Научная статья на тему '«Краски призрачного города»: Петербург в лирике И. Анненского'

«Краски призрачного города»: Петербург в лирике И. Анненского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1053
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АННЕНСКИЙ / ПЕТЕРБУРГ / ЦВЕТ / СТРАДАНИЕ / СИМВОЛ / ГОРОД-ПРИЗРАК / ANNENSKY / ST PETERSBURG / COLOR / SUFFERING / SYMBOL / GHOST CITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Парамонова Лиана Юрьевна

В данной статье рассматривается семантика цвета в стихотворениях Иннокентия Анненского, посвященных Петербургу. Предпринят анализ цветоупотребления в лирике И. Анненского, выявлены наиболее частотные цвета, использованные в данных стихотворениях и несущие повышенную смысловую нагрузку. Петербург предстает в данных стихотворениях городом-призраком, облаченным в серо-желтые одежды больного. Поэт передает свое отношение к городу через блеклые, тусклые краски и состояние лирического героя страх, тоску, безысходность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Colours of ghost city: St. Petersburg in the poems by Innokentiy Annensky

The article takes up a problem of color semantics in the poems by I. Annensky, dedicated to St. Petersburg. Here is a general analysis of every color image and a conclusion about the most frequent colors, which have a special meaning, in the article. Petersburg appears in these poems as a ghost city, dressed in a gray-yellow robes patient. The poet conveys his attitude to the city through the pale, dull paint and condition of lyrical hero fear, sadness, hopelessness.

Текст научной работы на тему ««Краски призрачного города»: Петербург в лирике И. Анненского»

Драфт: молодая наука

Л.Ю. ПАРАМОНОВА

(Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия)

УДК 821.161.1-1(Анненский И.)

ББК Ш33(2Рос=Рус)5-8,43

«КРАСКИ ПРИЗРАЧНОГО ГОРОДА»: ПЕТЕРБУРГ В ЛИРИКЕ И. АННЕНСКОГО

Аннотация. В данной статье рассматривается семантика цвета в стихотворениях Иннокентия Анненского, посвященных Петербургу. Предпринят анализ цветоупотребления в лирике И. Анненского, выгявлены наиболее частотные цвета, использованные в данных стихотворениях и несущие повышенную смысловую нагрузку. Петербург предстает в данных стихотворениях городом-призраком, облаченным в серо-желтые одежды больного. Поэт передает свое отношение к городу через блеклые, тусклые краски и состояние лирического героя - страх, тоску, безысходность.

Ключевые слова: Анненский, Петербург, цвет, страдание, символ, город-призрак.

Десятки русских поэтов обращались в своем творчестве к теме Петербурга, этот город привлекал к себе внимание, рождал мифы, менял лица и краски, становясь сверхреальностью, в которой сфера символического и сфера настоящего тесно переплетены и неотрывны друг от друга. Тема Петербурга в русской литературе претерпела множество изменений и интерпретаций, от образа города-чуда, пророчащего России светлое будущее до апокалипсического града Антихриста, призрачного, угнетающего, обреченного на гибель. На протяжении Х1Х-ХХ веков интерес к городу на Неве не ослабевал, сформировав особый пласт художественного текста - так называемый Петербургский текст. Исследованием специфики Петербургского текста занимались Н. Анциферов, В. Топоров, 3. Минц и др. Образ Петербурга особенно ярко представлен в творчестве поэтов Серебряного века, главными «фигурами» здесь можно назвать А. Блока, А. Ахматову, О. Мандельштама. Среди символистов наиболее часто обращались к теме Петербурга А. Белый, А. Блок, в некоторых своих урбанистических стихах - В. Брюсов. Все эти авторы создали свои свои варианты петербургского мифа, уже неоднократно и

Драфт: молодая наука

подробно исследованные. В данной статье мы обратимся к творчеству одного из самых трагических поэтов Серебряного века -И. Анненского. Сразу отметим, что сам поэт никогда не любил Петербург, проведя практически всю жизнь в Царском Селе, которое было для него домом и душевной отрадой.

Поэтика Анненского - поэтика звуков, красок и запахов. Мир, который создает поэт в своих стихах - мир художника, он зрительно конкретен, импрессионистичен. Нередко через употребление того или иного цветового символа Анненский выражает свое отношение к миру, к изображаемому объекту, событию или явлению. Каждый цвет в его поэтическом мире глубоко насыщен эмоциональным и смысловым содержанием. Именно поэтому мы решили подойти к анализу образа Петербурга в творчестве Анненского с точки зрения его цветового облика. Для анализа были выбраны три стихотворения: «Петербург» (1909), «Тоска вокзала» (1909), посвященное Витебскому вокзалу, и еще одно стихотворение о железной дороге и переездах «Зимний поезд» (1909). Первое стихотворение непосредственно посвящено городу; два других связаны с темами вокзала, железной дороги, прибытия и отъезда, то есть с тем пространством, которое призвано отграничить Петербург от не-столичного мира. Все три стихотворения относятся к последнему году жизни поэта, который оказался годом наивысшего подъема его творческих сил. Обратимся к цветовой гамме этих стихотворений.

«Петербург» - единственное прямо посвященное городу стихотворение у поэта - открывается традиционным для семиотики Петербурга желтым цветом;

Желтый пар петербургской зимы, Желтый снег, облипающий плиты. Я не знаю, где вы и где мы, Только знаю, что крепко мы слиты. <...>

Только камни нам дал чародей, Да Неву буро-желтого цвета, Да пустыни немых площадей, Где казнили людей до рассвета...

Этот цвет в стихотворениях Анненского наиболее содержателен и частотен из всех цветообозначений. В истории культуры жёлтый цвет нередко трактуется как негативный в психологическом отношении. По В. Кандинскому, например, это цвет помешательства, безумия, сумасшествия, он давит на душу, насилует её [Кандинский 1992: 67]. В

Драфт: молодая наука

статье Андрея Белого «Священные цвета» жёлтый трактуется как «зловещий отблеск», гнетущий и больной. В поэтической вселенной самого Анненского желтый цвет не имеет положительных коннотаций, в стихах поэта он сопутствует, как правило, темам печали, уныния, болезни, смерти. Как цвет болезни и смерти, жёлтый для Анненского ассоциируется и с Петербургом: «Да Неву буро-жёлтого цвета». Это, в первую очередь, Петербург, каким его видел Достоевский - с грязными, ржавыми водами, желтыми окнами, город в желтом мареве, которое подчеркивает образ «желтого пара». «Именно сквозь призму восприятия своего любимого писателя, которого сам Анненский неоднократно в публичных лекциях называл «истинным поэтом», он видел главный город Российской империи», - пишет М.В. Тростников [Тростников 1991: 15-17]. Желтый цвет маркирует пограничное состояние между жизнью и смертью. В стихотворении к тематическому мотиву болезни добавляется мотив обезличенности: «Я не знаю, где вы и где мы, / Только знаю, что крепко мы слиты». В данном контексте желтый цвет выступает как то самое марево, застилающее глаза, о котором говорил Андрей Белый: «Первое сияние, разрезающее мрак, окрашено желто-бурым зловещим налетом пыли» [Белый 1994: 202]. Марево, в котором невозможно различить лиц.

Стихотворение насквозь пронизано ощущением неопределенности, потерянности, пустоты: «пустыни немых площадей», «только камни нам дал чародей». Повторяющийся образ камня придает желто-бурому оттенку примесь серости: серые безликие площади, пустые, безлюдные, где только камни - безжизненные, немые. Серый цвет, как писал А. Белый - это «черт, завеса пыли, которую нужно преодолеть...» [Белый 1994: 201]. Петербург в строках Анненского -неживой, как будто застывший над землей мираж из пара, страшный и призрачный, переливающийся от желто-бурого до серо-туманного цвета, полупрозрачный и холодный. В нем нет жизни: «ни миражей, ни слез, ни улыбок», «только камни из мерзлых пустынь» - начисто отсутствуют какие-либо признаки красоты и величия Петрова града, да и сам город - отсутствует, мы видим только его призрак, фантом. Даже поэтически воспетые поэтами белые петербургские ночи у Анненского погружены в серый мрак: «Белой ночи над волнами тени», от самой ночи, от ее красоты осталась только тень и «отрава бесплодных хотений». Во всем этом чувствуется влияние гоголевской поэтики, его апокалипсического Петербурга - города призраков, где по Невскому проспекту свободно ходят носы, мундиры, цилиндры, но среди всей этой суеты нет ни одного живого человека! Не появляется в образе

Драфт: молодая наука

города у Анненского ни одной светлой краски, потому что чистые, яркие цвета - цвета жизни, юности, красоты остались где-то у истоков Петербурга, когда он только зарождался и воплощал собой светлое будущее для России. ««Петра творенье», - писал Анненский еще в 1979 году, - стало уже легендой, прекрасной легендой. <.. .> Теперь же нам грезятся новые символы, нас осаждают еще не оформленные, но уже другие волнения, потому что мы прошли сквозь Гоголя и нас пытали Достоевским» [Анненский 1979: 359].

Петербург воспринимается автором в зыбких, туманных оттенках, болезненным и опустошенным, в котором нет звуков, цветов и эмоций. В нем нет времен года и различия между частями суток, погруженный с сонную «отраву» желтого пара, он превратился в холодную пустыню.

Неразрывно с образом Петербурга в жизни и творчестве Анненского связан и образ вокзала - как пограничная черта, локус, отделяющий его дом от чужого, призрачного города. Вокзал выступает у него символом последней, мучительной ступени перед счастьем возвращения домой, в уют Царского Села или же в какой-то другой провинциальный русский город. Показательно уже само название стихотворения «Тоска вокзала», здесь каждая строка, каждая минута ожиданий и вправду пронизана глубокой тоской и усталостью: О, канун вечных будней, Скуки липкое жало... В пыльном зное полудней Гул и краска вокзала...

По цветовым деталям стихотворение не более яркое, чем предыдущее, преобладающие оттенки в нем - монохромные, линялые, размытые: «пыльный зной полудней», белый свет, затянутый пеленой пыли, «флаг линяло-зеленый», «пара белые взрывы». Общее настроение - вечерняя тяжелая дремотная усталость. Снова наблюдается та же атмосфера зыбкости, пара и тумана, все как будто в дыму - то ли мираж, то ли реальность: «дрожанье полудней». В стихотворении нет ни одного чистого цвета, исчезает даже характерный для Петербурга желтый пар, все обесцвечивается. После тяжелого дня, проведенного в призрачном городе, не приносит облегчения и ожидание поезда: «И трубы отдаленной / Без отзыва призывы». Поэт нагнетает атмосферу тщетности существования, отсутствия какого-либо выхода. Исход один: «Уничтожиться, канув / В этот омут безликий» - чтобы вернуться домой, вырваться из этого гнетущего города, нужно «уничтожиться». Словно пройти очищение,

Драфт: молодая наука

канув в омут, и только таким образом, через мучение, возможно достичь счастья. В этих строках звучит главный принцип поэзии Анненского - достижение идеала через муку: «отрицательная, болезненная сила муки уравновешивается в поэзии силою красоты, в которой заключена возможность счастья» [Анненский 2014: 190].

Глубина этой муки раскрыта поэтом в другом стихотворении -«Зимний поезд». Здесь лирический герой как будто претерпевает обратную дорогу - из дома в призрачный город желтого пара. Выезжая еще затемно, из «немой черноты» снегов, он видит апокалипсические образы - поезд, несущий его прочь, превращается в пышущего дракона, прожигающего глазами тьму, дым бьет золотым фонтаном. Краски в начале стихотворения яркие, живые - тьма разрезается желто-оранжевым пламенем огня, «горящее золото», «пыщущий дракон» - все эти образы ассоциативно связаны с тематикой адского пламени. «. Враг открывается в пламенно-красном зареве адского огня. Это последний предел относительности - призрак призрака, способный, однако, оказаться реальнее реального, приняв очертания змия», - писал А. Белый [Белый 1994: 204]. Поэт сравнивает путь до Петербурга с кругами ада, которые ему необходимо пройти, сам путь, сама дорога для него - мучение. Дорога, проходящая в полусне-полусознании (опять эти половинчатые образы, не-реальности и не-сна!) рисует нам страшные образы, рождаемые ночным предвкушением поездки. Анненский пишет о поезде: «Сейчас порвет мятежным бегом / Завороженной дали сон», и по завершении этого сна, погружаясь в состояние зыбкости-неясности (словно под убаюкивающее покачивание поезда), воображение рисует картины проклятого города, столицы, к которой тянутся отовсюду составы с мертвецами: «А с ним, усталые рабы, / Обречены холодной яме, / Влачатся тяжкие гробы, / Скрипя и лязгая цепями». Город, построенный на костях, притягивает к себе все больше и больше мертвецов. Как отмечает В.Топоров, в XIX веке «статистические данные по петербургским кладбищам характеризуют город как гигантскую и споро работающую фабрику по переработке покойников и приему новых. <...> Столица принадлежит к тем немногим местностям России, где число умирающих превышает число рождающихся.» [Топоров 1995: 259-367]. Неслучайна в связи с этим тема смерти и мертвецов, тесно переплетающаяся с образом Петербурга в сознании поэта.

Сам всадник Апокалипсиса предстает в стихотворении в образе Полночи: «Среди кошмара дум и дрем / Проходит Полночь по

Драфт: молодая наука

вагонам». По мере продвижения в сторону Петербурга цвета в стихотворении начинают тускеть - от золота и черноты теперь остается «наполовину притушенный» разбитый фонарь в руках Полночи, и «тем больше чада в черных снах». Все заволакивает мраком, дурманом, сном. Снова автором нагнетается мотив неяркости, нечеткости, дремы. Сам образ Полночи - ирреален, она «как призрачный монах», только мираж, зловещий призрак. Страшный мир заволакивает черно-серым дурманом, покоя нет даже во сне, сны удушливы, неспокойны, неопределенность все нарастает и нарастает: «Тем больше слов, как бы не слов», «Да все бесцельней, безымянней». Все вокруг оборачивается миражом, ночь «лишь молча точит свой дурман». В последних строфах снова возникает мотив смерти: «И мерзок тем, кто не заснул, / Хаос полусуществований!». Состояние «полусуществования», какое-то неопределенное пространство во мраке, как переход из забытья в сон - характерное состояние души лирического героя, подавленного Петербургом. «В петербургском тексте отражена квинтэссенция жизни на краю, над бездной, на грани смерти.», - пишет В.Н. Топоров [Топоров 1995: 259-367]. Именно это состояние на краю, пограничное между жизнью и смертью, охватывает пассажира в поезде. Петербург мучает его уже издалека, высасывая все силы еще до того, как лирический герой оказывается в самом проклятом городе. «Петербург - дьявольское, гнилое место, воплощение городской цивилизации, подошедшей к последней грани всемирного катаклизма», - пишет 3.Г. Минц в работе «Петербургский текст и русский символизм» [Минц 2004: 103-115]. Характерной чертой петербургского текста в данном стихотворении является наличие «видений, дивинаций, снов, пророчеств, откровений, прозрений.» [Топоров 1995: 259-367]. Но что сам Петербург? Каким предстает он в финале стихотворения?

Поезд прибывает, «Забывшим за ночь свой недуг / В глаза опять глядит терзанье» - с рассветом возвращаются былые страдания, мучения. Сколь ни была мучительна ночь, полная видений и страшных образов смерти, утро не сулит спасения. Весь мир обречен на страдания, что Анненский подчеркивает очень ярким образом: «И стойко должен зуб больной / Перегрызать холодный камень». Снова появляются образы теней, «дряхл и сед» рассвет, полностью исчезают яркие цвета, заменяясь снова все тем же желтым паром: «Пары желтеющей стеной / Загородили красный пламень». Мир вокруг туманный, не относящийся ни к яви, ни к сну, какое-то подобие лимба, в котором терзаются ни в чем не повинные души. Поезд, таким

образом, предстает отражением ада, душевной муки лирического героя, его кошмарного сна, где даже Полночь, Рассвет и Закат -самостоятельные сущности, которые могут действовать и менять судьбу человека.

Таким образом, стихотворения И. Анненского о Петербурге, несмотря на их внешнюю «красочность», открывают нам город-призрак, полный тумана и мглы. В первом стихотворении город предстает более наполненным цветом, а значит и - жизнью, но жизнь эта мучительна и слаба, как чахоточный больной. Образ Петербурга, как города призраков, начатый в первом стихотворении, плавно переходит и в последнее, нагнетая инфернальные мотивы поезда, в котором едут мертвецы. Во всех трех стихотворениях мотивы тоски, скуки, томления тесно связаны с ощущениями лирического героя, испытанными им в Петербурге или в непосредственной близости от него.

Для всех петербургских стихотворений Анненского характерна обезличенность, так как обезличен образ самого города. В них есть чувства, есть эмоции, но нет единичного субъекта, испытывающего эти чувства, только одно неопределенное «мы»: «знаю, что крепко мы слиты». Так Петербург стирает грани между людьми, стирает грани между жизнью и смертью, оставляя только одно бескрайнее мифологизированное пространство. В последних строках стихотворения происходит возвращение в это призрачное пространство города, и снова мы видим миражный холодный Петербург, сотканный из серого камня и желтого пара и поглотивший все краски и звуки в бесцветии.

ЛИТЕРАТУРА

Анненский, И.Ф. Великие поэты мира. И. Анненский. М.: Эксмо, 2014. - 352 с.

Анненский, И.Ф. Книга отражений. Вторая книга отражений. М.: Ломоносовъ, 2014. - 304 с.

Анненский, И.Ф. Книги отражений. М.: Наука, 1979. - 680 с.

Белый, А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. - 528 с.

Кандинский, В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. - 349

с.

Минц, З.Г. Блок и русский символизм: Избранные труды: В 3 кн. СПб.: Искусство - СПб, 2004. - 773 с.

Топоров, ВН. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995. - 623 с.

Тростников М.В. Символика желтого цвета в лирике И. Анненского // Русская речь. 1991. № 4. - С. 15-17.

Флоренский, П.А. Иконостас. Избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил-Русская книга, 1993. - С. 309-316.

Статья рекомендована д.ф.н., проф. Н.В. Барковской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.