Научная статья на тему 'Лекции по истории русской философии'

Лекции по истории русской философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
149
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Осипов Игорь Дмитриевич

Рецензия на книгу: Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии: XI-XX вв.: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 396 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Zamaleev A.F. Lectures on the History of Russian Philosophy: XI-XX century

Book Review: Zamaleev A.F. Lectures on the History of Russian Philosophy: XI-XX century. A Textbook. St. Petersburg: Izd-vo SPSU, 2001. 396 p.

Текст научной работы на тему «Лекции по истории русской философии»

НОВЫЕ КНИГИ ПО СОЦИАЛЬНЫМ И ГУМАНИТАРНЫМ

НАУКАМ

И.Д. Осипов

ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ*

Учебное пособие заведующего кафедрой истории русской философии Санкт-Петербургского государственного университета профессора А.Ф. Замалеева, рекомендованное Министерством образования РФ для вузов страны, вышло третьим изданием. Предшествующие издания пособия уже разошлись. К достоинствам книги относится то, что она отличается современной методологией исследования русской философской мысли, которая исходит из объективного и конкретного анализа сложного и противоречивого процесса формирования русской философской культуры. В учебном пособии раскрываются как специфические, национальные, так и универсальные закономерности развития русской философии. Становится очевидным, что последняя является и философией России, ибо она определена многообразием культурных форм и спецификой ментальности россиян. К творчеству философии в России имеют прямое отношение выходцы из разных национальных групп: Максим Грек и Юрий Крижанич, Григорий Сковорода и Семен Франк сумели понять и философски осмыслить глубинные интенции русской духовности, раскрыть ее историческое и культурное своеобразие.

Ценной стороной пособия является органичное включение научной методологии для решения конкретных учебно-методических задач. Категориальная и концептуальная систематизация широкого круга источников и теоретического материала позволяет понять главные тенденции развития русской философии. В четырех разделах книги дается всесто-

* Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии: XI—XX вв.: Учеб. пособие. СПб., 2001. — 396 с.

роннее теоретическое освещение процесса формирования основных философских концепций с момента зарождения философской мысли в России в эпоху Средневековья до появления оригинальных философских теорий в эпоху XIX—XX вв.

Особый интерес вызывает первый раздел, посвященный русской философии эпохи Средневековья. Углубленное рассмотрение философии русского Средневековья и обоснование ее важности для развития русской философии выгодно отличает книгу А.Ф. Замалеева от ранее опубликованных учебных пособий. В книге содержательно анализируются концепции Илариона Киевского, Владимира Мономаха, Климента Смоляти-ча, Кирилла Туровского, рассматриваются ереси Феодосия Косого и Дмитрия Тверитинова, учения исихастов, нестяжателей и иосифлян, представителей раннедворянской идеологии Федора Каропова и И.С. Пере-светова. Блестящее знание творчества русских мыслителей позволяет А.Ф. Замалееву выявить идейные и культурные основания русской философской мысли, показать специфику философского знания в контексте православной культуры, определить принципиальные моменты складывающегося органического целого русской философии.

Существенно, что автор не идет по пути сведения философии средневековья в России к религиозной духовности и растворения философской проблематики в православных сюжетах древнерусской литературы. А.Ф. Замалеев раскрывает рациональный аспект древнерусской духовности, выявляет философское и аксиологическое содержание древнерусской литературы в общем религиозном контексте русской духовности. В начале философского процесса в России рациональное начало философии оказывалось в несогласии с религиозным сознанием, что было обусловлено самостоятельным значением философии и ее превращением в национальную форму самосознания и «квинтэссенцию» культуры.

Второй раздел книги посвящен исследованию философских концепций эпохи раннего и зрелого Просвещения в России. В этой связи анализируются философские идеи профессоров Киево-Могилянской академии: Стефана Яворского и Иннокентия Гизеля, петровского западничества и московских мыслителей: Епифания Славинецкого, Симеона Полоцкого, Юрия Крижанича, братьев Лихудов. Чтение этих глав знакомит с широким кругом научных проблем, имеющих как философский, так и общекультурный характер.

В третьем разделе углубленно анализируются философские концепции XIX —начала XX вв.: идеология русского радикализма — концепции декабризма, разночинства, народничества, русского марксизма, исследована философия естественно-научного материализма, консерватизма, славянофильства, а также религиозное реформаторство, представленное в духовно-академической философии и светском богословии. Особое место в пособии заняло изложение русской либерально-правовой и ренес-сансной философии.

В четвертом разделе книги всесторонне рассмотрено развитие русской философии в пореволюционный период: идейно-духовные направления русского зарубежья, большевизм, апокрифическая философия.

196 Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Том IV. № 1

Третье издание книги А.Ф. Замалеева существенно расширено и дополнено, в частности, включены новые главы по культурологии и философии языка, которые позволяют целостно представить развитие отечественной философии на всем пространстве отечественной истории. Особый интерес вызывает предпринятое автором исследование философской антропологии. Автор отмечает, что ее развитие стимулировалось, прежде всего, русской классической литературой; изучение творческого наследия великих писателей — Пушкина, Толстого, Достоевского способствовало сохранению и развитию антропологической темы в советской философской литературе. Однако, как показано в пособии, был и другой канал развития отечественной философии: труды И.М. Сеченова,

И.И. Мечникова, И.П. Павлова, К.А. Тимирязева, Н.Е. Введенского — в целом отечественное естествознание. В учебном пособии разбираются антропологические воззрения А.А. Ухтомского, теория доминанты которого стала этико-психологическим основанием концепции человеческого бытия. В этой связи показано, что концепция доминанты принципиально меняла старые схемы философской антропологии с их ориентацией на индивидуализм. Последующий анализ философии концепции диалогизма М.М. Бахтина выявляет еще одну теоретическую форму понимания человека, при которой индивидуализация личности связывается не со сферой социальности, а с сознанием индивида. Согласно А.Ф. За-малееву, Бахтин представлял человека в новом измерении — в его незавершенности и открытости миру, различие же философской антропологии Бахтина и Ухтомского заключено в специфике этической антропологии и ценностного мировоззрения как основания бытия.

В этом издании полнее и глубже, нежели в предшествующих, представлена философия Советского периода. Следует отметить, что при изложении советской философии подход автора отличается взвешенностью и научной объективностью. Особое внимание привлекает исследование «гулаговской» социологии, не получившей еще должного освещения в отечественной историко-философской и социологической науке. В этой связи рассмотрены воззрения Д.И. Шаховского — видного исследователя творчества П.Я. Чаадаева. В его сборнике статей «Письма о братстве» раскрывается социально-христианская идея сочетания принципа индивидуального труда в рамках коллективистской морали. В той же главе значительное место занимает анализ религиозных воззрений П.А. Флоренского, который дополнен интересным исследованием его малоизвестного социологического трактата «Предполагаемое государственное устройство в будущем». А.Ф. Замалеев выявляет связь между религиозным иерархизмом и консервативным монархизмом воззрений мыслителя, авторитаризмом и централизмом.

Последующее исследование философии Даниила Андреева — автора «Розы Мира», а также неоевразийской концепции Л.Н. Гумилева дает представление об основных ценностных и теоретических аспектах «гу-лаговской» социологии. Правда, для полноты следовало разобрать и социологию А.И. Солженицына, концепция которого по своим основаниям и ценностям также может быть причислена к «гулаговской».

Можно утверждать, что читатель, изучив учебное пособие А.Ф. Зама-леева, получит прекрасную возможность познакомиться со всеми важнейшими течениями русской философии и со всеми значимыми концепциями отечественных мыслителей. В пособии удается выявить качественные сдвиги в развитии философской проблематики, раскрыть основные исследовательские результаты, показанные в тот или иной период русской истории. В книге раскрывается все богатство содержания, оригинальность и противоречивость русской философской культуры, ни в коей мере не сводящейся в своем развитии к одному-единственному направлению или одной идеологии. Композиционно удачно построенные главы завершаются интересными и важными с научно-методической точки зрения выводами и комментариями.

К несомненным достоинствам книги относится и стилистика изложения разнообразного и сложного историко-философского материала. Автор, используя все богатство русского языка, выявляет духовно-ценностные нюансы менталитета отечественных мыслителей, проявленные на различных этапах развития русской философской культуры. Рецензируемая книга, несомненно, будет полезна для всех интересующихся русской философией, социологией и культурологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.