Научная статья на тему 'Легализация эвтаназии: нравственные и юридические ограничения'

Легализация эвтаназии: нравственные и юридические ограничения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1740
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО НА СМЕРТЬ / ПРАВО НА ЖИЗНЬ / ПРАВО НА ДОБРОВОЛЬНЫЙ УХОД ИЗ ЖИЗНИ / ПРАВО И МОРАЛЬ / ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО И ЭВТАНАЗИЯ / THE RIGHT ON DEATH / THE RIGHT ON LIFE / THE RIGHT ON A VOLUNTARY LEAVING FROM LIFE / THE RIGHT AND MORALS / ORTHODOX CHRISTIANITY AND VOLUNTARY DEATH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Золотарева Елена Анатольевна

В статье рассмотрены вопросы правового регулирования эвтаназии. Автор показал нравственные и религиозные аспекты этой проблемы, охарактеризовал ее значение для правовой политики в сфере здравоохранения и медицины. В работе обосновывается невозможность легализации эвтаназии в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Euthanasia legalization: moral and judicial restrictions

In article questions of legal regulation of voluntary death are considered. The author has shown moral and religious aspects of this problem, has characterized her value for a legal policy in sphere of public health services and medicine. In work the impossibility of legalization of voluntary death in Russia is proved.

Текст научной работы на тему «Легализация эвтаназии: нравственные и юридические ограничения»

Е.А. Золотарева

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ЭВТАНАЗИИ:

НРАВСТВЕННЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

В настоящее время Россия находится на этапе обсуждения возможности легализации института эвтаназии. Социальное и юридическое признание эвтаназии не может освободить человечество от болезней, но может стать и становится мотивацией и легитимацией самоубийства и не только в связи с физическими страданиями. Современный этический либерализм, борьба за социальное и юридическое признание эвтаназии становятся идеологической формой влияния на человеческую волю, внушая человеку, что жить надо как можно меньше [1, с. 5]. Проблему эвтаназии в России нельзя считать вопросом разрешимым ни с правовой, ни с морально-этической и социальной точек зрения. Однако, несмотря на сложность решения этого вопроса, российское общество, прежде всего в лице правового и медицинского сообщества, должно выработать соответствующие формы практики и убедительные аргументы, которые помогут более совершенному пониманию эвтаназии в сознании людей. И начинать необходимо именно с правового и нравственного анализа этой сложной и важной проблемы.

Сторонники эвтаназии сегодня разделяют точку зрения известного отечественного дореволюционного юриста А. Кони. Он считал возможным допустить эвтаназию в медицинскую практику, правда, при наличии и строгом соблюдении следующих условий:

1) сознательные и устойчивые просьбы больного;

2) невозможность облегчить страдания больного известными средствами;

3) точная доказанность невозможности спасти жизнь больного и единогласное коллегиальное решение врачей об этом;

4) предварительное уведомление органов прокуратуры [2, с. 36].

Сторонники эвтаназии также делают акцент на том, что у человека имеется право на смерть [3, с. 327].

Действительно, читая труды представителей естественноправовой школы, мы найдем положения о том, что каждый человек с рождения имеет право на смерть. Но здесь необходимо с осторожностью относиться вообще к понятию «право на смерть», т.к., по сути, оно не имеет никакого смыслового значения в рассматриваемом аспекте. В одном из своих выступлений А. Кони называл типы самоубийств, «понятных с нравственной точки зрения». Он пишет: «Сюда же можно отнести редкие самоубийства, совершаемые в состоянии тяжкой неизлечимой болезни, мучительной для окружающих, ложащейся на них тяжким бременем, истощающим их трудовые и душевные силы. Тут руководящим мотивом является сознательный альтруизм» [4, с. 480]. Однако в своей статье «Самоубийство в законе и жизни» А. Кони противоречит себе: «Осуществление желания “уйти” идет вразрез с естественным чувством самосохранения...» [4, с. 480].

Аргументы есть и у противников эвтаназии. В частности, Русская православная церковь (РПЦ) в лице Церковно-общественного совета по биомедицинской этике недвусмысленно выразила свое отношение к этому явлению. В заявлении совета «О современных тенденциях легализации эвтаназии» говорится: «Православные священнослужители, ученые, врачи считают недопустимым реализацию любых попыток эвтаназии как действия по намеренному умерщвлению безнадежно больных людей». В социальной доктрине РПЦ, принятой в августе 2000 г., эвтаназия определяется исключительно как особая форма убийства или самоубийства либо сочетание того и другого [5].

Активная эвтаназия в отношении неизлечимо больных осуждена Нюрнбергским международным трибуналом как преступление против человечности.

В России активная эвтаназия, предполагающая активное участие врача, запрещена законом. На сегодняшний день в России действует Закон «Об охране здоровья граждан». Статья 45 данного закона запрещает российским врачам «удовлетворять просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами». Лицо, которое осуществляет эвтаназию, «несет уголовную ответственность». При этом разрешается так называемая пассивная эвтаназия, иными словами, «добровольный отказ от медицинской помощи». Врач может облегчить страдания больного, вводя ему наркотические препараты, которые ослабляют иммунитет. В результате больной погибает от вторичной инфекции, с которой не может справиться его ослабленный организм.

Если провести ретроспективный анализ данной проблемы, то необходимо отметить тот факт, что российскому уголовному законодательству известны случаи освобождения от ответственности за причинение смерти из сострадания. Так, в России на протяжении Х1Х-ХХ вв. неоднократно предпринимались попытки правового решения проблемы эвтаназии. Российское дореволюционное уголовное законодательство не уравнивало умышленное убийство с убийством по согласию. В Уголовном уложении 1903 года (так и не вступившем в юридическую силу) закреплялось положение

об уменьшенной ответственности за убийство, «учиненное по настоянию убитого и из чувства сострадания к нему» [6, с. 54].

Подобная попытка в России была предпринята Уголовным кодексом 1922 года в виде примечания к статье 123 о ненаказуемости убийства, выполненного по просьбе убитого. Однако 11 ноября 1922 года 4 Сессия ВЦИК 9 созыва во избежание злоупотреблений исключила это примечание. С тех пор реализация эвтаназии невозможна. Медицинское законодательство в своих нормативно-правовых актах категорически запрещает применение подобного способа ухода из жизни [7].

Как в отечественной, так и в зарубежной научной мысли, понимание такого многогранного явления, как эвтаназия, неоднозначно. Существует ряд определений данного термина - убийство из милосердия, лишение жизни с целью освободить больного от неизлечимой болезни или невыносимого страдания [8, с. 1088] либо намеренное умерщвление неизлечимого больного с целью облегчения его страданий [9, с. 531].

Остановимся на правовом аспекте данной проблемы. По мнению К. Чернега, следует выделять следующие основные правовые признаки эвтаназии:

1. Эвтаназия - это акт, деяние медицинского персонала*, которое может выражаться действиями (например, введение врачом летальной дозы лекарственного препарата) либо бездействиями (например, отказ от проведения реанимационных мероприятий).

2. Эвтаназия представляет собой преднамеренный акт, в основе которого лежит намерение (цель) медицинского персонала ускорить смерть, в конечном итоге лишить жизни пациента по тем или иным мотивам (из жалости к пациенту и его близким, ради получения платы за эвтаназию либо последующую трансплантацию органов умершего). Мы видим, что мотивы не всегда бывают гуманными, а порой они носят корыстный характер.

3. В основе эвтаназии лежит волеизъявление пациента, выраженное в просьбе о лишении жизни, также сюда можно отнести просьбу его близких (например, эвтаназия новорожденного по просьбе его матери). Следует подчеркнуть, что, по мнению данного автора, не рассматривается в качестве эвтаназии акт, совершенный не на основании просьбы, а в силу согласия на предложение врача [10, с. 27].

В специальной литературе выделяют дополнительные признаки эвтаназии, некоторые из которых закреплены в зарубежных источниках медицинского права:

1. Эвтаназия осуществляется безболезненно для пациента, то есть предполагает использование таких препаратов и средств, которые не вызывают у пациента физической боли либо даже устраняют болевые ощущения, связанные с болезнью. Опираясь на указанный признак, словарь О. Рота определяет эвтаназию как «легкую смерть», наступающую с помощью специальных мер [11].

2. Пациент, подвергающийся эвтаназии, является безнадежно больным человекам, претерпевающим значительные физические и душевные страдания. Так, в Британской энциклопедии эвтаназия ввиду особого состояния больного названа «милосердным убийством» (mercy killing) - это действие или практика, направленная на получение безболезненной смерти у лиц, страдающих от болей при неизлечимых болезнях или физических расстройствах [12].

Изучив законодательный и научный опыт зарубежных стран, мнение российских ученых по данному вопросу, на наш взгляд, приемлемой можно считать следующую дефиницию эвтаназии.

Эвтаназия - это акт (действие), с помощью которого прерывается жизнь человека по мотивам сострадания, если он находится в безнадежном состоянии, с целью избавления его от непереносимых страданий, вызванных неизлечимой болезнью, при условии наличия заключения независимой коллегии врачей (где обязательно должен присутствовать психиатр) и осуществляемый медицинскими работниками с согласия больного.

Зарубежный опыт стран, легализовавших эвтаназию, свидетельствует, что альтернативный подход к правовому регулированию эвтаназии (предполагающий квалификацию эвтаназии в качестве уголовного преступления с освобождением врача от ответственности при соблюдении в ходе эвтаназии правил, установленных законом) не является надежной гарантией безупречной эвтаназии. Легализация эвтаназии, даже исключительно в пассивной форме, приводит часто и к применению активной. Вызывает опасение предлагаемое сторонниками эвтаназии обилие субъективных критериев.

Например, с медицинской точки зрения понятие «безнадежно больной» является весьма относительным, поскольку, во-первых, в медицинской практике встречаются случаи неожиданных выздоровлений неизлечимо больных людей. Во-вторых, с развитием медицины постоянно сужается круг неизлечимых, влекущих смертельный исход болезней, что значительно затрудняет подтверждение «безнадежного состояния пациента».

В качестве одного из условий легального осуществления эвтаназии указывается «неустранимость значительных физических и душевных страданий с помощью известных средств». Но в условиях платной медицины не каждый больной имеет средства на приобретение дорогостоящих лекарственных препаратов.

В настоящее время в России легализация эвтаназии невозможна по следующим причинам: действительность показывает, что российское общество относится к традиционному типу общества с сильно развитыми традиционными взглядами на такую серьезную проблему, как смерть. Большинство членов общества смотрят на данную проблему сквозь призму религиозных христианских взглядов на вопросы жизни и смерти [13, с. 132].

Кроме того, принятие эвтаназии станет мощным конфликтогенным фактором как на всей территории России, так и на неспокойном Северном Кавказе, где большинство населения исповедуют ислам. Ислам никогда не примет эвтаназию, мы еще больше обострим ситуацию в этом регионе.

Наконец, уровень медицины в России настолько низок, что применять ее пришлось бы слишком часто и не только к смертельно больным людям, а ко всем страдающим.

Однако проблема созрела и ее придется решать, соизмеряя необходимое с возможным. Важно обсуждать данную проблему и связывать ее с либерализацией нашего общества. Российское общество сегодня не готово к конкретным шагам в этом направлении ни морально, ни материально. Законодательное регулирование данной проблемы в настоящий момент нереально, так как за последнее время наше государство претерпело слишком много экономических потрясений. Легализация эвтаназии будет означать лишь одно: в России настала эпоха постхристианской цивилизации, что будет означать потерю цивилизационной, социокультурной идентичности, моральное разложение и деградацию народа.

Литература

1. Силуянова И. Антропология болезни. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007.

2.Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. М., 1990.

3. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М., 1994.

4. Кони А.Ф. Собрание сочинений: В 8-и т. Т. 4. Самоубийство в законе и жизни. М.: Юридическая литература,1966.

5. Петров А. «Легкая смерть» шагает по Европе // НГ-Религии. 2004. № 23 (153).

6. Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 2000.

7. Исаев Ю.С., Воропаев А.В. Эвтаназия: Определение основных медико-правовых аспектов права на достойную смерть // Сибирский юридический вестник. 2004. № 4.

8. Российская юридическая энциклопедия. М., 1999.

9. Белич Г.Л. Большой толковый медицинский словарь. М., 2004. Т. 2.

10. Чернега К.А. Правовые проблемы эвтаназии в России // Медицинское право и этика. 2001. № 3.

11. Рот О. Клиническая терминология / Пер. П.М. Ольхина. СПб., 1898.

12. Encyclopedia Britanica. L., 1994.

13. Казарян К.В. Правовые проблемы эвтаназии // Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава кафедры государственно-правовых и политико-философских дисциплин. Ростов н/Д: РГУ, 2006.

, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.