А.П. Данилов*
ЛАТЕНТНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ УБИЙСТВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА И ЕГО ЛАТЕНТНОСТИ В ПРИЗМЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
Официальная статистика далеко не полно отражает подлинную распространённость преступлений, значительная их часть остаётся официально неучтённой или, как принято говорить, латентной. Как отмечает Д. А. Шеста-ков, следует различать неучтённость: 1) преступной государственной политики; 2) вновь возникающих видов преступлений, которые или прямо не предусмотрены уголовным законом, или, если и предусмотрены, в практике применяющих закон не признаются в качестве таковых; 3) преступлений, неучтённых в силу невыполнения чиновниками обязанности регистрировать соответствующие заявления; 4) преступлений, о которых не заявлено потерпевшими и свидетелями; 5) скрытых преступлений, известных только самим преступникам.1
Таким образом, применительно к семантической концепции, которая видит в преступности свойство общества,2 нужно рассматривать латентность как своеобразное качество преступности любой из социальных подсистем. В этом случае можно принять латентность политической преступности как свойство политической сферы скрывать в своей среде по причинам политического, экономического, социального и иного характера политические преступления. Именно с этой позиции и будет построена вся дальнейшая криминологическая характеристика латентности политических убийств.
Латентность политической преступности достаточно высока. Об этом можно судить по многочисленным исследованиям последствий политических репрессий.3
Одним из проявлений преступности политики является убийство по политическим мотивам, под которым мы понимаем умышленное лишение чело-
*Андрей Петрович Данилов — соискатель кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, член Санкт-Петербургского криминологического клуба (Санкт-Петербург, Россия).
© А. П. Данилов, 2009.
1 Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: Учебник. — СПб., 2006. — С. 154.
2 Там же. — С. 136.
3 См.: ОбидинаЛ. Б. Понятие жертвы политических репрессий // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. — 2002. — № 4(5); Кабанов П.А. Тоталитарная преступность должностных лиц советского государства // Власть: криминологические и правовые проблемы. — М., 2000. и др.
века жизни, мотивированное борьбой за распределение или сохранение политической власти, принятие политически значимых решений или сокрытия политически значимых сведений, усиления или ослабления политико-социального статуса социальной группы, а также с целью дестабилизации экономической, политической ситуации или морального состояния общества.
П.А. Кабанов даёт собственное определение политического убийства: это лишение жизни государственного, политического или общественного деятеля в целях прекращения его политической, государственной или общественной деятельности или из мести за такую деятельность. Политическое убийство является одной из форм проявления политического терроризма.4
Интересна точка зрения С.М. Иншакова на понимание политического мотива. Он отмечает, что политическая преступность многопланова. В узком смысле этим понятием охватываются преступления, совершаемые по политическим мотивам; в широком — все преступления, совершаемые в политической сфере, в области государственного и социального управления.5
Говоря об убийствах по политических мотивах как проявлении преступности политики, следует отметить их высокую латентность, что будет показано ниже на примерах из проведённого эмпирического исследования.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДА ВЫЯВЛЕНИЯ ЛАТЕНТНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ УБИЙСТВ
Для обнаружения политических убийств с целью противодействия этому феномену необходима разработка метода выявления латентности убийств по политическим мотивам.
Согласно теории вероятности, наблюдаемые события можно подразделить на следующие три вида: достоверные, невозможные и случайные.6
Применительно к нашему вопросу, мы можем говорить о том, что деяние действительно является политическим убийством, деяние никак не может являться таковым или деяние с определённой степенью вероятности является убийством по политическим мотивам.
Предметом теории вероятностей является изучение вероятностных закономерностей массовых однородных случайных событий.
В нашем контексте мы принимаем за вероятностные закономерности нижеуказанные признаки, а за однородные случайные события — факты загадочных подозрительных гибелей и смертей.
Знание закономерностей, которым подчиняются массовые случайные события, позволяет предвидеть, как эти события будут протекать.7 То есть, зная
4 Российская политическая криминология: Словарь / Под общ. ред. П.А. Кабанова. — Нижнекамск, 2003. — С. 142.
5 Иншаков СМ. Криминология: Учебник. — М., 2000. — С. 214.
6 Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие для вузов / В.Е. Гмурман. — М., 2004. — С. 14.
7 Там же. — С. 15.
признаки, присущие политическим убийствам, мы можем с большей или меньшей степенью вероятности говорить о том, что совершено убийство по политическим мотивам или налицо иной факт.
При решении многих практических задач приходится иметь дело с событиями, вероятность которых весьма мала, т. е. близка к нулю. Можно ли считать, что маловероятное событие А в единичном испытании не произойдет? Такого заключения сделать нельзя, так как не исключено, хотя и мало вероятно, что событие А наступит.
Казалось бы, появление или непоявление маловероятного события в единичном испытании предсказать невозможно. Однако длительный опыт показывает, что маловероятное событие в единичном испытании в подавляющем большинстве случаев не наступает. На основании этого факта принимают следующий «принцип практической невозможности маловероятных событии»: если случайное событие имеет очень малую вероятность, то практически можно считать, что в единичном испытании это событие не наступит.8
Из принципа невозможности маловероятных событий вытекает следующее важное следствие: если случайное событие имеет вероятность, очень близкую к единице, то практически можно считать, что в единичном испытании это событие наступит. Разумеется, и здесь ответ на вопрос о том, какую вероятность считать близкой к единице, зависит от существа задачи.
Отметим главное для метода выявления латентности политических убийств в «принципе практической невозможности маловероятных событии». Вероятность того, что рассматриваемое нами деяние — политическое убийство — будет тем больше, чем больше признаков выявления рассматриваемого деяния будут ему соответствовать.
В качестве метода выявления латентности политических убийств предлагаем использовать способ подстановки определённых признаков выявления латентности под конкретный случай гибели.
К таким признакам следует отнести:
1. Опасность, которую представляло лицо для определенных политических сил или бизнес элиты в связи с имевшейся у него негативной информацией об этих силах или отдельных их высокопоставленных представителях;
2. Крупная помеха, которой представлялось лицо для определенных политических сил или бизнес элиты в связи с продвижением по «служебной лестнице», например, занятием руководящих постов в правоохранительных или контрольно-надзорных органах;
3. Внезапность смерти такого лица, особенно если она сопровождалась экстремальной ситуацией, например, автокатастрофа, взрыв, падение с высоты, самоубийство и т.д.;
8 Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие для вузов / В.Е. Гмурман. — М., 2004. — С. 35.
4. Негативные последствия гибели или смерти лица для военной, экономической, политической мощи страны, престижа России;
5. Наличие в звене «лицо — гибель лица» фактов использования финансовой, организационной и иной зарубежной поддержки.9
Использование данных признаков поможет нам с определённой степенью вероятности отнести официально признанные гибели, несчастные случаи и убийства к убийствам по политическим мотивам.
ТЕОРИЯ ЛАТЕНТНОСТИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПОЛИТИЧЕСКИМ
УБИЙСТВАМ
Из предложенных стоящим у истоков российской политической криминологии профессором Д.А. Шестаковым видов неучтённости преступлений для убийств по политическим мотивам характерно следующее.
Во-первых, выделяется неучтённость преступной государственной политики, которая в свою очередь является детерминантой совершения убийств по политическим мотивам. И именно преступность государства, в силу специфичности субъектов её осуществления, является наиболее скрытой. Таким образом, свойству государственного института к воспроизводству преступности добавляется качество преступности в виде неучтённости. Для примера, хотелось бы привести трагическую гибель в автокатастрофе губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова, в которой мы предполагаем неучтённое политическое убийство. В наличии все три критерия предложенной методологии выявления убийств по политическим мотивам. Региональный политический кризис на Алтае нашёл своё разрешение в гибели губернатора края в автокатастрофе. Случилось всё незадолго до реформирования структуры краевой администрации с соответствующим сокращением аппарата, различных комитетов и заместителей. Региональный истеблишмент не мог допустить сокращения собственных штатов. Предлагаемый Москвой компромисс, видимо, не устроил политические и экономические верхи Алтая. Итог печален. Евдокимову предлагали оставить свой пост и друзья и оппозиция, объявляли импичмент. Ответом губернатора было лишь «нет».
Мы предполагаем, что ответом оппозиции явилась организация катастрофы на трассе Бийск-Барнаул, спланированная таким образом, чтобы даже в случившейся аварии обвинить неугодного губернатора. После гибели М. Евдокимова проведён ряд акций и мероприятий по созданию через СМИ у населения исключительного мнения о невиновности водителя «Тойоты», столкнувшегося с губернаторской машиной, обеспечении ему высококлассной защиты в суде и последующем оправдании. В данном случае уместно
9 Четвёртый и пятый признаки были озвучены профессором Д.А. Шестаковым на теоретическом семинаре «Латентность преступности», проведенном 29 февраля 2008 года Санкт-Петербургским криминологическим клубом. Первый также предложен им ещё ранее.
замечание А.И. Долговой о том, что латентная часть преступности включает в себя скрытые и скрываемые преступления.10
Причину латентности можно обнаружить в недостаточности информации о политических преступлениях, её фрагментарности, недостоверности источников такой информации.11 Именно такое положение дел характерно, например, для России. Долгое время не существовало никаких данных о количестве жертв политического террора в нашей стране; ставшие доступными за последнее десятилетие сведения весьма противоречивы.
Основной вопрос, дебатируемый криминологами: что отражает регистрируемая преступность? Большинство современных авторов весьма скептически относятся к данным официальной статистики. И дело не столько в естественной латентности, сколько в селекции, осуществляемой полицией и уголовной юстицией, когда в её жернова попадают пьяницы, неряхи и извращенцы, по образному выражению A. Liazos, а огромный пласт «беловоротничковой», «элитарной», «респектабельной» преступности остаётся вне «поля зрения».12
Во-вторых, обращает на себя внимание латентность политических убийств в силу того, что далеко не все должностные лица, обязанные регистрировать заявления о преступлениях, реагируют на данные заявления согласно своим должностным обязанностям.
Следует учитывать высокую латентность преступлений сотрудников правоохранительных органов и специфику такой латентности: с одной стороны, преступность сотрудников правоохранительных органов способна быть более латентной, чем некоторые другие виды преступности, ибо, во-первых, криминальное поведение профессионалов, способы продумывать методы маскировки и ухода от ответственности, затрудняет выявление, раскрытие и изобличение виновных; во-вторых, существуют определённые иммунитеты для следователей, судей, прокуроров.13
В-третьих, о многих фактах совершённых убийств свидетелям преступлений, вероятнее всего, лучше молчать, заботясь о сохранении собственной жизни. Этим можно объяснить «замалчивание» очевидцами убийства Игоря Талькова реальных фактов произошедшего. Трагедию наблюдала целая толпа его коллег: Андрей Державин, Олег Газманов, Михаил Муромов, дуэт «Академия». Однако никто из них пролить свет на случившееся не смог (или не захотел?!).
10 Долгова А.И. Криминология. — М., 1999. — С. 85-86.
11 BrownS., Esbensen F.-A., Geis G. Criminology: Explaining crime and its context.— Ohio, 1991. — P. 667.
12 Цит.: Гилинский Я.И. Criminology Today. Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. — 2001. — № 1(11). — С. 29.
13 Криминальная ситуация на рубеже веков в России. Под ред. проф. А.И. Долговой. Криминологическая ассоциация. — М., 1999. — С. 37.
Оказывающее влияние на сознание масс творчество Игоря Талькова заставило насторожиться политические силы, определявшие направление развития России, и испугаться личности композитора и певца, чьи песни воздействовали на сознание масс, фактически раскрывая глаза на происходящие и происходившие в обществе социально-политические процессы.
Позиция Талькова, воспроизводимая в его творчестве, будила самосознание россиянина, его самоуважение, способствовала, с одной стороны, очищению от большевизма, с другой — препятствовала захвату экономики и власти новоявленными олигархами, ангажированными Соединёнными Штатами и «надгосударственными политическими силами».
Правду убийства Талькова, по всей видимости, знали очевидцы случившегося, но установки «оглашать» не давали сверху.
В-четвёртых, следует обратить внимание на тот факт, что остаётся большой массив политических убийств, о совершении которых известно только исполнителю и заказчику. Таковых, при глубоком анализе гибелей и несчастных случаев, можно выделить множество. Яркий тому пример несчастный случай с сенатором от Архангельской области Юрием Сивковым. Предположительно, Ю. Сивков встал поперёк дороги у экономической олигархии Архангельской области, тесно завязанной на лесном промысле. Тем самым неуступчивость сенатора предопределила дальнейшее неблагоприятное для него развитие событий. Крупной помехи, которой являлся при жизни Сивков на пути у экономической олигархии, не стало одновременно с произошедшим несчастным случаем.
В субботу вечером «Сивков отправился к своему баркасу на резиновой лодке, что видели его коллеги по рыбалке». Утром лодку Сивкова обнаружили перевернутой неподалеку от баркаса.
«Выехавшие на место спасатели-водолазы неподалеку от баркаса нашли тело погибшего», — отметил источник. По его словам, видимых следов насильственной смерти на теле нет. Все вещи на баркасе остались нетронутыми. В МЧС полагают, что, скорее всего, это несчастный случай.14
Не случайно во введении к тексту прогноза ВНИИ МВД РФ председатель Комитета по безопасности Государственной Думы проф. А. И. Гуров отметил, что «следует учитывать очень высокую латентность современной преступности: реально, по экспертным оценкам, в стране совершается 15-20 млн преступлений».15
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами было проведено эмпирическое исследование «загадочных смертей», о которых предположительно, но с высокой степенью вероятности можно
14 http: //www.rosbaltnord.ru/print/422333.html
15 Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI в. — С. 3-4.
судить как о политических убийствах... по политическим мотивам. Выборка составляла 120 наиболее крупных, значимых и заметных политических убийств, совершённых в России в хронологических рамках с 1991 по 2007 год. На основании исследования были сделаны выводы о явлении политического убийства, его детерминантах и возможном противодействии.
Таблица 1.1
Квалификация политического убийства в момент возбуждения уголовного дела
Квалификация основного преступления Абс. Доля (%)
Убийство (ч. 1, ст.105 УК РФ) 41 34,17
Убийство (ч.2, ст.105 УК РФ) 41 34,17
Причинение смерти вследствие:
Причинения смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ) 2 1,7
Нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ч. 3, ст. 263 УК РФ) 5 4,17
Нарушения правил дорожного движения, повлекшего по неосторожности смерть человека (ст. 264 УК РФ) 7 5,8
Посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) 8 6,7
Посягательства на жизнь сотрудника правоохранительных органов (ст. 317 УК РФ) 2 1,7
«Случай»: 12 10,0
в т.ч. отравление: 2 1,7
Итого: 120 100,0
В представленной таблице 1.1 показана данная правоохранительными органами квалификация предполагаемого политического убийства в момент возбуждения уголовного дела. Уже здесь прослеживается тенденция по сокрытию совершенного убийства за счёт изменения его квалификации на другие виды преступлений или даже «случай». Так факт убийства (ст. 105 УК РФ) признан лишь в 82 случаях (68,34 %); в 8 случаях (6,7 %) — посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ); 2 случая (1,7 %) посягательства на жизнь сотрудника правоохранительных органов (ст. 317 УК РФ). В остальных случаях следственными органами регистрировалось причинение смерти вследствие: неосторожности (ст. 109 УК РФ) — 2 случая (1,7 %); нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ч. 3, ст. 263 УК РФ) — 5 случаев (4,17 %); нарушения правил дорожного движения, повлекшего по неосторожности смерть человека (ст. 264 УК РФ) — 7 случаев (5,8 %); к «случаю» отнесено двенадцать смертей (10,0 %), в т.ч. 2 отравления (1,7 %).
Таким образом, 38 фактов убийств (31,66 %) из 120 представленных (100,0%) остались неучтёнными.
Преступность характеризуется высокой латентностью. Даже убийства, так как иногда убийства маскируются под самоубийства, тщательно скрываются, уничтожаются следы преступлений. Латентность бывает особенно высокой при наличии развитой организованной и профессиональной преступности. Криминологами был сделан вывод, что так называемая «общеуголовная» преступность, как правило, при всей её латентности отражается в статистике в большей своей части, т. е. представительно. А экономическая преступность — только в очень небольшом проценте (иногда 1-5 %), поэтому по данным уголовной статистики нельзя судить о её фактических тенденциях.16
Таблица 1.2
Способ совершения политического убийства в соотношении с констатацией следствием события преступления
Вид политического убийства Способ Абс. Доля в общем (%) Доля по виду убийства (%)
Явное Использование огнестрельного оружия 63 52,5 67,1
Использование взрывчатых веществ 15 12,5 16,0
Использование холодного оружия 8 6,7 8,5
Использование тупого предмета 2 1,7 2,1
Использование яда или отравляющих веществ 2 1,7 2,1
Утопление 2 1,7 2,1
Неизвестно 2 1,7 2,1
Итого 94 78,5 100,0
Скрытое Гибель в автокатастрофе 10 8,0 38,5
Гибель в авиакатастрофе 5 4,2 19,2
Отравление 5 4,2 19,2
Гибель на снегоходе 2 1,7 7,7
Падение под поезд 2 1,7 7,7
Утопление 2 1,7 7,7
Итого 26 21,5 100,0
В таблице 1.2 представлены данные о способе совершения политического убийства в соотношении с констатацией следствием события преступления. Интересующие нас скрытые (латентные) политические убийства чаще всего совершаются с помощью инсценировки гибели человека в автокатастрофе — 10 случаев (8,0% в общем и 38,5% по виду), что можно объяснить простотой
16 Криминальная ситуация на рубеже веков в России. Под ред. проф. А.И.Долговой. Криминологическая ассоциация. М., 1999. — С. 11.
организации дорожно-транспортного происшествия в силу практически постоянного использования автотранспорта всеми лицами в своих личных целях, удобства сокрытия улик, что облегчает и способствует применению данного способа в преступных целях; гибель в авиакатастрофе и отравление занимают второе место — по пять случаев (4,2 % и 19,2% соответственно); на третьем месте — по 2 случая — гибель на снегоходе, утопление и падение под поезд (1,7% и 7,7 % соответственно).
К концу девяностых годов стало особенно очевидным, что уголовные дела и официальная статистика перестали содержать не только полные, но и представительные сведения о криминальной ситуации в России: а) нарастала латентность преступности; б) необоснованно декриминализировалось всё большее число фактически общественно опасных деяний; в) сдерживалось создание надлежащей правовой базы противодействия новым общественно опасным деяниям организованных, профессиональных, экономических и должностных преступников.17
Криминологические исследования показывают, что к 1997 году латент-ность преступности приобрела беспрецедентный характер. Стало трудно оценивать фактические тенденции даже тех особо тяжких преступлений, которые оценивались ранее как не высоколатентные.18
По данным, представленным в таблице 1.3, можно легко проследить динамику совершения политических убийств.
Наиболее криминогенными, с точки зрения совершения политических убийств, выделяются 1995 — 15 убийств (12,5 %),1998 и 2004 годы — по 12 убийств (10,0%). Затем в 2005-м понижение до 7-и (5,8%), а с 2006 года наблюдается определённое повышение — 17 убийств (14,1 %) и уже в 2007 году — 19 убийств (15,8 %).
Всплески уровня преступности в обществе наблюдаются в моменты наибольших социальных и экономических кризисов. Как отмечает С.М. Иншаков, если брать расчётное значение латентных убийств по годам (2001-2006 гг.), то количество таковых увеличилось с 1312 в 2001-м до 10739 в 2006-м году.19
Изучением латентности преступности в России занимается научно-исследовательская группа НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. Эту группу возглавляет профессор С.М. Иншаков. Под его руководством в течение пяти лет проводилось исследование латентности преступности. Результатом труда явилсся выход в свет издания, представляющего большой научный интерес, «Латентная преступность в Российской Федерации: 2001-2006».
17 Криминальная ситуация на рубеже веков в России. Под ред. проф. А.И.Долговой. Криминологическая ассоциация. — М., 1999. — С. 10.
18 Там же — С. 13.
19 Латентная преступность в Российской Федерации: 2001-2006 / Под ред. С.М. Иншакова. — М., 2007. — С. 75.
Таблица 1.3
Динамика совершения политических убийств в соотношении с уровнем их значимости
Год Абс. Доля (%) Уровень значимости
Международный Федеральный Региональный Местный
Абс. Доля (%) Абс. Доля (%) Абс. Доля (%) Абс. Доля (%)
1991 1992 1993 2 1,7 — — 2 1,7 — — — —
2 1,7 — — — — 2 1,7 — —
1994 2 1,7 — — 2 1,7 — — — —
1995 15 12,5 — — 7 5,8 8 6,7 — —
1996 7 5,8 — — 5 4,2 2 1,7 —
1997 2 1,7 — — — — 2 1,7 — —
1998 12 10,0 — — 7 5,8 5 4,2 — —
1999 2 1,7 — — — — 2 1,7 — —
2000 2 1,7 — — 2 1,7 — — — —
2001 2 1,7 — — 2 1,7 — — — —
2002 10 8,3 — — 7 5,8 3 2,5 — —
2003 7 5,8 — — 7 5,8 — — — —
2004 12 10,0 — — 7 5,8 5 4,2 — —
2005 7 5,8 — — 5 4,2 2 1,7 — —
2006 17 14,1 5 4,2 5 4,2 5 4,2 2 1,7
2007 19 15,8 — — 7 5,8 12 10,0 — —
Итого 120 100,0 5 4,2 65 54,2 48 40,3 2 1,7
сл со
В России в 1990-е годы особую латентногенную роль играет нестабильность хозяйства. Положение богачей весьма неспокойно, налицо постоянный риск лишиться в конкурентной войне как состояния, так и самой жизни, о чём говорят нередкие банкротства, убийства крупных предпринимателей и лиц, состоящих с ними в деловых отношениях.20
Применительно к политическим убийствам особую роль играют также кризисы в политической сфере, а также борьба за власть, ресурсы, сферы влияния. Наиболее значимые убийства крупнейших банкиров и предпринимателей России совершены в 1995-м. Назовём лишь некоторых из них: П. Ратонин, И. Кивелиди, О. Кантор, В. Яфясов.
Рост политических убийств с 2004 года, скорее всего, связан с усложнением политической обстановки как в России, так и в мире. Здесь можно выделить переизбрание на новый срок В. Путина и порождённую президентскими выборами борьбу за власть на всех властных уровнях, начиная с органов местного самоуправления и заканчивая постом Президента. Отдельной строкой проходит усложнение внешнеполитической обстановки и связанное с этим обострение на Северном Кавказе, рост центробежных сил, экстремизма и терроризма.
Верно подмечено С.У. Дикаевым, что основными направлениями, дающими почву для проявления тех или иных форм проявления терроризма, являются проблемы государственного строя и форм правления, религиозные и военные проблемы, вековые конфликты и геополитические интересы.21 Все перечисленные проблемы переплетены воедино в «кавказском узле».
В то же время нельзя забывать об основном источнике антироссийских настроений. Политические преступления агентов влияния длительное время ставились в нашей стране под сомнение, и все упрёки в адрес высших политических руководителей в этом плане признавались безосновательными. В то же время американцы никогда не скрывали того, что политическая разведка постоянно отслеживает ситуации во всех странах мира с тем, чтобы влиять на их развитие в интересах США.22
Намеченная динамика роста политических убийств, вероятнее всего, продолжится. Виной тому обострённая энергетическим коллапсом империалистическая, хищническая политика США и её союзников по Североатлантическому альянсу по отношению к России.
Для дальнейшего криминологического осмысления латентности политических убийств рассмотрим политические убийства, совершаемые в социальных группах российского общества, с соответствующим различным социальным статусом.
20 Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: Учебник. — СПб., 2006.— С. 208.
21 Дикаев С.У. Террор, терроризм и преступления террористического характера. — СПб., 2006. — С. 91.
22 Иншаков С.М. Криминология: Учебник. — М., 2000. — С. 224-226.
Таблица 1.4
Социальный статус жертвы убийства
Статус Убийства
Все Явные Скрытые
Абс. Доля (%) Абс. Доля (%) Абс. Доля (%)
1. Должностные лица высших федеральных органов государственной власти 19 15,8 9 7,5 10 8,3
Должностные лица законодательных
органов государственной власти 17 14,2 9 7,5 8 6,7
Должностные лица исполнительных
органов государственной власти 2 1,6 — — 2 1,6
Сотрудники правоохранительных органов — — — — — —
2. Должностные лица высших органов государственной власти субъекта РФ 29 24,2 14 11,7 15 12,5
Должностные лица законодательных органов власти субъекта 18 15,0 10 8,3 8 6,7
Должностные лица исполнительных органов власти субъекта 9 7,5 4 3,3 5 4,2
Сотрудники правоохранительных органов 2 1,6 — — 2 1,6
3. Должностные лица муниципальных органов власти 10 8,3 10 8,3 — —
Должностные лица муниципальных
законодательных органов власти 2 1,6 2 1,6 — —
Должностные лица муниципальных
исполнительных органов власти 6 5,0 6 5,0 — —
Сотрудники правоохранительных органов 2 1,6 2 1,6 — —
4. Работники СМИ 12 10,0 12 10,0 — —
Работники печатных изданий 10 8,3 10 8,3 — —
Работники телевидения 2 1,6 2 1,6 — —
Работники радио — — — — — —
5. Иные лица 50 41,7 49 40,1 1 1,6
Предприниматели (бизнесмены) 12 10,0 11 9,2 1 1,6
Банкиры (финансисты) 14 11,7 14 11,7 — —
Общественные (политические) деятели 8 6,7 8 6,7 — —
Дипломатические представители РФ 2 1,6 2 1,6 — —
Представители духовенства 8 6,7 8 6,7 — —
Артисты 2 1,6 2 1,6 —
Врачи 2 1,6 2 1,6 — —
Рабочие 2 1,6 2 1,6 —
Итого 120 100,0 94 78,3 26 21,7