Ландшафтная философия парков и скверов города Сочи: история формирования,
восстановление и современные тенденции
Landscape philosophy of the parks and the orchards of the city of Sochi:history of formation,
recovery and current trends
Воробей Ксения Денисовна
ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» г. Сочи, Россия
Студентка 3 курса, группы 18-ДИЗ 354000, Россия, г. Сочи, ул. Политехническая, 7 e.mail: zoloto0608@mail. ru тел.: 8(918)907-00-42
Vorobey Ksenia Denisovna
Sochi State University, t.Sochi, Russia Student of 3 course, group 18-DIZ 354000, Russia, Sochi, Politekhnicheskaya St., 7 e.mail: [email protected] ph.: 8 (918) 907-00-42
Аннотация.
Статья раскрывает философский и практический подход к ландшафтному дизайну (проектированию) парков и скверов города Сочи. В статье раскрываются история и авторы сформировавшие неповторимый облик города. Приводится пример восстановления исторического и ландшафтного наследия входящего в состав сочинского национального парка, парка «Южные культуры». Приводится пример авторского подхода встраивания современного дизайна и философии лофт пространства в благоустройство исторического сквера города, требующего современного обновления и ухода.
Annotation.
The article reveals a philosophical and practical approach to landscape design (design) of parks and squares in Sochi. The article reveals the history and authors that formed the unique appearance of the city. An example is given of the restoration of the historical and landscape heritage of the Sochi National Park, the Southern Cultures Park. An example of the author's approach to integrating modern design and the philosophy of loft space into the improvement of the historical square of the city, which requires modern renewal and care, is given.
Ключевые слова. ландшафтный дизайн, философия, проектирование, парк, сквер, формирование.
Key words. landscape design, philosophy, design, park, orchards, formation.
Ландшафтное проектирование (дизайн) направлено на преображение окружающего мира. Ландшафтный дизайн - это профессиональная эстетически выразительная деятельность, сочетающая в себе архитектуру, строительство и проектирование, с одной стороны, ботанику, цветоводство с другой и лучшие аспекты исторического искусства и философии с третьей. Главная задача ландшафтного дизайнера - создать гармонию и красоту в сочетании с удобством использования инфраструктуры здания, сгладить конфликтность между урабанизационными проявлениями и зеленой природой.
В настоящее время город Сочи активно развивается, благоустраивается и озеленяется. Исследование и его практическое применение основано на принципах системности, где в процессе предпроектного исследования выявляются морфологические особенности региональной природной среды сочинского Причерноморья; производится трансформация найденного первообраза; создается образный эквивалент региональной природной среде - ландшафтный дизайн - объект на основе материально-пространственной формы рельефа, водных систем, климатических условий, морфологии почвы, топонима. Исходя из сказанного, цель статьи проектировать оригинальный ландшафтный объект на основе выстроенной иерархической системы преемственности садово-паркового искусства.
Формирование единого стиля повсеместное применение в городской среде, безусловно, невозможно без участия главного архитектора и главного художника города. В Сочи, с его буйством растительности, благоприятным климатом на первое место выходит дендролог. И Сочинский стиль ландшафтного озеленения стал столь уникальным только благодаря таланту художника-дендролога Сергея Ильича Венчагова. Но вот встаёт резонный вопрос: а каким был стиль Венчагова С.И.? Да, мы ещё можем видеть его работы на городских улицах, но вот как его описать? Как творил великий мастер? Как рождались его работы? Откуда черпал вдохновение? Зная все эти особенности, удивительно осознавать, что Венчагов С.И. не умел рисовать. Об этой его, можно сказать, особенности писал в своих воспоминаниях Вячеслав Сергеевич Внуков, бывший главный архитектор г. Сочи. Вызывает интерес, как Сергей Ильич доносил свои идеи до подчинённых, руками которых создавались великолепные композиции. Стиль особенный, сочетающий изюминки из разных культур и стран, например, есть в его ландшафтном стиле и кое-что от икебаны, японского искусства составления букетов. В те годы, в нашем городе постоянно проводились конкурсы цветочных композиций к различным праздникам. Размышляя об уникальности сочинского стиля озеленения, не перестаёшь удивляться его дуализму. Безусловно, Сочи очень повезло, что выпускник Тимирязевской академии Сергей Венчагов попал сюда по распределению. Именно он стал основоположником ландшафтного стиля на основе симбиоза живого и неживого. Как заметили однажды итальянские туристы, у них такое качественное озеленение было возможно лишь на частных, но не муниципальных территориях. В Сочи проводились семинары по оформлению и озеленению городской среды, на которых Сергей Ильич делился опытом со специалистами из разных стран и городов.
Уникальна история создания уголка «Фитофантазия», столь любимого многими сочинцами. Когда-то на этом месте находилось «ковровое хозяйство» Совхоза Декоративно-цветочных культур (ДЦК). Сам совхоз был образован 1 января 1976 года из подсобного хозяйства «Зелентреста» (позже «Зеленстрой»), расположенного на Мацесте. [2] В то время в городе уделялось огромное внимание озеленению курорта. Именно поэтому было принято решение выделить подсобное хозяйство в самостоятельный совхоз, который будет поставлять городу посадочный материал. С повсеместным внедрением «венчаговского стиля озеленения» ковровое хозяйство начало терять свою актуальность и «Зеленстрой» предложил совхозу передать ему эту территорию вместе с теплицей и котельной. Очень удобно расположенное в центре города место позволило бригадам озеленителей организовать здесь своеобразный штаб, где проходили производственные совещания. В апреле 1977 года началось благоустройству уголка, которое велось в свободное от основной работы время. Работали бесплатно, для себя. Первоначально уголок занимал небольшую территорию. Почти в центре из частей старых стволов были сделаны стол и стулья, на которых и проходили совещания. В конце 1980- х были снесены бараки по соседству и Венчагов С.И. предложил расширить территорию уголка «Фитофантазия». Спустя 20 лет в Сочи ещё живо природное убранство, созданное в фантазиях великого мастера. Удивительный и неповторимый уголок «Фитофантазия» сохраняется заботой его коллег. [2]
Благодаря редкому сочетанию особенностей географического положения и климата, природа в Сочи уникальна по своему многообразию и разнообразию. Здесь можно встретить самые разнообразные ландшафты -от морских просторов и песчаных пляжей до суровых поросших лесами гор с бегущими по их склонам стремительными горными реками. Почти круглый год Сочи покрыт зеленью. Здесь легко увидеть реликтовые (пережившие ледниковый период) виды растений, растения, которые растут только в Сочи, а также растения, экзотические для Сочи и завезенные сюда из других регионов мира. Только в Сочи можно встретить самшитовые рощи и каштановые леса. Магнолии, пальмы (в том числе банановые), эвкалипты, завезенные сюда около века назад, сегодня в Сочи уже кажутся вполне привычными. Богаты на разные виды растений и леса на окружающих Сочи склонах гор.
Гармоничный облик архитектуры городов складывается из отдельных, встроенных в общий ансамбль элементов - озелененных двориков, крыш домов, зимних садов. [1] Принимая во внимание особенность озеленения Сочи и сочетание разнообразных приемов, остановимся на упоминании некоторых из них, которые, на наш взгляд, органично вливаются в существующую композицию ландшафта Сочи и примеры которых мы наблюдаем, не задумываясь об их философии. Различные виды философского дизайна находят отражение в современности и уникальности ландшафтной экосистемы г.Сочи.
Для многих, кто хоть раз побывал в Сочи в памяти навсегда остаются Дендрарий, Тисосамшитовая роща, парк Ривьера, парк Южные культуры, Олимпийский парк. Но незабываемый образ курорта складывается из прогулок по улицам города, где можно забрести на уединенные скверы, уютные уголки, памятные места. Например, Поцелуевский сквер (рядом с центральным ЗАГсом), Комсомольский сквер у некогда легендарного кинотеатра Спутник, кооперативный сквер (напротив Морского вокзала) и многие другие незаслуженно забыты, неухоженные и требующие, на наш взгляд, нового подхода и бережного сохранения традиций, дошедших до наших дней.
Парк «Южные культуры» заложен в 1912 году садоводом Р.Ф. Скриваник по проекту одного из самых талантливых садово-парковых архитекторов России А.Э. Регеля [4]. Виды первоначального состояния парка представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Виды парка «Южные культуры» (парк Драчевского) в начале 20-го века. [4]
После разрушительных смерчей 1983 и 2001 годов, во время которых сильно пострадала растительность, и финансовой нестабильности парк находился в плачевном состоянии рисунок 2 [4].
Рисунок 2. Территория парка «Южные культуры» в 2009 году. [4].
К 2009 году парк оказался не только в запустении, но и на грани исчезновения: он был закрыт, а территорию парка уже разделили на 8 кадастровых участков и готовилась к продаже с последующей застройкой. После обращения общественности и благодаря активности горожан, территория передана в Национальный парк и выделены средства на восстановления парка. Парк восстановлен по историческим фотографиям. Парк воссоздан именно таким, каким помнят его старожилы. Сегодня парк «Южные культуры» - это атрактивное место для горожан и гостей города. Территория парка «Южные культуры» в 2016 году представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Территория парка «Южные культуры» в 2016 году. [4]
Никого не оставляет равнодушным величие парка подчеркнутое балясинами, колоннадами, скульптурами. В планировке и архитектуре парка сочетаются такие приемы как «Английский сад», «Французский сад», «Итальянский сад» и все это удалось сочетать и сформировать единый образ «Южных культур», который как привычен для восприятия старшему поколению и возможность приобщиться к которому есть у молодежи. Современным является разработка и внедрение на территории парка проекта «Оживший парк». Каждый вечер с 20:00 в парке «оживают» вековые деревья и экзотические растения, а посетители становятся зрителями мультимедийного представления «Оживший парк» [5]. Мероприятия рассчитаны на разный возраст и оставляют незабываемые впечатления. Реновация и новое возрождение парка - это свидетельства того как можно сочетать историю, современные цифровые технологии и потребности современных людей в отдыхе, зрелищности и познавательности. Парк «Южные культуры» является примером
Важным моментом в архитектуре Сочи стало торжественное открытие гостиницы «Москва» которое состоялось 10 декабря 1974 года и построенное по проекту московского архитектора И.Н. Закова. В 1974 году гостиница, по форме напоминающая открытую книгу, органично вошла в городской ансамбль. Расположена гостиница «Москва» в самом центре Сочи в непосредственной близости от пляжа, Поющих фонтанов, Морского вокзала, концертного зала Фестивальный и ряда развлекательных заведений города. Как раз за зданием гостиницы и расположен небольшой несколько ярусный сквер, который, к сожалению, был заброшен в последнее время (рисунки 4,5).
Рисунок 4. Сквер рядом с гостиницей Москва, г.Сочи 2021 год (южная часть)
Рисунок 5. Сквер рядом с гостиницей Москва, г.Сочи 2021 год (северная часть)
На рисунках 1 и 2 видно сегодняшнее запустение сквера. Это место, некогда знаковое и притягивающее своим неповторимым дизайном, сочетающим элементы английского сада - невысокое ограждение из зелени от главной транспортной артерии курорта «Курортного проспекта», отсутствие четко ограниченных входов - сад плавно перетекает в окружающую курортную архитектуру; французского сада, где цент парка похож на главную действующую сцену; китайского сада - уголок которого некогда был представлен прудом с красными карпами кои. В очертаниях некогда ухоженного, уединенного и в тоже время знакового сквера города угадываются элементы «райского сада» и планировка «средневекового сада». Яркое воображение посетителей может расставить античные фигуры и это место с легкостью может превратиться в «итальянский сад». Поражает понимание того, что многие годы находясь в запустении сквер рядом с гостиницей «Москва» все еще привлекает туристов и жителей города и многие видят только сегодняшнее запустение, а кто-то приходит посмотреть и освежить свои воспоминания, но остается полностью разочарованным. От горожан, уроженцев города Сочи можно слышать только восхищенные воспоминания о былом великолепии этого места.
В современном Сочи много знаковых мест, в том числе обустроенных к проведению Олимпийских игр 2014 года. Однако, считаем важным не только сохранить доставшиеся нам в наследство от предыдущих поколений парки, архитектуру, знаковые места города, но и гармонично встроить их в современный мир, где повышены требования к комфорту, при этом важен безбарьерный отдых, особое значение имеют места со смыслом и интересной композицией. Считаем, что предложение нового видения современного парка рядом с гостиницей «Москва» поможет сохранить его, сделать местом притяжения и свяжет воедино историю и современность.
Вдохновением для создания этого сквера послужила стихия ветра. Извилистые дорожки, переплетающиеся клумбы напоминают по своим формам узоры на полях во время сильного ветра. Сквер выполнен по планировочной структуре иррегулярного типа. Оборудован деревянными скамейками и урнами (рисунок 6).
Сочинский государственный университет. Кафедра архитектуры,дизайна и экологии. 2021 Рук. К. Иск. .Доцент. Кириенко И. П. Вып. Ст. Гр. 18-ДС Воробей К.Д.
Рисунок 6. Ландшафтное дизайн сквера рядом с гостиницей Москва, г.Сочи (Песнь ветров)
В вечернее время хорошо освещен тёплым светом гирлянд, расположенных вдоль дорожек. Посередине сквера мы видим композиции из цветов и круглую деревянную сцену, на которой каждый день выступают талантливые артисты: здесь всегда играют красивая Музыка и спокойные песни.
В выходные в сквере возможно устраивать творческие мастер-классы, пленэры, музыкальные, поэтические вечера и кинопросмотры под открытым небом. Здесь царит дружеская атмосфера уюта и спокойствия. В сквер «Песнь ветров» люди приходят не только отдыхать, развлекаться и любоваться цветочными композициями, но и творить, находить единомышленников и создавать что-то прекрасное. Именно подобные места в Сочи делаю город уютным и незабываемым не только для горожан, но и для многочисленных гостей.
Общая философия ландшафтных пространств города Сочи отражается в особом стиле, сочетающем различные элементы, подходы и философии. Особые климатические условия позволяют это сделать, используя естественный где-то гористый, где-то равнинный ландшафт. Субтропический климат позволяет прекрасно себя чувствовать растениям со всего мира. Нестандартный подход ландшафтного стиля города Сочи на основе симбиоза живого и неживого, западного и восточного, античного и средневекового, заложенный в прошлом веке, считаем важным продолжать и сегодня, воплощая это через современный дизайн существующих мест отдыха, требующих сегодня особого ухода и внимания.
Приходим к выводу, что в ландшафтной архитектуре г. Сочи сочетается множество философских подходов, которые грамотно сочетались архитекторами и сегодня притяжение к городу сформировано особенным стилем в оформлении множества уютных скверов и парков.
Список используемой литературы:
1. Биопозитивная среда рабочего пространства, как фактор не материального стимулирования персонала./Воробей К. Д /Вопросы студенческой наук. Сборник научных статей. Выпуск №6 (34), 2019 (sciff.ru) - С. 61-65., Интернет ресурс: https://sciif.ru/wp-content/uploads/2019/07/Sciff_6_34.pdf
2. Сочинский стиль озеленения и его создатели. /ЗахароваН. /Интернет ресурс: https://arch-sochi.ru/2017/02/sochinskiy-stil-ozeleneniya-i-ego-sozdateli/
3. Кайдалова Е.В. История ландшафтной архитектуры. Конспект лекций [Текст]: учебное пособие / Е. В. Кайдалова; Нижегор. гос. архитектур. - строит. ун - т - Н. Новгород: ННГАСУ, 2019. - 129 с. Интернет ресурс: https://bibl.nngasu.ru/electronicresources/uch-metod/landscape_arch/872586.pdf
4. Обновлённый парк «Южные культуры»//Интернет ресурс: Обновлённый парк "Южные культуры" (arch-sochi.ru)
5. Оживший парк//Интернет ресурс: Оживший парк Официальный сайт (xn--80adlibgizol7f.xn--p1ai)