черный рынок), to be black and white (=schwarz auf weiß= черным по белому), (the) Black Death (=der schwarze Tod= черная смерть), to be black as night (=schwarz wie die Nacht= черен как ночь)
Only 5 instances of correspondence were found in German and Russian idioms: проходить красной нитью (=sich wie ein roter Faden ziehen), белая ворона (ein weißer Rabe), желтый билет (=der gelbe Pass), красный петух (=der rote Hahn), черная душа (=schwarze Seele) Finally, between Russian and English 7 instances of correspondence were found: a white knight (=белыйрыцарь), a black mark (=черное пятно), black Tuesday (=черный вторник), blue collars (=синие воротнички), white collars (=белые воротнички), until you blue in the face (=пока не посинеешь), to be white as a sheet (=бел как бумага), to drive somebody
to white heat (=доводить до белого каления)
Therefore, the analysis of the data from the three languages demonstrates that idioms with the headwords denoting colour terms are specific to a given language. Colours, even though perceived in the same way, evoke different associations and convey emotions in different cultures. The hypothesis of the research was that idioms with the headwords denoting colour terms in English, German and Russian reflect ethnical mentality and therefore differ in the associations that a particular colour evokes in each language and culture. This hypothesis was corroborated only partially: there is some variation within the positive and negative connotations evoked by colours but the basic pattern of positive and negative associations is quite uniform across the three languages.
References:
1. Cambridge International Dictionary of Idioms. Электронный ресурс: URL: http://dictionaries.cambridge. com (Accessed 03.02.2016).
2. Bennett Т. J. A. (1988) Aspects of English Colour Collocations and Idioms. Heidelberg: Carl Winter Universi-tatsverlag.
3. Berlin B., and Kay P. 1969. Basic Color Terms: Their Universality and Evolution. Berkley and Los Angeles: University of California Press.
4. Duden. Redewendungen und sprichwörtliche Redensarten. Mannheim; Leipzig; Wien; Zürich: Dudenverlag, 1992.
5. Brockhaus Enzyklopädie (1992): Band 19, 18. Auflag e. Mannheim: Brockhaus.
6. Большой толково-фразеологический словарь Михельсона М. И. Электронный ресурс: URL: http://dic. academic.ru (Accessed: 13.01.2016).
Mammadova Samire Jamal, Baku Slavic University doctoral student of Turkology Department E-mail: s.mamedova81@mail.ru
Lexical interpretation units of God the Creator in the Turkic languages
Abstract: The article is subjected to the historical and comparative analysis of lexical units that express the concept of "God", "Creator", which is associated with ancient religious views of Turkic people. Their intensity of use reveals in ancient Turkic monuments and literary language of modern Turkic people. For instance, expression which is taken from the language of Orkhon-Yenisey monuments. This expression «tengri» which is analysing and can be found in different phonetic variants with different semantic nuances. Also, expressions such as «kuday», «5alab//5akap», «tanritaala», «Allah», «haqtaala», «bayat», «acu», «idi», «ogan//ugan», are exposed to the semantic and etymological analysis, that express the same concept. Keywords: Turkic religious thought, Creator, God, holy beings, religious terms.
Мамедова Самира Джамалкызы, Бакинский Славянский Университет, Докторант кафедры Тюркологии E-mail: s.mamedova81@mail.ru
Лексические единицы толкования Бога-Творца в тюркских языках
Аннотация: В статье подвергается историко-сравнительному анализу лексические единицы выражающие понятие «бога», «творителя», которые связаны с древними религиозными представлениями тюркских народов. Выявляется интенсивность употребления их в древнетюркских памятниках и в литературном языке современных тюркских народов. В примерах, взятых из языка Орхоно-Енисейских памятников. Анализируется выражение «tengri», которое встречается в разных фонетических вариантах и имеет разные семантические оттенки. Подвергаются семантическому и этимологическому анализу выражения «kuday», «galab/^akap», «tanri taala», «Allah», «haq taala», «bayat», «acu», «idi», «ogan//ugan», которые выражают те же самые понятия.
Ключевые слова: тюркская религиозная мысль, творитель, бог, святые существа, религиозные термины
В древнетюркском пантеоне существовали мно- дой, ведуткочевой образ жизни. Следы этой системы
го богов. После первой великой тюркской империи верили, что ГёкТанры самый великий бог в пантеоне. Гёктанры был общим культом верования не только одного народа, но и всех народов, которые входили в тюркский каганат. По сведениям китайских источников Гунны, основавшие великую империю во II веке до н. э., верили в Гёктанры [12; 16]. Религия Тенгриан-ство или Гёктанры существовала до нынешней системы верования древних тюрков. Согласно этой вере, Тенгри великий дух земли. Люди поклонялись иным духам природы, чувствуя себя в уверенности среди неба — отцаТенгри, земли- матери Отукен и духов своих отцов, которые их оберегают. Они верили, что в больших горах, деревьях и в некоторых больших озёрах живут могучие духи, поэтому молились им. Большинство исследователей, принимая во внимание то, что вера в Гёк Танры, не имея ничего общего с землёй, принадлежит компактностям, связанным с охотой, животными, относят его происхождение ко степям Азии. Византийский историк Ф. Симокаттав VII веке сообщал, что Гёк Тюрки поклонялись огню, воде, земле, которых считали священными, но молились только Тенгри, которого знали как творца земли и неба [15, 311]. Уйгурский учёный Абдушюкюр Магомед Эмин, исследовав древнюю религию уйгуров отметил, что Гёк Танры был Верховным Богом в период Гуннского, Тюркского и Уйгурского каганатов [1, 23]. Древние тюрки верили, что небо и земля состоят из семи пластов и в каждом пласте живут бог и духи. Пережитки этой веры сегодня можно заметить у монголови у алтайских и якутских тюрков, которыесвязаны с приро-
верования, если даже редко, можно заметить в пословицах, обычаях, и др. текстах, носящих этнографический характер.Религия Гёк Тюрк в убежденияхстеп-ных племёнсчиталась единственной созидательной, стояла в центре религиозной системы как господствующая религия древних тюрков [14, 295]. По мнениям некоторых исследователей, слова «pbb/$alab», которые используют огузы вместо слова «tanri связаны» с христианством [26, 9]. Вера древних тюрков в Солнце, луну, звёздам, молнии и ветру или буре связано с культом Гёктанры. При правлении Билге Кагана тенгрианство стал главной и единственной религией. А Каган почтивыполнял обязанности руководителя и помощника бога на земле [18, 228].
Тенгри, Гёк или ГёкТанры занимает значительное место в текстах Ту-Кью и Уйгур, в том числе в «Тайной истории», одним словом, в империях, которые после себя оставили письменные тексты. Можно сказать, что Тенгри или ГёкТанры — бог империй [22, 90]. Из письменных памятников VI-VIII веков можно увидеть, что насколько тюркская династия, стоящая во главе великого Гёк тюркского государства ценит религию Гёктанры. В этих памятниках нашла свое отражение благодарность тюркских каганов и беков-Танрыза доброту и помощь тюркскому народу. Именно Гёктанры тюркский бог, который возносит каганов на престол, помогает тюркам одержать победу, оберегает от бедствий. Государь — это представитель, посланный Тенгри, его подобие и тень: Tenri anga timis ering: kan bertim [21, 112]; ... padi§ahlar Tanrinin kölgasidür, padi§ahina asi olanun i§i rast galmaz...
(... падишахи тени Tанры, у не признающих падишаха дела хорошо не пойдут .) [S, 94]. Даже падишахи, каганы уподобляли себя богу и в памятниках можно увидеть обращения и фразы, присущие богу: tenri bilga kaganta adirilmalim... (бога не должныразли-чать откагана...) [21, S3]; Tenrikanga isik bertig tiyin yarlikamis, sad atig anta bermis. Tenrikan yori... (Повелел, чтобы побеспокоил боголикого (богоподобного), тогда дал твоё счастливое имя. Боголикип провёл поход) [21, S3]. Отношения между каганом и Гёктанры привели к появлению тёплых отношений людей с Tанры и их сближению: Arkasika... m tenrim (следом. мой бог) [21, 1SS]. Несмотря на то, что древние тюрки настолько сроднили бога к себе, очень редко в письменных памятниках можно увидеть, что Tенгри носит титул хана: Üza tenri kan lüi yilka yetinc ay Mçlig alp kaganimda adiralu bardiniz (В седьмом месяце года дракона, танры хан наверху, вы расстались и ушли от моего сильного доблестного кагана) [21, S3]. Tенгри — единый Аллах и Аллах всех людей [22, 93]. В некоторых самых древних памятниках слово Tанры было использовано отдельно: Tenri tak tenrida bolmiç türk bilga kagan bu ödka olurtim (В это время я посадил на трон мудрого тюркского кагана, который родился в небесах как бог) [21, 70]; Tenri, yer bulgakin ^ün yagi bolti (Tанры стал врагом оттого, что земля смешалась) [21, 7S]; Öd tenri yasar, kisi ogli kop ölgali törümis (Время (судьбу) пишет танры, весь сын людской был рождён смертным) [21, 7S]; Üza tenri erklik m. kmis (Могучий танры наверху) [21, 1S6]; ar abka barmiç, tagda kamlamiç tenrida erklik, — tir (муж пошел на охоту, молился на горе, силу от бога, — говорит) [21, 191]; tenri Mç birtük ^ün kanim kagan süsi börü tak ermis, yagisi koy tag ermis (Из-за того, что Tанры дал силу армия моего отца кагана была как волк, а врага как овца) [21, 72]; tenri ança timis erinç: kan bertim ^анры так сказал: дал кровь) [21, 117]; а в некоторых вместе со словами земля, вода, небо: Tenri, Umay, iduk yer, sub basa birti erinç (не услышал. Tанры, Умай, священная земля, вода подарили (одну) победу) [21, 120].
По мнению учёных, в самых древних тюркских памятниках, которые дошли до нас, можно заметить пережитки самой древней системы верования шаманизма. С. Г. Клайшторн отметил, что в Орхонских памятниках, которые отражают образ жизни, систему верования древних тюрков упоминались имена только трёх богов — Tенгри (небо), Умай и Идук, Земля-СубунЛенгри земные вопросы решает вместе с другими богами: рождение людей, продолжительность их жизни вместе с Умай, смерть людей вместе с Эркик
[17, 290]. Несмотря на то, что только одна часть тюркских племён поклонялась Тенгри, это можно считать началом монотеизма тюрков. Тенгри стоит на самом высоком месте в пантеоне богов древних тюрков. «Религия ГёкТанры, известная так же как тенгриан-ство, тенгризм, система верований и опытов, сформировавшиеся, не ссылаясь на письменные источники об основании ГёкТанры, обычаями и традициями, которые возникли из собственных внутренних культурных поступок и через поколения дошли до наших дней» [26, 85].
Тюрки обращались к богу по разному: как Танры, Тенгери, Тангара, Танара, Тери, Тенир, Кудай, Чалап и т. д. Т. Гаджиев отмечает, что фраза танры образовалась путём прибавления звука «т» в начало слова «ан», которое в шумерском языке означает «небо», «звезда», а частица «ре» признак дательного падежа [9, 68]. Г. Клоусон указывает, что первичное значение слова тенгри -«небо», но в древних тюркских памятниках, в связи с религиозным мировоззрением, используется в значениях «Аллах», «бог» [6, 524]. «Китайское слово Тиэн, которое в древние времена означало «тот, кто определяет состояние погоды», «присматривающий за погодой» и со временем получившее высшее значение Танры, превратилось в значения «небо, небесный свод» [27, 36]. Дыбо отмечал, что корень слова «танры» состоит из глагола «тен» — «летать» и от него образовался так же термин «тен-иг», означающий «небо», «воздушное пространство» [24, 83]. К. Мусаев указывает, что слово «тенри», употребляемое в значении «небо» образовалось из корня «тен» + суффикса принадлежности (-и), а в значении «танры» образовалось из глагола «тен» (возвышаться, подниматься) + суффикса причастия (-ир).
Для древних тюрков всё происходило на поверхности земли и в небе. Из письменных памятниковясно, что они не интересовались потусторонним миром, загробной жизнью. Никакие существенные доказательства, связанные с концом света, кроме двух-трёх лексических единиц, не встречаются. Нам кажется, что понятие «конец света», которое позже вошло в быт тюрков, зародилось в результате влияния исключительно Буддизма, Христианства и Ислама. У алтайских тюрков в значении «Конец света» употреблялась лексическая единица «Калганчи чаг», а в некоторых тюркских народах «улугкюн». Гёк Тенгри — это не материальное небо, которое ставят против обыкновенного, заметного неба. Можно считать, что говоря «дух неба (Гёк)» китайцы имели в виду именно Гёк Тенгри [19, 67].
В древних тюркских письменных памятниках «гёй/гёк» нёс два признака: «юзе» — «высокий» и «гёк» — «голубой». «Гёк», употребляемый в значении цвета означает «кюч» (сила) и «кючлюг» (мощь) и можно сказать, что в Орхоно-енисейских памятниках встречается редко: «й7э док 1епп в...» (наверху голубые небеса) [21, 92]. Но часто встречается в памятниках, которые появились приблизительно после Х века, а также в Огузнаме. Слово «юзе» почти широко употреблялось у Гёк Тюрков: а$ир одег окат йstйmйzdэ Тапп догк1й [8, 2];«Шэ ка^ап о1игйт» (сел на трон каганата) [21, 92]. Один из арабских путешественников Х века Ибн Фадлан странствовал в места где жили Огузы и получил много сведений об их жизни. В своем труде он отмечает, что если кто-то из огузов попадёт в беду или в неприятную ситуацию, то поднимая голову в небо говорит «один бог» (Книга путешествий Ибн Фадлан). Другой арабский путешественник Абу Дулеф в своем труде отмечает, что у Огузов есть города, построенные из камня, дерева, тростника и храмы, в которых нет идолов. Абулгази Бахадыр хан в произведении «Шеджереи-теракиме» рассказывает о вере Огузов в «Танры Таала» [7, 34]. Огузское сообщество согласно небесным и земным богам (один из них бог дороги: в Турецком Алеви существовали несколько мотивов о последующем превращении в веру в Хы-зыр), которым верили, приносили кровавые жертвы. Когда режут животных нельзя лить кровь на землю, ломать их кости. Кровь, кишки жертвы закапывали в землю. После церемонии жертвоприношения кости обязательно хоронили [3, 18].
В некоторых шаманских молитвах можно увидеть связь Бога с небом: Ьи tengerede уапд1в Kuday (один бог в этих небесах). И это показывает, что испокон веков религия «ГёкТанры» укладывается в вероисповедании Тюркских народов [12, 18]. Слово «тен-гри», которое употребляется древними тюрками, в Орхоно-енисейских памятниках выражает значения и «бога», и «синего», «неба», и ещё «священного». Например, было употреблено в значении «бога»: Tenri yar1lkaduk йдйп, тэп ка7£;апШк йдйп №гк bodun каг^апт1§ ering (Тюркский народ победил, оттого, что бог помог, я победил) [21, 100]; в значении «неба», «синего»: Сок tenridз Ьокит, эг adklnur tбrэmi§ (Был в синих небесах. Удалец был создан смертным) [21, 319]; в значении «священного»: Tenri e1imgэ bбgmэdim (не насытился священной рукой) [21, 220].
В каждом предложении этих памятников отмечаются особенности, которые древние тюрки считают
«присущими творцу»: в выражении "Tenri yarlikaduk ûçûn"6or повелевающее существо; в выражении "Tengri gûç birtük ûçûn"«TOT, кто дает силу, мощь», в выражении "Üza tengri iduk yer виЬ"«бог стоит выше всех», в выражении "Anta kisra tenri bilig bertük ûçûn" «бог дает знание». Некоторые исследователи отмечают, что во время Великой Гуннской империи слово "тенгри" употреблялось в ответ на фразу "Tien", которая выражает священную силу китайцев [20, 12].
Слово "тенгри" в произведении М. Кашгари употребляется в форме «тангри». М. Кашгари указывает, что это слово в тюркских племенах означает «великий бог». Проклятые неверующие небо называют «тангри». Они, каждого крупного объекта вроде гигантской горы, гигантского дерева, называют «тангри». Поэтому поклоняются каждым таким крупным объектам. Они какому-то учёному говорят «тангрикан». Пусть бог бережёт нас от их разврата» [16, 327]. Написанные показывают, что в XI веке тюрко-мусульманские народы слово «тенгри» употребляют в значениях «бог», «творец», а народы которые относятся нек тюркам, нек мусульманам в значениях «большой», «гигантский». В «Словаре древнего уйгурского языка» «тенгри» было использовано в формах: «тангричи» — «тот, кто служит богу» [5, 233], «тангрилиг» — «бог», «верующий» [5, 234], «тнгри» -«Аллах», «бог», «дух», «идол» [5, 24]. Турецкий исследователь Б. Огел из выражения "Üz3 tenri, asra yagiz yer kilintukda ekin ara kisi ogli kilinmis" пришёл к такому выводу, что ГёкТанры сам по себе не является священной силой и творцом, существует сила, которая его создала и стоит выше всех, и эта сила ГёкТанры [20, 12]. В памятниках «Китаби-Деде-Коркут» также видно, что бог находится в небе, что он покрывает всё: в те времена тюркские беки раскрывая руки к небу молились богу. Нам кажется, что выражение огузских тюрков «наверху есть Аллах» или анатолийских тюрков«даже курица смотрит на Аллах, когда пьёт воду» связано с этой верой.
И. В. Стеблева отмечает, что в древнетюркском пантеоне богов высший дух Тенгри — «небо» и «танры» бог самой высшей степени и он имеет функции «творца», «покровителя», «поправляющего», «карателя» [25, 213].
Один из особенностей Гёк Танры то, что он «всё знает». Тюрки, не создавая ни портретов, ни статуй, как и в авраамических религиях, поклонялись изначальному и вечному (бенгю и менгю) богу, который каганам дает кут, улюг (судьбу) и силу. Во время Гёк Тюрков в памятнике Тоньюкук было употреблено
фраза «Тюркский Бог», оттого, что он оберегает тюрков, ставит их выше других наций, каганы получают мощь от него и словно эта религия опустилась до уровня национальной религии. Другие письменные источники указывают, что это отнюдь не так, религия Гёк Танры является высшей религией, охватывает всю вселенную.
В памятнике «Китаби — Деде — Коркут», который полностью отражает образ жизни древних Огу-зов слова «танры», «чалаб» и «Аллах» употребляются параллельно и обозначают понятие «один бог». Огузские герои когда попадали в затруднительное положение, понимая единство, величие бога, просили помощь не у идолов, а у Бога, который из ничего сотворил мир, вселенную, людей. Как и другие тюркские народы, они тоже считали Бога властелином всего: в предложении «kadir Tanri virmeyince er bayimaz» показано, что все: и плохое, и хорошее даёт Танры; в предложениях «Allah Taala kargayupdur, biz dahi kargaruz belli bilsin demi§ idi. Tanri Taala kargayupdur biz dahi kargariz demi§dir»- «Не нарушить повеление Бога/Аллаха»; а в суждении «Tanri viren tatlu canun var-ise ogul haber mana» [6, 10] указана «роль бога в сотворении человека». В различных сказаниях памятникаупотреблялись разные слова в значении «бога». Например, Dede Korkut birin bindi yetdi, yarenler sizi Hakka ismarladum didi gitdi [8, 31]; Senden yigrek Kadir bize ogul virmez [8, 58]; Hak Taala atamun könline rahmet eylese, kebin kesüp meni ol yigide verse, bunun kibi yigit hayif ola ki canavarlar elinde helak ola didi [8, 71] и др.В некоторых аспектах слова, которые носят значение «бога» выступают как признак Танры: Birligüne sigindum ^alabum kadir Tanri [8, 83]; Tanri Taa^ др. Можно заметить, что священные существа, которых древние тюрки уподобляют «богу», в эпосе «Китаби — Деде — Коркут» также считаются священными: Ar§ tanig olsun kürsi tanig olsun, yir tanig olsun gök tanig olsun, Kadir Tanri tanig olsun [8, 67]. «В отличие от верования шаманизма, в эпосе «Китаби — Деде — Коркут» верят, что смерть к человеку приходит не от злого духа, а от Бога». «Tanri virdi Tanri aldi» [8, 55].
В произведении Харезма «Мехеббетнаме» выражения «тенгри», «танры» и «хактеала» были параллельно использованы: «Ulug tanqrinin atin yad qildim, «M3h3bb3tnam3»ni na bünyad qildim, Böyük tanrinin adini zikr etdim» [10, 98], «Yaratdi alti künda hak taala» [10, 99].
Исследователи отмечают, что в тюркских письменных памятниках слово «тенгри» наряду с други-
ми словами иногда выражает значение «священный», а иногда значение «гигантский». Например, наименование «Тенгри таг» на китайский можно перевести как «Тянь-шань», выражение «тенгриэлим» как «великая наука», «тенгри каган» как «великий каган» и др.В тюркских памятникахУ1-УШ веков слово «танры», присоединяясь к определённым словам, несёт своеобразный характер^Ак atlig yol tenri man» (Я пестрый всадник, бог дороги (счастья)) [21, 190], «Kara yol tenri man» (Я бог тёмной дороги) [21, 193]; «Kami§ ara kalmi§ tenri unamaduk abin$u katun bolzun-tir» (Бог, который остался среди камышов от недовольства, находя утешение, велит, чтоб появилась девица) [21, 193] и др. В приведённых примерах выражаются значения «бог на земле», «бог, который раздает судьбу или «кут» людям, создает хорошие отношения среди людей», и это показывает, что «танры» выполняет свою работу не только на небе, но и на земле. Некоторые исследователи слово «дорога» из приведённого второго примера объясняют как «счастье», «шанс», «судьба» и указывают, что в монгольском языке существует слово «джол» и выражает значение «судьба» [22, 102]. Учитывая выражения «бог тёмной дороги», «бог дороги/бог судьбы», встречаемые в письменных памятниках, некоторые тюркологи говорят (Стеблева), что в древнетюркском пантеоне существовали четыре главных бога. Но С. Г. Клайшторн отмечает, что такие слова как «дорога», «судьба», которые присоединяются к слову бог, несут характер эпитета [17, 134]. То, что бог «раздаёт судьбу-кут» также можно увидеть в произведении «Дивани — лугат — ат тюрк»: kut kuvig berse idhim kulinga, künde i§i yükseben agar-Если Бог дает своей слуге счастье и величие, то его дела будут расти [16, 73]. В одном из Огузнаме в памятнике «Китаби-Деде-Коркут» можно встретить явные примеры верования в то, что «дорогу», «судьбу» даёт Танры и тогда перед человеком не будет никаких препятствий: Tanri mana yol virdi gidar oldum mara kafir [8, 37], Kara ko$a kiymayinca yolalinmaz [8, 1], Kadir Tanri yol virmi§ £ikup galmi§ [8, 101]. Древние тюрки признают «Тенгри» как бога, могущественного творца, определяющего судьбу народа и повелевающего ими [8, 27]. В религии Гёк Танры основу богослужения формируют жертвы, приносимые богам и духам. Древние тюрки приносили жертвы богу, культу отцов и земле-субу. Самую верную информацию о церемонии жертвоприношения тюрков дал П. Пеллио. П. Пеллио переводил китайские источники связанные с этим и отмечал, когда и с какой
целью тюрки приносили жертву. «Ко-хан (каган) постоянно сидит на горе Ютукин (Отукен). Каждый год ради жертвы ведёт беков в пещеру отцов. К середине пятого месяца (народ) собирается вокругродника То-жен для того, чтобы преподносить жертву Гёк Тан-ры. 400 или 500 ли к западу от Ютукин стоит крутая и высокая гора. На ней нет ни лугов, ни деревьев. Ее название По-тенг-нин-ли по-китайски означает «богиня земли» [23, 72].
В своем произведении М. Кашгари отмечает, что древние тюрки употребляют слова и выражения связанные с «тенгри» и с их помощью определяет отношение тюрков к богу и некоторые особенности бога, ценные для них: Tenqri meni kбdhezdi-Бог сберёг меня [16, 162]; Tenqri одЫ tegdirdi- Бог помог родить ребёнка [16, 173]; Tengri б1й; Й^й^- Бог воскресил мёртвого [16, 179]; Tenqri ya1nguk уагаЙ!- Бог сотворил человека [16, 315]; Tenqri уа§тш уа§1й1-Бог послал дождь [16, 316]; Tenqri beni ЬауЩ^- Бог сделал меня богатым [16, 325] и др. Мы становимся свидетелем того, что в произведении «Дивани-лугат-ат тюрк» употреблено ряд слов, связанные с «тан-ры»: слово «уган» означает «сила, доходящая всем», «всемогущий», «могущественный»: «угантенгри» (могучий, всемогущий бог) [16, 144], а слово «идхи»
означает «господин, хозяин»: «идхимизярлыгы» (приказ, веление бога) [16, 153]. Это слово также в уйгурском словаре употреблено в значении «тан-ры», «Аллах» [5, 263].
В произведении Ю. Баласагунлы «Кутадку-би-лик» в значении «танры» встречаются такие слова, как «уган», «танры», «тенгри», «тенгритаала», «баят»: Ugan bir bayat ol kamugda üza, Uluglug idiasi Ugan zülcalal, Yaratkan, torütkan ma kadir kemal [2, 36]. В ДТС слово «баят» дано в значении «танры», также «название одного из огузских сказаний» [4, 76]. Слово «уган» было широко употробленов произведении А. Юкнеки «Этибетюл-хегаиг»: yaratti ol ugan tününg kündüzüng [28, 42]; ugan hukmi birle kelür kelgen i§-каждый случай происходит по велению бога [28, 76]; sanga renc anga genc birigli ugan-Бог создаёт несчастье и налаживает его [28, 77].
Выражения «баят» (древний), «ачу» (отец/дедушка), «иди» (хозяин), «оган/уган» (всемогущий), «чалаб/чалап» (всевышний), которые у тюркских народах употребляются в значении «верховное существо»на самом деле должны быть ликами/признаками Бога [12, 309]. Г. Клоусон отмечает, что в тюркских языках имеются варианты уга: н/угу: н/уву: н и они означают «аллах» [4, 132].
Список литературы:
1. Abudukelimi B. Uygur türklerinin dini inaniçlari. Yüksek lisans tezi. Ankara. 2GG6, 14S с.
2. Balasaqunlu Y. Qutadqu bili. Baki. 1994. S. 4SG.
3. Divitçioglu S. Oguzdan Selcukluya. Ankara. 2GGS, 274 с.
4. Древнетюркский словарь. «Наука». - Ленинград.19б9.
5. Caferoglu A. Eski Uygur Türkcesi sözlügü. Istanbul. 19б8, 332 c.
6. Clauson S. G. An Etymological Dictionary of Pre-^irteenth-Century Turkish. Oxford/1972, 1G34 c.
7. Ebülqazi B. Türklerin soy kütügü (§ecere-i terakime). Istanbul. 1974, 144 с. S. Ergin M. Dede Korkut kitabi. metin-sözlük. Ankara. 19б4, 217 с.
9. Haciyev T. 1. Azarbaycan adabi dilinin tarixi. I. - Baki, Elm, 2G12, 47б c. 1G. Heyat C. Türk dillari va lahcalarinin tarixi. I kitab. - Baki. 2G11, 1SG c.
11. Худяков Ю. С. O6 изображении божеств древнетюркского пантеона на памятниках искусства номадов южной сибири и центральной Азии эпохи раннего средневековья. Горно-Алтайск. - № 3. 2G1G.
12. Inan A. Eski Türk Dini Tarihi, Istanbul. 197б, 2SG c.
13. Kalafat Y. Altaylardan Anadoluya kamizm. Istanbul. 2GG7, 327 с.
14. Kafesoglu I.Türk milli kültürü. Istanbul, Ötüken, 1998, 2б2 c.
15. Kafesoglu 1. Türk milli kültürü. Istanbul, Kültür Bakanligi yayinlari, 19SG, 44S c.
16. Kaçgari M. Divani Lügat-it türk. IV cildda. Baki. Ozan, 2GG6, 7S2 c.
17. Кляшторный С. Г. Mоусей Каланкатуйскийо верованиях древнетюркских племен. - С. Петербург. 1999.
18. Кодар А. А. Tенгриaнство в контексте монотеизма. Религия, культура, образование. 2GGS, - № 2? 22S-229 c.
19. Гумилев Л. Н. Древние тюрки. - M.,1967, 1G64 с.
2G. Ögal B. Türk kültür tarihina giri§. I. Istanbul. 1978, 49S с.
21. Racabov 9., Mammadov Y. Orxon-Yenisey abidalari. - Baki, Yaziçi, 1993, 4GG c.
22. Roux J. P. Türklerin ve Mogollarin eski dini. Istanbul, 1994, 32G c.
23. Schmidt P. W. Tukuelerin dini.lstanbul. 1992.
24. Starostin S.A, Dybo A.V, Mudrakov O. A. An Etymological Dictionary of Altaic languages. 2003, 1556 c.
25. Стеблева И. В. К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы//Тюркологиче-ский сборник. 1971. - М.: Наука, 1972.
26. Tanyu H. Islamliktan önce türklerde tek tanri inanci. Ankara, 1980, 226 с.
27. Trujarski E. Türkler ve ölüm.Var§ava.2011, 641 с.
28. Yükneki M. Atebetül-hakayik. R. R. Arat. Ankara. 1992.
Naghiyeva Shafa, Azerbaijan University of Languages, Masters in Linguistics, PhD student, the Faculty of Pedagogics E-mail: shafa.nagi@gmail.com
The role of metaphtonymy in the formation of the English economic discourse
Abstract: The goal of the paper is to define the role of the metaphtonymy — which is a hybrid formed by the metonymic rethinking adjacent elements of one domain and metaphorical interaction with the conceptual signs of another domain — in the English economic discourse.
The depth and comprehensiveness of the metonymic transition is reflected on the completion of almost all sectors of the English-language picture of the world and their fragments, while the largest metaphtonymy activity is observed in sectors such as everyday life and, culture and entertainment, politics, social services, computer and electronic communications, environmental protection, as well as in economics and business. Metaphtonymic projection lies it the heart of creation of, above all, new words, made in the process of indirect secondary nomination. Conceptual metaphtonymy also accompanies many types of nominative acts: compounding, fusion, affixation, reduction, conversion.
At the current phase of the English language functioning there is an increasing trend in the development of the value chain-type on the polysemantic. The formation of a new metaphtonymy values held in two cognitive models based on the direction vector of metaphtonymy projection. The first model is characterized by a vertical projection axis, the second — the horizontal axis.
Keywords: metonymy, metaphor, conceptual metaphtonymy, cognitive structure, the frame slot, economic discourse.
Introduction. There is no doubt that metonymy and metaphor are effective means of conceptualizing the new elements of the modern picture of the world and, therefore, these two phenomena permeated every layer of human cultural activity. Metonymy and metaphor are integral parts of the process of categorization, which is based on common actions for all human cognitive mechanisms that are manifested in the form of cognitive models, and, as the complexity of the concepts moves on, complicate the mechanism to express the new elements of the modern picture of the world. Recent studies prove the existence of such a complex mechanism, combining the properties of both metonymy and metaphor.
The article attempts to review metaphtonymy as a complex integrated structure, which is an effective means of conceptualization and verbalization of changes in the picture of the world of Anglo-American society, in particular — in the sphere of economic discourse. Metaphtonymy is a key to understanding the processes of thinking. Therefore, the study of the process of birth for a new word and changing values in metaphtonymy type at a conceptual level can shed light on the problem of the functioning of some of the fragments of human consciousness system.
The cognitive approach to metaphtonymy suggests considering it as one of the principles of the organization of