Научная статья на тему '«ЛЕГКО ЛЬ ПОНЯТЬ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТКИ ЛЕТ…»: МЕМОРИАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА МАРИИ ПЕТРОВЫХ В ЛИТЕРАТУРНОМ И КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЯРОСЛАВЛЯ'

«ЛЕГКО ЛЬ ПОНЯТЬ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТКИ ЛЕТ…»: МЕМОРИАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА МАРИИ ПЕТРОВЫХ В ЛИТЕРАТУРНОМ И КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЯРОСЛАВЛЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мемориализация / коммеморативные практики / творчество Марии Петровых / творческий диалог / Memorialization / commemorative practices / creativity of Maria Petrovykh / creative dialogue

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лукьянчикова Наталья Владимировна, Страхова Наталья Вячеславовна

Мемориализация как целенаправленная деятельность по сохранению, закреплению и передаче следующим поколениям культурных и литературных традиций, связанных с личностью и творчеством поэтов и писателей, становится особенно востребованной в переломные исторические периоды, что и произошло с Марией Сергеевной Петровых на рубеже тысячелетия. Родившаяся в Ярославле, ставшая на раннем этапе творчества заметной фигурой среди поэтов Серебряного века, переосмыслившая традиции русской классической поэзии, открывшая русскому читателю многие яркие художественные явления разных национальных культур, но, к сожалению, малоизвестная широкой читающей публике в силу исторических обстоятельств, Мария Петровых становится знаковой личностью в российском культурном пространстве в 1990 – 2000-е годы. В статье прослеживается попытка представить влияние личности и творчества М. С. Петровых на литературно-культурную среду ее родного города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“IF IT’S EASY TO UNDERSTAND AFTER TENS OF YEARS...”: MEMORIALIZATION OF THE IMAGE OF MARIA PETROVYKH IN THE LITERARY AND CULTURAL SPACE OF YAROSLAVL

Memorialization as a purposeful activity to preserve, consolidate and transmit cultural and literary traditions, associated with the personality and work of poets and writers, to next generations becomes especially demanded during critical historical periods, which is what happened with Maria Sergeevna Petrovykh at the turn of the millennium. Born in Yaroslavl, who at an early stage of her work became a prominent figure among the poets of the Silver Age, who rethought the traditions of Russian classical poetry, who revealed many bright artistic phenomena of different national cultures to the Russian reader but, unfortunately, little known to the general reading public due to historical circumstances, Maria Petrovykh becomes an iconic personality in the Russian cultural space in the 1990s – 2000s. The article traces an attempt to present the influence of the personality and creativity of M.S. Petrovykh on the literary and cultural environment of her hometown.

Текст научной работы на тему ««ЛЕГКО ЛЬ ПОНЯТЬ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТКИ ЛЕТ…»: МЕМОРИАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА МАРИИ ПЕТРОВЫХ В ЛИТЕРАТУРНОМ И КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЯРОСЛАВЛЯ»

ЭО!: 10.34680/2411-7951.2024.2(53).276-282 Специальность ВАК: 5.9.1

УДК. 821.161.1 (470.316) ГРНТИ 17.09.91+03.81.99

Лукьянчикова Н. В., Страхова Н. В.

«ЛЕГКО ЛЬ ПОНЯТЬ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТКИ ЛЕТ...»: МЕМОРИАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА МАРИИ ПЕТРОВЫХ В ЛИТЕРАТУРНОМ И КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЯРОСЛАВЛЯ

Аннотация. Мемориализация как целенаправленная деятельность по сохранению, закреплению и передаче следующим поколениям культурных и литературных традиций, связанных с личностью и творчеством поэтов и писателей, становится особенно востребованной в переломные исторические периоды, что и произошло с Марией Сергеевной Петровых на рубеже тысячелетия.

Родившаяся в Ярославле, ставшая на раннем этапе творчества заметной фигурой среди поэтов Серебряного века, переосмыслившая традиции русской классической поэзии, открывшая русскому читателю многие яркие художественные явления разных национальных культур, но, к сожалению, малоизвестная широкой читающей публике в силу исторических обстоятельств, Мария Петровых становится знаковой личностью в российском культурном пространстве в 1990 - 2000-е годы. В статье прослеживается попытка представить влияние личности и творчества М. С. Петровых на литературно-культурную среду ее родного города.

Ключевые слова: Мемориализация, коммеморативные практики, творчество Марии Петровых, творческий диалог.

Для цитирования: Лукьянчикова Н. В., Страхова Н. В. «Легко ль понять через десятки лет...»: мемориализация образа Марии Петровых в литературном и культурном пространстве Ярославля // Ученые записки НовГУ. 2024. 2(53). 276-282. ЭО!: 10.34680/2411-7951.2024.2(53).276-282

В настоящее время, когда темп жизни каждого последующего поколения только нарастает, поколенческая разница, наоборот, неуклонно сокращается, актуальными становятся вопросы мемориализации. Мемориализация как целенаправленная деятельность по сохранению, закреплению и передаче следующим поколениям культурных и литературных традиций, связанных с личностью и творчеством поэтов и писателей, становится особенно востребованной в переломные исторические периоды. Память, являясь нитью, из которой ткется полотно прошлого, настоящего и будущего, становится одним из самых доступных инструментов социокультурной идентичности [Гун, 2018]. Современные трансформации заставляют общество обратиться к поиску исторических истоков, превращающихся в духовные скрепы, таким образом, культурная память выступает в роли опоры, что особенно значимо в переломные моменты жизни. Апеллируя к понятию «культурная память» [Ассман, 2016], можно говорить о ее социокультурном измерении, когда в исторической ретроспективе «раскручивается» мемориализация образа как средства сохранения устойчивости социума. Принятие значения памяти как социокультурного феномена современности присутствует уже в работах Ю. М. Лотмана, характеризующего культуру как пространство общей памяти, сохраняющее и актуализирующее историю: «Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества» [Лотман, 1994, с. 8]. Коммеморативные практики, сейчас особенно востребованные, позволяют изучать наследие деятелей культуры и искусства, рассматривая его не столько как способ сохранения памяти, сколько как средство, по мнению А. Мегилла, «подтверждения

Ученые записки Новгородского государственного университета. 2024. № 2 (53). С. 276-282. ' '

своего единства и общности, упрочивая связи внутри сообщества через разделяемое его членами отношение к прошлым событиям, или, более точно, через разделяемое отношение к репрезентации прошлых событий» [Мегилл, 2007, с. 116]. На наш взгляд, на рубеже тысячелетия наблюдается процесс коммеморации образа Марии Сергеевны Петровых. Родившаяся в Ярославле (точнее - в Норском посаде), ставшая на раннем этапе творчества заметной фигурой среди известнейших поэтов Серебряного века, переосмыслившая традиции русской классической поэзии, но, к сожалению, практически исключенная из литературного процесса к середине ХХ века в силу исторических обстоятельств, Мария Петровых становится знаковой личностью в российском культурном пространстве в 1990-2000-е годы. В конце ХХ - начале XXI веков творчество М. Петровых постепенно становится объектом научного интереса современных исследователей. Безусловно, рано говорить о том, что изучение различных аспектов художественного мира поэтессы стало системным, но, тем не менее, появилось несколько важных работ, позволяющих осмыслить место Марии Петровых в контексте русской литературы ХХ века. Так, в исследованиях Т. В. Богдановой [Богданова, 1992] был проведен анализ ряда лирических произведений М. С. Петровых, работы А. С. Кастарновой стали серьезной заявкой на комплексное изучение биографии и творческого пути М. С. Петровых [Кастарнова, 2017]. Обращаются исследователи и к проблемам изучения творчества Марии Сергеевны Петровых в средней школе [Лукьянчикова, 2017, с. 8-9]. Необходимо отметить одно из последних исследований -монографию культуролога О. Н. Скибинской [Скибинская, 2020], посвященную ярославским проекциям в творчестве поэтессы. Но несмотря на имеющийся в книге обзор важных аспектов творческого пути Марии Петровых, остается ряд загадок, вопросов, требующих ответа, поэтому в связи с разработкой проблемы мемориализации, касающейся личности и творчества Марии Петровых, стал продуктивным научный тандем историка и филолога.

В частности, сведения о семье Марии Сергеевны нуждаются в уточнении: в основном исследователи указывают, что Мария была пятым, младшим, ребенком в семье, в других источниках говорится о семи детях Сергея Петровых, директора фабрики «Товарищество Норской мануфактуры» [Соколова, 1997]. Практически все исследователи творчества Марии Сергеевны Петровых отмечают, что серьезное влияние на девочку оказали ее бабушка, Екатерина Дмитриевна Смирнова, дядя по линии матери, священнослужитель из Ярославля Дмитрий Смирнов, и дядя по отцовской линии - митрополит Иосиф, в миру Иван Петровых. В целом отмечается и особая литературная среда семьи Петровых: уже в восемь лет Мария стала «редактором» семейного журнала под названием «Весенняя звездочка». О детстве и юности Марии Сергеевны в биографических исследованиях написано немало, однако биографы практически не касаются роли Маргариты Германовны Саловой в творческом становлении Марии Петровых, хотя в работах упоминается об их тесной дружбе. Известно, что в 1914 году Мария поступила в подготовительный класс Ярославской начальной частной школы, готовясь к вступительным экзаменам в гимназию, в 1918 г. ей пришлось вернуться в школу Норского посада, и только с 1922 года она снова учится в Ярославле, в школе имени Некрасова, где произошло знакомство с Татьяной Саловой и ее старшей сестрой Маргаритой.

Именно Маргарита Салова привела юную Марию Петровых в Ярославский союз поэтов на знаменитые собрания «Ярославских понедельников». Известно, что Ярославль начала 1920-х гг. жил полноценной литературной жизнью: в губернии существовало несколько литературных организаций - коллектив рабочих писателей «Литьё», Ярославский союз поэтов (Ярославское отделение московского союза поэтов) и литературно - художественная ассоциация, которая и заменила его. В 1924 г. была создана Ярославская ассоциация пролетарских писателей (ЯАПП) [Салова, 1994]. Мария Петровых сразу стала заметна на собраниях немногочисленного Ярославского отделения Московского союза поэтов. Когда в 1926 году вышел сборник «Ярославские понедельники», в нем были стихи восемнадцатилетней поэтессы. Несколько автографов стихотворений Марии Петровых, созданных в Ярославле в течение 1921 -1926 годов, хранятся в ГАУК ЯО «Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова "Карабиха"». Автографы были переданы музею наследниками Маргариты Саловой. Эти стихи в основном посвящены грустным переживаниям по поводу смерти Татьяны Саловой, одноклассницы Марии Петровых, сестры Маргариты Саловой («Видение» («Когда ты склонилась печальной головкой...», «Танина душа в спаленке у Мары» («Марочка, милая, милая Марочка»), «На сердце пасмурно, и сердцу холодно...», «Тане» («На веточках лежащих на Твоей могиле.») «Грустно, грустно, одиноко.», «У гроба»). Безусловно, тематика творчества начинающей поэтессы была гораздо шире, о чем свидетельствует дальнейшее развитие ее творческих интересов. Вполне естественным представляется, что Маргарите Саловой Мария Петровых дарила рукописи именно тех стихотворений, которые были посвящены непосредственно подруге и их общему горю. При этом удивительно, что комплекс ранних произведений Марии Петровых до сих пор не опубликован и не введен исследователями в научный оборот.

Вообще же личность Маргариты Саловой и ее роль как в жизни Марии Петровых, так и в творчестве вызывает целый ряд вопросов, в частности касающихся последующей связи Петровых с Арменией. Известно, что активная переводческая деятельность Марии Сергеевны начинается после негласного запрета на публикацию ее стихотворений в 1942 году, после жестких критических отзывов (в частности, Евгении Книпович, обвинившей стихи Марии Петровых в «несозвучности» эпохе). Мария Сергеевна Петровых активно переводила стихи болгарских, грузинских, еврейских, литовских, туркменских, казахских, польских поэтов, но особенное внимание в ее переводческой деятельности было уделено Армении и армянской поэзии (лирике Сильвы Капутикян, Маро Маркарян, Ваана Терьяна, Ованеса Туманяна и других). С Сильвой Барунаковной Капутикян Марию Петровых будут связывать не только творческие интересы, но и крепкая дружба. Кроме того, именно в Армении Левоном Мкртчяном издан единственный прижизненный сборник стихов М. С. Петровых «Дальнее дерево», а художником Мартиросом Сарьяном написан в 1946 году ее портрет (во время работы живописца в московской мастерской). Известно, что Мартирос Сергеевич Сарьян (1880-1971) - крупнейший армянский художник - был тесно связан не только с кругом русских живописцев (К. Петровым-Водкиным, П. Кузнецовым и др.), но и с поэтическим миром России (М. Волошин, А. Белый, О. Мандельштам и др.). С особым почтением Мартирос Сарьян относился к

' '

Анне Андреевне Ахматовой, и личное знакомство Марии Петровых и Мартироса Сарьяна произошло благодаря А. А. Ахматовой. Тогда и появился карандашный набросок, ставший впоследствии основой самого известного портрета Марии Сергеевны Петровых. В настоящее время не представляется возможным выяснить характер отношений между Марией Петровых и Мартиросом Сарьяном из-за отсутствия источников, раскрывающих период их знакомства. При этом известно, что творчество М. Сарьяна и его личность интересовали Марию Петровых уже в юности. «... Я еще в школьном возрасте узнала о Сарьяне, и у меня защемило сердце даже от одних репродукций. Думала ли я тогда, что Армения станет моей пожизненной любовью?» - такими чувствами делится М. С. Петровых в переписке с Л. М. Мкртчяном, инициатором и издателем сборника «Дальнее дерево» [Мкртчян, 1983, с. 254-255].

Работая в Карабихе с наследием Маргариты Германовны Саловой, мы обнаружили многочисленные упоминания Маргаритой Армении и в том числе художника Мартироса Сарьяна. В семье Маргариты Саловой хранились репродукции картин художника, которыми любовалась Мария Петровых и о которых она упоминает в письме к Левону Мкртчяну. Это заставляет задуматься над вопросами: как была связана семья Саловых с Арменией и каким образом произошло вовлечение юной Марии Петровых в армянскую тематику? Полагаем, что это перспективное направление исследования. Но далеко не единственное.

В настоящее время литературоведами и биографами не освещен целый ряд сюжетов, связанных с ярославской частью жизни и творчества Марии Петровых. Мы уже упоминали, что в 1922-1923 годах М. Петровых была заметной фигурой в литературном объединении «Ярославские понедельники». Известно, что это объединение готовило к печати сборники (в частности - стихотворный сборник 1926 года). При этом известный советский историк, профессор МГУ Сергей Сергеевич Дмитриев даже не упоминает Марию Петровых в составленной им картотеке ярославских поэтов (в этой картотеке в общей сложности 136 имен, а создавал ее С. С. Дмитриев в середине 1930-х годов), хотя в данную картотеку входят совершенно неизвестные современницы Марии Сергеевны Петровых.

Таким образом, полагаем, что, несмотря на появление новых исследований, посвященных Марии Петровых, и возросший интерес к проблеме сохранения памяти о ней, далеко не все биографические и творческие связи поэтессы с Ярославлем выявлены и ждут дальнейшей работы.

При этом в контексте сохранения памяти следует упомянуть, что впечатления о Ярославле, ярославском детстве и юности представлены в лирике самой Марии Сергеевны Петровых чрезвычайно ярко, хотя стихотворений, посвященных непосредственно ярославским воспоминаниям у поэтессы немного: «А на чердак -попытайся один» (1929), «Сон» (1930), «К жизни моей» (1932), «Сказка» (1955) «Зима установилась в марте.» (1955), «Сон на рассвете» (1957), «Перед картиной Саврасова» («Весна в детстве» (1975)) [Петровых, 2000]. Даты написания стихотворений-воспоминаний позволяют говорить о том, что в творчестве Марии Сергеевны Петровых можно выделить два этапа особого интереса к теме детства: московский период (1927 - 1932) - годы становления поэтической индивидуальности М. С. Петровых - и зрелый

Ученые записки Новгородского государственного университета. 2024. № 2 (53). С. 276-282. ' '

период (с середины 1950-х годов), когда стихи о детстве пишет лирик, уже многое переживший, испытавший горечь утрат, разочарований. Обращение к стихотворениям позволяет увидеть, какими представляются поэтессе родной Ярославль и ярославское детство: образы дома и дороги к дому, близких людей (сестры и матери) гармоничные, теплые, радостные («...в нашу детскую не смеет злость. // Меж игрушек солнце обжилось. // Днем - зайчата скачут по стенам, // Ночью - карлик торкается к нам.» [Петровых, 2000, с. 36-37]. В стихотворении «Сказка» (1955) также возникают образы дома и Ярославля: пространство расширяется и включает в себя и «двери начальной школы», и дорогу «от заставы Ярославской до Норской фабрики» [Петровых, 2000, с. 116]. Дорога домой вполне узнаваема: «столбы заставы, ее двуглавые орлы», «большой больничный сад направо», «пустырь кругом, строенья редки», «на горизонте лес зубчатый», «фабричные ворота» [Петровых, 2000, с. 116]. Главный путь своего детства лирическая героиня изображает подробно, любовно, все детали значимы, а в момент встречи с домом: «Но вот фабричные ворота // Всё ближе, ближе, ближе дом.» [Петровых, 2000, с. 116] - троекратный повтор свидетельствует о нетерпеливом ожидании, искреннем детском предвкушении счастья.

Среди произведений Марии Петровых, вдохновленных Москвой, Коктебелем, Чистополем, Арменией, стихи, родившиеся в Ярославле или посвященные впечатлениям ярославского детства и юности, представляются яркими и значимыми.

Таким образом, творчество Марии Сергеевны Петровых раннего московского периода (1930-е годы), чистопольского периода (годы эвакуации во время Великой Отечественной войны), зрелого московского периода, в том числе стихи-переводы уже заняло определенное место в пространстве литературоведческого интереса. В настоящее время появляется необходимость и возможность ввести в сферу изучения еще один период - ярославский (именно как период творческий, а не только биографический). Возникает пространство для дальнейшего исследования, связанного с мемориализацией образа выдающейся русской поэтессы Марии Сергеевны Петровых.

Литература

Ассман А. (2016). Новое недовольство материальной культурой. Пер. с нем. Б. Хлебникова. Москва:

Новое литературное обозрение, 232. Богданова Т. В. (1992). Поэзия Марии Петровых: автореф. дис.... канд. филол. наук. Одесса, 17. Гун Г. Е. (2018). Процессы мемориализации в современной культуре. Вестник культуры и искусств, 2 (54), 46-52.

Кастарнова А. С. (2010). Мария Петровых в Чистополе. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология.

Культурология. Востоковедение, 11 (54), 166-178. Лотман Ю. М. (1994). Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало

XIX века). Санкт-Петербург: Искусство, 412. Лукьянчикова Н. В. (2017). «Мастерица виноватых взоров». Лирика Марии Петровых на уроках в

старших классах. Литература в школе, 3, 8-9. Мегилл А. (2007). Историческая эпистемология. Научная монографий. Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 480.

Мкртчян Л. М. (1983). Да придут к нам благородные мысли со всех сторон. Москва: Советский писатель, 320.

Петровых М. С. (2000). Прикосновенье ветра: стихи. Письма. Переводы. Москва: Русская книга, 377. Салова Ю. Г. (1994). Культурное развитие Ярославля 1917-1927. Ярославль: Изд-во Ярославского гос.

280

Ученые записки Новгородского государственного университета. 2024. № 2 (53). С. 276-282. университета, 60.

Скибинская О. Н. (2020). Мария Петровых: ярославские проекции. Ярославль: Академия 76, 652.

Соколова И. К. (1997). «...Но твой остался след» (Ярославские страницы жизни Петровых). Карабиха: Историко-лит. сборник. Ярославль, ТОО Лия, Вып. 3, 325-332.

References

Assman A. (2016). Novoe nedovol'stvo material'noi kul'turoi [New dissatisfaction with material culture]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 232.

Bogdanova T. V. (1992). Poeziya Marii Petrovykh: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. [Poetry of Maria Petrovs: author's abstract. dis. ...cand. Philol. Sci.]. Odessa, 17 р.

Gun G. E. (2018). Protsessy memorializatsii v sovremennoi kul'ture [Memorialization processes in modern culture] // Culture and Arts Herald, 2 (54), 46-52.

Kastarnova A. S. (2010). Mariia Petrovykh v CHistopole [Maria Petrovykh in Chistopol']. Bulletin of the Russian State University. Series: History. Philology. Cultural studies. Oriental studies, 11 (54), 166-178.

Lotman Iu. M. (1994). Besedy o russkoi kul'ture: byt i traditsii russkogo dvorianstva (XVIII - nachalo XIX veka) [Conversations about Russian culture: life and traditions of the Russian nobility (18th - early 19th centuries]. St.-Petersburg: Iskusstvo, 412.

Luk'ianchikova N. V. (2017). «Masteritsa vinovatykh vzorov». Lirika Marii Petrovykh na urokakh v starshikh klassakh ["Master of guilty glances." Lyrics by Maria Petrovykhs in high school lessons]. Literatura v shkole, 3, 8-9.

Megill A. (2007). Istoricheskaia epistemologiia. Nauchnaia monografii [Historical epistemology. Scientific monographs]. Moscow: «Kanon+» ROOI «Reabilitatsiia», 480.

Mkrtchyan L. M. (1983) Da pridut k nam blagorodnyye mysli so vsekh storon [May noble thoughts come to us from all sides.]. Moskva: Sovetskiy pisatel', 320.

Petrovykh M. S. (2000). Prikosnoven'e vetra: stikhi. Pis'ma. Perevody [The touch of the wind: poems. Letters. Translations]. Moscow: Russkaya kniga, 377.

Salova Yu. G. (1994). Kul'turnoe razvitie Yaroslavlya 1917-1927 [Cultural development of Yaroslavl 19171927]. Yaroslavl': Izd. Yaroslavskogo gos. universiteta, 60.

Skibinskaia O. N. (2020). Mariia Petrovykh: iaroslavskie proektsii [Maria Petrovykh: Yaroslavl projections]. Yaroslavl': Akademiia 76, 652.

Sokolova I. K. (1997). «.No tvoi ostalsia sled» (Yaroslavskie stranitsy zhizni Petrovykh) [" ...But your trace remains" (Yaroslavl pages of the Petrovykhs' life)]. KARABIKHA: Istoriko-lit. sbornik. Yaroslavl': TOO Liia, Iss. 3, 325-332.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 30.11.2023. Принята к публикации 07.04.2024.

Об авторах

Лукьянчикова Наталья Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского; ORCID: 0000-0002-8995-4016; lunavl@yandex.ru

Страхова Наталья Вячеславовна - кандидат исторических наук, доцент, ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования»; ORC!D 0000-0001-5515-2958; strahovan@mail.ru

Lukyanchikova N. V., Strakhova N. V.

"IF IT'S EASY TO UNDERSTAND AFTER TENS OF YEARS...": MEMORIALIZATION OF THE IMAGE OF MARIA PETROVYKH IN THE LITERARY

AND CULTURAL SPACE OF YAROSLAVL

Abstract. Memorialization as a purposeful activity to preserve, consolidate and transmit cultural and literary traditions, associated with the personality and work of poets and writers, to next generations becomes especially demanded during critical historical periods, which is what happened with Maria Sergeevna Petrovykh at the turn of the millennium. Born in Yaroslavl, who at an early stage of her work became a prominent figure among the poets of the Silver Age, who rethought the traditions of Russian classical poetry, who revealed many bright artistic phenomena of different national cultures to the Russian reader but, unfortunately, little known to the general reading public due to historical circumstances, Maria Petrovykh becomes an iconic personality in the Russian cultural space in the 1990s - 2000s. The article traces an attempt to present the influence of the personality and creativity of M. S. Petrovykh on the literary and cultural environment of her hometown.

Keywords: Memorialization, commemorative practices, creativity of Maria Petrovykh, creative dialogue.

For citation: Lukyanchikova N. V., Strakhova N. V. "If it's easy to understand after tens of years...": memorialization of the image of Maria Petrovykh in the literary and cultural space of Yaroslavl. Memoirs of NovSU, 2024, 2(53), 276-282. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.2(53).276-282

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.