Научная статья на тему 'ЛЕКСИЧЕСКАЯ МИКРОЦИКЛИЗАЦИЯ В РУССКОМ РОКЕ («ЛЕНЬ» ГРУППЫ «TEQUILAJAZZZ» И «НЕНАСТОЯЩИЙ МУЖЧИНА» ГРУППЫ «КУРАРА»)'

ЛЕКСИЧЕСКАЯ МИКРОЦИКЛИЗАЦИЯ В РУССКОМ РОКЕ («ЛЕНЬ» ГРУППЫ «TEQUILAJAZZZ» И «НЕНАСТОЯЩИЙ МУЖЧИНА» ГРУППЫ «КУРАРА») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИКЛИЗАЦИЯ / ЛЕКСИЧЕСКАЯ МИКРОЦИКЛИЗАЦИЯ / РОК-ПОЭЗИЯ / ГРУППА «TEQUILAJAZZZ» / ГРУППА «КУРАРА»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Доманский Юрий Викторович

В науке принято дифференцировать понятия цикла и циклизации применительно к фактам культуры. Под циклами обычно понимают авторские контексты, элементы в которых соотнесены в довольно строгую систему по целому ряду параметров, среди которых, если говорить, например, о циклах в лирике, заглавие, пространственно-временной континуум, субъектная организация, композиция, изотопия и др. Циклизация же понимается гораздо шире - это сама возможность объединения тех или иных элементов в контексты, которые могу быть и не авторскими. В русском роке благодаря циклизации формируются авторские альбомы, являющиеся по целому ряду параметров аналогами циклов в лирике, формируются микроциклы - дилогии и трилогии. Однако только этим функционирование циклизации в русском роке не ограничивается: существует целый ряд не столь традиционных для культуры и полиавторских способов циклизации - это и рок-концерты, включая сюда их визуальное оформление, и особая циклизация на уровне обложек альбомов, афиш, разного рода баннеров, наконец, большим циклическим контекстом является рок-фестиваль. В данной статье рассматривается пример полиавторской лексической микроциклизации в русском роке, то есть такой случай, когда циклическая связь между принадлежащими одному направлению, но автономными относительно друг друга текстами разных авторов устанавливается через общую лексему «лень». Объектами выступают песни «Лень» с альбома «Целлулоид» (1998) группы «Tequilajazzz» и «Ненастоящий мужчина» с альбома «Кафка» (2019) группы «Курара». Показывается, как оказавшись в единой циклической системе, обе эти песни в смысловом плане взаимообогащают друг друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEXICAL MICROCYCLIZATION IN RUSSIAN ROCK (“LAZINESS” BY THE GROUP “TEQUILAJAZZ” AND “NOT A REAL MAN” BY THE GROUP “KURARA”)

In scholarship it is usual to differentiate the concepts of cycle and cyclization as applied to cultural facts. The term “cycles” is generally understood to mean the authorial contexts in which the elements are correlated in a quite strict system according to a series of parameters including (if one is speaking of cycles in lyrical poetry) the title, the space-time continuum, the hierarchy of subjects, the composition, the isotopy, etc. Cyclization is understood in a much broader sense to mean the very possibility of linking these or those elements to create contexts that might not even be authorial. In Russian rock cyclization permits authorial albums to form, which are by a whole series of parameters analogical to cycles in lyrical poetry, as well as microcycles - dilogies and trilogies. However, the function of cyclization in Russian rock is not limited simply to this: there exists a whole series of cyclizations that are not so traditional for culture, as well as multi-authorial means of cyclization, such as rock concerts, including their visual presentation, and the special cyclization that takes place on the level of the album sleeves, posters, various banners, and finally the overall cyclical context of the rock festival. This article examines an example of multi-authorial lexical macrocyclization in Russian rock, namely the case when the cyclical link between texts by different authors that belong in one direction, but are autonomous vis-a-vis each other, is established through the common lexeme “laziness”. The material analyzed comprises the songs “Laziness” [Len’] from the album “Celluloid” [Tselluloid] (1998) by the group “Tequilajazz” and “Not a real man” [Nenastoyashchiy muzhchina] from the album “Kafka” (2019) by the group “Kurara”. The analysis demonstrates how, when they are placed in a single cyclical system, both these songs enrich each other on the level of meaning.

Текст научной работы на тему «ЛЕКСИЧЕСКАЯ МИКРОЦИКЛИЗАЦИЯ В РУССКОМ РОКЕ («ЛЕНЬ» ГРУППЫ «TEQUILAJAZZZ» И «НЕНАСТОЯЩИЙ МУЖЧИНА» ГРУППЫ «КУРАРА»)»



Ю.В. Доманский (Москва)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ МИКРОЦИКЛИЗАЦИЯ В РУССКОМ РОКЕ («ЛЕНЬ» ГРУППЫ «TEQUILAJAZZZ» И «НЕНАСТОЯЩИЙ МУЖЧИНА» ГРУППЫ «КУРАРА»)

Аннотация. В науке принято дифференцировать понятия цикла и циклизации применительно к фактам культуры. Под циклами обычно понимают авторские контексты, элементы в которых соотнесены в довольно строгую систему по целому ряду параметров, среди которых, если говорить, например, о циклах в лирике, заглавие, пространственно-временной континуум, субъектная организация, композиция, изотопия и др. Циклизация же понимается гораздо шире - это сама возможность объединения тех или иных элементов в контексты, которые могу быть и не авторскими. В русском роке благодаря циклизации формируются авторские альбомы, являющиеся по целому ряду параметров аналогами циклов в лирике, формируются микроциклы - дилогии и трилогии. Однако только этим функционирование циклизации в русском роке не ограничивается: существует целый ряд не столь традиционных для культуры и полиавторских способов циклизации - это и рок-концерты, включая сюда их визуальное оформление, и особая циклизация на уровне обложек альбомов, афиш, разного рода баннеров, наконец, большим циклическим контекстом является рок-фестиваль. В данной статье рассматривается пример полиавторской лексической микроциклизации в русском роке, то есть такой случай, когда циклическая связь между принадлежащими одному направлению, но автономными относительно друг друга текстами разных авторов устанавливается через общую лексему «лень». Объектами выступают песни «Лень» с альбома «Целлулоид» (1998) группы «Tequilajazzz» и «Ненастоящий мужчина» с альбома «Кафка» (2019) группы «Курара». Показывается, как оказавшись в единой циклической системе, обе эти песни в смысловом плане взаимообогащают друг друга.

Ключевые слова: циклизация; лексическая микроциклизация; рок-поэзия; группа «Tequilajazzz»; группа «Курара».

Yu.V. Domanski (Moscow)

Lexical Microcyclization in Russian Rock ("Laziness" by the Group "Tequilajazz" and "Not a Real Man" by the Group "Kurara")

Abstract. In scholarship it is usual to differentiate the concepts of cycle and cyclization as applied to cultural facts. The term "cycles" is generally understood to mean the authorial contexts in which the elements are correlated in a quite strict system according to a series of parameters including (if one is speaking of cycles in lyrical poetry) the title, the space-time continuum, the hierarchy of subjects, the composition, the isotopy, etc. Cyclization is understood in a much broader sense to mean the very

possibility of linking these or those elements to create contexts that might not even be authorial. In Russian rock cyclization permits authorial albums to form, which are by a whole series of parameters analogical to cycles in lyrical poetry, as well as microcycles - dilogies and trilogies. However, the function of cyclization in Russian rock is not limited simply to this: there exists a whole series of cyclizations that are not so traditional for culture, as well as multi-authorial means of cyclization, such as rock concerts, including their visual presentation, and the special cyclization that takes place on the level of the album sleeves, posters, various banners, and finally the overall cyclical context of the rock festival. This article examines an example of multi-authorial lexical macrocyclization in Russian rock, namely the case when the cyclical link between texts by different authors that belong in one direction, but are autonomous vis-à-vis each other, is established through the common lexeme "laziness". The material analyzed comprises the songs "Laziness" [Len'] from the album "Celluloid" [Tselluloid] (1998) by the group "Tequilajazz" and "Not a real man" [Nenastoyashchiy muzhchina] from the album "Kafka" (2019) by the group "Kurara". The analysis demonstrates how, when they are placed in a single cyclical system, both these songs enrich each other on the level of meaning.

Key words: cyclization; lexical macrocyclization; rock poetry; group "Tequilajazz"; group "Kurara".

М.Н. Дарвин отметил, что «каждое отдельное лирическое произведение потенциально может вступать во взаимодействие с другими лирическими произведениями в контексте творчества поэта» [Дарвин 2018, 17]. Но обязательно ли речь должна идти об одном авторе? Возможна ли циклизация в пределах, например, того или иного направления? В связи с этими вопросами обратим внимание на дифференциацию в науке понятий цикла и циклизации, для чего вновь обратимся к работе М.Н. Дарвина о лирическом цикле: «...художественная циклизация не сводится только к процессу возникновения циклов как таковых. Художественная циклизация - это более широкая возможность образования всего многообразия циклических форм в историческом развитии литературы, в нашем случае - лирики» [Дарвин 2018, 21].

И применительно к русскому року можно говорить как о циклах в строгом смысле, так и о циклизации. Циклами с полным на то правом можно назвать рок-альбомы [Доманский 2000b], можно говорить о микроциклах в роке, как о довольно традиционном проявлении циклизации [До-манский 2001; Никитина 2021]. Но применительно к року с неменьшей долей уверенности можно говорить и о явлениях циклизации, реализующих себя в не столь привычных формах, в том числе - и полиавторских: существует целый ряд нетрадиционных способов циклизации [Доманский 2000a], включая сюда и концерты [Никитина 2008], имеются и визуальные грани рока, способствующие формированию циклических связей - это, в частности, обложки альбомов [Майорова 2011; Плакущая 2011], а так же оформление концертов [Иванов, Гавриков 2018]; наконец, большим циклическим контекстом является рок-фестиваль [Сямина 2021]. То есть

рок-культуру с полным правом следует признать способной к самым разным формам проявления циклизации.

Мы попробуем рассмотреть такой вид циклизации в роке, как контекстуальная лексическая микроциклизация; сделаем это на примере двух автономных относительно друг друга рок-песен, связанных общим мотивом, выраженным лексемой «лень». Это песни «Лень» с альбома «Целлулоид» (1998) петербургской группы «Teqшlajazzz» и «Ненастоящий мужчина» с альбома «Кафка» (2019) екатеринбургской группы «Курара». Сразу укажем на принципиальное различие в частотности употребления слова «лень» в каждой из этих песен: в песне группы «Teqшlajazzz» данная лексема повторяется многократно, становясь ведущим мотивом, ударным словом; в песне же «Курары» данное слово встречается лишь в той части, которую можно обозначить, как припев, то есть частотность отнюдь не является показателем ударности данного слова, что, впрочем, не мешает нести ему важную смысловую нагрузку относительно заглавной фразы всей песни - «Ненастоящий мужчина». Рассмотри сначала слово «лень» у «Teqшlajazzz»; текст песни «Лень» приведем целиком по фонограмме альбома «Целлулоид», указав на места, где присутствует инструментальный проигрыш:

Лень

Лениво ловит меня

Подлив вина немного венам

Что сиреневы как мартовский день

Или морозная ночь

Лень

Просто лень Когда зелёные обои Наплывают утром на бескровную тень И белый кафель

Уникальной группы крови не узнает Потому что лень Пытаться лень Возиться лень И ошибаться лень

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОИГРЫШ Лень

С утра побриться Галстук новый

У ведущего программы на экране Лень

Переключить или отважиться Набрать проклятый номер И услышать Лень

Узнать кто жив кто помер Пьян и нездоров Всю эту дребедень Расскажут вечером у стойки Все участники попойки И им будет лень Пытаться лень Возиться лень И ошибаться лень

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОИГРЫШ

Как видим, в этой песне слово «лень» оказывается благодаря многократному повторению ключевой формулой. Кроме того, слово «лень» каждый раз падает на акцентированный в звучащем тексте конец стиха, часто формируя эпифору, что в еще большей степени усиливает ключевой характер данного слова, ударность этой однословной формулы для всей песни. Важно и то, что названная формула является для песни заглавной. В рок-текстах наличие таких ключевых, ударных формул является особенностью, во многом характеризующей рок-поэзию как таковую. И, как показывают наблюдения, зачастую весь текст той или иной песни становится если не комментарием к ключевой формуле, то, по крайней мере, ее развертыванием в словесное пространство текста. Так получается и в песне «Лень»: весь ее текст разворачивает заглавное слово, разворачивает образно (в аспекте средств) и в смысловом плане (в аспекте результата). Но в неменьшей степени весь текст и сворачивается в ключевую формулу в каждой клаузуле, где она возникает. В результате само понятие «лень» становится главным (и, не побоимся сказать, единственным) объектом авторской рефлексии, для которой одно это слово оказывается способным выразить всю полноту мироощущения автора. Такова одна из функций ключевых формул в рок-поэзии - компактное выражение авторского мироощущения и трансляция его слушателю через многочисленные повторы, через размещение в сильных позициях текста, но и, конечно же, через развертывание ударного слова или ударной фразы в остальной текст песни. Таким образом, «лень» в песне группы «Teqшlajazzz» становится базовым понятием, транслирующим авторское отношение к миру и к себе в мире; развертывание же ключевого слова в остальной текст вместе с постоянным повторение в сильных позициях большинства стихов создает эффект тотальности лени, которая поглощает собой все бытие человека, становится определяющим фактором и фактом всей жизни, полностью и без остатка подчиняет себе все то, что делает человек. В итоге ничего, кроме лени, в мире не остается, то же, что звучит в остальном тексте, оказывается перед лицом лени полностью несостоятельным. Сам текст песни построен таким образом, чтобы слушатель ощутил тотальность лени, превратившейся в полноценную философию жизни, и полнейшую редукцию через лень всего остального, что в жизни бывает, но что противоречит лени хотя бы

каким-то действием. Такое положение дел отнюдь не вызывает осуждения; как раз напротив - всем текстом песни показывается позитивность состояния лени для человека. И самое важное - это то, что лень в этой песне характеризуется тотальностью, полностью подчиняя себе все, буквально поглощая человеческую жизнь. В этом, как представляется, ведущая мысль песни «Лень» группы «Teqшlajazzz».

Теперь посмотрим, как слово «лень» функционирует в песне «Ненастоящий мужчина» группы «Курара». Весь текст мы приводить не будем -он довольно большой; ограничимся только повторяемой частью, в которой и содержится слово «лень», звучащее в течение песни всего лишь шесть раз, то есть, в отличие от песни группы «Teqшlajazzz», частотность не может тут служить показателем ударности; ключевой же формулой песни «Курары» будет заглавная «ненастоящий мужчина», находящаяся в сильной позиции (начале) повторяемой части:

Ненастоящий мужчина Просто тень

Он не желает быть сильным Просто лень Просто так бывает Просто накрывает пустота Ненастоящий мужчина Молча курит у окна

Сразу обратим внимание на то, что при исполнении в этом сегменте каждый из первых четырех стихов повторяется сразу следом женским вокалом, то есть каждый из этих стихов звучит по два раза подряд, а другие четыре стиха (с пятого по восьмой) поются одновременно мужским и женским вокалом. В нашем случае это важно, поскольку формула «просто лень» в каждой повторяемой части исполняется подряд по два раза: сначала мужским лидер-вокалом, а следом бэк-вокалом женским; а поскольку повторяемая часть в течение песни исполняется трижды, в результате и получается, что формула «просто лень» звучит шесть раз.

Что же касается остального текста песни, то позволим себе ограничиться только его общей характеристикой, оставив простор для анализа другим исследователям (благо песня того заслуживает): по ходу песни разворачивается ряд формул, складывающихся в довольно целостную картину обыденного существования заглавного персонажа - и внутренний мир его, и внешний по отношению к нему мир несколько неожиданно формируют гармонию человека относительно себя и относительно мира, мира, в котором даже хмурая ноябрьская погода, о которой речь заходит в финале песни, в силу своей естественности воспринимается органично:

И с неба снова льется грязь Это ноябрь Это естественно

И время катится назад кайфуя и смеясь По-детски высоко и непосредственно И с неба снова льется грязь Это ноябрь Это отлично

И помолясь и покрестясь и матерясь Легко и неприлично

Однако нас интересует формула «просто лень» из повторяемой части песни. Данная формула вместе с другими формулами повторяемой части раскрывает расположенную в ее сильной - начальной - позиции ключевую заглавную формулу «ненастоящий мужчина», которая в свою очередь строится на нарочитой инверсии распространенного фразеологического словосочетания «настоящий мужчина». Все знают, каким настоящий мужчина должен быть, но «Курара» разрушает этот бытовой штамп сформированной наглядно - через приставку «не» - противоположной формулой, буквально антонимом: «ненастоящий мужчина». И раскрытие этой антитетичной относительно фразеологического клише формулы происходит через ряд идущих следом за ним формул, среди которых и «просто лень», рифмуемая через стих с формулой «просто тень», но при этом прямо относящаяся к предшествующему стиху, буквально поясняющая его - «Он не желает быть сильным». Почему? Потому что «просто лень». А следом два стиха, связанные с интересующим нас стихом «Просто лень» через анафору - слово «просто»: «Просто так бывает // Просто накрывает пустота». И в финале повторяемой части песни повтор ключевой формулы «Ненастоящий мужчина» и его действие, точнее, наверное, учитывая слово «лень», его состояние: «Молча курит у окна».

Какое же место в контексте всей этой части занимает формула «просто лень»? Она вместе с прочими раскрывает формулу ключевую и заглавную - «ненастоящий мужчина». Формула «просто лень» является важной характеристикой ненастоящего мужчины в противоположность мужчине настоящему, характеристикой которого является действие, а значит, лень как таковая ему несвойственна в принципе. Относительно же ненастоящего мужчины его бездействие объясняется просто и лаконично - «просто лень». И если с привычной (бытовой, официальной) точки зрения мужчина должен быть настоящим, то в песне «Курары» значение возникает контекстуально обратное этому: естественное состояние мужчины - бездействие, обусловленное просто ленью. И пусть такой мужчина зовется ненастоящим (в противоположность официальному идеалу), зато он естественен, а в таком ракурсе настоящим является именно ненастоящий мужчина; такой вот парадокс. Итак, «лень» в «Ненастоящем мужчине» группы «Курара» одновременно и причина естественного состояния человека, и

одна из характеристик самого этого естественного состояния.

Каким же образом через слово «лень» формируется лексический микроцикл из двух песен? Прежде всего, обратим внимание на то, что формула «просто лень» есть и в песне группы «Teqшlajazzz», напомним момент, где она встречается:

Лень

Просто лень

Когда зелёные обои

Наплывают утром на бескровную тень

Данная формула (а не только собственно слово «лень») сближает две песни на сугубо лексическом уровне, становясь эксплицированным показателем циклизации. И само слово «просто» рядом со словом «лень» в обеих песнях указывает на своего рода тривиальность объяснения пассивного состояния человека; буквально это происходит так: почему? да все просто - лень. То есть не надо вдаваться в глубокие доказательства происходящего, поскольку ответ предельно прост и сводится к одному слову: «лень». Обратим в этой связи внимание на то, насколько часто в современной устной речи используется слово «просто»; и обычно оно предваряет ту или иную мысль, которая должна предшествующее ей нечто кажущееся сложным (исходящее чаще всего от собеседника) полемично сделать абсолютно простым. Так и в рассматриваемых песнях: раз все так просто, то исходный момент для понимания слова «лень» в них (и, соответственно, момент, циклизующий обе песни друг с другом) обнаруживается в особого рода философии лени, философии, в основе которой лежит понимание лени как естественного и всепоглощающего состояния человека, состояния, и ведущего к чаемому бездействию, и являющегося таковым по сути своей. В русской культуре лень в таком понимании привычно соотносится с жизненным кредо гончаровского Обломова: лень выступает основой мироощущения человека и концепцией его бытия. Как все помнят, авторское понимание обломовской лени в романе Гончарова носило глубоко амбивалентный характер; и читатель вслед за автором и восхищался Обломовым, и осуждал его (если уж говорить о крайних проявлениях читательских чувств). В слове «лень» (и в том числе в формуле «просто лень») в рассматриваемых песнях тоже можно увидеть такого рода амбивалентность; при этом негативные оценки лени продиктованы в обеих песнях соотнесением с общепринятым, даже стереотипным пониманием данного явления, как того, что следует осуждать; оценки же позитивные исходят из позиции автора, которая строится во многом на отрицании общепринятого; то есть амбивалентность в обеих песнях выглядит довольно-таки относительно и строится на конфронтации авторской позиции и так называемой общепринятой точки зрения на лень. Можно констатировать, что и у «Teqшlajazzz», и у «Курары» осуществляется апология лени.

Но важнее данной констатации сходства посмотреть, происходит ли

смысловое взаимообогащение двух песен через использование лексемы «лень». В этой связи можно сказать, что при рассмотрении двух текстов в микроциклической паре к смыслам слова «лень» в песне группы «Teqшlajazzz» из песни «Курары» прирастает отмеченный выше смысл естественности состояния лени для человека; к смыслам же песни «Курары» прирастают смыслы из песни «Teqшlajazzz», связанные с тотальностью лени. То есть в условиях микроциклизации двух песен лень выступает состоянием и естественным, и тотальным. Исконно естественное в песне «Курары» через циклизацию с песней «Teqшlajazzz» обретает тотальность, а исконно тотальное в песне «Teqшlajazzz» через циклизацию с песней «Курары» обретает естественность.

Таким образом, можно заключить, что рассмотренные в контексте друг друга, то есть как образец микроциклизации, две песни в смысловом плане друг друга взаимодополняют; процесс этот характерен для циклизации как таковой, но в каждом конкретном случае позволяет увидеть смысловые пласты, в сегментах, взятых по отдельности, либо не актуализируемые, либо вовсе отсутствующие. Уже на этом основании можно сказать, что любого рода циклические контексты не должны обходиться исследовательским вниманием.

Добавим ко всему сказанному, что рассмотренный микроцикл отнюдь не замкнут в себе раз и навсегда. Так, например, к «Лени» группы «Teqшlajazzz» и «Ненастоящему мужчине» группы «Курара» можно с высокой долей уверенности добавить, например, песню «Лень» («Наполнит лето солнцем свой кувшин...») Виталия Дубинина. Вообще же в отечественной песенной культуре встречались и другие примеры, в которых слово «лень» выполняло ключевую роль, однако говорить о встраивании большинства из них в обозначенную нами циклическую систему не приходится, поскольку во многих случаях перед нами всего лишь попытка словесно эксплицировать состояние лени, а отнюдь не философская концепция; назовем, например, довольно популярную во второй половине 1980-х гг. песню «Матушка Лень» («Ходики отстали, ленятся часы считать.») в исполнении Алексея Тарасова или исполненную детским ансамблем «Гномы» «Песню про лень» («Лень за мною ходит по пятам.»). Впрочем, и в случае песен такого рода можно найти основания для лексической микроциклизации, только относительно рассмотренных в статье объектов это будут уже другие основания и, как следствие, это будут другие микроциклы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дарвин М.Н. Поэтический мир лирического цикла: Автор и текст. Москва: РГГУ, 2018. 288 с.

2. Доманский Ю.В. Микроциклы в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 5. Тверь: Тверской государственный университет, 2001. С. 237-252.

3. (а) Доманский Ю.В. Нетрадиционные способы циклизации в русском

роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 4. Тверь: Тверской государственный университет, 2000. С. 217-233.

4. (b) Доманский Ю.В. Циклизация в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 3. Тверь: Тверской государственный университет, 2000. С. 99-122.

5. Иванов Д.И., Гавриков В.А. Концертная визуализация в песенной поэзии: опыт типологии субтекстов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 1(79). Ч. 1. C. 18-21.

6. Майорова Ю.М. Обложки CD альбомов: уникальное в универсальном // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 12. Екатеринбург; Тверь: Уральский государственный педагогический университет, 2011. С. 237-242.

7. Никитина О.Э. Где искать двери травы? (Сингл как микро-цикл) // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 21. Екатеринбург; Тверь: Уральский государственный педагогический университет, 2021. С. 69-80.

8. Никитина О.Э. Рок-концерт как ритуальное действо // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 10. Екатеринбург; Тверь: Уральский государственный педагогический университет, 2008. С. 48-56.

9. Плакущая А.Г. Графическое оформление рок-альбома: сильные позиции («Для тех, кто свалился с Луны» группы «Алиса») // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 12. Екатеринбург; Тверь: Уральский государственный педагогический университет, 2011. С. 227-232.

10. Сямина А.А. Немецкое «чужое» слово в сверхцикле рок-фестиваля «По-дольск-87» // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 21. Екатеринбург; Тверь: Уральский государственный педагогический университет, 2021. С. 28-43.

REFERENCES (Articles from Scientific Journals)

1. Ivanov D.I., Gavrikov V.A. Kontsertnaya vizualizatsiya v pesennoy poezii: opyt tipologii subtekstov [Concert Visualization in Song Poetry: the Experience of the Typology of Subjects]. Filologicheskiye nauki. Voprosy teorii ipraktiki, 2018, no. 1(79), part 1, pp. 18-21. (In Russian).

(Articles from Proceedings and Collections of Research Papers)

2. (a) Domanski Yu.V. Netraditsionnyye sposoby tsiklizatsii v russkom roke [Unconventional Ways of Cyclization in Russian Rock]. Russkaya rok-poeziya: tekst i kon-tekst [Russian Rock Poetry: Text and Context]. Issue 4. Tver, Tver State University Publ., 2000, pp. 217-233. (In Russian).

3. (b) Domanski Yu.V Tsiklizatsiya v russkom roke [Cyclization in Russian Rock]. Russkaya rok-poeziya: tekst i kontekst [Russian Rock Poetry: Text and Context]. Issue 3. Tver, Tver State University Publ., 2000, pp. 99-122. (In Russian).

4. Domanski Yu.V Mikrotsikly v russkom roke [Microcycles in Russian Rock]. Russkaya rok-poeziya: tekst i kontekst [Russian Rock Poetry: Text and Context]. Issue 5. Tver, Tver State University Publ., 2001, pp. 237-252. (In Russian).

Новый филологический вестник. 2022 №3(62). ----

5. Mayorova Yu.M. Oblozhki CD al'bomov: unikal'noye v universal'nom [CD Album Covers: Unique in the Universal]. Russkaya rok-poeziya: tekst i kontekst [Russian Rock Poetry: Text and Context]. Issue 12. Ekaterinburg; Tver, Ural State Pedagogical University Publ., 2011, pp. 237-242. (In Russian).

6. Nikitina O.E. Gde iskat' dveri travy? (Singl kak mikro-tsikl) [Where to Look for Grass Doors? (Single as a Micro-Cycle)]. Russkaya rok-poeziya: tekst i kontekst [Russian Rock Poetry: Text and Context]. Issue 21. Ekaterinburg; Tver, Ural State Pedagogical University Publ., 2021, pp. 69-80. (In Russian).

7. Nikitina O.E. Rok-kontsert kak ritual'noye deystvo [Rock Concert as a Ritual Action]. Russkaya rok-poeziya: tekst i kontekst [Russian Rock Poetry: Text and Context]. Issue 10. Ekaterinburg; Tver, Ural State Pedagogical University Publ., 2008, pp. 48-56. (In Russian).

8. Plakushchaya A.G. Graficheskoye oformleniye rok-al'boma: sil'nyye pozitsii ("Dlya tekh, kto svalilsya s Luny" gruppy "Alisa") [Graphic Design of a Rock Album: Strong Positions ("For those who fell from the Moon" by the group "Alice")]. Russkaya rok-poeziya: tekst i kontekst [Russian Rock Poetry: Text and Context]. Issue 12. Ekaterinburg; Tver, Ural State Pedagogical University Publ., 2011, pp. 227-232. (In Russian).

9. Syamina A.A. Nemetskoye "chuzhoye" slovo v sverkhtsikle rok-festivalya "Po-dol'sk-87" [The German "Alien" Word in the Supercycle of the Podolsk-87 Rock Festival]. Russkaya rok-poeziya: tekst i kontekst [Russian Rock Poetry: Text and Context]. Issue 21. Ekaterinburg; Tver, Ural State Pedagogical University Publ., 2021, pp. 28-43. (In Russian).

(Monographs)

10. Darvin M.N. Poeticheskiy mir liricheskogo tsikla: Avtor i tekst [The Poetic World of the Lyric Cycle: Author and Text]. Moscow, RSUH Publ., 2018. 288 p. (In Russian).

Доманский Юрий Викторович, Российский государственный гуманитарный университет.

Доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории. Научные интересы: поэтика текста, рок-поэзия, поэтика драмы, актуальная словесность.

E-mail: domanskii@yandex.ru

ORCID ID: 0000-0002-7630-2270

Yuri V. Domanski, Russian State University for the Humanities.

Doctor of Philology, Professor at the Department of Theoretical and Historical Poetics, Institute for Philology and History. Research interests: poetics of text, rock poetry, poetics of drama, actual literature.

E-mail: domanskii@yandex.ru

ORCID ID: 0000-0002-7630-2270

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.