Научная статья на тему 'ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЁЖНЫХ СМИ'

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЁЖНЫХ СМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
285
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежный дискурс СМИ / здоровый образ жизни / когнитивносемантическая модель / лексико-семантическая группа / youth discourse in media / healthy lifestyle / cognitive and semantic model / lexical and semantic group

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Королькова Анна Сергеевна

Статья посвящена выявлению лексико-семантического потенциала концептуализации здорового образа жизни в молодежных медиажурналах. Цель данной статьи — проанализировать семантику лексических единиц концептосферы «Здоровый образ жизни» в русской лингвокультуре на материале выборки фактов из молодёжных интернет-изданий (журналов) посредством сопоставительного анализа с данными дефиниций из специализированной литературы. В качестве материала выступают статьи из двух сетевых изданий молодежных журналов «Янгспейс» и «YES!» за 2008–2019 гг. Методом сплошной выборки выделены контексты, содержащие прямые и косвенные номинации явлений, образующих лексико-семантическое поле концепта «Здоровый образ жизни». Данные контексты подвергаются когнитивно-семантическому анализу; также в работе используются общенаучные методы описания и классификации языковых явлений, метод количественной обработки языковых данных (статистический метод) и собственно лингвистические методы: метод моделирования когнитивно-семантических полей, метод когнитивной интерпретации языкового материала. Для выявления семантического потенциала концепта «Здоровый образ жизни» в молодежном медиадискурсе СМИ были использованы методы контекстуального, дискурсивного, когнитивно-семантического анализа, а также методы описания и классификации языковых явлений. Предложена модель когнитивно-семантического пространства концепта «Здоровый образ жизни», разработанная на основе анализа материала. Распределены по лексико-семантическим группам и проиллюстрированы фактами из статей молодежных медиажурналов лексические единицы семантического поля концепта «Здоровый образ жизни». В результате сопоставительного анализа с логико-понятийной репрезентацией данного концепта определена специфика когнитивно-семантического пространства здорового образа жизни, представленного в дискурсе молодежных журналов. Для молодых людей наиболее важным компонентом понимания здорового образа жизни выступают различные проявления физического состояния человека, а также интерпретация здорового образа жизни как социального явления, активно пропагандируемого и модного. Менее частотен, однако не зафиксирован в логико-понятийной структуре концепта, смоделированного ранее на основе анализа словарно-энциклопедических дефиниций, компонент «здоровый образ жизни как способ достижения привлекательной внешности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEXICAL MEANS OF HEALTHY LIFESTYLE CONCEPTUALIZATION IN MODERN YOUTH MEDIA

Th e article is devoted to identifi cation of the lexical and semantic potential of healthy lifestyle conceptualization in youth media magazines. Th e purpose of the article is to analyze the semantics of lexical units of the “Healthy lifestyle” concept sphere in Russian linguoculture by exploring a sample of facts from youth online publications (magazines) through comparative analysis with data defi nitions from specialized scholarly literature. Th e material consists of articles from two online youth magazines editions — “Youngspace” and “YES!” — for 2008– 2019. Using the method of continuous sampling, the author identifi es some contexts containing direct and indirect nominations of the phenomena that create lexical and semantic fi elds of the “Healthy lifestyle” concept. Th ese contexts are subject of cognitive-semantic analysis; the paper also uses general scholarly methods of describing and classifying linguistic phenomena, the method of quantitative processing of linguistic data (statistical method) and linguistic methods as such, i. e. the method of modeling cognitive and semantic fi elds, the method of cognitive interpretation of linguistic material. Methods of contextual, discursive, cognitive and semantic analysis, as well as methods of linguistic phenomena description and classifi cation were used to identify the semantic potential of the “Healthy lifestyle” concept in the youth discourse of the media. Th e article proposes a model for the cognitive and semantic space of the “Healthy lifestyle” concept, developed on the basis of the analysis of the collected material. Lexical units of the semantic fi eld of the “Healthy lifestyle” concept are distributed by lexical and semantic groups and are illustrated by facts taken from the youth media magazines. As a result of a comparative analysis with the logical and conceptual representation of this concept, the specifi city of the cognitive and semantic space of healthy lifestyle in the discourse of youth magazines is determined. For young people, the most important component of understanding healthy lifestyle are various manifestations of a person's physical condition, as well as the interpretation of it as a social phenomenon, actively promoted and fashionable. Less frequent is the component “healthy lifestyle as a means to achieve an attractive appearance”, but it is not implemented in the logical and conceptual structure of the concept, which has been modeled earlier on the basis of dictionary and encyclopedic defi nitions analysis.

Текст научной работы на тему «ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЁЖНЫХ СМИ»

А. С. Королькова

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-32-41

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЁЖНЫХ СМИ

ANNA S. KOROLKOVA

LEXICAL MEANS OF HEALTHY LIFESTYLE CONCEPTUALIZATION IN MODERN YOUTH MEDIA

Анна Сергеевна Королькова

старший преподаватель кафедры русского языка, культуры речи и методики обучения

► usr21833@vyatsu.ru Вятский государственный университет

Российская Федерация, 610000, Кировская область, г. Киров, ул. Московская, 36

Anna S. Korolkova

Vyatka State University

36, Moskovskaya street, Kirov city, Kirov region, 610000, Russian Federation

Статья посвящена выявлению лексико-семантического потенциала концептуализации здорового образа жизни в молодежных медиажурналах. Цель данной статьи — проанализировать семантику лексических единиц концептосферы «Здоровый образ жизни» в русской лингвокультуре на материале выборки фактов из молодёжных интернет-изданий (журналов) посредством сопоставительного анализа с данными дефиниций из специализированной литературы. В качестве материала выступают статьи из двух сетевых изданий молодежных журналов «Янгспейс» и «YES!» за 2008-2019 гг. Методом сплошной выборки выделены контексты, содержащие прямые и косвенные номинации явлений, образующих лексико-семантическое поле концепта «Здоровый образ жизни». Данные контексты подвергаются когнитивно-семантическому анализу; также в работе используются общенаучные методы описания и классификации языковых явлений, метод количественной обработки языковых данных (статистический метод) и собственно лингвистические методы: метод моделирования когнитивно-семантических полей, метод когнитивной интерпретации языкового материала. Для выявления семантического потенциала концепта «Здоровый образ жизни» в молодежном медиадискурсе СМИ были использованы методы контекстуального, дискурсивного, когнитивно-семантического анализа, а также методы описания и классификации языковых явлений. Предложена модель когнитивно-семантического пространства концепта «Здоровый образ жизни», разработанная на основе анализа материала. Распределены по лексико-семантическим группам и проиллюстрированы фактами из статей молодежных медиажурналов лексические единицы семантического поля концепта «Здоровый образ жизни». В результате сопоставительного анализа с логико-понятийной репрезентацией данного концепта определена специфика когнитивно-семантического пространства здорового образа жизни, представленного в дискурсе молодежных журналов. Для молодых людей наиболее важным компонентом понимания здорового образа жизни выступают различные проявления физического состояния человека, а также интерпретация здорового образа жизни как социального явления, активно пропагандируемого и модного. Менее частотен, однако не зафиксирован в логико-понятийной структуре концепта, смоделированного ранее на основе анализа словарно-энциклопедических дефиниций, компонент «здоровый образ жизни как способ достижения привлекательной внешности».

Ключевые слова: молодежный дискурс СМИ; здоровый образ жизни; когнитивно-семантическая модель; лексико-семантическая группа.

The article is devoted to identification of the lexical and semantic potential of healthy lifestyle conceptualization in youth media magazines. The purpose of the article is to analyze the semantics of lexical units of the "Healthy lifestyle" concept sphere in Russian linguoculture by exploring a sample of facts from youth online publications (magazines) through comparative analysis with data definitions from specialized scholarly literature. The material consists of articles from two online

youth magazines editions — "Youngspace" and "YES!" — for 20082019. Using the method of continuous sampling, the author identifies some contexts containing direct and indirect nominations of the phenomena that create lexical and semantic fields of the "Healthy lifestyle" concept. These contexts are subject of cognitive-semantic analysis; the paper also uses general scholarly methods of describing and classifying linguistic phenomena, the method of quantitative processing of linguistic data (statistical method) and linguistic methods as such, i. e. the method of modeling cognitive and semantic fields, the method of cognitive interpretation of linguistic material. Methods of contextual, discursive, cognitive and semantic analysis, as well as methods oflinguistic phenomena description and classification were used to identify the semantic potential of the "Healthy lifestyle" concept in the youth discourse of the media. The article proposes a model for the cognitive and semantic space of the "Healthy lifestyle" concept, developed on the basis ofthe analysis ofthe collected material. Lexical units of the semantic field of the "Healthy lifestyle" concept are distributed by lexical and semantic groups and are illustrated by facts taken from the youth media magazines. As a result of a comparative analysis with the logical and conceptual representation of this concept, the specificity of the cognitive and semantic space of healthy lifestyle in the discourse of youth magazines is determined. For young people, the most important component of understanding healthy lifestyle are various manifestations of a person's physical condition, as well as the interpretation of it as a social phenomenon, actively promoted and fashionable. Less frequent is the component "healthy lifestyle as a means to achieve an attractive appearance", but it is not implemented in the logical and conceptual structure of the concept, which has been modeled earlier on the basis of dictionary and encyclopedic definitions analysis.

Keywords: youth discourse in media; healthy lifestyle; cognitive and semantic model; lexical and semantic group.

Введение

Широкое распространение, доступность и нацеленность на массового читателя различных текстов СМИ, которые «на стыке столетий стали площадкой активных преобразований языка» [Колесникова 2019: 165], определяют особые структурные и функциональные особенности ме-диадискурса. Отражая наиболее значимые изменения, происходящие в обществе, и, следовательно, в языке, тексты СМИ «являются наиболее социально значимыми сообщениями, превалирующими над всеми другими видами текстов» [Пищаль-никова 2018: 185].

Среди многообразия различных видов СМИ в силу господства Интернета особое значение сегодня приобретает именно медиатекст, представляющий собой особый тип виртуальной реальности. Являясь «аксиологически маркированным символическим пространством и временем» [Там

же], он выступает не просто источником информации о мире, а инструментом воздействия на массового читателя, способом сформировать у него определенную картину мира и в свою очередь отразить картину мира самих создателей ме-диатекста. В этой связи различные массмедийные тексты можно рассматривать как речевой материал для анализа концептуальных структур — иными словами, медиатексты позволяют проследить, как концептуализируются те или иные явления действительности, отметить возможную динамику в их концептуализации. Обращение к исследованию молодежных медиажурналов обусловлено тем, что медиатексты СМИ «оказывают влияние на формирование социальной медиакультуры, а также ценностной структуры ее субъектов в молодежной среде» [Ко1е8шкоуа, ^озЫпа, ИтзЫп: 24]. Кроме того, популярность использования электронных версий газет и журналов, согласно современным исследованиям, возрастает именно среди молодежи 18-34 лет [Эпоха цифровых медиа: бумага против экрана].

Молодежные журналы, как важная часть электронной коммуникации, вызывают интерес в плане лингвистического анализа, поскольку молодежь — это наиболее активный слой общества, ведущий насыщенную жизнь, и вместе с тем более «подверженный социокультурным трансформациям» [Лисеев 2005: 3]. К молодежной прессе относятся «специализированные, иллюстрированные периодические универсально тематические и монотематические печатные издания, предназначенные для подростков (14-17 лет) или молодых людей (18-24 лет), выполняющие общие для всех СМИ коммуникативную, познавательную и ценностно-ориентирующую функции, а также особую — социализаторскую функцию» [Матюшенко 2013: 5]. Будучи написанными молодыми авторами и предназначенными для чтения представителями той же возрастной категории, молодежные медиажурналы характеризуют особые языковые и содержательные свойства.

Цель

Цель статьи — проанализировать семантику лексических единиц концептосферы «Здоровый образ жизни» в русской лингвокультуре на мате-

риале выборки фактов из молодёжных интернет-изданий (журналов) посредством сопоставительного анализа с данными дефиниций из специализированной литературы. Результаты анализа позволят понять, какие семантические особенности характерны для наполнения данного концепта в сознании молодежи, а также то, насколько точно ее понимание феномена здорового образа жизни соответствует общепринятой модели, закрепленной в словарно-энциклопедическом фонде.

Методы и результаты

Для рассмотрения лексико-семантических особенностей концепта «Здоровый образ жизни» по тематическому принципу были отобраны статьи из выпусков двух сетевых изданий молодежных журналов «Янгспейс» (https://youngspace.ru/) и «YES!» (https://yesmagazine.ru/) за 2008-2019 гг. Проанализировано более 300 статей, посвященных теме здоровья и здорового образа жизни. Методом сплошной выборки было выделено 114 контекстов, содержащих как прямые, так и косвенные номинации концепта «Здоровый образ жизни».

В работе были использованы общенаучные методы описания и классификации языковых явлений, метод количественной обработки языковых данных (статистический метод), а также собственно лингвистические методы: метод семанти-

ческих полей, метод когнитивной интерпретации языкового материала. Поскольку семантический потенциал концепта «Здоровый образ жизни» можно раскрыть только в контексте, были использованы методы контекстуального, дискурсивного, когнитивно-семантического анализа и моделирования, а также методы описания и классификации языковых явлений.

Ранее нами было установлено, что в целом логико-понятийная структура концепта «Здоровый образ жизни» представлена в словарных интерпретациях следующими группами лексико-семантических признаков (в порядке убывания значимости):

1. «Отношение к здоровью».

2. «Физическое состояние».

3. «Нравственно-ценностные ориентиры».

4. «Здоровый образ жизни как социальное явление» (подробно изложено в работе [Король-кова 2018]).

Полученные результаты проведенного исследования позволяют говорить о некотором различии в наполнении концептуальных полей в молодежном и общенаучном когнитивных пространствах по ряду признаков. Зафиксированы случаи отсутствия либо наличия семантических элементов как ценностных аспектов здорового об-

Рис. 1. Когнитивно-семантическая модель концепта «Здоровый образ жизни» в молодежных ме-

диажурналах

раза жизни, что может говорить о тех или иных изменениях в его концептуализации представителями молодежной субкультуры.

Обсуждение

В настоящем исследовании номинации, вербализующие концепт «Здоровый образ жизни» в дискурсе молодежных СМИ, были распределены по лексико-семантическим группам (далее — ЛСГ), сформированным нами по итогам анализа словарно-энциклопедических дефиниций, а также была выявлена новая группа лексико-семантических признаков, не обнаруженная при анализе словарно-энциклопедических определений здорового образа жизни (см. Рис. 1):

Группы располагаются по убыванию количества контекстов, содержащих прямое или косвенное наименование здорового образа жизни.

1. ЛСГ «Физическое состояние» (49,1% от общего числа контекстов). Группа данных лексико-семантических признаков отражает прямую зависимость здорового образа жизни человека от работы над своим физическим состоянием, которое подразумевает осуществление различных определенных ежедневных действий, выполнение физических нагрузок и отказ от вредных привычек. Данные признаки составляют ядро лексико-семантического поля концепта «Здоровый образ жизни» в его словарной интерпретации.

1.1. Ежедневные действия. При анализе словарно-энциклопедических дефиниций здорового образа жизни выявилось множество семантических компонентов-обозначений различных ежедневных действий, свойственных ведению здорового образа жизни: рациональное сбалансированное питание, чередование труда и активного отдыха, соблюдение правил личной гигиены, организация полноценного сна, закаливание, соблюдение режима дня, соблюдение распорядка дня, соблюдение правил, выполнение правил. Эта же тенденция наблюдается в дискурсе молодежных журналов: подавляющее большинство контекстов содержит факты, в которых реализуются перечисленные элементы. Представим их в виде сем и проиллюстрируем:

о правильное / здоровое / сбалансированное питание: «Конечно, "Семь приёмов пищи

в день" звучит довольно устрашающе, но Джули Аптон, соучредитель сайта по здоровому питанию Appetite for Health также замечает, что семь приёмов можно разделить на 3 основных блюда и 4 закуски, что является оптимальным для здорового образа жизни» (YES!, 2.07.2017);

о вегетарианство: «Редакция YES! изучила источники, проконсультировалась с врачами — и красочно и подробно изложила все, что современная медицина знает о мифах (и не-мифах) здорового образа жизни! <...>Исключать мясо из рациона — вредно для здоровья! А вот и нет. При том изобилии продуктов, что мы имеем на сей день, прожить без мяса можно, не теряя здоровья. <...>Все это никому еще не вредило. Обычный здоровый образ жизни» (YES!, 10.11.2016);

о использование интернет-сервисов: «Мы составили список из 6 самых модных приложений, которые помогут с легкостью поддерживать здоровый образ жизни» (YES!, 14.01.2017);

о употребление воды: «Вода необходима нашему организму для очищения от токсинов, улучшения пищеварения и состояния кожи, а также она способствует быстрому сбросу веса. В общем, вода — всему голова! (А не хлеб;) Именно поэтому она должна стоять первым пунктом в списке каждого человека, ведущего здоровый образ жизни» (YES!, 14.01.2017);

о полезные / экологически чистые продукты: «Ешьте полезные продукты, соблюдайте баланс белка, жира и углеводов и следите за своими приемами пищи. И если семь приёмов пищи в день подходят вам так же, как Хлои Кардашьян, — питайтесь так!» (YES!, 2.07.2017);

о простые и полезные рецепты: «Рецепты на основе кефира отлично подойдут девушкам, которые стараются вести активный и здоровый образ жизни. Главное, что они очень простые и полезные» (YES!, 15.08.2015);

о режим сна: «Крепкий сон — важнейший элемент здорового образа жизни» (YES!, 14.01.2017);

о гигиена / профилактика: «Они доказали, что правильная гигиена полости рта, прохождение один раз в полгода профилактического стоматологического осмотра, своевременное лечение зубов в клинике, имеющей новейшее оборудование,

которое гарантирует качество и комфорт, — это не просто здоровый образ жизни» (YES!, 24.09.2014);

о диета: «Сбросить лишний вес — дело непростое: нужно правильно подобрать диету, регулярно заниматься спортом, да и вообще постоянно вести здоровый образ жизни» (YES!, 28.08.2013);

о соблюдение правил: «Несмотря на индивидуальный подход каждой, есть несколько общих «заповедей» здорового образа жизни» (Янгспейс, 24.11.2017).

Несколько семантических компонентов не нашли отражение в медиатекстах молодежных журналов: среди них чередование труда и активного отдыха, закаливание. На наш взгляд, этот факт свидетельствует об отсутствии ценностной значимости данных действий как составляющих здорового образа жизни для молодых людей, тогда как на первый план для выходят вопросы организации питания. Частотность контекстов, указывающих на разнообразные ежедневные действия, позволяет включить выделенные семы в основную (центральную) часть ядра концепта «Здоровый образ жизни».

1.2. Отказ от вредных привычек. Данная группа семантических признаков является ярко выраженной в словарно-энциклопедическом дискурсе и подразумевает исключение из образа жизни здорового человека действий и явлений, эксплицируемых лексемами курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков, неграмотное поведение, духовные и физические недуги, дурные привычки. В молодежных журналах эти признаки также находят свое отражение в виде следующих сем:

о вредные / нездоровые привычки: «В слэше-рах маньяк всегда убивает "провинившихся" подростков, вроде наркоманов, парочки любовников или бугаев, насмехающихся над слабыми. В живых, как правило, остается герой или героиня без вредных привычек, ведущая здоровый образ жизни. Таким образом, скрытым смыслом слэшера является простая истина — ведите здоровый образ жизни» (Янгспейс, 28.10.2018);

о сигареты / курение: «Таким образом, скрытым смыслом слэшера является простая истина — ведите здоровый образ жизни. Убийца

здесь скорее некая иллюзия, работающая на Вашем здоровье: если будете курить, то заработаете рак легких и умрете» (Янгспейс, 28.10.2018);

о алкоголь: «Поэтому тем, кто за мной [за исполнителем Тимати — прим. авт.] следует, <...> хочется показывать положительный пример, <...> пропагандировать здоровый образ жизни, объяснять, что алкоголь, наркотики ни к чему хорошему не приводят» (YES!, 1.11.2010);

о вредная еда: Для большинства из нас здоровый образ жизни — это попытки пару раз в неделю сходить на тренировку и съесть поменьше вредной еды» (YES!, 14.07.2017);

о наркотики: «На волне рэйва и захлестнувшей Россию наркотической действительности, эти парни пропагандировали совсем другую реальность, которая подразумевала под собой здоровый образ жизни» (Янгспейс, 26.04.2018);

о неразборчивые половые отношения: «Убийца здесь скорее некая иллюзия, работающая на Вашем здоровье: <...> если вступите в половые отношения с кем попало, то подобное вновь не закончится хэппи эндом. <...>Таким образом, скрытым смыслом слэшера является простая истина — ведите здоровый образ жизни» (Янгспейс, 28.10.2018).

Как видим, молодые люди ассоциируют здоровый образ жизни с отказом от всем известных вредных привычек: курения, алкоголя, наркотиков. Новизны или их иного ценностного осмысления в дискурсе молодежных СМИ не наблюдается. Репрезентация факта осознания важности отказа от вредных привычек четко фиксируется в дискурсе, но имеет декларативный характер, что, по нашему мнению, может говорить о стереотипном, обобщенном характере вербализации представлений о здоровом образе жизни у молодых людей. Помимо стандартных номинаций акта отказа от различных вредных привычек, в процессе анализа выявились и новые компоненты: отказ от вредных продуктов, вредной еды. Значит, данные признаки также являются значимыми для молодого поколения в плане определения модели поведения человека, ведущего здоровый образ жизни. Еще одним существенным моментом можно назвать и семантический признак «от-

каз от неразборчивых половых отношений». Несмотря на немногочисленность фактов вербализации данного признака в проанализированном материале, его также можно признать значимым: он может говорить о расширении концептосфе-ры «Здоровый образ жизни». Примечательно также, что семантический признак преодоления духовных и физических недугов, репрезентируемый в словарно-энциклопедических дефинициях, не нашел отражения в медиатекстах рассмотренных журналов. Вероятно, это связано с некоторой элитарностью их целевой аудитории, для которой в его актуализации нет необходимости. В целом можно признать, что отказ от вредных привычек так же, как и в логико-понятийной структуре концепта, в дискурсе молодежных СМИ, следует включить в среднюю часть ядра семантического поля.

1.3. Физические нагрузки. В словарных статьях данный семантический компонент реализуется в лексемах активность, занятия физической культурой, правильное чередование умственных и физических нагрузок. В контекстах молодежных медиажурналов семантический он вербализуется, актуализируя следующие семы:

о занятия / увлечение спортом: «Мы выбрали 5 полезных подарков, которым обрадуется любая девушка, которая увлекается спортом и ведет здоровый образ жизни» (YES!, 28.12.2016);

о тренировки: «Для большинства из нас здоровый образ жизни — это попытки пару раз в неделю сходить на тренировку и съесть поменьше вредной еды» (YES!, 14.07.2017);

о дополнительные нагрузки: «Если нет возможности ходить в спортзал, добавляй дополнительную нагрузку в течение дня понемногу: вместо лифта — лестница, вместо автобуса или метро — прогулка пешком, вместо посиделок в кафе с подружкой — велопрогулка по парку. Из таких маленьких «кусочков» в итоге сложится здоровый и красивый организм» (YES!, 25.09.2014);

о регулярный бег: «Если ты вдохновилась нашим Yes!-экспериментом и тоже решила начать вести здоровый образ жизни и регулярно бегать» (YES!, 20.05.2013);

о ежедневные упражнения: «Правильное питание, ежедневные физические упражнения и здо-

ровый сон — те привычки, которые воспитывает в себе каждый, кто хочет выглядеть привлекательно» (Янгспейс, 24.11.2017);

о подвижность: «Здоровый образ жизни — <...> подвижный образ жизни, физические нагрузки и использование антицеллюлитных средств...» (YES!, 1.06.2011);

о любая физическая активность: «Сосредоточься на трех важных составляющих своего образа жизни: питании, физической активности и сне» (YES!, 25.09.2014).

Частотность фактов с компонентом «физические нагрузки» как условием здорового образа жизни в медиатекстах молодежных журналов позволяет говорить о его положении в ядерной зоне когнитивно-семантического поля концепта (дальняя часть ядра). Как видим, здоровый образ жизни в понимании молодых людей обязательно связывается с физической активностью, при этом чаще не конкретизируется, с какой именно. В обобщенности и типизированности наименований физических нагрузок проявляется некая клишированность интерпретации здорового образа жизни в сознании молодежи. Если сравнивать выявленные нами понятийные признаки концепта по данным словарей и энциклопедий и семантические признаки в дискурсе журналов, то следует сказать об отсутствии в нем упоминаний о чередовании умственных и физических нагрузок. Значит, для молодежи здоровый образ жизни практически не ассоциируется с умственной деятельностью. На первый план выходит, скорее, физический, или «телесный», аспект его концептуализации..

2. ЛСГ «З.О.Ж. как социальное явление» (19,3% от общего числа контекстов). Данная лексико-семантическая группа находится на периферии по результатам лексикографического анализа и представлена лексемами пропаганда З.О.Ж., формирование здорового образа жизни, способы формирования З.О.Ж., общегосударственная программа, социальное благополучие, социальная значимость здоровья. Заметим, что факт отношения здорового образа жизни к социально значимым явлениям наблюдался не во всех словарно-энциклопедических определениях. Другие результаты мы видим при исследовании дискурса молодежных журналов.

Здесь лексико-семантическая группа признаков «З.О.Ж. как социальное явление» характеризуется достаточно высокой частотностью:

о пропаганда здорового образа жизни: «Также среди основных идей фестиваля — популяризация здорового образа жизни и молодежной культуры» (Янгспейс, 16.05.2017).

о мода / тренд / тенденция: «ЗОЖ стал новым догматом современной моды» (Янгспейс, 24.11.2017). / «Также исследователи выделяют общую моду на здоровый образ жизни. Если причислить к нему еще и любителей велосипедных прогулок, данный тренд победит везде» (Янгспейс, 3.11.2016);

о субкультура: «В принципе, можно ранжировать молодежные субкультуры по количеству их участников и распространенности. На первом месте окажутся, конечно, сообщества, построенные вокруг различных практик здорового образа жизни. В молодежной среде в тренде своеобразный аскетизм» (Янгспейс, 6.12.2017);

о предмет мотивации: «Весна — самое время поправить ситуацию и взяться за себя. А сподвигнуть тебя на это помогут healthy-блогеры, которые делятся своим здоровым образом жизни, начиная с полезных рецептов и заканчивая вдохновляющими цитатами» (YES!, 09.2016);

Объективация пропаганды в контексте высказываний о здоровом образе жизни позволяет включить одноименные когнитивно-семантические признаки и соответствующую лексико-семантическую группу «З.О.Ж. как социальное явление» в ближнюю периферию семантического поля концептосферы «Здоровый образ жизни» в дискурсе медиажурналов для молодежи. Новыми признаками, не выявленными при лексикографическом анализе, выступили семы мода/ тренд / тенденция, субкультура, предмет мотивации. Появление данных компонентов свидетельствует о сдвигах в концептуализации понятия «Здоровый образ жизни» через расширение семантики: теперь здоровый образ жизни для молодежи выступает не как абстрактное понятие, а как особый инструмент объединения людей, сплочения вокруг идеи, как способ управления массами через пропаганду.

3. ЛСГ «Нравственно-ценностные ориентиры» (13,2% от общего числа контекстов). Данная лексико-семантическая группа выделена на основании наличия в словарно-энциклопедических дефинициях нравственно-оценочного компонента.

3.1. Индивидуальная сторона жизни. В словарных дефинициях здорового образа жизни были отмечены следующие лексико-семантические признаки: личностный выбор, субъективная сторона жизни, индивидуальная ориентированность З.О.Ж., целенаправленная работа над собой, индивидуализация. В дискурсе молодежных журналов были обнаружены следующие семы-признаки:

о целенаправленные изменения: «Скажи, как перестроиться на здоровый образ жизни без ущерба для здоровья и настроения? Когда и как ты поняла, что твой интерес к здоровому образу жизни перерос в нечто большее? — Это случилось как-то само собой.<...>И в какой-то момент я поняла: это увлечение должно стать моим основным занятием» (YES!, 03.2014);

о личностный выбор: «Хлои Кардашьян всегда увлекалась здоровым образом жизни. <...>Ко-нечно, вы можете легко потерять много времени, размышляя о том, какие продукты вы должны есть для своего типа тела и когда, но Джули Ап-тон говорит, что самая простая вещь — сделать здоровый выбор» (YES!, 2.07.2017).

о правильный выбор: «Как ты считаешь, ты сейчас на правильном пути? Или ты в поиске? — Более чем на правильном. До 27-летия я «ехал» по жизни прямо, а потом меня начало «заносить». Пришлось остановиться, осознать кое-какие вещи и дальше двигаться спокойно, не спеша. И сейчас я двигаюсь в правильном направлении. Веду здоровый образ жизни, бросил курить, занимаюсь спортом» (YES!, 1.04.2009);

о индивидуальный подход: «Несмотря на индивидуальный подход каждой, есть несколько общих «заповедей» здорового образа жизни» (Янгспейс, 24.11.2017).

3.2. «Нравственные ориентиры»: ответственность за состояние здоровья, высокая нравственность, нравственно оправданная жизнь,

духовно насыщенная жизнь, духовные интересы. В данном семантическом пространстве, как показал ранее выполненный анализ словарных дефиниций, в концепт «Здоровый образ жизни» по нескольким концептуальным признакам встраиваются элементы концепта «Нравственность». В молодежных медиажурналах нравственные ориентиры ведения здорового образа жизни реализуются в следующих семах:

о ответственность за будущее: «И к тому же все мы будущие родители, и уже сейчас важно заботиться о детях ( вести здоровый образ жизни)» (YES!, 24.02.2014);

о ответственность за состояние здоровья: «Сегодня мы, однако, живем в другом обществе, где классов больше нет, и молодежная сцена стала куда более сложной. Сейчас для нее актуален разговор не о политике, а о гражданственности, об ответственности в разных ее проявлениях — от ответственности за свое здоровье и физическое состояние до ответственности за других людей и их будущее» (Янгспейс, 6.12.2017);

о духовно насыщенная жизнь: «Я уверена, что вегетарианство пошло на пользу не только моему физическому здоровью, но и духовному» (Янгспейс, 7.04.2017).

Относительно небольшое количество фактов, отражающих нравственные понятия как часть здорового образа жизни, позволяет сделать вывод о периферическом положении данного семантического признака в концептосфере «Здоровый образ жизни» по данным молодежного медиадискурса.

3.3. «Ценностные ориентиры»: осознание ценности здоровья, сознательное отношение к здоровью, активная позиция в поисках смысла жизни, изменение установок сознания. В аксиологическом пространстве концепта были выявлены следующие семы-признаки концептосферы «Здоровый образ жизни»:

о сознательность: «Можно предположить, что люди стали более осмысленно подходить ко всему в своей жизни, развиваться, задумываться о своём питании, которое, несомненно, влияет на наше физическое и психологическое здоровье, на наши мысли и даже на продолжительность жизни и её качество» (Янгспейс, 7.04.2017);

о изменение установок сознания: «Всего за десятилетие общественные взгляды [на нездоровый образ жизни в виде сигарет, наркотиков, алкоголя — прим. авт.] кардинально изменились, и не может не радовать, что трансформация эта произошла в лучшую сторону» (Янгспейс, 15.08.2015).

Реализация ценностной составляющей отражена в молодежном медиадискурсе преимущественно в виде тех же сем, что были выявлены в лексикографическом анализе концепта. Исключение составляет лишь сема активная позиция в поисках смысла жизни: очевидно, взаимосвязь такого глубокого духовно-философского понятия с концептосферой «Здоровый образ жизни» для молодых людей не обладает значимостью. В целом количественный и содержательный анализ фактов, объединенных в лексико-семантическую группу «Нравственно-ценностные ориентиры» с ее семантическими признаками «Нравственные ориентиры», «Ценностные ориентиры» и «Индивидуальная сторона жизни», даёт возможность включить данную группу в дальнюю периферию концептосферы «Здоровый образ жизни». Таким образом, в молодежных журналах также отражена ориентированность на нравственно-ценностные устои и роль личностного выбора в ведении здорового образа жизни.

В понятийно-логической структуре здорового образа жизни мы не выявили лексико-семантическую группу, в которой он выступает как способ достижения привлекательного внешнего вида. Однако такой компонент можно признать одним из доминирующих в медиапростран-стве молодежных журналов. Обозначим данную лексико-семантическую группу и приведем примеры её языковой реализации.

4. ЛСГ «Способ достижения привлекательной внешности» (13,2%) содержит следующие лексико-семантические признаки:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о стройность: «Здоровый образ жизни <...> поможет сократить объемы и сделать кожу упругой и гладкой. Такая активность уже является и профилактикой, и целенаправленными действиями в борьбе за более стройный силуэт» (YES!, 1.06.2011);

о красота: «Для нас красота — это нечто большее, чем просто красивое лицо и идеальная фигура. Это отражение выбранного стиля жизни — здорового и спортивного. Путь к здоровому образу жизни может быть постепенным» (Янгспейс, 3.05.2018);

о улучшение внешнего вида / формы: «Здоровый образ жизни — пожалуй, главный тренд последних лет. Это самая сложная, но самая главная составляющая безупречного внешнего вида» (YES!, 28.04.2015).

Группу лексико-семантических признаков, связанных с репрезентацией признаков красота, стройность, улучшение внешнего вида / формы, можно отнести к дальней периферии концептос-феры «Здоровый образ жизни». Кроме того, многочисленность и яркость новых (ранее названных) семантических компонентов в пределах приведенных выше лексико-семантических групп позволяет сделать вывод не только о появлении новых единичных сем в пределах лексико-семантической группы, но и о формировании тенденции к изменениям и ментальным «сдвигам» в его лексико-семантической структуре.

5. ЛСГ «Отношение к здоровью» (5,2%). Данная группа представлена лексемами и словосочетаниями, вербализующими отношение людей к ключевому понятию «Здоровье»:

5.1. «Улучшение здоровья»: улучшение здоровья, укрепление здоровья, становление потенциала здоровья (4 факта).

Вербализаторами данного признака выступают лексические средства, обозначающие действия по укреплению собственного здоровья, и реализующие признаки мотива: «... Ваш выбор [вегетарианство — прим. авт.] поможет сохранить чью-то жизнь и, конечно, улучшить ваше драгоценное здоровье» (Янгспейс, 7.04.2017); «Здоровье — это причина номер один, по которой люди чаще всего отдают предпочтение вегетарианству» (Янгспейс, 7.04.2017); «Я уверена, что вегетарианство пошло на пользу не только моему физическому здоровью, но и духовному» (Янгспейс, 7.04.2017); «Люди наконец осознали, что время хиппи и тусовок прошло. Пора думать о своем здоровье, которое является главным залогом красоты» (Янгспейс, 24.11.2017).

5.2. «Сохранение здоровья»: сохранение здоровья, охрана здоровья, рачительное использование резервов здоровья. Сравнительно небольшое количество фактов дает основание говорить о целевой семантике данного признака: «Люди приходят к вегетарианству по различным причинам. Одни хотят жить долго и счастливо, быть вечно здоровыми и излучать бесконечный поток позитивной энергии» (Янгспейс, 7.04.2017). Продление жизни, увеличение её продолжительности мыслится как следствие бережного и серьезного отношения к здоровью («хотят жить долго и счастливо», «бережное отношение к здоровью продлевает жизнь»). Можно утверждать, что когнитивно-семантические признаки «сохранение здоровья» и «улучшение здоровья» в молодежном медиадискурсе реализуются недостаточно ярко с точки зрения образности, причем в весьма ограниченном числе фактов, поэтому данные семантические признаки расположены на крайней периферии поля исследуемого концептуального пространства.

Выводы

Смоделированное когнитивно-семантическое семантическое пространство концепта «Здоровый образ жизни» представлено в молодежном медиадискурсе следующими лексико-семантическими группами (в порядке степени частотности фактов):

1. «Физическое состояние».

2. «З.О.Ж. как социальное явление».

3. «Нравственно-ценностные ориентиры».

4. «Способ достижения привлекательного внешнего вида».

5. «Отношение к здоровью».

Когнитивно-семантическая структура

концептосферы «Здоровый образ жизни», установленная на материале дискурса молодежных медиажурналов, и логико-понятийная структура концепта «Здоровый образ жизни», выявленная нами ранее на базе лексикографического анализа, отличаются, во-первых, по характеру наполнения семантическими признаками в пределах лексико-семантических групп и, во-вторых, по степени их актуализированности в молодежном сознании. Для молодых людей

наиболее важным компонентом понимания здорового образа жизни выступают различные проявления физического состояния, которое связывается с различными ежедневными действиями (особенностями питания, сна, выбором продуктов, использованием вспомогательных сервисов и др.), физическими нагрузками (спортом, тренировками, бегом, подвижностью и др.) и отказом от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотиков, вредной пищи и др.). Вторым по значимости компонентом признается восприятие здорового образа жизни как социального явления, активно пропагандируемого, модного, мотивирующего и представленного как субкультура. На третьем месте для молодежи оказывается связь здорового образа жизни с нравственно-ценностными ориентирами (ответственностью за свое здоровье и будущее, сознательностью, личностным выбором и др.), а также с возможностью улучшить свой внешний вид (похудеть, стать красивее, улучшить форму и др.). На последнем месте с точки зрения актуализированности в медиадискурсе располагается лексико-семантическая группа признаков, выражающих стремление сохранить или улучшить здоровье в целом (ЛСГ «Отношение к здоровью»). Возможно, это свидетельствует о том, что в сознании молодежи здоровый образ жизни связан с более конкретными действиями и признаками: ведение здорового образа жизни осознается преимущественно как поведение, дающее возможность улучшить свое физическое состояние. Вместе с тем такой образ жизни концептуализируется как социальное явление, выступающее модным трендом, или как способ достижения желаемого внешнего вида, а также как представления, наполненные нравственно-ценностным смыслом.

ЛИТЕРАТУРА

Колесникова 2019 — Колесникова О. И. Креативность в медийной интерпретации событий: идиостиль и концепты современности. В сб.: Язык, культура, ментальность: проблемы и перспективы филологических исследований: сборник материалов Междунар. науч. конф. Степыкин Н. И. (отв. ред.) и др. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2019. С. 164-172.

Королькова 2018 — Королькова А. С. Понятийные признаки концепта «здоровый образ жизни» (на материа-

ле анализа словарных и энциклопедических дефиниций). В сб.: Общество. Наука. Инновации (НПК-2018): сборник статей XVIII Всероссийская научно-практическая конференция: в 3 томах. Киров: Вятский государственный университет,

2018. С. 378-385.

Лисеев 2005 — Лисеев Р. М. Молодежный журнал как субкультурный феномен. Автореф. дис. ... канд. филол. н.: 10.01.10. М., 2005. 20 с.

Матюшенко 2013 — Матюшенко Е. Е. Динамические процессы в языке молодежного журнала. Дис. ... канд. филол. н.: 10.02.19. Волгоград, 2013. 176 с.

Пищальникова 2018 — Пищальникова В. А. Медиатекст как компонент дискурса СМИ: сущность и функционирование. В сб.: Современный дискурс-анализ. 2018, 3-2 (20): 184-187.

Kolesnikova, Igoshina, Timshin 2018 — Kolesnikova O. I ., Igoshina Yu. V, Timshin V. A. Network news and the problem of the media perception culture. Медиаобразование. 2018, 2: 24-36.

ИСТОЧНИКИ

Янгспейс. https://youngspace.ru/ Yes! URL: https://yesmagazine.ru/

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Эпоха цифровых медиа: бумага против экрана. ВЦИОМ. URL: https://old.wciom.ru/index.php?id=236&uid=8876. Дата обращения 10.04.2021.

REFERENCES

Колесникова 2019 — Kolesnikova O.I. Creativity in the media interpretation of events: idiostyle and concepts of modernity. In: Iazyk, kul'tura, mental'nost': problemy i perspektivy filologicheskikh issledovanii: sbornik materialov Mezhdunar. nauch. konf. Stepykin N.I. (ed.) i dr. Kursk: Iugo-Zap. gos. un-t Publ.,

2019. P. 164-172. (In Russian)

Королькова 2018 — Korol'kova A. S. Conceptual features of the concept of «healthy lifestyle» (based on the analysis of dictionary and encyclopedic definitions). In: Obshchestvo. Nauka. Innovatsii (NPK-2018): sbornik statei XVIII Vserossiiskaia nauchno-prakticheskaia konferentsiia: v 3 tomakh. Kirov: Viatskii gosudarstvennyi universitet Publ., 2018. P. 378-385. (In Russian)

Лисеев 2005 — Liseev R. M. Youth magazine as a subcultural phenomenon. PhD thesis. Moscow, 2005. 20 p. (In Russian)

Матюшенко 2013 — Matiushenko E. E. Dynamic processes i n the language of the youth magazine. PhD thesis. Volgograd, 2013. 176 p. (In Russian)

Пищальникова 2018 — Pishchal'nikova V. A. Media text as a component of mass media discourse: essence and functionality. In: Sovremennyi diskurs-analiz. 2018, 3-2 (20): 184-187. (In Russian) Kolesnikova и др. 2018 — Kolesnikova O. I., Igoshina Yu. V, Timshin V. A. Network news and the problem of the media perception culture. Mediaobrazovanie. 2018, 2: 24-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.