Научная статья на тему 'Лексико-семантический анализ ключевых слов «Слепой» и «Музыкант» в повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»'

Лексико-семантический анализ ключевых слов «Слепой» и «Музыкант» в повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

CC BY
1016
204
Поделиться
Ключевые слова
СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА / КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО / ЛЕКСИКОСЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КЛЮЧЕВОГО СЛОВА / ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЕ СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / ПОВЕСТЬ В.Г. КОРОЛЕНКО «СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ» / THE NOVEL BY VLADIMIR G. KOROLENKO «BLIND MUSICIAN» (SLEPOI MUZYKANT)

Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Касперова Лариса Тазретовна

Статья посвящена выявлению особенностей реализации семантических доминант «слепой» и «музыкант» в повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант». В работе анализируются одноименные лексико-грамматические семантические поля (в терминологии Е.И. Дибровой) и специфика представления содержательных компонентов изучаемых семантических доминант в тексте.

Похожие темы научных работ по литературе, литературоведению и устному народному творчеству , автор научной работы — Касперова Лариса Тазретовна,

LEXICAL SEMANTIC ANALYSIS OF KEYWORDS «BLIND» AND «MUSICIAN» IN THE NOVEL BY VLADIMIR G. KOROLENKO «THE BLIND MUSICIAN»

The article is focused on the peculiarities of the key words «blind» and «musician» in the novel by Vladimir G. korolenko «Blind Musician» (Slepoi Muzykant). It comprises the analysis of the semantic structure of the keywords (Lexical Grammatical Semantic Field (LGSF) in the terminology of Elena I. Dibrova) «Blind» and «Musician» and the specificity of the informative elements of the studied keywords in the text.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Лексико-семантический анализ ключевых слов «Слепой» и «Музыкант» в повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»»

(---

5

Литературоведение

Л.Т. Касперова

Лексико-семантический анализ ключевых слов «слепой» и «музыкант» в повести В.Г Короленко «Слепой музыкант»

Статья посвящена выявлению особенностей реализации семантических доминант «слепой» и «музыкант» в повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант». В работе анализируются одноименные лексико-грамматические семантические поля (в терминологии Е.И. Дибровой) и специфика представления содержательных компонентов изучаемых семантических доминант в тексте.

Ключевые слова и фразы: семантическая доминанта, ключевое слово, лексикосемантическая структура ключевого слова, лексико-грамматическое семантическое поле, повесть В.Г. Короленко «Слепой музыкант».

В повести (по определению самого писателя - этюде) В.Г. Короленко «Слепой музыкант» название произведения образуют семантические доминанты - ключевые слова слепой (доминанта, реализующая частично общекультурный концепт «Слепота») и музыкант (соответственно - концепт «Творчество»). Под семантической доминантой художественного текста мы понимаем ключевое слово, относящееся к идейно-тематическому уровню произведения.

Первая тема (таблица 1) связана с общекультурным концептом «Слепота», который реализуется в произведении частично (см., например, об иных смыслах этого концепта работу К.А. Богданова [1]). В религиозной традиции в первую очередь говорится о духовной слепоте. «Слепота -болезнь... Как о Божьем наказании может также идти речь о временной слепоте (ср. Деян. 13:11) или о слепоте в переносном значении, т.е. о неспособности оценить ситуацию правильно и действенно ее встретить (ср. 4 Цар. 6:18). Чаще всего понятие “Слепота” и применяется в перено-

Литературоведение

сном смысле для обозначения ограниченности познания. Этот образ, особенно в Новом Завете, стоит на первом плане и характеризует самообман (ср. Откр. 3:17), а также заблуждение и закостенелость, препятствующие обращению...» [2, с. 403].

Таблица 1

Тема Идея Концепт Ключевое слово ЛГСП

Слепота физическая и душевная Прозрение - это умение преодолеть эгоизм (даже если он может быть оправдан личным несчастьем), возможность научиться чувствовать чужое горе, воспринимать и ценить жизнь во всех ее проявлениях. «Слепота» Слепой Слепой; слепец; слепорожденный; слепенький; слипенький; слепота; зрение; зрячий / незрячий; прозрение; глаза; видеть 1 не видеть; глядеть / не глядеть и пр.

Творчество Цель талантливого творчества - в умении преодолеть эгоистическую сосредоточенность на собственных переживаниях, почувствовать и передать людям всю полноту жизни. «Творчество» Музыкант Музыкант; музыка; мелодия; напев; нота; импровизация; музыкальный; экстаз; переливы; звуки; фортепиано; дудка; скрипка; смычок; бандура и пр.

В «Словаре сюжетов и символов в искусстве» Д. Холла отмечено: «Завязанные глаза, символ моральной и духовной слепоты, отсюда мрак греха и невежества» [6, с. 242]. «Слепорожденный, Исцеление Слепоты... Христос исцеляет двух слепых... <...> .Христос просто касается глаз одного из них; второй при этом падает перед ним на колени, ожидая своей очереди. В этом эпизоде видели символ человеческой духовной слепоты, спасти от которой и явился на землю Христос» [6, с. 512-513].

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Тема слепоты реализуется в тексте этюда эксплицитно, посредством лексического повтора прямой номинации, являющейся ядром лексикограмматического семантического поля (ЛГСП) [4, с. 261] «Слепой» - прилагательного слепой (Семейство, в котором родился слепой мальчик, было немногочисленно), субстантива слепой (Мир, сверкавший, двигавшийся и звучавший вокруг, в маленькую головку слепого проникал главным образом в форме звуков, и в эти формы отливались его представления), а также ряда однокоренных слов, образующих центр ЛГСП: существительных слепота (По натуре он был очень живым и подвижным ребенком, но месяцы шли за месяцами, и слепота все более налагала свой отпечаток на темперамент мальчика), слепец (Позднею осенью, по дороге, занесенной снегами, к великому удивлению всех в усадьбе, панич неожиданно вернулся с двумя слепцами в нищенской одежде) и прилагательным/субстантивом слепорожденный (— Я (Эвелина. - Л.К.) думаю, что... он (Петрусь. - Л.К.)

считает теперь, что... все слепорожденные злые. ), слепенький (сли-пенький) (- Я (Егорий. - Л.К.) думал - вы насмех... посмеяться над слепеньким. - Подайте слипеньким... р-ради Христа).

Кроме того, тема слепоты реализуется в тексте такими лексическими единицами, как глаза, зрение, зрячий/незрячий, видеть / не видеть (глядеть / не глядеть), прозрение (исцелиться).

Слово слепой употребляется в тексте в двух лексических значениях.

1. Прямое. ‘Лишенный зрения, способности видеть, противоп. зрячий’ [5, с. 136] ‘Невишной, темный, незрячий, безокий, безочный, невидущий, безглазый, кто не видит, лишен света, очей, зрения, потерявший чувство видения’ [3, с. 228]. Поскольку повествование ведется о слепорожденном человеке, частотность употребления слова в прямом значении велика (слепой мальчик, слепой ребенок, слепой (суб.): Мать сначала не могла себе представить, чтоб ее слепой ребенок мог ездить верхом.; Слепой, по обыкновению, сидел рядом с своею подругой около матери.

2. Переносное. 'Действующий не рассуждая, не отдающий себе отчета в своих действиях. || Совершаемый без рассуждений, безотчетно. под действием выработанной привычки или под действием какого-либо чувства, состояния, аффекта и т.д. || Действующий, проявляющийся стихийно’ [5, 136]. ‘Духовно, нравственно или научно незрящий; непрос-вященный, ослепленный убеждениями, страстью, безрассудством’ [3, с. 228]. Это уже не одни стоны личного горя, не одно слепое страдание.

Если в первых главах этюда слово слепой (слепота) употребляется только в прямом значении, то по ходу развития сюжета, связанного с взрослением героя, в отдельных эпизодах оно приобретает «двойное» значение, прямое и переносное одновременно. Ярким примером такого употребления является эпизод со слепыми звонарями на колокольне. Его-рий - слепорожденный, как и главный герой. В контексте повести слепорожденный - «не знающий света, с мрачной душой, сосредоточенный на своем горе, озлобленный». Роман - потерявший зрение в детстве - помнит свет и потому воспринимает жизнь с благодарностью. Повествуя о встрече Романа, Егория и Петруся на колокольне, автор специально противопоставляет первого двум другим героям, называя слепыми только их, а Романа - исключительно по имени. Эвелина, неслышно ступая в темноте, сошла уже до половины первого прохода, когда за ней раздались уверенные шаги обоих слепых, а сверху донесся радостный визг и крики ребят, кинувшихся целою стаей на оставшегося с ними Романа. Имплицитную «двузначность» слова слепой можно наблюдать и в разговоре героев: - Кто здесь? - спросил затем звонарь. - Я... - Ты тоже слепой? - Слепой. А ты давно ослеп? - спросил Петр. - Родился таким...

Филологические

науки

Литературоведение

Ключевое слово слепой связано и с бинарной оппозицией «Свет» -«Тьма», отражающей концептуальное знание и реализующейся в тексте такими лексическими единицами, как мрак, тьма, темнота, темный, потемнеть и соответственно - свет, луч, яркий - в их прямых и переносных значениях. Стремление к Свету - органическое влечение человека. «Глаза, - сказал кто-то, - зеркало души». Быть может, вернее было бы сравнить их с окнами... И вот, в одном из таких звеньев, слепом мальчике, роковая случайность закрыла эти окна: жизнь должна пройти вся в темноте. Но значит ли это, что в его душе порвались навеки те струны, которыми душа откликается на световые впечатления? Нет, и через это темное существование должна была протянуться и передаться последующим поколениям внутренняя восприимчивость к свету. Его душа была цельная человеческая душа, со всеми ее способностями, ... и в темной душе мальчика жило неутолимое стремление к свету. Жизнь послала ему испытание: он должен преодолеть сосредоточенность на собственном недуге, обиду на Бога и судьбу (Та самая рука, которая лишила меня зрения, когда я еще не родился, вложила в меня эту злобу... Мы все такие, рожденные слепыми). Но герой сумел преодолеть в себе эгоистическое себялюбие, помог ему в этом Максим, «инвалид с добрым сердцем»: - Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое горе и перестал так носиться со своим...

Финал произведения связывает обе темы - слепоты и творчества - воедино: И перед глазами встало синее небо, и яркое солнце, и прозрачная река с холмиком... Или в его мозгу зароились фантастическими призраками неведомые горы... Кто знает? Максим опустил голову и думал: «Да, он прозрел... На место слепого и неутолимого эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных. ». Таким образом, общекультурные концепты, преломляясь в авторском сознании, реализуются в художественном тексте посредством ЛГСП ключевых слов - семантических доминант.

Библиографический список

1. Богданов К.А. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб., 2001.

2. Большой путеводитель по Библии / Ред., пер. с нем. Г. Габинского. М., 1993.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1982.

4. Диброва Е. И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2-х ч. Ч. I. М., 1998.

5. Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1988.

6. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996.