Научная статья на тему 'Ландшафтная организация притеатральных скверов на примере Каунасского городского сада (г. Каунас) и Александровского сквера (г. Минск)'

Ландшафтная организация притеатральных скверов на примере Каунасского городского сада (г. Каунас) и Александровского сквера (г. Минск) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
169
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ САД / ТЕАТР / КАУНАС / АЛЕКСАНДРОВСКИЙ СКВЕР / МИНСК / СЦЕНАРИЙ КОМПОЗИЦИИ / ЛАНДШАФТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Березко Ольга Михайловна, Вайткуте Эйдимтиене Вайда

Здание театра является представительским до сих пор поход в театр является событием, праздником. В идеале это должна отражать и театральная окружающая среда. При формировании окружающей среды театра по возможности применяют те же принципы, которые используются при формировании любого другого городского ландшафта общественного назначения. В статье оцениваются особенности формирования и проводится сравнительный анализ окружающей среды театральных зданий на примере Каунасского городского сада, примыкающего к зданию Каунасского музыкального театра, и Александровского сквера со зданием Национального академического театра им. Янки Купалы в г. Минске. Оценка окружающей среды театров в работе проводится на основе методики, предложенной литовским архитектором П. Каваляускасом. При оценке выделяются два уровня формирования элементов ландшафта: нижестоящий, который включает в себя пропорции, масштаб, ритм, равновесие, цветовое согласие; и вышестоящий, элементами которого являются идея композиции, композиционный принцип, центры и оси композиции и сценарий композиции. Сравнение показало схожесть градостроительного положения и истории объектов, большое сходство по многим элементам ландшафта и композиции. В то же время выявлено, что при схожих идеях композиции вывести человека из городского пространства и ввести его в мир театра, сценарии композиции в рассматриваемых примерах различны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ландшафтная организация притеатральных скверов на примере Каунасского городского сада (г. Каунас) и Александровского сквера (г. Минск)»

УДК 712.25(474.5+476-25)

О. М. Березко1, В. Вайткуте Эйдимтиене2

1 Белорусский государственный технологический университет

2Каунасский университет прикладных наук по лесному хозяйству и инженерии

ЛАНДШАФТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИТЕАТРАЛЬНЫХ СКВЕРОВ НА ПРИМЕРЕ КАУНАССКОГО ГОРОДСКОГО САДА (Г. КАУНАС) И АЛЕКСАНДРОВСКОГО СКВЕРА (Г. МИНСК)

Здание театра является представительским - до сих пор поход в театр является событием, праздником. В идеале это должна отражать и театральная окружающая среда. При формировании окружающей среды театра по возможности применяют те же принципы, которые используются при формировании любого другого городского ландшафта общественного назначения.

В статье оцениваются особенности формирования и проводится сравнительный анализ окружающей среды театральных зданий на примере Каунасского городского сада, примыкающего к зданию Каунасского музыкального театра, и Александровского сквера со зданием Национального академического театра им. Янки Купалы в г. Минске.

Оценка окружающей среды театров в работе проводится на основе методики, предложенной литовским архитектором П. Каваляускасом. При оценке выделяются два уровня формирования элементов ландшафта: нижестоящий, который включает в себя пропорции, масштаб, ритм, равновесие, цветовое согласие; и вышестоящий, элементами которого являются идея композиции, композиционный принцип, центры и оси композиции и сценарий композиции.

Сравнение показало схожесть градостроительного положения и истории объектов, большое сходство по многим элементам ландшафта и композиции. В то же время выявлено, что при схожих идеях композиции - вывести человека из городского пространства и ввести его в мир театра, сценарии композиции в рассматриваемых примерах различны.

Ключевые слова: городской сад, театр, Каунас, Александровский сквер, Минск, сценарий композиции, ландшафт.

O. M. Berezko1, V. Vaitkute Eidimtiene2

1Belarusian State Technological University 2Kaunas Forestry and Environmental Engineering University

LANDSCAPE ORGANIZATION AT THEATER SQUARE ON THE EXAMPLE OF KAUNAS CITY GARDEN (KAUNAS) AND ALEXANDROVSKY SQUARE (MINSK)

The theater building is a representative - is still going to the theater is an event, a holiday. Ideally, it should reflect and theatrical environment. During the formation of the environment of the theater as possible use the same principles that are used in the formation of any other public use of the urban landscape.

The article estimates the features of formation and a comparative analysis of environmental theater building on the example of Kaunas city garden adjacent to the building of the Kaunas Musical Theatre and the Alexandrovsky square with the building of the National Academic Theater Y. Kupala in Minsk.

Environmental assessment theaters in the article is based on the methodology proposed by the Lithuanian architect P. Kavaliauskas. In assessing the level of formation there are two elements of the landscape: the child, which includes a proportion, scale, rhythm, balance, color consent; and the parent whose elements are the idea of the composition, compositional principle, centers and axes of the composition and the composition scenario.

The comparison showed the similarity of the situation and the history of urban facilities, a great similarity in many landscape and composition elements. At the same time revealed that similar ideas of composition - a man out of urban space and enter it in the world of theater, scripts composition in the examples are different.

Key words: city garden, Kaunas, Alexandrovsky square, Minsk, composition scenario, landscape.

Введение. При формировании окружающей среды театра по возможности используют те же принципы, которые используются при формиро-

вании любого другого городского ландшафта. Каваляускас П. [1] утверждает, что выделяются два уровня формирования элементов ландшафта:

1) нижестоящий, который опирается закономерностями непосредственного чувственного воздействия ландшафтных моделей, которые выражают антропогенные элементы ландшафта эмоциональных реакций. Этот уровень включает в себя:

- пропорции;

- масштаб;

- ритм;

- равновесие;

- цветовое согласие;

2) вышестоящий, который основан на интеллектуальном понимании, помогающем комбинировать целенаправленно. Его элементы:

- идея композиции - выражает цель композиции, определяет назначение композиции и характер территории;

- композитный принцип - способ подключения элементов ландшафта, обычно согласование (согласование к существующей структуре) или сопоставление (контраст) (выделение и обособление) [2];

- центры и оси композиции. Центр композиции - как правило, основной его элемент, а ось - направление ориентации композиции;

- сценарий композиции - это порядок наблюдения за элементами при движении.

Хотя нужно иметь в виду, что, оценивая исторический объект, одновременно оценить нужно и то, как это соответствует климатическим условиям, функциональному назначению и технологическим возможностям того времени [2].

Далее в работе оценка окружающей среды театров будет проводится на основе оценок перечисленных элементов.

Основная часть. В статье оцениваются особенности формирования окружающей среды театральных зданий на примере Каунасского городского сада, примыкающего к зданию Каунасского музыкального театра, и Александровского сквера со зданием Национального академического театра им. Я. Купалы в г. Минске.

Оба рассматриваемых объекта схожи в историческом плане - это исторически сложившиеся еще в XIX в. участки городского озеленения, оба театра были созданы во второй половине XIX в. (1887 - год постройки здания Каунасского музыкального театра, 1890 - театра в г. Минске) и до сих пор размещаются в исторических зданиях на том же месте.

Также схоже и градостроительное положение объектов - оба они примыкают к главным улицам города (проспект Лайсвес в Каунасе и проспект Независимости в Минске), окружены преимущественно объектами соци-

ально-культурного назначения, застройка несовременная.

Окружающая среда Каунасского музыкального театра достаточно благодатна. Благодаря тому, что театр находится там же, где и был запланирован, в окружении многочисленных зданий той же эпохи, его окружающая среда является довольно гармоничной, а сценарий композиции выполняется вполне качественно. Тем не менее, некоторые современные элементы, в частности, детская площадка, не вписываются в общую среду и снижают степень эстетики окружающей среды.

Обилие памятников выделяет сквер перед Каунасским музыкальным театром среди других зеленых зон города - здесь находится семь различных скульптур и памятников, преимущественно посвященных композиторам и музыкантам, но есть и мемориальный памятник. Все памятники небольшого размера, поэтому органично вписываются в окружающую среду, становятся лишь незначительными акцентами, не отвлекая внимание от здания театра. Также в сквере находится фонтан.

Территория Александровского сквера в некоторой степени противопоставляется несколько эклектичному окружению, его пространство рассматривается как самодостаточное, и в значительной степени выключается из общего сценария участка города. В то же время через территорию проходит несколько активных пешеходных транзитов, и объект успешно справляется с этой функцией. Внутри самого сквера создана гармоничная среда, создающая особое настроение, с немного театральным эффектом, позволяющая ненадолго отдохнуть от шумного центра города.

Центром композиции Александровского сквера является круглая площадка с фонтаном, в центре которого установлена скульптура «Мальчик, играющий с лебедем». Помимо этого, в сквере есть небольшой мемориал на месте казни во время Великой отечественной войны минских подпольщиков.

Породный состав древесных насаждений в обоих скверах схож и состоит из видов, широко распространенных в озеленении и устойчивых в городе. Цветочное оформление представлено в основном однолетними растениями, хотя ассортимент в Александровском саду более разнообразен - там есть также миксбордер из многолетних цветочных растений.

Сравнительная оценка окружающей среды рассмотренных объектов приведена в таблице, оценка проводилась по критериям, указанным выше.

Оценка окружающей среды Каунасского городского сада и Александровского сквера

Критерии Каунасский городской сад Александровский сквер

Пропорции Пропорции сквера и высота в достаточной степени сбалансированы - рядом нет крупных объектов, направляющих внимание Пропорции Александровского сквера и высота в достаточной степени сбалансированы

Масштаб Находится в центре города, где площадь максимально застроена, но реально среда театра - относительно высокая, озеленная площадь в престижном месте, и это производит впечатление величия Находится в центре города, высотной застройки поблизости нет. Сам сквер - относительно высокая озелененная площадь в престижном месте, поднята выше уровня проспекта. Производит впечатление величия

Ритм Со стороны проспекта Лайсвес три тропинки, ведущие в сторону театра, расположены ритмично. При движении к театру ритм тропинок исчезает, однако прерывистый ритм создают бюсты музыкантов и деревья, среда выглядит спокойно, но не скучно Ритм читается непосредственно в планировке сквера - диагональные дорожки, пересекающиеся на центральной круговой площадке. Также при движении по дорожкам ритм задается расположением фонарей и скамеек

Равновесие Выдержанный баланс между активными и пассивными формами воздействия: резкие линии театра, строгих форм фонтан и спокойные, низкие, изогнутые линии скамеек и бордюров, фасад активного желтого цвета и большое количество зеленой листвы и нейтральные элементы малой архитектуры Баланс между активными и пассивными формами воздействия выдержан: довольно активная цветовая гамма сквера и очень жестко геометричный рисунок дорожек и спокойные, низкие линии подпорных стенок и скамеек, большое количество зелени, фасад нейтрального цвета

Цветовое согласие По шаблону Освальда, желтый (фасад театра) и зеленый (трава, листья) цвета являются прилегающими, поэтому они не контрастируют, но согласуются друг с другом. Более резких цветовых акцентов в окружающей среде театра нет, доминирует нейтральный серый цвет - цвета грубого бетона, стволов деревьев Красный (цвет мощения, подпорных стенок, а также цветников) и зеленый (трава, листья) составляют гармоничную контрастную пару. Контраст смягчается темно-красным тоном малых архитектурных форм, а также присутствием в цветниках серо-серебристого цвета. Более резких цветовых акцентов в сквере нет

Идея композиции Трудно сказать, что думали проектировщики, но кажется, что окружающая среда музыкального театра - Городской сад - должна была отделить театр от оживленного проспекта Лайсвес, но не строго, а сохраняя при этом единство и определенную гармонию (декор, керамическая плитка) Территория сквера должна рассматриваться как спокойное место отдыха и прогулок, четко выделяясь в шумном центре города, с напоминанием об истории этого места. Таким образом здание театра строго отделяется от проспекта, получая собственное пространство

Принцип композиции Применяемый принцип подчинения - площадь и большинство ее окружающей среды принадлежат одному и тому же историческому периоду, окружающая среда не является активной (исключая новые стеклянные здания и детскую игровую площадку) Сквер противопоставляется окружающему пространству, четко отделен от него ограждениями и визуально - цветовая гамма сквера более активна, чем колористика окружающей среды. Архитектура театра относится к более раннему периоду, чем окружающие здания

Центры и оси композиции Центр - здание театра. Оси - от проспекта Лайсвес до парадного входа в театр, а также по диагонали от ресторана «Городской сад» до парадного входа Центр - круговая площадка с фонтаном. Оси - диагональные дорожки, пересекающие центральную площадку, выполняющие роль активных пешеходных транзитов

Сценарий композиции Сценарий композиции - вывести человека из спешащей коммерческой среды, бизнеса, торговых улиц и ввести в мир искусства. Сначала нужно пройти мимо старых деревьев, потом тихий и незаметной формы фонтан, затем появляются бюсты музыкантов, наконец - цветники и здание театра. Сценарию немножко мешает детская игровая площадка, поскольку теряется впечатление величия, историчности Сценарий композиции - вывести человека из шумной урбанистической среды и предложить «другой мир», возможно, другое время. Со всех сторон сквер окружен оградами, при входе с любой стороны, кроме театра, сразу же попадаешь под кроны старых деревьев, а в середине пути выходишь к фонтану с совершенно нехарактерным для нашей культуры и времени сюжетом - и это центр маленького искусственного мира. Если же подходить к скверу со стороны театра, то весь он оказывается как-бы его за парадным входом, становясь театральной сценой

Заключение. Рассматриваемые объекты схожи по назначению и градостроительному положению. Также имеют очень схожую историю.

Состав малых архитектурных форм имеет сходные черты - в обоих скверах присутствует фонтан, скамьи, бордюры, скульптуры. Элементы малых архитектурных форм отражают разные исторические периоды, хотя большая их часть установлена в советское время. В то же время Александровский сквер имеет ограждение и подпорные стенки, которых нет в Каунасском городском саду. При этом в Але-скандровском сквере отсутствует детская игровая площадка.

Древесные насаждения в обоих скверах очень схожи - это, в основном, крупные деревья видов, массово применявшихся в городском озеленении как Беларуси, так и Литвы. В Александровском саду присутствуют посадки кустарников, которых нет в Каунасском городском саду. В обоих скверах отсутствуют сложные ландшафтные композиции, так как основная функция древесных посадок - частичное отделение театра от улицы. Наиболее значимые участки скверов акцентируются цвет-

никами, преимущественно из однолетних цветочных растений.

В обоих скверах присутствуют как мемориальные памятники, так и скульптуры, не несущие явной смысловой нагрузки. Достопримечательности вместе с насаждениями помогают вывести человека из напряженного и урбанистического пространства центра города в мир искусства и культуры.

Композиция Каунасского городского сада имеет подчиненный характер - сам сквер и его окружение принадлежат одному и тому же историческому периоду, окружающая среда не является активной. А Александровский сквер противопоставляется окружающему пространству, что подчеркивается даже колористически.

При схожих идеях композиции - вывести человека из городского пространства и ввести его в мир театра, сценарии композиции в рассматриваемых примерах различны. В Каунасском городском саду это поступательный плавный переход от городской среды к зданию театра, а в Александровском сквере человек сразу же как бы переступает в другой мир - возможно, другое время, или на театральную сцену.

Литература

1. Kavaliauskas P. Krastovaizdzio samprata ir planavimas: Vilnius, Vilniaus Universitetas, 2011.

2. Motloch J. L. Introduction to Landscape Design. N.Y.: John Wiley & Sons, 1990.

References

1. Kavaliauskas P. Krastovaizdzio samprata ir planavimas. Vilnius: Vilniaus Universitetas, 2011.

2. Motloch J. L. Introduction to Landscape Design. N.Y.: John Wiley & Sons, 1990.

Информация об авторах

Березко Ольга Михайловна - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры ландшафтного проектирования и садово-паркового строительства. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: Berezko@belstu.by

Вайткуте Эйдимтиене Вайда - преподаватель кафедры ландшафтного дизайна. Каунасский университет прикладных наук по лесному хозяйству и инженерии (Каунасский р-н, Гирионис, ул. Лиепу 1, Литовская республика). E-mail: v.eidimtiene@kmaik.lm.lt

Information about the authors

Berezko Olga Mihiaylovna - Ph. D. Agriculture, assistant professor, Department of Landscape design and landscape construction. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: Berezko@belstu.by

Vaitkutè Eidimtienè Vaida - lecturer, Department of of Landscape Design. Kaunas Forestry and Environmental Engineering University (Liepu St. 1, Girionys, LT 53101 Kaunas distr., Lithuania). E-mail: v.eidimtiene@kmaik.lm.lt

Поступила 13.04.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.