Научная статья на тему 'Легендарная гольянская баржа'

Легендарная гольянская баржа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
304
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коробейников А.В.

Рассказ про то, как тройкой миноносцев Красной флотилии освободила баржу с заключёнными в селе Гольяны, что выше Сарапула, является, наверное, самой захватывающей легендой в цикле публикаций о подавлении Ижевско-Воткинского Восстания. Нами обнаружено в литературе, по меньшей мере, 52 варианта данного сюжета. Все они отличаются друг от друга в принципиальных деталях: как по времени, так и по объективной стороне событий; называются и разные заказчики, организаторы и исполнители того «беспримерного рейда по Каме». Десяток наиболее содержательных и противоречивых версий данной легенды проанализированы нами в книге, доступной в Сети, к которой и отошлём читателя. Там есть и наша реконструкция событий. (Мы условно называем Ф.Ф. Раскольникова мичманом, но по факту, он имел чин лейтенанта флота, и улица его имени в Сарапуле так называлась «лейтенанта Раскольникова).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Легендарная гольянская баржа»

Ижевск: Иднакар, 2017

ЛЕГЕНДАРНАЯ ГОЛЬЯНСКАЯ БАРЖА

Рассказ про то, как тройкой миноносцев Красной флотилии освободила баржу с заключёнными в селе Гольяны, что выше Сарапула, является, наверное, самой захватывающей легендой в цикле публикаций о подавлении Ижевско-Воткинского Восстания. Нами обнаружено в литературе, по меньшей мере, 52 варианта данного сюжета. Все они отличаются друг от друга в принципиальных деталях: как по времени, так и по объективной стороне событий; называются и разные заказчики, организаторы и исполнители того «беспримерного рейда по Каме». Десяток наиболее содержательных и противоречивых версий данной легенды проанализированы нами в книге, доступной в Сети, к которой и отошлём читателя. Там есть и наша реконструкция событий. (Мы условно называем Ф.Ф. Раскольникова мичманом, но по факту, он имел чин лейтенанта флота, и улица его имени в Сарапуле так называлась -«лейтенанта Раскольникова).1

Здесь же с минимальным комментарием опубликуем лишь несколько задокументированных свидетельств людей, которых принято считать участниками дела с той баржей. А уж насколько эти показания достоверны - решайте сами.

AAA

В Национальном музее Удмуртии хранится экземпляр газеты «Борьба» за 27 октября 1918 г., где опубликован текст воспоминаний баржевика Викентия Карманова. Это, видимо, первый по дате публикации текст, записанный со слов участников событий. Приведём его полностью.2

1 Коробейников А.В. О мичмане Ильине, его жене и «Гольянской барже». Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 2 (15). - 2012. - 166 с.

2 Выражаем искреннюю благодарность руководителю Гольянского школьного музея Корепановой Евгении Юрьевне за предоставление машинописной копии данного текста и другие материалы, предоставленные для опубликования.

143

Ижевск: Иднакар, 2017

На барже от Сарапула до Гольян

«В Сарапульскую тюрьму я попал вскоре после знаменитой ночи 18 сентября, когда контрразведка Белых и эшелон Ижевцев под страхом расстрела раздели почти донага всех заключённых и расстреляли из их числа около 20 человек.3

Пребывали мы в тюрьме в самых неблагоприятных условиях. В нашей камере № 6 находилось 100 человек. Было тесно, грязно, и нечем дышать, так как усердные часовые редко позволяли открывать окно. Выдавали в сутки один фунт хлеба4, в обед - суп из грязных внутренностей, и вечером - кашу. И всё-таки условия тюремной жизни после, <на барже,> нам казались раем.

В четверг 3 октября с утра стало заметно у Белых волнение. В окно, когда его открыли, доносилась орудийная канонада. Умыться не дали, говоря, что сломался водопровод. Заключённым, у которых всё было снято, дали арестантские рубахи, шапки и брюки.5 Пронёсся слух, что нас повезут на баржу.

В барже был один люк, который тотчас же закрыли, как только нас ввели. Впечатление получилось такое, что будто спустились в могилу. В темноте наталкивались один на другого, падали. Немножко освоившись с темнотой, начали разыскивать знакомых. В некоторых местах ободрали внутреннюю обшивку баржи, надеясь найти щель. В корме нашли дыру дюйма 3-46 в диаметре и одну щель. Стали смотреть, куда повезут. Оказалось - довезли до

3

См. заявление начальника Сарапульской тюрьмы и воспоминания П.М. Невлера в данном издании, которые рисуют те же события по-иному.

4 1 фунт = 410 г.

5 Здесь и далее - выделено нами.

6 1 дюйм = 2,54 см.

Ижевск: Иднакар, 2017

железнодорожного моста7 и бросили якорь. Караул уехал в Сарапул, осталась одна администрация. Возникла мысль устройства побега, но из-за малодушия большинства её пришлось бросить.

Вечером баржу повели обратно и поставили против Сарапула. Прошла ночь и дали есть вчерашний тухлый суп и кашу. К вечеру следующего дня привезли переданную родственниками пищу. Некоторых заключённых, в том числе женщин и уголовных, сняли и увезли в Сарапульскую тюрьму.

Наступила вторая ночь. Многие не спали, будучи в подавленном настроении.

Утром на 5 октября повезли вверх по Каме, и когда остановились саженях в 100-150 8 от берега, то в щель разобрали, что стоим у Гольян. В то же утро, вынося наверх парашу, бросился в воду политический комиссар, фамилию которого я не узнал.9 Его поймали и избили. Передавали, что он лежит наверху связанный, но дальнейшая его судьба нам осталась неизвестной.

Сверху крикнули бывшего Председателя Сарапульского исполкома П. Краснопёрова.10 Все думали, что его убьют, но он скоро вернулся и, обращаясь ко всем, сказал: «Товарищи, я должен предупредить вас, чтобы не делали никаких заговоров, так как малейшая попытка к побегу приведёт к расстрелу; нам пока нечего беспокоиться - мы являемся

у

Мост железной дороги Казань-Екатеринбург расположен чуть ниже Сарапула по течению.

8 1 сажень =2,13 м.

9 Фамилия комиссара, который утопил парашу, была Мутьян (Мунтян). См. воспоминания П.М. Невлера в данном издании.

10 Павел Агафангелович Краснопёров, бывший матрос, принадлежал к партии эсеров-максималистов.

Ижевск: Иднакар, 2017

заложниками.» Все немного успокоились.11 И так пошли дни за днями.

Первые дни давали по % фунта хлеба и по нескольку ложек мутной бурды на человека. Потом стали выдавать один хлеб: по полуфунту, по четверти и, наконец, по одной осьмой фунта на человека, и были дни, когда ничего не давали 12.

С голода начался промен часовым оставшихся вещей: сапог, брюк, шинелей, и вообще всего, что можно было променять. За кусок хлеба и папироску махорки отдавали всё. Курили гнилое сено и рогожки, брошенные ещё в Сарапуле. За 2 недели выкурили минимум 10 пудов13 сена и 5-10 рогож. Голод и курение сена и рогож сделали людей неузнаваемыми. Люди ходили как тени. Многие заболели и не могли ходить 14 . Больных приказывали выносить наверх, где их, как оказалось, прикалывали. Так погиб член Центрального комитета Щевелёв, избитый до полусмерти ещё в Сарапульской контрразведке. Больного Щевелёва уже ночью вынесли наверх товарищи Зылёв и Дроздов. Говорили, что караул поит их чаем. Ждали до утра, решив, что они уехали сопровождать товарища Щевелёва в больницу. Оказалось, что и они все приколоты. На первых

11 По всей видимости, охрана воспринимала П. Краснопёрова как некоего «старосту камеры» и передавала через него предупреждение о необходимости соблюдать режим

содержания.

12

Повстанческая Народная армия, окружённая Красными, испытывала дефицит ресурсов; так, известно, что на уборку крестьянских полей газетные объявления приглашали выходить всех трудоспособных горожанок, не занятых на заводском производстве.

13 1 пуд =16,4 кг.

14 Если принять число курящих в барже в 400 чел., то простым делением получаем, что каждый ежедневно выкуривал более чем по 30 г. сена. Для сравнения: чистый вес табака в одной пачке сигарет без фильтра составляет 17 г. Иными словами, каждый заключённый ежесуточно и добровольно всасывал в себя ядовитых веществ (смол, угарного газа и пр.) в количестве, близком к тому, что содержится в двух пачках самых дешёвых и низкокачественных сигарет! Разумеется, все они при этом, находясь в замкнутом пространстве, были ещё и пассивными курильщиками, вдыхая дым от «самокруток» своих соседей. Можно представить, какой в барже без вентиляции стоял дым! Напомним, что эти люди отравляли себя таким образом две недели подряд, видимо, для того, чтобы приглушить чувства голода и беспокойства за свою жизнь.

Ижевск: Иднакар, 2017

днях увезли 17 человек. Ожидали, что их освободили, но их постигла та же участь.15

Через несколько дней появились слухи, что взят Сарапул, и даже Нечкино, но не верилось этому. Строились предположения, что нас скоро повезут в Ижевск. Потом, начиная верить в судьбу Сарапула, более бодрые допускали возможность взятия Гольян Советскими войсками неожиданным набегом и освобождения нас.

Числа с 10 октября в щель заметили бегство белых из Гольян на Каму. Бежали с каждым днём всё больше и больше. Перевозили ящики, вероятно с оружием, из Ижевска. Удирали буржуи и кулаки, многие на телегах, с имуществом.16 У щели <мы> дежурили днём и ночью. В неё были видны 7-8 баржей, пароходы «Сергей Витте»17, «Рассвет» и «Шторм». Однажды к нам случайно попала рваная газета «Ижевский защитник» за 8 октября18, в которой говорилось, что под Сарапулом идут бои с участием флотилии, и мы недоумевали: «Где же флотилия Белых, если Сарапул взят?»19

В атмосфере начало появляться что-то жуткое. Высказывались опасения, что всех потопят или перестреляют. Но это было бы неслыханным зверством на весь мир, и мы ожидали, что будут перестреляны только более выдающиеся Советские работники.

15 Мемуарист категорично утверждает то, чему сам свидетелем не был, и источника этих утверждений не называет. Следовательно, данные свидетельства достоверными считать нельзя.

16 Массовое отступление бойцов Народной армии, членов их семей и жителей Ижевска и Воткинска произошло месяцем позже. Все списки «отступленцев» нами опубликованы.

17

Этот пароход был захвачен повстанцами, кажется, ещё в августе 1918 г. и

использовался как вооружённое судно.

18

Очевидно, газета попала к узникам от караула вместе с табаком: сенную труху, рогожи и табак для их курения надо было во что-то заворачивать, а выменивать табак без бумаги и спичек было бы бессмысленно.

19 Сарапул, как крупный речной порт, вероятно, был опорной базой Галёвской флотилии Воткинской Народной армии. Иной «Белой» флотилии в Среднем Прикамье не было, если не принимать во внимание двукратное появление нескольких кораблей из дивизиона капитана Федосьева.

Ижевск: Иднакар, 2017

Последние дни слухи стали один мрачнее другого. Часовые, при обмене вещей на хлеб и табак, говорили: «Отдавайте, скоро приедет контрразведка и отберёт всё».

Каждый караул за смену одевался в одежду заключённых. Были случаи, что часовые потешались, бросая вниз небольшие кусочки хлеба и наблюдая за возникшей из-за обладания ими давкой. Счастливчик, ухвативший крошку хлеба, убегал в тёмный угол и проглатывал хлеб там, чтобы не видели другие.

В одно утро, под предлогом «в Ижевск», увезли представителей Ивано-Вознесенского района: Сидорова, Жиделёва и Мельникова. Что с ними - тоже не известно. 20

Приближались роковые дни.

15 октября часовые уверяли, что не сегодня-завтра приедет контрразведка. С 15 на 16-е несколько человек не спали, дежуря у дыры.

Около лампы, где всегда били насекомых, собралось до 15 человек. Подошёл П. Краснопёров и попросил закурить у татарина, у которого был какой-то суррогат. Татарин дал ему на папироску, сказав, что, мол, может быть придётся обратиться когда-нибудь <в исполком> за документами, как к председателю исполкома. На что тов. Краснопёров ответил: «Разве есть документы в загробной жизни? Я эту жизнь считаю загробной».

После этого мы с тов. Краснопёровым и матросом Петуховым разговаривали часа 2-3. Тов. Краснопёров говорил, что: «Если случится чудо, и я выйду из этой

20

Известно, что Сарапул был взят силами 2-й дивизии Красных к вечеру 5 октября. А уже 6 октября состоялось заседание Сарапульского Временного революционного комитета, на котором обсуждался и вопрос об арестованных повстанцах. Протокол того заседания гласит: «По докладу <председателя ЧК> т. Линдемана всего арестованных 50 чел., из них, по мнению докладчика, 10 безусловно подлежат расстрелу как явные белогвардейцы. Остальных необходимо заключить в тюрьму и произвести дополнительное следствие.» [ЦГА УР Ф. 489, Оп. 1, Д.2 л. 14] Кроме того, 9 октября Сарапульский Ревком отправляет в Москву 19 вагонов хлебопродуктов, отобранных у населения края. [ЦГА УР Ф. 489, Оп. 1, Д.7, л. 21]

Ижевск: Иднакар, 2017

загробной жизни, то работать активно уже не смогу, так как здоровье плохое - сильная чахотка. Только хотелось бы одно: стихотворения да рассказы мои, да исторические материалы, которые находятся у редактора Иванова, выпустить бы в печать, а затем описать переживания в тюрьме и на барже, и вести социалистическую агитацию.»

После этого я лёг спать. Тов. Краснопёров сказал, что не будет ложиться, и обещал разбудить меня подежурить у дыры. Я заснул и проспал до рассвета.

Проснулись все от шума. Кричали: «Одевайся и выходи все наверх!»

Всполошились и, быстро схватив оставшуюся ещё одежду, стали толпиться возле единственного люка, где была лестница.

Вверху раздалась команда: «Вылетай по 5 человек как пробка!»; пять человек выбегали, что было сил. Внизу не знали, куда выводят, ибо страх уже объял всех, так как часовые, стоявшие вокруг люка, сильно волновались: у них тряслись руки и ноги, дёргались щёки.

Я пошёл в десятом или двенадцатом пятке. Кругом стояли цепи солдат. Рядом стояла баржа, на которую брошены сходни, и как только наши входили на неё, как нам кричали: «Раздевайтесь скорее!»

Снимали всё, кроме нижнего белья, а у некоторых и его снимали, снимали даже лапти, носки, и тут же били прикладами и гнали в люк. Проходили сквозь строй. С обеих сторон били прикладами, и когда человек подходил к люку, его били тычком прикладами, и он вниз головой падал внутрь баржи. Я тоже, получив несколько ударов, свалился внутрь.

Там находилось человек 50.21 Баржа была гнилая, на полу, под редкой настилкой плескалась вода.22 После ударов

21 Если мемуарист был в десятой или двенадцатой пятёрке, а во второй барже оказалось полсотни людей, значит, почти все, кто вышел из первой баржи благополучно переместились во вторую?

Ижевск: Иднакар, 2017

нельзя было дышать. Везде ползали избитые, с избитыми и поломанными костями, и, не смея стонать, только кряхтели.

Некоторые стояли на коленях и молились.23 Мысль была такая, что нас хотят утопить или бросить на произвол судьбы. Скоро стали раздаваться выстрелы: это расстреливали намеченных и тех, чья физиономия не понравилась.24

Кругом баржи шла стрельба, так как некоторые поспевали броситься до расстрела в воду.

Ужас объял всех. Всех трясло, как в сильной лихорадке. Некоторые, поставленные под расстрел, прыгали в люк. Их вытаскивали обратно те из нас, которые боялись расстрела всех, для которых своя шкура была ближе. Так вытащили обратно Ахтямова, матроса Вечтомова, комиссара банка Будрина и др. Вечтомов хотел спуститься под настилку в воду25, но его вытащили. Он плакал, говорил: «Что вы делаете, товарищи?», но животный страх за себя преодолел: люди тащили его и других. Ужасная, небывалая, потрясающая душу картина, которую не могла создать даже война.

А наверху - стоны расстреливаемых и стрельба.

Так перегнали нас из баржи в баржу всех. Некоторые, когда их хотели расстрелять, кричали: «Граждане, не стреляйте, я укажу вам комиссаров!» и, указывая на других, спасали свою шкуру.

22 Если повстанцы, как пишут здесь и в позднейших сочинениях, планировали заключённых утопить, то удобнее всего им было бы это сделать именно в этой, гнилой и худой барже.

23

Это пока единственный источник, который свидетельствует, что заключённые обращались к Богу.

24

24 Другие мемуаристы указывали, что расстрел производился вовсе не случайно: либо по списку, либо на тех, кого именно следует расстрелять, указывали «опознаватели» из числа жителей Камбарки, Фокинской волости (ныне Чайковский район Пермского края) и Сарапула; они знали своих местных партийных и Советских функционеров в лицо.

25

На дне баржи имеется настил, т.н. пайолы или слани, на которые кладут груз для защиты его от влаги: деревянные корпуса судов всегда водотечны.

Ижевск: Иднакар, 2017

Потом сверху крикнули: «Выходи один за другим назад!». И мы пошли, и опять выхватывали из рядов и расстреливали.

Впереди меня, через два человека, шёл бывший товарищ26 председателя Сарапульского исполкома Комаров. Один солдат спросил его:

- Ты сарапульский?

- Нет, я отсюда.

- Откуда?

- Я нечкинский27.

- Ну, иди...

Сердце пало: думаешь, и тебя спросят. Нет, прошёл, а сзади кричат: «Бей его!»; кого-то ударил часовой, и винтовка, вырвавшись, полетела по барже.

Снова спустились в баржу. Построились в два ряда. Спустился караульный начальник и приказал28: «Справа по порядку рассчитайсь!». И прыгающими губами, дрожащими голосами <мы> «рассчитались».

С одной стороны <оказалось> 110 рядов и один лишний.29 С другой - 107 неполных.30 Караульный начальник сказал: «Вас 434 человека, и на этих будете получать хлеб и горячую пищу» (которой потом не было и в помине). При раздаче хлеба оказалось 422 человека. Вероятно, некоторые, боясь сказать свою фамилию31, решили хлеб не получать, а может столько <нас и > осталось.

26

Т.е., говоря современным языком, заместитель.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 Нечкино - село на Каме между Сарапулом и Гольянами. Можно заключить, что 16

октября целенаправленно «отфильтровывали» именно сарапульских Советских работников.

28

Начальник караула рискует спуститься в трюм, где четыре сотни заключённых могут его порвать в клочки голыми руками (?!) Этого не произошло, видимо, лишь потому, что все они были запуганы и подавлены. Впрочем, для пересчёта путём построения не было необходимости: если заключённых перегоняли туда-сюда пятёрками, то они, наверняка, были при этом сосчитаны.

29

Т.е. 221 человек. Для того, чтобы поставить 110 человек в шеренгу, т.е. плечом к плечу, требуется площадка величиной более 50 м. Видимо, баржа была настолько велика?

30 Т.е. 213 человек.

31

31 Видимо, охраной после «фильтрации» был составлен список заключённых?

Ижевск: Иднакар, 2017

После пережитого ужаса спрашивали, кто убит, передавали подробности расстрела, так как были случаи, когда расстреливали двух-трёх человек, а оставшиеся из пятка32 смотрели...

Передавали, что для расстрела садили и ставили на борт спиной к воде, и стреляли разрывными пулями в грудь и голову. У некоторых сносило черепа.33

Тов. Краснопёрову стреляли в грудь, но он не пал в воду, а свалился на борт баржи, после чего, передают очевидцы, его на пяти штыках сбросили в воду.

Всё остальное время 16 октября не смели говорить громко. Большинство лежали, так как побои прикладами получили все, не исключая стариков и больных.34 Не битых было 10-20 человек. Это те, которые прыгали в люк через винтовки, или кто служил предателями своих.

32 Т.е. из пятёрки. Можно понять, что мемуаристу о расстреле лишь рассказывали, сам он его не видел.

33 В реальности, разрывных пуль у повстанцев быть не могло: они использовали боеприпасы, захваченные в тире Ижевского оружейного завода: здесь для пристрелки винтовок использовались обычные пули. Кроме того, они захватывали патроны в бою или даже покупали (!) их у красноармейцев. Вообще, повстанцы, испытывая дефицит боеприпасов, наладили кустарное изготовление патронов вручную: у подобранных гильз заменяли капсюли и снаряжали порохом по новой. Не имея оболочек и сердечников для пуль, они свивали из медной проволочки пружину и, вставив в форму, заливали свинцом. Витки меди при этом выполняли роль ведущих поясков при движении пули в канале ствола. Внешняя баллистика таких пуль отличалась от стандартной: вследствие своей негладкой поверхности, они летели с громким жужжанием, их траектория и дальность полёта были далеки от обычных. Баллистика цели тоже была иной: если обычная винтовочная пуля пробивала тело навылет, то самодельная пуля деформировалась и, отдавая всю свою кинетическую энергию, образовывала широкий раневой канал и выносила с собой кусок тела, образуя обширное выходное отверстие. Скорее, это были экспансивные пули. Но эффект их действия очевидцы, чьи воспоминания отражены в Красных источниках, ошибочно принимали за действие разрывных пуль.

34 Можно полагать, что охранники имели приказ причинить нелетальные и временные повреждения здоровья всем заключённым без разбора: человек со сломанным ребром или рукой некоторое время после освобождения будет не только нетрудоспособен, но и к военной службе однозначно не сгодится, т.е. в Красную армию не пойдёт и в штурме Ижевска участвовать не будет.

Ижевск: Иднакар, 2017

Ночь на 17 октября прошла в тревоге. Караульные говорили, что сегодня, не вечером, так ночью, приедет контрразведка и станет расстреливать всех.

Наутро разнёсся слух, что идут миноносцы. Спрашивают, кто это говорит? Оказалось, что это сообщил дежурящий у щели в корме Вильде. Вильде - старый матрос. Стали судить, чьи могут быть миноносцы. Боялись верить, что это Советские.

Вот передают, что миноносцы идут уже против Гольян.35 Один прошёл баржу. Наводят орудия на Гольяны. И всё не

известно: кто?

Наконец, узнали, что нас взяли на буксир и повели вниз по Каме. Стало заметно оживление. Говорили: пусть Сарапул в руках Белых, но нас, может быть, посадят в тюрьму, которая после расстрелов и голодовки казалась нам раем.

Проехали деревни Макарово, Пещеры, село Нечкино, Нижние Пещеры, и всё не знаем, кто и куда нас ведёт. Некоторые шутили: дескать, провожают с почётом: впереди миноносец и два сзади. Хотя люки были закрыты, но кто-то увидел кислые физиономии часовых, которые тоже не знали, кто и куда их везёт.

Но вот на ходу к барже пристал миноносец и арестовал часовых. Уже подъезжали к деревне Дулесовой 36 . Стал открываться люк. Все шарахнулись в стороны. В люк заглянул матрос и сказал: «Живы ли, братцы?» и бросил каравай хлеба. Что было после этого - нельзя передать никакими словами! Закричали «Ура!», захлопали в ладоши, и многие ещё не верили, что это свои. Когда все, наконец, узнали, что это свои, и мы свободны, то крики «ура!» потрясали баржу.

35 Баржа стояла на якоре значительно выше Гольян, примерно там, где сейчас в посёлке имеется улица Красных баржевиков.

36 Совр. деревня Дулесово Нечкинской Сельской администрации. Около 12 км. от Сарапула.

Ижевск: Иднакар, 2017

Люди как тени, которые не могли ходить - и те поднимались, целовались все, обнимались и целовали друг друга: руки, плечи, и плакали. Плакали те, которые не плакали десятки годов и с детства. Потом запели «Смело, товарищи, в ногу» и похоронный марш по убитым товарищам.

Пели и плакали, плакали навзрыд.

Это были слёзы спасённых, почти воскресших людей.

Матросы дали табаку, хлеба, отдали нам всё, что у них было.

Показался Сарапул - земля обетованная - и с вечера 17 октября всю ночь ходили, ели, пили кипяток, которого не видели ни одного глотка за 14 дней.

Это всё, что я мог описать, и прошу товарищей с баржи описать то, что я не знаю, что я не видел, и что не мог видеть.

Слава бессмертная товарищам морякам, спасшим нас из рук Белых чертей. Пусть золотыми буквами имена всех моряков запишут в революционную историю.

Слава Борцу за угнетённых товарищу Раскольникову.37 Мы до смерти будем благословлять имена моряков и товарища Раскольникова.

Так вот что пришлось пережить нам в плену у проклятой, пресыщенной от пота и крови буржуазии. Пусть знает пролетариат всего мира, как буржуазия мстит поднявшему знамя борьбы пролетариату.

Вставай, многочисленная рать обездоленных, на месть, на уничтожение дармоедов.

Да здравствует Советская власть! Да здравствует царство трудящихся! Смерть паразитам!

Викентий Карманов»

37

В тексте именно так, «Борцу», с большой буквы!

Ижевск: Иднакар, 2017

Комментарий издателя: составляющие морального вреда

Данный рассказ Викентия Карманова, записанный буквально «по горячим следам», был опубликован политотделом Второй армии в газете «Борьба», которая выходила тогда в Сарапуле и предназначалась не только для информирования красноармейцев, но и для всего населения Среднего Прикамья.

Судя по форме и содержанию, очерк о рейде флотилии должен был формировать у читателя определённый эмоциональный настрой. Во-первых, впечатлительный читатель может сопереживать страданиям избиваемых и расстреливаемых заключённых, а также испытать чувство гордости за подвиг, совершённый Красными моряками.

Однако в отличие от всех публикаций последующих лет, никаких указаний на то, что заключённые подвергались систематическим пыткам и издевательствам, в данном тексте нет. Автор просто пишет о том, чему явился свидетелем, не накручивая эмоции читателя. А свидетелем расстрела конкретных людей он не был, и пишет об этом со слов сокамерников. В самом деле, сотни баржевиков и десятки участников рейда находились в момент выхода газеты в свет тут же, в Сарапуле, и газета просто не могла идти принципиально вразрез со свидетельствами очевидцев. Следовательно, по данному пункту показания Викентия

Карманова можно полагать объективными.

***

Итак, этот рассказ (дискурс) можно разделить на следующие составляющие:

1. Многие мемуаристы отмечают неудовлетворительные условия содержания в трюме, вызванные отсутствием емкостей для экскрементов (см. далее). Это принуждало заключённых отправлять естественные надобности в носовой части трюма баржи. Однако Викентий Карманов, не сообщая о присутствии экскрементов в трюме, открыто сообщает о причинах их появления в арестном помещении: оказывается, политический комиссар Мутьян в первый же день стоянки в Гольянах

Ижевск: Иднакар, 2017

утопил парашу! (См. мемуар П.М. Невлера, который также описывает это) Зачем комиссар это сделал? Трудно сказать: если бы он реально хотел совершить побег, то ему было бы достаточно самому в воду прыгнуть. Но зачем парашу топить и лишать своих сокамерников элементарных человеческих удобств? Понятно, что после этого эпизода охрана перестала выпускать «парашутистов» на палубу, ибо, по общей логике, конвой отвечает за каждого заключённого и подвергается наказанию в случае, если в его смену случается побег. Был ли Мунтян убит охраной, или его придушили по тихому взбешённые его выходкой сокамерники - трудно утверждать определённо.

2. Невыносимые условия содержания узники ухудшали себе сами: Карманов пишет, что многие из них заболели от недоедания и от курения. Действительно, дорогой читатель, попробуйте вы, даже при нормальном питании выкурить, сидя в непроветриваемой комнате, за сутки две пачки сигарет без фильтра... И вас зашатает, и здоровым вы себя чувствовать перестанете. А тут две недели суперинтенсивного курения в запертом помещении со спёртым воздухом. Удивительно, как они вообще там выжили, в этой «газовой камере». Притом, эту коптильню они устроили себе добровольно! А если бы заключённые на свои сапоги и «польта» выменивали у охраны не только табак и спички, а, например, самогон или иные наркотики, то они бы находились в постоянном состоянии опьянения?

Показателен описанный пример Павла Краснопёрова, председателя Сарапульского исполкома: он знает, что у него чахотка (лёгочное заболевание), и мечтает ещё пожить, но при этом, наверняка, будучи предупреждён врачом о недопустимости курения, продолжает отравлять себя; просит у сокамерников и курит какой-то имитатор табака, вероятно, то самое сено или труху от рогож.

Итак, сидельцы в барже травились сами, никто их силой к этому не принуждал. Вы скажете, что в тюрьме всегда скучно, и заключённые везде и всегда курят неумеренно много, чтобы одурманить свой мозг и отогнать тяжёлые думы. Но это смотря какие заключённые. Мы опубликовали воспоминания Елены Юрасовой о событиях Восстания в Воткинске; там тоже были свои баржи, и в одной из них был заключён

Ижевск: Иднакар, 2017

Иван Юрасов, бывший комиссар юстиции. Так вот этот человек, не только не опустился в заключении, не сидел в состоянии тупого оцепенения, а нашел в себе силы поддерживать дух сокамерников: он по памяти

38

составил песенник и разучивал песни с товарищами по несчастью. 38

Вообще, литература имеет множество примеров того, как высокодуховные и целеустремлённые люди, от графа Монте-Кристо до русских социалистов, использовали срок заключения для самообразования и умственного развития сокамерников: они читали книги, а при их отсутствии вспоминали и пересказывали прочитанное, декламировали стихи, вели диспуты, изучали друг от друга иностранные языки. Одним словом, организовывали «тюремные университеты». А относительно заключённых в Гольянской барже, увы, выходит так, что они самостоятельно и добровольно увеличивали степень своих физических страданий?

3. Правду сказать, для того, чтобы сокамерники были способны организовать для себя некоторые бытовые условия и хоть какие-то безвредные для здоровья и полезные для развития личности занятия, для того, чтобы защищать свои интересы в отношениях с конвоем, у них в «хате» должен быть коллектив. Ибо лишь коллектив способен организовать группу людей в структуру, которая может действовать на пользу каждому сокамернику. А вот коллектива в том трюме как раз и не было. Все прочитанные нами к этому дню мемуары баржевиков не дают ответа на ключевые вопросы их двухнедельного трюмного бытия: кто был старостой камеры или, говоря специальной лексикой, кто был «паханом», который эту «хату» держал? Или у них был какой-то выборный коллективный орган руководства, способный примирять эгоизм отдельных граждан, подчиняя его интересам сообщества? Ведь известно, что всякое людское сообщество либо по команде сверху, либо естественным образом должно сорганизоваться иерархически и функционально. Правда, охрана назначила Павла Краснопёрова, «старостой камеры». Но на роль реального, т.е. неформального лидера он

38

См. [Коробейников А.В. Дочь коммуниста Юрасова. //Ижевско-Воткинское восстание. Красные мемуары. Ижевск, 2013. С.10-34.]

Ижевск: Иднакар, 2017

явно не годился, ибо никаким авторитетом у сокамерников не пользовался.

Мемуаристы пишут, что попав в тёмный трюм, они на ощупь начинали искать своих. А кто были эти «свои»? В трюме сидели лица, ранее судимые по общеуголовным статьям, и комиссары, евреи и китайцы, татары и латыши, большевики и максималисты, матросы и крестьяне, ижевцы и камбаряки... Не было там никакой солидарности, и лишь на основе опубликованных здесь мемуаров пока можно лишь предполагать, по каким признакам эти 400-500 людей «скучковались» с теми, кого считали «своими». При этом, к судьбе тех, кого считали «чужими», они были равнодушны!

Карманов определённо указывает, что в экстремальных ситуациях, когда повстанцы проводили выборочный отстрел комиссаров и Советских работников, и всех «объял животный страх», каждый был сам за себя (см. выше). Однако же, наверное, не всё было так просто: комиссаров баржевики выдавали и в обычные дни, когда лично им расстрелом никто не грозил. Мемуарист простодушно заявляет о том, что они надеялись, что повстанцами будут расстреляны лишь «выдающиеся Советские работники», а остальных, естественно, оставят в покое. Иными словами, каждый там переживал опасения за свою жизнь и ждал подвоха от соседа. В данной ситуации «дерущихся пауков в банке», несомненно, увеличивалась и степень нравственных страданий заключённых.

Зададимся вопросами: отчего заключённые выдавали комиссаров за кусок хлеба, за щепотку табака и просто так? Почему «матроса Вечтомова и других» на расстрел из трюма вытащили «люди», т.е. сами заключённые? И куда потом делись эти «люди», после освобождения баржи Красной флотилией? Неужели, наравне со всеми баржевиками в Сарапуле они получили новую одежду, бесплатное питание, принародные почести, а после десятки лет получали свои персональные пенсии? Нет! Очевидно, что после освобождения узников «баржи смерти» неизбежной была «селекция», т.е. разделение баржевиков на категории по признакам их партийной принадлежности, поведения в заключении. Те, «кто служил предателями своих», несомненно, выкорчёвывались из ряда бывших узников и подвергались репрессиям.

Ижевск: Иднакар, 2017

4. Известно, что в баржу люди попали по очень разным причинами и поводам. Основная масса баржевиков не являлась функционерами партии большевиков или органов Советской власти; зачастую это были лишь «сочувствующие», имевшие небольшую «ценность» при обмене заложниками. Напомним, что при этом самый выдающийся и всем известный Советский работник Павел Краснопёров, которого выявлять не было нужды вследствие его общеизвестности, досидел в барже до «фильтрации» и был казнён заодно с Сарапульскими функционерами только 16 октября, а пришлых коммунистов из Иваново-Вознесенска вызвали и увезли «в Ижевск» гораздо раньше. Относительно этих «товарищей из центра» вполне можно предположить, что они, как заложники, были обменены на пленных повстанцев. А вот за Краснопёрова и «местных» иже с ним никто не попросил...

5. Викентий Карманов, описывая путь баржи под конвоем миноносцев от Гольян к Сарапулу, указывает: «Хотя люки были закрыты, но кто-то увидел кислые физиономии часовых, которые тоже не знали, кто и куда их везёт.» Это очень важное замечание: сидящие в трюме внимательно отслеживали все события утра 17 октября, когда от Сарапула показались неизвестные корабли, но они не слышали приказа от имени «Белого командования», который будто бы был передан с миноносцев флотилии на баржу через мегафон! Не слышали такого приказа и караульные на барже, и они сидели на палубе в неизвестности! Иными словами, если экипаж буксира и принял корабли Волжской флотилии за Белую эскадру, то сам Раскольников, как говорится, повстанцев в этом не убеждал. То есть, между утверждением, попавшим в официальные документы: «героически выдал себя за.», и тем, что свидетельствует цитированный мемуар, лежит принципиальная разница: Красный капитан себя за Белого офицера не выдавал, его за Белого офицера по каким-то причинам приняли. А вот по каким причинам? И вообще, имел ли Раскольников целью своего рейда именно освобождение баржи, или нечто иное? Ответ на эти и другие вопросы есть в нашей книге «О мичмане Ильине, его жене и Гольянской барже.»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.