники Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной.
Предоставление образцов тканей в Музей истории города было для ленинградских фабрик обязательным условием. Благодаря этому обстоятельству мы имеем возможность наблюдать за развитием текстильного орнамента при изучении фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга. В альбоме фабрики, датированном 1960 г., были собраны образцы маркизета, сатина, батиста, «халатных» тканей, а также образцы именных тканей «Оленька», «Аврора», «Салют», «Юбилейная», «Новинка»; указаны артикулы тканей без номеров рисунков2.
Маркизеты (арт. 1465, 14613) были оформлены с использованием народных орнаментов, изображений павлиньих перьев, флоральных мотивов; некоторые рисунки представлены в двух-трех колористических вариантах. В целом для данной группы тканей характерно использование тонкой изящной линии, пластичность и уверенность которой лишь подчеркивают ее рукотворность. В 1970 г. маркизетам с рисунками художницы В. Ф. Громовой был присвоен знак качества [9, цв. табл., с. 230-231].
Сатины (арт. 647), более плотные, чем маркизеты, имели иной характер текстильного орнамента, тематика их рисунков ограничена мотивом «пейсли» и крупными стилизованными соцветиями без светотеневой моделировки. Их цвета были более насыщенными за счет структуры ткани.
В альбоме содержится небольшая подборка тканей «Оленька» (арт. 1146). Ткань необычна своей структурой: за счет способа переплетения, создающего мелкие квадратики, поверхность напоминает легкую и воздушную канву для вышивки. В 1970 г. ткани с рисунком И. О. Кондрашовой был присвоен знак качества [9, цв. табл., с. 230-231]. В ее композиции декоративные соцветия собраны в группы и почти полностью закрывают однотонный фон; характер стилизации плоскостный, предельно простой, что допускает использование данной ткани не только в одежде для взрослых, но и в костюме детей и подростков. Фабрикой вырабатывались и образцы ткани «Оленька» с упрощенным рисунком, в которых соцветия образовывали вертикальные полосы4.
Ткань «Юбилейная» (арт. 1028) была разработана и выпущена к 50-летию советской власти5. Фактура ткани усилена рельефными вертикальными и горизонтальными просновками, сообщающими даже несложному рисунку насыщенность. В 1967 г. ткань с рисунком художницы М. И. Сизовой была удостоена знака качества [9, цв. табл., с. 230231]. Художественное решение ткани «Юбилейная» было построено на использовании крупных флоральных мотивов, открытых участков фона, трактовке растительных элементов в духе народных промыслов; соцветия могли быть заключены в шарообразные или дугообразные фигуры. Колорит включал насыщенные цвета и их оттенки.
2 ГМИСПб, У-Б 1215Т.
3 В данной статье приняты обозначения: «арт.» — артикул ткани; «дизайн» — номер рисунка в ассортиментном альбоме фабрики.
4 Там же.
5 Там же.
Весьма интересными с точки зрения дизайна представляются нам ткани «Салют» (арт. 1495). Они были оформлены с использованием крупных ярких мотивов (например, синие розы и малиновый фон), но своеобразие этим тканям придавала особая, почти ажурная структура, полученная за счет переплетений. Традиционное народное искусство стало темой для разработки рисунков в тканях «Новинка» (арт. 1549) и «Аврора» (арт. 1921). Халатные ткани (арт. 1550) и батисты (арт. 1402) этого периода оформлены весьма традиционно с использованием соцветий и листьев.
Изучение подборки тканей ситценабивной фабрики им. В. Слуцкой за 1970-е гг. в Музее истории Санкт-Петербурга позволяет обнаружить ряд новых именных тканей («Северянка», арт. 72137; «Ленинградка», арт. 72157; «Соломка», арт. 75049; «Русь», арт. 72108; «Шотландка», арт. 72196)6. Многие из них не оформлены набивным орнаментом и представляют собой ремизные ткани со сложной структурой и изысканной цветовой гаммой. Рисунки набивных тканей по стилистике соответствуют образцам, выпущенным в предыдущем десятилетии, их тематика ограничена стилизованными растительными мотивами и восточными «огурцами» вне зависимости от плотности и назначения ткани. В данной группе есть плотная, похожая по фактуре на лен, ткань «с эффектом переплетения» (арт. 72137), в оформлении которой крупные цветовые пятна дополнены тонкой линией, как бы наложенной на основной мотив и не всегда совпадающей с ним. Анализ внешнего вида тканей 1970-х гг. позволяет заключить, что они вполне соответствовали моде как по рисункам, так и по структурам [3, с. 3; 4, с. 4, 5]. Согласованность же структуры тканей и их рисунков отмечалась в специализированной литературе [8, с. 56].
В 1980-е гг. в музей поступили образцы маркизета, батиста, рогожки с рисунками различными по тематике и колориту7. Тонкие ткани летней группы были оформлены с использованием мотивов чешуи, перьев, кожи рептилий. В собрании музея есть и ткани с детально проработанными растительными элементами. В некоторых образцах заметны купонные ткани и орнаменты на основе полосы и клетки; представлены образцы детских тканей с ретроавтомобилями.
В рекомендациях Всесоюзного института ассортимента изделий легкой промышленности и культуры одежды (ВИАЛегпром) на 1985 г. описаны три типа набивных рисунков [5, с. 21-22]. Ткани ситценабивной фабрики им. В. Слуцкой соответствуют группе рисунков под девизом «Ярмарка» за счет многоцветия, декоративности, преобладания растительных мотивов, условности трактовки. Некоторые из тканей можно отнести к группе «Ремесло», в них заметно влияние народного искусства. Фольклорная тема трактуется весьма изысканно и утонченно, особенно в тонких штапельных тканях, рисунки которых построены на основе кружева, тесьмы, среднеазиатских икатов, набойки. Необычным представляется нам рисунок, собранный из различных по композиции платков; его можно отнести к рисункам среднего масштаба — размер одного мотива не более 10 см.
Тонкая (возможно, батист) ткань «Юбилейная», разработанная на тему «Олим-пиада-80», объединяет фольклорную и спортивную тематику. Ее рисунок составлен
ГМИ СПб., У-Б 1245.
Там же, У-Б 706Т.
Рис. 1. Ирина Алова. Ткань «Невская волна». Ситценабивная фабрика им. В. Слуцкой. 1990-е. Личный архив М. А. Николенко, Санкт-Петербург
из вертикальных полос, собранных из мелкомасштабных элементов, прообразом которых стали вышивальные стежки. В эти вертикальные линии введены надпись: «Москва 80» и символика Олимпиады в виде пяти колец. Рисунок представлен в альбоме в трех колористических вариантах.
К сожалению, в собрании ГМИ СПб отсутствуют артикулы некоторых тканей и номера рисунков, присвоенные им и соответствующие нумерации ассортиментного альбома фабрики; не указаны фамилии художников. В рамках данного исследования вопрос авторства является весьма существенным, в связи с этим были проведены интервью и изучены вещественные материалы (эскизы и ткани) из личных архивов Марии Николенко и Ирины Иконниковой.
Особого внимания заслуживают ткани и эскизы выпускниц ЛВХПУ имени В. И. Мухиной, которые представляют собой пример развития орнаментального искусства в 1980-1990 гг. В этот период в образном строе ленинградских ситцев появились новые темы и технологии. С целью определения художественных особенностей тканей были изучены работы И. В. Аловой, И. М. Иконниковой.
В 1980-1990-е гг. рисунки создавались с использованием различных графических приемов, сочетаний фактур, разбрызгивания, метода коллажа. В эскизах Ирины Аловой мы можем наблюдать совершенно новый, свободный подход к проектированию набивного рисунка. Она собирала раппортную композицию из фрагментов ярких тональных и цветовых растяжек, наклеивая их на белую основу; использовала прием «сухая кисть», применяла метод разбрызгивания, растушевки, штриховки. В этом направлении были созданы рисунки для ткани «Невская волна» (Рис. 1) (арт. 1533, дизайн 7985), костюм-но-плательной ткани (арт. 1080, дизайн 8012), ситца (арт. 46, дизайн 8039).
Отдельную группу составляют рисунки, спроектированные И. В. Аловой на основе мотива «гусиная лапка» («Протон», арт. 888, дизайн 882), а также на основе графических «плетенок», цифровых и буквенных обозначений. Лаконичный шрифтовой орнамент, полученный путем трансформации собственных инициалов, художница расположила в шахматном порядке и предложила в качестве варианта для оформления плательной ткани летней группы (Рис. 2). Разработку рисунков для легкого полупрозрачного мар-
Рис. 2. Ирина Алова. Ткань с орнаментом на основе шрифта. Ситценабивная фабрика им. В. Слуцкой. 1990-е. Личный архив М. А. Николенко, Санкт-Петербург
кизета Ирина Алова вела с использованием тонкой линейной графики и мотивов флоры и фауны (перья, ирисы, морские раковины и пр.). Она применяла наиболее актуальную тогда [6, с. 15-16] трактовку мотивов, имитируя фактуру цветовым штрихом и тональными переходами, создающими не объём, а стилизацию, напоминающую линогравюру.
В проектах набивных рисунков, разработанных Ириной Иконниковой, прослеживается согласованность с ведущими направлениями набивных тканей конца 1980 — начала 1990-х гг. Ее раппортные композиции уравновешены, в них большие участки открытого фона чередовались с участками с плотным равномерным заполнением. В плательных и рубашечных тканях по эскизам И. М. Иконниковой преобладали изысканные растительные и геометрические мотивы; изображение строилось на вьющейся линии в сочетании с некрупными, сплошь залитыми пятнами (дизайн 7939, 8266, 8802, 8804). Рисунки для тканей детской группы особенно фланели, художница проектировала за счет использования стилизованных растительных мотивов и природных фактур, используя контрастные цветовые сочетания единой насыщенности (дизайн 7903, 8144). Шрифты стали основой для молодежных рисунков. Ирина Иконникова создала ряд раппортных композиций, применявшихся в оформлении фор-моустойчивых тканей, из которых шили спортивную и верхнюю одежду (дизайн 8044, 8076, 8184). Набивные орнаменты нередко выполнялись пигментами с эффектом «ме-таллик». Декоративность текстильных разработок И. М. Иконниковой вполне отвечала направлениям моды конца 1980-х — начала 1990-х гг. [6, с. 4; 7, с. 18,19,23].
Ленинградская ситценабивная фабрика им. В. Слуцкой стала местом работы для целого ряда выпускников кафедры художественного текстиля ЛВХПУ им. В. И. Мухиной (Н. Н. Менкович, С. А. Бусыгина, Н. В. Пирогова, Е. П. Александрова, Н. В. Абрамянц, О. Е. Калинина, Г. П. Щербинина, Н. Г. Карпова), но определить авторов доступных для изучения тканей не всегда представляется возможным. Архивные материалы дают представление о худсоветах, компоновке ассортиментных залов (Рис. 3), о некоторых тканях и очень редко о художниках и их роли в формировании образного ряда ленинградских ситцев8.
Рис. 3. Художники Н. В. Пирогова и О. Е. Калинина за отбором рисунков тканей. Ситценабивная фабрика им. В. Слуцкой. 1981. ЦГАКФФД, Санкт-Петербург
ЦГАКФФД СПб. АР199872, Ар199873, Ар167967, Ар155824, Бр25689.
Во второй половине ХХ столетия текстильный орнамент усложнялся стремительными темпами [8, с. 52], кроме того, рисунки тканей подчинялись эволюции костюма и интерьера. Ситценабивная фабрика им. В. Слуцкой представляла собой одно из ведущих предприятий Северо-Западного региона, в связи с этим ленинградские ткани освещались в отечественной периодике и литературе технического характера.
Даже столь краткий обзор тканей данного предприятия за несколько десятилетий (1960-1990 гг.) позволяет отметить развитие тематического ряда рисунков и их колористической гаммы.
Решение поставленных исследовательских задач кратко сформулировано в следующих тезисах. В настоящее время автором изучены ткани фабрики им. В. Слуцкой из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга и личных архивов художников и их семей. И если у художников собраны в основном собственные работы, то принцип формирования альбомов для музейной коллекции до конца не определен. Возможно, основным критерием отбора было присуждение тканям «знака качества», медалей и дипломов выставок. В 1950-1960-е гг. ведущими были рисунки с флоральными мотивами и орнаменты для нарядных тканей с сюжетными изображениями, в которых заметна попытка актуализации народного наследия. Наибольшее внимание уделялось проектированию тонких плательных тканей (маркизет, батист); портьерные и детские ткани оформлялись с меньшим энтузиазмом и соответствием моде; ткани со стойким тиснением представлены в музейных фондах в небольшом количестве, равно как и сувенирные ткани. Платки, разработанные и выпущенные фабрикой к юбилейным советским событиям, в Музее истории Санкт-Петербурга не представлены, однако на основе материалов Государственного архива кинофотофонодокументов9 и литературных источников [9, с. 173] можно сделать вывод, что художники проектировали рисунки не только для тканей, но и для галантерейных изделий.
В 1980-е гг. выделились новые группы тканей (молодежные), для которых были характерны активное эмоциональное воздействие, новизна и нетрадиционность мотивов; в них особенно ярко проявлялись направления молодежной моды. Нарастающее стремление к образности выразилось в начале 1990-х гг. через свободные импровизации художников-проектировщиков (в настоящее время это дает возможность определения их авторской манеры). Основной декоративный эффект в данной группе тканей строился на сочетании матовых и блестящих поверхностей (Рис. 4), на применении в одной композиции валов с различными по стилистике рисунками. Эти ткани представляют пример органичного соединения модных тенденций, искусства и дизайна. Их с уверен-
Рис. 4. Автор неизвестен (предположительно, Н. В. Абрамянц). Хлопчатобумажная ткань. Ситценабивная фабрика им. В. Слуцкой. 1990-е. Частное собрание, Санкт-Петербург
Там же, Ар108334, Бр24702.
ностью можно отнести к приметам «времени перемен», когда перед таким явлением, как мода, не смогли устоять ни идеология, ни «железный занавес». Собранный и изученный материал позволил впервые установить художественную и культурную значимость ленинградских тканей, выявить их взаимосвязь с социальными процессами.
Работа по изучению ленинградского текстиля второй половины ХХ в. ведется немногим более двух лет, однако уже на данном этапе ее результаты апробируются в курсе по истории текстиля ввиду их практической значимости для начинающих дизайнеров.
Литература
1. Блюмин М. А. Влияние искусства авангарда на орнаментальные мотивы тканей 1910-1930-х годов на примере стран Западной Европы и России: дис. ... канд. иск. — СПб., 2006. — 287 с.
2. Блюмин М. А. Коллекция советских набивных тканей 1920-1930-х гг. Музея прикладного искусства СПГХПА: к вопросу истории формирования // Месмахеровские чтения. — СПб.: СПбГХПА, 2002. — С. 74-78.
3. Мода-76. Методические указания. Ленинградский Дом моделей одежды / В. Н. Кучин, М. В. Антонова, К. В. Кудряшов, О. Г. Куликов. — Л.: Леншвейпром, 1976. — 16 с.
4. Мода-77. Методические указания. Ленинградский Дом моделей одежды / В. Н. Кучин, М. В. Антонова, К. В. Кудряшов, А. И. Соколова. — Л.: Леншвейпром, 1977. — 16 с.
5. Перспективное направление моды и развития ассортимента и художественно-колористического оформления тканей и материалов на 1985 год. — М.: ВИАлегпром, 1983. — 56 с.
6. Перспективное направление моды и развития ассортимента и художественно-колористического оформления тканей и материалов на 1986 год / Мин-во лег. пром-сти СССР, Эстет. комис. по вопр. моды и культуры одежды. — М.: ВИАлегпром, 1984. — 38 с.
7. Перспективное направление моды и развития ассортимента и художественно-колористического оформления тканей и материалов на 1991 год / Мин-во быт. обслуж. населения РСФСР. Центр. опыт.-техн. швейн. лаб.; [Исполн. Г. Г.Лазарева и др.]. — М.: ЦБНТИ, 1990. — 34 с.
8. Стриженова Т. Особенности работы художников промышленного текстиля // Советское декоративное искусство 73-74 / Ред. К. И. Рождественский, Л. В. Андреева. — М.: Советский художник, 1975. — С. 49-59.
9. Фабрика на взморье. Страницы биографии коллектива Ленинградской ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени ситценабивной фабрики им. Веры Слуцкой / Т. В. Павлова, Е. И. Кулагина, Л. М. Антюфеев. — Л.: Лениздат, 1973. — 272 с.
10. Ясинская И. М. Ткани 1920-х годов в собрании Русского музея // Сообщения ГРМ, Вып. X. — М.: Изобразительное искусство, 1974. — С. 78-83.
Название статьи. Ленинградские ситцы: от серийных образцов к арт-объектам. Сведения об авторе. Широковских Маргарита Сергеевна — кандидат искусствоведения, старший преподаватель. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица, Соляной пер., д. 13-15, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191028. [email protected]
Аннотация. В статье отражены результаты исследования набивных тканей фабрики имени Веры Слуцкой. Рассматриваются актуальные вопросы проектирования текстильных рисунков. Описаны образцы тканей и орнаментов из музейных и частных собраний. Приведены конкретные примеры из проектно-творческой практики художников Ирины Аловой и Ирины Иконниковой, перечислены артикулы и номера рисунков из ассортиментных альбомов фабрики. Предпринята попытка увидеть набивные ткани не только как результат производственного процесса, но и в равной степени как часть культурного потенциала города. Изученный пласт материалов дал возможность выявить специфические черты текстильных рисунков, определить авторов раппортных композиций. Рекомендации ВИ-АЛегпрома сопоставлены с фондовыми и архивными материалами, в результате работы установлены основные тематические направления в проектировании ленинградского массового художественного текстиля последней трети XX в. В заключение прослеживаются характерные тенденции развития набивного орнамента в русле эстетических поисков 1980-1990 гг., отмечено возрастающее влияние моды. Предлагается использование результатов в учебном процессе и дизайнерской практике.
Ключевые слова: текстильная фабрика; ткани; набивной рисунок; дизайн; Ленинград; Государственный музей истории Санкт-Петербурга; орнамент; батист; маркизет.
Title. Leningrad Printed Fabrics Production: From Serial Samples to Art Objects.
Author. Shirokovskikh, Margarita Sergeevna — Ph. D., head lecturer. Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design, Solianoi per., 13-15, 191028 St. Petersburg, Russian Federation. [email protected]
Abstract. The article reflects the results of the study on the printed fabrics produced by the Vera Slutskaya factory. It also addresses the actual questions of textile design. The described tissue samples and patterns were provided by museums and private collections. Certain examples of the creative practice of the design artists Irina Alova and Irina Ikonnikova are presented in the article. An attempt has been made to consider the printed fabric, not only as the result of the production process, but as part of the city's cultural potential. The studied volume of the materials made it possible to reveal the specific features of the textile patterns and to identify the authors of the repeated ornaments. The recommendations of VIALegprom (The All-Union Institute of the Assortment of Products of Light Industry and Clothing Culture) have been compared with the museum collections and archives, which resulted in the specification of the main thematic trends of the design of Leningrad industrial textiles of the last third of the 20th century. Finally, the main tendencies in the development of the printed ornament in the spirit of the 1980s and 1990s have been determined, and the increasing influence of fashion has been underlined.
Keywords: textile factory; fabrics; printed pattern; design; Leningrad; State Museum of History of St. Petersburg; ornament; batiste; marquisette.
References
Andreeva I. A. Moda i kul'tura odezhdy (Fashion and a Clothing Culture). Moscow, Znanie Publ., 1987. 63 p. (in Russian).
Batsyn N. P. Koloristicheskoe oformlenie khlopchatobumazhnykh tkanei (Coloristic Decoration of Cotton Fabrics). Moscow, Gizlegprom Publ., 1952, pp. 3, 26 (in Russian).
Bliumin M. A. Vliianie iskusstva avangarda na ornamentalnye motivy tkanei 1910-1930-khgodov naprimere stran Zapadnoi Evropy i Rossii. Dissertation (Influence of Avant-Garde Art in the Ornamental Motifs of Fabrics in 1910-1930s on the Example of the Western European Countries and Russia. Ph. D. Thesis). Saint Petersburg, 2006. 287 p. (in Russian).
Bliumin M. A. Collection of Soviet Printed Fabrics of 1920-1930s at the Museum of Applied Arts SPGHPA: To the Question of the Formation History. Mesmakherovskie chteniia (Mesmaherovskie Reading). Saint Petersburg, 2002, pp. 74-78 (in Russian).
Dolinskaia G. B. New Types of Fabrics and Finishing Equipment at the Exhibition of Achievements of National Economy. Krashenie i otdelka tkanei (Dyeing and Finishing of Fabrics). Moscow, Tsentral'nyi nauchno-issledovatel'skii institut legkoi promyshlennosti Publ., 1962, no. 8, pp. 5-6 (in Russian).
Iasinskaia I. M. Fabrics of 1920 in the Russian Museum Collection. Soobshcheniia Gosudarstvennogo Russkogo muzeia (Publications of the Russian Museum), 1974, no. 10, pp. 78-83 (in Russian).
Kabanova O. Designers Show. Dekorativnoe iskusstvo SSSR (Decorative Arts of the USSR), 1982, no. 3, pp. 29-30 (in Russian).
Korchak E. K. Perspektivnoe napravlenie mody i razvitiia assortimenta i khudozhestvenno-koloristicheskogo oformleniia tkanei i materialov na 1989 god (Perspective Direction of Development of Fashion and Range of Color and Design of Fabrics and Materials for 1989). Moscow, Ministerstvo bytovogo obsluzhivaniia RSFSR Publ., 1988. 37 p. (in Russian).
Kuchin V. N.; Antonova M. V.; Kudriashov K. V.; Kulikov O. G. (eds.). Moda — 76. Metodicheskie ukazaniia. Leningradskii Dom modelei odezhdy (Fashion 1976. Guidelines of the Leningrad House of Fashion). Leningrad, Lenshveiprom Publ., 1976. 16 p. (in Russian).
Kuchin V. N.; Antonova M. V.; Kudriashov K. V.; Sokolova A. I. (eds.). Moda — 77. Metodicheskie ukazaniia. Leningradskii Dom modelei odezhdy (Fashion 1977. Guidelines of the Leningrad House of Fashion). Leningrad, Lenshveiprom Publ., 1977. 16 p. (in Russian).
Lazareva G. G. Perspektivnoe napravlenie mody i razvitiia assortimenta i khudozhestvenno-koloristicheskogo oformleniia tkanei i materialov na 1984 god (Perspective Direction of Development of Fashion and Range of Color and Design of Fabrics and Materials for 1984). Moscow, Ministerstvo bytovogo obsluzhivaniia RSFSR Publ., 1983. 25 p. (in Russian).
Lazareva G. G. Perspektivnoe napravlenie mody i razvitiia assortimenta i khudozhestvenno-koloristicheskogo oformleniia tkanei i materialov na 1991 god (Perspective Direction of Development of Fashion and Range of Color and Design of Fabrics and Materials for 1991). Moscow, Central Bureau of Scientific and Technical Information Publ., 1990. 34 p. (in Russian).
Pavlova T. V.; Kulagina E. I.; Antiufeev L. M. Fabrika na vzmor'e (The Factory at the Seaside). Leningrad, Lenizdat Publ., 1973. 272 p. (in Russian).
Shirokovskikh M. S. The Range of Children's Fabrics at the Vera Slutskaia Factory as the Experience of Industrial Design of A. L. Stieglitz Academy Graduates. Uchitelia i ucheniki. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii k 190-letiiu MGKhPA im. S. G. Stroganova (Teachers and Students. Proceedings of the International Scientific Conference to the 190th Anniversary of S. G. Stroganov MGHPA), 2016, pp. 200-204 (in Russian).
Shirokovskikh M. S. Factory of Vera Slutskaya in 1980-1990: Fashion, Themes, Fabrics. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki (Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice), 2016, no. 9 (71), pp. 223-226 (in Russian).
Shumyatskaya E. How to Create Designs for Fabrics. Dekorativnoe iskusstvo SSSR (Decorative Arts of the USSR), 1958, no. 8, pp. 25-28 (in Russian).
Stepanova L. N.; Nikolaeva K. D. Embossing of Staple Fabrics. Krashenie i otdelka tkanei (Dyeing and Finishing of Fabrics). Moscow, Tsentral'nyi nauchno-issledovatel'skii institut legkoi promyshlennosti Publ., 1962, no. 11, pp. 1-3 (in Russian).
Strizhenova T. Features of Textile Designers Work. Sovetskoe dekorativnoe iskusstvo 73-74 (Soviet Decorative Art 73-74). Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1975, pp. 49-59 (in Russian).
Strizhenova T. Patterns of Moscow Fabrics. Dekorativnoe iskusstvo SSSR (Decorative Arts of the USSR), 1971, no. 1 (158), pp. 46-49 (in Russian).
Sysoeva N. I. Dekorativnye tkani v interere (Decorative Fabrics in the Interior). Moscow, Legkaia industriia Publ., 1966. 40 p. (in Russian).
Zhuravlev S. V.; Gronov Iu. Modapo planu: istoriia mody i modelirovaniia odezhdy v SSSR (Fashion according to Plan: The History of Fashion and Fashion Design in the USSR). Moscow, Institut Rossiiskoi Istorii Rossiiskoi Akademii Nauk Publ., 2013. 494 p. (in Russian).