Научная статья на тему 'Легализация капитала сомнительного происхождения'

Легализация капитала сомнительного происхождения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАПИТАЛ / ИСТОЧНИКИ ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ / ДЕКЛАРАНТ / НОМИНАЛЬНЫЙ ВЛАДЕЛЕЦ КАПИТАЛА / ФАКТИЧЕСКИЙ ВЛАДЕЛЕЦ КАПИТАЛА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / ГАРАНТИИ УЧАСТНИКАМ ПРОГРАММЫ ПО АМНИСТИИ КАПИТАЛА / РЕПАТРИАЦИЯ ИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гетьман В.Г.

В статье рассматривается необходимость внесения изменений и дополнений в федеральный закон, посвященный амнистии капитала. Уточняются условия, при которых декларанты должны освобождаться от уголовной и (или) административной ответственности за совершенные ими ранее правонарушения в области, связанной с формированием капитала, находящегося в их собственности. Предлагается ряд мер, направленных на активизацию процессов по возврату из зарубежья отечественного капитала в Россию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Легализация капитала сомнительного происхождения»

ПРОБЛЕМЫ. МНЕНИЯ. РЕШЕНИЯ

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ КАПИТАЛА СОМНИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

В. Г. ГЕТЬМАН, доктор экономических наук, заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации, профессор кафедры бухгалтерского учета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва, Российская Федерация

В статье рассматривается необходимость внесения изменений и дополнений в федеральный закон, посвященный амнистии капитала. Уточняются условия, при которых декларанты должны освобождаться от уголовной и (или) административной ответственности за совершенные ими ранее правонарушения в области, связанной с формированием капитала, находящегося в их собственности. Предлагается ряд мер, направленных на активизацию процессов по возврату из зарубежья отечественного капитала в Россию.

Ключевые слова: капитал, источники его происхождения, декларант, номинальный владелец капитала, фактический владелец капитала, специальная декларация, гарантии участникам программы по амнистии капитала, репатриация имущества

Правительство Российской Федерации 27.03.2015 внесло в Государственную Думу на рассмотрение проект федерального закона № 754388-6 «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках».

Данный проект федерального закона, как отмечается в Пояснительной к нему записке, был разработан во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 04.12.2014. В обиходе этот документ обычно еще называли проектом федерального закона об амнистии капитала. Следует отметить, что ранее в проводимых дискуссиях по вопросам, связанным

с капиталом и его владельцами, акцентировалось внимание на проблемах необходимости возврата в Россию незаконно вывезенного за ее пределы огромного количества отечественного капитала и «осевшего» в зарубежных странах. Об этом, кстати, говорил не раз и Президент нашей страны В. В. Путин, призывая в своих выступлениях отечественных бизнесменов возвратить в Россию вывезенный ими за границу капитал, иначе, как он образно выразился, «вам придется глотать пыль в зарубежных судах, доказывая источники его происхождения». Однако на этот призыв мало кто откликнулся делом. Внесенный в Государственную Думу РФ проект федерального закона № 7543886 был оперативно рассмотрен. Уже 13.05.2015 он прошел третье чтение, а в окончательном варианте был принят Государственной Думой РФ 22.05.2015, одобрен Советом Федерации 03.06.2015 и 08.06.2015 был подписан Президентом Российской Федерации; начиная с этой даты вступил в силу. Принятый Федеральный закон № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», как видим, несколько изменил свое название по сравнению с его проектом. В процессе обсуждения в Государственной Думе РФ были внесены отдельные дополнения и изменения и в его содержание. Одна-

ко концептуальные основы, заложенные в проект, были сохранены в Федеральном законе № 140-ФЗ. Этот закон является довольно «лукавым» правовым актом, поскольку его основная цель направлена на «обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами Российской Федерации, снижение рисков с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах...» (ст. 1). Кроме того, о защите экономических интересов нашего государства и компенсации понесенных потерь от незаконного вывоза капитала за границу и от других правонарушений, допущенных физическими лицами в процессе формирования капитала, оказавшегося в их собственности, речь в нем вообще не идет. Эти вопросы остались «за кадром». Более того, данный Федеральный закон легализует по сути дела сколоченный преступным путем капитал. Он дает полную индульгенцию указанным лицам за совершенные вплоть до 01.01.2015 (в проекте закона до 01.01.2014) подобного рода экономические преступления в данной сфере. Этот вывод вытекает из того, что закон предусматривает целый ряд гарантий участникам программы по добровольному декларированию физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках, в частности, гарантию освобождения этих лиц от уголовной, административной и налоговой ответственности в отношении деяний, совершенных до 01.01.2015, если совершенные ими правонарушения были связаны с формированием (приобретением) задекларированных объектов имущества или с операциями, связанными с приобретением этого имущества (ст. 4). Из общего правила существуют отдельные исключения, которые, по мнению автора, выглядят по меньшей мере не бесспорными. Таких исключений (а точнее условий), которые должны одновременно соблюдаться при предоставлении указанной гарантии, три. А именно, «на дату предоставления декларации в отношении лица соответственно:

1) не было возбуждено уголовное дело в связи с совершением соответствующего преступления, освобождение от ответственности за которое предусмотрено п. 1 ч. 1 настоящей статьи, и (или);

2) не начато производство по делу об административном правонарушении в связи с совершением соответствующего правонарушения, освобождение от ответственности за которое предусмотрено п. 2 ч. 1 настоящей статьи, и (или);

3) не начато производство по делу о соответствующем налоговом правонарушении, освобождение от ответственности за которое предусмотрено п. 3 ч. 1 настоящей статьи, и (или) не была начата выездная налоговая проверка (проверка полноты исчисления уплаты налога в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами)» (ст. 8).

В данных случаях в пп. 1, 2 и 3 ст. 8 речь идет об освобождении от уголовной и (или) административной ответственности и (или) ответственности за налоговые правонарушения лица при выявлении факта нарушения им законодательства Российской Федерации при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, а также при совершении валютных операций и (или) зачислении денежных средств по счетам (вкладам), информация о которых содержится в декларации (ст. 4).

Если данные злоупотребления не выявлены, но они в действительности имели место, то лицо, совершившее их, но предоставившее декларацию в налоговый орган/федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов в срок до 31.12. 2015, освобождается от ответственности. Причем декларант даже не должен в обязательном порядке раскрывать информацию об источниках образования капитала и декларируемого имущества.

Такая безграничная лояльность к правонарушителям, нанесшим большой экономический урон нашему государству, не может не вызывать удивления. Трудно найти в мире другое государство, где подобным образом «заботились» бы о своих гражданах, совершающих серьезные экономические преступления. Можно привести массу противоположных примеров. Так, за нарушение налогового законодательства во многих странах (США, ФРГ, Испания и др.) предусмотрены весьма строгие наказания. Причем для выявления уклонистов от уплаты налогов, прячущих капиталы в офшорах и других зарубежных странах, используются самые различные приемы (вплоть до подкупа клерков банков этих стран и иных лиц, владеющих данной информацией).

К сожалению, в Федеральном законе № 140-ФЗ содержатся нормы диаметрально противоположные, которые не только «отказывают» в праве нашему государству взыскивать нанесенный ему экономический урон указанными лицами, но и

делает невозможным или, по меньшей мере, весьма затрудняет и зарубежным судебным органам вести борьбу с «отмыванием» капитала наших граждан, возникшего в результате их преступных деяний. Поскольку последние, заполнив в двух экземплярах рассматриваемую декларацию и предоставив ее налоговому органу/федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, и получив от него назад заверенный им ее один экземпляр, приобретают возможность утверждать, что капитал является легальным со всеми вытекающими из этого обстоятельствами/ последствиями. Такая политика всепрощенчества идет вразрез с неоднократно провозглашенной властью необходимостью усиления борьбы с коррупцией, которая в нашей стране достигла невиданных размеров и ставит под угрозу саму ее безопасность.

На взгляд автора, в рассматриваемый Федеральный закон № 140-ФЗ следовало бы внести целый ряд поправок принципиального характера. Прежде всего предоставление рассматриваемой декларации должно носить не добровольный, а обязательный характер. По мнению автора, в Федеральном законе № 140-ФЗ за непредставление налоговой декларации необходимо предусмотреть серьезные наказания, вплоть до наложения ареста на активы их владельца. Вместе с тем освобождать от уголовной и (или) административной ответственности следует не всех физических лиц, предоставивших данную декларацию, а только тех, кто раскрыл в ней источники происхождения капитала и другого имущества, указанного в Федеральном законе № 140-ФЗ. Причем если эти источники имеют законный характер. Во всех остальных случаях, в том числе если физическое лицо не раскрыло в декларации указанную информацию, оно, чтобы получить гарантию, освобождающую его от уголовной и (или) административной ответственности, должно уплатить налог. Ставку налога следует установить на уровне не ниже, чем предусмотрено для налога на доходы физических лиц (НДФЛ), т. е. 13 %.

Введение этого требования в Федеральный закон № 140-ФЗ — вполне оправданная мера по целому ряду причин, две из которых являются основными. Во-первых, государство получит возможность компенсировать хотя бы часть нанесенных ему действиями этих физических лиц экономических потерь. Во-вторых, последние, уплатив указанный налог, будут застрахованы в значительной мере от

возможности потерять весь капитал, имеющий сомнительные источники своего происхождения.

Нуждается в уточнении в Федеральном законе № 140-ФЗ и сам перечень сведений, содержащийся в декларации, предоставляемой физическим лицом — участником программы в отношении освобождения его от ответственности за совершенные ранее экономические преступления. В частности, данное лицо вправе предоставить декларацию, содержащую сведения (ст. 3):

«1) об имуществе (земельных участках, других объектах недвижимости, транспортных средствах, ценных бумагах, в том числе акциях, а также долях участия и паях в уставных (складочных) капиталах российских и (или) иностранных организаций), собственником или фактическим владельцем которого на дату представления декларации является декларант;

2) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых декларант на дату представления декларации является контролирующим лицом (в случае, если основания для признания иностранной организации или иностранной структуры без образования юридического лица контролируемой иностранной компанией не связаны с прямым участием физического лица в капитале путем владения акциями, долями и (или) паями в уставных (складочных) капиталах таких компаний);

3) об открытых физическим лицом на дату представления декларации счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, об открытии и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

4) о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) декларант на дату представления декларации признается бенефициарным владельцем в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и описание оснований для признания этого физического лица бенефициарным владельцем».

В данном случае вызывает возражение то обстоятельство, что в ст. 9 Федерального закона № 140-ФЗ узаконили еще одну весьма противоречивую норму, согласно которой декларанты могут в декларации указывать не все, а лишь некоторые из перечисленных ранее сведений и получать своего

рода «охранную грамоту» от преследования за совершенные ранее экономические преступления в рассматриваемой области. На взгляд автора, в законе не следует оставлять указанную лазейку, а однозначно надо записать, что в декларации должны отражаться все перечисленные ранее сведения. Пропуск отдельных из них в декларации (например, не указаны в ней отдельные счета, открытые декларантом в зарубежных банках, либо перечислены не все объекты имущества, принадлежащие ему, и т. д.) автоматически должен лишать рассматриваемое физическое лицо права на гарантии освобождения его от ответственности за допущенные ранее нарушения в этой сфере. Такой подход пошел бы на пользу делу, поскольку он направлен на повышение уровня раскрываемости столь важной во многих отношениях информации.

Но сделать надо не только это. Проведенный автором анализ содержания Федерального закона № 140-ФЗ показал, что он не создает должного нормативного поля для возврата в Россию вывезенного за рубеж капитала. Более того, в нем имеется норма, по сути освобождающая декларантов от этого. В частности, в ст. 6 говорится о том, что предоставление гарантий, предусмотренных настоящим федеральным законом, не зависит от факта возврата имущества, сведения о котором содержатся в декларации, на территорию Российской Федерации, за исключением случаев, если соответствующее движимое имущество на дату представления декларации находится:

— в государстве (на территории), включенном в список ФАТФ;

— в государстве (на территории), которое не обеспечивает обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией.

Однако маловероятно, что если капиталы соотечественников находятся в указанных государствах (территориях), то они с принятием данного закона станут активно возвращать их в Россию, поскольку в законе отсутствуют меры наказания за несоблюдение указанного требования, а само составление деклараций носит к тому же добровольный характер.

Мало надежд, что и остальные декларанты, капиталы которых находятся в других зарубежных странах (т. е. не входящих в эти списки), начнут ускоренными темпами возвращать их в Россию. Расчет здесь сделан на их сознательность, а она, к сожалению, как показывает многолетняя практика, у многих из них невелика.

Учитывая сложность нынешнего периода, в котором оказалась Россия из-за санкций, и возросшую в этой связи актуальность возврата на родину рассматриваемого капитала, необходимо дополнить закон нормами, суть которых сводится к следующему. Возврат этого капитала в Россию декларантами должен быть обязательным, за редкими исключениями, перечень которых устанавливает государство. За несоблюдение этого требования в Федеральном законе № 140-ФЗ необходимо предусмотреть жесткие меры наказания (наложение ареста на активы декларанта, находящиеся в России, вплоть до их национализации и т. д.).

Вызывает критическую оценку и ряд других положений, содержащихся в законе. В частности, то, что сведения, содержащиеся в декларации и прилагаемых к ней документах и (или) сведениях, признаются налоговой тайной (п. 6 ст. 4). За их незаконное разглашение в проекте закона предусматривалось привлечение к уголовной ответственности, в результате складывалась довольно странная картина. Лицо, которое совершило экономические преступления, вывозя за границу незаконным путем капитал, освобождалось от уголовного и административного преследования, а тот, кто представил сведения о вывезенных средствах, становился бы уголовным преступником. В процессе обсуждения проекта федерального закона из текста самого Федерального закона № 140-ФЗ уголовную ответственность за разглашение этой тайны убрали. А оставили в нем следующую норму: режим хранения таких сведений и документов и доступа к ним обеспечивают исключительно налоговые органы. Иные государственные или негосударственные органы и организации не вправе получать доступ к таким сведениям и документам. Такие сведения и документы могут быть истребованы только по запросу самого декларанта (п. 6 ст. 4 Федерального закона № 140-ФЗ). На взгляд автора, эти сведения должны раскрываться, т. е. быть в свободном доступе. Тем более, если вспомнить, что сведения о доходах президента страны, премьера, депутатов и целого ряда государственных служащих и других лиц, как и владение ими отдельными видами имущества, подлежат согласно закону обязательному раскрытию. Поэтому нет каких-либо весомых оснований скрывать от общественности подобного рода информацию, касающуюся декларантов.

Довольно спорным выглядит содержание отдельных норм ст. 10 Федерального закона № 140-ФЗ. В частности, касающиеся изменений, вносимых в

ст. 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: «3.1. Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа прекращают уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного статьей 193, частями первой и второй кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью третьей статьи 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».

На взгляд автора, предоставление рассматриваемой декларации физическими лицами, на которые заведены уголовные дела по подозрению или обвинению их в совершенных экономических преступлениях, не должно служить поводом для закрытия этих дел. Они должны быть расследованы до конца, а их результаты преданы огласке.

По мнению автора, реализация данных предложений сделала бы Федеральный закон № 140-ФЗ более полезным для общества, защищающим экономические интересы государства, а не только декларантов.

Список литературы

1. Гетьман В. Г. Резервы совершенствования системы налогообложения // Бухгалтерский учет. 2014. № 3. С. 90—93.

2. Гетьман В. Г. Совершенствование правовых основ борьбы с коррупцией // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. № 2. С. 25—28.

3. Гетьман В. Г. Совершенствование экономических отношений и отдельных аспектов учета в России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 16. С. 18—22.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

6. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ.

7. О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ.

8. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.