(---
5
Литературоведение
Л.Т. Касперова
Лексико-семантический анализ ключевых слов «слепой» и «музыкант» в повести В.Г Короленко «Слепой музыкант»
Статья посвящена выявлению особенностей реализации семантических доминант «слепой» и «музыкант» в повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант». В работе анализируются одноименные лексико-грамматические семантические поля (в терминологии Е.И. Дибровой) и специфика представления содержательных компонентов изучаемых семантических доминант в тексте.
Ключевые слова и фразы: семантическая доминанта, ключевое слово, лексикосемантическая структура ключевого слова, лексико-грамматическое семантическое поле, повесть В.Г. Короленко «Слепой музыкант».
В повести (по определению самого писателя - этюде) В.Г. Короленко «Слепой музыкант» название произведения образуют семантические доминанты - ключевые слова слепой (доминанта, реализующая частично общекультурный концепт «Слепота») и музыкант (соответственно - концепт «Творчество»). Под семантической доминантой художественного текста мы понимаем ключевое слово, относящееся к идейно-тематическому уровню произведения.
Первая тема (таблица 1) связана с общекультурным концептом «Слепота», который реализуется в произведении частично (см., например, об иных смыслах этого концепта работу К.А. Богданова [1]). В религиозной традиции в первую очередь говорится о духовной слепоте. «Слепота -болезнь... Как о Божьем наказании может также идти речь о временной слепоте (ср. Деян. 13:11) или о слепоте в переносном значении, т.е. о неспособности оценить ситуацию правильно и действенно ее встретить (ср. 4 Цар. 6:18). Чаще всего понятие “Слепота” и применяется в перено-
Литературоведение
сном смысле для обозначения ограниченности познания. Этот образ, особенно в Новом Завете, стоит на первом плане и характеризует самообман (ср. Откр. 3:17), а также заблуждение и закостенелость, препятствующие обращению...» [2, с. 403].
Таблица 1
Тема Идея Концепт Ключевое слово ЛГСП
Слепота физическая и душевная Прозрение - это умение преодолеть эгоизм (даже если он может быть оправдан личным несчастьем), возможность научиться чувствовать чужое горе, воспринимать и ценить жизнь во всех ее проявлениях. «Слепота» Слепой Слепой; слепец; слепорожденный; слепенький; слипенький; слепота; зрение; зрячий / незрячий; прозрение; глаза; видеть 1 не видеть; глядеть / не глядеть и пр.
Творчество Цель талантливого творчества - в умении преодолеть эгоистическую сосредоточенность на собственных переживаниях, почувствовать и передать людям всю полноту жизни. «Творчество» Музыкант Музыкант; музыка; мелодия; напев; нота; импровизация; музыкальный; экстаз; переливы; звуки; фортепиано; дудка; скрипка; смычок; бандура и пр.
В «Словаре сюжетов и символов в искусстве» Д. Холла отмечено: «Завязанные глаза, символ моральной и духовной слепоты, отсюда мрак греха и невежества» [6, с. 242]. «Слепорожденный, Исцеление Слепоты... Христос исцеляет двух слепых... <...> .Христос просто касается глаз одного из них; второй при этом падает перед ним на колени, ожидая своей очереди. В этом эпизоде видели символ человеческой духовной слепоты, спасти от которой и явился на землю Христос» [6, с. 512-513].
Тема слепоты реализуется в тексте этюда эксплицитно, посредством лексического повтора прямой номинации, являющейся ядром лексикограмматического семантического поля (ЛГСП) [4, с. 261] «Слепой» - прилагательного слепой (Семейство, в котором родился слепой мальчик, было немногочисленно), субстантива слепой (Мир, сверкавший, двигавшийся и звучавший вокруг, в маленькую головку слепого проникал главным образом в форме звуков, и в эти формы отливались его представления), а также ряда однокоренных слов, образующих центр ЛГСП: существительных слепота (По натуре он был очень живым и подвижным ребенком, но месяцы шли за месяцами, и слепота все более налагала свой отпечаток на темперамент мальчика), слепец (Позднею осенью, по дороге, занесенной снегами, к великому удивлению всех в усадьбе, панич неожиданно вернулся с двумя слепцами в нищенской одежде) и прилагательным/субстантивом слепорожденный (— Я (Эвелина. - Л.К.) думаю, что... он (Петрусь. - Л.К.)
считает теперь, что... все слепорожденные злые. ), слепенький (сли-пенький) (- Я (Егорий. - Л.К.) думал - вы насмех... посмеяться над слепеньким. - Подайте слипеньким... р-ради Христа).
Кроме того, тема слепоты реализуется в тексте такими лексическими единицами, как глаза, зрение, зрячий/незрячий, видеть / не видеть (глядеть / не глядеть), прозрение (исцелиться).
Слово слепой употребляется в тексте в двух лексических значениях.
1. Прямое. ‘Лишенный зрения, способности видеть, противоп. зрячий’ [5, с. 136] ‘Невишной, темный, незрячий, безокий, безочный, невидущий, безглазый, кто не видит, лишен света, очей, зрения, потерявший чувство видения’ [3, с. 228]. Поскольку повествование ведется о слепорожденном человеке, частотность употребления слова в прямом значении велика (слепой мальчик, слепой ребенок, слепой (суб.): Мать сначала не могла себе представить, чтоб ее слепой ребенок мог ездить верхом.; Слепой, по обыкновению, сидел рядом с своею подругой около матери.
2. Переносное. 'Действующий не рассуждая, не отдающий себе отчета в своих действиях. || Совершаемый без рассуждений, безотчетно. под действием выработанной привычки или под действием какого-либо чувства, состояния, аффекта и т.д. || Действующий, проявляющийся стихийно’ [5, 136]. ‘Духовно, нравственно или научно незрящий; непрос-вященный, ослепленный убеждениями, страстью, безрассудством’ [3, с. 228]. Это уже не одни стоны личного горя, не одно слепое страдание.
Если в первых главах этюда слово слепой (слепота) употребляется только в прямом значении, то по ходу развития сюжета, связанного с взрослением героя, в отдельных эпизодах оно приобретает «двойное» значение, прямое и переносное одновременно. Ярким примером такого употребления является эпизод со слепыми звонарями на колокольне. Его-рий - слепорожденный, как и главный герой. В контексте повести слепорожденный - «не знающий света, с мрачной душой, сосредоточенный на своем горе, озлобленный». Роман - потерявший зрение в детстве - помнит свет и потому воспринимает жизнь с благодарностью. Повествуя о встрече Романа, Егория и Петруся на колокольне, автор специально противопоставляет первого двум другим героям, называя слепыми только их, а Романа - исключительно по имени. Эвелина, неслышно ступая в темноте, сошла уже до половины первого прохода, когда за ней раздались уверенные шаги обоих слепых, а сверху донесся радостный визг и крики ребят, кинувшихся целою стаей на оставшегося с ними Романа. Имплицитную «двузначность» слова слепой можно наблюдать и в разговоре героев: - Кто здесь? - спросил затем звонарь. - Я... - Ты тоже слепой? - Слепой. А ты давно ослеп? - спросил Петр. - Родился таким...
Филологические
науки
Литературоведение
Ключевое слово слепой связано и с бинарной оппозицией «Свет» -«Тьма», отражающей концептуальное знание и реализующейся в тексте такими лексическими единицами, как мрак, тьма, темнота, темный, потемнеть и соответственно - свет, луч, яркий - в их прямых и переносных значениях. Стремление к Свету - органическое влечение человека. «Глаза, - сказал кто-то, - зеркало души». Быть может, вернее было бы сравнить их с окнами... И вот, в одном из таких звеньев, слепом мальчике, роковая случайность закрыла эти окна: жизнь должна пройти вся в темноте. Но значит ли это, что в его душе порвались навеки те струны, которыми душа откликается на световые впечатления? Нет, и через это темное существование должна была протянуться и передаться последующим поколениям внутренняя восприимчивость к свету. Его душа была цельная человеческая душа, со всеми ее способностями, ... и в темной душе мальчика жило неутолимое стремление к свету. Жизнь послала ему испытание: он должен преодолеть сосредоточенность на собственном недуге, обиду на Бога и судьбу (Та самая рука, которая лишила меня зрения, когда я еще не родился, вложила в меня эту злобу... Мы все такие, рожденные слепыми). Но герой сумел преодолеть в себе эгоистическое себялюбие, помог ему в этом Максим, «инвалид с добрым сердцем»: - Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое горе и перестал так носиться со своим...
Финал произведения связывает обе темы - слепоты и творчества - воедино: И перед глазами встало синее небо, и яркое солнце, и прозрачная река с холмиком... Или в его мозгу зароились фантастическими призраками неведомые горы... Кто знает? Максим опустил голову и думал: «Да, он прозрел... На место слепого и неутолимого эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных. ». Таким образом, общекультурные концепты, преломляясь в авторском сознании, реализуются в художественном тексте посредством ЛГСП ключевых слов - семантических доминант.
Библиографический список
1. Богданов К.А. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб., 2001.
2. Большой путеводитель по Библии / Ред., пер. с нем. Г. Габинского. М., 1993.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1982.
4. Диброва Е. И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2-х ч. Ч. I. М., 1998.
5. Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1988.
6. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996.