в права* _
Пленум Союза композиторов Татарии. Сидит третий слева — А. С. Леман. НА РТ, оп.2, №606.
Альберт Семенович Леман (19151998) - фигура неординарная. Композитор, пианист, педагог, один из ведущих музыкальных деятелей ТАССР в 40-60-е гг. XX в.
Н. С. Леман в 1940 г. окончил Ленинградскую консерваторию, работал заведующим музыкальным отделом Управления по делам искусств исполкома Ленинградского горсовета. В 1942 г. был эвакуирован из Ленинграда в Казань. С 1945 г. - преподаватель Казанской консерватории, заведующий кафедрой композиции. Он внес огромный вклад в развитие татарской музыкальной профессиональной культуры, воспитал несколько поколений композиторов Татарстана и других республик Поволжья. Среди учеников А. С. Лемана композиторы Ф. А. Ахме-тов, Р. Н. Белялов, Р. А. Еникеев, А. Б. Луппов, А. С. Монасыпов, М. 3. Яруллин, музыкант О. Л. Лундстрем и другие.
Альберт Семенович был удостоен ряда высоких званий. Он—заслуженный деятель
искусств РСФСР, Чувашской АССР, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. А. С. Леман был избран профессором Ленинградской (1969) и Московской консерваторий (1971).
В Центральном государственном архиве историко-политической документации Республики Татарстан хранятся документы об одном из сложных периодов жизни композитора. А. С. Леман несколько лет состоял на учете в МВД ТАССР как «выселенец-немец». Он был родом из Автономной Советской Социалистической Республики немцев Поволжья, которая была ликвидирована 28 августа 1941 г., а ее население — депортировано.
Мы публикуем письмо известного музыкального деятеля Михаила Фабиановича Гнесина1 секретарю Татарского обкома ВКП(б) 3. И. Муратову с просьбой о помощи А. С. Леману, справку МВД ТАССР и характеристики на А. С. Лемана, одна из которых подписана С. Сайдашевым.
.158:
ВРЕМЯ В СУДЬБАХ И ДОКУМЕНТАХ
Письмо профессора М. Ф. Гнесина секретарю Татарского обкома ВКП(б) 3. И. Муратову о композиторе А. С. Лемане
Глубокоуважаемый тов[арищ] Муратов!
г. Москва.
Со времени эвакуации из Ленинграда в 1941 г. жизненные обстоятельства столкнули меня с Казанью и ее музыкально-общественной жизнью. По приглашению почтенного и выдающегося казанского музыкального деятеля Р. Л. Полянова я вел занятия и читал лекции в здешнем музыкальном училище; бывал я неоднократно на собраниях Союза композиторов. Постепенно у меня сложилось настолько благоприятное впечатление от здешнего музыкального мира и от характера различных музыкальных начинаний в Казани, что и впоследствии я не раз приезжал сюда, и по вызову здешних учреждений, и по командировкам Комитета по делам искусств и оргкомитета ССК2, и по собственному почину* . В Москве я пользовался каждым случаем, чтобы подчеркнуть значимость музыкальной культуры в ТатАССР и так или иначе посодействовать музыкальной жизни в Казани.
Одним из очень заметных здешних музыкальных работников является Альберт Семенович Леман, талантливый композитор, немало и плодотворно поработавший над татарским народно-песенным творчеством, яркий пианист и отличный педагог Казанской консерватории, чрезвычайно успешно ведущий занятия по ряду предметов.
И было очень тяжело узнать, что этот высококультурный, энергичный и патриотичный деятель советского искусства, эвакуированный райсоветом депутатов трудящихся Ленинграда в 1942 г. в Казань и направленный Управлением по делам искусств в Управление по делам искусств Татарской [А]ССР с блистательной рекомендацией, попал здесь в крайне тяжелое положение, из которого он, в сущности, не вышел и по сие время, несмотря на прямые его заслуги перед татарской художественной культурой. По ряду обстоятельств и, в значительной степени, в силу ошибки, кем-то допущенной в военные годы, Леман и по сие время является лицом как бы ограниченным в правах, не имеющим возможности показать в столице СССР или где-либо за пределами Казани свои достижения, неутверждаемым в звании доцента и вынужденным довольствоваться ставкой, совершенно несоответствующей его квалификации и разрушать свое здоровье непомерным трудом, обязываемым к оскорбительной для его достоинства систематической явке для регистрации и т. п.
Я близко знаю Лемана почти пятнадцать лет со времени его поступления в консерваторию. С самых первых шагов он блестяще зарекомендовал себя как крупно-талантливый и инициативно-общественный человек и гражданин. В студенческие годы он был привлечен к работе в Управление музык[альными] учреждениями Ленинграда, где впоследствии занял крупную должность и ярко проявил себя в страшный и героический период блокады Ленинграда. Работа Лемана в Казани не только талантлива и плодотворна, но она уже помогла некоторым первым победам юных татарских композиторов на смотре композиторских работ питомцев всех консерваторий, состоявшемся недавно в Москве. Я считаю, что ошибка, которая была совершена в отношении Лемана в 1942 г. простительна, так как это было в разгар военных действий. Но не исправить ее в настоящее время — это не только ничем неоправдываемая жестокость, но и новая ошибка, которая при нынешних международных обстоятельствах является, с моей точки зрения, ошибкой даже политической. Мой отзыв об А. С. Лемане подтверждают многочисленные справки, имеющиеся у него на руках, часть которых я при сем прилагаю. Я очень прошу Вас обратить внимание на положение А. С. Лемана и помочь ему. Прошу также о тех или иных результатах сообщить мне по моему московскому адресу.
С уважением, лауреат Сталинской премии, заслуженный деятель искусств, зам[еститель] председателя секции искусств во Всесоюзном обществе по распространению политических и научных знаний, профессор музыкально-педагогического института имени Гнесиных
Михаил Гнесин 1 августа 1949 г.
Резолюция: тов. Токареву3. На Ваше усмотрение. Муратов.
ЦГА ИПД РТ, ф.30, оп.3, д.1770, л.4.
*3десь и далее подчеркнуто в документе.
«ЛЕМАН И ПО СИЕ ВРЕМЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИЦОМ КАК БЫ ОГРАНИЧЕННЫМИ В ПРАВАХ»
<Ь9
Копия характеристики на А. С. Лемана, составленной директором Ленинградской консерватории П. Серебряковым и деканом композиторского факультета Ю. Тюлиным
12 мая 1941 г. г. Ленинград
Тов. А. Леман по окончании композиторского факультета Лен[инградской] ордена Ленина гос[ударственной] консерватории в прошлом году был выдвинут советом факультета в аспирантуру, как высоко одаренный композитор. Поступление в аспирантуру было отсрочено до окончания т. Леманом фортепианного факультета в нынешнем году.
Тов. А. Леман всесторонне овладел композиторским мастерством и может быть использован на профессиональной работе как композитор, оркестровщик, дирижер, пианист и педагог.
ЦГА ИПД РТ, ф.30, оп.3, д.1770, л.5.
Копия письма Управления по делам искусств исполкома Ленинградского горсовета депутатов трудящихся Управлению по делам искусств ТАССР об оказании помощи А. С. Леману
г. Ленинград
Управление по делам искусств исполкома Ленгорсовета просит оказать возможное содействие тов. Леману А. С., который ввиду плохого состояния здоровья вынужден эвакуироваться в гор. Казань к месту жительства его семьи.
Леман А. С. в течение ряда лет, являясь завед[ующим] музыкальным отделом Управления, одновременно проводил большую творческую работу по сочинению различных музыкальных сочинений (симфония, два фортепианных концерта, много романсов, целый ряд сочинений, посвященных Великой Отечественной войне, которые исполняются с большим успехом в частях Красной Армии и Военно-Морского флота).
На прошедшем конкурсе ленинградских композиторов в честь XXIV годовщины Красной Армии Леман А. С. был премирован.
Благодарность и премия им также получены от председателя Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК СССР тов. Храпченко за проведенную работу в Управлении по делам искусств в период блокады Ленинграда.
Начальник Управления (Б. Загурский) Не позднее 4 апреля 1942 г.*
ЦГА ИПД РТ, ф.30, оп.3, д.1770, л.6.
Характеристика на исполняющего обязанности доцента А. С. Лемана, составленная временно исполняющим обязанности директора КГК В. Г. Апресовым и секретарем парторганизации КГК Галимзяновым
1 августа 1949 г. г. Казань
Тов. Леман А. С. работает в Казанской государственной консерватории почти с основания — с декабря 1945 г. Тов. Леман обладает разносторонними способностями, прекрасной школой и большой культурой, что в соединении с любовным отношением к работе, делает его очень ценным и полезным работником консерватории. Как руководитель классов композиции и специального фортепиано т. Леман добился в своей педагогической работе хороших результатов, что особенно ярко выявилось на Всесоюзном смотре композиторов — студентов консерваторий, где работы учеников т. Лемана получили одобрение и признание.
Отдавая все свои знания и силы делу строительства молодой Казанской консерватории, воспитания молодежи и развития татарской музыкальной культуры, тов. Леман много работает над повышением своего идейного и профессионального кругозора, постоянно занимаясь творческой работой. Он часто выступает как исполнитель в концертах и активно сотрудничает в Союзе композиторов. Из его последних сочинений надо отметить ряд песен на слова советских поэтов и три песни о И. В. Сталине. Т. Леман также активно участвует и в общественно-музыкальной жизни консерватории.
* Датируется по содержанию документа.
ВРЕМЯ В СУДЬБАХ И ДОКУМЕНТАХ
Во всей своей многообразной деятельности т. Леман проявляет себя как передовой советский музыкант, политически и профессионально образованный, посвятивший свою жизнь строительству советского искусства.
Характеристика на А. С. Лемана, составленная членом правления ССК ТАССР С. 3. Сайдашевым
Не позднее августа 1949 г.
г. Казань
Член Союза советских композиторов Татарии Альберт Семенович Леман является одним из наиболее профессионально эрудированных и подготовленных композиторов.
Окончив в 1940 г. Ленинградскую государственную консерваторию по двум специальностям (по фортепиано — у проф[ессора] Голубовской, по композиции — у проф[ессора] Гнесина), Леман принимает интенсивное творческое участие в обороне Ленинграда периода первого года блокады, занимая одновременно ряд ответственных административно-руководящих постов.
После эвакуации в пределы ТАССР Леман, живя в районах республики, вплотную знакомится со спецификой татарского песенного фольклора, немедленно используя его интонации в своей творческой практике.
В творческой жизни ССК Татарии Леман всегда проявляет самое активное участие. За время пребывания в Казани им написано значительное число массовых песен, романсов, обработок русских и татарских народных песен, инструментальных, камерных и симфонических произведений. Основными чертами, присущими его творческому дарованию, являются широта и напевность мелодий, яркость и свежесть гармонического языка, лаконизм в изложении, ясность и отточенность форм.
С момента открытия Казанской государственной консерватории Леман — активный член ее педагогического коллектива.
Справка начальнику первого спецотдела МВД ТАССР об А. С. Лемане
Леман Альберт Семенович, 1915 г. рождения, уроженец Саратовской обл[асти] (бы-в[шей] республики немцев Поволжья) состоит на учете в ОСК4 МВД ТАССР, как выселенец-немец, выселенный из гор. Ленинграда в период Отечественной войны. Компроматериалов на Лемана в личном деле не имеется. Нач[альник] ОСК МВД ТАССР майор Лывин
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. М. Ф. Гнесин (1883-1957) — композитор, профессор Ленинградской консерватории и музыкально-педагогического института им. Гнесиных в Москве.
2. ССК - Союз советских композиторов.
3. Д. С. Токарев - министр госбезопасности ТАССР.
4. Оперативно-справочный каталог.
ЦГА ИПД РТ, ф.30, оп.3, д.1770, л.9.
ЦГА ИПД РТ, ф.30, оп.3, д.1770, л.10.
3 августа 1949 г. г. Казань
ЦГА ИПД РТ, ф.30, оп.3, д.1770,л.3 об.
Софья Елизарова,
главный специалист ЦГА ИПД РТ
«ЛЕМАН И ПО СИЕ ВРЕМЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИЦОМ КАК БЫ
ОГРАНИЧЕННЫМИ В ПРАВАХ»