Научная статья на тему 'Латентность преступной деятельности частных военных компаний'

Латентность преступной деятельности частных военных компаний Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
514
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Латентность преступной деятельности частных военных компаний»

Ю. С. Апухтин*

ЛАТЕНТНОСТЬ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ

Целью настоящей статьи является освещение вопроса о латентности преступной деятельности частных военных компаний. При этом мы исходим из сформулированного в рамках семантической концепции положения о криминологическом понимании понятия «преступление», т. е. под преступлением понимается виновное деяние, представляющее значительную опасность для общества, безотносительно к признанию его таковым законом.1

Частная военная компания (далее — ЧВК) представляет собой коммерческую организацию, созданную для извлечения прибыли путём оказания на основе договоров и в рамках действующего законодательства услуг военного и околовоенного характера (в т. ч. обучение, экипировка персонала, сбор, обработка и анализ разведывательных данных, участие в боевых действиях, охрана стратегических объектов и др.), действующую преимущественно за пределами страны происхождения, и сотрудники которой не являются государственными служащими.

Основными странами, на территории которых зарегистрированы ЧВК, являются США (более 20 ЧВК), Великобритания (более 14 ЧВК) и ЮАР (более 5 ЧВК).

Частные военные компании привлекаются государствами для реализации своей политики, в том числе и преступной.2 В рамках указанной деятельности ЧВК как самостоятельно, так и по инициативе государств нарушают права человека, при их участии совершаются преступления против мира и безопасности человечества, такие как наёмничество (Ангола, Хорватия), участие в агрессивной войне (Хорватия, Босния, Ирак, Афганистан), геноцид (Хорватия, Босния) и военные преступления (такие как умышленное убийство, умышленные нападения на гражданское население как таковое или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия

* Юрий Станиславович Апухтин — аспирант кафедры уголовного права РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия).

© Ю. С. Апухтин, 2009.

1 Про семантическую концепцию и криминологическое понятие преступления см.: Шестаков ДА. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Предисл. В.П. Сальникова. — СПб., 2006.

2 См., напр.: Шестаков ДА. Криминологический аспект деятельности частных военных компаний // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. — 2006. — №1(10). — С. 228-229.

Криминология: вчера, сегодня, завтра № 1 (16). 2009

в военных действиях, умышленные нападения на гражданские объекты и другие) (Ирак).

Реалии сегодняшнего дня таковы, что, например, армия США настолько зависит от ЧВК, что не может отказаться от услуг ЧВК, так как не сможет заменить их на ряде направлений деятельности военнослужащими.

Самым ярким подтверждением этому является деятельность ЧВК в Ираке. Военная кампания «Иракская свобода» по вторжению войск США в Ирак была бы невозможна без участия ЧВК — в общей сложности на территории Ирака одновременно действовало до 35 000 сотрудников более чем 60 ЧВК, а по данным ООН — от 30 000 до 50 000 сотрудников ЧВК.3

Наиболее яркими примерами скандальной деятельности ЧВК в Ираке являются многочисленные (более 60) случаи убийств мирного населения, беспорядочной и прицельной стрельбы по мирному населению, убийства сотрудников органов государственной власти Ирака, скандал с пытками и бесчеловечным отношением к заключенным в тюрьме Абу-Грейб, где сотрудники ЧВК приняли участие как минимум в трети от всех известных случаях издевательств над заключенными за период с 2003 по 2004 г., и другие случаи противоправного поведения ЧВК и их сотрудников.

Частные военные компании и государства взаимозависимы и связаны между собой политическими отношениями (политический аспект деятельности ЧВК), которые имеют как формальное выражение — договоры на оказание услуг между государством и ЧВК, так и неформальное выражение. С одной стороны, подавляющее большинство высшего руководства ЧВК — в прошлом высокопоставленные чиновники и политики, а с другой стороны ЧВК активно финансируют предвыборные кампании политиков.

Анализ деятельности ЧВК за последние несколько лет позволяет нам прийти к выводу о том, что подавляющее большинство преступлений, совершаемых ЧВК и их сотрудниками, остаётся неучтенным.

Основным и зачастую единственным источником информации о преступной деятельности ЧВК являются средства массовой информации, сообщающие о самых вопиющих фактах. Реакция же государств-заказчиков услуг ЧВК, как правило, отсутствует или ограничивается заявлениями чиновников о том, что «инцидент будет исследован самым тщательным образом».

До настоящего времени привлечение ЧВК и их сотрудников к ответственности является исключением из общего правила, которое гласит, что ЧВК могут действовать без оглядки на уголовный закон и могут не бояться быть наказанными.

3 Isenberg David. A Fistful of Contractors: The Case for a Pragmatic Assessment of Private Military Companies in Iraq // BASIC Research Report 2004. — September 2004. — P. 28-29.

В связи с деятельностью ЧВК возникает неучтённость:

— преступной государственной политики (политика США в отношении Ирака, Афганистана, Сербии);

— преступлений, не учтенных в силу нежелания чиновников/государства расценивать их как преступление (деятельность ЧВК в Ираке);

— преступления, о которых не заявлено потерпевшими и свидетелями (например, преступления сексуального характера на Балканах);

— скрытые преступления, известные только самим преступникам (например, при осуществлении разведывательной деятельности).

Основными причинами, способствующими высокой латентности преступной деятельности ЧВК, являются:

— прямая политическая и финансовая заинтересованность государств в существовании ЧВК и обусловленная этим бесконтрольность и безнаказанность ЧВК при осуществлении ими своей деятельности;

— отсутствие четкого регулирования деятельности ЧВК, в т.ч. на международном уровне.

Условиями, способствующими высокой латентности преступной деятельности ЧВК, являются:

— тот факт, что ЧВК зачастую осуществляют свою деятельность в слабых, т. н. «несостоявшихся» государствах («failed states»), которые не в состоянии контролировать и противостоять преступной деятельности ЧВК;

— кадровый состав ЧВК, представленный высокопоставленными государственными служащими в отставке.

Учитывая вышеуказанное, можно констатировать, что на настоящий момент преступная деятельность ЧВК в силу указанных обстоятельств характеризуется высоким уровнем латентности.

Полагаем, что до того момента, пока международное сообщество не определит своё отношение к феномену деятельности ЧВК и не зафиксирует его в международном праве, текущая ситуация безнаказанности ЧВК останется неизменной.

По нашему мнению, необходимо предпринимать меры по противодействию преступности ЧВК и уменьшению степени её латентности путём разработки и применения соответствующего криминологического законодательства, основополагающие положения которого должны быть закреплены на международном уровне.

Кроме того, в международном праве надлежит закрепить также правовой статус, ответственность ЧВК и государств-заказчиков услуг ЧВК, а деятельность ЧВК должна быть обременена ограничениями, позволяющими как государствам, так и обществу осуществлять постоянный и эффективный контроль за деятельностью ЧВК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.