Научная статья на тему '«Легкое мечтанье» или трагедия имперского Петербурга: цветозвук в стихотворении Ф. Сологуба «Овеществленная дремота. . . »'

«Легкое мечтанье» или трагедия имперского Петербурга: цветозвук в стихотворении Ф. Сологуба «Овеществленная дремота. . . » Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
148
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТОЗВУК / ФОНОСЕМАНТИКА / ПЕТЕРБУРГ / ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕКСТ / ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА / РУССКАЯ ПОЭЗИЯ / РУССКИЕ ПОЭТЫ / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ / COLORSOUND / SOLOGUB / ST PETERSBURG / PHONOSEMANTICS / TEXT OF PETERSBURG

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Парамонова Лиана Юрьевна

В статье приводится анализ стихотворения Федора Сологуба с целью выявления особенностей образа Петербурга и его цвето-фоносемантической окраски в данном произведении. Цель исследования проследить соотношение преломленного в стихотворении образа города и его цветофоносемантической окраски, наблюдая, как цвет формирует создаваемый поэтом облик города и влияет на его эмоциональное восприятие. В ходе анализа автор статьи опирался на труды, посвященные фоносемантике и значению цвета и звука, написанные современными учеными и самими символистами. Автор исследует, как цвет формирует создаваемый поэтом облик города и влияет на эмоциональное восприятие стихотворения. Доказывается существенная роль цветозвука в углублении содержания произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Mild dreaming» or the tragedy of imperial Petersburg: the colorsound in F. Sologub''s poem “Reified drowsiness” (Oveschestvlyonnaya dremota)

The article analyzes the poem of Fyodor Sologub with the purpose of revealing the features of the image of St. Petersburg and its color-andsemantic coloration in this work. The aim of the research is to trace the ratio of the image of the city refracted in the poem and its color-and-semantic coloration, observing how color forms the image of the city created by the poet and affects his emotional perception. During the analysis, the author of the article relied on works devoted to phonosemantics and the meaning of color and sound, written by modern scientists and the Symbolists themselves. The author explores how the color forms the image of the city created by the poet and affects the emotional perception of the poem through mythopoetic and phonosemantic analysis, and concludes that the use of color sound plays an important role in the formation of a holistic perception of the image of the city.

Текст научной работы на тему ««Легкое мечтанье» или трагедия имперского Петербурга: цветозвук в стихотворении Ф. Сологуба «Овеществленная дремота. . . »»

Л.Ю. ПАРАМОНОВА (Екатеринбург, Россия)

УДК 821.161.1-1(Сологуб Ф.)

ББК Ш33(2Рос=Рус)6-8,445

«ЛЕГКОЕ МЕЧТАНЬЕ» ИЛИ ТРАГЕДИЯ ИМПЕРСКОГО ПЕТЕРБУРГА: ЦВЕТОЗВУК В СТИХОТВОРЕНИИ Ф. СОЛОГУБА «ОВЕЩЕСТВЛЕННАЯ ДРЕМОТА...»

Аннотация. В статье приводится анализ стихотворения Федора Сологуба с целью выявления особенностей образа Петербурга и его цвето-фоносемантической окраски в данном произведении. Цель исследования - проследить соотношение преломленного в стихотворении образа города и его цветофоносемантической окраски, наблюдая, как цвет формирует создаваемый поэтом облик города и влияет на его эмоциональное восприятие. В ходе анализа автор статьи опирался на труды, посвященные фоносемантике и значению цвета и звука, написанные современными учеными и самими символистами. Автор исследует, как цвет формирует создаваемый поэтом облик города и влияет на эмоциональное восприятие стихотворения. Доказывается существенная роль цветозвука в углублении содержания произведения. Ключевые слова: цветозвук, фоносемантика, Петербург, петербургский текст, образ Петербурга, русская поэзия, русские поэты, поэтическое творчество, анализ стихотворения.

Тема Петербурга - благодатная почва для русской поэзии и прозы, этот город всегда привлекал и продолжает привлекать к себе внимание, рождать мифы, менять лица и краски, становясь сверхреальностью, в которой сфера ирреального и реалистичного тесно переплетены и неразрывно связаны между собой. Тема Петербурга в русской литературе претерпела множество изменений и интерпретаций, от города-чуда, пророчащего России светлое будущее до апокалипсического града Антихриста, призрачного, угнетающего и угнетенного, обреченного на гибель. В любом случае этот город всегда был и остается «сверхнасыщенной реальностью» [Топоров 1995: 261], полной образов, фантомов, звуков, призраков и загадок. На протяжении XIX-XX веков интерес к городу на Неве не ослабевал, сформировав особый пласт художественного текста - петербургский текст. Исследованием

специфики петербургского текста занимались многие ученые, среди них - Н.П. Анциферов, Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров, З.Г. Минц и др.

Образ Петербурга ярко представлен в творчестве поэтов Серебряного века, главными «фигурами» здесь следует назвать А. Блока, А. Ахматову, О. Мандельштама. Среди символистов особенно часто обращались к теме Петербурга А. Белый и А. Блок. Все эти авторы создали свои варианты петербургского мифа. В данной статье мы обратимся к стихотворению Ф. Сологуба «Овеществленная дремота» в аспекте символики цвета. Наша задача - проследить соотношение преломленного в нем образа города и его цветофоносемантической окраски, наблюдая, как цвет формирует создаваемый поэтом облик города и влияет на его эмоциональное восприятие. В ходе нашего анализа мы будем опираться на труды, посвященные фоносемантике и значению цвета и звука, среди которых работы Ю. Казарина и А.П. Журавлева, а также разработки самих символистов и их современников по теории цвета и звука: А. Белого, К. Бальмонта, П. Флоренского.

Обращаясь к стихотворению Сологуба, мы видим довольно живой, яркий образ города. Петербург у Сологуба - центр империи, он предстает в блеске и золоте, это город славы и воинской доблести, пышный и нарядный. Но что скрывает в себе эта внешняя торжественность?

Овеществленная дремота -Адмиралтейская игла, Вверху кораблик. Позолота На них мечтательно светла. На это легкое мечтанье, Летящее в святую весь, Так непохожа строгость зданья, Которое воздвиглось здесь. В определенных, ясных тонах И красных крыш пологий склон, И барельефы на фронтонах, И охра стен, и мел колонн. А там, за каменным порогом, В стальной замкнувшися затвор, Чертог вознесся за чертогом С большими окнами в простор. Там собирались адмиралы. Пройдя багровый дым боев,

Они вступали в эти залы Для управительных трудов. Пестрели ленты, и сверкали Медали, звезды, ордена, Брильянты, золото, эмали, Всё, чем кокетлива война. Засматривался часто чертик Тщеславья или власти бес На золоченый тонкий кортик И на эмалевый эфес. Кораблик плыл, гоним ветрами, Как все кораблики плывут, И проносились перед нами Цусима, Чесма и Гангут. Так переменчивые годы Текли, текут и будут течь В веках неволи и свободы, Пока не перекован меч.

[Сологуб 1979: 597]

Начинается стихотворение с образа кораблика, который предстает символом легкости, свежести и святости: «Позолота // На них мечтательно светла». Он ассоциируется с образом старого петровского Петербурга, который проступает сквозь последующие строчки стихотворения как нечто светлое, безвозвратно утерянное в нынешнем блеске и тяжести. Весь город представлен через образ Адмиралтейства, детище Петра I, воплощающее в себе тщеславие нынешнего поколения и слепое стремление к власти. Любопытна цветовая гамма стихотворения на предметно-тематическом уровне: в первых строфах, как уже говорилось, мы видим мечтательность и позолоту - этот цвет в таком контексте словно бы отражает лучи солнца и создает легкое, светлое настроение. В этом свете и «красных крыш пологий склон», и «охра стен» смотрятся светлыми и чистыми красками, полными надежды и жизни. Однако, начиная с третьей строфы, автор вводит эмоциональный контраст - «а там, за каменным порогом, В стальной замкнувшийся затвор... ». Как противопоставление этой живости и открытой светлоте, современные здания Петербурга - стальные, каменные, бездушные. Через образ камня косвенно закрадывается серость, тот самый цвет, который А. Белый некогда назвал «чёртом» [Белый 1994: 202]. Но кроме серости, если взглянуть на стихотворение как на карти-

ну, сразу же буквально ослепляет блеск и пестрота - это бездушие подчеркивается создаваемыми образами тщеславия и показной торжественности:

Пестрели ленты, и сверкали Медали, звезды, ордена, Брильянты, золото, эмали, Всё, чем кокетлива война.

[Сологуб 1979: 597]

Большая часть стихотворения, как мы видим, посвящена именно имперской тяжести, гнетущей город. Он вынужден жить в постоянном блеске, в мишуре, благодаря тому самому «чертику тщеславия», образ которого появляется в середине стихотворения наряду с «бесом власти». Эта нечисть основательно завладела Петербургом и крепко держит его в своих цепях. Обращение к инфернальным, потусторонним силам, олицетворяющим людские пороки, очень показательно для смысловой нагрузки стихотворения. Возвращаясь к цветообозначени-ям, отметим, что центральная часть стихотворения, призванная отразить как раз гнет бесов власти и тщеславия, пестрит красными и золотыми цветами («багровый дым боев», «золото, эмали»), а как известно - это цвета пламени, ада и страданий. Здесь же мы видим бесконечное множество блеска, это и образы бриллиантов, и ордена, и эмали. Не лишним будет упомянуть, что в символике камней бриллиант - это камень могущества и силы, а золото зачастую фигурирует как символ лжи, измены и подмены истинных ценностей [Сурина 2010: 72]. Это та самая мишура, которая отвлекает глаз обывателя от истинной трагедии, войн и насилия. Автор прямым текстом называет свое время веком неволи: «в веках неволи и свободы». Кажущаяся свобода скрывает за собой страшные годы войн и революций, выпавшие на долю Петербурга и России в целом.

Если рассмотреть стихотворение на фонетическом уровне, в самом начале мы заметим активную звукопись на [е], [ё], к середине стихотворения усиление звука [а], а к финалу активное использование [о] и [у]. Что из этого следует? Звуки [е] и [ё], начинающие стихотворение, словно подчеркивают создаваемый автором светлый образ мечты, кораблика, «плывущего» на вершине адмиралтейства - они окрашивают строки в ярко-жёлтые, позитивные в данном контексте тона, словно подчеркивая уже упомянутую нами выше семантику позолоты как света, отражающего солнце. Сгущение звука [а] в последующих

строчках обусловлено нагнетанием темы тяжести и рока войн, он звучит ярко-красным предупреждающим сигналом, все нарастающим и нарастающим (автор вводит и лексические обозначения этого цвета -«багровый»), и впоследствии разрешается в минорном тяжелом [у]. Этот звук, как известно, выражает давящие впечатления, это что-то гнетущее, фиолетовое, обволакивающее. Таким образом, и на уровне цветозвука мы наблюдаем переход от светлого манящего прошлого к тяжелой действительности, в свете чего державность Петербурга предстает уже в совсем иных тонах. Мотивы «управительных трудов» активно поддерживаются автором звукописью на [а] и постоянным упоминанием камней, драгоценностей, тяжести. Единственное светлое пятно в этом образе города - кораблик. Выделенный и на лексическом, и на фонетическом уровне с помощью светлых оттенков, он предстает перед нами отражением образа самого поэта-мечтателя, который рвется в «святую высь», но при всем этом остается прикованным к шпилю Адмиралтейской иглы. Он - пленник системы, государства, пленник обстоятельств своего томления. И в этом образе кораблика поэт передает судьбу каждого петербуржца, вынужденного жить под игом «беса тщеславия»: «Кораблик плыл, гоним ветрами, Как все кораблики плывут...». Время течет, меняется, но «пока не перекован меч», то есть пока свобода и неволя сменяют друг друга, а власть, насилие и войны тесно связаны между собой, все в этом мире остается неизменным.

Таким образом, в стихотворении Сологуба мы видим Петербург торжественным, в блеске и славе, но за этим блеском и за этой дер-жавностью все сильнее и сильнее проступает его истинная трагедия -обреченность на тщету и повторяющееся из века в век насилие. М.И. Дикман в своей статье «Поэтическое творчество Федора Сологуба» очень точно подметила, что вся лирика поэта - «это своего рода обвинение уродливой социальной действительности, которая извращает все человеческое, разобществляет человека и загоняет его в тупик безысходного одиночества. За ней стоит драматическая человеческая судьба с болью и страданием» [Сологуб 1979: 3]. Эта характеристика идеально подходит к проанализированному нами стихотворению, в коем Петербург является столицей того самого безысходного одиночества, боли и страдания.

Подводя итог, можно сказать, что стремление автора как можно более полно выразить свое отношение, создать свой образ города посредством всех выразительных средств ведет к тому, что в данном стихотворении в тесном симбиозе работают и лексические, и предметно-тематические, и фонетические средства выразительности. Большую

роль в формировании целостного восприятия образа города играет именно использование автором цветозвука. Благодаря ему мы можем наиболее полно прочувствовать все нюансы смысла, передаваемые поэтом в стихотворении.

ЛИТЕРАТУРА

Анциферов Н.П. «Непостижимый город»...: Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина. Л.: Лениздат, 1991. С. 219-220.

Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. -528 с.

Дикман М.И. Поэтическое творчество Федора Сологуба // Вступ. статья, Сологуб Ф. Стихотворения Л.: Сов. писатель, 1979. - 679 с.

Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Избранные статьи: в 3 т. Т. 2. Таллин, 1992. - 480 с.

Минц, З.Г. «Петербургский текст» и русский символизм / З.Г. Минц, М.В. Безродный, А.А. Данилевский // Семиотика города и городской культуры. Петербург. Труды по знаковым системам ХУШ: Вып. 664. Тарту, 1984. - С. 78-123.

Сологуб Ф. Звезда Маир: стихотворения. М.: Летопись, 1998. -249 с.

Сологуб Ф. Стихотворения Л. : Сов. писатель, 1979. - 679 с.

СуринаМ.О. Цвет и смысл в искусстве, дизайне, архитектуре. Ростов-на-Дону: «Март», 2010. - 152 с.

Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995. - 623 с.

Топоров, В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы». Труды по знаковым системам. Вып. 18. Тарту: ТГУ, 1984. - С. 4-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.