Научная статья на тему 'Лелантская война и проблема происхождения греческой фаланги'

Лелантская война и проблема происхождения греческой фаланги Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
305
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕЛАНТСКАЯ ВОЙНА / ГОПЛИТСКАЯ ФАЛАНГА / ЭВБЕЯ / ЭРЕТРИЯ / ХАЛКИДА / LELANTINE WAR / HOPLITE PHALANX / EUBOEA / ERETRIA / CHALKIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зайцев Дмитрий Владимирович

Проблемы Лелантской войны и становления греческой фаланги в историографии зачастую выступают как взаимосвязанные. Более того, некоторые авторы пытаются использовать данные по одной из этих проблем для решения другой. В статье содержится критика этого подхода. Основной вывод заключается в том, что даже если Лелантская война и становление фаланги были синхронны, это не дает оснований для объяснения одной проблемы через другую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Lelantine war and Hoplite Phalanx formation are considered often as connected in historiography. Moreover, some authors try to use data on one of these problems for the solution of another. Article contains the criticism of this way. Main conclusion is following: even if Lelantine war and formation of phalanx are synchronic, it does not give the grounds for an explanation of one problem through another.

Текст научной работы на тему «Лелантская война и проблема происхождения греческой фаланги»

Псковский военно-исторический вестник. Выпуск 2.

ПРОБЛЕМЫ ВОЙНЫ И МИРА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

УДК 94(38).02

Зайцев Д. В.

ЛЕЛАНТСКАЯ ВОЙНА И ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФАЛАНГИ*

Проблемы Лелантской войны и становления греческой фаланги в историографии зачастую выступают как взаимосвязанные. Более того, некоторые авторы пытаются использовать данные по одной из этих проблем для решения другой. В статье содержится критика этого подхода. Основной вывод заключается в том, что даже если Лелантская война и становление фаланги были синхронны, это не дает оснований для объяснения одной проблемы через другую.

Ключевые слова: Лелантская война, гоплитская фаланга, Эвбея, Эретрия, Халкида.

История архаической Греции включает в себя огромное количество неразрешенных проблем. К такой ситуации приводит несколько факторов: это и недостаток письменных источников, и очень динамичный рост количества археологических материалов, оказывающих огромное воздействие на наши представления об архаике, и, как следствие, появление в последние годы значительного количества концептуальных работ1. В данной статье мы остановимся на двух проблемах истории архаического времени - Лелантской войне и возникновении гоплитской фаланги, а также на возможной взаимосвязи межчу ними.

Лелантская война представляет собой один из самых загадочных конфликтов в истории архаической Эллады. Несмотря на почти две сотни лет, минувших со времени появления первой публикации, посвященной этой проблеме2, до сих пор нет устоявшегося представления о характере конфликта, его датировке, перечне полисов-участников. Даже в 1970-е гг., до выхода критических трудов Д. Фелинга, Дж.

* Работа подготовлена в рамках проекта «Карамзинские стипендии - 2015» при поддержке Фонда Михаила Прохорова и Школы актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Москва).

1 Характеристику ситуации в современной историографии архаической Эллады см. в недавних работах И. Е. Сурикова (Суриков И. Е. Архаическая и классическая Греция: проблемы истории и источниковедения. М., 2007. С. 40-83; Он же. Греческая архаика как историческая эпоха: современный взгляд. Первая половина (IX-VIII вв. до н.э.) / / Мнемон. Вып. 14. СПб., 2014. С. 27-50).

2 Hermann K. Fr. Der Kampf Zwischen Chalcis und Eret-ria um das Lelantische Gefilde / / Rheinisches Museum für Philologie. 1832. S. 84-97.

Холла и Кс. Хараламбиду3, точки зрения исследователей по конкретным вопросам расходились весьма существенно4. Однако, несмотря на столь противоречивую ситуацию в историографии, отдельные исследователи, так или иначе, связывают Лелантскую войну с процессом трансформации военного дела эллинов в архаическое время - процессом, который привел к возникновению греческой фаланги5. Нашей целью в данной работе является ревизия аргументов, предлагаемых этими исследователями.

Сразу стоит оговориться, что мы не станем подробно рассматривать каждую из этих проблем в рамках небольшой работы. Основное внимание будет уделено гипотезам об их возможной взаимосвязи. О проблемах, связанных с Лелантской войной, писать нам уже доводи-лось6. Немного подробнее необходимо коснуть-

3 См.: Fehling D. Zwei Lehrstücke über PseudoNachrichten (Homeriden, Lelantischer Krieg) / / Rheinisches Museum für Philologie. Neue Folge. 1979. Bd. 122. H. /. S. 193-210; Hall J.M. A History of the Archaic Greek World, ca. 1200-479, 2nd ed. Oxford, 2014. P. 1-8; Char-alambidou X. Developments in Euboea and Oropos at the end of the "Dark Ages" (CA. 700 to the mid seventh century BC) / / The «Dark Ages» Revisited, Acts of an International Symposium in Memory of William D.E. Coul-son, University of Thessaly, Volos, 14-17 June 2007. Volos, 2011. P. 831-855.

4 Очень хорошую подборку этих противоречий в историографии сделал немецкий исследователь К. Таузенд (см. Tausend K. Lelantische Krieg - ein Mythos? // Klio. 1987. Bd. 69. H. 2. S. 499 -514).

5 Helbig W. Über die Einführungszeit der geschlossenen Phalanx. München, 1911. 26-41; Donlan W. Archilochus, Strabo and the Lelantine War // TAPhA. 1970. Vol. 101. P. 138-141; Murray O. Early Greece. 2-nd ed. LondonHarvard, 1993. P. 77-80; Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII-V вв. до н.э.). СПб., 2002. С. 121-125.

6 Зайцев Д. В. К вопросу о характере Лелантской войны // ВДИ. 2016. № 1 (в печати). Из

ся современного состояние проблемы изучения греческой фаланги7. Не вызывает сомнения, что фаланга формировалась в архаическое время -в VIII-VI вв. до н.э. Однако более точные датировки и реконструкция процесса в настоящий момент вызывают споры. Отдельные исследователи считают возможным датировать появление фаланги временами Гомера на тех основаниях, что именно у поэта появляется сам термин «фаланга» (см., например, Hom. Il. II. 558; III. 77; IV. 254, 281, 332, 427 и др.), а также встречается описание построения войска, напоминающего фалангу. Гомеровские герои трактуются в этой концепции, как лучшие воины, сражающиеся в первом ряду фаланги8. Другая точка зрения, которая, как нам кажется, ближе к истине, заключается в том, что фаланга появляется в конце VIII - первой половине VII в. до н.э.9 Практически не вызывает споров нижняя граница, которая достаточно надежно аргументируется материалами вазовой живописи10. Что касается верхней границы, то вряд ли возможно какое-то её уточнение. Большинство исследователей признает, что процесс становления фаланги занял достаточно длительный промежуток времени, да и о специфике отдельных полисов забывать нельзя.

отечественнои литературы также можно порекомендовать обобщающую статью

С. М. Жестоканова (Жестоканов С. М. Лелантская воИна // Para bellum! 2000. № 12. С. 6-12), написанную, правда, без учета зарубежных работ 1980-1990-х гг. ХХ в. Из зарубежной историографии стоит выделить монографию В. Паркера (Parker V. Untersuchungen zum Lelantischen Krieg und verwandten Problemen der frühgriechischen Geschichte. Stuttgart, 1997) и статью К. Таузенда (Tausend K. Lelantische Krieg ...).

7 Историографию проблемы см. например: Андреев Ю. В. Кто изобрел греческую фалангу? / / Петербургский археологический вестник. 1993. № 7. С. 36-41; Нефедкин А. К. Изучение феномена фаланги в историографии новейшего времени / / Мнемон. Вып. 3. СПб., 2004. С. 453-464.

8 Latacz J. Kampfparänese, Kampfdarstellung und Kampfwirklichkeit in der Ilias, bei Kallinos und Tyrtaios. München, 1977. S. 30-43.

9 Lorrimer H. L. The Hoplite Phalanx with special references to the poems of Archilochus and Tyrteus / / BSA. Vol. 42. 1947. P. 76-139; Snodgrass A. M. The hoplite reform and history // JHS. Vol. 85. 1965. P. 110-122; Wees H. van The Homeric way of war: The Iliad and the hoplite phalanx // Greece & Rome. Vol. 41. 1994. P. 1-17, 131-155; Salmon J. Political Hoplites? // JHS. Vol. 97. 1977. P. 86-101; Нефедкин А. К. Основные этапы формирования фаланги гоплитов: военный аспект проблемы // ВДИ. 2002. № 1. С. 87-96.

10 Туманс Х. Рождение Афины ... С. 166.

Интересную гипотезу эволюции архаического военного дела в связи с Лелантской войной предлагает Х. Туманс. Исследователь с доверием относится к картине боя, описанной Гомером, выступая за то, что колесницы героев «Илиады» использовались именно в качестве транспортного средства на поле боя. На рубеже VIII—VII вв. до н.э., когда колесницы исчезают из вазовой живописи, происходит переход от колесниц к коннице. Как считает латвийский исследователь, причиной перехода должен был стать военный конфликт, показавший преимущество кавалерии над колесницами. Таким конфликтом, по мнению Х. Туманса, стала Ле-лантская война. В поддержку этой гипотезы исследователь привлекает данные Плутарха (Plut. Conv. Sept. Sap. 10. 153f) о победе, которую принесли халкидянам фессалийские всадники под командованием Клеомаха, а также сообщение Аристотеля о том, что в архаическое время, в полисах Эвбеи решающее значение имели аристократические группировки, связанные с конницей (Polit. IV. 3. 2). Последний факт отмечается и другими авторами - эвбейскую аристократию называли «гиппоботами» (Herod. V. 77) и «гиппеями» (Arist. Ath. Pol. 15). При этом само появление фаланги исследователь не связывает с Лелантской войной, считая, что причины появления фаланги крылись в социально-политической сфере, а не в конкретной военной истории11. Лелантская война трактуется исследователем, как аристократическая, рыцарская война, ведущаяся по особым правилам12.

Сразу стоит сказать, что мы не разделяем доверия латвийского исследователя по отношению к историчности гомеровского способа ведения боя. Нам ближе точка зрения П. Крентца, который справедливо указывает на характер гомеровских произведений13. Будучи эпическим поэтом, слепой певец, естественно, был куда больше заинтересован в поединках героев, нежели в достоверном описании битвы. Не помогает и контрдовод, заключающийся в том, что аудитория Гомера ожидала реалистичного описания боёв. В качестве аргумента мы позволим себе обратиться к некоторым параллелям, встречающимся в эпосах других стран, в част-

11 Там же. С. 167-177.

12 Там же. С. 121-125. Стоит отметить, что Х. Туманс в этом отношении следует гипотезе, высказанной в начале ХХ в. нумизматом П. Гарднером. См.: Gardner P. A Numismatic Note on the Lelantian War / / The Classical Review. 1920. Vol. 34. № 5-6. P. 90-91.

13 Krentz P. Warfare and Hoplites / / The Cambridge Companion to Archaic Greece. Cambridge, 2007. P. 61-84.

ности к сербским циклам песен14. Например, в «Косовском цикле» описание сражений во многих песнях идет через описание индивидуальных подвигов юнаков. Например, процитируем фрагмент песни «Царь Лазарь и царица Мили-ца»15.

Храбрый Бошко был убит последним Он с хоругвью по полю носился Разгонял турецкие отряды Голубей как сокол разгоняет А погиб наш воевода Милош У Ситницы у реки студеной Там немало перебил он турок Милош поразил царя Мурата И ещё двенадцать тысяч турок. (180-190, пер. Н. Гальковского)

Похожую картину мы видим в песне «Гибель сербского царства», когда воеводы сербов один за другим вступают в битву вместе со своими войсками, при этом поэт концентрируется на подвигах воевод. При этом ни о каких аристократических поединках в конце XIV в. не может быть и речи. А аудитория балканских сказителей, как видно, не ожидала от эпических певцов реалистичного описания боя. Следовательно, использование описаний поединков из гомеровского эпоса как исторического источника для реконструкции архаического способа ведения боя не является, по нашему мнению, оправданным16.

Как мы уже говорили, появление фаланги большинством исследователей датируется серединой VII в. до н.э. Эта дата очень хорошо согласуется с наиболее распространённой датировкой окончания Лелантской войны. Одним из первых прямую связь между этими со-

бытиями усмотрел немецкий историк В. Гель-биг, прямо писавший, что фаланга была создана эвбейцами17. Эту точку зрения разделяют и некоторые другие исследователи18.

Однако источниковая база для таких смелых выводов представляется недостаточной. По большей части, у нас есть только одно упоминание о сражении времен Лелантской войны. И это сообщение Плутарха о том, что на помощь халкидянам пришли фессалийские всадники во главе со своим вождем Клеомахом, который принес союзникам победу над эретрийцами, хотя сам и погиб на поле боя (Plut. Conv. Sept. Sap. 10. 153f). Х. Туманс интерпретирует это как свидетельство перехода господства в войне от колесниц к коннице, однако, по нашему мнению, для этого нет серьезных оснований. Плутарх даже не конкретизирует причины победы конницы Клеомаха, которая могла стать следствием других факторов, например, создания численного превосходства, а отнюдь не преимуществами конницы на полях сражений.

В статье В. Донлана19 и монографии В. Паркера20 высказывается точка зрения, согласно которой фаланга появляется во времена Лелантской войны. В поддержку этого мнения выдвигаются следующие аргументы. Во-первых, исследователи привлекают стихи Архилоха (Arch. fr. 3 Diehl):

То не пращи засвистят и не с луков бесчисленных стрелы

Вдаль понесутся, когда бой на равнине зачнет Арес могучий: мечей многостонная грянет работа.

В бое подобном они опытны боле всего -Мужи-владыки Эвбеи, копейщики славные21. (пер. В.В. Вересаева)

14 Это, конечно же, далеко не первый случай, когда данные балканского эпоса привлекаются к разработке проблем, связанных с гомеровским эпосом. В частности, этому посвящена классическая монография А. Лорда (см. Лорд А. Сказитель. М., 1994). За помощь и консультации при работе с сербским эпосом мы благодарим М. А. Чернову.

15 Цитаты из эпоса приводятся по сборнику: Голенищев-Кутузов И. Н. Эпос сербского народа. М., 1963.

16 Это, естественно, не означает, что «Илиада» и «Одиссея» в принципе не имеют ценности при работе с военной историей эпохи архаики. Напротив, с нашей точки зрения, указанные поэмы содержат ценнейший материал. Но находится он не в описании поединков гомеровских героев, а как раз таки в рассказах о построении войск и участии простых воинов в сражениях.

Этот фрагмент обычно приводится вместе с сообщением Страбона, который свидетельствует о том, что Эретрия и Халкида заключили договор о запрете на метательное оружие во время Лелантской войны ^1гаЪо. X.

17 Helbig W. Über die Einführungszeit ... S. 26-41.

18 Donlan W. Archilochus, Strabo and the Lelantine war ...

19 Donlan W. Archilochus, Strabo and the Lelantine war ...

20 Parker V. Untersuchungen zum Lelantischen Krieg ... S. 95-118.

21 outoi nöAX' sni xö^a xavöooexai, oü8s öa^eiai oipevßövai, eüx' av ^roXov "Apr? ouvayqi

sv ne8iffli • ijupsrnv 8s noÄüoxovov sooexai spyov • xaüxric; yap Keivoi 8ä^ovsc; eioi ^äxiS 8eonöxai Etißoir|c; 8oupiKÄuxot.

1. 12). Есть сведения и о том, что любовь к ближнему бою приписывалась легендарному населению Эвбеи - абантам (Hom. II. 542). Собственно, вышеприведенный фрагмент Архилоха Плутарх использует в биографии Тесея для объяснения причёски юного афинского героя (Plut. Thes. 5). Упоминает о соответствующих обычаях абантов и Страбон (Strabo. X. 1. 3).

На первый взгляд, количество аргументов, связывающих Лелантскую войну со становлением фаланги, достаточно существенно. Однако если проанализировать каждый из них в отдельности, оказывается, что убедительности им не хватает. А, следовательно, и вся конструируемая картина не выдерживает критики. Остановимся вначале на сообщении Архилоха. Во-первых, паросский поэт не упоминает фалангу, но только оружие ближнего боя, что отнюдь не тождественно боевому построению. Во-вторых, он не называет Лелантскую войну. О том, что стихотворение относится именно к ней, заключают, как было сказано, на основании предполагаемой связи с сообщением Страбона о запрете на метательное оружие. Но и информацию о запрете на метательное оружие из фрагмента Архилоха выявить крайне сложно22. Таким образом, получается, что мы не можем убедительно показать связь произведения Архилоха ни с фалангой, ни собственно с Лелантской войной. Эту связь можно предполагать только на уровне гипотезы, что явно недостаточно для сильного аргумента. Что касается свидетельства Страбона (Strabo. X. 1. 12), сообщающего о запрете на метательное оружие, то его вряд ли можно рассматривать в качестве доказательства существования фаланги. Напомним, что фаланга предполагает не только определенный набор вооружения, но и особый боевой строй. Кстати, любопытно отметить, что в классический период - эпоху гоплитских сражений - эллины не отказываются от метательного вооружения. Конечно, сражаются им, зачастую, не полноправные граждане-гоплиты, а феты или неграждане, но факт остается фактом - оружие ближнего боя не обязательно свидетельствует о наличии

гоплитской фаланги, равно как и метательное оружие её не исключает23. Наконец, не помогает аргументации и ссылка Страбона на надпись, которая фиксирует упомянутый запрет. Ещё Ф. Гейером - автором одной из первых работ по истории Эвбеи - было подмечено, что греческий географ весьма плохо знает топографию острова и, вероятно, никогда на нём не был24. Впрочем, как дополняют другие исследователи, даже если Страбон и побывал на Эвбее, то вряд ли ему удалось бы прочитать надпись архаического времени25. Наконец последний аргумент - традиция об абантах, сражающихся в ближнем бою, сама по себе, вряд ли может служить убедительным аргументом в пользу формирования фаланги в Лелантской войне.

Таким образом, аргументация В. Донла-на и В. Паркера не может быть признана убедительной. С нашей точки зрения, можно говорить разве что о синхронности Лелантской войны с процессом становления греческой фаланги, но использование одной проблемы для решения другой недопустимо. Создание фаланги вряд ли было единовременным событием. Скорее, это был длительный процесс трансформации греческих ополчений в упорядоченное войско. Вероятно, данный процесс был тесно связан не только с военной, но также с экономической и социально-политической сферами. У нас нет оснований предполагать, что эвбейские полисы не были втянуты в этот процесс. Более того, будучи лидерами эллинского мира в раннеархаиче-ское время, эвбейцы могли быть в авангарде этого процесса, чем объясняется внимание поздних авторов к древнейшему населению острова и его успехам в ближнем бою. Однако найти убедительные свидетельства источников для того, чтобы считать Лелантскую войну знаковым событием в развитии греческого военного дела, увы, не представляется возможным.

22 Кстати, это признаёт и Х. Туманс, что, впрочем, не мешает ему связывать сообщение Архилоха с Лелантской войной. Показательно, кстати, что Страбон не цитирует Архилоха в контексте традиции о запрете на метательное оружие. Он ограничивается только экскурсом в греческую военную историю, где обращается к фрагментам Гомера (Б^аЪо. X. 1. 13).

23 О лучниках в военном деле эллинов см. недавнюю работу: Davis T. A. Archery in Archaic Greece. unpubl. PhD thesis, Columbia University, 2013.

24 Geyer F. P. Topographie und Geschichte der Insel Eu-boia im Altertum. Berlin, 1902.

25 Forrest W. G. Colonization and the Rise of Delphi // Historia. 1957. Bd. 6. Hf. 2. P. 163.

Источники

Голенищев-Кутузов И. Н. Эпос сербского народа. М., 1963.

Aristotelis. Athenaion Politeia / Edidit M. Chambers. Bibliotheca scriptorium Graecorum et Romanorum Teubneriana. Leipzig, 1986.

Aristotle. Politica / ed. W. D. Ross, Aristotelis politica. Oxford, 1957.

Diehl E. Anthologia Lyrica Graeca. - Editio III. Fasc. 1-3. Leipzig, 1954-1955.

Herodotus. The Persian Wars. - Vol. I-IV / Translated by A. D. Godley. Cambridge, 19201925

Homer. Iliad. - Vol. I-II / Translated by A. T. Murray. Revised by William F. Wyatt. Cambridge, 1924-1925.

Plutarch. Plutarch's Lives. With an English Translation by. Bernadotte Perrin. Cambridge; L., 1914.

Plutarch. Moralia. Gregorius N. Bernardakis. Leipzig, 1888.

Strabo. The Geography of Strabo. - Vol. I-VIII / With an Engl. transl. by H.L. Jones. Cambridge; L., 1967-1983.

Литература

Андреев Ю. В. Кто изобрел греческую фалангу? / / Петербургский археологический вестник. 1993. № 7. С. 36-41.

Жестоканов С. М. Лелантская война / / Para bellum! 2000. № 12. С. 6-12.

Лорд А. Сказитель. М., 1994.

Нефедкин А. К. Изучение феномена фаланги в историографии новейшего времени / / Мнемон. Вып. 3. СПб., 2004. С. 453-464.

Нефедкин А. К. Основные этапы формирования фаланги гоплитов: военный аспект проблемы // ВДИ. 2002. № 1. С. 87-96.

Суриков И. Е. Архаическая и классическая

Греция: проблемы истории и источниковедения. М., 2007.

Суриков И. Е. Греческая архаика как историческая эпоха: современный взгляд. Первая половина (IX-VIII вв. до н.э.) / / Мнемон. Вып. 14. СПб., 2014. С. 27-50.

Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII-V вв. до н.э.). СПб., 2002.

Charalambidou X. Developments in Euboea and Oropos at the end of the "Dark Ages" (CA. 700 to the mid seventh century BC) / / The «Dark Ages» Revisited, Acts of an International Symposium in Memory of William D.E. Coulson, University of Thessaly, Vo-los, 14-17 June 2007. Volos, 2011. P. 831855.

Davis T. A. Archery in Archaic Greece. unpubl. PhD thesis, Columbia University, 2013.

Donlan W. Archilochus, Strabo and the Lelantine War // TAPhA. 1970. Vol. 101. P. 131-142.

Fehling D. Zwei Lehrstücke über PseudoNachrichten (Homeriden, Lelantischer Krieg) / / Rheinisches Museum für Philologie. Neue Folge. 1979. Bd. 122. H. %. S. 193-210.

Forrest W. G. Colonization and the Rise of Delphi // Historia. 1957. Bd. 6. Hf. 2. P. 160-175.

Gardner P. A Numismatic Note on the Lelantian War // The Classical Review. 1920. Vol. 34. №5-6. P. 90-91.

Geyer F. P. Topographie und Geschichte der Insel Euboia im Altertum. Berlin, 1902.

Hall J. M. A History of the Archaic Greek World, ca. 1200-479, 2nd ed. Oxford, 2014.

Helbig W. Über die Einführungszeit der geschlossenen Phalanx. München, 1911.

Hermann K. Fr. Der Kampf Zwischen Chalcis und Eretria um das Lelantische Gefilde // Rheinisches Museum für Philologie. 1832. S. 84-97.

Krentz P. Warfare and Hoplites // The Cambridge Companion to Archaic Greece. Cambridge, 2007. P. 61-84.

Latacz J. Kampfparänese, Kampfdarstellung und Kampfwirklichkeit in der Ilias, bei Kallinos und Tzrtaios. München, 1977.

Lorimer H. L. The Hoplite Phalanx with special

references to the poems of Archilochus and Tyrteus // BSA. Vol. 42. 1947. P. 76-139.

Murray O. Early Greece. 2-nd ed. LondonHarvard, 1993.

Parker V. Untersuchungen zum Lelantischen Krieg und verwandten Problemen der frühgriechischen Geschichte. Stuttgart, 1997.

Salmon J. Political Hoplites? // JHS. Vol. 97. 1977. P. 86-101.

Snodgrass A. M. The hoplite reform and history // JHS. Vol. 85. 1965. P. 110-122

Tausend K. Lelantische Krieg - ein Mythos? / / Klio. 1987. Bd. 69. H. 2. S. 499 -514.

Wees H. van The Homeric way of war: The Iliad and the hoplite phalanx // Greece & Rome. Vol. 41. 1994. P. 1-17, 131-155.

Список сокращений

ВДИ - Вестник древней истории.

BSA - The Annual of the British School at Athens.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

JHS - Journal of Hellenic Studies.

TAPhA - Transactions and Proceedings of the American Philological Associations.

Зайцев Дмитрий Владимирович, аспирант кафедры всеобщей истории Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева (КГПУ им. В. П. Астафьева, Красноярск, Россия); e-mail: dmitriyzaits@yandex.ru

LELANTINE WAR AND THE PROBLEM OF ORIGIN OF GREEK PHALANX

Problems of Lelantine war and Hoplite Phalanx formation are considered often as connected in historiography. Moreover, some authors try to use data on one of these problems for the solution of another. Article contains the criticism of this way. Main conclusion is following: even if Lelantine war and formation of phalanx are synchronic, it does not give the grounds for an explanation of one problem through another.

Key words: Lelantine war, hoplite phalanx, Euboea, Eretria, Chalkis.

Dmitry V. Zaytsev, Post-graduate Student of Department of World History (Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev, Krasnoyarsk, Russia); e-mail: dmitriyzaits@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.