Научная статья на тему 'Легенда о "Скифе": как советский союз ответил на американскую программу сои'

Легенда о "Скифе": как советский союз ответил на американскую программу сои Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
119
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Александр Мержанов

Абсолютная беззащитность земной цивилизации перед ударом астероида – это не сюжет для эффектных блокбастеров, а реальность. Астрофизики из корнелльского университета (сша) предлагают защитить планету от астероидов с помощью гигантских космических лазеров. Но орудие нужной мощности достигает таких колоссальных размеров, что вывести его в космос практически невозможно. Однако ходят упорные слухи: 30 лет назад это утверждение оспорил советский союз. и целью этого лазера были отнюдь не астероиды…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Легенда о "Скифе": как советский союз ответил на американскую программу сои»

ОТВЕТИЛ НА АМЕРИКАНСКУЮ ПРОГРАММУ СОИ

АБСОЛЮТНАЯ БЕЗЗАЩИТНОСТЬ ЗЕМНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ПЕРЕД УДАРОМ АСТЕРОИДА -ЭТО НЕ СЮЖЕТ ДЛЯ ЭФФЕКТНЫХ БЛОКБАСТЕРОВ, А РЕАЛЬНОСТЬ. АСТРОФИЗИКИ ИЗ КОРНЕЛЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (США) ПРЕДЛАГАЮТ ЗАЩИТИТЬ ПЛАНЕТУ ОТ АСТЕРОИДОВ С ПОМОЩЬЮ ГИГАНТСКИХ КОСМИЧЕСКИХ ЛАЗЕРОВ. НО ОРУДИЕ НУЖНОЙ МОЩНОСТИ ДОСТИГАЕТ ТАКИХ КОЛОССАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ, ЧТО ВЫВЕСТИ ЕГО В КОСМОС ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО. ОДНАКО ХОДЯТ УПОРНЫЕ СЛУХИ: 30 ЛЕТ НАЗАД ЭТО УТВЕРЖДЕНИЕ ОСПОРИЛ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. И ЦЕЛЬЮ ЭТОГО ЛАЗЕРА БЫЛИ ОТНЮДЬ НЕ АСТЕРОИДЫ...

Юрий Петрович Корнилов

Загадочный пуск

15 мая 1987 года произошел первый старт сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Для мировой космонавтики это стало сенсацией, однако официальное сообщение ТАСС о пуске было странным, даже абсурдным: «Вторая ступень ракеты... вывела в расчетную точку габаритно-весовой макет спутника. Макет. с помощью собственного двигателя должен был быть выведен на околоземную орбиту. Однако из-за нештатной работы бортовых систем на заданную орбиту не вышел и приводнился в акватории Тихого океана.»

Если на ракете стоял габаритно-весовой макет (такой аппарат сами ракетчики называют «болванкой») - собственных двигателей и систем на нем быть не могло в принципе.

Позднее в профессиональном сообществе ходили слухи, что якобы следившие за пуском американцы, сумев как-то проанализировать след от сгорающего в атмосфере так называемого макета спутника, предположили, что в мае 1987-го с помощью новой ракеты Советский Союз предпринял неудачную попытку вывести в космос сверхмощный газовый лазер. Так что же это был за «макет»?

Как советские конструкторы узнали, что такое лазер

23 марта 1983 года президент США Рональд Рейган объявил программу СОИ - Стратегической оборонной инициативы. Американцы собирались вывести на орбиту группировку орбитальных станций с лазерным оружием. Москва решила ответить.

Создание боевой лазерной платформы поручили конструкторскому бюро «Салют», имевшему

богатый опыт в создании тяжелых космических аппаратов. Проект вел заместитель генерального конструктора КБ Владимир Палло, ведущими конструкторами стали Эдуард Радченко и Юрий Корнилов.

- Мы тогда были филиалом НПО «Энергия», -рассказывает Юрий Корнилов. - Проект создания лазерной платформы назывался «Скиф». Планировалось создать корабль-двадцатитонник, выводимый «Протоном». Делать такие аппараты мы, конечно, умели, но сама «лазерная тема» была для нас новой, что такое лазер - никто не знал. Пугались даже самого слова. Но раз поручили - взялись. Мы почти сразу поняли, что это будет нечто колоссальное - и по размерам, и по весу.

Лазерная установка потребляла столько энергии, сколько не могли дать никакие солнечные батареи. Значит, придется тащить с собой на орбиту огромный запас топлива. Еще больше требовалось углекислого газа. Так появилась сложная система хранения и подачи рабочих тел - сотни баллонов 36-литровой емкости, соединенные группами по нескольку десятков штук, которые в КБ между собой называли «авоськами».

Но главная проблема состояла в том, что выстрела без отдачи не бывает. И лазера это тоже касается. Слишком низкий у него КПД - после выстрела образуется огромное количество лишнего тепла, которое надо сбрасывать. В космосе это проблема.

- Мы прекрасно понимали, что после такого выхлопа аппарат просто закрутит, - продолжает Корнилов, - значит, ни о какой точности не может быть и речи. Надо было сделать безмоментный выхлоп на две стороны, чтобы две струи уравновесили друг друга. Разработку назвали «штаны» -по внешнему сходству с этим предметом одежды.

Новое оружие надо было испытать в космосе. Значит, в экспериментальном «Скифе» в дополнение

Эдуард Тимофеевич Радченко

На всех фото на корпусе «Скифа» отчетливо видны другие названия. Дело в том, что название «Скиф», как и сам проект, было засекречено. Для аппарата придумали наименование «Полюс», которое нанесли на корпус перед отправкой на Байконур. Однако в начале ноября 1987-го, когда в монтажно-заправочном комплексе космодрома его уже состыковали с ракетой «Энергия», неожиданно пришло распоряжение генерального конструктора КБ «Салют» Дмитрия Полухина сменить и это название. Возможно, это было дополнительное легендирование военного корабля как новой орбитальной станции.

- Поступила команда нанести надписи «Мир-2», - рассказывает конструктор Эдуард Радченко. - В экспедиции был художник, который сделал это. А убрать надпись «Полюс» было невозможно, так как она находилась сбоку и к ней практически не было доступа. Так «Скиф» и полетел с двумя названиями.

Все военные испытания «Скифа» были зале-гендированы как научные эксперименты или проверка новой техники. Выбрасывание мишеней и нацеливание на них считалось испытанием новой системы стыковки. Выхлоп газов через систему безмоментного сброса (так называемые штаны), имитирующий работу лазерной установки, преподносился как научный эксперимент по взаимодействию газов в верхних слоях атмосферы, для чего «лазерный» СО2 был заменен на смесь ксенона с криптоном.

АРХИВ ВКО -

Мишенный ...........

комплекс

с отстреливаемыми мишенями

Стартовая конфигурация космического аппарата «Полюс»

(«Скиф-ДМ», 17Ф19ДМ)

Конфигурация КА «Полюс» в орбитальном

Функционально-служебный блок (ФСБ)

Солнечные батареи........•

Система хранения и подачи рабочих тел («авоськи»)

Система безмоментного выхлопа («штаны»)

||||||Н

■ ■л 9 К«*]

II '

Отделение головного обтекателя

иг 51

г 51

Отсек специальной аппаратуры ..........

Антенна бортовой радиолокационной станции ...............

Донный обтекатель

Первое включение двигателей «Полюса»

^ «Полюса»

Раскрытие солнечных батарей

У

рабос

Второе включение двигателей «Полюса»

Лазерная установка потребляла столько энергии, сколько не могли дать никакие солнечные батареи. Значит, надо брать на орбиту огромный запас топлива. Еще больше требовалось углекислого газа. Так появилась сложная система хранения и подачи рабочих тел -сотни баллонов 36-литровой емкости, соединенные группами по нескольку десятков штук, которые в КБ между собой называли «авоськами».

Сброс донного обтекателя

Активный участок РН «Энергия»

Отделение «Полюса» от РН

и

Сброс головного обтекателя

У лазера слишком низкий КПД - после выстрела образуется огромное количество лишнего тепла, которое надо сбрасывать. В космосе это проблема.

- Мы прекрасно понимали, что после такого выхлопа аппарат просто закрутит, -говорит конструктор Юрий Корнилов, - значит, ни о какой точности не может быть и речи. Надо было сделать безмоментный выхлоп на две стороны, чтобы две струи уравновесили друг друга. Разработку назвали «штаны» - по внешнему сходству с этим предметом одежды.

к системе наведения пришлось делать и комплекс для хранения и отстрела специальных надувных мишеней. Аппарат рос и тяжелел. В погоне за снижением веса совершили даже техническую революцию: впервые в истории корпус корабля сделали из углепластика, из-за чего он получил зловещий черный цвет. Однако первоначальное требование ограничить вес 20 тоннами, которые только и могла вывести на орбиту ракета «Протон», оказалось из области ненаучной фантастики - аппарат получался тяжелее вчетверо!

- А ведь это был еще не корабль, а только целевой модуль, - комментирует Юрий Корнилов. - Нужен был еще блок с системами управления и двигателями. К счастью, у нас существовал задел по транспортным кораблям снабжения.

Пилотируемые транспортные корабли снабжения (ТКС), некогда созданные в КБ «Салют», были гораздо крупнее и комфортнее знаменитых «Союзов», но построено их было очень мало. Поднять их на орбиту мог только все тот же «Протон», летающий на крайне токсичном гептиле. Именно из-за ядовитого топлива ракеты сажать в эти корабли космонавтов так и не решились. ТКС иногда использовали в качестве автоматических грузовиков для орбитальных станций. Один из таких кораблей переименовали в ФСБ (функционально-служебный блок) и соединили с целевым модулем. Так родилась боевая лазерная платформа «Скиф-Д». «Д» означало «демонстрационный» - все же биться первому орбитальному лазеру предстояло не с реальным супостатом, а с собственными мишенями. Это был гигантский корабль длиной около 40 метров и весом под 90 тонн. Ничего подобного в мире еще не создавалось.

- Мы ориентировались на ракету «Энергия», которая тогда только создавалась головной фирмой. Ее делали под «Буран», но и нам она подошла, ведь как раз на такую нагрузку она и была рас-

считана, - продолжает наш собеседник. - И где-то с мая 1985-го идеология корабля нам стала понятна. Мы начали делать чертежи, проводить первые испытания. По составленному графику мы уже через пять лет представили бы первый образец. Но времени нам не дали.

Из области фантастики

Первый старт ракеты «Энергия» был намечен на сентябрь 1986 года. Но строительство «Бурана» отставало от графика - требовалось еще года полтора-два. В итоге от министра общего машиностроения Олега Бакланова КБ «Салют» получило задачу: сделать габаритно-весовой макет («болванку») для «Энергии». Срок - один год. Для «болванки» было решено использовать корпус «Скифа», заполнив его водой или песком.

- Через неделю Бакланов сам приехал к нам и сказал: «Жалко тратить пуск столь бездарно. Сделайте аппарат с недельным сроком существования на орбите», - рассказывает Юрий Корнилов. - Тут мы почесали головы: сделать за год с нуля такую машину еще никому не удавалось. Это ведь полноценный корабль, который может управлять процессами, ориентироваться... Единственное, что пришло на ум - поскрести по нашим сусекам, найти какие-то запасные приборы. Нашли. Но у них уже кончались гарантийные сроки, надо проверять, продлевать. А еще через неделю Бакланов опять позвонил (приехать уже не рискнул): «Ребята, надо сделать аппарат, который на орбите жил бы месяц». Что тут скажешь. Ведь если «недельная» машина могла прожить на аккумуляторах, то тут нужны солнечные батареи, полноценное энергоснабжение - и нам дали всего год!

По сути, от разработчиков требовали чуда. И в КБ «Салют» решили запускать «Скиф» - пусть и максимально упрощенный. Предстояло сде-

V. .чГ ' ^

- На следующий день после падения «Скифа» в океан нам с начальником проектного отдела велено было явиться в ЦУП для доклада министру, -вспоминает конструктор Юрий Корнилов. - Мы подготовились, прихватили все мыслимые и немыслимые плакаты, всю наглядную информацию. Ждем его по стойке смирно. Открывается дверь, появляется Бакланов и с порога очень эмоционально: «Ну что же вы! Я же вас просил! Я же вас предупреждал! А вы? Эх, вы...» Повернулся и ушел...

лать не только целевой боевой модуль. Вдруг выяснилось: функционально-служебного блока -того самого ТКС - тоже нет...

- Все корабли ТКС были уже запущены, - вспоминает конструктор Эдуард Радченко, - последний превратился в модуль «Квант» для станции «Мир». Оставался только комплексный стенд, земной электрический аналог, на котором проверяли работу оборудования. Из него и решили сделать летное изделие.

Это был огромный риск, поскольку провести весь комплекс испытаний только на летном аппарате было невозможно. Приборы и системы «Скифа» создавались на 70 предприятиях во всех концах страны. Они приходили на Байконур и сразу монтировались на корабль.

Далеко не все поставщики укладывались в авральные сроки. К намеченному сроку - сентябрь 1986-го - не были готовы ни сам аппарат, ни ракета «Энергия», ни штатный стартовый комплекс. В итоге пуск было решено перенести на универсальный комплексный стенд-старт (УКСС), который тоже требовал доработки.

Тем не менее 11 февраля 1987 года комплекс «Энергия-Скиф» был установлен на пусковом устройстве. До середины мая заправленный топливом, газами, с заряженными бортовыми источниками энергопитания «Скиф» простоял на стартовом столе, пережив за три месяца самые экстремальные климатические нагрузки: температуры от -30 до +30° С, вьюги, дожди и пыльные бури. Но, как оказалось, главное предполетное испытание было впереди.

Как перестройка звездным войнам помешала

1987 год - время перестройки и «нового мышления». Михаил Горбачев использовал любую возможность, чтобы требовать сворачивания программы СОИ. Он говорил о советских мирных инициативах, что не столько производило впечатление на американцев, сколько вселяло тревогу в отечественный ВПК. Тогда у многих зародилось подозрение - не потому ли Олег Бакланов требовал запустить «Скиф» в столь сжатые сроки.

- На всех совещаниях Бакланов давил, что называется, по-черному, - рассказывает Юрий Корнилов, - не принимал никаких оправданий. Говорил одно: не хватает денег - я дам, не можете сделать - мы вас заменим. Вот и весь разговор.

Не исключено, что, будучи секретарем ЦК КПСС, а значит, видя перспективы политики Политбюро, министр стремился любой ценой провести испытания, пока программу не прикрыли. Это, конечно, были только предположения, но когда

11 мая 1987 года на Байконуре приземлился Ил-62 Генерального секретаря ЦК КПСС Горбачева, самые худшие опасения сразу подтвердились.

- Как рассказывал главный конструктор «Энергии» Губанов, Горбачев ему сразу заявил, что, мол, пуск мы вам не разрешим, - вспоминает Эдуард Радченко. - Тем не менее получить разрешение попытались и получили. Но на все эксперименты на «Скифе» был полный запрет.

На орбиту и так должен был отправиться отнюдь не боевой «Скиф-Д» - сделать его за предоставленный срок было нереально. К «Энергии» был пристыкован «Скиф-ДМ» - демонстрационно-макетный. На нем вообще не было лазера. Задачей было выпустить мишени, прицелиться и осуществить сброс газов через «штаны», проверяя тем самым систему стабилизации станции при работе лазерной установки. Чтобы в США не возникло подозрений, что испытывается будущая боевая система, все испытания были надежно залегендированы под эксперименты Академии наук, которая даже считалась заказчиком корабля.

Но запрет Москвы пересмотру не подлежал. Если таким образом Кремль стремился оградить себя от подозрений в милитаризации космоса, то едва ли это было грамотное решение.

- Мы понимали, что молчащий аппарат на орбите произведет очень странное впечатление, -рассказывает Юрий Корнилов. - Наверняка он вызовет множество вопросов за рубежом: зачем мы запустили эту грандиозную 8о-тонную штуку, какой в этом смысл? Но поделать с этим мы ничего не могли.

Чтобы успокоить Вашингтон, могли запретить следующий старт «Энергии» - это было слишком хорошо видно по визиту Горбачева. А ведь второй старт - с «Бураном».

Почему погиб «Скиф»

Итак, 15 мая 1987 года в 21:30 огромная ракета «Энергия» с космическим аппаратом «Скиф-ДМ» стартовала в космос.

Недавно ушедший из жизни генерал-майор Владимир Гудилин, который руководил пусками обеих «Энергий», вспоминал, как у конструкторов «Скифа» кто-то даже спрашивал - не была ли гибель их корабля заранее решена, чтобы спасти старт «Бурана». Отделившись от ракеты-носителя, космический аппарат вдруг устремился в воды Тихого океана, строго в район затопления второй ступени «Энергии», словно по заранее рассчитанной траектории. Тем самым он разом снял все возможные политические вопросы.

Однако причиной аварии была ошибка в программе системы управления, «поймать» которую на Байконуре было невозможно. Дело в том, что «Скиф» крепился к носителю весьма необычно -хвостом вперед, что было удобно по прочностным требованиям. После отделения от ракеты он отстреливал закрывавший корму обтекатель и должен был развернуться. Двигатели и система управления стояли на функционально-служебном блоке (ФСБ) - бывшем транспортном корабле ТКС. И оказалось, что в системе управления ФСБ остались участки старой программы полета именно дляТКС.

- Управление осуществлялось двигателями ориентации тягой 40 кг и 1,2 кг, - рассказывает Эдуард Радченко - У ТКС после выхода на орбиту идет этап открытия солнечных батарей. Чтобы не повредить их каким-нибудь рывком, пока они не встанут на замки, стоит запрет на работу двигателей 40-килограммовой тяги, могут работать только двигатели тягой 1,2.

По программе «Скифа» на 460-й секунде он должен развернуться. И разворот, и последующее торможение, когда аппарат ляжет носом на курс, осуществлялись именно 40-килограммовыми двигателями. Сработал первый раз двигатель -начался разворот. А торможения не произошло -оставшаяся от ТКС программа сочла, что открываются батареи, и поставила на работу двигателей

запрет. Корабль закрутило, а тут включились двигатели коррекции тягой 1,2 - у них своя программа. Потеряв стабилизацию, «Скиф» нырнул в океан. Глупость, просто глупость.

Вы, кажется, что-то имели за Марс?

Официального расследования на высшем уровне, которое всегда начиналось при подобных космических происшествиях, не было. Такое наступило время. Осенью 1987-го, еще до старта «Бурана», тема «Скифа» была закрыта. Сегодня о нем мало кто помнит - остались только легенды о сверхсекретной орбитальной станции с мощной лазерной пушкой на борту. Поистине революционное наследие этого вроде бы не долетевшего до космоса корабля не оценено по заслугам до сих пор.

- Запуск был, отделение от носителя произошло, - говорит Юрий Корнилов. - Все манипуляции с поворотами прошли, обтекатель был сброшен. Оставалось одно - перевернуться и выйти на орбиту. Вот этого сделано не было по причине нелепой ошибки в программе, которая к аппарату, собственно, отношения-то не имеет. Но вся «корабельная логика» работала. Аппарат доказал, что он может летать.

«Скиф», он же «Полюс», он же «Мир-2» - это первый и по сию пору единственный в мире доказавший свою жизнеспособность космический корабль 100-тонного класса. Аналогов ему просто не существует. Возможно, если мыслить категориями сегодняшнего дня, не заглядывая в ближайшую перспективу, прямо сейчас для него задач нет. Но, как сказали бы в Одессе: «Вы, кажется, что-то имели за Марс?»

Вместо послесловия: фантастические рассказы о лазерном оружии становятся реальностью?

Не так давно заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, выступая в Сарове на торжественном мероприятии, посвященном 70-летию Российского федерального ядерного центра - Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики, сообщил, что Вооруженные силы России получили отдельные образцы лазерного оружия. Он отметил, что оружие на новых физических принципах является не экспериментальным, а уже стало реальностью.

Через 100 лет освоение космоса может прекратиться из-за космического мусора

Развитие космической отрасли на Земле может остановиться через одно-два столетия, если не будет решена проблема космического мусора в околоземном пространстве, считают участники научной конференции «Космонавтика XXI века».

«В процессе заслушивания и обсуждения докладов участники обменялись мнениями по вопросам создания долговременной лунной базы, развития космической ядерной энергетики, перспективных технологий передачи информации в условиях ограниченных ресурсов и по многим другим тематикам. Освещалась проблема космического мусора - если не заниматься ее решением, то, по прогнозам, через 100-200 лет развитие космической деятельности может прекратиться», - говорится в сообщении головного научного института «Рос-космоса» ЦНИИмаш, на базе которого прошла конференция.

В конференции приняли участие 600 специалистов ракетно-космической отрасли.

Согласно ежеквартальному отчету Космического центра имени Джонсона, к июлю этого года на околоземной орбите находилось 17729 рукотворных объектов, включая 4242 действующих и вышедших из строя спутника, а также 13487 ступеней ракет-носителей, разгонных блоков, другой космической техники и ее обломков.

Первое место по объему космического мусора занимает Россия с 6318 космическими объектами, США - на втором месте с 5663 единицами, Китай -на третьем месте с 3779 объектами.

Источник: ТАСС

рукотворных объектов находится на околоземной орбите

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(данные на июль 2016 года)

Люксембург инвестировал в разработку ресурсов на астероидах

Правительство Люксембурга стало главным акционером американской Planetary Resources - недавно созданной компании, которая будет специализироваться на добыче ресурсов на астероидах. Объем правительственных инвестиций - 25 миллионов евро.

Еще раньше деятельностью компании заинтересовался один из основателей Google Ларри Пейдж, который также вложился в разработку астероидов.

Представитель правительства Люксембурга войдет в совет директоров Planetary Resources.

Глава компании Крис Левицки сообщил агентству Рейтер, что полученное финансирование позволит компании запустить первый проект по геологической разведке на астероиде уже к 2020 году.

На астероидах возможна добыча тяжелых металлов, которые будут после первичной переработки в космосе отправляться на Землю. Железо, никель, вольфрам и ряд других металлов будут использоваться для создания космических аппаратов и оборудования прямо в космосе.

Источник: РИА «Новости»

К 2050 году процесс глобального потепления может резко ускориться

Ученые из Нидерландского института экологии выяснили, что к середине нынешнего века около 55 триллионов килограммов углерода может быть выпущено из почвы в атмосферу, если климат продолжит меняться и дальше. Свои выводы ученые опубликовали на страницах журнала Nature.

«Эффект будет эквивалентен добавлению на нашу планету еще одной промышленно развитой страны размером примерно с США, - сказал автор исследования Том Кроутер. - Если процесс изменения климата продолжится, то к 2050 году в атмосферу будут выброшены дополнительные 55 триллионов килограммов углерода». Причем выброшен углерод будет в виде парниковых газов: двуокиси углерода (CO2) и метана (CH4).

«Это на 17% больше прогнозируемых выбросов парниковых газов из-за деятельности человека в течение этого периода», - рассказал Кроутер. Парниковые газы могут еще больше ускорить процесс глобального потепления, которое, в свою очередь, повлияет на почву, что напоминает эффект домино.

В ходе исследования экологи учитывали субарктические регионы. «В высоких широтах находятся самые большие запасы углерода, поэтому там эффект от изменения климата проявится в наибольшей степени», - объяснил Кроутер. Выпуск запасов углерода ускорится в связи с изменением климата, которое стимулирует жизнь, протекающую в почвенной среде. Например, микроорганизмы в почве станут более активными. Также необходимо учитывать факторы, которые могут замедлить или ускорить этот процесс. Так, с большой концентрацией СО2 в атмосфере растения будут вырастать гораздо быстрее.

«Теперь, когда этот вопрос был изучен до конца, необходимо соответствующим образом скорректировать международные климатические модели и сделать это как можно быстрее», - заключил Кроутер.

Ученые назвали планеты, на которых сможет жить человек

Открытие экзопланеты Проксимы Ь вызвало интерес по отношению к другим планетам за пределами Солнечной системы. Ученые ищут ответ на вопрос: куда сможет переместиться человечество, когда из-за прогнозируемых глобальных изменений климата Земля станет непригодной для жизни. В 2010 году Стивен Хокинг предсказал, что людям в конечном итоге придется отказаться от своей планеты, чтобы выжить.

Существует четыре планеты «земного типа», на которые в перспективе мог бы переселиться человек.

Вольф 1061 с. Эта экзопланета является ближайшей к Земле планетой вне Солнечной системы после недавно обнаруженной Проксимы Ь. Вольф 1061 с находится примерно в 13,8 световых лет от Земли. Ученые утверждают, что на ее поверхности возможно существование воды.

Глизе 832 с. Также известна как «суперземля». Была названа так из-за массы, которая в пять раз больше массы нашей планеты. Глизе 832 с находится в 16 световых годах от нас, удалена от Солнца на такое же расстояние, как и наша планета, и показывает аналогичную земной картину сезонных изменений.

Глизе 667 Сс и ТРАППИСТ-^ - самые отдаленные от Земли планеты из ныне известных, но на них также возможно человеческое существование, утверждают ученые.

Источник: natureworldnews.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.