Научная статья на тему 'Лексико-семантические перечислительные конструкции в прозе Б. Л. Пастернака'

Лексико-семантические перечислительные конструкции в прозе Б. Л. Пастернака Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
265
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Б. Л. ПАСТЕРНАК / АМПЛИФИКАЦИЯ / ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР / СИНОНИМЫ / ГРАДАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ашимова Анжела Фейзединовна

В статье анализируются лексико-семантические перечислительные конструкции, выделенные на основе общих значений. Частое использование автором синонимических единиц приводит к выразительному изображению действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лексико-семантические перечислительные конструкции в прозе Б. Л. Пастернака»

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В ПРОЗЕ Б. Л. ПАСТЕРНАКА

© 2009 ^

Ашимова А.Ф.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье анализируются лексико-семантические перечислительные конструкции, выделенные на основе общих значений. Частое использование автором синонимических единиц приводит к выразительному изображению действительности.

The author of the article analyses lexical-semantic enumerative constructions, chosen on the base of general meaning. The frequent use of the synonymous units by the author brings about the expressive depiction of reality.

Ключевые слова: Б. fl. Пастернак, амплификация, лексический повтор, синонимы, градация.

Keywords: В. L. Pasternak, amplification, lexical repetition, synonyms, gradation.

В исследуемом материале среди экспрессивно-синтаксических конструкций наибольший интерес представляет прием амплификации (лат. amplificatio «распространение») - фигура речи, состоящая в повторе, «повторе с добавлением деталей» или варьировании номинативных средств.

Амплификация - это расширение текста, связанное с некоторой плеонастичностью, с конкретизацией, иногда несколько избыточной, с тяготением к гипонимичности (названию вида там, где можно было бы ограничиться названием рода), с энумерациями (пространными перечислениями, с повторами синонимов, с коррекциями, т.е. такими оборотами, когда автор сам себя поправляет и тем удлиняет речевую цепь и т.д. [1. С. 397]. Повторяться могут однородные по содержанию или форме единицы: синонимы, гипонимы, сравнения, одноструктурные производные, эпитеты и перифразы, одинаковые по длине слов или фраз, однородные члены предложения с целью эмоциональноэкспрессивного усиления. «Надобно детально, во всех подробностях разработать вопросы о внутреннем устройстве отрядов, о связи отрядов с внешним миром, о военно-товарищеской дисциплине, об отношении к местному населению, о полевом военно-революционном суде, о подрывной тактике, о разрушении мостов, железнодорожных линий, пароходов, барж, станций, мастерских, телеграфа, шахт, предметов продовольствия» (ДЖ 322) (Сокращения условно обозначают названия произведений, указанные в примечаниях); «Эта даль - Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть» (ДЖ 393).

Если единицы в синонимической цепочке располагаются от семантически менее интенсивной к семантически более интенсивной, то перечислительный ряд именуется восходящей градацией (лат. gradation «постепенное повышение»), В более широком смысле под восходящей градацией понимается лексический ряд, выражающий нарастание количества, размеров, интенсивности и т.д. «Как подпустил ты меня к себе, как дал забрести на эту бесценную твою землю, под эти твои звезды, к ногам этой безрассудной, безропотной, незадачливой, ненаглядной...» (ДЖ 439). Степень синонимичности усиливается с помощью широкой градации интенсивности оттенков значения состояния.

«Мужчины входили с холода в болтающихся на ногах глубоких ботинках и поголовно корчили из себя рассеянных и неуклюжих увальней» (ДЖ 62) - расширяется значение. Понятие «неуклюжий» значительно расширено (неловкий, грубый, безобразный) за счет введения слова «рассеянный».

«Рисунки второпях протирали, сушили фиксативом, заклеивали на картон,

заворачивали, завязывали. Готовые пакеты запечатывали сургучом и сдавали кондуктору» (ЛП 23). Следует заметить, что в прозе Б. Л. Пастернака часто перечисляются глаголы. Глаголы конкретного, динамического и моторного значения выражают смену действий, их стремительное движение. Художественная действительность развертывается перед глазами слушателя, как живой движущийся калейдоскоп.

«Скрябин выслушал, поддержал, окрылил, благословил меня» (ЛП 27). В данной иллюстрации каждое последующее слово оказывается более насыщенным, выразительным или впечатляющим, чем предыдущее.

Прием расположения синонимов от более интенсивного к менее интенсивному именуется нисходящей градацией. В более широком смысле под нисходящей градацией понимается уменьшение интенсивности, количества, размеров: «Какая великолепная хирургия! Простой без обиняков приговор вековой несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали» (ДЖ 198). «Кланялись, расшаркивались, приседали», т.е. проявляли льстивое, угодливое отношение. Синонимический ряд доводит процесс до абсолюта. «Карликовые улочки, уродливые, ублюдочные закоулки» (АЧ 13). Синонимический ряд создает отрицательную характеристику при определении существительных «улочки» и «закоулки». Здесь отразились на ассоциативном уровне мироощущение автора некрасивого, безобразного. В прозе Б. Л. Пастернака используется прием нанизывания конструкций с целью усиления, выделения, подчеркивания особо важных понятий, явлений, процессов.

Градационное построение становится более выразительным и экспрессивным с использованием фразеологического сочетания, которое завершает логическую последовательность. Текст становится богаче, приобретает живость и динамичность. « Обберут, разденут и фюйть, ищи ветра в поле» (ДЖ 191); «Это тетка Ливерия... парикмахерша, швея, стрелочница, всем известная мастерица на все руки» (ДЖ 389).

Чаще всего основой градации является сочетание двух плеонастичных синонимов. Усилительные сочетания синонимов часто фразеологируются: «Юрий Андреевич видел его уже два или три раза и успел наговориться с ним, наохаться, наахаться» (ДЖ 181); «Тракт пролегал через них, старый-престарый» (ДЖ 309). Как видно из примеров, амплификация используется в крупных речевых жанрах, так как здесь «длинноты, растянутость, многословие не столь заметны», в малых и средних жанрах, «они на виду, режут глаз».

Однородность размера нагнетаемых единиц в художественном дискурсе способствует усилению амплификации. Одним из таких приемов является изоколон.

Изоколон (греч. 1эоко1оп «равенство речевых тактов») - стилистическая фигура, при которой в двух или нескольких отрезках языка члены предложений расположены в одинаковом порядке, полный морфемный, синтаксический и лексико-синтаксический параллелизм. «Пустая квартира снова встретила его содомом скачущих, падающих, разбегающихся крыс» (ДЖ 469); «На открытых местах, где само пространство от полноты души как бы снимало шапку, путники разгибали спины, располагались просторнее, встряхивали головами» (ДЖ 271); «...должны благословлять вас и спасибо вам говорить за свою неволю, за то, что вы освободили меня от семьи, от дома, от дела, от всего, что мне дорого и чем я жив» (ДЖ 341); «К зиме предсказывают всякие ужасы, голод, холод» (ДЖ 174); «Женщина сама производит на свет свое потомство, сама забирается с ним на второй план существования» (ДЖ284). Речевые конструкции в данных примерах имеют примерно одинаковую длину. Подобные идентичные структуры часты в прозе Б. Л. Пастернака.

Амплификация удлиняется благодаря действию лексического повтора и синонимического варьирования. В функциональном отношении эти приемы равнозначны. «Он (отец - А.А.) это чувствовал и чувствовал, что дети это понимают» (ДЛ 36); «Зазвонили уныло, протяжно» (ЛП 20); «Они поднялись из подвала на воздух пьяные не от животной радости, а от сознания того, что и они не зря живут на свете и, не коптя даром неба, заслуживают дома, у молодой хозяйки Тони, похвалу и признание» (ДЖ 215); «И первым делом за топку. Топить, топить и топить» (ДЖ 431); «Дай вам бог здоровья, выстрелы! Выстрелы, выстрелы, вы того же мнения!» (ДЖ 60).

Таким образом, в лексико-семанти-ческом отношении перечислительные ряды в прозе Б. Л. Пастернака представлены всеми типами характерологических единиц, выделяемых на основе общего значения.

1. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс. Ростов на/Д. : Феникс, 2006. 2. Пастернак Б.Л. Стихотворения. «Доктор Живаго». М., 2002 (в скобках указаны страницы данного издания и условные обозначения названий произведений - АЧ («Апеллесова черта»), ДЖ («Доктор Живаго»), ДА («Детство Люверс»), ЛП («Люди и положения»).

Статья поступила в редакцию 10.11.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.