ТЕХНОДРОМ
ТЕЛЕМЕДИЦИНА
ЛЕГКО
НА СЕРДЦЕ
НАТАЛЬЯ ЮГРИНОВА
Среди всего многообразия медицинских носимых устройств наиболее перспективными в кругах венчурных инвесторов считаются те, что направлены на мониторинг состояния здоровья пациентов с хроническими заболеваниями. Московский стартап Cardiwear надеется занять нишу гаджетов для «сердечников». Его основатели разработали миниатюрный нательный электрокардиограф, который позволяет постоянно следить за работой сердца.
Сердечно-сосудистые заболевания — одни из самых коварных. Большинство из них проявляется не сразу, а имеет вялотекущий период, когда человек не чувствует особого беспокойства и боли. А если самочувствие все-таки ухудшается, то это, как правило, означает, что приступ уже произошел. Вот почему в кардиологии очень важна постоянная диагностика: если наблюдаться у врача, можно предсказать возникновение или развитие заболевания и избежать возможных осложнений. Но даже снятая в кабинете врача электрокардиограмма не всегда может выявить все существующие нарушения и отклонения в работе сердечной мышцы. Для более тщательного анализа пациентам довольно часто прописывают так называемый суточный, или холтеров-ский мониторинг — непрерывную регистрацию ЭКГ с помо-
щью специального портативного устройства на протяжении суток или даже недели. Метод был предложен американским биофизиком Норманом Холтером еще в 1940-е, и с тех пор аппарат не претерпел принципиальных переработок. Это довольно неудобное для длительной носки устройство: к коробочке присоединены проводные электроды-липучки, которые нужно приклеивать на голое тело и следить, чтобы ни один из них не отвалился.
Сооснователи Cardiwear Михаил Шагиев и Дмитрий Ориничев вооружились принципом «ближе к телу». Они посчитали, что пора избавиться от громоздкого аппарата и кучи проводов, и решили вмонтировать электрокардиограф прямо в одежду, чтобы можно было на ходу следить за работой сердца и снимать кардиограмму. Нынешняя команда разработчиков гаджета, большую часть которой составляют недавние выпускники МГТУ им. Баумана, впервые собралась на хакатоне Высшей школы экономики летом 2014 года. На мероприятии нужно было за 48 часов протестировать бизнес-идею и представить технологический продукт для вывода на рынок. За этот срок Шагиев, Ориничев и еще четыре разработчика успели не только создать концепцию гаджета, но и представить реально работающий прототип.
Кардиофутболка, идущая в паре с устройством, с виду ничем не отличается от обычной одежды, только выполнена из обтягивающей и проводящей электроток ткани. Сам «умный» гаджет на этой футболке нужно еще поискать: электрокардиограф прячется в миниатюрном внутреннем кармане в районе пояса. Он очень компактен — размером со спичечный коробок, толщиной с банковскую пластиковую карту. Шесть датчиков вшиты в саму футболку и не доставляют никаких неудобств. Если футболка испачкается, то ее можно отправить в стирку прямо вместе с датчиками, легко вынув из кармашка устройство.
Кроме кардиограммы, футболка регистрирует и другие показатели жизнедеятельности владельца. Она позволяет посчитать пульс, замерить частоту дыхания, следить за физической активностью с помощью встроенного шагомера, рассчитывать количество сожженных калорий — все то,
о
что умеет практически любой фитнес-трекер. Общие показатели отображаются на экране мобильного телефона, и их можно отслеживать в любое время. А вот разобраться в кардиограмме под силу только специалисту. Сняв показания, прибор записывает данные и по Bluetooth или Wi-Fi синхронизируется с облачным веб-сервисом, доступ к которому можно предоставить выбранному доктору или фитнес-тренеру. Если врач видит какие-либо отклонения, он может моментально оповестить пациента и подготовить план лечения. «Врач получает уникальную информацию, которая касается связи между активностью пациента и его сердечной деятельностью, — поясняет Дмитрий Ориничев. — Он четко понимает, как ваше сердце ведет себя в состоянии покоя, а как — под нагрузкой. Такое наблюдение сильно упрощает диагностику и позволяет выявить заболевания, которые с помощью обычных методов обнаружить сложно, — например, мерцательную аритмию».
Идея кардиофутболки не так уж и нова. Профессиональную спортивную одежду, оснащенную встроенными датчиками для мониторинга сердечных ритмов и дыхательного цикла спортсменов, разрабатывают даже такие гиганты спортивной индустрии, как Adidas. В сфере медицинского применения ближайший аналог Cardiwear — очень похожие кардиомайки hWear израильской компании HealthWatch, представленные в прошлом году. Сейчас конкуренты проходят сертификацию в Управлении по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов США и ищут финансирование для налаживания промышленного производства. Есть и российские разработки — в частности футболки компании «Кардио-Контроль», к которым через специальные разъемы можно присоединять компактный электрокардиограф Холтера.
Представители Cardiwear утверждают, что им удалось усовершенствовать конструкцию датчиков, уменьшить размеры устройства и сделать его более удобным для использования. К тому же в планах у компании — наладить плотное взаимодействие с врачебным сообществом — например, для того чтобы вместе с сервисом по отслеживанию данных можно было предлагать пациенту «своего» доктора. Сейчас Cardiwear сотрудничает со специалистами Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева: медики тестируют прибор, вносят предложения по его совершенствованию и думают над использованием во врачебной практике. Кстати говоря, еще один проект Михаила Шагиева — «Система ДОК» — специализируется именно на дистанционном контроле состояния здоровья. Это плат-
форма, с помощью которой можно в одном месте собирать данные с разнообразных измерительных приборов (помимо кардиофутболки, это Lifetrack, Jawbone Up, Fitbit Flex и др.) и передавать их доктору. Система использует логин и пароль пользователя для входа в его аккаунт, синхронизированный с каждым из гаджетов, аккумулирует данные и предоставляет врачу.
Несмотря на рост конкуренции, особой битвы за покупателя в этой нише пока не наблюдается: большинство продуктов — прототипы, еще не вышедшие в серийное производство, а спрос на новые гаджеты не выражен. Победит тот, кто сможет быстрее и лучше прочих наладить выпуск товара, а также создать эффективную систему продвижения и распространения. Дмитрий Ориничев видит наибольший потенциал в продвижении подобных продуктов через клинику или страховые службы. «Наша целевая аудитория — люди 40-50 лет, впервые столкнувшиеся с сердечными проблемами, — объясняет он. — Им важно отслеживать состояние сердца, они доверяют своему доктору и готовы потратиться на гаджет. Продукт находится на стыке фитнеса и здравоохранения, но рынок фитнес-устройств в России значительно меньше, поэтому имеет смысл строить сеть распространения именно в медицине». Еще один вариант — идти в специализированные сети дистрибуции гаджетов: например, магазины «re:Store».
Производственная база компании будет располагаться в Китае, где разместится сборка кардиографов, и Азербайджане, где откроется швейный цех. Основную прибыль компания надеется получать на продаже одежды и подписке на сервис сбора информации; сами гаджеты будут продаваться почти по себестоимости, которая сейчас находится в районе $20. «Стартовый набор» покупателя, включающий футболку, электрокардиограф и подписку на начальный период, будет стоить около $130. Cardiwear активно ищет партнеров из числа компаний, выпускающих спортивную одежду: у покупателя должна быть мотивация для того, чтобы со временем поменять базовую футболку
на что-то более модное. По оценкам Ориничева, за первый год компании удастся продать не менее 12 тыс. устройств. В дальнейшем минимальные продажи должны варьироваться от 50 до 60 тыс. гаджетов в год. Прогнозы основаны на том, что в России очень широко распространены сердечно-сосудистые заболевания — и в постоянном мониторинге нуждается около миллиона больных. Сейчас СагШмеаг занимается доработкой прототипа и поиском инвестиций под серийное производство; для этого, полагает Дмитрий Ориничев, потребуется около $50 тыс. «Интерес инвесторов к теме носимых гаджетов есть, — говорит предприниматель. — Однако в России практически нет фондов, специализирующихся на медицине, что несколько осложняет задачу поиска финансирования на посевной стадии».