Научная статья на тему 'ЛЕЧЕНИЕ ИНТРА И ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ КОХЛЕАРНЫХ ИМПЛАНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ'

ЛЕЧЕНИЕ ИНТРА И ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ КОХЛЕАРНЫХ ИМПЛАНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имплантация / хирургических / отохирургии / мероприятий

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Ж.Н. Ибрагимов, А.Ш. Амонов, Х.Н. Абдуллаев

Кохлеарная имплантация (КИ), как единственный метод слухоречевой реабилитации пациентов с IV степенью двухсторонней тугоухости или глухоты существует уже на протяжении 40 лет. В настоящее время в мире выполнено более 324000 КИ (Egilmez O.K., Kalcioglu M.T., 2015; Lee K.H. и соавт., 2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Ж.Н. Ибрагимов, А.Ш. Амонов, Х.Н. Абдуллаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛЕЧЕНИЕ ИНТРА И ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ КОХЛЕАРНЫХ ИМПЛАНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ»

М Е

Д

И

Ц

И Н

С К И

Е

НАУКИ

Ж.Н. Ибрагимов, А.Ш. Амонов, Х.Н. Абдуллаев

ЛЕЧЕНИЕ ИНТРА - И ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ КОХЛЕАРНЫХ ИМПЛАНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ

Кохлеарная имплантация (КИ), как единственный метод слухоре-чевой реабилитации пациентов с IV степенью двухсторонней тугоухости или глухоты существует уже на протяжении 40 лет. В настоящее время в мире выполнено более 324000 КИ (Egilmez O.K., Kalcioglu M.T., 2015; Lee K.H. и соавт., 2014).

Ключевые слова: имплантация, хирургических, отохирургии, мероприятий.

Кохлеарная имплантация (КИ) это эффективный метод восстановления слуха у пациентов с тяжелой двухсторонней сенсоневральной тугоухостью, которым не помогают слуховые аппараты. КИ в широком значении этого понятия - комплекс мероприятий, сочетающих в себе отбор пациентов для хирургического лечения по разработанным медико-социальным показаниям, обычную технику ушной хирургии с присущими ей особенностями, послеоперационное ведение такой категории больных. По статистическим данным на сегодняшний день во всем мире выполнено свыше 324000 кохлеарных имплантаций [1, 2]. За почти 40 летнюю историю существования КИ накоплен колоссальный опыт, касающийся всех этапов ее выполнения и связанных с ними усовершенствований, направленных на получение все более высоких результатов. Однако, на протяжении всего периода наблюдений, несмотря на разработку новых и усовершенствование существующих способов хирургического лечения пациентов с IV степенью сенсоневральной тугоухости (СНТ) и глухотой, у части из них не удается получить ожидаемого положительного результата, т.е. улучшить слух, что связано с осложнениями КИ [1]. По данным литературы количество осложнений варьирует в пределах 4,7%-40%, причина которых очень разнообразна [3]. Послеоперационные осложнения хирургического этапа КИ представляют одну из серьезных проблем для хирурга и включают различные варианты, связанные как с пациентом, так и с хирургической командой [4].

Хирургический этап КИ за последние 15 лет претерпел серьезные изменения, направленные на снижение вероятности интра- и послеперационных медицинских осложнений. Отдельно стоит отметить усилия производителей в усовершенствовании кохлеарных имплантов, чтобы исключить сбои в их работе. Несмотря на все это осложнения все же встречаются [5]. Не вызывает сомнений, что для выполнения КИ,

© Ж.Н. Ибрагимов, А.Ш. Амонов, Х.Н. Абдуллаев, 2022.

тем более с использованием хирургических приемов в модернизированных вариантах, от оператора требуется серьезная подготовка в области отохирургии [3]. Данный факт объясняется тем, что хирургический этап КИ сочетает в себе риски развития осложнений, связанных как с любой отиатрической операцией, так и с ее спецификой - с имплантацией инородного тела в периферическую часть слухового анализатора [6]. Вероятность развития осложнений при КИ зависит от сложности самого хирургического вмешательства, мастерства хирурга и его опыта [7]. В опытных руках КИ относительно безопасная процедура c низким процентом тяжелых осложнений [8]. Однако, несмотря на снижение количества и тяжести осложнений вследствие повышения хирургического опыта, с увеличением количества имплантаций встречаются редкие и новые осложнения [9]. Пациенты, перенесшие КИ, должны всю жизнь находиться под наблюдением сурдолога, так как всегда сохраняется потенциальный риск развития осложнений. Увеличение количества вторичных КИ и отдаленных осложнений ведут к дополнителным финансовым затратам [8]. Тщательная предоперационная подготовка (отбор кандидатов на КИ) с соответствующим выбором щадящей хирургической тактики и адекватным послеоперационным введением пациентов являются необходимыми условиями для снижения риска хирургических осложнений [2]. Хирургическая травма, наносимая во время КИ, является ятрогенной и включает в себя не только повреждения органов и тканей, но и последствия вмешательства, а также тяжесть послеоперационного периода. Соответственно, задачей хирурга, выполняющего КИ, является максимальное исключение послеоперационных осложнений и хороший результат слухоречевой реабилитации [2, 3]. Основной целью отбора кандидатов на КИ является уточнение показаний к ее проведению или выявление противопоказаний (больные с частичным слухом, хотя бы на одно ухо, активной инфекцией в ухе либо отсутствием улитки или восьмого нерва). Также, должен быть учтен риск анестезии [9].

Однако, обладая несомненным достоинством - восстановление способности слышать, КИ, как и другие методы медицинской реабилитации, не во всех случаях позволяет достичь желаемого результата. Во многом данное обстоятельство объясняется осложнениями, возникающими при ее выполнении. По данным разных авторов осложнения КИ варьируют в достаточно широких пределах: 4,7%-40%. Причины этих осложнений очень разнообразны и не во всех случаях ясны, а кроме того, не имеют явной тенденции к снижению (Brito R. и соавт., 2012). Такой широкий диапазон разброса данных, представленных в специальной литературе по изучаемому предмету, свидетельствует об отсутствии единой их классификации и терминологии. Одни отохирурги, занимающиеся проблемой КИ и ее осложнениями, подразделяют последние на большие и малые (Янов Ю.К., Дайхес Н.А., 2015; Cohen N., Roland J., 2006), другие - на осложнения, связанные непосредственно с устройством, медицинские и хирургические (Hugh T., Marilyn J.F., 2005), третьи - на хирургические и нехирургические (Luetje C.M., Jackson K., 1991), четвертые - на ранние и поздние (Orhan K.S. и соавт., 2012; Kempf H.G., 1997; Kandogan T. и соавт., 2006). Анализ литературы, показывает, что все зарубежные и отечественные отохирурги приводят результаты лечения собственных осложнений КИ. Вследствие этого сложно провести сравнительный анализ возникших осложнений у одних отохирургов и результатов их устранения другими авторами. Методы устранения осложнений КИ, представленные в изучаемой литературе, носят во многом описательный характер без их детализации и указания причин, вызвавших эти осложнения. Отсуствуют публикации о профилактике данных осложнений. Таким образом, отсутствие тенденции к сокращению числа осложнений КИ, несовершенство рабочей классификации, а также необходимость в разработке профилактических мероприятий на различных этапах выполнения КИ побудили нас провести собственное исследование по изучаемой проблеме.

Цель исследования: Представить результаты лечения пациентов, поступивших на первичную кохлеарную имплантацию, и ее осложнений в исследуемых группах больных.

Методология и методы исследования: Исследование поэтапно проведено на базе РСНПМЦ Педиатрии отделения оториноларингологии в течение 2019—2022 гг. Было обследовано 500 пациентов с сенсоневральной тугоухостью IV степени и глухотой. Из исследования исключались пациенты со степенью тугоухости ниже IV степени, хотя бы на одно ухо, с острыми воспалительными заболеваниями, в том числе и уха, с тяжелой соматической патологией, требующей соответствующей коррекции.

При проведении нами первичных КИ у 500 пациентов было выявлено 16 (3,2%) осложнение, из них 6 малых, не требующих стационарного лечения и 10 - больших. У 476 пациентов осложнения отсутствовали.

Малые осложнения в виде гематомы височной области выявлены у 4-х пациентов. У 2-ух детей данное осложнение выявлено в раннем послеоперационном периоде через 7, 8 и 10 дней соответственно. Ретроспективный анализ возникновения гематом в раннем послеоперационном периоде у пациентов основной группы указывает, что факторами риска в их образовании могут служить: ненадежный гемостаз, чрезмерное использование коагуляции, приводящей к некрозу мягких тканей, а также не послойное ушивание заушной раны, а через все слои. У представленных пациентов гематома купирована пункционной

аспирацией ее содержимого и наложением давящей повязки. У 2-х других детей гематома височной области развилась как позднее осложнение через 7 и 20 месяцев после KM вследствие травмы в области корпуса импланта. В данном случае гематома ликвидирована местным применением мази троксевазина на фоне назначения антибиотикотерапии (цефтриаксон 50мг/кг массы тела в сутки) на протяжении 2 недель.

Острый средний отит диагностирован у 2 детей через 6 и 8 месяцев после K^ как отсроченное осложнение. Данное осложнение ликвидировано применением цефтриаксона (внутримышечно 50мг/кг в сутки), местным применением називина в нос (2 капли 3 раза в день) и ушных капель отипакса (4 капли 3 раза в день).

У двух детей с двусторонней аномалией развития внутреннего уха (дисплазия - неполное разделение улитки) по данным KT в одном случае отмечено введение активного электрода через расширенный внутренний слуховой проход в мостомозжечковый угол (MMY), а в другом неполное введение электрода в базальный завиток и частично во ВСП.

Выводы:

1.Приведенный алгоритм профилактики осложнений кохлеарной имплантации на этапах предоперационного, интраоперационного и послеоперационного ведения пациентов позволяет снизить число этих осложнений.

2.Показана возможность сокращения числа осложнений кохлеарной имплантации на операционном этапе ее выполнения в результате внедрения усовершенствованных методов хирургического лечения больных с IV степенью CHT и глухотой при аномалиях развития внутреннего уха с расширенным внутренним слуховым проходом, сопровождающихся фонтанирующей ликвореей, а также при оссификации основного завитка улитки более 5 мм.

Библиографический список

кузовков В.Е., Янов Ю.К Оптимизация проведения хирургического этапа кохлеарной имплантации у детей// Росс. оторинолар. - 2009. - № 1. - С.84-89.

2.Egilmez O.K., Kalcioglu M.T. Cochlear implant: indications, contraindications and complications // Scripta Scien-tifica Medica. - 2015. - Vol.47 - №4. - P. 21-28.

3.Surgical complications in 550 consecutive cochlear implantation. / R. Brito [et al.] // Brazilian Journal of Otorhino-laryngology, 2012. - 78(3). - P. 80.

4.Богомильский MP., Ремизов A.H. Kохлеaрнaя имплантация. - M.: Mедицинa, 1986. - 176 с.

5.Федосеев В.И. Хирургические подходы к повышению эффективности реабилитации больных с глухотой методом кохлеарной имплантации: Автореф. дисс. ... док. мед. наук. - M.: 2005. - 37 с.

6.Terry B., Kelt R.E., Jeyakumar A. Delayed Complications after Cochlear Implantation. // JAMA Otolaryngol. Head Neck Surg. - 2015. - 141 (11). - P. 1012-7. doi: 10.1001/jamaoto.2015.2154.

7.Предоперационное обследование и хирургическое лечение пациентов с сенсоневральной тугоухостью IV степени и глухотой. / Под ред. Янов Ю.К, Дайхес H.A.. Knm. Рек. - M.: 2015. - 8 с.

8.Complications and Their Management Following Pediatric Cochlear Implantations. / K.S. Orhan [et al.] // Int. Adv. Otol. - 2012. - 8 (2). - P. 244-252.

9.Cohen N., Roland J. Complications of cochlear implant surgery. / In: Susan B.,Waltzman J., Thomas Roland. Cochlear implants. - New York: Thieme; 2006. -P.126-30.

ИБРАГИМОВ Ж.Н. - Ташкентский педиатрический институт.

АМОНОВ А.Ш. - Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр Педиатрии.

АБДУЛЛАЕВ Х.Н. - Ташкентский педиатрический институт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.