Колодина Нина Ивановна
ЛАКУНЫ В СТРУКТУРИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ПОНЯТИЯ "ГОРДОСТЬ"
В статье описывается результат психолингвистического эксперимента по выявлению таких когнитивно-нравственных лакун в обыденном сознании современных подростков, которые образуются в процессе осмысления нравственного понятия "гордость", содержащего взаимоисключающие семы в толковании словарной дефиниции. Выявляются и обсуждаются причины образования лакун с помощью метода компонентного анализа словарных дефиниций, количественного и психолингвистического методов. Предлагается таблица соответствий с синонимичными понятиями дефиниции "гордость", где, с одной стороны, представлены основные семы синонимов, а с другой - чувства и эмоции, объективированные указанными аналогичными понятиями. Проводится анализ полученных ответов респондентов и анализируются моменты подмены одного понятия другим на основе образования лакун и совпадающих сем, закодированных в обыденном сознании подростков.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2017/10-1/31 .html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 10(76): в 3-х ч. Ч. 1. C. 114-120. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/10-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
7. Кауфова Л. А. Особенности когнитивного подхода к анализу британского политического дискурса // Университетские чтения - 2016: материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Пятигорск: ПГЛУ, 2016. С. 104-110.
8. Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. М.: Эксмо-Пресс, 1999. 672 с.
9. Луговая Н. В. Политкорректность и перевод - исследование выступлений политиков (на материале английского языка) [Электронный ресурс]. URL: http://www.rostov-language.ru/help-41.html (дата обращения: 07.07.2017).
10. Остроух A. B. «Политическая корректность» в США: культурологический аспект проблемы: автореф. дисс. ... к. культурологии. М., 1998. 25 с.
11. Палажченко М. Ю. Политическая корректность в культурной и языковой традиции (на английском и русском материале): дисс. ... к. культурологии. М., 2004. 239 с.
12. Панин В. В. Политическая корректность как культурно-поведенческая и языковая категория: дисс. ... к. филол. н. Тюмень, 2004. 217 с.
13. Свицова А. А., Суслопарова М. М., Дудина Е. Д. Эвфемизмы в политическом дискурсе (на примере публикаций The New York Times) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 9 (51). Ч. 2. C. 176-179.
14. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. 264 с.
15. Томахин Г. Д. США: лингвострановедческий словарь. М.: Русский язык, 1999. 576 с.
16. Трофимова З. С. Словарь новых слов и значений в английском языке. М.: Русский язык, 1993. 365 с.
17. Шляхтина Е. В. Анализ словарных определений политкорректности, данных русскими и англоязычными авторами // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Кострома: КГУ, 2008. Т. 14. № 4. С. 226-230.
18. May Theresa. Her Full Brexit Speech to Conservative Conference [Электронный ресурс]. URL: http://www.independent. co.uk/news/uk/politics/theresa-may-conference-speech-article-50-brexit-eu-a7341926.html (дата обращения: 07.07.2017).
19. Oxford Guide to British and American Culture. Oxford: Oxford University Press, 2003. 599 p.
20. The Oxford Dictionary of New Words. Oxford: Oxford University Press, 1997. 357 p.
21. The Oxford Dictionary, Thesaurus, and Wordpower Guide. Oxford: Oxford University Press, 2001. 1542 p.
POLITICAL CORRECTNESS IN THE BRITISH POLITICAL DISCOURSE
Kaufova Inessa Betalovna, Ph. D. in Philology Kaufova Lola Aslanovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Pyatigorsk State University ikaufova@yandex. ru; lkaufova@yandex. ru
The article is devoted to the relevant topic of the research of politically correct vocabulary and constructions in the British political discourse. The subject of the analysis is the speech given by the British Prime Minister Theresa May at the annual convention of the ruling party of Great Britain. The authors aim to identify and analyze the lexical means of implementing political correctness peculiar to the British leader, with the help of which the politician achieves the target goals. Euphemisms are the main means of expressing political correctness in the British political discourse. The results of the research can be applied in the field of political linguistics and rhetoric.
Key words and phrases: political discourse; political correctness; language means; euphemism; prime minister; Brexit; discrimination.
УДК 81.411.2-212
В статье описывается результат психолингвистического эксперимента по выявлению таких когнитивно-нравственных лакун в обыденном сознании современных подростков, которые образуются в процессе осмысления нравственного понятия «гордость», содержащего взаимоисключающие семы в толковании словарной дефиниции. Выявляются и обсуждаются причины образования лакун с помощью метода компонентного анализа словарных дефиниций, количественного и психолингвистического методов. Предлагается таблица соответствий с синонимичными понятиями дефиниции «гордость», где, с одной стороны, представлены основные семы синонимов, а с другой - чувства и эмоции, объективированные указанными аналогичными понятиями. Проводится анализ полученных ответов респондентов и анализируются моменты подмены одного понятия другим на основе образования лакун и совпадающих сем, закодированных в обыденном сознании подростков.
Ключевые слова и фразы: структурированность понятия «гордость»; подмена понятий; «гордыня, самоуважение, самолюбие, высокомерие, надменность»; таблица соответствий; нравственно-когнитивные лакуны.
Колодина Нина Ивановна, д. филол. н., профессор
Воронежский государственный педагогический университет verteria@mail. ги
ЛАКУНЫ В СТРУКТУРИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ПОНЯТИЯ «ГОРДОСТЬ»
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Структурированность нравственных понятий» № 16-04-00057.
В проведенном ранее анкетировании (2016) на выявление положительных и отрицательных нравственных понятий в обыденном сознании современных подростков последние понятие «гордость» вписали в столбик
отрицательных нравственных понятий [8]. Причина, почему современные подростки понятие «гордость» осмысливают как отрицательное, может быть найдена как в анализе словарной дефиниции, так и в анализе когнитивного осмысления подростками данного нравственного понятия.
Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью раскрыть противоречия, содержащиеся во взаимоисключающих семах словарной дефиниции «гордость», что приводит к невозможности осмысления данного понятия современными подростками как когнитивного единства. Обнаруженные противоречия инициируют нравственно-когнитивные лакуны в обыденном сознании современной молодежи.
Целью работы является выявление лакун в обыденном сознании современных подростков при осмыслении нравственного понятия «гордость», а также объяснение обнаруженных лакун как когнитивных противоречий.
Задачи исследования определяются целью и соответствуют следующим шагам:
- дать словарное толкование дефиниции «гордость», выявить основные семы и объяснить проблемы лакун в толковании дефиниции;
- провести анкетирование среди подростков общеобразовательных школ по разработанным опросникам, обработать полученные данные и установить соответствие словарных толкований дефиниции «гордость» пониманию современными подростками нравственного понятия «гордость»;
- составить таблицу соответствий, где, с одной стороны, даются основные семы синонимов, входящие в описание исследуемого нравственного понятия, а с другой стороны, объяснение чувств и эмоций с психологической точки зрения, объективированных этими синонимами;
- проанализировать ответы учащихся, полученные в процессе анкетирования, и установить лакуны в осмыслении нравственного понятия «гордость» с опорой на составленную таблицу.
Методы исследования: компонентный анализ, метод анкетирования, лексический анализ, метод количественного подсчета и ранжирования, сравнительный метод и метод интерпретации полученных результатов.
Практическая значимость. Результаты могут найти применение в дальнейших психолингвистических исследованиях структурированности понятий, зафиксированных в обыденном сознании, которые способствуют образованию лакун; в картировании структурированности понятий в ракурсе когнитивных исследований.
Описание работы. Шаг 1. Нравственное понятие «гордость» толкуется в словаре русского языка С. И. Ожегова, как «1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. 2. Чувство удовлетворения от чего-н. 3. Высокомерное, чрезмерное высокое мнение о себе, спесь» [10].
Новый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой дает почти такое же объяснение этой дефиниции: «1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. 2. Преувеличенно высокое мнение о себе и пренебрежительное отношение к другим; высокомерие, надменность. 3. Чувство удовлетворения от достигнутых кем-л. успехов, от сознания важности, значительности чьей-л. деятельности» [5].
Несколько иная трактовка по отношению к указанным объяснениям дефиниции «гордость» предлагается в словаре Д. В. Дмитриева. «Гордость означает чувство радости, глубокого удовлетворения, которое испытывают, когда видят чьи-либо или свои собственные успехи, достижения в какой-либо области, осознают исключительные достоинства, таланты, положительные качества, присущие кому-либо» [9].
Компонентный анализ позволил установить основные семы данной дефиниции - чувство собственного достоинства, самоуважения, радости, удовлетворения от чьих-либо успехов.
Проблема заключается в том, что здесь же выделяются семы, которые противоречат указанным выше семам, имеющим положительные значения. Следующее толкование понятия «гордость» имеет отрицательные значения: «высокомерное, чрезмерное высокое мнение о себе, спесь» [10] и «преувеличенно высокое мнение о себе и пренебрежительное отношение к другим; высокомерие, надменность» [5]. Положительные и отрицательные значения одной и той же дефиниции не позволяют сформировать когнитивное единство и не дают дифференциального представления о понятии, что приводит к смешению таких синонимичных понятий, как «гордость, гордыня, высокомерие, надменность, самолюбие». Как правильно заметил профессор Ю. В. Щербатых, «сваливают все эти личностные качества, что называется, "в одну кучу", что не совсем правильно с точки зрения психологии» [3].
В процессе нравственного воспитания такие противоречия приводят к невозможности формирования четкого представления не только о слове и понятии, но и о чувстве, которое объективируется данным словом. Если индивид объясняет чувство гордости как положительное чувство, то образуется лакуна, затрагивающая отрицательное значение данной дефиниции, если же индивид трактует гордость как отрицательное чувство, то образуется лакуна, указывающая на отсутствие закодированных в обыденном сознании положительных значений понятия «гордость». Лакуна (от. лат. Lacuna - углубление, впадина) - отсутствие в одном из языков наименования того или иного понятия [10].
Шаг 2. Каким образом структурировано понятие «гордость» и что современная молодежь понимает под данной дефиницией, можно выяснить после анкетирования, которое проводилось в общеобразовательных средних школах № 9, № 16 г. Воронежа среди 10-11-х классов (общей численностью 65 человек). Результаты позволили выявить и структурированность понятия «гордость», и лакуны в обыденном сознании учащихся на уровне осмысления указанного понятия.
Учащиеся в письменной форме отвечали на вопрос «Что Вы понимаете под словом "гордость"?». Время выполнения каждого задания - 15 минут. Все полученные данные обрабатывались количественным методом, затем были ранжированы по убыванию и приобрели следующий вид в Таблице 1.
Таблица 1.
Данные, полученные на задание «Что Вы понимаете под словом гордость?»
№ Ответы учащихся на первое задание Количественные Процентное
данные отношение
1. самолюбие, любовь к себе 28 43,08
2. уважение к себе, самоуважение 13 20
3. восхищение собой 10 15,38
4. радость за совершенный поступок, достигнутый результат 6 9,23
5. это чувство, когда достигаешь цели, и тебя выделяют, восхваляют 4 6,15
6. это чувство удовлетворения своими заслугами и желание быть 2 3,07
восхваленным
7. это чувство проявления собственного достоинства 1 1,53
8. эмоция, отражающая положительную самооценку 1 1,53
Если основными семами словарной дефиниции «гордость» являются чувство собственного достоинства, самоуважения, радости, удовлетворения от чьих-либо успехов, то в ответах учащихся содержатся такие описания, которые соответствуют указанным семам: самоуважение (13); радость за достигнутый результат (6); проявление чувства собственного достоинства (1). Таким образом, суммарное количество сем, соответствующих словарным семам, в ответах подростков равно 20 единицам, однако приоритетным ответом учащихся было указание на «самолюбие, любовь к себе» - (28), что не коррелирует ни с одной выделенной словарной семой. Также необходимо отметить, что ни в одном ответе не было описано чувство удовлетворения или радости за успехи кого-либо, напротив, во всех толкованиях понятия учащимися содержалась направленность на себя. Такая позиция подростков указывает на образовавшуюся нравственно-когнитивную лакуну в обыденном сознании учащихся в процессе осмысления нравственного понятия «гордость». Лакуна характеризуется тем, что у подростков на этапе осмысления нравственного понятия «гордость» отсутствует представление о гордости за Родину, за друга или родственника. Стоит указать, что ответ на позиции 6 («это чувство удовлетворения своими заслугами и желание быть восхваленным») может быть признан совпавшим со словарными семами только в первой части, т.е. «чувство удовлетворения своими заслугами», но вторая часть ответа «желание быть восхваленным» не имеет совпадений со словарными семами.
Шаг 3. Следующее задание «Опишите ситуацию, когда Вы проявили гордость» предполагало раскрытие личных характеристик респондента и поэтому поставило в тупик многих учащихся. Подростки в своем большинстве ответили фразой «не было такого» - (26). Остальные ответы были стереотипными ситуациями, входящими во фрейм «проявлять гордость» в виде слотов. Последние были подвергнуты количественному методу обработки, ранжированы и далее представлены в Таблице 2.
Таблица 2.
Данные, полученные на задание «Опишите ситуацию, когда Вы проявили гордость»
№ Ответы учащихся на второе задание Количественные данные Процентное отношение
1. не было такого 26 40
2. когда победил на соревнованиях (конкурсе) 11 16,92
3. гордость за заслуги друга (родственника) 8 12,30
4. превзошел свои ожидания (неожиданно получил желаемое) 7 10,76
5. у меня завышенная самооценка 6 9,23
6. когда делаю вид, что обиделась на человека 3 4,61
7. когда поймал редкого покемона, а у друга его нет 1 1,53
8. когда мама сказала, что не даст денег вечером 1 1,53
9. была горда собой после премьеры спектакля 1 1,53
10. когда я поехал в лагерь для одаренных 1 1,53
Если подростки уверены, что понятие «гордость» отрицательное нравственное качество, то совершенно оправданы ответы, указывающие, что у них не было в жизни такого случая, когда они проявляли гордость как отрицательное чувство, чтобы не описывать личностные негативные качества. Если же подростки осмысливают данное понятие как положительное, то к таким ответам можно отнести ответы: «когда победил на соревнованиях или в конкурсе - (11); гордился (гордилась) заслугами друга или родственника - (8); была горда собой после премьеры спектакля - (1); когда я поехал в лагерь для одаренных - (1)». Ответы на позиции 5 «у меня завышенная самооценка» имеет самокритичный характер и к фрейму «проявлять гордость» имеет косвенное отношение. Можно предположить, что учащиеся таким образом хотели уйти от прямого ответа. Ответы на позиции 6 «когда делаю вид, что обиделась на человека» с количественным показателем 3 дали девушки-подростки, и подобные ответы не коррелируют с семами словарной дефиниции. Совершенно очевидно, что в обыденном
сознании подростков фрейм «проявлять гордость» замещен фреймом «проявлять обиду», и учащиеся не осознают ни подмену, ни дифференциальные признаки указанных фреймов и соответствующих им чувств.
Ответы, имеющие прямое отношение к понятию «гордость», и семы, близкие словарной дефиниции, обнаружены на позициях 2, 3, 4, 9, 10, суммарные показатели которых равны 28 единицам, что немногим больше, чем те ответы, где было указано «не было такого» - 26.
Шаг 4. Вопрос, не направленный на выявление личностных качеств «Как Вы считаете, почему люди проявляют гордость?», но преследовавший цель выяснить, насколько правильно подростки способны оценить ситуацию, в которой личность проявляет гордость, дал возможность учащимся не проецировать ответ на себя и предоставить более достоверные ответы. Полученные данные были обработаны количественным методом и ранжированы.
К стереотипным ситуациям с положительной коннотацией можно отнести следующие 8 ответов из 65:
1) когда достигают высоких целей;
2) когда люди осознают, что плод их труда принес пользу;
3) когда им что-то нравится;
4) они довольны собою;
5) это хорошее чувство;
6) потому что уважают себя и хотят, чтобы их уважали;
7) это проявление эмоций по поводу какой-либо ситуации;
8) что-то помогает им стремиться к чему-то великому.
Остальные ответы имели отрицательную или нейтральную коннотацию, часть которых коррелировала с семами словарной дефиниции: «высокое мнение о себе и пренебрежительное отношение к другим; высокомерие, надменность, спесь». Все данные были обработаны количественным методом, поделены на группы и ранжированы, что отражено в Таблице 3.
Таблица 3.
Данные, полученные на задание «Как Вы считаете, почему люди проявляют гордость?»
№ Ответы учащихся на третье задание Количественные данные Процентное отношение
1. чтобы показать, что они выше других 21 32,30
2. из-за эгоизма и тщеславия 13 20
3. хотят, чтобы их оценили и восхвалили 8 12,30
4. не замечают никого вокруг 3 4,61
5. потому что они глупые 2 3,07
6. когда что-то не устраивает 2 3,07
7. когда слишком завышенная самооценка 1 1,53
8. когда проявляют уважение к вещам, находящимся рядом с ними 1 1,53
9. потому что самолюбие не позволяет сделать шаг первым 1 1,53
10. если что-то затрагивает его чувства 1 1,53
11. пытаются показать свою независимость друг от друга 1 1,53
12. потому что неправильно воспитаны 1 1,53
13. люди, обладающие гордостью, могут правильно и хладнокровно 1 1,53
оценить обстановку
14. отказы от ответов 3 4,61
15. ответы с положительной коннотацией 8 12,30
Таким образом, приведенные количественные результаты показывают, что современные подростки рассматривают чувство гордости больше как проявление отрицательных качеств личности, чем положительных.
Принято считать, что концептуальная картина мира характерна и специфична для каждой национальности. Если рассматривать с этой точки зрения концептуальную картину мира подростков как носителей русского языка по осмыслению и представлению нравственного понятия «гордость», а также фрейма «проявлять гордость», то абсолютная специфичность подвергается большому сомнению из-за обнаруженных полярных лакун, отмеченных либо положительными, либо отрицательными коннотациями, обнаруженными в ответах подростков. Положительные и отрицательные семы, трактующие словарную дефиницию «гордость» как чувство достоинства, самоуважения, радости за успехи кого-либо и пренебрежительное отношение к другим, высокомерие, надменность и спесь, к сожалению, приводят к невозможности когнитивного осмысления нравственного понятия «гордость», а также и фрейма «проявлять гордость» как когнитивного единства из-за наличия взаимоисключающих сем.
Шаг 5. Для выделения дифференциальных семантических признаков синонимичных понятий, через упоминание которых характеризуется словарная дефиниция «гордость», а также для выявления лакун в обыденном сознании в структурированности нравственного понятия «гордость» и во фрейме «проявлять гордость» необходимо составить таблицу соответствий, где, с одной стороны, будут даны семы синонимов, используемых в толковых словарях русского языка для описания дефиниции «гордость», а с другой стороны, будут объясняться чувства и эмоции с психологической точки зрения, объективированные словами-синонимами (Таблица 4).
Таблица 4.
Таблица соответствий толкования понятия и его эквивалента в виде чувства/эмоции
Основные семы дефиниции, представленной в толковых словарях русского языка Толкование аналогичной эмоции/чувства в психологии Проявления эмоции/чувства в поступке
Гордость - 1. Чувство собственного достоинства, самоуважения, радости, удовлетворения от чьих-либо успехов. 2. Высокое мнение о себе и пренебрежительное отношение к другим; высокомерие, надменность, спесь [5; 9; 10]. Гордость - ощущение силы, удовлетворения от полученных результатов. Подчеркнутое уважение человека за его высокие заслуги, уважение себя за свои действительные достижения. Гордость - это совокупность радости, удовлетворения и осмысления результатов [2]. Проявление радости за достижение целей, результатов, удовлетворение от проделанной работы. Выражение поддержки тому, кто достиг результатов: «Горжусь Родиной!», «Горжусь родителями, друзьями» [2].
Гордыня - непомерная гордость, высокомерие [5; 9; 10]. Гордыня - проявление самонадеянности, высокомерия. Уверенность человека, что он сам является единственной причиной его успехов [2]. Гордыня проявляется в неблагодарности и возвышении себя, в требовании, чтобы уважали, благодарили и восхваляли как можно чаще. Человек с гордыней не признает своих ошибок и уверен, что он - самый лучший человек на Земле. Гордыня часто сочетается с эгоизмом и тщеславием [2].
Самоуважение - уважение к себе, к своей личности. Уважение - признание высокого статуса, почтительное отношение к кому-либо или чему-либо, основанное на действительном признании достоинств, заслуг, личных качеств, уникальных особенностей [5; 9; 10]. Самоуважение - уважение человека к самому себе, основанное на объективных достоинствах и успехах личности. Уважать - это считаться с интересами другого человека, соблюдать приемлемый для него формат общения и взаимодействия, добровольно действовать по его правилам, доверять человеку, предоставлять свободу выбора, не причинять какого-либо вреда, признавать его убеждения и равенство [6]. Самоуважение усваивается на основе копирования образцов поведения и приходит в результате внушений или обучения со стороны окружающих, которые приучают ребенка к соответствующему поведению [6].
Самолюбие - чувство собственного достоинства, самоуважения, самоутверждения [5; 9; 10]. Самолюбие - высокая оценка своих сил, сочетающаяся с ревнивым отношением к мнению о себе окружающих; чувствительность к мнению окружающих о себе [6]. В самолюбии плохо то, что излишне самолюбивые люди очень болезненно реагируют на критику в свой адрес или когда им в чем-то отказывают, а сильно задетое или ущемленное самолюбие может перерасти в неосознаваемую или вполне сознаваемую месть [6].
Высокомерие - это уверенность в своём превосходстве, пренебрежительное отношение к окружающим, надменность, кичливость [5; 9; 10]. Высокомерие - это надменность, эгоистичность, уверенность в своих выдающихся способностях, пренебрежительное отношение к людям. Высокомерный человек убеждает себя, что он самый лучший, самый достойный, и должен постоянно быть на самом верху. Он не может позволить себе расслабиться, чтобы не уронить марку, везде и повсюду надо показывать свою важность и значимость [1]. Общение с людьми не своего круга высокомерный человек воспринимает как тяжкую обязанность, оскорбляющую его достоинство. Признаки высокомерия читаемы в выражении лица, которое демонстрирует презрение, пренебрежение, безразличие, отсутствие сострадания, неуважение, высмеивание. Отстаивая свою точку зрения, они не считаются с чувствами окружающих их людей. Высокомерный человек никогда не откажется от своих слов. Такие люди редко извиняются, даже если не правы, они считают, что это ниже их достоинства [1].
Надменность - 1. Надменность характера, позы. 2. Надменное обращение с кем-нибудь, надменное поведение [5; 9; 10]. Надменность - напыщенность, основанная на самонадеянности, спеси, высокомерии, пренебрежении к другим людям. Надменность проявляется в контактах с лицами равного и особенно более низкого социального положения. При общении с более высокостоящими людьми у надменных лиц выявляются угодничество, подобострастие [8]. Возможное проявление надменности - частое поднятие бровей, задирание носа, общение не глядя на собеседника, не вступая с ним в зрительный контакт, не удостаивая его взглядом; надменные люди мало смеются, чтобы не уронить свое достоинство; такой человек может встать и, не дослушав собеседника, выйти. Походка и другие движения неторопливы. Типичная реакция - презрение [8].
Обсуждение соответствий. Гордость и гордыня. Если проанализировать ответы учащихся и сопоставить их с данными в Таблице, то необходимо признать, что в ответах подростков наблюдаются подмены понятий, которые являются результатом нравственно-когнитивной лакуны. Причиной возникновения подобных лакун является недостаточная связь образовательных и воспитательных стратегий в обществе со становлением нравственной сферы ребенка, а также очевидная противоречивость нравственных категорий, освещенных в толковых словарях и учебной литературе. В настоящее время отмечено смешение понятий «гордость» и «гордыня» как в светской, так и в православной литературе. Гордость часто признается отрицательным чувством и является величайшим грехом. Считается, что из-за гордости человек не идет на уступки и примирения.
Так, сравнение ответов на задание «Как Вы считаете, почему люди проявляют гордость?» на позициях 1, 2 и 3 с Таблицей соответствий приводит к выводу, что учащиеся подменили понятие «гордость» понятиями «гордыня» и «высокомерие». Так, указанные ситуации учащимися «чтобы показать, что они выше других», «из-за эгоизма и тщеславия», «хотят, чтобы их восхвалили» соответствуют психологическим описаниям проявления гордыни и высокомерия в поступках. Ответы на позициях 4, 7 и 9 коррелируют с проявлением надменности и высокомерия в поступке, но не с гордостью.
Самоуважение. Нравственное понятие «уважение» сложно для осмысления современной молодежью, поскольку, не зная, что такое уважение к другому человеку, невозможно сформировать представление о самоуважении. Воспитание уважения к заслугам другого человека, почитания, признания чьих-либо достоинств и высоких качеств стало не актуальным для современного мира с рыночной экономикой. Видимо, именно поэтому в ответах учащихся на вопрос «Как Вы считаете, почему люди проявляют гордость?» не удалось обнаружить слоты, имеющие семы уважения и самоуважения. Однако на вопрос «Что Вы понимаете под словом "гордость"?» подростки указали, что гордость - это уважение к себе, самоуважение, радость за совершенный поступок, достигнутый результат. Количественные показатели подобных ответов были достаточно высокие и можно признать, что треть всех опрошенных учащихся имеет адаптивный минимум, соответствующий словарным и психологическим толкованиям понятия и чувства уважения в составе гордости.
Самолюбие. Концептуальное представление о понятии «самолюбие» у подростков также полностью отсутствует и поэтому является нравственно-когнитивной лакуной. Толкование словарной дефиниции «самолюбие» содержит положительные семы, так же как и в психологии дается положительное объяснение чувству «самолюбие», где есть лишь указание на ревнивое мнение о себе окружающих. Православие толкует любовь к себе через призму заповеди «возлюби ближнего твоего, как самого себя» [4]. Ответ на позиции 9 «потому что самолюбие не позволяет сделать шаг первым» имеет негативные коннотации и не коррелирует с представлением о самолюбии ни с точки зрения толкования словарной дефиниции, ни с психологическим объяснением чувства самолюбия.
Высокомерие и надменность. Эти два понятия наиболее близки понятию «гордость» по негативным семам, которые даны в толковых словарях русского языка. Можно предположить, что именно наличие негативных семантических признаков является причиной того, почему вместо описания чувства гордости люди часто используют описание высокомерия и надменности. Подростки в силу их возраста, как правило, мало знакомы с чувством высокомерия и надменности, а знание, приобретенное по стереотипным образцам окружающих людей, является усвоенными фреймовыми структурами. Поскольку исследовалось обыденное сознание, то учащиеся написали стереотипные фразы, т.е. слоты фрейма «проявлять гордость», усвоенные через образцы поведения старших поколений. Если же сравнить семы понятия «гордость» высокомерие, надменность, чрезмерно высокое мнение о себе и семы понятия «высокомерие» уверенность в своем превосходстве, пренебрежительное отношение к окружающим, надменность, то можно обнаружить полностью совпадающие семы, на основе которых происходит замещение одного понятия другим, что и наблюдалось в результатах эксперимента.
Выводы. Проведенное исследование показало, что у подростков наблюдаются нравственно-когнитивные лакуны, возникшие по ряду причин:
- в словарных толкованиях дефиниции «гордость» допускаются противоречащие семы: с положительной и отрицательной коннотацией, что приводит к невозможности осмысления понятия как когнитивного единства;
- описание учащимися ряда синонимов, через которые объясняется нравственное понятие «гордость», содержит замещение понятий и, как следствие, уменьшение объема концептуальной картины мира;
- усвоенные образцы стереотипных ситуаций и поведения старшего поколения относительно фрейма «проявлять гордость» превалируют в толковании подростками и нравственного понятия «гордость», и указанного фрейма.
Таким образом, проведенное исследование показало отсутствие осознанных понятий, входящих в описание нравственного понятия «гордость». Ограниченность оперирования нравственными понятиями дает ложное представление о концептуальной картине мира.
Список источников
1. Высокомерное поведение - в чем проявляется, откуда берется и чем опасно [Электронный ресурс].
URL: http://constructorus.ru/psixologiya/vysokomerie.html (дата обращения: 02.07.2017).
2. Гордость [Электронный ресурс] // Психологос: энциклопедия практической психологии. URL: http://www.psychologos.ru/
articles/view/gordost (дата обращения: 10.07.2017).
3. Гордость и гордыня [Электронный ресурс]. URL: http://www.no-stress.ru/sin/pride/gordost.html (дата обращения: 12.07.2017).
4. Евангелие от Матфея [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/bible/mf/22/ (дата обращения: 10.07.2017).
5. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Электронный ресурс]. URL: http://www.dasses.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova.htm (дата обращения: 10.07.2017).
6. Козлов Н И. Самоуважение [Электронный ресурс] // Психологос: энциклопедия практической психологии. URL: http://wwwpsychologos.ru/articles/view/samouvazhenie0/o20?0/o3E (дата обращения: 12.07.2017).
7. Колодина Н И., Дуванова С. П., Лябина О. Г. Положительные и отрицательные нравственные понятия в сознании слабослышащих и слышащих подростков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 9 (63): в 3-х ч. Ч. 1. С. 104-107.
8. Надменность [Электронный ресурс] // Национальная психологическая энциклопедия. URL: https://vocabulary.ru/ termin/nadmennost.html (дата обращения: 02.07.2017).
9. Толковый словарь Д. В. Дмитриева [Электронный ресурс]. URL: http://www.endic.ru/dmytriev/ (дата обращения: 12.07.2017).
10. Толковый словарь Ожегова онлайн [Электронный ресурс]. URL: http://slovarozhegova.ru (дата обращения: 12.07.2017).
LACUNAE IN THE STRUCTUREDNESS OF THE MORAL NOTION "PRIDE"
Kolodina Nina Ivanovna, Doctor in Philology, Professor Voronezh State Pedagogical University verteria@mail. ru
In the article the result of the psycholinguistic experiment on the identification of such cognitive and moral lacunae in the ordinary consciousness of modern adolescents, which are formed in the process of comprehending the moral notion "pride", containing the mutually exclusive semes in the interpretation of the dictionary definition, is described. The reasons for the formation of lacunae are identified and discussed using the method of a component analysis of dictionary definitions, quantitative and psycholinguistic methods. The table of correspondences with synonymous notions of the definition "pride", where, on the one hand, the main semes of the synonyms are presented, and on the other hand, feelings and emotions objectified by these analogous notions can be seen, is proposed. The analysis of the respondents' answers is carried out and the moments of substitution of one notion for another on the basis of the formation of lacunae and coinciding semes encoded in the ordinary consciousness of adolescents are analyzed.
Key words and phrases: structuredness of the notion "pride"; substitution of notions; "pride, self-respect, self-esteem, arrogance, haughtiness"; correspondence table; moral and cognitive lacunae.
УДК 81
В статье обсуждаются характерные особенности средств выражения фатической функции, а именно их функционально-семантическая значимость. Рассматриваются точки зрения различных лингвистов, которые весьма противоречивы. Особое внимание автор акцентирует на стереотипности большего количества фатумов. Представленный анализ будет интересен специалистам в области лингвистики текста, поскольку он расширяет современные представления о маркерах фатической функции. Автор приходит к выводу о том, что фатумы имеют сниженную семантическую значимость, так как часто, теряя свое основное денотативное значение, они становятся функциональными компонентами.
Ключевые слова и фразы: фатическая функция; контактоустановление; фатические высказывания; стереотипы; диффузы; предиктабельность.
Кульнина Елена Александровна, к. филол. н., доцент
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева, г. Саранск ЫЫтае@уаЫех. ги
ФАТИЧЕСКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ: НЕДОВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЛИ СТЕРЕОТИПЫ?
Фатическая функция (ФФ) в современной лингвистике является одной из самых противоречивых функций. В работах одних лингвистов нет даже упоминания о данной функции, другие считают ее выделение нецелесообразным, и лишь немногочисленные представители третьей группы занимаются серьезным ее исследованием и вносят свой вклад в формирование понятийного аппарата. Но и среди последних нет единства. Самое большое количество разногласий касается средств выражения данной функции - фатических высказываний (фатумов).
Первые философские размышления относительно фатики принадлежат Л. Витгенштейну. Так, австрийский философ считал, что это не что иное как «замешательства, охватывающие нас, и возникающие тогда, когда язык находится на холостом ходу, а не когда он работает» [1, с. 228].
Такое суждение позволило многим лингвистам воспринимать фатику в качестве своего рода паразитического использования языка, когда язык работает, так сказать, вхолостую, то есть фактически не работает. Существует мнение, что фатические высказывания необходимы лишь в тех ситуациях, когда цель говорящего -не обмен информацией со слушающим, а лишь создание естественной комфортной для данного обмена обстановки. Считается, что они служат только для того, чтобы вступить в контакт с кем-либо, без конкретной цели, что они не предполагают ничего, кроме произнесения традиционных фраз.
Без сомнения, в каждом языке есть свои подобные клишированные выражения, которые очень часто используются в бытовой речи. Так, русские спрашивают: «Что нового? Как дела? Как жизнь?». Англичане