Научная статья на тему 'Лазерная спектральная экспертиза произведений живописи'

Лазерная спектральная экспертиза произведений живописи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
571
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бельков Михаил, Райков Сергей

Лазерная спектральная экспертиза лучший инструмент для установления исторической и художественной ценности произведения живописи. В статье авторы рассказывают о результатах исследования древнего холста без авторства и конкретной даты написания, который представляет церемонию получения княжеского титула Николаем II Радзивиллом в 1547 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бельков Михаил, Райков Сергей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Laser Spectral Examination of Paintings

Laser spectral examination is the best tool for the technical and technological expertise of historical and artistic values. In the article authors tell about the results of the research of the ancient canvas without authorship and the specific date of writing that represents the ceremony of receiving of the princely title by Nicholas II Radziwill in 1547.

Текст научной работы на тему «Лазерная спектральная экспертиза произведений живописи»

Лазерная

спектральная экспертиза

произведений

живописи

С каждым годом число фальшивок, выдаваемых за подлинные произведения искусства, растет. Подделывают чаще всего импрессионистов и авангардистов конца XIX - начала XX в., а также русских пейзажистов XIX в. Печально, что на копии известных художников положительные экспертные заключения выдают авторитетные Третьяковская галерея, Русский музей и др. Во второй половине XX в. Джон Майат (Великобритания) написал около 300 фальшивок, копируя Моне, Матисса, Пикассо, Шагала, и успешно продавал их через аукционные дома «Сотби» и «Кристи». В этом году Вольфганг Бель-тракки (Германия) получил 6 лет заключения за подделки полотен Эрнста, Кам-пендонка, Пехштейна, Кирхнера, которые прошли искусствоведческую экспертизу и были признаны подлинными.

Недавно в нашу страну были ввезены несколько десятков картин известных мастеров белорусского происхождения - Шагала, Сутина, Кикоина и др. для создания новой галереи. Произведения куплены на европейских аукционах, то есть, по-видимому, без необязательной для них экспертизы. Хотя, казалось бы, необходимость технико-технологического исследо-

Михаил Бельков,

замдиректора Института

физики

НАН Беларуси

по научной работе,

кандидат

физико-математических наук

вания очевидна. Оно проводится с целью изучения, атрибуции, аутентификации, реставрации и консервации произведений искусства. Объекты станковой живописи, акварелей, графики, икон, фресок, пигментов на историко-художественных ценностях могут исследоваться с применением рутинного химического анализа, инфракрасной и ультрафиолетовой спектроскопии, масс-спектрометрии и т.д. Но только рентгено-флуоресцентный анализ и лазерный спектральный микроанализ могут быть реализованы в мобильной версии. Это особенно важно для экспертизы уникальных объектов, не подлежащих транспортировке, в частности фресок, либо при исследовании историко-художе-ственных ценностей с высокой страховой стоимостью.

На современном уровне этап технико-технологической экспертизы историко-художественных ценностей немыслим без спектроскопических методов анализа вещества. Наибольшее распространение получили рентгено-флуоресцентный анализ (РФА), спектроскопия комбинационного рассеяния (КР), инфракрасная (ИК) и ультрафиолетовая (УФ) спектроскопия поглощения, лазерный спектральный микроана-

Сергей Райков,

главный

научный сотрудник Института физики НАН Беларуси, доктор

физико-математических наук

КР-спектрам можно установить строение молекул некоторых органических (и неорганических) веществ. КР-спектроскопия имеет преимущества при исследовании водных растворов по сравнению с ИК-спектроскопией, однако ее возможности ограничены в случае черных и глубоко окрашенных образцов и соединений, обладающих сильной флуоресценцией в видимой области спектра.

Рутинные методы химического анализа, характеризующиеся сравнительно большими время-, трудо- и материалоза-тратами и доминирующие до сих пор в физико-химических лабораториях ведущих музеев, объективно и неизбежно вытесняются экспрессными инструментальными методами, среди которых доминирующее место по совокупности показателей занимают РФА и ЛСМА. С помощью РФА определяется элементный состав неорганических пигментов (используемых в станковой масляной живописи, иконах, графике, предметах прикладного искусства), металлических основ, драгоценных металлов в окладах икон, обрамлениях миниатюр, изделиях нумизматики, наградных знаках и т.д. Однако рентгеновские методы уже не вызывают энтузиазма у

лиз (ЛСМА). По ИК- и

музейных работников, поскольку имеют ряд серьезных недостатков: информацию о составе материала можно получить только для тонкого (мкм) поверхностного слоя (для перехода к следующему необходимо удаление предыдущего), серьезно влияние матрицы материала и формы исследуемого образца на результаты анализа. Кроме того, рентгеновское излучение не является в полном смысле неразрушающим, поскольку стимулирует процессы последующей фотодеструкции окрашенных слоев исследуемого предмета. Последнее особенно актуально в отношении произведений живописи.

Наиболее оптимальным и современным является лазерный метод спектрального анализа. Его основные преимущества: экспрессный анализ в режимах практически неразрушающего контроля, реального времени, in situ; отсутствие или минимальная предварительная подготовка пробы; высокая локальность, возможность осуществления микроанализа; создания мобильных спектрометров для проведения анализа непосредственно на месте хранения раритетов без их транспортировки в лабораторию и т.д. С помо-

щью лазерных источников возбуждения можно анализировать как проводящие, так и диэлектрические материалы, решать задачи локального, поверхностного, послойного, динамического анализа, изучать однородность материалов и распределение элементов (рис. 1).

Приведем пример исследования уникального для истории и культуры Беларуси произведения живописи - старинного полотна без авторства и конкретной даты написания, представляющего дворцовую церемонию (рис. 2). Историческая экспертиза была выполнена А.С. Довнар-За-польским.

Для проведения исследований немаловажно наличие надписи в верхней части полотна, сделанной, вероятно, самим автором на латыни: «ACAROLO V IMPERAT INSIGNIA DUCALIA INCO MITIIS IMPERII AUGUSTA VINDELICORUM NICOLAO IOANNIS FILIO TRANSFERUSTUR IN OLICAM ET NIESWIES DEFICIENTEPROLE MASCULA NICOLAI SECUDI Ä.M.D.X.LV.», что в переводе означает «Император Карл V на Аугсбургском собрании назначает Николая, сына Яна, и его потомков князь-ями на Олыке и Несвиже, находя-

щихся под властью Николая с 1545 года». Используя ряд исторических документов, можно установить с высокой точностью датировку этого важнейшего исторического момента, а именно акта легитимизации своих властных полномочий одним из наиболее ярких и выдающихся представителей рода князей Радзивил-лов - Николая Радзивилла (1515-1565), который в ряде исторических документов упоминается как Николай Радзивилл Черный. Осенью 1547 г. он был направлен на сейм в Аугсбурге во главе посольства короля Сигизмунда II Августа (1520-1572). Аугсбургский сейм (или точнее рейхстаг) -всесословное собрание Священной Римской империи германской нации - открылся 1 сентября 1547 г. и продлился до 15 мая 1548 г., завершившись подписанием Аугсбургского интерима (временного постановления), связанного с попытками закрепить результаты победы империи в войне со Шмалькаденской лигой 1546-1547 гг. На картине изображена сцена получения титула князя Священной Римской империи Николаем Радзивиллом на сейме в Аугсбурге 10 декабря 1547 г. Таким образом становится понятен смысл жанровой сцены, воспроизведенной на данном полотне, - присвоение Николаю Радзивиллу и его наследникам соответствующего титула и герба князей Священной Римской империи на Олыке (Украина) и Несвиже. В центре слева картины - коленопреклоненная фигура в синей бархатной мантии, с богатой и пышной отделкой из меха горностая с гербом в правой руке. Ее можно идентифицировать как изображение Николая Радзивилла Черного. Герб в центре также выдает его принадлежность к роду Радзивиллов по ряду характерных особенностей: цветовая составляющая, изображения на геральдическом щите-поле, шлемы и короны с нашлемниками и прочее. Фигура вверху, в центре композиции, увенчанная большой императорской короной, в мантии из темно-золотистой парчи с мечом в правой руке - изображение Карла V Габсбурга, императора Священной Римской империи (1500-1558). Справа и слева от него -семь фигур, их можно идентифицировать как членов так называемой Коллегии семи курфюрстов. Человек на переднем

Рис. 2. Исследованная картина

плане справа (в красной мантии, с гербом в правой руке и некой грамотой в левой) - это, вероятно, Себастьян фон Хоссенштамм (1508-1555), архиепископ (курфюрст) Майнца. А вот идентификацию персонажей самого моложавого возраста в красных мантиях, сидящих в одинаковых позах по обе стороны от императора Карла V, следует выделить в отдельный этап данной экспертизы. Так, одна из фигур могла бы, судя по всему, являться изображением архиепископа Кельна Адольфа фон Шаумбурга (1511-1556). Что же касается другой, то можно предположить, что перед нами изображение курфюрста Бранденбурга Иоахима II Гогенцоллерна, известного также как Гектор (1505-1571). Конечно, можно допустить, что автор не имел возможности использовать при написании полотна наглядные изображения этих уже зрелых исторических лиц либо использовал более ранние изображения, например портрет Гектора 1520 г. кисти Лукаса Кранаха-Старшего.

Что же касается сведений о самом полотне, то они пока достаточно скупы. Так, известно, что в инвентаре Несвижского замка за 1834 г. данная картина упоми-

нается под №1 как «Получение княжеского титула Николаем VI Радзивиллом от императора Священной Римской империи Карла в 1547 году». Сведений об авторе или времени написания данной работы в этом документе нет.

Каковы же основные результаты технико-технологической экспертизы? Химический состав всех пигментов и их идентификация выполнены методом ЛСМА. Можно заключить, что представленное на

экспертизу произведение написано в традициях классической школы живописи на льняном крупнозернистом (8х10 нитей/см2) холсте полотняного переплетения. Холст, предварительно натянутый на подрамник, был проклеен и загрунтован. Грунт цветной двухслойный, причем его нижний слой клеемасляный, а верхний - масляный. В качестве наполнителя использовался коричневый железосодержащий пигмент в смеси с черным органическим и свинцовыми белилами. В красочных слоях обнаружены ультрамарин, красные и желтые охры, коричневый железосодержащий, свинцовые белила и черный органический. Полотно неоднократно подвергалось реставрационным вмешательствам, в результате которых были срезаны кромки, произведено дублирование на новое основание, перетяжка на новый подрамник, восполнение утрат, перегрунтовка, по-новление красочных слоев. Среди использованных при реставрации материалов были обнаружены минеральные пигменты, а также цветные липидные лаки, благодаря которым цвета кажутся яркими и насыщенными. Пленкообразователем в этих липидных лаках является смола сандарак. Закрыто произведение тонким слоем лака, который при облучении ультрафиолетовым излучением уже дает желтоватую люминесценцию состарившегося материала. К сожалению, в данном случае определить, являлся ли холст домотканым или мануфактурного производства, не представляется возможным, однако самостоятельная подготовка его к

? ;

* к

Гм

Рис. 3. Первоначальный (слева) и современный вид Софийского собора в Полоцке

работе может свидетельствовать в пользу того, что картина была написана до конца XVIII в. Вторым «датирующим маркером» можно считать использование ультрамарина. Особенно широко его применяли в XIV - первой половине XV в., причем в Италии чаще, чем на севере Европы. В конце XVI - XVII в. сокращение производства наиболее распространенного синего пигмента - лазурита - привело к повышению спроса на дорогой ультрамарин. Что касается грунта, то в данном случае определить по нему время создания работы сложно, так как грунты с примесью цветных пигментов были распространены в Европе в XVI - XVIII в. Таким образом, можно допустить, что произведение было написано в промежутке между XVI и XVIII в. Еще одни свидетели прошлого - подрамник с клиньями, на который было натянуто произведение после дублирования на новое основание, и берлинская лазурь, которой было выполнено поновление красочных слоев. В середине XVIII в. появились подвижные подрамники на колках. Однако в XIX в. живописцы вновь вернулись к примитивным, грубо сколоченным рамам. Промышленное производство берлинской лазури началось в 1724 г., поэтому можно предположить, что первая реставрация картины проводилась в промежутке от середины XVIII до XIX в.

Подводя итоги комплексной экспертизы художественного произведения, можно сделать вывод, что, несмотря на отсутствие точных данных об авторстве и художественной школе, картина представляет собой большую музейную и историческую ценность.

Также чрезвычайно важный для нашей страны было проведение технико-технологической экспертизы фресок национальной святыни - Полоцкой Софии. Софийский собор в Полоцке, заложенный между 1044 и 1066 г., можно считать первым из числа выдающихся культовых сооружений на территории современной Беларуси. Построен он из плинфы в технике так называемого скрытого ряда. В этом памятнике нашли отражение основополагающие принципы местной архитектурной школы, проявившиеся в центрично-пирамидальной композиции архитектурных форм. Полоцкая София, вероятнее всего, построена князем Всеславом Брячиславичем на месте сгоревшего деревянного собора. Возведение Софийского собора связано с ростом политической роли города. Как и киевская и новгородская Софии, построенные ненамного ранее, полоцкая служила главным общественным зданием города. К сожалению, храм был взорван российскими войсками во времена войны со Швецией. Восстановлен уже в новом стиле с сохранением части стен (рис. 3).

На всех древних частях Софийского собора в Полоцке имеются следы фресок, датируемых XI в., то есть данное сооружение - одно из самых древних на восточнославянских землях. По исследованиям доктора исторических наук Г.В. Штыхова, в средней восточной апсиде прослеживаются композиции Евхаристии. Орнаментальный мотив фресок выполнен в стиле византийской настенной живописи, напоминает киевские росписи. В оставшихся фрагментах нижнего слоя фресок преобладают зеленоватые, синие, серо-бурые и желтые тона (рис. 4, 5). Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник располагает коллекцией аутентичных фрагментов фресок и строительных материалов XI в. Большое количество (около 1500 шт.) самых представительных из них было вывезено несколько десятков лет назад российскими специалистами для изучения, и они по сей день находятся в фондах Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Химический состав красочных слоев фресок Софийского собора в Полоцке определялся с помощью ЛСМА.

В Институте физики НАН Беларуси разрабатывается первый в мире мобильный лазерный спектрометр нового поколения с диодной накачкой, двухимпульсным режимом и повышенной энергетикой. Он более легкий, компактный, универсальный и функциональный, нежели его предшественник.

Хотелось бы отметить, что, несмотря на благоприятную организационно-научную обстановку, сопровождающую инструментально-методическое развитие и внедрение лазерных технологий в сферу сохранения историко-культурного наследия, прикладные работы в данном направлении вряд ли станут самоокупаемыми в ближайшей перспективе, что, впрочем, характерно и для остальных европейских государств. Однако экономические обстоятельства не должны в данном случае довлеть над высокой социальной значимостью применения современных технологий в изучении и сохранении исторических и художественных ценностей нашей страны. ■

Рис. 4. Микрофотографии в двух проекциях и спектрограмма состава материала фрагмента фрески голубого тона.

Рис. 5. Микрофотографии в двух проекциях и спектрограмма состава материала фрагмента фрески красного тона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.