ПРАВО
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ РАДИОЧАСТОТ В РОССИИ Волков Ю.В.
В статье рассмотрены основные вопросы правового режима радиочастот. Автор предлагает уточнить в законе понятие радиочастотного спектра, изменить процедуру назначения радиочастот, закрепить правовое регулирование отношений по поводу радиочастот в рамках телекоммуникационного права.
Ключевые слова: правовой режим, полоса радиочастот, радиочастота, радиочастотный спектр, телекоммуникационное право.
LEGAL REGIME OF RADIO FREQUENCIES IN RUSSIA Volkov Y.V.
In the article the basic questions of a legal regime of radio frequencies are considered. The author offers to specify concept of a radio-frequency spectrum in the law; to change procedure of assignment of radio frequencies; to fix legal regulation of relations concerning radio frequencies within the framework of the Telecommunication Law.
Вопрос эффективного использования радиочастотного спектра в информационной и экономической сферах существует на протяжении достаточно длительного периода времени. В 2008-2009 годы Президентом России его актуальность была отмечена дважды. Сети связи на основе радиочастотных каналов являются индикатором свободного и быстрого распространения информации, готовности к информационному обществу. Россия в этом рейтинге занимает 69 место из 134 стран. По стоимости радиочастот - 89 место, по степени давления государственного регулирования -118 [1, с. 298-334]. Несовершенство правового регулирования радиочастот представляется одним из основных факторов, сдерживающих информационное развитие. Проанализируем правовой режим радиочастот, полос радиочастот и радиочастотного спектра (ресурса).
Исследования отдельных вопросов правового регулирования использования радиочастот ведутся постоянно и продолжительный срок [2, с. 17]. Тем не менее, собственно правовыми исследования в рамках отраслевых технических изданий можно
считать весьма условно. В этой связи будет обоснованным полагать, что диссертационные исследования правового режима радиочастот начаты А.С. Васильевым [3]. Однако автор ограничился рамками гражданских правоотношений, получил достаточно дискуссионные результаты. Возможно, по этой причине работа практически забыта (не цитируется), целый комплекс вопросов, которые необходимо было исследовать, не получил развития.
Отправной точкой исследования правового режима радиочастот, полос радиочастот и радиочастотного спектра (ресурса) будет правильным считать понимание правового режима, выработанное различными исследователями. Так, С.С. Алексеев определяет правовой режим как «.порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обя-зываний и создающих особую направленность регулирования» [4, с. 185] (курсив С.С. Алексеева). Д.Н. Бахрах под правовым режимом понимает совокупность правил,
регулирующих определенную деятельность людей [5, с. 201]. Правоведы теоретики рассматривают правовой режим, как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права [6, с. 6].
Рассмотрим правовой режим радиочастот как одного из ресурсов. Согласно Конституции России [7] природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Природные ресурсы находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Применительно к радиочастотному спектру как ресурсу это могло бы означать следующее. Субъектом регулирования отношений по поводу радиочастотного ресурса могут быть Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Радиочастотный ресурс может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение радиочастотным ресурсом осуществляется собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Таким образом, конституционный правовой режим радиочастотного спектра (ресурса) в своей основе в целом мог быть охарактеризован как режим общедозволительного типа [4, с. 195]. Но федеральное законодательство, относя радиочастоты к категории ресурсов, оперируя термином «радиочастотный ресурс», относит его регулирование к компетенции Федерации и к предмету зако-
нодательства о связи [7]. Использование радиочастотного ресурса осуществляется посредством разрешительной процедуры в трех подвидах правовых режимов: полосы, частоты, каналы [8]. Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «О связи» предусмотрено, что регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства [8]. Очевидного противоречия нет, но есть определенное сомнение в полном соответствии Конституции России названного положения Закона. Если собственник, согласно Конституции России, осуществляет свободное владение, пользование и распоряжение ресурсом, то почему регулирование использования радиочастотного спектра (одного из ресурсов) является исключительным правом государства? В какой мере использование данного ресурса может быть ограничено? Пределов регулирования в Законе не обозначено. Ответ на данный вопрос не дал и Конституционный Суд [9]. Следовательно, предусмотренный в Конституции России правовой режим радиочастотного спектра (ресурса) может быть ограничен государством. И такой правовой режим, в основе которого разрешения, специальные разрешения, лицензии, может быть отнесен к правовым режимам разрешительного типа [4, с. 198].
С другой стороны, радиочастотный ресурс, используемый в виде разрешений на радиочастоты и радиочастотные каналы, для построения сетей связи теоретически в составе сети может иметь следующие правовые свойства. Сети связи и средства связи могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц. Изменение формы собственности на сети связи и средства связи допускается при условии, что такое изменение заведомо не ухудшает функционирование сетей связи и средств связи, а так-
Волков Ю. В.
же не ущемляет право граждан и юридических лиц на пользование услугами связи. В противовес этому передача права собственности и других вещных прав на объекты связи по закону не влечет за собой передачу права на использование частотного ресурса [8]. С одной стороны, собственник - это собственник. С другой -продав сеть, он не передаст права на существенную составляющую (элемент, характеристику) сети - радиочастоты. Более того, он не может продать сеть (в которой есть хотя бы одно радиочастотное устройство), т.к., продав сеть (без разрешений на радиочастоты), он нарушит закон. При этом не имеет значения, соблюдает или не соблюдает он права пользователей.
Таким образом, правовой режим радиочастотного ресурса, доминируя над правовым режимом полос радиочастот и правовым режимом радиочастот (что логично и не противоречиво), а также над правовым режимом объекта, в котором используются радиочастоты, меняет (а это новое состояние) правовой режим сети связи - объекта, который является объектом комплекса правоотношений. На основе специального закона изменение претерпевает режим объекта, который изначально не является объектом разрешительной системы (законодательство не выделяет из массы объектов объекты, в которые могут устанавливаться радиочастотные устройства). В силу того, что в объекте имеются устройства, эксплуатирующие радиочастоты, его режим меняется и становится правовым режимом разрешительного типа. Возникает необходимость разграничить режим радиочастотного ресурса как ресурса, режим радиочастот в виде полос частот и каналов и режим радиочастот в объекте, который эксплуатирует радиочастоты.
Опираясь на положения, закрепленные в Конституции России, следует признать, что сложившееся состояние и конструкции правовых режимов радиочастотного спек-
тра, радиочастот и объектов, использующих радиочастоты, не вполне соответствуют основному закону. В этой связи, используя определение правового режима и понятие радиочастотного спектра как совокупности радиочастот, которые могут быть использованы для функционирования радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств [8], можем определить правовой режим радиочастотного спектра.
Правовой режим радиочастотного спектра - специальный (особый) порядок правового регулирования всей совокупности радиочастот для функционирования радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, выражающийся в сочетании дозволений и запретов, создающих равный доступ всем субъектам для развития телекоммуникационных сетей и услуг. Соответственно, и понимание правового режима радиочастотного спектра может быть сформулировано следующим образом. Правовой режим радиочастоты - специальный (особый) порядок правового регулирования назначения и использования радиочастот для функционирования радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, создающий уникальный режим для функционирования конкретных устройств или сетей.
Реализация данного правового режима осуществляется в рамках процедуры назначения радиочастот для конкретных устройств. Именно на этом этапе, как следует из многочисленных публикаций, происходит основное количество нарушений и происходит максимальная задержка оформительских процедур. Данная стадия важна как этап вовлечения радиочастот в экономический оборот. Необходимое и достаточное правовое регулирование названного этапа - основа успешной реализации политики построения информационного общества. Вместе с тем на данном этапе можно наблюдать многочисленных субъектов, уполномоченных осуществлять регулирование использования
радиочастотного спектра. В их числе: Правительство Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций, Государственная комиссия по радиочастотам, Радиочастотная служба, Россвязьнадзор, Федеральная антимонопольная служба. Это не соответствует обязательствам России в связи с ратификацией Устава и Конвенции Союза электросвязи [10]. Для устойчивого и динамичного развития России предпочтительно, как минимум, не отставать от международных, тем более европейских правовых реалий, а они таковы. Директива 2002/21/ЕС Европейского парламента и Совета от 7 марта 2002 года пределы общего регулирования сетей и услуг электросвязи (Директива структуры) [11] формирует основу для других директив пакета. Она определяет базовые термины и возможные приложения для формирования нового Европейского телекоммуникационного законодательства в целом. Директива 676/2002/ЕС Европейского парламента и Совета от 7 марта 2002 года о пределах регулирования радиочастотного спектра в Европейском Сообществе (Решение Радио) [12] направлено на демократизацию процедуры получения радиочастот. На данном этапе предпочтительно ограничиться одним регулятором.
Правовой режим радиочастотного устройства, телекоммуникационного оборудования, сети необходимо вывести из правового поля ресурсных правовых режимов (радиочастотного спектра и радиочастоты) и установить правовой режим дозволительного типа. Наличие надлежащим образом оформленного разрешения на радиочастоты должно быть использовано на стадии изготовления устройства или построения сети связи. В гражданский оборот устройства должны поступать без ограничений правового режима, обусловленного использованием радиочастот. В данном случае сознательно моделируется конструкция, которая не совпадает с публикациями отече-
ственных цивилистов. Многие из них, проводя исследования исключительно в рамках гражданского права, утверждают гражданско-правовую природу отношений в сфере связи, выдавая желаемое за действительное. Тем не менее, зарубежные авторы, имея опережающий опыт, констатируют наличие специального телекоммуникационного правового радиочастотного режима, который позволяет осуществлять и регулирование, и защиту прав субъектов на более высоком уровне [13]. Этому вопросу представляется необходимым посвятить специальное исследование. Также весьма актуальным является вопрос о природе платежей за использование радиочастот, особенно в связи с предложением В.Ю. Ждановой о специальных налоговых режимах [14, с. 8].
В России в середине 90-х годов прошлого столетия надзорные органы выдали рекомендации об изменении правового режима сотовых телефонов, которые были приняты исполнительной и законодательной властью. Результатом той грамотной политики и действий исполнительной власти был взрывообразный этап развития сотовой связи в России, который к настоящему моменту завершился. А существующее состояние услуг сотовой связи, при всех критических замечаниях, все же намного предпочтительней, чем состояние услуг проводной связи или кабельного вещания.
Суммируя названные факторы развития услуг на основе использования радиочастотного спектра, отметим основные моменты. Необходимо уточнить понятие правового режима радиочастотного спектра и радиочастот. Изменить с разрешительного на дозволительный правовой режим телекоммуникационных устройств и сетей в гражданском обороте. Сократить количество регуляторов радиочастотного спектра до одного. Продолжить совершенствование телекоммуникационного законодательства о регулировании отношений с использованием радиочастотного спектра.
Волков Ю. В.
ЛИТЕРАТУРА
1. The Global Information Technology Report 2008-2009: Mobility in a Networked World / Soumitra Dutta INSEAD, Irene Mia Editors World Economic Forum. Geneva. World Economic Forum and INSEAD, 2009. P. 298-334.
2. Быховский M.A. Управление использованием радиочастотного спектра и развитие радиосвязи и вещания в России // Электросвязь. 1997. №12. С. 17.
3. Васильев А.С. Гражданско-правовое регулирование отношений по использованию радиочастотного спектра: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург: УрГЮА, 2005. 191с.
4. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. M.: Юрид. лит., 1989. 288 с.
5. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. M: БЕК, 1996. С. 201.
6. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории ипрактики // Правоведение. 1996. № 1. С. 6.
7. Конституция Российская Федерация // Российская газета. 1993. 25 дек.
8. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи» (с изменениями от 23 декабря 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г., 9 мая 2005 г., 2 февраля, 3 марта, 26 июля, 29 декабря 2006 г., 9 февраля, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г., 18 июля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №28 Ст. 2895; 2003. №52. Ч. I. Ст. 5038; 2004. №35. Ст. 3607; 2005. №19. Ст. 1752; 2006. №6. Ст. 636; 2006. №10. Ст. 1069; 2006. №31. Ч. I. Ст. 3452; 2007. №31. Ст. 4002; 2007. №7. Ст. 835; 2008. №18. Ст. 1941; 2009. №29. Ст. 3625.
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.02.2006 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О связи» в связи с запросом Думы Корякского автономного округа» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. №11. Ст. 1230.
10. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. №37-ФЗ «О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №14. Ст. 1211.
11. Directive 2002/21/EC of the European Parliament and of the Council of 7 March 2002 on a common regulatory framework for electronic communications and networks and services (Framework Directive) // Official Journal of the European Communities L 108 E. 24.4.2002. Р. 33.
12. Directive № 676/2002/EC ofthe European Parliament and ofthe Council of 7 March 2002 on a regulatory framework for radio spectrum policy in European Community (Radio Decision) // Official Journal ofthe European Communities L 108 E. 24.4.2002. Р. 1.
13. Faulhaber G. R. Wireless telecommunications: spectrum as a critical resource southern California Law Review. 2006 Vol. 79. Р 537-560.
14. Жданова В.Ю. Специальные налоговые режимы: место в системе правовых явлений и юридическая конструкция: Автореф. дисс. ... кандид. юрид. наук. М., 2007. С. 8.