Научная статья на тему 'Ландшафтная программа Калининградской области'

Ландшафтная программа Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
853
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дедков В. П.

В результате работ, проведенных РГУ им. И. Канта в 2004-2005 гг., впервые для субъектов Российской Федерации разработана ландшафтная программа, дающая представление о целях экологически ориентированного использования территории и акваторий Калининградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Дедков В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Landscape program of the Kaliningrad area

As a result of implementation the international project on landscape planning in 2004-2005 a comprehensive Landscape Programme of the Kaliningrad Region has been first time worked out for the Russian Federation by the Immanuel Kant State University of Russia. It provides a conception on goals of ecologically oriented Wise Use of areas and waters in the Kaliningrad Region.

Текст научной работы на тему «Ландшафтная программа Калининградской области»

ПРОБЛЕМЫ ПРИРОПОПОЛЬЗОВАНИЯ И ГЕОЭКОЛОГИИ

УДК 712.3.7

В.П. Дедков

ЛАНДШАФТНАЯ ПРОГРАММА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В результате работ, проведенных РГУ им. И. Канта в 20042005 гг., впервые для субъектов Российской Федерации разработана ландшафтная программа, дающая представление о целях экологически ориентированного использования территории и акваторий Калининградской области.

As a result of implementation the international project on landscape planning in 2004 - 2005 a comprehensive Landscape Programme of the Kaliningrad Region has been first time worked out for the Russian Federation by the Immanuel Kant State University of Russia. It provides a conception on goals of ecologically oriented Wise Use of areas and waters in the Kaliningrad Region.

Введение

6

С 1 мая 2004 по 31 июля 2005 года в Калининградской области реализовывался международный договор AZ 22 449 «Ландшафтное планирование Калининградской области» между Российским государственным университетом им. И. Канта и Техническим университетом Берлина1. Идея договора была поддержана правительством Калининградской области, управлением Росприроднадзора по Калининградской области, Федеральным ведомством по охране природы Германии, Федеральным экологическим фондом Германии (DBU), Институтом географии им. В.Б. Сочавы СО РАН. Ландшафтная программа Калининградской области2 — документ стратегического планирования использования территории, формирующий информационно-справочное поле для широкого круга лиц, отвечающих за разработку и принятие решений, а также для государственных и негосударственных (NGO) природоохранных и экологических фондов, международных организаций в области экологического контроля и управления.

Цель и задачи ландшафтной программы

Ландшафтная программа — обзорный плановый документ (карта, пояснительный текст) регионального уровня, в котором устанавливаются основные ландшафтные функциональные зоны и соответствующие им цели

1 Подробную информацию о процедуре ландшафтного планирования можно найти по адресу: http://lp. albertina. ru

2 В разработке программы принимали участие: Г.М. Баринова, Т.А. Берникова, М.А. Дротиков, Г.В. Гришанов, Н.Н. Лазарева, А.П. Клемешев, Н.А. Клименко, Е.В. Краснов, М.Г. Напреенко, Г.М. Федоров.

экологически ориентированного использования территории для принятия научно обоснованных управленческих решений по оптимизации современного и перспективного природопользования [1 — 6]. Для реализации ландшафтной программы были поставлены следующие задачи:

— оценить территории и акватории Калининградской области по значимости и чувствительности основных компонентов природной среды (виды и биотопы, поверхностные воды, почвы, облик ландшафта, подземные воды, климат и воздух) на картографической основе;

— разработать целевые рекомендации по использованию компонентов природной среды для территорий и акваторий Калининградской области;

— на основе интегрального анализа целей экологически ориентированного использования территорий, комплексной схемы градостроительного планирования развития Калининградской области и ее частей, а также карты нарушенных территорий выявить конфликты природопользования для принятия решений по их устранению;

— наметить пути реализации ландшафтной программы Калининградской области.

Структура информации и методика выполнения ландшафтной программы

Для разработки ландшафтной программы экспертами была собрана и проанализирована обширная база данных, которая включала фондовые материалы Калининградского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Калининградской комплексной геофизической и гидрогеологической экспедиции, Государственного центра агрохимической службы «Калининградский», Агентства лесного хозяйства по Калининградской области, управления Роспри-роднадзора по Калининградской области и многих других (рис.1). Широко использовались данные земельного и водного кадастров, базы данных факультетов биоэкологии, географии и геоэкологии РГУ им. И. Канта, биоресурсов и природопользования КГТУ, Калининградского отделения Союза охраны птиц России, Калининградского отделения Русского ботанического общества, Управления архитектуры и градостроительства, областного и городского обществ охотников и рыболовов [7—16]. В работе учитывались данные многочисленных съемок (ботанических, геоботанических, почвенных, фаунистических, гидрологических, гидрохимических, ихтиологических), комплексных исследований на ключевых ботанических и орнитологических территориях, а также описания почв и ландшафтов.

Реализация ландшафтной программы осуществлялась на основе картографической базы: топографической, геологической, четвертичных отложений, почвенной, ландшафтной и гидрогеологической карт, карт ТКС климата, растительности Куршской косы и торфяного фонда, лесоустройства и др. Для обработки и анализа исходной информации был использован ряд ГИС: GeoMedia Professional, ESRI ArcGIS, Mapinfo. Топо-

7

графическая основа и рабочие карты выполнены в проекции Гаусса-Крюгера в масштабе 1:200 000.

Шаг 1-й

Шаг 2-й

Шаг 3-й

ТКС Карта конфликтов <— Карта нарушенных

W

территорий

Шаг 5-й

8

Рис. 1. Структура базовой информации и шаги реализации проекта

Методика подготовки целевых карт, карты конфликтов природопользования и нарушенных территорий основывалась на использовании возможностей пространственного анализа геоинформационной системы GeoMedia и наших собственных компьютерных разработок с помощью технологии OLE Automation. Целевые слои карт были получены по результатам пространственного пересечения и объединения соответствующих слоев оценочных карт.

Интегральная карта целей экологически ориентированного использования территории и конфликтов природопользования составлялась путем компьютерной обработки компонентных целевых карт и последующего их редактирования экспертами. При этом использовалась разработанная авторами система «приоритетов» природных компонентов в условиях Калининградской области3, позволяющая оптимизировать соотношение площадей территорий, рекомендованных под разные цели.

Карта конфликтов природопользования получена на основе сопоставления интегральной целевой карты, карты нарушенных территорий и карт ТКС Калининградской области.

Подготовка к печати осуществлялась в геоинформационной системе MapInfo с последующей доработкой в графических векторном и растровом редакторах.

Оценка и анализ состояния природной среды

3 Далее по тексту природные компоненты перечисляются в порядке выделенных приоритетов.

С целью получения полной и объективной информации состояния природной среды территории планирования была выполнена оценка основных природных компонентов территории Калининградской области по категориям «значимость» и «чувствительность». Под категорией «значимость» мы понимали уровень соответствия данного компонента природной среды естественному состоянию и способности выполнять средообразующие функции. Уровень соответствия определялся на основе набора критериев с учетом специфики объекта оценки. Для каждого компонента ландшафта были выделены три градации значимости применительно к территориям: высокозначимые, среднезначимые и низкозначимые, а для компонента «виды и биотопы» — еще и исключительно высокозначимые.

Под категорией «чувствительность» понималась способность природного компонента на каждом участке территории изменять свои свойства и характеристики под воздействием антропогенных и природных факторов. Для каждого компонента выделены три градации чувствительности: высокочувствительные, среднечувствительные и низкочувствительные территории.

Итогом первого этапа работ стали карты значимости и карты чувствительности территории Калининградской области по основным природным компонентам.

Виды и биотопы. В категории «значимость» учитывались особенности ландшафтно-биотопической структуры экосистем Калининградской области. В основу выделения территорий различной значимости были положены критерии, базирующиеся на оценке современного состояния экосистем Калининградской области, территориальном размещении редких видов растений и животных, растительных и животных сообществ, особо ценных местообитаний, общего уровня биологического разнообразия.

При составлении карты «Виды и биотопы» в категории «чувствительность» принималась во внимание многофакторность угроз биологическому разнообразию (лесохозяйственная деятельность, осушительная мелиорация, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, развитие инфраструктуры территории, строительство, браконьерство, рекреационная нагрузка, пожары и иные виды деятельности человека), интенсивность и продолжительность действия факторов, а также способность к восстановлению основных компонентов экосистем.

Поверхностные воды. Большая часть территории области по гидрологическим показателям относительно однородна. В качестве главного критерия значимости использована способность данной территории формировать поверхностный сток. Кроме того, учитывалось особое значение некоторых водных объектов.

Чувствительность оценивалась по возможности данной площади речного бассейна регулировать поверхностный сток и реагировать на его изменения. Кроме того, принималась во внимание способность водных объектов противостоять загрязнению.

Почвы. При оценке почв в категории «значимость» были выбраны следующие критерии: уникальность и целевые функции использова-

ния почв: 1) для сохранения растительных сообществ; 2) для сельскохозяйственного использования.

Степень чувствительности для почвенного покрова определялась по потенциальной возможности развития водной и ветровой эрозии под воздействием различных антропогенных нагрузок.

Облик ландшафта. Отдельные участки территории оценивались по степени эстетической привлекательности. В основу критериев оценки значимости ландшафта легло положение о том, что ценный пейзаж прежде всего должен отличаться высокой степенью естественности и малой насыщенностью вторичными (антропогенными) элементами.

Эстетическую ценность ландшафта определяет контрастность рельефа, структура растительного покрова, наличие водных объектов. Дополнительно в качестве ценных признаков пейзажа принималась его панорамность и многоплановость, цвет, яркость, форма и пространственная структура объектов в границах полей зрения, учитывались характеристики основных ландшафтных районов Калининградской области, рекреационные возможности и ресурсный потенциал отдельных территорий.

При составлении карты «Облик ландшафта» в категории «чувствительность» наибольшее внимание обращалось на растительный покров территорий. Под чувствительностью облика ландшафта понимается потенциальная возможность утраты наиболее эстетически привлекательных его элементов под воздействием антропогенных факторов. Индикатором глубины и скорости утраты наиболее привлекательных компонентов ландшафта служил физиономический облик растительности, состояние основных растительных сообществ.

Подземные воды. Оценка подземных вод осуществлялась с позиции сочетания стокоформирующего, стокорегулирующего и водоохранного потенциалов территории. Водоохранная функция рассматривалась в основном как обеспечивающая качественный состав вод и их охрану от загрязнения.

Значимость состояния водных ресурсов территории (подземный сток) определялась как водно-ресурсный потенциал ландшафтов с учетом дренированности территории.

Чувствительность определялась на основе оценки стокорегулирующей способности территории. Использовались представления о влагоемкости почв и степени зарегулированности водоотдачи из зоны свободного водообмена. Учитывалась информация о проницаемости отложений, в пределах которых формируется фильтрационный поток, и уклонах местности, определяющих интенсивность почвенно-грунтового стока.

Климат и воздух. Оценка климатических условий осуществлена по целевой функции — использование климатических ресурсов для рекреации, сельского хозяйства и ветроэнергетики. Оценка производилась интегрально с учетом особенностей циркуляции атмосферы, мезокли-матической изменчивости основных метеорологических показателей под влиянием Балтийского моря, бризовой циркуляции, рельефа и ландшафтного разнообразия территории. Картографирование мезо-климатов базировалось на ландшафтно-климатическом подходе, где

прежде всего учитывалась геоморфологическая основа пространственной неоднородности среды.

Цели сохранения, развития и улучшения компонентов природной среды

На втором этапе работ для всей территории области было проведено зонирование по типам целей ее использования. Всего выделено три основных типа: сохранение, развитие и улучшение.

Цель «сохранение современного состояния» предусматривает обязательное или преимущественное сохранение данного компонента природной среды в его нынешнем состоянии на территории планирования.

Цель «развитие» предусматривает экстенсивное или интенсивное развитие территории, в ходе которого данный компонент среды может изменяться, но при этом сохраняет свои основные свойства и функции.

Цель «улучшение» реализуется на участках, утративших свои первоначальные функции, и предусматривает отказ от использования в существующих формах для последующего восстановления.

Итогом данного этапа стали карты целей сохранения, развития и улучшения для каждого компонента природной среды на территории Калининградской области.

Цели экологически ориентированного использования территории

Интегральная карта целей экологически ориентированного использования территории Калининградской области составлена посредством объединения компонентных целевых карт и карты нарушенных территорий.

Как и при подготовке карт целей по отдельным компонентам, на интегральной карте было выделено три основных типа целей экологически ориентированного использования территории — сохранение, развитие и улучшение.

Для каждой цели экологически ориентированного использования территории Калининградской области экспертами определены и рекомендованы меры охраны и виды деятельности.

1. Сохранение современного состояния. Интегральная цель «сохранение» предусматривает обязательное или преимущественное сохранение данной территории с присущим ей комплексом условий окружающей среды, отраженных в компонентных картах. В зависимости от природоохранной значимости и характера современного хозяйственного использования территории цель «сохранение» подразделяется на обязательное и преимущественное.

Обязательное сохранение (отказ от хозяйственного использования) территорий, имеющих наиболее важное значение для региона. Это уникальные и особо ценные средоформирующие экосистемы с высоким уровнем биологического разнообразия, структурно и функционально максимально приближенные к природным, составляющие основу природного каркаса области. Площадь этой зоны — 653,3 км2 (4,3 % от общей площади области), из них 608 км2 (4 %) — сухопутные территории; 45,3 км2 (0,3 %) — акватории внутренних водоемов (рис. 2).

11

Преимущественное сохранение (охрана с возможностью регламентированного использования отдельных территорий). В эту зону вошли высокозначимые для региона средорегулирующие экосистемы, близкие к природным, составляющие существенную часть природного каркаса области, включающие важные компоненты биологического разнообразия. Их площадь — 1613,7 км2 (10,7 % от общей площади области), из них 1563,1 км2 (10,4 %) — сухопутные территории; 50,6 км2 (0,3 %) — акватории внутренних водоемов (рис. 2).

■ Обязательное сохранение Ш I Преимущественное сохранение ПІНІ; I Экстенсивное развитие

ГТТП Интенсивное развитие І I I Санация и рекультивация

Рис. 2. Карта целей экологически ориентированного использования территории Калининградской области

2. Развитие. Интегральная цель «развитие» предусматривает экстенсивное или интенсивное использование территории, в ходе которого комплекс компонентов природной среды может быть изменен, но при этом в основном сохраняет свои свойства и функции. В зависимости от направлений современного и перспективного хозяйственного использования территории цель «развитие» подразделяется на две категории — экстенсивное развитие и интенсивное развитие.

Экстенсивное развитие (с сохранением существующих компонентов ландшафта и наиболее ценных экосистем) в разной степени трансформированных территорий и акваторий, важных для поддержания стабильности экосистем, обеспечения средорегулирующей функции; выполняющих роль экологических коридоров и рефугиумов. Площадь зоны — 4635,5 км2 (30,7 % от общей площади области), из них 3531,9 км2 (23,4 %) — сухопутные территории; 1103,6 км2 (7,3 %) — акватории внутренних водоемов (рис. 2).

Интенсивное развитие (в сочетании с мерами по оптимизации и улучшению основных компонентов ландшафта) низкозначимых территорий на различных стадиях антропогенной трансформации

ландшафта с преобладанием земель сельскохозяйственного назначения. Площадь зоны — 7978,7 км2 (52,9 % от общей площади области), из них 7575,3 км2 (50,2 %) — сухопутные территории; 403,4 км2 (2,7 %) — акватории внутренних водоемов (рис. 2).

3. Улучшение: санация и рекультивация. Интегральная цель «улучшение» реализуется на территориях, утративших свои исходные средообразующие и средорегулирующие функнди, состав и структуру основных компонентов в результате хозяйственной деятельности. Для достижения цели необходим отказ от использования территории в существующих формах и комплекс мероприятий по санации и рекультивации для последующего восстановления средообразующих функций территории.

К этой зоне отнесены различные по значению нарушенные территории на стадии сильной антропогенной трансформации или деградации ландшафта: свалки, карьеры, сильно загрязненные водотоки и акватории, торфяные выработки, нарушенные участки побережья и др. Площадь такой территории — 218,8 км2 (1,4 % от общей площади области), из них 142,2 км2 (0,9 %) — сухопутные территории, 76,6 км2 (0,5 %) — акватории внутренних водоемов (рис. 2).

Конфликты природопользования

Интенсивная освоенность и плотная заселенность Калининградской области обусловливают высокую реальную и потенциальную конфликтность природопользования на ее территории (рис. 3).

13

Оче** остры* конфлист ШВ Острый конфликт Умерен*« остры* конфлист Относительная бесконфликтность

Рис. 3. Карта конфликтов природопользования в Калининградской области

Конфликт природопользования — это противоречие территориальных приоритетов охраны природы и хозяйственного развития в рамках оп-

ределенного режима природопользования, выражающееся в реальной или потенциальной деградации природных комплексов территории или их основных компонентов, снижении разнообразия, продуктивности и ценности ландшафтов, а также общей эффективности реализации хозяйственных функций территории.

Выделены реальные и потенциальные конфликты природопользования.

Реальный (существующий) конфликт природопользования характеризуется наличием выраженных в настоящее время негативных последствий антропогенной трансформации окружающей среды, проявляющихся прежде всего в загрязнении экосистем, истощении природных ресурсов, деградации естественных ландшафтов, уменьшении биоразнообразия и влекущих за собой ухудшение здоровья населения, условий работы технических средств, снижение качества и уменьшение продукции различных отраслей производства.

Потенциальный конфликт природопользования характеризуется наличием противоречий приоритетов охраны природы и хозяйственного развития без выраженных в настоящее время негативных последствий антропогенной трансформации окружающей среды. При возрастании интенсивности природопользования или при снижении эффективности природоохранных мероприятий высока вероятность перерастания потенциального конфликта в реальный.

По степени остроты конфликты условно разделены на три категории: очень острый, острый и умеренно острый. Отдельный блок — относительно бесконфликтные территории.

Для выделения категорий конфликтов приняты три вида критериев, ранжированных по степени их проявления:

• совместимость территориальных приоритетов охраны природы и хозяйственного развития в рамках определенного режима природопользования;

• антропогенная трансформация природных компонентов территории;

• обратимость (восстановление) антропогенной трансформации природных комплексов.

При определении категории конфликта принципиальное значение имеет не только острота, но также его длительность и периодичность существования. В этом отношении конфликты могут быть постоянно действующими, длительными, сезонными, редкими или эпизодическими.

Реальные конфликты природопользования, выявленные на территории Калининградской области, сопряжены, как правило, с последствиями добычи полезных ископаемых (строительных материалов, торфа, нефти), несанкционированных рубок леса, нарушения растительных ассоциаций, загрязнения и антропогенного изменения русел рек, развитием водно-эрозионных явлений, перевыпаса.

В качестве территорий потенциальных конфликтов природопользования выделены относительно благополучные в своем развитии участки с различной степенью антропогенной трансформации природных комплексов, которые связаны с реальной перспективой интенсивного хозяйственного освоения особо ценных в природоохранном отноше-

нии и чувствительных к антропогенному воздействию природных компонентов и их систем.

По степени остроты конфликтности природопользования выделено два типа территорий: конфликтные (с преобладанием очень острых, острых и умеренно острых конфликтов) и относительно бесконфликтные (с преобладанием слабых конфликтов или их отсутствием). Большая часть территории характеризуется как относительно бесконфликтная (76,9 % территории области) или умеренно конфликтная (16,3 % территории области). К группе наименее конфликтных территорий отнесены в основном земли сельскохозяйственного назначения (рис. 3).

Экспертами были паспортизированы наиболее острые конфликты природопользования на территории Калининградской области.

План реализации ландшафтной программы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для реализации ландшафтной программы и придания ей статуса нормативного документа предусмотрены следующие мероприятия:

1. Утверждение ландшафтной программы как основы для стратегического планирования развития территории и экологически ориентированного использования природных ресурсов региона через постановление губернатора Калининградской области.

2. Законодательная регламентация организации и функционирования особо охраняемых природных территорий (ООПТ) областного и местного уровней (в том числе подготовка и утверждение закона Калининградской области «О порядке отнесения земель к землям особо охраняемых природных территорий областного и местного значения»).

3. Организация отдела управления ООПТ в структуре правительства Калининградской области.

4. Организация региональной сети особо охраняемых природных территорий (ядер природного каркаса) и оптимизация режима их функционирования:

а) расширение границ и усиление режима охраны государственного природного национального парка «Куршская коса» (ГПНП);

б) обоснование необходимости организации ООПТ федерального уровня: государственного заповедника «Правдинский» — лесного массива Озерский и болота Целау; филиала ГПНП — «Вислинская коса»;

в) создание сети ландшафтных (комплексных) заказников: «Вишты-нецкий лес» — лесной массив Красный с окружающими территориями (комплексный заказник с перспективой создания трансграничного природного парка); «Дюнный» — лесной массив Дальний, болото Козье, река Дальняя и прилегающие угодья в дельте реки Неман (комплексный заказник с перспективой создания трансграничного природного парка); «Громовский» — лесной массив Громовский и Большое Моховое болото (комплексный заказник); «Корневский» — лесной массив Зимовник с частью бассейна реки Корневки (комплексный заказник); «Каменский» — лесо-болотный массив (комплексный заказник); «Бальга» — прибрежный водно-болотный массив (комплексный заказник).

15

5. Разработка и реализация целевой Программы экологического оздоровления территории и акваторий Калининградской области.

6. Разработка и реализация областной программы экологически ориентированного лесопользования (включая восстановление лесных сообществ на водоразделах и по долинам рек).

7. Создание и реализация программы защиты почвогрунтов на территориях формирования поверхностного и подземного стока.

8. Разработка и реализация областной программы экологического туризма.

9. Санация и рекультивация территорий, нарушенных в ходе хозяйственной деятельности: янтарных и песчано-гравийных карьеров, скотомогильников, свалок, русел и берегов наиболее загрязненных водотоков.

10. Создание сети очистных сооружений (в том числе растительноболотного типа).

На основе ландшафтной программы необходима корректировка существующих планов территориального развития: в первую очередь Территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития Калининградской области и ее частей (ТКС), Схемы охраны природы (СОП), Регионального плана действий по охране окружающей среды (РПДПООС), Схемы административно-территориального устройства (САТУ) и др.

Список литературы

1. Ландшафтное планирование: инструменты и опыт применения /

А.Н. Антипов, В. В. Кравченко, Ю.М. Семенов и др. Иркутск: Изд-во Института географии СО РАН, 2005.

2. Ландшафтное планирование: принципы, методы, европейский и российский опыт / Под ред. А.Н. Антипова, А.В. Дроздова. Иркутск: Изд-во Института географии СО РАН, 2002.

3. Руководство по ландшафтному планированию. Т. 2.: Методические рекомендации по ландшафтному планированию. М.: Государственный центр экологических программ, 2001.

4. Gutachliches Landschaftsprogramm Mecklenburg-Vorpommern / Umweltministerium Mecklenburg-Vorpommern. 2003.

5. Köppel J., Peters W., Wende W. Eingriffsregelung. Umveltverträglichkeitsprüfung. FFH-Verträеglichkeitsprüfung. Stuttgart: Verlag Eugen Ulmer, 2004.

6. Landschaftsprogramm Brandenburg / Ministerium für Landwirtschaft, Umweltschutz und Raumordnung des Landes Brandenburg. Potsdam, 2000.

7. Баринова Г.М. Калининградская область. Климат. Калининград: Янтарный сказ, 2002.

8. Биологические ресурсы Калининградской области и пути их рационального использования / Под ред. В. П. Дедкова. Калининград: Изд-во КГУ, 2004.

9. Водоемы Калининградской области. Оценка экологического состояния. / КГТУ. Калининград, 2002.

10. Гришанов Г.В. Гнездящиеся птицы Калининградской области: Территориальное размещение и динамика численности в XIX — XX веках. Non Passeri-formes // Русский орнитологический журнал. 1994. Вып. 3(1). С. 83 — 116.

11. Гришанов Г.В., Беляков В.В. Наземные позвоночные Калининградской области: Справочное пособие. Изд-во КГУ, 2000.

16

12. Дедков В.П. Растительность // Калининградская область: Очерки природы. Калининград: Янтарный сказ, 1999. С. 139 — 148.

13. Доклад о состоянии и об охране окружающей природной среды Калининградской области в 2003 году / Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Калининградской области. Калининград: Янтарный сказ, 2004.

14. Ельцина Г.Н. Подземные воды / / Калининградская область. Природные ресурсы. Калининград: Янтарный сказ, 1999. С. 48 — 52.

15. Напреенко М. Г. Флора и растительность верховых болот Калининградской области: Дис. ... канд. биол. наук. Калининград, 2002.

16. Схема охраны природы Калининградской области / Под. ред. Ю. А. Цыбина. Калининград: Изд-во TENAX MEDIA, 2004.

Об авторе

В.П. Дедков — д-р биол. наук, проф., декан факультета биоэкологии РГУ им. И. Канта, biology@albertina. ru

УДК 502.34

Е.А. Романова, О.Л. Виноградова

О ВИДАХ ПЛАНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ (на примере территориальных единиц Калининградской области)

Определены особенности разных видов планирования территорий. Выявлена роль пространственного и ландшафтно-экологического планирования как части стратегического планирования территории, обозначены территориальные уровни их применения. Рассмотрена перспектива использования ландшафтноэкологического планирования в муниципальных образованиях Калининградской области.

The specialties of different types of territorial planning are determined. The role of spatial and landscape-ecological planning as the parts of strategic planning are revealed, ones territorial levels are established. The prospects of landscape-ecological planning using in Kaliningrad region municipalities are considered.

Прикладной аспект географии — планирование развития территории. Существует множество видов планирования территорий, как и их приверженцев: пространственное, территориальное, стратегическое, ландшафтное, ландшафтно-экологическое планирование — вот лишь некоторые, упоминаемые в литературе и используемые в практической деятельности. Существует огромная пропасть между теоретиками планирования (в их число входят и географы) и практиками — экономистами, градостроителями и чиновниками, от которых зависит развитие территории. Цель данной работы — определить особенности разных видов планирования, их взаимосвязи и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.