Научная статья на тему 'Легитимность верховной власти российского самодержавия в конце XVIII – первой половине XIX века'

Легитимность верховной власти российского самодержавия в конце XVIII – первой половине XIX века Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1512
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ / РУССКАЯ МОНАРХИЯ / САМОДЕРЖАВИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цыганов В. И., Шлыков В. А.

Исследуется специфика русской монархической формы правления в конце XVIII – первой половине XIX века в аспекте легитимации верховной власти правителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGITIMACY OF THE SUPREME AUTHORITY OF RUSSIAN AUTOCRACY IN THE LATE 18TH FIRST HALF OF THE 19TH CENTURY

The article investigates particular features of Russian monarchical form of government in the late 18th first half of the 19th century in terms of legitimacy of the ruler's supreme authority.

Текст научной работы на тему «Легитимность верховной власти российского самодержавия в конце XVIII – первой половине XIX века»

ПРАВО

УДК 342:36

ЛЕГИТИМНОСТЬ верховной власти российского самодержавия

В КОНЦЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА © 2013 г. В.И. Цыганов, В.А. Шлыков

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Посоупила в редакцию 16.09.2013

Исследуется специфика русской монархической формы правления в конце XVIII - первой половине XIX века в аспекте легитимации верховной власти правителя.

Ключевые слова: легитимность верховной власти, русская монархия, самодержавие.

С первых своих дней и вплоть до конца второго десятилетия XX века российская государственность развивалась в русле монархической формы правления.

Дошедшие до наших дней исторические источники, содержащие в себе труды видных отечественных и ряда зарубежных мыслителей, государственных деятелей, представителей власти, свидетельствуют о существовании в сознании авторов данных трудов и формируемой ими русской монархической доктрине идеи русского самодержавия как уникальной монархической формы правления, зиждущейся на специфическом укладе русской жизни.

Анализируя источники отечественной политической мысли с начала существования Российского государства до XVII века, можно прийти к выводу, что политические идеи этого периода в максимальной степени выражают государственные начала, свойственные русскому этносу, к которым можно отнести следующие: 1) верховная власть принадлежит самодержцу; 2) власть царя - от Бога; 3) монарх юридически безответственен; 4) безусловный приоритет наследственной передачи власти; 5) власть монарха формально ничем не ограничена; 6) отношения между государством и церковью строятся на основе «симфонии властей»; 7) большинство мыслителей также добавляли положение о необходимости обладания монархом христианскими нравственными добродетелями; 8) многие мыслители выступали за законность в деятельности единоличной верховной власти [1, с. 26].

Такая доктрина русского самодержавия, с одной стороны, являлась эталонной моделью

для русского правителя, своеобразным идеалом, к которому стремилась русская государственность, а с другой - столпом и апологетом власти русского царя и сложившегося государственноправового уклада, поскольку органично вписывалась в современную ей русскую государственно-правовую действительность.

Разрешая казалось бы скрытые в вышеизложенных идеях противоречия, можно обнаружить, что подход к анализу русской монархии с формально-юридической точки зрения является недостаточным, поскольку «монархия на Руси с самого начала опиралась на определённый сверхъюридический духовный элемент, который вполне реально и зримо руководил действиями и народа и верховной власти» [1, с. 27].

Рассматривая изложенные идеи русской монархической доктрины сквозь призму понятия легитимности как формы поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления (конкретной формы) правления либо государством в целом, либо его отдельными структурами и институтами [2], можно увидеть, что легитимность власти русского самодержца коренится в этом самом духовном элементе, являющемся заодно умозримым источником такой власти.

В этой связи правовые основы власти русского монарха являются вторичными, производными от духовной составляющей. Неограниченная монархическая власть является легитимной не в силу закрепления данного положения в каком-либо юридическом источнике, но в силу осознания монархом и населением страны производности данной власти от Божественной воли творца.

Существенные трансформации в доктрине российского самодержавия произошли в процессе перехода Российского государства к абсолютизму, началом которого является реформа государственно-правовой жизни страны, проведенная Петром I, придавшая российской государственности вектор развития, ориентированный на западноевропейские идеалы светского бюрократического государства с абсолютномонархической формой правления. В целом монархической идеологией данного периода положения о «симфонии церковной и государственной властей», о необходимости обладания монархом нравственных добродетелей были во многом утеряны. Дополнительные признаки, характеризующие монархию, имели, в основном, абсолютистский или, наоборот, ограничительный характер» [1, с. 45].

Данные изменения при рассмотрении основ русской монархии перемещают центр тяжести из плоскости религиозной в юридическую. Однако до поры до времени вопрос о необходимости дополнительной легализации верховной власти российского монарха путем закрепления ее в законодательно-правовом акте не вставал.

Ситуация изменилась в период назревающего кризиса феодально-крепостнической системы: в конце XVIII - 1-й половине XIX в.

В каком же ракурсе предстают вопросы легитимности власти российского монарха в обозначенный период?

Отмечая тенденции общего развития российского самодержавия в рассматриваемый период, Н.М. Дружинин пишет: в начале XIX в. «российское самодержавие пыталось создать новую форму монархии, юридически ограничивающую абсолютизм, но фактически сохраняющую единоличную власть государя» [3, с. 457].

С точки зрения Н.П. Ерошкина, специфической особенностью абсолютизма в России первой половины XIX в. было стремление к правовому обоснованию его политических институтов [4, с. 45]. Эта тенденция распространялась и на вопросы юридического обоснования верховной власти российского самодержца.

Первым наиболее важным документом, легитимирующим власть российского монарха в рассматриваемый нами период, является закон о престолонаследии Павла I, опубликованный императором 5 апреля 1797 г. Данный закон, отменяя введенный Указом Петра I о престолонаследии от 5 (16) февраля 1722 года принцип назначения наследника престола действующим монархом, определяет строгий порядок в наследовании императорского престола в России по принципу полусалического наследования. Великая ценность данного закона видится иссле-

дователям в том, что им юридически был устранен «тот произвол в назначении наследника престола, который господствовал в России со времени Петра и благодаря которому произошло в XVIII в. столько дворцовых переворотов» [5, с. 42]. Однако легитимация введенного законом от 5 апреля 1797 г. принципа произошла не сразу. Данный закон стал неукоснительно соблюдаться лишь после правления Николая I, который повысил авторитет закона в целом.

Самостоятельным этапом в легитимации верховной власти российского монарха можно рассматривать период российской истории с 1801 г. по 1825 г., охватывающий собой годы правления императора Российской империи Александра I.

Проблема положения верховной власти российского самодержца в рассматриваемые годы развивается в контексте либерально-демократических колебаний, исходящих из верхнего яруса государственной системы, выражавшихся в том, что по инициативе самого императора и приближенных к нему лиц активно дискутируется вопрос о возможности ограничения самодержавной власти и перехода к парламентаризму, вплоть до республиканской формы правления. Многочисленные конституционные проекты, разработанные представителями элиты русской общественности, тому лишнее подтверждение.

В первом же своем манифесте от 12 марта 1801 г. «О кончине Императора Павла I и о вступлении на Престол Императора Александра I» новый император берет курс на возвышение роли закона во всех сферах государственной жизни. Прямо заявляя о «произволе нашего правления», молодой император обещал построить новые механизмы государственной власти на началах закона и законности, ограничить самовластие и деспотизм правителей [6].

Желая установить строгую законность в государственном управлении и «поставляя в едином законе начало и источник народного блаженства», Александр учредил «комиссию составления законов», которой надлежало внести порядок в хаотическое законодательство России. До сих пор — как гласит указ от 5 июня 1801 г. — законы издавались от случая к случаю, без определенной системы [7, с. 21].

Параллельно императором в кругу близких друзей, членов т.н. «негласного комитета», рассматривалась возможность дарования народу конституции, ограничивающей тем или иным образом власть императора им же самим.

Таким образом, Александр I видел в законе мощный инструментарий, способный привести в порядок все сферы государственно-правовой

жизни России, включая и определение юридических границ верховной самодержавной власти.

Результатом указанных императорских начинаний является весьма продуктивная попытка реализации плана государственных преобразований М.М. Сперанского, подготовленного последним по поручению императора в 1809 г., концепция которого была изложена во «Введении к Уложению государственных законов» и предусматривала установление в России конституционной монархии. Так, Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская отмечают, что «в этом проекте государственного уложения Сперанским была предпринята первая в истории русской общественной мысли попытка развести понятия государства и гражданского общества, политического и гражданского права» [8].

Каким же М.М. Сперанский видит место верховной власти в государственной системе?

Главная задача для монархической власти, по мнению автора, «правление, доселе самодержавное, поставить и учредить на непременном законе» [9, с. 30-31]. Проводя принцип разделения властей, М.М. Сперанский видит их начало и источник в народе, «ибо они не что другое суть, как нравственные и физические силы людей в отношении их к общежитию» [9, с. 4]. Вместе с тем автор проекта преобразований, заключая верховную власть императора в понятие «державной власти», определяет ее границы в рамках каждой из трех ветвей власти.

Таким образом, план преобразований М.М. Сперанского видит следующий путь легитимации верховной власти монарха: 1) принятие императором конституции, являющейся коренным государственным законом, подчиняющим себе в том числе и власть монарха; 2) установление строгого критерия, определяющего понятие закона, процедуры по его принятию, с определением права монарха на законодательную инициативу и на утверждение принятого акта; 3) подчинение власти монарха принятым законам.

Следовательно, легитимность власти монарха заключается в том, что она основана на законе и им же ограничена: «Никакая другая власть ни вне, ни внутри империи не может положить пределов верховной власти, им самим поставленных, извне государственными договорами, внутри - словом императорским, суть и должны быть для него непреложны и священны. Всякое право, а следовательно, и право самодержавное, потолику есть право, поколику основано на правде. Там, где кончается правда и начинается неправда, кончается право и начинается самовластие» [10].

Указанный план был одобрен Александром I, согласившимся с мнением Сперанского о бла-говременности и осуществимости введения нового государственного устройства в России, даже несмотря на наличие крепостного права, которое логично вписывается в рамки проекта [5, с. 84-85].

Несмотря на то что проект М.М. Сперанского по большей части реализован не был, важным результатом начатых в соответствии с ним преобразований стала реформа Государственного совета. «Истинный разум всех усовершенствований, внутренних установлений нашего отечества, - провозглашал манифест 1 января 1810 г. об учреждении Государственного совета, - состоит в том, чтобы по мере просвещения и расширения общественных дел учреждать постепенно образ правления на твердых и непременных основаниях закона» [11].

Описывая роль данного органа, исследователи отмечают, что образование Государственного совета внесло достаточно весомый вклад в развитие на практике принципа ограничения верховной власти законом, а именно в том, что появился критерий для проведения различия между законом и иными актами верховной власти, издаваемыми в порядке текущего управления, поскольку законом признавался лишь такой акт, который прошел через рассмотрение Государственного совета, был утвержден государем и опубликован Сенатом. Иными словами, установлена четкая процедура принятия закона от момента законодательной инициативы до его опубликования.

В числе причин невозможности реализации плана М.М. Сперанского в полной мере исследователями обычно называется то, что он «начертан на чистом листе бумаги» (выражение В О. Ключевского), а также вступление его в противоречие с интересами почти всех слоев общества, и в первую очередь с интересами самой монархической власти [8].

Мнение политического большинства, в свою очередь, было обосновано в представленной

Н.М. Карамзиным 18 марта 1811 г. императору записке «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». В ней автор называет самодержавие «священным палладиумом России». Апеллируя к историческому опыту, он подчеркивает: «Самодержавие основало и воскресило Россию: с переменой Государственного Устава ее она гибла и должна погибнуть, составленная из частей столь многих и разных, из коих всякая имеет свои особенные гражданские пользы. Что, кроме единовластия неограниченного, может в сей махине производить единство действия?» [12].

Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская отмечают: «доводя свою мысль до парадокса, [Н.М. Карамзин] предлагает, так сказать, мысленный эксперимент. Если бы Александр, вдохновленный великодушной ненавистью к злоупотреблениям самодержавия, попытался бы ограничить его, то истинный гражданин российский должен был бы дерзнуть остановить его и сказать: “Государь! Ты преступаешь границы своей власти: наученная долговременными бедствиями Россия пред святым алтарем вручила самодержавие твоему предку и требовала, да управляет ею верховно, нераздельно. Сей завет есть основание твоей власти, иной не имеешь; можешь все, но не можешь законно ограничить ее!’’» [8].

Таким образом, Н.М. Карамзин является сторонником «надзаконной» легитимности верховной власти российского самодержца, установленной сакральным путем, корни которого надо искать в российском прошлом.

По мнению исследователя Н.П. Ерошкина, «внешним выражением заинтересованности абсолютной монархии дореформенной России в «законном» закреплении своей политики была кодификация законов, проводимая во второй четверти века» [4, с. 46]. Так, при Николае I в 1830-1832 гг. II отделением собственной его величества канцелярией были подготовлены 45-томное Полное собрание законов Российской империи и 15-томный систематический Свод законов Российской империи, систематизирующие действующее законодательство. Б.Н. Миронов отмечает: «так был создан долгожданный кодекс законов, который поставил все государственное управление на твердое правовое основание» [13, с. 148].

Говоря о легитимации государственной власти, необходимо отметить важнейшую роль кодификации М.М. Сперанского в решении вопроса о существе верховной государственной власти самодержца и сопоставлении ее с принципом законности. Так, с одной стороны, в ст. 47 Основных законов Российской империи 1832 г. находит свое отражение принцип «законности»: «Империя Российская управляется в твердых основаниях положительных законов, учреждений и уставов, от самодержавной власти исходящих». С другой стороны, в ст. 1 Основных законов впервые за всю историю российского государства в законодательстве была определена юридическая формула верховной власти российского самодержавия: «император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает» [14].

В литературе дается неоднозначная оценка данных положений.

Так, Н.П. Ерошкин отмечает: «несмотря на весьма ограниченный классовый и сословный характер законности в дореформенной России, сам факт того, что самодержавная монархия вынуждена ссылаться на законность своих действий, свидетельствует: абсолютизм первой половины XIX в. уже не чувствовал себя прочно без подобного юридического основания» [4, с. 48]. Следовательно, автор исходит из того, что проводимый в Основных законах принцип законности распространяет себя на верховную власть монарха.

Известный правовед А.Д. Градовский следующим образом толкует ст. 1 Основных законов: «название ‘‘неограниченный’’ показывает, что воля императора не стеснена известными юридическими нормами, поставленными выше его власти... Выражение ‘‘самодержавный’’ означает, что русский Император не разделяет своих верховных прав ни с каким установлением или сословием в государстве, т.е. что каждый акт его воли получает обязательную силу независимо от согласия другого установления» [15]. Вместе с тем исследователь отмечает, что русское право все же признает некоторые начала обязательными для императорской власти, и среди них - постановления о вере и преемстве престола. Содержание ст. 47 Основных законов у А.Д. Градовского сводится к закреплению правомерного характера русского государственного устройства, что означает, что воля верховной власти получает для граждан обязательную силу только с момента выражения ее в форме общего закона. «Закон определяет как содержание прав власти, так и обязанностей подданных. У органов власти нет тайных прав, как у граждан нет тайных обязанностей. Раз изданный закон признается основанием всех действий государственной власти и ее органов до тех пор, пока он не будет отменен равным ему законом» [15].

Таким образом, А.Д. Градовский, отмечая практически полную юридическую безответственность монарха, говорит о верховенстве закона в государственном управлении, а следовательно, не о законности власти верховной, но о законности власти управительной. Такая точка зрения представляется наиболее обоснованной.

Наконец, анализируя вопрос о легитимности российского самодержавия в первой половине XIX в., нельзя обойти стороной проводимую в годы правления Николая I на уровне государственной идеологии теорию официальной народности министра народного просвещения С.С. Уварова. Тремя составляющими, на которых бази-

руется российская государственность, в доктрине выступают «самодержавие», «православие» и «народность»: самодержавие как высшая форма государственной власти, православие как единственно истинная вера, народность как «неприкосновенное святилище наших народных понятий» [16]. В обосновании легитимности государственной власти самодержца мы находим в доктрине следующие слова: «Россия крепка единодушием беспримерным. Здесь царь любит отечество в лице народа и правит им, как отец, руководствуясь законами, а народ не умеет отделять отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу» [16]. Следовательно, указанная доктрина, в целом соответствуя историческим постулатам русского самодержавия, привносит в качестве принципиально нового и во многом противоречивого элемента принцип законности.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

В рассматриваемый период кризиса феодально-крепостнической системы проблема легитимации верховной власти российского самодержавия приобретала важное практическое значение. Основной тенденцией в решении вопроса легитимности самодержавной власти является стремление оформить основы самодержавной власти юридически в законодательных актах. Вместе с тем цель такого закрепления существенным образом варьируется: преодоление произвола в порядке престолонаследия (Павел I), либо ограничение сверху власти самодержавного монарха (либеральные проекты Александра I), или же попытка неограниченного самодержавия заречься авторитетом закона (законодательство Николая I).

Вместе с тем обозначенную тенденцию можно описать как часть логичного процесса, начало которому было положено в годы правления императора Петра I, который, заложив в России основы европейского светского бюрократического государства, невольно запустил необратимый механизм преобразования истинного российского самодержавия в образец типичной европейской монархии с западным путем дальнейшего развития.

Список литературы

1. Цыганов В.И. Идея развития русского самодержавия и ее развитие в творчестве Л.А. Тихомирова. Н. Новгород: Вектор Т и С, 2003. 171 с.

2. Теория политики: Учебное пособие I Авт.-сост. Н.А. Баранов, Г.А. Пикалов. В 3 ч. СПб.: Изд-во БГТУ, 2003. http:IIread.virmk.ruIbIBARANOy_POLITICAI 04.htm

3. Дружинин Н.М. Просвещенный абсолютизм в России I Абсолютизм в России (XVII-XVIII вв.): Сб. ст. М., 19б4. С. 45б-459.

4. Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты: (Первая половина XIX века). М.: Мысль, 1981. 252 с.

5. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М.: Высшая школа, 1993. 447 с.

6. Кодан С.В. Александр I и реформы: Между абсолютизмом и конституционализмом [Электронный ресурс] II Чиновник. 2005. № б (40): сайт. URL: http:IIchlnovnlk.uapa .ruImodernIarticle .php?id=631

7. Пушкарев С.Г. Россия 1801-1917: власть и общество. М.: Посев, 2001. б72 с.

8. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 328 с.

9. План государственного преобразования графа М.М. Сперанского (введение к Уложению государственных законов 1809 г.) с приложением «Записки об устройстве судебных и представительных учреждений в России» (1803 г.), статей «О государственных установлениях», «О крепостных людях» и Пермского письма к императору Александру. М.: Издание «Русской мысли», 1905. 359 с.

10. Сперанский М.М. О законах II РИО. Т. XXX. С. 37.

11. Полное собрание законов Российской империи. 1-е изд. Т. XXI. № 24 0б4.

12. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:IIaz.llb.ruIkIkaramz ln_n_mAext_0120.shtml

13. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.): В 2 т. Т. 2. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. 583 с.

14. Свод законов Российской империи 1832 г.: В 15 т. Т. 1. Ч. 1: Основные законы и учреждения государственные. СПб., 1832. Ст. 1, 47.

15. Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Том I [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:IIconstitution.garant .ruI sclence-workIpre-revolutionarI3988988IchapterI1I#111111

16. Журнал Министерства народного просвещения. 1834. № 1. С. VI.

THE LEGITIMACY OF THE SUPREME AUTHORITY OF RUSSIAN AUTOCRACY IN THE LATE 18TH - FIRST HALF OF THE 19TH CENTURY

V.I. Tsiganov, V.A.Shlykov

The article investigates particular features of Russian monarchical form of government in the late 18th - first half of the 19th century in terms of legitimacy of the ruler's supreme authority.

Keywords: legitimacy of the supreme authority, Russian monarchy, autocracy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.