Траектории мысли
Легализация проституции: «за» и «против»
С. Л. Панов*
В течение многих веков проституция как социальный феномен считалась формой сексуального поведения людей определенной категории. В различных культурах, религиях отклонения в поведении, особенно сексуальные, осуждались и преследовались. Закономерно, что идея выделить секс-работников в особую группу существовала на протяжении всей истории конфликта этого явления с обществом1.
В последние десятилетия в связи ростом инфекций, передаваемых половым путем, коммерческий секс и участники этого бизнеса вновь оказались в центре внимания. Работающие в сфере сексуальных услуг традиционно считались наиболее уязвимыми как в плане инфицирования ВИЧ и иными заболеваниями, так и самыми активными с точки зрения распространения этих недугов, что послужило поводом для новых исследований в области сексуального поведения и изучения его факторов риска2.
Однако не стоит забывать, что проституция — это прежде всего особый способ зарабатывания денег. Такое положение вещей сложно оценить объективно, так как существуют этические, моральные, экономические и личностные аспекты, которые невозможно игнорировать только потому, что для кого-то они выглядят неубедительными. Проституция возникла в давние времена, сегодня процветает, и то, что эта древнейшая профессия имеет будущее, к сожалению, сомнений не вызывает3.
Сегодня только в Москве работают до 30 тыс. жриц любви. В России, если исходить из того, что в каждом крупном городе (а таковых более 90) работает примерно до 2 тыс. проституток, то указан-
ным видом деятельности занимается, по крайней мере еще более 180 тыс. человек, в том числе и мужского пола. По мнению экспертов, оборот российского рынка интимных услуг составляет не менее 25 млрд рублей, или около 700 млн долларов в год4.
Кроме того, вызывает тревогу не только проституция как, безусловно, негативный феномен, но и связанные с ней антиобщественные процессы: наркомания, венерические заболевания, вовлечение в занятие проституцией несовершеннолетних и др., существенно нарушающих права граждан и разрушающих нравственные устои социума.
В последние десять-пятнадцать лет проблема проституции рассматривается в России, как правило, в одной плоскости — легализировать ее или продолжать игнорировать. Будучи способом существования для немалого числа женщин и мужчин, проституция оскорбляет общественную нравственность. Вместе с тем она практически неистребима. В нашей стране ей периодически объявляется война. Идеологический парадокс здесь заключается в том, что чем больше возгласов «против», тем более снисходительным становится общество к проституции. Более того, произведения искусства, занимаясь ее псевдоразоблачением, фактически эффективно ее рекламируют5.
Если различные государственные меры — социально-экономические, воспитательно-нравственные, законодательные — не в состоянии избавить общество от этого пагубного явления, то целесообразно направить общие усилия на устранение проблем, сопутствующих ему.
* Постоянный автор нашего журнала.
Все направления в данном случае условно могут быть распределены по группам — от полного запрещения до декриминализации и легализации. В свою очередь, аргументы в пользу последнего тоже разветвляются. Во-первых, это оценка проституции в плане того, чего в ней больше — пользы или вреда. Во-вторых, это результаты — позитивные или негативные — возможной легализации.
В Государственной Думе Российской Федерации разрабатывался законопроект о легализации проституции. По мнению разработчиков, принятие указанного документа позволит решить ряд проблем, связанных с деятельностью проституток: снизить уровень заболеваний, передающихся половым путем, обеспечить профессиональную безопасность вовлеченных в этот вид занятий лиц и др. Законодательная инициатива широко обсуждалась, находя как сторонников, так и противников6.
Подразумевается, что декриминализация касается всей «индустрии секса», а не только ее главной части. Легализация фактически преобразует публичные дома, секс-клубы, массажные салоны и иные места в законные объекты коммерческой реализации сексуальных услуг, которые процветают сейчас благодаря ничтожности ограничений. Кроме того, вокруг проституток создается сеть посредников: охранников, обеспечивающих улаживание конфликтов с правоохранительными органами, врачей-венерологов, диспетчеров, таксистов требующих «свою» долю из дохода жриц любви.
Указанные заведения чаще всего из-за несовершенства законодательства работают как легальные, поэтому правоохранительным органам чрезвычайно сложно доказать противоправность их деятельности. В результате привлечь к ответственности сутенера, руководителя «досугового» агентства или иного предприятия практически невозможно. Поэтому представители органов охраны правопорядка получают уникальную возможность контролировать этот бизнес посредством угрозы его внесудебного разрушения (внезапные проверки, задержания, угрозы привлечении владельцев к административной ответственности и др.).
В случае легализации проституции часть участников этого бизнеса не эксплуатировалась бы сутенерами или теми, кто контролирует их заработок, перемещение и проживание. Общеизвестно, что в лучшем случае женщины получают около 50% от прибыли, однако чаще всего они имеют не более 30%, а то и вовсе вынуждены торговать собой лишь за еду и одежду. Узаконив проституцию, можно будет более успешно бороться с криминалом и коррупцией, которые ее окружают.
Естественно, что до принятия решения о легализации указанного явления необходимо разработать нормы, определяющие, в каких местах можно заниматься проституцией, где и каким образом рекламировать данные услуги; работники этой сфе-
ры должны соблюдать санитарно-гигиенические нормы и иные правила, за нарушение которых необходимо ввести административную и даже уголовную ответственность.
Проституция тесно связана с преступностью: вовлечение в занятие проституцией нередко не достигших совершеннолетия и даже малолетних"7, организация и содержание притонов, заражение венерическими болезнями, ВИЧ-инфекцией и др. Проститутки чаще стали участвовать в совершении квартирных краж в роли наводчиц, разведчиц, а порой и непосредственных исполнительниц (особенно в так называемых клофелино-вых делах8). Легализация проституции приведет к дальнейшему росту преступности вокруг нее.
Взаимосвязь проституции и преступности существует, но легализация если не улучшит то во всяком случае не ухудшит криминальную ситуацию. Кроме того, если профессия «проститутка» станет законной, то не произойдет автоматической отмены преследования и наказания за сутенерство, организацию и содержание притонов, вовлечение в занятие проституцией. В России в 2005 г. было зарегистрировано 390 преступлений (рост к предыдущему году составил 41,3%) по ст. 240 УК РФ («Вовлечение в занятие проституцией»); 1039 (+6,5%) — по ст. 241 УК РФ («Организация или содержание притонов для занятия проституцией») и 333 (+8,1%) по ст. 151УК РФ («Вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий»)9. По всем перечисленным видам преступных посягательств отмечен рост числа зарегистрированных деяний, и резерв к его увеличению в полной мере не исчерпан.
По мнению ряда экспертов, если легализовать этот вид бизнеса, то секс-работницы будут самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью. Они обязательно станут проходить медицинскую проверку, что даст возможность сохранить здоровье. Улучшится криминальная обстановка, нормализуются трудовые отношения, и, наконец, появятся определенные права и возможность их отстаивать.
К деструктивным факторам проституции относится постоянное вовлечение в этот промысел новых участников. Легализация профессии интенсифицирует процесс, в том числе с помощью молодежи. Согласно статистическим данным10, в занятие проституцией вовлечены в основном женщины репродуктивного возраста. Это значит, что некоторая их часть, перенеся «профессиональные» заболевания, хирургические вмешательства и разного рода психические травмы, не сможет создать полноценной семьи и родить здоровых детей, что сказывается на демографической ситуации.
Снижение либо увеличение рождаемости не находится в прямой зависимости от проституции.
Рост числа проституток и «омоложение» бизнеса в целом связано с социально-экономической ситуацией в стране, а не с разрешением или запретом проституции. Повышение жизненного уровня, улучшение социальной политики государства в сфере семьи, материнства и детства не только повысят рождаемость и улучшат демографическую ситуацию в стране, но и послужат для многих девушек и женщин мотивом для отказа от проституции.
Деньги от проституции пополняют теневые доходы организованной преступности и используются в противоправной деятельности (например, подкуп чиновников, работников правоохранительных органов, представителей СМИ и т. д.). Запрет проституции лишит преступные формирования одного из источников финансирования.
Факт наличия проституции неоспорим, разумнее признать это официально, поскольку это немалый источник доходов. Зачем отдавать их представителям криминальной экономики, выгоднее обложить этот бизнес налогами, которые пополняли бы государственную казну, направлялись бы в социальную сферу.
Легализация проституции устранит все законные препоны, мешающие преступным международным сообществам поставлять «живой» товар, будет способствовать росту секс-торговли и может значительно затруднить реализацию соответствующих мер по противодействию купле-продаже секс-рабов.
Торговля людьми — самостоятельный вид преступления и прямо не связан с наличием или отсутствием в той или иной стране запрета на занятие проституцией. Более того, разрешение на государственном уровне продавать себя может положительным образом сказаться на динамике преступности, связанной с нелегальной международной торговлей женщинами.
Легализованная проституция демонстрирует несвободу женщины, ее абсолютную социальную незащищенность и отсутствие у нее возможности выбора достойного способа существования. Проституция уничтожает человеческое достоинство (это прежде всего касается тех, кто работает в публичных домах или под присмотром сутенеров, где о свободе вообще говорить не приходится).
Многие женщины идут на такого рода промысел не потому, что существует проституция, а из-за материальных трудностей. Сегодня молодым девушкам из малообеспеченных семей проблематично получить достойное образование и найти хорошо оплачиваемую работу. Нередки ситуации, когда, выйдя в раннем возрасте замуж, родив ребенка, женщина остается одна со своими проблемами. Довольно много проституток, имеющих детей, которых необходимо содержать. Других возможностей для нормальной жизни государство и общество в большинстве случаев им не предоставляет.
Находясь вне поля действия закона, проститутки абсолютно бесправны. Они становятся объектом насилия и различного рода преступлений. Кроме того, у них нет возможности осуществлять свою деятельность на законных основаниях и получать за свой труд вознаграждение.
Проституция — антиобщественное, аморальное явление, которое необходимо искоренять. Легализация проституции приведет к дальнейшему падению нравов в обществе (особенно среди несовершеннолетних и молодежи), пагубно скажется на семейных отношениях, демографических процессах, воспитании подрастающего поколения. Принятие соответствующего закона будет означать признание проституции приемлемой для общества, что идет вразрез с российскими традициями и менталитетом.
Этот социальный феномен имеет многовековую историю и обширную географию, и неудачные попытки подавить, ликвидировать ее путем репрессивного правового регулирования показывают, что она не может быть искоренена таким способом. Легализация проституции не исключает обязанности соответствующих структур вести профилактическую работу в данной сфере.
Проституция считается зоной повышенного риска и будет таковой, пока, легализовавшись, не войдет в сферу товаров и услуг. «Службы знакомств», интим-магазины и стриптиз-клубы еще недавно считались в нашем обществе абсолютно неприемлемыми. Однако именно там можно разрешать некоторые сексуальные проблемы, пока еще не ставшие комплексами.
Государство, вместо того чтобы бороться с таким положением, когда женщина в силу социально-экономических причин вынуждена продавать себя за деньги как вещь, предлагает узаконить этот процесс и выступает в качестве коллективного сутенера. Если проститутки будут считаться работниками, сутенеры — бизнесменами, а клиенты — потребителями услуг, правительство, легализуя проституцию как экономический сектор, фактически снимет с себя ответственность за нормальное трудоустройство участников аморального бизнеса.
К сожалению, в данном случае государство из двух зол вынуждено выбирать меньшее. Товарноденежные отношения, как и секс, нельзя отменить волюнтаристски, нельзя лишать граждан возможности зарабатывать на жизнь, пусть и безнравственным способом.
Там, где проституция находится под присмотром государства, и профсоюзы не позволяют устраивать конвейер из человеческих тел, по многим параметрам — социальным, материальным, медицинским — проститутки оказываются в привилегированном положении.
В России начинает усиливаться тенденция заражения ВИЧ-инфекцией половым путем: в некоторых регионах указанный способ распространения ВИЧ достигает 30%. В основном переносчиком инфекции половым путем являются лица, занимающиеся проституцией. Легализация разовьет названную тенденцию11.
В данном аргументе логика весьма своеобразна. Общественная опасность неконтролируемой проституции очевидна. Одной из мер борьбы с ней служит постоянный медицинский и санитарно-гигиенический контроль над проститутками. Его отсутствие может привести к печальным последствиям. Государственная опека, напротив, уменьшит риск распространения венерических и иных заболеваний. Консервируя проституцию в ее нынешнем виде, государство превращает ее в рассадник венерологических заболеваний.
Согласно проведенным Уральским институтом дерматовенерологии и иммунопатологии исследованиям, за легализацию проституции высказались 84,0% опрошенных врачей из 76 регионов России. По их убеждению, именно государственный контроль снизит уровень заболеваний, передающихся половым путем, обеспечит безопасность проституток и 12
их клиентов12.
Женщины, работающие в секс-индустрии, не желают ее легализации. Однако ряд научных изысканий свидетельствует, что большинство жриц любви являются сторонниками легализации проституции. Так, по данным опросов 1998-1999 гг., 95,1% из 210 опрошенных профессиональных московских проституток считают необходимой легализацию проституции в России. Основной аргумент — защита прав девушек, зарабатывающих сексом. Узаконив проституцию, государство решило бы и эту проблему. Разумно и необходимо разработку соответствующих документов вести, опираясь на мнение самих секс-работниц13.
Легализация проституции увеличит спрос на нее, усилит мотивацию обращения к такой услуге. Подобное развитие событий может распространиться за рамки дозволенного.
Проституцию недаром называют древнейшей профессией. Она существовала и существует при любых режимах и правительствах, любых формах общественного устройства. Даже в относительно благополучном советском государстве, где, как известно, «секса не было», а вместо полового воспитания предлагался кодекс строителя коммунизма, немало внешне благополучных граждан было втянуто в сферу продажной любви. Потребность в сексе естественна, как потребность в еде или сне. Если есть спрос, всегда появится предложение. Если закон не предлагает легальных путей удовлетворения спроса, выполнение этих задач берут на себя криминальные сообщества.
Проституция запрещена во многих развитых странах мира. Почему бы России не последовать их примеру?
В мире существует три модели взаимоотношений государства и проституции. Первая более всего
распространена в Швеции, где сурово карается не
14
только поставщик услуг, но и клиент-заказчик14.
Вторая модель бытует в Германии: проституция легализована, работают профсоюзы проституток, последние платят налоги в казну.
Третья модель существует во Франции, где это ремесло не запрещено, за исключением функционирования публичных домов.
В ряде стран работа «на панели» приравнена к индивидуальной трудовой деятельности, а каждая проститутка обязана приобрести патент, строго регламентирующий сферу ее деятельности, за малейшее нарушение которой полагается крупный штраф. В других государствах за проституцию наказывают, когда ею занимаются в запрещенных местах, в неподобающее время суток и когда она угрожает нравственности несовершеннолетних.
По мнению ряда ученых и экспертов, изучение зарубежного опыта воздействия на проституцию позволяет прийти к следующему выводу: данное явление может быть узаконено, но необходимо введение административной (а в исключительных случаях и уголовной) ответственности за нелегальное занятие проституцией в случаях:
- уклонения от регистрации в соответствующих органах, регулярного медицинского контроля и осмотра; уплаты налогов с доходов от деятельности;
- занятия проституцией в запрещенных для этого местах или в запрещенное время либо лицом, не достигшим совершеннолетия.
Анализируя точки зрения сторонников и противников легализации проституции, заключаем, что данная проблема актуальна, и для ее решения необходима продуманная и последовательная политика государства. Легализация проституции возможна лишь на базе предварительных мероприятий, которые условно можно разделить на несколько блоков.
1. Правовой блок. Разработка нормативной базы для регулярного и эффективного государственного контроля за секс-бизнесом.
2. Организационный блок. Государственная регистрация структур, предоставляющих интимные услуги, либо женщин как частных предпринимателей при наличии соответствующих требований: совершеннолетие; регистрация по месту жительства; регулярность медицинских освидетельствований как декретированной группы и пр.
3. Профилактический блок. Вакцинация, психологическая помощь и консультирование по вопросам личной профилактики, внедрение эффективных форм полового просвещения детей и подростков на основе межведомственного подхода к проблеме
с привлечением врачей, педагогов, социологов, психологов, общественных организаций, церкви15 .
Проституция будет сокращаться, если общество изживет аморальные формы стяжательства, наживы, заменив их другой системой ценностей, по мере формирования у людей чувства гордости, достоинства, значимости собственного бытия, когда акт продажности будет вызывать искреннее осуждение, а не скрытую зависть к доходам от него, когда, наконец, каждый участник секс-индустрии сможет в действительности работать по способностям и получать по труду.
1 См.: Экспертные оценки проблем проституции в СССР // Проблемы борьбы с девиантным поведением. — М., 1989; Когут А. Е., Козлова Е. Л., Слуцкий Г. А. Проституция среди молодежи и «сексуальная революция» в России: (социологические наблюдения) // Школа гуманитарных наук № 1. (Спецвыпуск). — СПб., 1994.
2 См.: Вагин И. О., Глущай А. И. Основной инстинкт: Психология семейных отношений. — СПб., 2004; Якоб-чук А. В. Эпидемия ВИЧ/СПИДа и тенденции поведения лиц, потребляющих инъекционные наркотики (ПИН) // Микробиология, эпидемиология и иммунобиология. — 2000. — № 4. — С. 100-103; Бабошин В. В. Феномен проституции в современной России: автореф. дис.... канд. со-циол. наук. — Ставрополь, 1999.
3 См.: Блох И. История проституции / пер. с нем. — СПб., 1994; Вагин И. О., Глущай А. И. Указ. соч.
4 См.: Побегайло Э. Ф. Отзыв официального оппонента на диссертацию «Проституция как объект криминологического исследования», предоставленную Шлаковым А. Е. на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.08 // Уголовное право. — 2004. — № 1; Станская А. А. Проституция несовершеннолетних — социальная и правовая проблема общества / науч. ред. С. Ф. Милюкова. — СПб., 2005.
5 См.: Селезнев М. А. Проституция как антисоциальное явление: учебно-методическое пособие. — М., 2002;
Ландо А. Легализация проституции не есть ее оправдание или поддержка // Независимая газета. — 2000. — 12 февр.
6 См.: Гилинский Я. Н. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений. — СПб., 2004.
7 См.: Гоноченко О. А., Пудовочкин Ю. Е. Защита несовершеннолетних от сексуальных совращений и сексуальной эксплуатации: Уголовно-правовые проблемы. — Ставрополь, 2003; Проституция и преступность. — М., 1991. — С. 5.
8 Если в 70-80-х гг. прошлого века преступления с применением клофелина совершались в основном в курортных городах или на железнодорожном транспорте, то сейчас они совершаются на территории всей страны.
9 См.: Состояние преступности в России за январь-декабрь 2005 г. — М., 2006; Белов Н. В. Сутенеры и проститутки: Проституция в древности и сегодня // Энциклопедия преступлений и катастроф. — М., 1998.
10 См.: Аномальное сексуальное поведение / под ред. А. А. Ткаченко, Г. Е. Введенского. — СПб., 2003.
11 См.: Ходорыч А., Голикова Л. Панель да любовь // Коммерсантъ деньги. — 2001. — № 17-18.
12 См.: Станская А. А. Указ. соч.
13 См.: Дьяченко А. П., Синельникова Н. А., Шлык С. В. Эксплуатация проституции в России. — М., 1999.
14 См.: Борьба с проституцией и иными правонарушениями в сфере общественной нравственности за рубежом // Вестник МВД России. — 1997. — № 4; Дьяченко А. П. Борьба с проституцией: (зарубежный опыт, международное сотрудничество, реформа уголовного права) // Актуальные проблемы девиантного поведения и международное сотрудничество в их изучении: мат-лы между-нар. конф. — М., 1990.
15 См.: Куликова М. С. Криминологическая характеристика проституции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — СПб., 2000; Дьяченко А, Цымбал Е. Социальный контроль над девиантным сексуальным поведением // Социальный контроль над девиантностью в современной России. — СПб., 1998; Криминология: учебник / под ред. В. Д. Мал-кова. — М., 2004; Закорюкина О. Проституция: легализация или запрет // Наш Екатеринбург. — 2005. — 22 дек.