Научная статья на тему 'ЛЕКЦИИ С. Л. ФРАНКА В ГОЛЛАНДСКОМ АМЕРСФОРТЕ В 1932 Г.'

ЛЕКЦИИ С. Л. ФРАНКА В ГОЛЛАНДСКОМ АМЕРСФОРТЕ В 1932 Г. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская философская эмиграция / русская философия в Нидерландах / Международная школа философии в Амерсфорте / С. Л. Франк / Б. Б. Беккер / Russian philosophical emigration / Russian philosophy in the Netherlands / Th e International School for Philosophy in Amersfoort / S. L. Frank / B. B. Becker

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Александр Сергеевич Цыганков, Тереза Оболевич

Историко-философская реконструкция лекционного визита Семена Людвиговича Франка летом 1932 г. в голландский Амерсфорт, где философ читал курс лекций под названием «Русский духовный тип в его отношении к западному» в Международной школе философии (Internationale School voor Wijsbegeerte), сопровождается публикацией некоторых материалов, касающихся этого визита. Организатором и вдохновителем лекционного курса выступил знакомый Франка по доэмигрантскому периоду историк и славист Бруно Борисович Беккер, который после революции 1917 г. перебрался в Амстердам. Летом 1932 г. в Амерсфорте фрагменты лекционного курса Франка также были засняты на черно-белую кинопленку, недавно найденную в городском архиве Утрехта. Очевидно, что это единственная кинозапись Франка, которая дошла до нас. Наряду с русским философом и многочисленными слушателями курсов на ней также были запечатлены Альберт Швейцер, Мартин Бубер, Дитрих Бонхеффер, Пауль Эренфест и Бруно Беккер. Девятого августа 1932 г. Франк отправил из Амерсфорта супруге Татьяне Сергеевне Франк открытку, которая хранится в личном архиве внука Франка о. Петра Скорера в Великобритании. В приложении к публикации эта открытка с разрешения наследников философа впервые вводится в научный оборот. Также приводится несколько фотографий, связанных с поездкой в Амерсфорт в августе 1932 г., из личного архива внука Франка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LECTURES BY S. L. FRANK IN AMERSFOORT (THE NETHERLANDS), 1932

Historical and philosophical reconstruction of the visit of Semen Ludwigovich Frank to Amersfoort in the summer of 1932, where the philosopher delivered at the International School for Philosophy (Internationale School voor Wijsbegeerte) a course of lectures entitled “Russian spiritual type in his attitude to the Western one” accompanied by the publication of some materials related to this visit. Th e organizer and inspirer of the lecture course was the historian and Slavist Bruno Borisovich Becker, a friend of Frank since the pre-émigré period, who moved to Amsterdam aft er the 1917 revolution. In the summer of 1932 in Amersfoort, fragments of Frank’s lecture course were also recorded on black and white fi lm, recently found at the city archive of Utrecht. Th is is obviously the only record of Frank that has reached us. Along with the Russian philosopher and numerous course participants, it also captured Albert Schweitzer, Martin Buber, Dietrich Bonhoeff er, Paul Ehrenfest and Bruno Becker. On the 9th of August, 1932, Frank sent from Amersfoort a postcard to his wife, Tatiana Sergeevna Frank, which is stored in the personal archive of Frank’s grandson, Fr Peter Scorer in Great Britain. In the appendix to the publication, this postcard is published, with the permission of the philosopher’s heirs. Th e publication also includes several photographs from the personal archive of Frank’s grandson, related to his trip to Amersfoort (Th e Netherlands), in August 1932.

Текст научной работы на тему «ЛЕКЦИИ С. Л. ФРАНКА В ГОЛЛАНДСКОМ АМЕРСФОРТЕ В 1932 Г.»

ЛЕКЦИИ С. Л. ФРАНКА В ГОЛЛАНДСКОМ АМЕРСФОРТЕ В 1932 Г.

Александр Сергеевич Цыганков

Кандидат философских наук, старший научный сотрудник, Международная лаборатория исследований русско-европейского интеллектуального диалога, Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики». Российская Федерация, 105066, Москва, ул. Старая Басманная, д. 21, стр. 4. Старший научный сотрудник сектора истории русской философии,

Институт философии РАН. Российская Федерация, 109240, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

E-mail: m1dian@yandex.ru

Тереза Оболевич

Dr. hab., профессор, ведущий научный сотрудник, Международная лаборатория исследований русско-европейского интеллектуального диалога, Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики». Российская Федерация, 105066, Москва, ул. Старая Басманная, д. 21, стр. 4.

П» 1 (j (j и <-» 1 "I

Заведующая кафедрой русской и византийской философии.

Папский университет Иоанна Павла II Польша, 31-002, Краков, ул. Канонича, д. 9 E-mail: tereza.oboleyich@upjp2.edu.pl

Историко-философская реконструкция лекционного визита Семена Людвиговича Франка летом 1932 г. в голландский Амерсфорт, где философ читал курс лекций под названием «Русский духовный тип в его отношении к западному» в Международной школе философии (Internationale School voor Wijsbegeerte), сопровождается публикацией некоторых материалов, касающихся этого визита. Организатором и вдохновителем лекционного курса выступил знакомый Франка по доэмигрантскому периоду историк и славист Бруно Борисович Беккер, который после революции 1917 г. перебрался в Амстердам. Летом 1932 г. в Амерсфор-те фрагменты лекционного курса Франка также были засняты на черно-белую

кинопленку, недавно найденную в городском архиве Утрехта. Очевидно, что это единственная кинозапись Франка, которая дошла до нас. Наряду с русским философом и многочисленными слушателями курсов на ней также были запечатлены Альберт Швейцер, Мартин Бубер, Дитрих Бонхеффер, Пауль Эренфест и Бруно Беккер. Девятого августа 1932 г. Франк отправил из Амерсфорта супруге Татьяне Сергеевне Франк открытку, которая хранится в личном архиве внука Франка о. Петра Скорера в Великобритании. В приложении к публикации эта открытка с разрешения наследников философа впервые вводится в научный оборот. Также приводится несколько фотографий, связанных с поездкой в Амерсфорт в августе 1932 г., из личного архива внука Франка.

Ключевые слова: русская философская эмиграция, русская философия в Нидерландах, Международная школа философии в Амерсфорте, С. Л. Франк, Б. Б. Беккер.

DOI 10.17323/2658-5413-2020-3-3-148-158

Немецкий период эмигрантской биографии Семена Людвиговича Франка связан с активной лекционной деятельностью. Особое место в его творчестве этого времени занимает голландская Международная школа философии (Internationale School voor Wijsbegeerte) в Амерсфорте, где летом 1932 г. Франк читал лекционный курс под названием «Русский духовный тип в его отношении к западному». Именно из Амерсфорта 9 августа 1932 г. Франк отправил супруге Татьяне Сергеевне Франк письмо, которое недавно удалось обнаружить в архиве внука философа о. Петра Скорера. Оно публикуется ниже.

Международная школа философии в Амерсфорте, появившаяся в разгар Первой мировой войны, в 1916 г., и существующая по сегодняшний день, — это уникальная институция, не только популяризирующая философское знание, но и стремящаяся формировать более «углубленное мировоззрение», как указано в ее статуте (Jacobs, Jacobs, 2016: 38). В неспокойное межвоенное время особенно важной являлась направленность данной организации на нивелирование различных социальных и идеологических конфликтов, что еще на начальном этапе развития школы было связано с идеями философии сигнифики, предложенной британским философом Викторией Уэлби (Welby, 1837-1912) и поддержанной главным идейным вдохновителем амерсфортской школы голландским писателем и мыслителем Фредериком Виллемом ван Эйденом (Frederik Willem van Eeden, 1860-1932) (Цыганков, Оболевич, 2020: 40-42). В связи с этим показательно одно из установочных совещаний будущего руководства школы, на котором говорилось, что «создание школы должно дать обучающимся возможность для формирования осознанного жизненного понимания и мировоззрения.

Международная школа философии в Амерсфорте 1932 г. (из личного архива о. Петра Скорера)

Лишь тогда, когда человек строит свою деятельность на собственном понимании природы вещей (а не получает уже готовое понимание от других людей или от сформированных традицией убеждений), его труд может приобрести истинную ценность для общества. Философия может дать нам прочный фундамент. Она ищет возможность обоснования мира, ведет нас к открытию за бесчисленными явлениями внутреннего единства. Поэтому философия позволяет нам увидеть все во всем» (Nierop van, 1986: 41).

Для достижения амбициозных задач, поставленных Международной школой философии перед самой собой, в Амерсфорте каждый год стали организовываться лекционные курсы, посвященные различным областям философского знания, а также рождественские и летние собрания участников школы. Посещать курсы мог каждый желающий, оплатив их стоимость, зависевшую от объема материала, а также от известности и востребованности лектора. Среди приглашенных докладчиков в 1920-1930-е гг. в Амерсфорте были такие известные европейские интеллектуалы той эпохи, как Мартин Бубер (1925, 1933, 1934), Эрнст Кассирер (1938), Франц Оппенгеймер (1923, 1924), Мартин Хайдеггер (1931), Альберт Швейцер (1932), Пауль Тиллих (1933, 1936). В амерсфортской школе

с лекционными курсами выступали также представители русской философской эмиграции: Георгий Гурвич (1934), Николай Бердяев (1937), Бруно Беккер (1937) и Семен Франк (1932) (Everdingen van E., 1976a: 161-162). Особое место в курсах 1910-1930-х гг. занимала русская проблематика. Так, в 1917 г. читался курс лекций по теме «Русская душа и западная культура», в 1919 г. — «Русская философия жизни», в 1931 г. — «Направления в русской духовной жизни» и «Русская философия в свете западного мышления», в 1934 г. — «Женщина в Советской России», в 1937 г. — «Пушкин» (Everdingen van E., 1976b: 120-126). В 1932 г. курс «Русский духовный тип в его отношении к западному» читал Франк.

Лекционная поездка Франка в Амерсфорт в августе 1932 г. была организована его коллегой Бруно Борисовичем Беккером (Becker, 1885-1986), с которым философ познакомился еще до эмиграции в Санкт-Петербурге и вновь возобновил контакты в 1931 г. после своего первого визита в Голландию. Беккер играл главную роль в организации лекционных турне Франка в Голландии, что даже дало возможность философу назвать его в одном из писем своим «manager'ом» (Цыганков, Оболевич, 2020: 254). Очевидно, что именно Беккер рассказал Франку о амерсфортской философской школе и ее тогдашнем секретаре Адрианусе Питере ван де Ватере (Adrianus Pieter van de Water, 1896-1951). Так, в письме от 10 января 1932 г. Франк сообщал Беккеру: «Van-der-Watery пишу; конечно, в принципе я очень рад принять его предложение — и не столько как источник заработка, но и потому, что задачи школы, как они изложены в брошюре, мне очень симпатичны и идейно очень близки!» (Там же: 243). Курс Франка был назначен на 8-12 августа 1932 г., о чем сообщалось в газете «Het Vaderland» от 12 апреля 1932 г.: «Проф. д-р С. Франк из Берлина читает курс 8-12 августа о Русском духовном типе в его отношении к западному» (Internationale School voor Wijsbegeerte en Zomerleergangen, 1932: 3).

Программа лекционного курса Франка была опубликована в печатном органе школы «Amersfoortsche Stemmen» («Амерсфортские голоса»): согласно ей, философ читал лекции с понедельника (8 августа) по пятницу (12 августа). Кроме них, Франк должен был проводить со слушателями курсов обсуждения или, как он писал супруге, «беседы», во вторник, среду и четверг. В «Амерсфортских голосах» появилась также небольшая заметка с целью привлечь внимание потенциальных слушателей к курсу Франка, где давалась следующая характеристика философа: «Как русский по рождению, проф. Франк обладает совершенными знаниями о русской духовной жизни, а как человек, уже годы проживший в Берлине, он понимает менталитет Западной Европы» (Цыганков, Оболевич, 2020: 44).

Пребывание в Амерсфорте философ описывал следующим образом: «Живу вроде как на конференции, слишком много на людях и постоянные разговоры. Утром в 10 читаю лекцию, к<ото>рая с перерывом затягивается до 12-ти,

С. Л. Франк со слушателями курса. Амерсфорт, август 1932 г. (из личного архива о. Петра Скорера)

а в 4 часа — беседа, к<ото>рая фактически есть новая лекция и продолжается 1Л часа. Это очень утомительно, и большинство настолько чуждые теме, что очень трудно. Словом, это все-таки работа и награждение, даром деньги не даются» (См. приложение). В качестве вознаграждения Франк должен был получить 200 гульденов. В лекциях Франка рассматривались такие вопросы, как своеобразие восточного христианства и русского духа, русская литература (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой), отношение русской и западной философии, восточный и западный принцип русского национального сознания (Там же: 43-44).

Выбранная Франком проблематика органично вписывалась в специфику его мысли эмигрантского периода, одним из ведущих мотивов которой было обращение к русской тематике. Это нашло отражение в его брошюре «Русское мировоззрение» («Russische Weltanschauung»), изданной в печатном органе Кан-товского общества по-немецки в 1926 г. Эта работа, с небольшими авторскими уточнениями, была в 1932 г. переведена на голландский и при посредничестве Беккера издана в Амстердаме (Frank, 1932). Ключевое место русская проблематика занимала также в сотрудничестве Франка с организацией «Русская братская помощь» (Russische Bruderhilfe), под эгидой которой философ осуществлял лек-

С. Л. Франк и Б. Беккер со слушателями курса. Амерсфорт, август 1932 г. (из личного архива о. Петра Скорера)

ционные поездки по немецкой провинции в 1930-1932 гг. Одна из них также выпала на август 1932 г. и, очевидно, была совмещена Франком с визитом в Амерсфорт (Цыганков, Оболевич, 20211).

Необходимо отметить, что именно в Международной школе философии русский мыслитель был снят на кинопленку, которую недавно удалось обнаружить в городском архиве Утрехта2. Очевидно, что это единственная кинозапись Франка, которая дошла до нас. Наряду с русским философом и многочисленными слушателями курсов на черно-белой кинопленке продолжительностью 17 минут 17 секунд также были запечатлены Альберт Швейцер, Мартин Бубер, Дитрих Бон-хеффер, Пауль Эренфест и Бруно Беккер. Этот фильм, а также фотографии, сохранившиеся в личном архиве внука Франка, позволяют утверждать, что Беккер все-таки посетил лекционный курс Франка в Амерсфорте, несмотря на то, что

1 Этому вопросу авторы посвятили отдельное исследование, в данный момент находящееся в процессе публикации: Цыганков А. С., Оболевич Т. (2021) Протестантская организация «Russische Bruderhilfe» и ее роль в творческой биографии С. Л. Франка 1930-х гг. Приложение: С. Л. Франк. Ученица Иисуса в старой России // Вестник ПСТГУ Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. — Прим. ред.

2 Фрагмент кинофильма с участием Франка можно посмотреть на сайте Института философии РАН : https:// iphras.ru/russ_m.htm.

философ писал 9 августа: «Беккер не мог сюда приехать на курс, я ему написал и просил его приехать хоть на один день» (см. приложение). Сохранившаяся кинопленка не только представляет сугубо историко-философский интерес, но и передает те противоречия, идейную сложность и неоднозначность, которые господствовали в Европе 1930-х гг. Так, вместе с Бонхеффером, молодым, 26-летним богословом, убитым спустя 13 лет в немецком лагере во Флоссенбюрге, участие в лекционном курсе «Критическая философия» («Critische Philosophie») принимал также Тоби Гудеваген (Tobie Goedewaagen, 1895-1980), философ, поэт, соос-нователь «Общества критической философии» («Het Genootschap voor Critische Philosophie») и «Общего философского союза» («Algemeene Vereeniging voor Wijsbegeerte»), а в то же время — убежденный национал-социалист и член Национал-социалистического движения Нидерландов. После установления немецкого контроля над Голландией Гудеваген будет назначен генеральным секретарем Департамента народного просвещения и искусства и примет активное участие в политике гляйхшальтунга, проводимой в стране (Berkel van, 2012).

Публикуемая открытка Франка к супруге от 9 августа 1932 г., отправленная из Амерсфорта, и фотоматериалы ныне хранятся в личном архиве внука философа о. Петра Скорера и вводятся в научный оборот с его любезного разрешения. Открытка исписана чернилами с двух сторон, содержит подчеркивания и дописки на полях, выделенные нами полужирным шрифтом и курсивом.

Литература

Цыганков А. С., Оболевич Т. (2020) Голландский эпизод в философской биографии

С. Л. Франка (новые материалы). М.: ИФ РАН. Цыганков А. С., Оболевич Т. (2021) Протестантская организация «Russische Bruderhilfe» и ее роль в творческой биографии С. Л. Франка 1930-х гг. Приложение: С. Л. Франк. Ученица Иисуса в старой России // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение (в печати). Berkel van B. (2012) Dr. Tobie Goedewaagen (1895-1980). Een leven lang nationaal-socialist.

Proefschrift. Amsterdam. Everdingen van E. (1976) 1916-1975 Buitenlandse sprekers open cursussen (chronologisch) //

Zestig jaar Internationale School voor Wijsbegeerte. Amsterdam: Van Gorcum. P. 161-169. Everdingen van E. (1976) Titels der open cursussen // Zestig jaar Internationale School voor

Wijsbegeerte. Amsterdam: Van Gorcum, 1976. P. 120-136. Frank S. (1932) De russische wereldbeschouwing. Amsterdam: J. Emmering. Internationale School voor Wijsbegeerte en Zomerleergangen (12. 4. 1932) // Het Vaderland. Jacobs F., Jacobs F. (2016) Markante denkers. 100 jaar filosofie aan de Internationale School voor

Wijsbegeerte. Leusden: ISVW Uitgevers. Nierop van M. (1986) De Internationale School voor Wijsbegeerte en het ideaal van de huma-niteit // Filosofie in Nederland. De Internationale School voor Wijsbegeerte als ontmoetings-plaats 1916-1986. Amsterdam: Uitgeverij Boom. Р. 34-48.

LECTURES BY S. L. FRANK IN AMERSFOORT

(THE NETHERLANDS), 1932

Alexander Tsygankov

Candidate of Sciences in Philosophy, Senior Research Fellow, International Laboratory for the Study of Russian and European Intellectual Dialogue, National Research University "Higher School of Economics".

21/4 Staraya Basmannaya Str., Moscow, 105066, Russian Federation.

Senior Research Fellow, Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences.

12/1 Goncharnaya Str., Moscow, 109240, Russian Federation.

E-mail: m1dian@yandex.ru

Teresa Obolevitch

Dr, Prof. leading research fellow, International Laboratory for the Study of Russian and European Intellectual Dialogue,

National Research University "Higher School of Economics".

105066, Russian Federation, Moscow, 21/4 Staraya Basmannaya Str.

Head of the Department of Russian and Byzantine Philosophy,

Pontifical University John Paul II.

Poland, 31-002, Krakow, Kanonicza St 9 E-mail: tereza.obolevich@upjp2.edu.pl

Historical and philosophical reconstruction of the visit of Semen Ludwigovich Frank to Amersfoort in the summer of 1932, where the philosopher delivered at the International School for Philosophy (Internationale School voor Wijsbegeerte) a course of lectures entitled "Russian spiritual type in his attitude to the Western one" accompanied by the publication of some materials related to this visit. The organizer and inspirer of the lecture course was the historian and Slavist Bruno Borisovich Becker, a friend of Frank since the pre-emigre period, who moved to Amsterdam after the 1917 revolution. In the summer of 1932 in Amersfoort, fragments of Frank's lecture course were also recorded on black and white film, recently found at the city archive of Utrecht. This is obviously the only record of Frank that has reached us. Along with the Russian philosopher and numerous course participants, it also captured Albert Schweitzer, Martin Buber, Dietrich Bonhoeffer, Paul Ehrenfest and Bruno Becker. On the 9th of August, 1932, Frank sent from Amersfoort a postcard to his wife, Tatiana Sergeevna Frank, which is stored in the personal archive of Frank's grandson, Fr Peter Scorer in Great Britain. In the appendix to the publication, this postcard is published, with the permission of the philosopher's heirs. The publication also includes several photographs from the personal archive of Frank's grandson, related to his trip to Amersfoort (The Netherlands), in August 1932.

Keywords: Russian philosophical emigration, Russian philosophy in the Netherlands, The International School for Philosophy in Amersfoort, S. L. Frank, B. B. Becker.

References

Tsygankov A. S., Obolevich T. (2020) Gollandskij period v filosofskoj biografii S. L. Franka (novye materialy) [Dutch Episode in the Philosophical Biography of S. L. Frank (New Materials)], Moscow: IF RAN (in Russian).

Tsygankov A. S., Obolevich T. (2021) Protestantskaja organizacija «Russische Bruderhilfe» i ee rol' v tvorcheskoj biografii S. L. Franka 1930-h gg. Prilozhenie: S. L. Frank. Uchenica Iisusa v staroj Rossii [Protestant Organization "Russische Bruderhilfe" and its Role in the Creative Biography of S. L. Frank in 1930s. Appendix: S. L. Frank. A Disciple of Jesus in Old Russia]. Vestnik PSTGU=St. Tikhon's University Review, Seriya I: Bogoslovie. Filosofiya. Religiovedenie (in print) (in Russian).

Berkel van B. (2012) Dr. Tobie Goedewaagen (1895-1980). Een leven lang nationaal-socialist. Pro-efschrift. Amsterdam (in Dutch).

Everdingen van E. (1976а) 1916-1975 Buitenlandse sprekers open cursussen (chronologisch). Zestig jaar Internationale School voor Wijsbegeerte. Amsterdam: Van Gorcum, P. 161-169 (in Dutch).

Everdingen van E. (1976 b) Titels der open cursussen. Zestig jaar Internationale School voor Wijsbegeerte. Amsterdam: Van Gorcum, 1976. P. 120-136 (in Dutch).

Frank S. (1932) De russische wereldbeschouwing, Amsterdam: J. Emmering (in Dutch).

Internationale School voor Wijsbegeerte en Zomerleergangen (12. 4. 1932), Het Vaderland (in Dutch).

Jacobs F., Jacobs F. (2016) Markante denkers. 100 jaar filosofie aan de Internationale School voor Wijsbegeerte. Leusden: ISVW Uitgevers (in Dutch).

Nierop van M. (1986) De Internationale School voor Wijsbegeerte en het ideaal van de huma-niteit. Filosofie in Nederland. De Internationale School voor Wijsbegeerte als ontmoetingsplaats 1916-1986. Amsterdam: Uitgeverij Boom, p. 34-48 (in Dutch).

ПИСЬМО С. Л. ФРАНКА Т. С. ФРАНК ИЗ АМЕРСФОРТА

Frau Professor

Tatiana Frank

Berlin — Halensee. Deutschland

Hektorstr. 20

Амерсфорт, 9. VIII. 32.

Родная моя, сегодня вторник, ждал вестей от тебя, но ни с одной почтой не было. Правильно ли ты пишешь адрес? Я не беспокоюсь, а скучаю, и мне не по себе, что уже три дня я ничего о вас не знаю. Надеюсь завтра получить письмо. Здесь я живу в очень хороших условиях, дышу лесным воздухом, но нервы не успокоились. Живу вроде как на конференции, слишком много на людях и постоянные разговоры. Утром в 10 читаю лекцию, к<ото>рая с перерывом затягивается до 12-ти, а в 4 часа — беседа, к<ото>рая фактически есть новая лекция и продолжается Ш часа. Это очень утомительно, и большинство настолько чуждые теме, что очень трудно. Словом, это все-таки работа и награждение, даром деньги не даются. Сегодня секретарь1 через банк отослал тебе (т.е. Витюше2) 200 гульд<енов>. Пожалуйста, уведомь меня тотчас же, получила ли их — у меня никаких документов нет, что он их отослал. Конечно, он не надует, но надо все-таки знать. Беккер не мог сюда приехать на курс, я ему написал и просил его приехать хоть на один день. Хочу кое-что попробовать. Гаккель здесь с помощью одной голландки постоянно пишет в газетах. Появилась на курсах еще одна русская барышня Гершельман3, отец к<ото>рой был в Руле4 (теперь служит у Ульштейна5), она говорит, что он меня знает. Завтра русская дама, замужем за голландцем в соседнем мал<еньком> городке, берет меня на автомобиле в гости к обеду (к 6 ч.). Вот и все мои новости.

1 Адрианус Питер ван де Ватер (Adrianus Pieter van de Water, 1896-1951), секретарь Международной школы философии в Амерсфорте с 1930 г.

2 Имеется в виду старший сын философа Виктор Семенович Франк (1909-1972).

3 Личность не установлена.

4 Ежедневная газета «Руль» выходила в Берлине с 16 ноября 1920 г. по 14 октября 1931 г. Газета издавалась при участии И.В. Гессена, А.И. Каминки и В.Д. Набокова.

5 «Ульштейн и К°» (Ullstein Buchverlage) — крупная немецкая издательская фирма, возникшая в 1877 г. в Берлине и существующая по сей день. Издавала также русские эмигрантские газеты, в т.ч. «Руль».

Все думаю о тебе, сейчас пишу Симочке6, чтоб она тебя позвала к себе, деньги у тебя будут, брось все и отдохни хоть три дня. Обнимаю тебя и всех, жду вестей.

Твой С.

S. Frank Amersfoort

Dodeweg B 7 School voor Wijsbegeerte

Пришлите мне газету, ничего не знаю, что на свете делается7.

LETTER FROM S. L. FRANK TO T. S. FRANK FROM AMERSFOORT (9. VIII. 32)

6 Имеется в виду Серафима Абрамовна Копельман, о которой сын философа Василий вспоминал: «Копельманы — Максим Соломонович и Серафима Абрамовна — были ближайшими друзьями родителей за все наши берлинские годы. У них было трое детей — Надежда, Александр (Алик) и младший, Соломон (Моня), который был всего на несколько лет старше меня. В этот дом я всегда шёл с радостью. В начале тридцатых они жили на той же улице, что и мы, на Гектор-штрассе, в Халензее, и мы виделись довольно часто. Сколько раз мама посылала меня к Серафиме Абрамовне то за чашкой муки, то за яйцом, то за луком. Между этой семьёй и моими родителями отношения были довольно странные. Они были, если мне позволено будет так выразиться, влюблены в отца, и в то же время интеллектуальная и нравственная его мощь, проявлявшаяся как бы сама собой, абсолютно естественно и безо всякого, даже наималейшего усилия с его стороны, вызывала в них что-то вроде священного ужаса. Симочка (так у нас именовали Серафиму Абрамовну) была маминой ближайшей подругой. Я знаю, что в самые тяжёлые времена Копельманы неизменно нам помогали. Они всегда были готовы поверить папе в долг, долги, надо сказать, возвращались при первой же возможности». Франк В. Русский мальчик в Берлине / Пер. В. Михайлина, Е. Зотовой // Волга. № 19. 1998. С. 130.

Через С. Копельман ^ега:йпе Коре1шапп) Л. Бинсвангер пересылал С.Л. Франку деньги.

Ср. также С.Л. Франк Т.С. Франк 18.8.1932 // Архив ДРЗ. Ф. 4. Оп. 1. Ед. хр. 10. Л. 2: «Ты должна непременно еще раз поехать к Симочке отдохнуть. — В ближайшие же дни примусь писать и напишу в Париж об авансе».

7 Написано чернилами поверх страницы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.