Научная статья на тему 'Лекция в дополнительном профессиональном образовании: вчера и сегодня'

Лекция в дополнительном профессиональном образовании: вчера и сегодня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕКСТ ЛЕКЦИИ / ЛОГИЧНОСТЬ ЛЕКЦИИ / НАУЧНЫЙ СТИЛЬ / ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕКЦИИ / ФУНКЦИИ ЛЕКЦИИ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ЛЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяченко Наталья Васильевна

Статья посвящена проблеме лекции как одной из ведущих форм организации обучения в дополнительном профессиональном образовании и в образовательном процессе вуза. Приведены различные точки зрения на лекцию С. И Гессена, В. О. Ключевского, Н. Е. Жуковского, Н. И. Пирогова как форму проведения занятия не только с позиции педагогов, но и ученых, специалистов технического направления, философско-исторического. Рассмотрены основные критерии оценивания качества лекции с позиции методики преподавания. Указаны основные функции лекции: направляющая, организационная, информационная, системная, объяснительная, мировоззренческая, методическая, воспитательная, проблемно-развивающая, научно-исследовательская. Дан примерный перечень требований к современной лекции. Автором предложена подробная оценка положительных и отрицательных сторон лекции. В статье приводится примерный перечень требований к лекции. На основе проведенного исследования автор делает вывод, что лекция как форма организации обучения и сегодня является важным этапом в процессе обучения в дополнительном профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lecture in additional professional education: yesterday and today

He article is devoted to the problem of the lecture, as one of the leading forms of organization of training in additional professional education and in the educational process of the university. Various points of view are given on the lecture by S. I. Hessen, V. O. Klyuchevsky, N. Ye. Zhukovsky, N. I. Pirogov, as a form of conducting the lesson not only from the position of teachers, but also scientists, specialists of a technical direction, philosophical and historical. The main criteria for assessing the quality of the lecture from the perspective of teaching methods are considered. The main functions of the lecture are shown: directing, organizational, informational, systemic, explanatory, ideological, methodical, educational, problem-developing, research. An approximate list of requirements for a modern lecture is given. The author proposed a detailed assessment of the pros and cons of the lecture. The article provides an approximate list of requirements for the lecture. Based on the study, the author concludes that the lecture, as a form of organization of education, is today an important step in the process of learning and becoming not only a future specialist after graduation, but also in additional professional education.

Текст научной работы на тему «Лекция в дополнительном профессиональном образовании: вчера и сегодня»

УДК 378.091.398

Лекция в дополнительном профессиональном образовании: вчера и сегодня

Н. В. Дьяченко

Lecture in additional professional education: yesterday and today

N. V. Dyachenko

Аннотация. Статья посвящена проблеме лекции как одной из ведущих форм организации обучения в дополнительном профессиональном образовании и в образовательном процессе вуза. Приведены различные точки зрения на лекцию С. И Гессена, В. О. Ключевского, Н. Е. Жуковского, Н. И. Пирогова как форму проведения занятия не только с позиции педагогов, но и ученых, специалистов технического направления, философско-исторического. Рассмотрены основные критерии оценивания качества лекции с позиции методики преподавания. Указаны основные функции лекции: направляющая, организационная, информационная, системная, объяснительная, мировоззренческая, методическая, воспитательная, проблемно-развивающая, научно-исследовательская. Дан примерный перечень требований к современной лекции. Автором предложена подробная оценка положительных и отрицательных сторон лекции. В статье приводится примерный перечень требований к лекции. На основе проведенного исследования автор делает вывод, что лекция как форма организации обучения и сегодня является важным этапом в процессе обучения в дополнительном профессиональном образовании.

Abstract. The article is devoted to the problem of the lecture, as one of the leading forms of organization of training in additional professional education and in the educational process of the university. Various points of view are given on the lecture by S. I. Hessen, V. O. Klyuchevsky, N. Ye. Zhukovsky, N. I. Pirogov, as a form of conducting the lesson not only from the position of teachers, but also scientists, specialists of a technical direction, philosophical and historical. The main criteria for assessing the quality of the lecture from the perspective of teaching methods are considered. The main functions of the lecture

are shown: directing, organizational, informational, systemic, explanatory, ideological, methodical, educational, problem-developing, research. An approximate list of requirements for a modern lecture is given. The author proposed a detailed assessment of the pros and cons of the lecture. The article provides an approximate list of requirements for the lecture. Based on the study, the author concludes that the lecture, as a form of organization of education, is today an important step in the process of learning and becoming not only a future specialist after graduation, but also in additional professional education.

Ключевые слова: лекция, педагогическая речь, дополнительное профессиональное образование, текст лекции, логичность лекции, научный стиль, требования к лекции, функции лекции, положительные и отрицательные стороны лекции.

Keywords: lecture, pedagogical speech, additional professional education, text of lecture, logic of lecture, scientific style, requirements for lecture, functions of lecture, positive and negative aspects of lecture.

Лекция - это 98% потения и 2% вдохновения.

Юрист А. Ф. Кони Изменения потребностей общественного развития в условиях формирования постиндустриального, информационного общества обусловливает смену в образовании научно-технократической парадигмы на личностно ориентированную, гуманно-культурологическую, где основной ценностью становится сам человек, его внутренний мир, специфика индивидуального процесса познания и обретение опыта эмоционально-ценностных отношений. Отсюда и возобновление споров по поводу лекции в образовательном процессе.

Лекция как форма преподавания известна с древности. Такую форму обучения использовал еще Сократ, использовали педагоги средневековых университетов. Сегодня лекция применяется не только в вузовском и дополнительном, послевузовском образовании, но и в школе, в старших классах.

Изучением лекции как формы организации учебного процесса в целом занимались и теоретики-педагоги, и психологи, и педагоги-практики, математики, биологи, естествоиспытатели, физики, химики.

Начиная с известных ученых, не являющиеся узкими специалистами в педагогике и методике преподавания рассматривали все плюсы и минусы такой формы обучения, но при этом вопрос так и остался актуальным.

Лекция (от латин.) lectio - чтение) - специфическая форма преподнесения учебного материала на отдельно взятом занятии преподавателем с помощью монолога, обязательно обозначенная в рабочей программе и тематическом плане дисциплины, являющаяся определенным звеном в процессе обучения.

Дискуссия о продуктивности лекции в целостном процессе образования, об условиях, при которых улучшается качество проведения лекции, актуальна и сегодня. При этом данная форма проведения занятий со слушателями используется с теми или иными изменениями в большинстве стран мира.

В своих «Афоризмах» Василий Осипович Ключевский отмечал: «Речь - расплавленное золото» [1, с. 49]

Выдающийся ученый Н. Е. Жуковский так писал о лекции: «По силе впечатлений лекционный способ стоит выше всех других приемов преподавания и ничем не заменим. Вместе с тем он есть и самый экономичный по времени» [2, с. 125].

Вот что писали о социологе Питириме Сорокине как преподавателе и лекторе: «Сценически Сорокин как лектор был бесподобен. Обладая громадной физической силой, он совершал натиски „атак" на классную доску, зачастую разламывая при этом все мелки. В одной из его аудиторий были развешаны одновременно три доски на разных стенах. К концу учебного часа все три были исчирканы его иероглифами, а клубы пыли от мела все еще парили в воздухе...» [3, с. 27].

Такая эмоциональность и искренняя любовь к своему делу преподавателя при проведении лекции способна усилить интерес не только к материалу, но и к дисциплине в целом, что будет содействовать формированию из части современных слушателей будущей научной элиты.

Лекционная форма преподавания обладает как рядом достоинств, так и рядом недостатков.

К достоинствам лекции относятся:

- один из эргономичных способов передачи информации слушателям (за небольшое количество времени можно преподнести достаточно много материала);

- на лекции можно дать материал из передовых научных исследований, которого нет еще в учебниках;

- при отсутствии учебника по дисциплине система обучения и ее основные принципы не будут нарушены, если основной материал давать в лекции;

- лекция незаменима, когда или вся дисциплина, или отдельные ее части тяжелы для самостоятельного изучения слушателями;

- именно лекция на первых этапах знакомства с дисциплиной создаст условия слушателям для формирования идейно-теоретической, узкоспециальной, понятийной платформы;

- по отдельным вопросам или темам дисциплины существуют в научном сообществе противоречия (это касается не только таких гуманитарных дисциплин, как история, политология, но и очень часто сегодня споры ученых проходят на базе технических дисциплин);

- интересная, эмоциональная подача материала преподавателем не только стимулирует мыслительную деятельность слушателей, но и пробуждает интерес к дисциплине, который в будущем может вылиться в интерес к исследовательской деятельности сегодняшнего слушателя курсов дополнительного профессионального образования (как добавление к вышесказанному можно привести слова И. Ильина о преподавателе: «Талантливый преподаватель, наверное, позаботится еще о том, чтобы пробудить в учениках интерес к своему предмету, зажечь в них любовь к нему и жажду познаний, он вложит в преподавание столько искреннего огня, что ученики, сами того не замечая, начнут жить активной силой суждения, - слагать свои собственные вкусы, воззрения, убеждения, а

главное - укреплять и применять духовность своего инстинкта» [4, с. 103]);

- лекция - это своего рода общение аудитории и преподавателя, при котором происходит взаимопонимание между аудиторией и преподавателем, рождается будущее сотворческое общение, при котором слушатели принимают преподавателя, а значит, и читаемую им дисциплину на личностном уровне;

- на лекции всегда присутствует несколько групп или потоков, а это примерно от 100 человек, поэтому преподаватель может сразу воздействовать с помощью доводов убеждения на достаточно большую аудиторию, при этом создаются условия для формирования мировоззренческих основ в сознании слушателей курсов, ценностных установок;

- на лекции всегда присутствует несколько групп, что уменьшает горловую нагрузку на преподавательский состав и при этом помогает уменьшить также нагрузку на аудиторный фонд в образовательном процессе дополнительного профессионального образования;

- преподаватель на лекции может охарактеризовать сразу несколько достаточно объемных точек зрения, сжав материал, при этом не потеряв смысла и актуальности;

- лекция, прочитанная преподавателем хорошим языком, и с научной точки зрения, и с филологической, и с художественной будет ярким примером для слушателей курсов, а в будущем и нормой их повседневной, образовательной и научной деятельности.

Так, М. Ломоносов по этому поводу считал: «Изучение правил следует подражанию авторов, в красноречии славных, которое учащимся едва ли не больше нужно, нежели самые лучшие правила. Красноречие коль много превышает многие искусства, толь больше требует подражания знатных авторов» [5, с. 176].

Кроме доводов в эффективности лекции, существуют таковые и против лекции как формы обучения. Это правильно, ведь только в споре рождается истина:

- каждая лекция авторская, а значит, обязательно, субъективная, что будет сопутствовать тому, что лектор сможет своей красноречивостью, эмоциональностью, убедительностью склонить слушателя к своей точке зрения в научном споре (не исключая при этом препод-

несения и других точек зрения на дискуссионные вопросы в науке);

- качество читаемой лекции резко снижается, если аудитория не имеет навыков работы на лекции (конспектирование, выделение главных мыслей, умение слушать, записывая только значимое для отдельно взятого слушателя);

- если основной материал прочитан на лекции, это может вызвать у части слушателей курсов мнение, что этим объемом материал по теме исчерпан, то есть здесь лекция может выступить как некий «шлагбаум» для дальнейшего самостоятельного изучения дисциплины;

- часть слушателей на первых этапах работы на лекции не успевают осмысливать, перерабатывать личностно-значимую призму и принимаются быстро, механически и необдуманно писать за лектором все, что успевают, при этом не владея стенографическими умениями, что приводит иногда к комическим конспектам;

- лекция это чаще монолог, а любой монолог начинает притуплять внимание слушателей, и их возрастные особенности не сыграют здесь особенной роли, лишь только увеличивая время качественного и продуктивного внимания к материалу;

- преподаватель на лекции является абсолютным авторитетом, особенно в глазах слушателей курсов, поэтому любые его мысли, высказывания, точки зрения воспринимаются ими как непререкаемая истина, а это, в свою очередь, отбивает вкус у слушателей курсов к поиску истины, к желанию дискутировать и искать себя в науке;

- при достаточно большой аудитории слушателей сложно подобрать уровень сложности содержания лекции, то есть один из ведущих принципов обучения - принцип личностно ориентированного обучения - здесь не сможет работать;

- невозможность проконтролировать работу слушателей: лекция чаще проходит в поточной аудитории, лектор с кафедры в процессе чтения лекции не всегда может видеть, что лекция и не конспектируется и не слушается некоторыми индивидами; если преподаватель (что допускается) при чтении лекции будет ходить по лекционной аудитории, у него может сбиться дыхание, что может отразиться уже на качестве лекции;

- по результатам исследований психологов и педагогов при выявлении остаточного уровня знаний после лекции, он оказался намного ниже, чем в результате творческих работ, семинарских и практических занятий;

- в большой аудитории сложно следовать принципу личностно ориентированного обучения, а значит, и индивидуального общения не получится;

Любой вид занятия всегда будет вызывать споры в научной среде, но без этого и не существует науки. При всей разноголосице в споре о необходимости лекции в системе дополнительного профессионального образования или отказа от таковой, опыт педагогической деятельности показывает, что отказаться от нее невозможно и ни в коем случае нельзя. Иначе это может разрушить четкую системность и последовательность учебного процесса, что в конечном итоге приведет к падению качества обу-ченности в системе дополнительного профессионального образования.

Лекция призвана реализовывать целый ряд компетенций и выполнять определенный перечень функций.

Перечислим функции лекции.

- Направляющая - организационная. Именно на лекции преподаватель и рассказывает о своих требованиях и на протяжении работы на лекции настраивает аудиторию под себя, под свои требования и под специфичные требования дисциплины.

- Информационная. Одна из ведущих функций лекции, потому что именно лекция способствует передаче слушателям основного содержания дисциплины и является неким теоретическим основанием, «скелетом» для дальнейшего увеличения массива информации (самостоятельное изучение, семинары, практические и лабораторные работы).

- Системная. Лекция, как один из видов занятия в дополнительном профессиональном образовании, занимает свое место в целостной образовательной системе. Рекомендации по процентному соотношению лекций в учебном процессе, количество лекций обозначено в учебном плане образовательной организации, четко прописаны темы лекции, их последовательность и количество часов на данный вид работ в рабочей программе и тематическом плане.

- Объяснительная. Некоторые темы или разделы дисциплины являются сложными для самостоятельного изучения слушателями при подготовке к семинару, практике или при подготовке к зачету, экзамену, поэтому лектор преподнесет материал, несколько упростив его, снабдив личностно-значимыми примерами.

- Мировоззренческая - убеждающая. Заинтересованный, целеустремленный лектор со свойственной ему эмоциональностью, искренней верой в то, что он говорит, уже на первых лекциях выстраивает мировоззрение слушателей или хотя бы создает условия для формирования такового.

- Методическая. Метод в переводе с греческого - «путь», так вот преподаватель-лектор на протяжении всей работы со слушателями на лекции, прокладывая путь, указывает наиболее важные направления изучения дисциплины, акцентирует внимание слушателей на определенных вопросах и темах, заранее зная, с какими трудностями и на каких этапах они столкнутся в данной дисциплине.

- Воспитательная. Памятуя о том, что образование - это всегда двуединый процесс, связывающий обучение и обязательно всегда воспитание, несомненным является то, что лекция, как и другие виды и формы обучения, включает в себя реализацию воспитательных целей. «Чем лучше человек развит духовно, тем сложнее навязать ему какой-либо диктат: политический, религиозный или нравственный. Такой человек делает свой выбор осознанно, в рамках наличной необходимости», - считает автор В. А. Волошина.

Воспитательная функция с позиции профессиональной специализации. Одним из аспектов воспитательной функции всегда является сегмент социализации и адаптации человека, в данном случае этап социализации индивидуума в дальнейшем росте в профессиональной сфере.

- Проблемно-развивающая. Очень часто, особенно молодые преподаватели, представляют лекцию как трансляцию уже готового материала - и это заблуждение. Преподаватель на лекции может ставить проблемы по темам, может поднимать проблемы дисциплины, у которых нет однозначного решения, а это, в свою очередь подвигнет слушателей к поиску, а значит - саморазвитию.

- Научно-исследовательская. Преподаватель на лекции закладывает не только основы возможных будущих исследований в рамках данной дисциплины, но и обучает методам научного исследования, рассказывает о методах анализа собственного опыта и научных исследований своих коллег.

- Активизирующая. Данная функция способствует раскрытию творческого потенциала личности слушателя. Интересными в этом смысле представляются работы А. Н. Котляре-вича и Н. В. Свиридовой. [7; 12, с. 8, 53]. Педагогическая деятельность в сфере дополнительного профессионального образования четко регламентирована, хоть и считается, что здесь должно быть много творчества. При этом необходимо придерживаться определенных регламентирующих установок, в данном случае рассмотрим перечень примерных требований к лекции:

- преемственность материала как в плане логики содержания, так и в плане сложности;

- внутрипредметные и межпредметные связи;

- научность лекции, особенно инновационных подходов;

- лекция должна быть эмоциональной и убедительной;

- высокая и качественная информативность;

- обязательно приведение примеров и аргументов;

- личностно ориентированный характер лекции;

- использование методов и приемов, которые помогают активизировать мыслительную деятельность слушателей;

- использование наглядности (интерактивные доски, компьютеры, электронные пособия);

- подача материала и его содержательная часть должны быть доступными для понимания слушателей, то есть личностно ориентированными;

- материал лекции - это годами нарабатываемый пласт, поэтому никогда лекция не должна напоминать учебник;

- лекция должна читаться филологически грамотным языком;

- использование понятийного аппарата не только конкретной дисциплины, но и узкопрофессиональные;

- обоснование актуальности дисциплины для будущего профессионального развития слушателей.

В дополнительном профессиональном образовании лекция как форма организации обучения и сегодня занимает ведущую информационную и обучающую роль в процессе преподавания дисциплины.

Лекторы стараются на своих занятиях следовать различным инновационным подходам, использовать новые приемы и методы для повышения качества современной лекции, воздействовать на слушателей с позиции воспитания. Таким образом, подводя окончательный итог статьи, хотелось бы особо подчеркнуть, что лекция, как форма организации обучения, и сегодня представляет собой важный этап в процессе обучения в системе дополнительного профессионального образования, являясь при этом ведущим и направляющим звеном в системе дополнительного профессионального образования.

Библиографический список:

1. Ключевский В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники / В. О. Ключевский. - М. : Мысль, 1993 - 415 с.

2. Бордовская Н. В. Педагогика : учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. -СПб. : Питер, 2013. - 304 с.

3. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов ; пер. с англ. - М. : Политиздат, 1992. - 543 с.

4. Ильин И. Путь к очевидности / И. Ильин. - М. : АСТ, 2007. - С. 103.

5. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании / сост. Т. С. Буторина. - М. : Педагогика, 1991.- С. 176.

6. Волошина В. А. Культурологическое знание: новые вызовы / В. А. Волошина // Научно-исследовательские публикации. - 2017. - № 2. -С. 78-81.

7. Котляревич А. Н. Место педагогических умений в профессиональной деятельности: опыт критического анализа / А. Н. Котляревич // Исторический опыт, современные проблемы и перспективы образовательной и научной деятельности в области обеспечения пожарной безопасности на конференции 18-19 октября 2018 г. - М. : Академия Государственной противопожарной службы МЧС России, 2018. - С. 24.

8. Свиридова Н. В. Постнеклассическая культура нравственного бытия пожарного //

содшсл.

ó" Ъ

А

ЧИППКРО

Исторический опыт, современные проблемы и перспективы образовательной и научной деятельности в области обеспечения пожарной безопасности на конференции 18-19 октября 2018 г. - М. : Академия Государственной противопожарной службы МЧС России, 2018. -С. 53.

References:

1. Klyuchevsky V. O. Aphorisms. Historical portraits and etudes. Diaries [Aforizmy. Istoricheskie portrety i ehtyudy. Dnevniki], 1993. 415 p.

2. Bordovskaya N. V., Rean A. A. Pedagogy: textbook for universities [Pedagogika: uchebnik dlya vuzov], Saint Petersburg, 2013. 304 p.

3. Sorokin P. A. Person. Civilization. Society [Chelovek. Civilizaciya. Obshchestvo], 1992. 543 p.

4. Ilyin I. The path to the evidence [Put' k ochevidnosti], Moscow, 2007. 103 p.

5. Lomonosov M. V. About the education [O vospitanii i obrazovanii], 1991. 176 p.

6. Voloshina V. A. Culturological knowledge: new challenges [Kul'turologicheskoe znanie: no-vye vyzovy], Scientific research publications, 2017, No. 2, pp. 78-81.

7. Kolarevic A. N. The place of pedagogical skills in professional work: experience of critical analysis [Mesto pedagogicheskih umenij v profes-sional'noj deyatel'nosti: opyt kriticheskogo analiza], collection of Historical experience, contemporary problems and perspectives of educational and scientific activities in the field of fire safety conference on October 18-19, 2018. 24 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Sviridova N. V. Postnonclassical moral culture of being a firefighter / collection of Historical experience, contemporary problems and perspectives of educational and scientific activities in the field of fire safety conference on October 18-19, 2018. 53 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.