Научная статья на тему 'Лекционный курс «Общие вопросы методики преподавания физико-математических дисциплин» для студентов магистратуры физического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова'

Лекционный курс «Общие вопросы методики преподавания физико-математических дисциплин» для студентов магистратуры физического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / ПРЕПОДАВАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ / МАГИСТРАТУРА / TEACHING OF PHYSICS AND MATHEMATICS RELATED SUBJECTS / UNIVERSITY LEVEL TEACHING / WAYS AND METHODS OF TEACHING PHYSICS / MASTER OF SCIENCE PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боков Павел Юрьевич, Якута Алексей Александрович, Салецкий Александр Михайлович

В статье сообщается об опыте создания нового лекционного курса, посвященного преимущественно проблематике преподавания физикоматематических дисциплин в вузе, и предназначенного для студентов магистратуры физического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Курс реализован в форме сжатого обобщенного изложения наиболее важных в повседневной деятельности преподавателя принципов и идей, и содержит конкретные практические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий различных типов. Приводится краткое оглавление лекций курса и список литературы, которые могут быть рекомендованы студентам для более углубленного ознакомления с данной тематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боков Павел Юрьевич, Якута Алексей Александрович, Салецкий Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The course of lectures «Ways and methods of teaching physics and mathematics related subjects» aimed at master`s students studying at faculty of physics in Lomonosov Moscow State University

The article is a fruitful attempt to reveal the process of developing a new course of lectures covering and summarizing major ways and methods of teaching Physics and Mathematics related subjects at university level and aimed at master’s students majoring in Physics at MSU. The Course is an outline of key principles and basic ideas most relevant and used on a regular basis by the lecturer in his professional activity. It also offers practical recommendations for an effective use of the course materials in class. The article contains concise Course Contents and Bibliography, recommended to students for an in-depth study of the topic in question.

Текст научной работы на тему «Лекционный курс «Общие вопросы методики преподавания физико-математических дисциплин» для студентов магистратуры физического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. №2

лекционный курс «общие вопросы методики преподавания физико-математических дисциплин» для студентов магистратуры физического факультета МГУ имени м.в. ломоносовА

п. ю. боков, а. а. лкута, а. м. салецкий

(кафедра общей физики физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail:pavel_bokov@physics.msu.ru, aa.yakuta@physics.msu.ru, sam@ physics.msu.ru)

В статье сообщается об опыте создания нового лекционного курса, посвященного преимущественно проблематике преподавания физико-математических дисциплин в вузе, и предназначенного для студентов магистратуры физического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Курс реализован в форме сжатого обобщенного изложения наиболее важных в повседневной деятельности преподавателя принципов и идей, и содержит конкретные практические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий различных типов. Приводится краткое оглавление лекций курса и список литературы, которые могут быть рекомендованы студентам для более углубленного ознакомления с данной тематикой.

Ключевые слова: преподавание физико-математических дисциплин, преподавание в высшей школе, общие вопросы методики преподавания физики, магистратура.

В 2016/17 учебном году на физическом факультете МГУ имени М . В . Ломоносова был впервые прочитан лекционный курс, посвященный общим вопросам преподавания физико-математических дисциплин . Этот курс был предназначен для студентов 2 года обучения магистратуры, проходящих подготовку по различным магистерским программам в рамках направления подготовки «Физика» . Появление этого курса в учебной программе связано с требованиями действующего образовательного стандарта МГУ, согласно которому выпускники Московского университета, успешно завершившие обучение в магистратуре, должны обладать профессиональной компетенцией, необходимой для ведения преподавательской работы в школе [1]. Тем же образовательным стандартом предусмотрено обязательное прохождение студентами магистратуры педагогической практики Поскольку при прохождении этой практики магистранты привлекаются к проведению учебных занятий в студенческих группах на 1-4 курсах бакалавриата физического факультета МГУ, то крайне важно, чтобы практиканты

умели планировать, готовить и проводить все основные виды занятий не только для школьников, как того требует образовательный стандарт, но и для студентов младших курсов, причем как по общим физическим и математическим дисциплинам, так и в более узких рамках своей научной специализации.

В связи с этим перед авторами стояла задача создания учебного курса, в рамках освоения которого студенты магистратуры могли бы получить набор базовых теоретических знаний, необходимых для старта своей педагогической деятельности . Основным требованием к этому курсу была его высокая степень ориентированности на практику . Данная задача осложнялась тем, что известные авторам (и доступные студентам) учебные пособия по проблематике готовящегося курса в полной мере не удовлетворяли указанному требованию . В них либо детально освещалась общепедагогическая проблематика (см . , например, [2-3]), либо разбирались вопросы теории и методики обучения физике в школе (например, [4]), либо освещались отдельные аспекты методики преподавания в высшей школе (например, [5-6]) безотносительно к специфике конкретной отрасли знаний . Изучение всех тонкостей деятельности педагога по указанным (или аналогичным) пособиям могло бы занять не один семестр обучения, но задача ознакомления магистрантов со всеми деталями педагогической науки перед авторами не стояла Поэтому в создаваемом лекционном курсе по замыслу авторов должно быть сделано сжатое обобщенное изложение наиболее важных в повседневной деятельности преподавателя принципов и идей, а также даны конкретные практические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий различных типов, применительно к педагогической деятельности в высшей школе и к преподаванию дисциплин физико-математического профиля

Таким образом, основными целями созданного лекционного курса является формирование у студентов магистратуры базисного набора знаний, относящихся к общей педагогике, методике преподавания физики, структуре и нормативно-правовой базе учебного процесса, структуре и содержанию различных физико-математических дисциплин университетского курса, а также закладывание теоретических основ для формирования умений и навыков в области практической деятельности педагога.

В начале чтения нового лекционного курса, особенно такого специфического, как обсуждаемый, чрезвычайно важно создать у слушателей мотивацию к его изучению и освоению . Что же может являться такой мотивацией? На наш взгляд, основным мотивирующим фактором должно являться ясное осознание обучающимися места педагога в учебном процессе и влияния его общепрофессиональной, предметной и педагогической компетентности на процесс передачи знаний обучающимся

Действительно, человек в процессе своего обучения, как в школе, так и в университете осваивает различные учебные дисциплины с помощью разных педагогов И, как правило, по прошествии нескольких занятий, у него формируется вполне определенное мнение о преподавателе При этом, характеризуя преподавателя, человек, как правило, имеет в виду не только оценку уровня владения преподавателем своим предметом, но и его способность преподнести обучающимся учебный материал Оценивается (осознанно или подсознательно) структуризация материала при построении учебных занятий, понятность его изложения и наглядность преподнесения, построение речи, ее громкость и интонационные оттенки, характер ведения записей на доске, владение техникой демонстрационного эксперимента и т п Таким образом, преподаватель оценивается не только как источник знаний (в настоящее время в этой роли с большим успехом выступают книги и интернет), а еще и как своеобразный «инструмент», с помощью которого информация доносится до человека доступно, быстро, понятно, наглядно, структурированно, интересно . Как же будущему преподавателю физики развивать в себе совокупность качеств, необходимых для педагогической деятельности?

Педагогическое мастерство, как и любое другое, не приходит к человеку само по себе - его необходимо вырабатывать и тренировать . Но для того, чтобы приобрести педагогические навыки, нужно не только практиковаться (хотя без этого, конечно же, нельзя обойтись) Очень полезно, даже крайне необходимо, также ознакомиться с основными теоретическими положениями педагогической науки, которая развивается уже в течение нескольких столетий, а также учесть немалый практический опыт работы предыдущих поколений педагогов . Кроме того, молодому педагогу-физику, помимо высокого уровня профессиональной подготовки, необходимо минимально разбираться в структуре учебного процесса, в основах регулирующего его законодательства, и иметь представление о структуре основных физических и математических дисциплин, преподаваемых в университете Возможность получить эти и другие практически важные сведения в рамках прослушивания одного семестрового лекционного курса и является основным мотивирующим моментом к его изучению

Разработанный авторами лекционный курс состоит из 14-ти лекций . Параллельно с прослушиванием курса студенты проходят педагогическую практику, что позволяет им на собственном опыте глубже осознать как теоретические положения, так и практические рекомендации, с которыми они знакомятся в ходе изучения курса . Приведем краткое аннотирование лекций курса, сопровождая его ссылками на рекомендуемую студентам литературу, дающую им возможность при желании более глубоко изучить те или иные вопросы соответствующей тематики

Лекция № 1 - главные принципы дидактики; основные вопросы методики обучения физике; принципы построения учебных дисциплин; различные модели построения учебных курсов [2, 4].

Лекция № 2 - составные части учебной дисциплины; основные формы учебной деятельности; лекция как одна из форм учебной деятельности: ее цели, задачи и структура при преподавании общей физики, теоретической физики, математики

Лекция № 3 - поддержка лекций по общей физике демонстрационным экспериментом: классификация демонстрационного эксперимента; методические требования к нему; цели и задачи постановки; техника постановки и методика показа [7].

Лекция № 4 - цели, задачи и основные этапы семинарских занятий и физических практикумов; виды экспериментальных работ практикумов [8].

Лекция № 5 - цели и задачи оценивания учебных достижений обучающихся; методы, формы и средства контроля; тестирование, зачет, экзамен и рейтинг; способы мотивирования обучающихся [3, 4].

Лекция № 6 - основы нормативно-правовой базы образовательного процесса; структура системы образования; уровни образования; профессиональные образовательные стандарты [9].

Лекция № 7 - структура федерального государственного образовательного стандарта; компетенции; учет работы обучающихся; квалификационная работа; образовательные стандарты МГУ по направлению подготовки «Физика»; основная образовательная программа; структура и содержание программы учебной дисциплины в классическом университете [1, 10].

Лекция № 8 - краткие сведения по истории развития физического образования в России; преподавание физики в Московском университете (по периодам - от основания университета до установления форм и методов обучения, близких к современным) [11, 12].

Лекция № 9 - особенности чтения лекций по дисциплинам естественнонаучного профиля; определения, формулировки и теоремы; математическая запись закономерностей; работа преподавателя с аудиторией, с доской и с демонстрационным экспериментом; опорные фразы, мнемонические правила, аналогии и подсказки [13]

Лекции № 10-14 - структура и содержание учебной дисциплины на физическом факультете МГУ (на примерах разделов общего курса физики «Механика», «Молекулярная физика и термодинамика», «Электричество и магнетизм», «Оптика», «Введение в квантовую физику» и «Атомная физика»): планы лекций и семинарских занятий; важнейшие физические модели, определения, законы и формулы; важнейшие лекционные демонстрации; базовые теоретические задачи и задачи физического практикума [8, 14-22]. В ходе чтения этих пяти

лекций осуществляется показ наиболее значимых, интересных, наглядных и запоминающихся лекционных демонстраций В заключение лекции № 14 рассматриваются некоторые особенности преподавания математических дисциплин [23], дисциплин теоретического курса физики и специальных курсов для студентов бакалавриата естественнонаучных направлений классических университетов

Данный лекционный курс в 2016/2017 ученом году прослушали 280 студентов магистратуры физического факультета МГУ. Материалы лекций по мере их прочтения публиковались на сайте кафедры общей физики физического факультета МГУ [24]. Промежуточная аттестация в форме зачета без оценки проводилась с использованием тестирования, которое проводилось в Центре контроля качества образования физического факультета МГУ с применением автоматизированной системы оценивания [25] Для проведения тестирования было составлено 130 вопросов, охватывающих все темы лекционного курса Вопросы тестируемым заранее не сообщались Тестируемым предлагались вопросы с единственным правильным ответом, с множественным правильным ответом, а также вопросы с открытым ответом Тестирование показало, что более 90% студентов сдали зачет с первой попытки, еще 6% - со второй попытки, а на комиссионную пересдачу зачета были направлены лишь 4% слушателей

С целью оценки уровня интереса студентов к проблематике лекционного курса авторами в конце учебного семестра было проведено выборочное анкетирование студентов, посетивших боле 75% лекций . Результаты зачетного тестирования и анкетирования свидетельствуют о высокой степени усвоения студентами материала лекционного курса, о значительном интересе к нему со стороны студентов, а также о востребованности курса данной тематики среди будущих ученых-физиков высшей квалификации, которые также являются и потенциальными педагогами средней и высшей школы

Список литературы

1 . Официальный сайт «Образовательные стандарты МГУ». Образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый Московским государственным университетом имени М . В . Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки «Физика» . Уровни высшего профессионального образования: бакалавриат с присвоением квалификации (степени) «бакалавр»; магистратура с присвоением квалификации (степени) «магистр» . (URL: http://www. standart . msu. ru/node/23 15. 05. 2017)

2 . Ситаров В. А . Дидактика . Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред . В . А . Сластенина . М . : Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.

3 . Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М . : Просвещение, 1971. 368 с.

4. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы . Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Каменецкий С . Е. , Пурышева Н. С. , Важеевская Н . Е. и др . ; Под ред . Каме-нецкого С . Е . , Пурышевой Н . С . . М . : Издательский центр «Академия», 2000. 368 с

5 . Кох М. Н., Пешкова Т. Н. Методика преподавания в высшей школе: учебное пособие . Краснодар: Куб ГАУ, 2011. 150 с.

6 . Блинов В. И., Виненко В. Г., Сергеев И. С. Методика преподавания в высшей школе: учеб . - практич . пособие. М . : Издательство Юрайт, 2014. 315 с.

7 . Шилов В. Ф. Физический эксперимент по курсу «Физика и астрономия» М : Просвещение, 2000 142 с

8 Физический практикум / Под ред Ивероновой В И М : Государственное издательство физико-математической литературы, 1962 961 с

9 . Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» . Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция). (URL: http://www. consultant . ru/document/cons_ doc_LAW_140174 15. 05. 2017).

10 . Официальный сайт Управления академической политики и организации учебного процесса МГУ имени М . В . Ломоносова . Учебный план направления 03. 03. 02 «Физика». (URL: http://edu. msu. ru/curriculum/ pdf/03_03_1_02. pdf 15. 05. 2017).

11. Кононков А. Ф. История физики в Московском университете с его основания до 60-х годов XIX столетия . М . : Издательство Московского университета, 1955 300 с

12 Иван Филиппович Усагин / Под ред А С Предводителева М : Издательство МГУ, 1959 300 с

13 . Николаев В. И., Бушина Т. А. Физика: учимся размышлять . М. : Физический факультет МГУ, 2015 152 с

14. Грабовский М. А., Млодзеевский А. Б., Телеснин Р. В. и др . Лекционные демонстрации по физике . / Под ред . Ивероновой В . И . М . : Наука, 1972. 640 с

15 . Семенов М. В., Якута А. А. Механика . Лекционный эксперимент . / Под ред А М Салецкого М : Физический факультет МГУ, 2012 352 с

16 . Русаков В. С., Слепков А. И., Никанорова Е. А., Чистякова Н. И. Механика Методика решения задач М : Физический факультет МГУ, 2010 368 с

17 . Семенов М. В., Старокуров Ю. В., Якута А. А. Молекулярная физика и термодинамика . Лекционный эксперимент . / Под ред . Салецкого А . М . М . : Физический факультет МГУ, 2013. 160 с.

18 . Миронова Г. А., Брандт Н. Н., Салецкий А. М. Молекулярная физика и термодинамика . Методика решения задач . М . : Физический факультет МГУ, 2011 376 с

19. Каминская Т. П., Матюнин А. В., Нифанов А. С., Поляков П. А., Салецкий А. М., Слепков А. И., Шабарчин Ю. Л. Электричество и магнетизм . Лекционный эксперимент . / Под ред . А. М . Салецкого . М . : Физический факультет МГУ, 2015. 280 с.

20 . Киселев Д. Ф., Жукарев А. С., Иванов С. А., Киров С. А., Лукаше-ва Е. В. Электричество и магнетизм . Методика решения задач . М . : Физический факультет МГУ, 2010 332 с

21 . Быков А. В., Митин И. В., Салецкий А. М Оптика . Методика решения задач . М . : Физический факультет МГУ, 2010. 246 с.

22. Миронова Г. А., Брандт Н. Н., Салецкий А. М., Поляков О. П., Труба-чев О. О. Введение в квантовую физику в вопросах и задачах. М . : Физический факультет МГУ, 2012 320 с

23 Темербекова А. А Методика преподавания математики М : Владос, 2003 176 с

24. Официальный сайт кафедры общей физики физического факультета МГУ имени М . В. Ломоносова (URL: http://genphys. phys. msu. ru 15. 05. 2017).

25. Официальный сайт Центра контроля качества образования физического факультета МГУ имени М . В . Ломоносова (URL: http://ckko . phys . msu. ru 15.05. 2017).

The course of lectures «ways and methods of teaching physics and mathematics related subjects» aimed at master" s students studying at faculty of physics in Lomonosov Moscow state university

P. Yu. Bokov, A. A. Yakuta, A. M. Saletskiy

The article is a fruitful attempt to reveal the process of developing a new course of lectures covering and summarizing major ways and methods of teaching Physics and Mathematics related subjects at university level and aimed at master's students majoring in Physics at MSU. The Course is an outline of key principles and basic ideas most relevant and used on a regular basis by the lecturer in his professional activity. It also offers practical recommendations for an effective use of the course materials in class. The article contains concise Course Contents and Bibliography, recommended to students for an in-depth study of the topic in question.

Key words: Teaching of Physics and Mathematics related subjects, university level teaching, ways and methods of teaching Physics, Master of Science program.

Сведения об авторах

Боков Павел Юрьевич - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики физического факультета МГУ имени М . В . Ломоносова . Тел . +7 (495) 939-14-89. E-mail: pavel_bokov@ physics . msu .ru

Якута Алексей Александрович - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики физического факультета МГУ имени М . В . Ломоносова . Тел . +7 (495) 939-14-89. E-mail: aa .yakuta@ physics msu ru

Салецкий Александр Михайлович - доктор физико-математических наук, профессор кафедры общей физики физического факультета МГУ имени М В Ломоносова Тел +7 (495) 939-14-89 E-mail: sam@ physics msu ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.