Научная статья на тему 'ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ НАРУШЕНИЯХ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У СТУДЕНТОВ'

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ НАРУШЕНИЯХ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4250
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АРИТМИИ СЕРДЦА / СЕРДЕЧНО СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сорокина Валерия Андреевна, Брыкина Валентина Анатольевна

В данной статье рассматривается методика применения и проведения лечебной физической культуры (ЛФК) у студентов с заболеваниями сердечно - сосудистой системы, в частности, с нарушениями сердечного ритма, а также роль физических упражнений в профилактике, реабилитации и лечении болезней сердца. Подробно описаны виды аритмии: тахикардия, АВ - блокада, мерцательная аритмия, синдром слабости синусового узла, трепетание предсердий, указаны причины возникновения этих патологий. Авторами разработан комплекс упражнений ЛФК для студентов при нарушениях ритма сердца, даны рекомендации и правила к выполнению упражнений, указаны противопоказания к занятиям. В работе уделяется внимание вопросу профилактики заболеваний сердечно - сосудистой системы у молодых людей в условиях учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сорокина Валерия Андреевна, Брыкина Валентина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL THERAPY FOR HEART RHYTHM DISORDERS IN STUDENTS

This article examines the methodology for the use and implementation of medical physical culture among students with diseases of the cardiovascular system, in particular with cardiac arrhythmias, as well as the role of physical exercises in the prevention, rehabilitation and treatment of heart diseases. The types of arrhythmias are described in detail: tachycardia, AV - blockade, atrial fibrillation, sick sinus syndrome, atrial flutter, the causes of these pathologies are indicated. The authors have developed a set of exercise therapy exercises for students with cardiac arrhythmias, given recommendations and rules for performing exercises, indicated contraindications to classes. The work pays attention to the issue of prevention of diseases of the cardiovascular system in young people in the context of the educational process.

Текст научной работы на тему «ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ НАРУШЕНИЯХ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У СТУДЕНТОВ»

УДК 616

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ НАРУШЕНИЯХ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У СТУДЕНТОВ

PHYSICAL THERAPY FOR HEART RHYTHM DISORDERS IN STUDENTS

Сорокина Валерия Андреевна

cmydeHm

Институт художественного образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Sorokina Valeria Andreevna

student

Institute of art education Volgograd state socio-pedagogical university

Volgograd, Russia

Брыкина Валентина Анатольевна

старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Brykina Valentina Anatolievna senior lecturer department of physical education Volgograd state socio-pedagogical university

Volgograd, Russia

Аннотация. В данной статье рассматривается методика применения и проведе-ния лечебной физической культуры (ЛФК) у студентов с заболеваниями сердечнососудистой системы, в частности, с нарушениями сердечного ритма, а также роль физических упражнений в профилактике, реабилитации и лечении болезней сердца. Подробно описаны виды аритмии: тахикардия, АВ - блокада, мерцательная аритмия, синдром слабости синусового узла, трепетание предсердий, указаны причины возникновения этих патологий. Авторами разработан комплекс упражнений ЛФК для студентов при нарушениях ритма сердца, даны рекомендации и правила к выполнению упражнений, указаны противопоказания к занятиям. В работе уделяется внимание вопросу профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы у молодых людей в условиях учебного процесса.

Abstract. This article examines the methodology for the use and implementation of medical physical culture among students with diseases of the cardiovascular system, in particular with cardiac arrhythmias, as well as the role of physical exercises in the prevention, rehabilitation and treatment of heart diseases. The types of arrhythmias are described in detail: tachycardia, AV -blockade, atrial fibrillation, sick sinus syndrome, atrial flutter, the causes of these pathologies are indicated. The authors have developed a set of exercise therapy exercises for students with cardiac arrhythmias, given recommendations and rules for performing exercises, indicated

contraindications to classes. The work pays attention to the issue of prevention of diseases of the cardiovascular system in young people in the context of the educational process.

Ключевые слова: лечебная физическая культура; аритмии сердца; сердечнососудистые заболевания; реабилитация; здоровье.

Keywords: therapeutic physical culture; сardiac arrhythmias; cardiovascular diseases; rehabilitation; health.

Заболевания сердечно-сосудистой системы - одна из основных причин смертности и инвалидности людей в современном мире, и с каждым годом количество больных продолжает увеличиваться. В ситуации социальной и экономической нестабильности молодежь оказалась одной из наименее защищенных категорий населения. В последние годы под воздействием неблагоприятной экологической обстановки, малоподвижного образа жизни, стрессов, вредных привычек -злоупотребление алкоголем и курением, молодые люди подвержены риску возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Уже при поступлении в вуз многие студенты имеют существенные отклонения в состоянии здоровья. Анализ медицинских справок показал, что число студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, с каждым годом увеличивается. Количество студентов-первокурсников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, составляет 21 %, на 2 курсе возрастает до 26 %, а на 3 курсе до 30 % и более. Наиболее часто встречающимися заболеваниями среди студентов 1 курса являются:

- заболевания органов дыхания,

- опорно-двигательного аппарата,

- вегето-сосудистая дистония;

- миопия,

- почечная недостаточность и другие [2].

Сердечно-сосудистые заболевания составляют около 7 %. К этим недугам относятся:

- пороки сердца;

- гипертония;

- гипотония;

- сердечная недостаточность;

- стенокардия;

- тахикардия;

- варикозное расширение вен и другие.

В результате таких заболеваний происходит нарушение работы сердца и ухудшение состояния сосудов, что, в свою очередь, может привести к возникновению аритмий. Изменение ритма - признак сбоя в работе сердца. В правом предсердии находится синусовый узел, который задает правильную последовательность сокращения сердца. Источником электрического импульса могут быть и другие области сердца, в результате чего сбивается его ритм. Норма частоты сердечных сокращений здорового человека от 60 до 90 уд/мин, но на самом деле, она индивидуальна для каждого человека и зависит от возраста, эмоционального состояния, физической подготовленности и образа жизни. Учащенный пульс (выше

90 уд/мин) возникает во время физической нагрузки, при стрессовом состоянии, при беременности, что не является патологией. Редкий пульс возникает у людей, регулярно занимающихся спортом, так же замедляется во время сна, что тоже не является патологией. Нарушение ритма сердца происходит тогда, когда электрические импульсы, инициирующие сокращение сердца, функционируют неправильно. При этом сердце бьется либо слишком быстро, либо слишком медленно. При тахиаритмии частота сердечных сокращений (ЧСС) увеличивается более 80-90 уд/мин, а при брадиаритмии ЧСС снижается менее 60 уд/мин.

Основные виды нарушений ритма сердца:

Тахикардия - увеличенная частота сердечных сокращений. Проявляется при волнении как негативном, так и положительном. Если появляется в состоянии покоя, то это - патология. Данное нарушение провоцирует прием кортикостероидов, пристрастие к кофе, энергетическим напиткам, которыми зачастую злоупотребляют студенты, или же серьезные заболевания: эндокринные, отклонения в работе вегетативной системы и другие [3].

АВ-блокада - частичное или полное прекращение поступление импульса от предсердия к желудочкам, что приводит к неравномерному сердечному ритму, так как ткани не получают достаточного количества крови и кислорода. Причинами возникновения блокады сердца могут быть поражения сердечной мышцы в результате стенокардии, кардиосклероза, инфаркта миокарда, гипертрофии отделов сердца или при повышенных нагрузках на сердечную мышцу (например, у спортсменов), при неправильном применении лекарственных средств, или же, в случае наличия наследственной предрасположенности.

Мерцательная аритмия сердца, или фибрилляция предсердий - сбой сердечного ритма, при котором предсердия сокращаются чаще желудочков. Фибрилляция предсердий появляется у людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, патологией щитовидной железы. В группу риска входят люди, злоупотребляющие алкоголем. Возможно появление мерцательной аритмии у пациентов с хроническими заболеваниями легких, а также после перенесенного SARS-CoV-2: вирус, проникая в клетки, частично разрушает их и вызывает повреждение сердечной ткани, уменьшая кровоснабжение сердца.

Синдром слабости синусового узла - это повреждение участка сердца (синусового узла), проводящего импульсы. Из-за повреждения синусовый узел перестанет правильно управлять работой сердца и возникает аритмия. Наблюдается у подростков и молодых людей в связи со значительной невротизацией.

Трепетание предсердий - это учащенный равномерный ритм предсердий, которые сокращаются с частотой до 200-400 ударов в минуту. Причинами трепетания предсердий, не связанными с патологией сердца, выступают:

- сахарный диабет;

- синдром сонных апноэ;

- гипокалиемия;

- алкогольная интоксикация;

- лекарственная и другие интоксикации.

Причины аритмии:

- врожденные или приобретенные пороки сердца;

- последствия перенесенного инфаркта миокарда;

- воспалительные процессы в тканях сердца, опухоли;

- заболевания эндокринной системы;

- изменения в иннервации сердца;

- нарушение баланса электролитов (магния, калия, кальция) при длительной рвоте или диарее, поражении почек, интонсикациях;

- ишемическая болезнь сердца;

- текущая артериальная гипертензия;

- алкогольная кардиомиопатия;

- дисплазия правого желудочка.

Опасность аритмии:

- способствует появлению головокружения;

- потеря сознания;

- приводит к ухудшению кровоснабжения головного мозга и сердца;

- приводит к образованию тромбов, инсульту и инфаркту.

Многочисленные исследования подтвердили прямую связь между появлением

аритмий и тем, насколько интенсивно человек занимался спортом. Самая часто встречающаяся разновидность заболевания - фибрилляция предсердий - диагностируется в последнее время все чаще у молодых людей, проводящих много времени в спортзалах. Это говорит о том, что, при сердечной аритмии, длительные физические нагрузки могут быть опасны для жизни. С другой стороны, при аритмии нельзя полностью отказываться от физических нагрузок, так как сердце нужно тренировать, чтобы оно могло справляться с повышенными нагрузками, стрессом, тревогами. Важно выбрать правильный комплекс упражнений, для чего стоит обратиться к лечебной физической культуре.

Лечебная физкультура (ЛФК) - медицинская дисциплина, применяющая средства физической культуры (в основном физические упражнения), с целью лечения и реабилитации больных и инвалидов, а также профилактики заболеваний. ЛФК является важным элементом современного комплексного лечения пациентов. Ее применение уменьшает факторы риска, особенно при сердечно-сосудистых заболеваниях, нарушениях обмена веществ. ЛФК оказывает разностороннее благоприятное воздействие на организм. Однако, при этом, возможны плохая переносимость и даже обострение процесса при применении неправильных методик, при назначении их в такой фазе заболевания, когда они противопоказаны. Перечень ограничений невелик и касается в основном начального периода острой стадии заболевания или обострения хронических болезней [1].

Противопоказания к назначению ЛФК:

- острые инфекционные и воспалительные заболевания;

- острый период заболевания и его прогрессирующее течение;

- нарастание сердечно-сосудистой недостаточности с декомпенсацией кровообращения и дыхания;

- значительно выраженный болевой синдром;

- обострение хронических заболеваний;

- осложнения в течении заболевания;

- появление признаков, свидетельствующих о прогрессировании заболевания и ухудшении состояния больного;

- сосудистый криз (гипертонический, гипотонический или при нормальном артериальном давлении);

- нарушение ритма сердечных сокращений: синусовая тахикардия (свыше 100 уд/мин), брадикардия (менее 50 уд/мин), приступ пароксизмальной или мерцательной аритмии, экстрасистолы с частотой более чем 1:10.

Правила и рекомендации к выполнению комплекса упражнений:

1. Нельзя резко увеличивать физическую нагрузку, даже при хорошем самочувствии.

2. Приступать к занятиям нужно не раньше, чем через 1,5-2 часа после приема пищи.

3. Если во время занятий или после них в области сердца появятся неприятные ощущения, а также головокружения, одышка, сердцебиение, то занятия необходимо сразу прекратить. Если боль сама не проходит, то нужно принять валидол или нитроглицерин, а затем обязательно обратиться к врачу.

4. Во время физических нагрузок необходимо следить за состоянием пульса. Если к концу занятий пульс учащается на 20-35 ударов, при этом, не превышает 120 уд/мин, а через 3-5 минут отдыха возвращается к исходной частоте, то это значит, что занятия лечебной физкультурой оказывают положительное влияние на организм.

Также следует помнить об индивидуализации в методике и дозировке упражнений с учетом особенностей заболевания и общего состояния студента. Тренировки назначаются врачом-кардиологом на основе проведенного осмотра. Вместе с тем, должен проводиться периодический врачебный контроль, чтобы по необходимости скорректировать физическую нагрузку и оценить эффективность занятий. Занятия ЛФК оказывают лечебный эффект только при правильном и регулярном выполнении физических упражнений. Кроме того, для большего прогресса в борьбе с заболеванием студент должен соблюдать режим сна, питания, работы и отдыха, а также отказаться от вредных привычек. Нами был разработан комплекс упражнений ЛФК для студентов, имеющих такие нарушения ритма сердца, как: тахикардия, брадикардия, синдром слабости синусового узла. Занятия проводились на свежем воздухе 2 раза в неделю, не более 12 минут с акцентом на дыхании.

Примерный комплекс упражнений ЛФК для студентов:

A. Лежа на спине, исходное положение - ноги вместе, руки вдоль туловища:

1. Дугами вперед руки вверх - вдох, руки через стороны вниз - выдох.

2. Поднимание согнутых в коленях, ног - выдох, опускание прямых ног вдох.

3. Отведение и приведение поднятой ноги. Дыхание произвольное.

4. Имитация движений ног при езде на велосипеде. Дыхание произвольное.

5. Переход в положение сидя с помощью и без помощи рук.

B. Стоя, исходное положение - основная стойка, руки вдоль туловища:

1. Руки в замок ладонями вверх, ногу назад на носок, прогнуться - вдох,

и потом - выдох.

2. Руки в замок ладонями вверх, наклон туловища в сторону, одноименную ногу в сторону - вдох, и потом - выдох.

3. Руки согнуты перед грудью, пружинистые отведения рук назад.

4. Руки на пояс, круговые движения туловищем.

5. Руки в стороны - вдох, наклон вперед, кисти рук касаются коленей - выдох.

6. Махи ногой вперед-назад. Дыхание произвольное.

7. Присед, руки вперед - выдох, и потом - вдох.

8. Ходьба обычная на носках, с высоким подниманием колена.

Применение данного комплекса показало, что в ходе выполнения физических

упражнений организм постепенно адаптируется к возрастающим нагрузкам. При систематических занятиях повышается общая выносливость и физическая работоспособность, снижается потребление кислорода при одном и том же уровне нагрузки, улучшаются окислительно-восстановительные процессы в организме и сократительная функция сердечной мышцы. Дыхательные упражнения, используемые в комплексе, способствуют увеличению кислорода в крови, улучшают трофические процессы в клетках и тканях, снижают артериальное давление, ускоряют метаболизм, восстанавливают нормальную работу сердца [4].

Применение лечебной физической культуры является эффективным методом лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. ЛФК предотвращает ухудшение течения болезни и положительно влияет на качество жизни. В связи с этим, ЛФК должна стать обязательной частью жизни студента, желающего поддержать и улучшить состояние своего здоровья. Не мене важно проводить профилактику сердечно-сосудистых заболеваний у молодежи в период обучения в вузе. Для этого рекомендуется акцентировать внимание студентов на соблюдении принципов здорового образа жизни, соблюдении основ правильного питания, отказа от вредных привычек, ведении режима умеренной двигательной активности, ежегодной классической диспансеризации. Большую часть занятий по физической культуре необходимо проводить на свежем воздухе, используя окружающие силы природы и гигиенические факторы, что способствует снижению количества сердечно-сосудистых заболеваний у студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, это позволяет рекомендовать комплекс упражнений ЛФК к использованию в учебном процессе и давать конкретные практические указания по методике их выполнения, направленные на индивидуализацию двигательной деятельности, осуществляемой в оздоровительных целях и формированием здорового образа жизни для студентов с ослабленным здоровьем.

Литература

1. Квасова А. В., Половодов И. В. Лечебная физкультура при нарушениях мозгового кровообращения // Наука-2020. 2019. № 11 (36). С. 96-99.

2. Корюхин М. А., Москаленко И. С., Фещенко Д. Е. Сердечно-сосудистые заболевания. Лечебная физкультура // Символ науки. 2017. № 3. С. 125-127.

3. Киякбаев Г. К. Аритмии сердца. Основы электрофизиологии, диагностика, лечение и современные рекомендации. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2013. 240 с.

4. Чмож В. А., Половодов И. В., Надешкина Е. Ю. Влияние физических упражнений на состояние сердечно-сосудистой системы будущих учителей-педагогов // Тезисы докладов ХLV научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа (февраль-март 2018 г., г. Краснодар) : материалы конференции. Часть 2. Краснодар : Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2018. С. 324-325.

References

1. Kvasova A. V., Polovodov I. V. . Lechebnaya fizkul'tura pri narusheniyakh mozgovogo krovoobrashcheniya [Physiotherapy exercises for disorders of cerebral circulation]. Nauka-2020, 2019, no. 11 (36), pp. 96-99.

2. Koryukhin M. A., Moskalenko I. S., Feshchenko D. E. Serdechno-sosudistye zabolevaniya. Lechebnaya fizkul'tura [Cardiovascular diseases. Physiotherapy exercises]. Simvol nauki - Symbol of science, 2017, no. 3, pp. 125-127.

3. Kiyakbaev G. K. Osnovy elektrofiziologii, diagnostika, lechenie i sovremennye rekomendatsii [Heart arrhythmias. Fundamentals of electrophysiology, diagnostics, treatment and modern recommendations]. Moscow, GEOTAR-Media Publ., 2013, 240 p.

4. Chmozh V. A., Polovodov I. V., Nadeshkina E. Yu. Vliyanie fizicheskikh uprazhneniy na sostoyanie serdechno-sosudistoy sistemy budushchikh uchiteley-pedagogov [The influence of physical exercises on the state of the cardiovascular system of future teachers-pedagogues]. Tezisy dokladov KhLV nauchnoy konferentsii studentov i molodykh uchenykh vuzov Yuzhnogo federal'nogo okruga (fevral'-mart 2018 g., g. Krasnodar). Materialy konferentsii. Chast' 2. [Abstracts of the XLV scientific conference of students and young scientists of universities of the Southern Federal District (February- March 2018, Krasnodar): conference proceedings. Part 2]. Krasnodar, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism Publ., 2018, pp. 324325.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.