Научная статья на тему 'ЛАВИНЫ КАК ФАКТОР АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ТЕХНОСФЕРЕ'

ЛАВИНЫ КАК ФАКТОР АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ТЕХНОСФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
146
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНЕЖНЫЕ ЛАВИНЫ / ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПРИРОДНО-ТЕХНОГЕННЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / БАЗА ДАННЫХ / ТЕХНОСФЕРА / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Петрова Елена Геннадиевна

Помимо прямого материального и социального ущерба, наносимого в результате схода снежных лавин, лавины также выступают важным природным фактором техносферной аварийности, приводя к возникновению аварий и нарушению условий нормального функционирования различных объектов. В данной работе проводится исследование результатов воздействия снежных лавин на объекты техносферы на основе статистического и географического анализа авторской базы данных природно-техногенных чрезвычайных ситуаций (далее - ПТЧС), произошедших на территории Российской Федерации в период с 1993 по 2021 год. Выделяются основные типы ПТЧС, вызываемых снежными лавинами. Наиболее уязвимы к воздействиям снежных лавин объекты транспортной инфраструктуры (прежде всего автомобильные и железные дороги), воздушные линии электропередачи и связи, рекреационные объекты, расположенные в зоне лавинной опасности. Разрушение или угроза разрушения этих объектов вследствие лавинной деятельности создает длительные перерывы транспортного сообщения, нарушения энергоснабжения и других видов жизнеобеспечения населения. Причем эти нарушения затрагивают не только районы непосредственного схода снежных лавин, но и соседние районы, использующие данную инфраструктуру. За рассматриваемый период снежные лавины вызвали аварии или нарушения в работе автомобильного и железнодорожного транспорта на территории Республик Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Саха (Якутия), Крым и Алтай; Хабаровского, Красноярского и Камчатского краев; Сахалинской, Мурманской, Кемеровской, Иркутской, Магаданской и Челябинской областей; Чукотского АО. Нарушения энергоснабжения и связи были зафиксированы в Республиках Кабардино-Балкария, Дагестан, Карачаево-Черкесия, а также в Сахалинской области и Чукотском АО. Всего в базе данных ПТЧС, обусловленные снежными лавинами, были зафиксированы на территории 18 субъектов Российской Федерации. Наиболее велика их повторяемость на Северном Кавказе. Пик событий приходится на март. Необходим мониторинг таких событий с целью их дальнейшего предотвращения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Петрова Елена Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AVALANCHES AS TRIGGERS OF TECHNOLOGICAL ACCIDENTS

In addition to direct material and social damage caused by snow avalanches, they also act as triggers of technological accidents and disruptions. According to the results of the statistical and geographic analysis of the author's database of natural-technological emergency situations (NTES) that occurred in Russia from 1993 to 2021, the main types of NTES caused by snow avalanches are distinguished. The most vulnerable to snow avalanches are transport infrastructure facilities (especially roads and railways), overhead power lines, communications, and recreational facilities located in the snow avalanche hazardous zone. The destruction or threat of destruction of these facilities due to snow avalanches leads to long interruptions in transport communication, disruption of power supply and other types of life support for the population. These disruptions affect also neighboring areas, which use these infrastructures. During the period under consideration, snow avalanches caused accidents and disruptions in the operation of road and railway transport in the Republics of North Ossetia-Alania, Kabardino-Balkaria, Karachay-Cherkessia, Dagestan, Sakha (Yakutia), Crimea, and Altai; Khabarovsk, Krasnoyarsk, and Kamchatka territories; Sakhalin, Murmansk, Kemerovo, Irkutsk, Magadan, and Chelyabinsk regions; Chukotka Autonomous Okrug. Disruptions in power supply and communications were recorded in the Republics of Kabardino-Balkaria, Dagestan, Karachay-Cherkessia, as well as in the Sakhalin Region and Chukotka Autonomous Okrug. In total, avalanche-related NTES were recorded in the database on the territory of 18 constituent entities of the Russian Federation. Their frequency is greatest in the North Caucasus. The peak of events falls on March. It is necessary to monitor such events in order to prevent them further.

Текст научной работы на тему «ЛАВИНЫ КАК ФАКТОР АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ТЕХНОСФЕРЕ»

УДК 551:558.48

ЛАВИНЫ КАК ФАКТОР АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ТЕХНОСФЕРЕ

Е.Г. Петрова

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», г. Москва, Россия epgeo@mail.ru

Аннотация. Помимо прямого материального и социального ущерба, наносимого в результате схода снежных лавин, лавины также выступают важным природным фактором техносферной аварийности, приводя к возникновению аварий и нарушению условий нормального

функционирования различных объектов. В данной работе проводится исследование результатов воздействия снежных лавин на объекты техносферы на основе статистического и географического анализа авторской базы данных природно-техногенных чрезвычайных ситуаций (далее - ПТЧС), произошедших на территории Российской Федерации в период с 1993 по 2021 год. Выделяются основные типы ПТЧС, вызываемых снежными лавинами. Наиболее уязвимы к воздействиям снежных лавин объекты транспортной инфраструктуры (прежде всего автомобильные и железные дороги), воздушные линии электропередачи и связи, рекреационные объекты, расположенные в зоне лавинной опасности. Разрушение или угроза разрушения этих объектов вследствие лавинной деятельности создает длительные перерывы транспортного сообщения, нарушения энергоснабжения и других видов жизнеобеспечения населения. Причем эти нарушения затрагивают не только районы непосредственного схода снежных лавин, но и соседние районы, использующие данную инфраструктуру. За рассматриваемый период снежные лавины вызвали аварии или нарушения в работе автомобильного и железнодорожного транспорта на территории Республик Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Саха (Якутия),

DOI: 10.34753/HS.2022.4.3.255

AVALANCHES AS TRIGGERS OF TECHNOLOGICAL ACCIDENTS

Elena G.Petrova

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation

epgeo@mail.ru

Abstract. In addition to direct material and social damage caused by snow avalanches, they also act as triggers of technological accidents and disruptions. According to the results of the statistical and geographic analysis of the author's database of natural-technological emergency situations (NTES) that occurred in Russia from 1993 to 2021, the main types of NTES caused by snow avalanches are distinguished. The most vulnerable to snow avalanches are transport infrastructure facilities (especially roads and railways), overhead power lines, communications, and recreational facilities located in the snow avalanche hazardous zone. The destruction or threat of destruction of these facilities due to snow avalanches leads to long interruptions in transport communication, disruption of power supply and other types of life support for the population. These disruptions affect also neighboring areas, which use these infrastructures. During the period under consideration, snow avalanches caused accidents and disruptions in the operation of road and railway transport in the Republics of North Ossetia-Alania, Kabardino-Balkaria, Karachay-Cherkessia, Dagestan, Sakha (Yakutia), Crimea, and Altai; Khabarovsk, Krasnoyarsk, and Kamchatka territories; Sakhalin, Murmansk, Kemerovo, Irkutsk, Magadan, and Chelyabinsk regions; Chukotka Autonomous Okrug. Disruptions in power supply and communications were recorded in the Republics of Kabardino-Balkaria, Dagestan, Karachay-Cherkessia, as well as in the Sakhalin Region and Chukotka Autonomous Okrug. In total, avalanche-related NTES were recorded in the database on the territory of 18 constituent entities of the Russian Federation. Their frequency is greatest in the North Caucasus. The

Петрова Е.Г. Лавины как фактор аварийных ситуаций в техносфере // Гидросфера. Опасные процессы и явления. 2022. Т. 4. Вып. 3. С. 255-266. Б01: 10.34753/Ш.2022.4.3.255. 255

Крым и Алтай; Хабаровского, Красноярского и Камчатского краев; Сахалинской, Мурманской, Кемеровской, Иркутской, Магаданской и Челябинской областей; Чукотского АО. Нарушения энергоснабжения и связи были зафиксированы в Республиках Кабардино-Балкария, Дагестан, Карачаево-Черкесия, а также в Сахалинской области и Чукотском АО. Всего в базе данных ПТЧС, обусловленные снежными лавинами, были зафиксированы на территории 18 субъектов Российской Федерации. Наиболее велика их повторяемость на Северном Кавказе. Пик событий приходится на март. Необходим мониторинг таких событий с целью их дальнейшего предотвращения. Ключевые слова: снежные лавины; воздействие; природно-техногенные

чрезвычайные ситуации; база данных; техносфера; мониторинг.

Введение

Снежные лавины относятся к числу наиболее опасных природных процессов, которые могут причинять значительный материальный ущерб и приводить к человеческим жертвам. Кроме того, своим разрушительным воздействием они способны провоцировать возникновение аварийных ситуаций на различных объектах техносферы, попадающих в зону их активизации. Таким образом, снежные лавины являются одним из важных факторов, обусловливающих создание природно-техногенных чрезвычайных ситуаций (далее -ПТЧС). Под природно-техногенными понимаются любые аварии и чрезвычайные ситуации (далее - ЧС) на объектах техносферы, возникновение которых было спровоцировано или усилено теми или иными природными событиями [Мягков, 1995], в данном случае -снежными лавинами. ПТЧС наносят дополнительный экономический, экологический и социальный ущерб, помимо ущерба от самих стихийных бедствий [Petrova, Krausmann, 2011]. Они требуют также большего времени и усилий на ликвидацию их последствий, поскольку силам реагирования приходится справляться с

peak of events falls on March. It is necessary to monitor such events in order to prevent them further.

Keywords: snow avalanches; impact; natural-technological emergencies; database; technosphere; monitoring.

последствиями не только самих опасных природных процессов, но и вызванных ими аварий в техносфере и нарушений нормальных условий жизнедеятельности населения [Petrova, 2011]. В Российской Федерации сход снежных лавин возможен на 18% территории, еще на 4,8% территории образование снежных лавин может стать возможным при уничтожении леса на склонах или в результате изменений климата [Глазовская, 1987].

Цель и задача исследований

Данное исследование направлено на изучение последствий схода снежных лавин, приводящих к возникновению аварийных ситуаций и нарушению обычного режима функционирования различных объектов техносферы. Целью настоящей работы является мониторинг и анализ ПТЧС, возникающих на территории Российской Федерации в результате схода или угрозы схода снежных лавин. Актуальность исследования обусловлена существованием лавинной опасности и риска во многих горных районах, а также на лавиноопасных участках равнин и их нарастанием в связи с наблюдающимися и прогнозируемыми до конца текущего столетия

Petrova E.G. Avalanches as triggers of technological accidents. Hydrosphere. Hazard processes and phenomena, 2022, vol. 4, iss. 3, pp. 255-266. (In Russian; abstract in English). 256 DOI: 10.34753/HS.2022.4.3.255.

климатическими изменениями [География..., 2004]. Изучение произошедших событий может помочь их предотвращению в дальнейшем.

Поставлены следующие задачи:

• выявить наиболее уязвимые к лавинным воздействиям типы объектов техносферы и выделить основные типы ПТЧС, которые могут создаваться вследствие схода или угрозы схода снежных лавин;

• проследить географическое распределение ПТЧС разных типов, вызываемых снежными лавинами, по территории Российской Федерации;

• провести оценку повторяемости ПТЧС для районов, подверженных лавинной опасности;

• выделить районы наиболее высокой степени опасности возникновения ПТЧС, вызываемых снежными лавинами.

Методы исследования

Мониторинг ПТЧС в техносфере, обусловленных сходом или угрозой схода снежных лавин, осуществлялся посредством сбора и анализа информации о таких событиях в электронной базе данных по техногенным и природно-техногенным ЧС, происходящим на территории Российской Федерации.

Используемая база данных была создана автором в научно-исследовательской лаборатории снежных лавин и селей географического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова на основе программы Microsoft Access [Петрова, 2009]. База данных постоянно пополняется новой актуальной информацией в режиме непрерывного мониторинга. Реляционная структура базы данных, методика ее составления и особенности обработки данных были подробно изложены в работе [Петрова, 2021]. В настоящее время она содержит более 26 000 событий, произошедших с 1991 по 2021 год; около 13% зафиксированных ЧС имеют природно-техногенный характер, когда авария на объекте техносферы или нарушение условий его нормального функционирования были спровоцированы воздействием того или

иного неблагоприятного или опасного природного процесса или явления.

Вся информация собирается и хранится в структурированном виде в главной таблице базы данных, в которую заносятся следующие сведения:

1) дата и время произошедшей ЧС;

2) локализация ЧС с указанием субъекта федерации, административного района, расстояния до ближайшего населенного пункта;

3) тип ЧС по классификации Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации (далее - МЧС РФ) и авторской оценке;

4) масштаб ЧС (локальный, межмуниципальный, региональный, национальный, трансграничный);

5) количество погибших и пострадавших;

6) размер нанесенного материального ущерба (при наличии такой информации);

7) краткое описание события с указанием причины аварии, если она известна, и других дополнительных сведений;

8) источник информации.

Важно подчеркнуть, что для наполнения базы данных используются материалы только из открытых источников. Основным источником информации служат ежедневные оперативные сводки МЧС РФ, публикуемые на сайте министерства 1 , которые при необходимости дополняются сообщениями печатных и электронных средств массовой информации.

Представление всей накопленной информации в формате электронной базы данных MicrosoftAccess позволяет выполнять в ней различные тематические поисковые запросы по заданным параметрам или ключевым словам, что дает возможность производить дальнейшую статистическую обработку и анализ массива данных в зависимости от поставленных целей и задач исследования (рисунок 1). Для целей предлагаемой работы среди общей совокупности собранных данных была произведена выборка и анализ аварийных ситуаций в техносфере, обусловленных воздействием схода или угрозы

1 Оперативная информация - МЧС России - МЧС России [Электронный ресурс]. URL: https://www.mchs.gov.ru/deYatelnost/press-centr/operativnaYa-informaciYa.

Рисунок 1. Реляционная структура авторской базы данных и схема исследования. Figure 1. Relational structure of the author's database and research scheme.

статистический и географический анализ информации, полученной в результате этих поисковых запросов.

Результаты исследования

В ходе работы были выделены основные типы ПТЧС, вызываемых снежными лавинами, определены типы объектов техносферы, наиболее уязвимых к воздействиям снежных лавин, прослежено географическое и сезонное распределение соответствующих аварийных ситуаций, выделены районы наибольшей опасности их возникновения.

В результате проведенного анализа было выделено 8 типов ПТЧС, вызванных снежными лавинами. Основой для их классификации послужил тип объекта техносферы, подверженного воздействию снежных лавин. Ниже перечислены выделенные типы ПТЧС и субъекты федерации, на территории которых за

исследуемый период с 1993 по 2021 год были зафиксированы события следующих типов:

• дорожно-транспортные происшествия и нарушение автомобильного сообщения -Республики Северная Осетия - Алания, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Саха (Якутия), Крым и Алтай; Камчатский, Красноярский и Хабаровский края; Сахалинская, Иркутская, Магаданская и Мурманская области; Чукотский автономный округ (далее - АО);

• железнодорожные аварии и нарушение железнодорожного сообщения - Хабаровский край, Сахалинская, Кемеровская, Иркутская, Мурманская и Челябинская области;

• повреждение объектов энергетической инфраструктуры и нарушение энергоснабжения -Республики Дагестан, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, Сахалинская область, Чукотский АО;

• разрушение и повреждение жилых домов и рекреационных объектов - Республики Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, Краснодарский край, Мурманская область;

• нарушение связи - Республика Дагестан, Сахалинская область;

• аварии воздушных судов - Камчатский край;

• нарушение теплоснабжения - Республика Кабардино-Балкария;

• сельскохозяйственные ЧС- Республика Кабардино-Балкария, Камчатский край.

Соотношение числа событий выделенных типов ПТЧС за исследуемый период показано на рисунке 2. В целом ряде случаев ПТЧС, вызванные снежными лавинами, носили комплексный характер, когда несколько из перечисленных выше типов техносферных аварий происходили одновременно или последовательно. Это приводило к усилению

тяжести последствий и затрудняло работы по их ликвидации. Наибольшую долю ПТЧС составляют автомобильные аварии и нарушения автомобильного сообщения, обусловленные сходом или угрозой схода снежных лавин (33 случая или 57% всех событий). За ними следуют железнодорожные аварии и нарушения железнодорожного сообщения (8; 14%), нарушения энергоснабжения, теплоснабжения и связи (8; 14%), повреждение жилых домов и рекреационных объектов (5; 9%) и сельскохозяйственные ЧС (3; 5%). Нарушения автомобильного и железнодорожного сообщения, электроснабжения и связи могут иметь масштаб межмуниципальных, региональных и даже трансграничных ЧС, поскольку они затрагивают не только районы непосредственного схода снежных лавин, но также и сопредельные регионы, использующие данные коммуникации и зависящие от поврежденной инфраструктуры.

0 5 10 15 20 Рисунок 2. Количество аварийных ситуаций различных типов, вызванных снежными лавинами за период с 1993 по 2021 год. Figure 2. Number of natural-technological accidents of various types caused by snow avalanchesfor the period from 1993 to 2021.

Наиболее массовым типом ПТЧС, происходящих под воздействием снежных лавин, являются автомобильные аварии и нарушения автотранспортного сообщения вследствие перекрытия автомобильных дорог сошедшими снежными лавинами или же превентивного закрытия дорог местными властями из-за угрозы потенциального схода снежных лавин. Особенно часто такие события происходят на горных дорогах республик Северного Кавказа, прежде всего в Северной Осетии - Алании (Алагирский район), Дагестане (Рутульский, Тляратинский и Цунтинский районы), Кабардино-Балкарии (Эльбрусский район) и Карачаево-Черкесии (Зеленчукский и Карачаевский районы). Случаи нарушения автотранспортного сообщения, связанного со сходом или угрозой схода снежных лавин, особенно многочисленные ранней весной, а также случаи попадания автотранспортных средств под снежную лавину, в том числе с пострадавшими и даже человеческими жертвами регулярно фиксируются на Транскавказской магистрали и Военно-Грузинской дороге. Нередко перерывы в автомобильном сообщении затягиваются на несколько дней, что приводит к большому скоплению транспортных средств, в том числе - большегрузных автомобилей по обе стороны от перекрытых участков дорог. Это создает значительные экономические и социальные проблемы. Обе автотрассы связывают Российскую Федерацию с территорией Грузии, по ним проходят также транзитные пути в Армению, Турцию и другие государства. Таким образом, возникающие ПТЧС носят масштаб трансграничных.

Одним из многочисленных примеров является событие 24 марта 2021 года, когда в связи с высокой степенью лавинной опасности была закрыта для всех видов автомобильного транспорта «на неопределенное время» международная автотрасса Мцхета -Степанцминда - Ларси (Военно-Грузинская дорога) на участке от зимнего курорта Гудаури до российско-грузинской границы. По сообщению

департамента автомобильного транспорта Министерства регионального развития и инфраструктуры Грузии причиной запрета стала «высокая степень опасности схода лавин» в результате обильного снегопада при сравнительно низкой температуре воздуха. У поселка Коби с юга и административного центра Казбеги с севера (Грузия) скопилось более 3 500 большегрузных автомобилей2.Среди них было большое количество автомобилей, перевозящих грузы из Армении в Российскую Федерацию, поскольку это единственная сухопутная трасса, связывающая два государства.

При закрытии Крестового перевала из-за угрозы схода снежных лавин в зимний и ранневесенний период огромное количество автомобилей скапливается на Военно-Грузинской дороге также и с российской стороны, к северу от пропускного пункта Верхний Ларс.

ПТЧС, связанные со сходом снежных лавин на автомобильные дороги и прекращением движения автотранспорта, были зафиксированы во многих лавиноопасных регионах Российской Федерации: в Сахалинской (Невельский и Холмский районы), Иркутской (Казачинско-Ленский район), Магаданской (в окрестностях города Магадан, юге Тенькинского, Хасынского и Омсукчанского городских округов) и Мурманской областях (город Кировск), Республиках Саха (Якутия) (автодорога «Яна» в районе перевалов Малый и Большой Ольчан), Крым (автодорога Ялта - Бахчисарай) и Алтай (трасса Акташ - Улаган), Камчатском (Елизовский район, город Петропавловск-Камчатский), Хабаровском (Солнечный и Николаевский районы) и Красноярском (автодорога Курагино - Черемшанка) краях. В Республике Алтай лавиноопасные участки отмечены на следующих федеральных и региональных автодорогах: объездная дорога Горно-Алтайск - Майма (3-й км); автомобильная дорога Горно-Алтайск - Чоя - Турочак (участки у села Кызыл-Озек и между селами Чоя и Советское); Чуйский тракт (участки между

Единственная автотрасса, соединяющая Грузию и Армению с Россией, вновь перекрыта из-за лавиноопасности - Новости - Мир - Коммерсантъ [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4749766.

селами Камлак и Черга в Шебалинском районе -506-508-й км, у села Чибит и на 784-785-м км в Улаганском районе); автомобильная дорога Акташ - Улаган (5-10-й км). В Чукотском АО снежные лавины сходят на автодороги Эгвекинот - Иультин, Эгвекинот - Амгуэма, Билибино - Сентябрьское, Провидения -Урелики, Провидения - Новое Чаплино и

расположенные вдоль них линии электропередачи [Турчанинова и др., 2019].

Зафиксированные в базе данных автомобильные аварии с наиболее тяжелыми последствиями (наибольшим числом жертв), спровоцированные сходом снежных лавин, приведены в таблице 1.

Таблица 1. Наиболее крупные ПТЧС, спровоцированные сходом снежных лавин (составлено автором).

Table 1. Major emergencies triggered by snow avalanches (compiled by the author).

Дата ПТЧС Место ПТЧС Описание ПТЧС

Автомобильные аварии

27.01.1993 Республика Северная Осетия -Алания, поселок Зарамаг Лавиной был завален автобус «КАВЗ» с пассажирами. В ходе спасательных работ были извлечены из-под снега тела 17 погибших, в том числе двоих военнослужащих, охранявших тоннель. В районе Северного портала тоннеля Рокского перевала было перекрыто движение по автодороге.

19.01.2000 Республика Северная Осетия -Алания, Транскавказская магистраль (район Чертова моста) Попал под снежную лавину автобус «Икарус», следовавший из Цхинвали во Владикавказ (56 пассажиров). Спасатели обнаружили тела 7 погибших, 22 человека госпитализированы. Остальные числятся пропавшими без вести.

07.03.2001 Красноярский край, Ермаковский район В результате схода снежных лавин под снегом оказалось 50 единиц техники, в том числе 4 автобуса с пассажирами (280 человек). Пострадало 3 человека, из них двое погибли.

05.02.2002 Республика Северная Осетия -Алания, Алагирский район, Транскавказская магистраль В снежной лавине, сошедшей на трассу, погибли 2 водителя автомобилей КАМАЗ.

Железнодорожные аварии

30.01.2005 Сахалинская область, Холмский район, село Новосибирское В результате обрушения снежной лавины на участок железной дороги с рельсов сошел тепловоз.

20.03.2006 Хабаровский край, Сихотэ-Алинь, 329-й км Комсомольского участка Дальневосточной железной дороги, на перегоне Тумнин - Акур (239 км юго-восточнее города Комсомольск-на-Амуре) В результате схода снежной лавины сошли с рельсов тепловоз и первый вагон пассажирского поезда № 351 «Советская Гавань-Владивосток» (всего в поезде было 11 вагонов). Жертв и пострадавших нет. Было задержано движение одного пассажирского и двух товарных поездов.

29.02.2008 Челябинская область, Ашинский район (Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги) В результате схода снежных лавин на перегоне Аша -Миньяр было остановлено движение поездов. Задержано 10 грузовых и 8 пассажирских поездов с нарушением графика движения от 2 до 14 часов.

07.02.2009 Кемеровская область, Междуреченский район В результате схода снежной лавины на железнодорожные пути на перегоне Чульжан -Бельсу (86-й км Красноярской железной дороги) сошел с рельсов электровоз и шесть вагонов товарного поезда.

Следующими по частоте повторяемости типами ПТЧС, связанных со сходом снежных лавин, являются железнодорожные аварии и нарушения железнодорожного сообщения. За исследуемый период с 1993 по 2021 год было зафиксировано 8 таких событий. ПТЧС с наиболее тяжелыми последствиями приведены в таблице 1.

Нарушения электроснабжения возникают в тех случаях, когда лавиной повреждаются трансформаторные подстанции или опоры линий электропередачи (далее - ЛЭП). Так, например, 5 января 2003 года в результате схода 11 снежных лавин в Невельском и Холмском районах Сахалинской области были повреждены 30 ЛЭП (напряжением 6-10 кВ), нарушено энергоснабжение в 29 населенных пунктах, прервана связь с 11 населенными пунктами. В Чукотском АО 2 января 2004 года снежной лавиной был разрушен участок ЛЭП, ведущий к поселку Амгуэма. Это привело к длительному перерыву энергоснабжения поселка.

Уникальное событие, когда в результате схода снежной лавины был разрушен вертолет Ми-8 с группой туристов, произошло 10 апреля 2010 года на перевале Дудук в Камчатском крае (в 67 км западнее города Елизово) (рисунок 3). В результате пострадало 18 человек, из них 10 человек погибли.

В сезонном распределении

зафиксированных ПТЧС прослеживается явный максимум в марте, велико их количество также в зимние месяцы - с декабря по февраль (с максимумом в январе) и в апреле (рисунок 4).

Отдельные события были отмечены в мае и ноябре. Такое сезонное распределение ПТЧС обусловлено режимом формирования снежных лавин на соответствующих лавиноопасных территориях.

В целом за исследованный период с 1993 по 2021 год аварийные ситуации в техносфере различного типа, спровоцированные сходом или угрозой схода снежных лавин, были зафиксированы на территории 18 субъектов Российской Федерации: Республики Северная Осетия - Алания, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Саха (Якутия), Крым и Алтай; Камчатский, Краснодарский,

Красноярский и Хабаровский край; Иркутская, Кемеровская, Магаданская, Мурманская, Сахалинская и Челябинская области; Чукотский АО. При этом наиболее высока повторяемость таких событий в горах республик Северного Кавказа, прежде всего Северной Осетии - Алании (17 ПТЧС), Дагестана (13 ПТЧС), Кабардино-Балкарии (7 ПТЧС) и Карачаево-Черкесии (3 ПТЧС). Значительная часть этих событий - это автомобильные аварии и нарушения автомобильного сообщения, обусловленные снежными лавинами.

По результатам исследования была составлена карта аварийных ситуаций в техносфере, вызванных за рассматриваемый период снежными лавинами на территории Северного Кавказа (рисунок 5). Пунсонами разного цвета обозначены места локализации ПТЧС различного типа.

Рисунок 3. Спасательные работы на месте схода снежной лавины 10.04.2010 (Камчатский край). Figure 3. Rescue work at the site of the avalanche on April 10, 2010 (Kamchatka Territory).

Рисунок 4. Сезонное распределение ПТЧС, вызванных снежными лавинами. Figure 4. Seasonal distribution of natural-technological accidents caused by snow avalanches.

Рисунок 5. ПТЧС, спровоцированные снежными лавинами на территории Северного Кавказа в период с 1993 по 2021 год (составлено автором; основа карты - Open Street Map). Figure 5. Natural-technological accidents triggered by snow avalanches in the North Caucasus for the period from 1993 to 2021 (compiled by the author; the basis of the map - Open Street Map).

Выводы

1. Снежные лавины наносят не только прямой материальный ущерб, приводят к человеческим жертвам, но и выступают одним из важных природных факторов техносферной аварийности, что в конечном итоге ведет к увеличению тяжести последствий от схода или потенциального схода снежных лавин.

2. За исследованный период в базе данных были зарегистрированы следующие типы техносферных аварий, обусловленных снежными лавинами: автомобильные аварии и нарушения автомобильного сообщения; железнодорожные аварии и нарушения железнодорожного сообщения; нарушения энергоснабжения, теплоснабжения и связи; повреждение жилых домов и рекреационных объектов; авиационные происшествия; сельскохозяйственные ЧС.

3. Особенно уязвимы к лавинным воздействиям транспортные магистрали (автодороги и железные дороги), а также энергетические объекты (воздушные ЛЭП и трансформаторные подстанции). ПТЧС на этих инфраструктурных объектах могут затрагивать не только районы непосредственного схода снежных лавин, но и иметь межмуниципальный, региональный и даже трансграничный характер (в случае закрытия международных автотрасс).

4. За рассматриваемый период с 1993 по 2021 год ПТЧС различного типа, спровоцированные снежными лавинами, были зафиксированы на территории 18 субъектов Российской Федерации. Наиболее высока их повторяемость в горах республик Северного Кавказа, прежде всего, в Северной Осетии -Алании, Дагестане, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Благодарности

Работа выполнена по теме 1.7 «Опасность и риск природных процессов и явлений» государственного задания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова № АААА-А21-121051300175-4.

Литература

География, общество, окружающая среда: в 7 тт. Т. IV. Природно-антропогенные процессы и экологический риск / Под ред. С.М. Малхазовой и Р.С. Чалова. Гл. ред. Н.С. Касимов. М.: Изд. дом «Городец», 2004. 616 с. Глазовская Т.Г. Оценка лавиноопасных территорий мира (методика и результаты). Автореф. дисс. ... канд. геогр. наук. М.: МГУ, 1987. 24 с.

Мягков С.М. География природного риска. М.: МГУ, 1995. 222 с.

Петрова Е.Г. Природно-техногенные ЧС в россии: опыт составления и анализа базы данных // Снежные лавины, сели и оценка риска: сборник статей. Вып. 2. / Под ред. А.Л. Шныпаркова. М: Университетская книга, 2009. С. 152-162.

Петрова Е.Г. особенности мониторинга опасных природных воздействий с использованием базы данных // Экологические системы и приборы. 2021. № 7. С. 11-16. DOI: 10.25791/esip.07.2021.1237.

Турчанинова А.С., Селиверстов Ю.Г., Сократов С.А., Глазовская Т.Г. Влияние снежных лавин на инфраструктуру в российской Арктике // ГеоРиск. 2019. Том 13. № 3. С. 60-68. DOI: 10.25296/1997-8669-2019-13-3-60-68. Petrova E.G. Natural factors of technological accidents: the case of Russia // Natural Hazards and Earth System Sciences. 2011. Vol. 11. P. 2227-2234. DOI: 10.5194/nhess-11-2227-2011.

Petrova E.G., Krausmann E. Postface: "From natural hazards to technological disasters" // Natural Hazards and Earth System Sciences. 2011. Vol. 11. P. 3063-3065. DOI: 10.5194/nhess-11-3063-2011.

Acknowledgments

The work was supported by Lomonosov Moscow State University (grant 1.7 "Danger and risk of natural processes and phenomena" № AAAA-A21-121051300175-4).

References

Geografiya, obshchestvo, okruzhayushchaya sreda: v 7 tomakh. Tom 4. Prirodno-antropogennye protsessy i ekologicheskii risk [Geography, society and environment: in 7 vol. Vol. 4. Natural-Anthropogenic Processes and Environmental Risk]. S.M. Malkhazova, R.S. Chalov (Eds.). N.S. Kasimov (Chief ed.). Moscow, Publ. Gorodets, 2004. 616 p. (In Russian; abstract in English).

Glazovskaya T.G. Otsenka lavinoopasnykh territorii mira (metodika i rezul'taty). Avtoref. diss. kand. geogr. nauk [Assessment of avalanche hazard territories of the world (method and results). Ph. D. (Geography) Thesis]. Moscow, Publ. of MSU, 1987. 24 p. (In Russian). Myagkov S.M. Geografiya prirodnogo riska [Geography of natural risk]. Moscow, Publ. of MSU, 1995. 222 p. (In Russian).

Petrova E.G. Prirodno-tekhnogennye ChS v Rossii: opyt sostavleniya i analiza bazy dannykh [Natural and technogenic emergencies in Russia: the experience of compiling and analyzing the database]. In A.L. Shnyparkov (ed.) Snezhnye laviny, seli i otsenka riska: sbornik statei. Vyp. 2 [Snow avalanches, debris flows and risk assessment]. Moscow, Publ. Universitetskaya kniga, 2009, pp. 152-162. (In Russian).

Petrova E.G. Osobennosti monitoringa opasnykh prirodnykh vozdeistvii s ispol'zovaniem bazy dannykh [Features of monitoring of hazardous natural impacts using the database]. Ekologicheskie sistemy i pribory [Ecological Systems and Devices], 2021, no. 7, pp. 11-16.

DOI: 10.25791/esip.07.2021.1237. (In Russian; abstract in English).

Turchaninova A.S., Seliverstov Yu.G., Sokratov S.A., Glazovskaya T.G. Vliyanie snezhnykh lavin na infrastrukturu v rossiiskoi

Arktike [The avalanches impact on the Russian Arctic infrastructure]. Georisk [Georisk], 2019, vol. 13, iss. 3, pp. 60-68. DOI: 10.25296/19978669-2019-13-3-60-68. (In Russian; abstract in English).

Petrova E.G. Natural factors of technological accidents: the case of Russia. Natural Hazards and Earth System Sciences, 2011, vol. 11, pp. 2227-2234. DOI: 10.5194/nhess-11 -2227-2011.

Petrova E.G., Krausmann E. Postface: "From natural hazards to technological disasters". Natural Hazards and Earth System Sciences, 2011, vol. 11, pp. 3063-3065. DOI: 10.5194/nhess-11-3063-2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.