Научная статья на тему 'Структурированность понятия «Честность» во фрейме «Поступать честно» в сознании слабослышащих и слышащих подростков'

Структурированность понятия «Честность» во фрейме «Поступать честно» в сознании слабослышащих и слышащих подростков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
330
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАБОСЛЫШАЩИЕ И СЛЫШАЩИЕ ПОДРОСТКИ / СТРУКТУРИРОВАННОСТЬ ПОНЯТИЯ / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / МЕТОДИКА ФРЕЙМОВОГО АНАЛИЗА С ВКЛЮЧЕННЫМ МОТИВОМ / КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ПОНЯТИЯ В СОСТАВЕ СЛОТОВ ФРЕЙМА / HARD-HEARING AND HEARING TEENAGERS / STRUCTUREDNESS OF THE CONCEPT "HONESTY" / LEXICO-SEMANTIC FIELD / METHODS OF FRAME ANALYSIS WITH THE INCLUDED MOTIVE / COMPLEX MODEL OF CONCEPT WITH THE FRAME SLOTS STRUCTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колодина Нина Ивановна

В статье описываются экспериментальные данные, полученные от слабослышащих и слышащих подростков по разработанному алгоритму. Алгоритм представляет собой ряд вопросов, направленный на выявление лексико-семантической структурированности понятия «честность» в обыденном сознании слабослышащих и слышащих подростков. На базе полученных результатов строится психолингвистическая модель и обосновывается концепция лексико-семантических полей учащихся как структурированность понятия в обыденном сознании. Вопросы алгоритма, способствующие выявлению слотов фрейма «поступать честно», а также слотов, имеющих характер мотива, дают возможность построить структуру слотов фрейма с включенным мотивом. Разрабатывается методика фреймового анализа, соответствующая алгоритму используемых методов и позволяющая выявлять слоты, которые имеют характер мотива. В общих и индивидуальных слотах выявляются компоненты концептуальной структуры, выводится их суммарное значение в двух группах учащихся, выявляется ядерный слот, необходимый для адаптивного поведения. Полученные данные сравниваются, анализируются и определяются лакуны в сознании слабослышащих и слышащих подростков на уровнях структурированности понятия «честность» и состава слотов названного фрейма. Выявляются семантические связи единиц структурированности понятия «честность» со слотами фрейма и строятся модели, показывающие уровень стереотипизации сознания слабослышащих и слышащих подростков. Разработанная методика выявления структурированности понятия может найти применение в дальнейшем психолингвистическом исследовании понятий, что дает возможность, с одной стороны, определять уровень наполненности лексико-семантического поля отдельной группы индивидов, с другой стороны, выявлять лакуны на уровне семантических связей. Данная методика фреймового анализа предлагает новую точку зрения на пути построения структуры слотов фрейма и на необходимость выявления мотива как побудительную причину какого-либо действия. Кроме того, методика дает возможность выявлять лакуны на всех уровнях как структурированности понятия, так и структуры слотов фрейма. Комплексная модель структурированности понятия в обыденном сознании в составе слотов фрейма с включенным мотивом может быть использована в компьютерном моделировании адаптивного поведения, в коррекции нравственного поведения путем заполнения лакун, а также в коррекции методики объяснения понятий как слабослышащим, так и слышащим учащимся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structuredness of the concept “honesty” in the frame “to act honestly” in hard-hearing and hearing teenager mind2

There experimental data obtained from hard-hearing and hearing teenagers is presented. The algorithm as a sequence of questions pursuing the aim to reveal lexico-semantic structuredness of the concept “honesty” in the hard-hearing and hearing teenagers’ every-day mind is concerned. Considering the results of the research, psycholinguistic model is being built and the conception of lexico-semantic fields as the structuredness of the concept in every-day mind is substantiated. The questions of algorithm which promote the revealing of slots in the frame “to act honestly”, as well as slots with characteristics of a motive, give the possibility to form the structure of the frame slots with the included motive. The methods of frame analysis allowing determining slots as a motive are elaborated. The components of conceptual structure in general and individual slots are revealed and their total meanings in two groups of teenagers are summed up. The nuclear slot which is necessary for adaptive behavior is emphasized. The obtained data is compared, analyzed and the lacunae in hard-hearing and hearing teenagers’ mind is defined on the level of structuredness of the concept “honesty” and in the set of slots. The semantic units links of the structuredness of the concept with the frame slots are traced down, and the models showing the level of teenagers’ mind stereotyped are built. The elaborated methods of the revealing the structuredness of the concept can be used in the following psycholinguistic research of concepts to determine the level of lexico-semantic field of other persons’ group as well as to reveal lacunae on the level of semantic links. The given methods of frame analysis suggest the new point of view on the ways of building frame slots structures and the necessity to reveal the motive as stimulating cause of some action. In addition to, these methods give the opportunity to define lacunae on all levels of the structuredness of the concept and on the level of frame slots structure. The shown complex model of the structuredness of the concept in every-day mind in the frame slots structure with the included motive can be used in the correction of the moral behavior with the help of filling lacunae, and in the correction of ways of explaining concept to hard-hearing and hearing children.

Текст научной работы на тему «Структурированность понятия «Честность» во фрейме «Поступать честно» в сознании слабослышащих и слышащих подростков»

УДК 4Р-2 ББК 81.411.2-212

Н.И. Колодина

СТРУКТУРИРОВАННОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЧЕСТНОСТЬ» ВО ФРЕЙМЕ «ПОСТУПАТЬ ЧЕСТНО» В СОЗНАНИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И СЛЫШАЩИХ ПОДРОСТКОВ1

В статье описываются экспериментальные данные, полученные от слабослышащих и слышащих подростков по разработанному алгоритму. Алгоритм представляет собой ряд вопросов, направленный на выявление лексико-семантической структурированности понятия «честность» в обыденном сознании слабослышащих и слышащих подростков. На базе полученных результатов строится психолингвистическая модель и обосновывается концепция лексико-семантических полей учащихся как структурированность понятия в обыденном сознании. Вопросы алгоритма, способствующие выявлению слотов фрейма «поступать честно», а также слотов, имеющих характер мотива, дают возможность построить структуру слотов фрейма с включенным мотивом. Разрабатывается методика фреймового анализа, соответствующая алгоритму используемых методов и позволяющая выявлять слоты, которые имеют характер мотива. В общих и индивидуальных слотах выявляются компоненты концептуальной структуры, выводится их суммарное значение в двух группах учащихся, выявляется ядерный слот, необходимый для адаптивного поведения. Полученные данные сравниваются, анализируются и определяются лакуны в сознании слабослышащих и слышащих подростков на уровнях структурированности понятия «честность» и состава слотов названного фрейма. Выявляются семантические связи единиц структурированности понятия «честность» со слотами фрейма и строятся модели, показывающие уровень стереотипизации сознания слабослышащих и слышащих подростков.

Разработанная методика выявления структурированности понятия может найти применение в дальнейшем психолингвистическом исследовании понятий, что дает возможность, с одной стороны, определять уровень наполненности лексико-семантического поля отдельной группы индивидов, с другой стороны, выявлять лакуны на уровне семантических связей. Данная методика фреймового анализа предлагает новую точку зрения на пути построения структуры слотов фрейма и на необходимость выявления мотива как побудительную причину какого-либо действия. Кроме того, методика дает возможность выявлять лакуны на всех уровнях как структурированности понятия, так и структуры слотов фрейма. Комплексная модель структурированности понятия в обыденном сознании в составе слотов фрейма с включенным мотивом может быть использована в компьютерном моделировании адаптивного поведения, в коррекции нравственного поведения путем заполнения лакун, а также в коррекции методики объяснения понятий как слабослышащим, так и слышащим учащимся.

Ключевые слова: слабослышащие и слышащие подростки; структурированность понятия, лексико-семантическое поле, методика фреймового анализа с включенным мотивом, комплексная модель понятия в составе слотов фрейма.

N.I. Kolodina

STRUCTUREDNESS OF THE CONCEPT "HONESTY" IN THE FRAME "TO ACT HONESTLY" IN HARD-HEARING AND HEARING TEENAGER MIND2

There experimental data obtained from hard-hearing and hearing teenagers is presented. The algorithm as a sequence of questions pursuing the aim to reveal lexico-semantic structuredness of the concept "honesty" in the hard-hearing and hearing teenagers' every-day mind is concerned.

публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-04-00057.

2 The publication is supported by Russian State Scientific Fund (RGNF) according to research project № 16-04-00057.

Considering the results of the research, psycholinguistic model is being built and the conception of lexico-semantic fields as the structuredness of the concept in every-day mind is substantiated. The questions of algorithm which promote the revealing of slots in the frame "to act honestly", as well as slots with characteristics of a motive, give the possibility to form the structure of the frame slots with the included motive. The methods of frame analysis allowing determining slots as a motive are elaborated. The components of conceptual structure in general and individual slots are revealed and their total meanings in two groups of teenagers are summed up. The nuclear slot which is necessary for adaptive behavior is emphasized. The obtained data is compared, analyzed and the lacunae in hard-hearing and hearing teenagers' mind is defined on the level of structuredness of the concept "honesty" and in the set of slots. The semantic units links of the structuredness of the concept with the frame slots are traced down, and the models showing the level of teenagers' mind stereotyped are built.

The elaborated methods of the revealing the structuredness of the concept can be used in the following psycholinguistic research of concepts to determine the level of lexico-semantic field of other persons' group as well as to reveal lacunae on the level of semantic links. The given methods of frame analysis suggest the new point of view on the ways of building frame slots structures and the necessity to reveal the motive as stimulating cause of some action. In addition to, these methods give the opportunity to define lacunae on all levels of the structuredness of the concept and on the level of frame slots structure. The shown complex model of the structuredness of the concept in every-day mind in the frame slots structure with the included motive can be used in the correction of the moral behavior with the help of filling lacunae, and in the correction of ways of explaining concept to hard-hearing and hearing children.

Key words: hard-hearing and hearing teenagers, structuredness of the concept "honesty", lexico-semantic field, methods of frame analysis with the included motive, complex model of concept with the frame slots structure.

Освоение нравственной сферы жизнедеятельности начинается с раннего детства, когда ребенок осмысливает «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?». По мере взросления усваиваются полутона положительных и отрицательных нравственных полюсов. Считается, что к соверешеннолетию у человека уже сформирована нравственность и он способен объективно оценить не только поступки постороннего человека, но и свои.

Требования современного общества нацелены на воспитание глубоко нравственной личности, способной нести ответственность за свои поступки. В связи с этим исследованиям нравственной сферы индивида уделяется все большее внимание со стороны ученых в различных областях науки. В настоящей работе в аспекте психолингвистики рассматриваются составляющие компоненты нравственной сферы личности -осознанность и структурированность нравственных понятий.

Новизна работы состоит в том, что впервые выявляется и анализируется структурированность нравственного понятия «честность» в составе слотов фрейма «поступать честно», среди кото-

рых определяются слоты, имеющие характер мотива, в сознании слабослышащих и слышащих подростков. Полученные данные сравниваются, анализируются и устанавливаются лакуны в сознании подростков как на уровне структурированности понятия «честность», так и на уровне состава слотов фрейма «поступать честно».

Актуальность работы базируется: а) на потребности современного общества воспитывать нравственную компетентность у современных подростков при усвоении адаптивных стереотипов в виде фреймов; б) на необходимости построения психолингвистической модели структурированности понятия «честность» в составе слотов фрейма «поступать честно», где определяются слоты, имеющие характер мотива на уровне освоения понятий и фреймовых структур; в) на потребности создания такой модели структурированности понятия «честность» в составе слотов фрейма«поступатьчестно»свключенным мотивом поведения, которая найдет свое применение в компьютерном моделировании адаптивного поведения.

Цель исследования состоит в выявлении структурированности понятия

о

X

н

о ф

т .0

н го с

о о

с

ф

s я

>5 ° ф f£

й-О

Iio ГО Го m с;

о о -

Е I

Q. О Ь О

О m

го

X

о ^

о

«честность» в составе слотов фрейма «поступать честно» с включенным мотивомповедениявсознаниислышащих и слабослышащих подростков.

Цель исследования определяет следующие задачи:

• провести анкетирование слабослышащих и слышащих подростков, способствующее выявлению как структурированности понятия «честность», так и структуры слотов фрейма «поступать честно»;

• провести обработку полученных данных с помощью методов: лексического, психолингвистического, сравнительного, количественного и качественного, методов когнитивных оценок и интерпретации;

• построить психолингвистическую модель структурированности нравственного понятия «честность» в составе слотов фрейма «поступать честно» с включенным мотивом поведения, а также выявить лакуны в сознании слабослышащих и слышащих подростков.

Практическая значимость работы в том, что полученные результаты и разработанный алгоритм можно использовать, с одной стороны, в дальнейшем исследовании нравственных понятий, которые находятся в составе фреймов, с другой стороны, в корректировке нравственной сферы подростков. Кроме того, практическая значимость работы базируется на возможности использования созданной модели структурированности понятия «честность» в составе слотов фрейма «поступать честно» с включенным мотивом поведения в компьютерном моделировании адаптивного поведения.

Выявление лакун в исследуемых группах учащихся не носил строго заданного характера на каждом шаге алгоритма, поскольку сравнение подростков с разными физическими возможностями не всегда может быть корректно оправдано. Поэтому выявлялись и анализировались в обеих группах те лакуны, которые не подвергались сопоставительному анализу. За основу классификаций лакун была

взята работа Е.А Эйнуллаевой. В автореферате диссертации «Лакуны в структуре языковой личности и их заполнение в межкультурной коммуникации» Е.А. Эй-нуллаева указывает, что термин «лакуна» в традиционном смысле понимается как «пустоты», «возникающие в результате отсутствия эквивалента слову в одном из языков» [6, с. 3]. Однако предлагается классификация лакун, захватывающая максимально все сферы жизнедеятельности человека. Для нашего исследования полезными оказались выявленные автором диссертации лакуны, которые определяются на лексическом, психолингвистическом и психологическом уровнях. Так, на когнитивном уровне, обнаруживается лакуна в системе знаний о мире; на мотивационном уровне выделяются лакуны отдельных видов, которые возникают в силу различий в психологии индивидов. Морально-оценочные лакуны могут быть выявлены в системе ценностей индивидов. Эмоциональные лакуны, как утверждает Е.А. Эйнуллаева, «тесно переплетены с вербальными и моторико-артикуляционными, так как объективация эмоций происходит как при помощи вербальных средств, так и при помощи жестов» [6, с. 4-9].

Автор настоящей работы выдвигает гипотезу, что в сознании индивида нравственные понятия тесно переплетаются с понятиями, не имеющими характеристик, по которым их можно отнести к нравственной сфере. Вся совокупность понятий находит связи по семантическим признакам со слотами фрейма, среди которых выделяются слоты, имеющие характер мотива.

Для подтверждения или опровержения гипотезы, а также для достижения цели исследования был проведен ряд анкетирований, в котором принимали участие слабослышащие и слышащие подростки выпускных классов специальных и общеобразовательных учреждений: МБОУ СОШ № 9 г. Воронежа, МБОУ СОШ № 16 г. Воронежа, школа-интернат для слабослышащих детей № 6 г. Воронежа; ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и кор-

рекции «Гармония» г. Рассказово, Тамбовской области; КОУВО «Бобровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1-2 вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» г. Бобров Воронежской области. Общее количество анкетируемых подростков выпускных классов составило 122 человека (слышащих - 65 человек и слабослышащих - 57 человек). Анкетирование проводилось по разработанному алгоритму в рамках исследовательского проекта.

Первый шаг алгоритма, нацеленный на выявление такой последовательности лексических единиц, которая определяет понятие «честность» в сознании подростков, позволил выявить такие позиции единиц, как: близких к ядерной зоне; после ядерной зоны; периферийной зоне.

Шаг 1. Учащимся были даны анкеты с вопросом «Что Вы понимаете под словом «честность?». Время выполнения задания не ограничивалось.

Слабослышащие учащиеся описали понятие «честность» как поступки «не курить, если обещал; не пить; не обманывать; делать хорошие поступки; надо людям говорить правду» и отношение к близким людям: «уважение, искренность». Использование разных частей речи в толковании понятия «честность» объясняется патологией слуха подростков и не рассматривается здесь как отступление от нормы.

Заметим, что в процессе обработки анкетных данных подсчитывалось количество голосов, отданных в пользу той или иной лексической единицы с целью выявления их позиций по отношению к ядру понятия «честность». Таким способом выстраивалось поле не по семантическим признакам привязанности к ядру, а по частотности кодировки единиц в сознании подростков. По такому принципу было сформулировано лексико-семантическое поле понятия. В итоге по удаленности от ядра выстроилась следующая лексическая цепочка, определяющая понятие «честность» в сознании слабослышащих учащихся. 1.

Говорить правду - 17. 2. Не обманывать -15. 3. Уважение - 9. 4. Не воровать - 8. 5. Справедливость - 4. 6. Делить поровну - 2. 7. Вернуть потерянную книгу - 2. 8. Искренность - 2. 9. Делать хорошие поступки - 1.

Интересно, что лексические выражения позиций 1 - «говорить правду» и 2 -«не обманывать» имеют синонимическое значение, которое подростки не смогли разделить. Позиция 3 - «уважение» близка к словарному толкованию понятия «честность», а позиция 4 - «не воровать» имплицирует осознанный слабослышащими подростками поступок, который, видимо, имеет устойчивый стереотипный характер адаптивного поведения в социуме.

Представление о честности слабослышащие подростки выразили глагольными формами, описывающими поступок, а единицы «уважение» и «искренность» оказались близки словарному толкованию данного понятия, которое рассматривается как характеристика личности. Например, «Честный - 1. Проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный. 2. Заслуживающий уважения, безупречный» [5, с. 882].

Слышащие подростки при ответе на такой же вопрос «Что Вы понимаете под словом «честность?» в приоритетном порядке на первых двух позициях указали такие же единицы, что и слабослышащие учащиеся. Остальные позиции не нашли совпадений. Лексический ряд, определяющий понятие «честность» в сознании слышащих подростков, выглядит следующим образом: 1. Говорить правду -26. 2. Не врать, не лгать - 15. 3. Это качество человека - 9. 4. Искренность - 8. 5. Открытость - 7. 6. Откровенность - 4. 7. Способность человека - 3. 8. Это неоправданное бескорыстное поведение -3. 9. Доверие - 2. 10. Достоинство - 1. 11. Лицемерие - 1. 12. Честь - 1. 13. Совесть - 1. 14. Понятие «честность» субъективно». 15. Не всегда честность бывает полезной - 1. 16. Прямолинейность - 1. 17. Ответственность - 1. 18. Свойство поступать правильно - 1. 19. Не предавать друг друга - 1.

0

1 I-

о ф

т

-О I-

го с

о о

с

ф

ш о

ь

23

1Ю ГО Го со с;

о о р

?-го

_ I

О. О Ь О

О т

го

X

о ^

о

Хотя количество перечисленных единиц у слышащих респондентов больше, но на периферийных позициях оказались такие единицы, которые показывают точку зрения личности, не соответствующую раскрытию значения слова как понятия. Так, позиция 1 «говорить правду» и позиция 2 «не врать, не лгать» имеют близкие синонимические признаки и относятся к поступку человека. Соответственно их можно было бы объединить. Позиция 3 «честность - это качество человека» не раскрывает понятия, а скорее дается в виде предположения, что человек обладает каким-то качеством, по которому можно судить о его честности, т.е. респонденты на данном этапе не смогли лексически оформить предполагаемое качество человека. Можно признать, что позиции 4, 5 и 6 «искренность, открытость, откровенность» близки по семантическим признакам к понятию «честность», а позиция 7 «способность человека» также как и позиция 3 «честность - это качество человека» не раскрывает понятия «честность», а лишь предполагает отнесение такого качества к положительному проявлению в поступке человека. Позиция 8 «это неоправданное бескорыстное поведение» и позиция 11 «лицемерие» выявляют подростковую крайность, граничащую либо с неверием в положительные качества человека, либо с цинизмом. Такие единицы не соответствуют представлению о близких семантических признаках, входящих в определение понятия «честность».

Шаг 2 алгоритма предполагал составление цепочки близких слов по значению к понятию «честность» в обеих группах респондентов. Учащиеся отвечали на вопрос «Напишите слова, близкие по значению слову «честность».

Обработка полученных данных в группе слабослышащих учащихся позволила выявить только две единицы, близкие к ядру - «правда и справедливость». Также обнаружились совпадения единиц по ряду позиций Шага 1 и Шага 2. Первая позиция Шага 1 «говорить правду» совпала с позицией 2 «правда»

Шага 2. Позиция 3 «помощь» не имеет семантических признаков, близких понятию «честность», и с этой точки зрения является нерелевантной единицей в цепочке лексических единиц, близких по значению к слову «честность», но значимой в нравственной сфере подростков данной группы. Позиция 2 «справедливость» может быть признана близкой по семантическим признакам, если под справедливостью подразумевать такое действие, как «делить поровну», которое отмечено учащимися в Шаге 1 на позиции 6. Необходимо отметить появление такой лексической единицы, как «совесть», которая относится к понятиям нравственной категории и всегда вызывает трудности в осмыслении и толковании. Понятие «честность» может иметь тесное сцепление с понятием «совесть» во фразеологических оборотах «честного человека мучает совесть», «быть честным перед своей совестью». Лексический ряд близких по значению слов к понятию «честность» у слабослышащих подростков оказался следующим:

I. Правда - 21.2. Справедливость - 14. 3. Помощь - 7. 4. Искренность - 4. 5. Возвращать вещи - 4. 6.Держать слово - 3. 7. Понимать друг друга - 3. 8. Совесть - 2. 9. Не обманывать - 1. 10. Не красть - 1.

II. Уважаемый - 1.

Большое значение слабослышащие подростки придают таким действиям в социальном общении, как «возвращать вещи; держать слово; понимать друг друга», что показывает нравственный уровень осознанности понятия «честность» на уровне взаимоотношений в социальной среде. Лексико-семантическое поле понятия «честность» соответственно полученным данным в группе слабослышащих подростков может быть представлено таким образом: правда, справедливость - ядерные позиции; помощь - позиция, близкая к ядерной; искренность, возвращать вещи, держать слово, совесть - позиции после ядерной зоны; не обманывать, не красть, уважаемый - периферийные позиции.

Настоящее поле может быть изображено таким образом (рис. 1).

Рис. 1. Лексико-семантическое поле понятия «честность», закодированное в сознании

слабослышащих подростков

К ядерным позициям были отнесены единицы, набравшие значение боольше десяти, к позициям, близким к ядерным, были отнесены единицы, набравшие значение от пяти до десяти; единицы после ядерной позиции имеют значение от двух до четырех и в периферию попали единицы со значением «единица».

Слышащие подростки на вопрос «Напишите слова, близкие по значению к слову «честность» представили значительный ряд лексических единиц, но к ядерным позициям оказалась близка лишь одна единица «правда», которая была на такой же позиции и в Шаге 1. Обнаружились совпадения в двух группах анкетируемых учащихся следующих позиций:

1 (правда), позиций 4 и 3 (искренность),

2 и 4 (справедливость), 8 и 6 (совесть). Лексический ряд близких по значению слов к понятию «честность» в сознании слышащих подростков выглядит так:

1. Правда - 36. 2. Честь - 10. 3. Искренность - 9. 4. Справедливость - 7. 5. Открытость - 7. 6. Совесть - 6. 7. Доброта -6. 8. Доверие - 6. 9. Порядочность - 5. 10. Благородство - 4. 11. Бескорыстность -3. 12. Мораль - 3. 13. Ответственность -

2. 14. Верность - 2. 15. Истина - 2. 16. Уважение - 2. 17. Прямолинейность - 2. 18. Нравственность - 2. 19. Откровенность - 2. 20. Порядочность - 2. 21. Отзывчивость - 1. 22. Дружба - 1. 23. Добро - 1. 24. Понимание - 1. 25. Достоинство - 1. 26. Отношение - 1. 27. Чистосердечность - 1. 28. Добросовестность - 1.

Единица позиции 7 (доброта) не имеет близких семантических призна-

ков с понятием «честность», но содержит единицы «отзывчивость», которая, в свою очередь, содержит единицу «готовый помочь». Можно признать, что учащиеся не имеют четкой осознанности соотношений двух понятий «честность» и «доброта» и в этом обнаруживается когнитивная лакуна на уровне осмысления семантики слова.

Единица позиции 12 (мораль) также не имеет общих семантических признаков с понятием «честность», поскольку понятие «мораль» трактуется как «нравственные нормы поведения, отношений с людьми» [5, с. 365]. Если мы будем рассматривать понятие «честность» как единицу, входящую в категорию нравственного поведения и отношений с людьми, то в этом случае будет наблюдаться реверсивное движение (т.е. движение в обратную сторону) и взаимосвязь двух понятий «мораль» и «честность» можно обнаружить. В таком же положении находятся указанные респондентами позиции 15 (истина), 18 (нравственность) и 19 (откровенность). Лишь в этом случае можно признать, что респонденты совершенно правильно указали обозначенные позиции как близкие по семантическим признакам к слову «честность».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если проанализировать единицы позиций 13 (ответственность - необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях), 24 (понимание - способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение) и 26 (отношения - взаимная связь разных пред-

0

1 I-

о ф

т

-О I-

го с

о о

с

ф

Е я

>2 О Ф *

й-О

23

!Ю ГО Го со с;

о о -

=Гго Е I

О. О Ь О

О т

метов, явлений) [5, с. 468, 475, 561], то не удается обнаружить какие-либо близкие семантические признаки со словом «честность». Соответственно, можно признать, что у респондентов наблюдается когнитивная лакуна в осознании соотношения указанных единиц с анализируемым понятием.

Таким образом, при выявлении лексико-семантического поля понятия «честность», закодированного в сознании слышащих подростков, в соответствии с указанными выше значениями, ядром поля стала единица «правда»; единицами

близкими к ядерной позиции оказались

«честь, искренность, справедливость, открытость, совесть, доброта, доверие, порядочность»; единицами после ядерной зоны явились «благородство, бескорыстность, мораль, ответственность, верность, истина, уважение, прямолинейность, нравственность, откровенность, порядочность», а к периферийной зоне были отнесены такие единицы, как: «отзывчивость, дружба, добро, понимание, достоинство, отношение, чистосердечность, добросовестность». Данное лексико-семантическое поле может быть представлено следующим образом (рис. 2).

Рис. 2. Лексико-семантическое поле понятия «честность», закодированное в сознании слышащих подростков

го

X

о ^

о

Шаг 3 предназначался для ассоциативного эксперимента, который способствует выявлению связей между словом-стимулом и его аналогами в виде единиц, которые закодированы в сознании индивида в результате любого взаимодействия с окружающей действительностью. По общепринятой методике в психолингвистике респондентам предлагается слово-стимул, на который они должны написать первое слово, пришедшее им на ум. В случае, когда респондентам дается время на размышление, считается уже не ассоциативным экспериментом. В настоящее

время применяется несколько видов ассоциативного эксперимента: свободный, направленный и цепочный. Поскольку мы проводили анкетирование подростков с патологией слуха и априори знали, что речевая память у детей ограничена, то посчитали нецелесообразным давать им задания, соответствующие одному из видов ассоциативного эксперимента. В специальных учебных заведениях обучаются дети с разными уровнями речевой активности и памяти, что послужило основанием создавать такие условия эксперимента анкетирования, которые от-

личаются от классических и известных в психолингвистике. Вопрос «Напишите все слова-ассоциации, которые возникают у Вас на слово «честность» оказался достаточно сложным для слабослышащих учащихся и поэтому ответ на него не предполагал ограничений ни по времени, ни по количеству возможных лексических единиц. Кроме того, задания не ограничивали респондентов выбором слов-реакций по синтагматическому или парадигматическому признаку, что, на наш взгляд, позволяло респондентам не задумываться над выбором слов-реакций и сохранить принцип ассоциаций - «что первое придет на ум».

Синтагматический ассоциативный эксперимент предполагает, что испытуемые отвечают на слово-стимул словом-реакцией другого грамматического класса. В парадигматическом эксперименте на слово-стимул дается слово-реакция того же грамматического порядка [1, с. 300]. Поскольку слабослышащие учащиеся не могут быстро обрабатывать информацию и использовать ту грамматическую категорию, которая задана в условиях эксперимента, мы отказались от строгой привязанности к классическим канонам эксперимента и следовали цели выявления всего лексического ряда, который по каким-либо признакам привязан к исследуемому понятию в сознании слабослышащих подростков.

При обработке полученных данных двух групп учащихся, и особенно при сравнении способов лексической репрезентации слов-реакций слышащих и слабослышащих подростков, мы понимали патологию последних, поэтому не переносили признаки одного явления на другое явление. В результате сравнивались лишь те слова-реакции, которые обнаружили общие и важные семантические признаки. Такое сравнение и анализ позволил выявить не только позиции лексических единиц по отношению к ядру понятия «честность», но и лакуны по семантическим признакам на уровне сцепления закодированных единиц.

После обработки полученных данных количественным методом в группе слабослышащих подростков удалось

установить следующий ассоциативный ряд к слову «честность»: 1. Доброта - 13. 2. Уважение - 12. 3. Признаться -9. 4. Храбрость - 5. 5. Правда - 4. 6. Внимание - 4. 7. Забота - 2. 8. Извиняться - 2. 9. Справедливость - 2. 10. Порядочность - 1. 11. Воспитанность - 1. 12. Культура - 1. 13. Совесть - 1. 14. Приятно - 1. 15. Хорошее отношение - 1.

Как видно из приведенных данных, учащиеся смогли вспомнить слова-реакции разных грамматических форм, например, доброта, уважение - существительные; сказать честно, признаться - глагольные формы; приятно - наречие, хорошее отношение - словосочетание. Слабослышащим подросткам сложно выразить вербально свое понимание, но интерпретация позиций 10-15 такова, что «порядочность» проявляется в том, что человек поступает честно, «воспитанность» человека не позволяет поступать нечестно, «культурный человек» стремится поступать честно, «совесть» человека не позволяет поступать нечестно, «приятно», когда человек поступает честно и «хорошее отношение» создается, когда человек поступает честно.

Ассоциативный эксперимент имел целью построить ассоциативные поля на слово-стимул, а построение любого поля подразумевает выявление ядра (наиболее частотные употребления). К ядерным позициям удалось отнести такие единицы, как: «доброта,, уважение»; единицами, близкими к ядерным позициям, оказались «признаться, храбрость»; единицами после ядерной позиции «правда, внимание, забота, извиняться, справедливость»; к периферии относятся «порядочность, воспитанность, культура, совесть, приятно, хорошее отношение».

Слышащие подростки общеобразовательных учреждений получили такое же задание, как и слабослышащие. Учащиеся общеобразовательных учебных заведений не ставились в исключительные условия, и ассоциативный эксперимент проводился по тем же правилам. Таким образом, выявлялись все слова-реакции, которые возникли в речевой памяти слышащих подростков. В процессе сравнения и анализа полученных данных от

0

1 I-

о ф

т

-О I-

го с

о о

с

ф

ей о

ь

23

1Ю ГО Го со с;

о о -

?-го

_ I

О. О Ь О

О т

го

X

о ^

о

двух групп респондентов обнаружились совпадения первых ядерных позиций. Можно полагать, что совпадающие ядерные позиции являются необходимым минимумом адаптивного характера.

Ассоциативный лексический ряд на слово стимул «честность в сознании слышащих подростков оказался следующим: 1. Правда - 18. 2. Искренность - 14. 3. Дружба - 7. 4. Доброта - 7. 5. Доверие - 6. 6. Благородство - 5. 7. Совесть -5. 8. Открытость - 3. 9. Достоинство - 2. 10. Решимость - 2. 11. Ответственность -2. 12. Прямота - 2. 13. Раскаяние - 2. 14. Судья - 2. 15. Полицейский - 2. 16. Верность - 2. 17. Ложь - 2. 18. Мораль - 2. 19. Забота - 1. 20. Истина - 1. 21. Отношение - 1. 22. Бескорыстность -1. 23. Откровение - 1. 24. Любовь - 1. 25. Прямолинейность - 1. 26. Порядочность - 1. 27. Семья - 1. 28. Героизм - 1. 29. Радость - 1. 30. Легкость - 1. 31. Добросовестность - 1. 2 отказа от ответа.

К ядерным позициям удалось отнести единицы «правда, искренность», близкие к ядерным позициям оказались такие единицы, как: «дружба, доброта, доверие, благородство, совесть»; единицами после ядерной позиции стали «открытость, достоинство, решимость, ответственность, прямота, раскаяние, судья, полицейский, верность, ложь, мораль»; периферийная зона оказалась значительной по количеству единиц «забота, истина, отношение, бескорыстность, откровение, любовь, прямолинейность, порядочность, семья, героизм, радость, легкость, добросовестность».

В результате обработки и сравнения полученных данных обнаружились совпадения по позициям в группах слабослышащих и слышащих подростков: позиции 1 и 4 (доброта), 5 и 1 (правда), которые оказались близки к ядерным позициям.

Следует отметить, что в группе слышащих подростков при большом количестве перечисленных слов - реакций на слово «честность» - были отказы от ответов, и учащиеся объяснили свой отказ трудностью задания. Ряд позиций не имеют связей по семантическим признакам со словом-стимулом, хотя могут быть признаны ассоциациями.

Шаг 4 алгоритма исследования был направлен на выявление структурированности понятия «честность в сознании слабослышащих и слышащих подростков. Структурированность понятия - это закодированное в сознании индивида лексико-семантическое поле, окружающее ядерное понятие и объективированное индивидом лексическими средствами. Количественный метод обработки данных Шагов 1, 2 и 3 дал возможность выявить такую структурированность понятия «честность» в сознании слабослышащих подростков, которая представляет собой поле, наполненное лексическими единицами, расположенными по приоритетной удаленности от ядра. Они увязываются в сознании слабослышащих учащихся с исследуемым понятием по следующим классификаторам: взаимодействия (говорить правду, не обманывать, не воровать, возвращать вещи, делить поровну, делать хорошие поступки, понимать друг друга); поддержание отношений и отношения к окружающим (уважение, доброта, помощь, забота, искренность, порядочность, внимание, держать слово, хорошее отношение); качественной характеристики личности (храбрость, воспитанность, порядочность, культура ).

1. Говорить правду - 37. 2. Уважение - 22. 3. Справедливость - 20. 4. Доброта - 20. 5. Не обманывать - 16. 6. Не воровать - 9. 7. Признаться - 9. 8. Храбрость - 8. 9. Внимание - 7. 10. Помощь -7. 11. Возвращать вещи - 6. 12. Искренность - 6. 13. Держать слово - 3. 11. Понимать друг друга - 3. 12. Совесть - 3. 15. Забота - 2. 16. Извиняться - 2. 17. Делить поровну - 2. 18. Делать хорошие поступки - 1 . 20. Порядочность - 1. 21. Воспитанность - 1. 22. Культура - 1. 23. Приятно - 1. 24. Хорошее отношение - 1.

На рисунке 3 представлена линейная последовательность единиц, относящихся к различнм позициям по отношению к ядру понятия «честность» в сознании слабослышащих подростков (рис. 3).

Рис 3. Структурированность нравственного понятия «честность» в сознании слабослышащих подростков

Лексические единицы «правда», «уважение», «справедливость», «доброта» и «не обманывать» заняли более близкие позиции к ядру у слабослышащих подростков, поскольку эти нравственные понятия для них являются необходимыми в общении, и осмысленность этих понятий у учащихся данной категории более тонкая. Особое положение в нравственной сфере слабослышащих учащихся занимает единица «не воровать», поскольку входит в адаптивный стереотип, усвоенный в процессе образования и воспитания в учебном заведении.

По итогам суммирования полученных данных от слышащих подростков выстроилась лексическая цепочка, которая в два раза превышает лексический ряд, полученный от слабослышащих учащихся. Качественный анализ лексического ряда, представленного ниже, показал, что количество не оправдало качество, поскольку единицы, набравшие небольшие значения, не имеют связи с исследуемым понятием по семантическим признакам.

1. Правда - 80. 2. Искренность - 31. 3. Открытость - 17. 4. Не врать, не лгать -15. 5. Доверие - 14. 6. Доброта - 13. 7. Совесть - 11. 8. Честь - 11. 9. Качество человека - 9. 10. Благородство - 9. 11. Порядочность - 9. 12. Дружба - 8. 13. Справедливость - 7. 14. Откровенность - 7.

15. Прямолинейность - 6. 16. Мораль - 5. 17. Верность - 4. 18. Бескорыстность -4. 19. Ответственность - 4. 20. Достоинство - 4. 21. Способность человека - 3. 22. Неоправданное бескорыстное поведение - 3. 23. Истина - 3. 24. Уважение - 2. 25. Нравственность - 2. 26. Решимость - 2. 27. Раскаяние - 2. 28. Судья - 2. 29. Полицейский - 2. 30. Отношение - 2. 31. Добросовестность - 2. 32. Ложь - 2. 33.Чистосердечность - 1. 34. Добро - 1. 35. Отзывчивость - 1. 36. Забота - 1. 37. Любовь - 1. 38. Семья - 1. 39. Героизм - 1. 40 Радость - 1. 41. Легкость - 1. 42. Лицемерие - 1. 43. Понятие «честность» субъективно - 1. 44. Не всегда честность бывает полезной - 1. 45. Свойство поступать правильно - 1. 46. Не предавать друг руга - 1.

Рисунок 4 показывает линейную последовательность лексических единиц по приоритетной удаленности от ядра понятия «честность» в сознании слышащих подростков (рис. 4).

На ядерной позиции обнаружилась только одна единица «правда». Единица «искренность», занявшая вторую позицию, имеет значительный отрыв от первой позиции «правда». Если у слабослышащих подростков единицы «уважение», «справедливость», «доброта» и «не обманывать» находятся на приоритетных позициях по отношении к ядру, то у слышащих подростков единицы

0

1 I-

о ф

т

-О I-

го с

о о

с

ф

Е я

>2 О Ф *

й-О

23

!Ю ГО Го со с;

о о -

=Гго Е I

О. О Ь О

О т

«не обманывать» и «справедливость» заняли периферийные позиции по отношению к ядру. При этом слышащие респонденты хотя и указывали единицы одной грамматической структуры, однако, они увязываются в обыденном сознании учащихся с исследуемым понятием лишь по одному классификатору качественного состояния личности (открытость, доверие, порядочность, прямолинейность, верность, ответственность). Отсутствие классификатора взаимодействия действия и отношения к окружающим делает структурированность понятия локально ограниченной в обыденном сознании учащихся данной группы.

Большое количество единиц, которые не имеют связей по семантическим признакам с понятием «честность», можно объяснить тем, что у слышащих подростков обнаруживаются мотивационные (на психологическом уровне отличия в силу различий в психологии), морально-оценочные (т.е. отличия в системе ценностей) лакуны по отношению к исследуемому понятию. Тем не менее в обыденном сознании подростков обнаружились такие признаки, по которым они увязали понятие «честность» с представленными в гистограмме единицами. Следовательно, именно такая последовательность единиц может быть принята за модель структурированности понятия «чест-

ность» в обыденном сознании слышащих подростков.

Шаг 5 алгоритма был рассчитан на выявление структуры фрейма «поступать честно» с проекцией на себя. Учащимся обеих групп был дан вопрос «Опишите ситуацию, когда Вы поступили честно». На данном шаге алгоритма и последующих шагах для обработки данных применялись сравнительный, количественный, качественный, лингвистический, психолингвистический методы, а также методы когнитивной оценки и интерпретации. Кроме того, все данные обрабатывались методом сведения предикативных структур к пропозициям, что давало возможность выявить стереотипные ситуации, являющиеся слотами фрейма «поступать честно». Пропозиция раскладывалась на компоненты когнитивной структуры, лежащей на неосознаваемом уровне, однако, которая исчисляется методом логического восстановления концептуального явления.

За основу теории фреймовых структур бралась теория М. Минского [4], согласно которой фрейм имеет определенную структуру, состоящую из имени и отдельных единиц, называемых слотами. В качестве значения слота выступает имя другого фрейма, а в слотах находятся значения признаков объектов.

Методика фреймового анализа в настоящей работе соответствует следую-

щему алгоритму используемых методов: полученные результаты от респондентов представляют собой предикативные структуры и обрабатываются статистическим, качественным, лексическим методами (шаг 1), затем они сводятся к пропозициям - метод сведения предикативных структур к пропозициям (шаг 2), пропозиции обрабатываются статистическим методом и выявляются общие и индивидуальные слоты (шаг 3); которые раскладываются на компоненты когнитивной структуры (ККС) методом концептуального анализа (шаг 4), устанавливаются семантические связи единиц структурированности понятия «честность» со слотами фрейма (шаг 5); ККС в двух группах сравниваются и выявляются совпадения или лакуны (шаг 6); пропозиции обрабатываются методом когнитивных оценок и интерпретации и выявляются слоты, имеющие характер мотива (шаг 7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соответственно описанной методике фреймового анализа пропозиции, получившие значения более 2, были отнесены к общим слотам, а пропозиции, получившие значение менее 2, были отнесены к индивидуальным слотам во фрейме «поступать честно».

У слабослышащих подростков удалось выделить три общих слота и пять индивидуальных слотов. Компоненты когнитивной структуры обозначены аббревиатурой ККС.

Общие слоты

1. Сделал плохо, но потом признался - 34.

ККС - взаимодействие, осознание ситуации, поступок, осознание себя.

2. Сдержал слово - 9.

ККС - поступок, осознание ситуации, осознание себя, поддержание отношений.

3. Всегда говорю правду - 7.

ККС - процесс, взаимодействие.

Индивидуальные слоты.

1. Делюсь с другом поровну - 2.

ККС - поступок, взаимодействие, поддержание отношений.

2. Верю в Бога и признаюсь - 1.

ККС - процесс, осознание себя, взаимодействие.

3. Говорю все в глаза - 1.

ККС - поступок, процесс, взаимодействие, осознание себя.

4. Все должны рассказывать честно - 1.

ККС - осознание ситуации, взаимодействие.

5. Отстаиваю свою позицию - 1.

ККС - осознание ситуации, осознание себя, взаимодействие.

1 отказ от ответа.

Компонентами концептуальной структуры (ККС) и их суммарные значения в группе слабослышащих подростков стали: поступок - 47; взаимодействие - 47; осознание ситуации - 45; осознание себя - 38; процесс - 9; поддержание отношений - 3.

Обнаружились семантические связи единиц, представленных в Шаге 1, с общими и индивидуальными слотами Шага 4. Так, в определении слова «честность» (Шаг 1) первую позицию заняли единицы «говорить правду и не обманывать», которые отразились в общем слоте на позиции 1. На позиции 2 в общем слоте «сдержал слово» объективируются единицы «не обманывать» и «уважение», которые были отмечены на позиции 2 и 3 соответственно (Шаг 1), а позиция 6 (делюсь с другом поровну) (Шаг 1) повторилась в индивидуальном слоте. Единица «держать слово» на позиции 6 из синонимического ряда (Шаг 2) объективировалась в общем слоте «сдержал слово». Единицы из ассоциативного ряда также нашли свою объективацию в общих слотах. Единицы «уважение» (позиция 2) и «признаться» (позиция 3) соответствуют общим слотам.

Превышение индивидуальных слотов над общими показывает не только ограниченную речевую память слабослышащих подростков, но и низкий уровень стереотипизации мышления. Тогда как стереотипизация мышления является адаптивным инструментом, необходимым в быстром поиске требуемого ответа.

Обработка данных, полученных от группы слышащих подростков, привела к выявлению трех общих слотов и пяти индивидуальных слотов. Отрыв по количеству голосов общих слотов от индивидуальных оказался значительным, с разницей от 12 до 1.

Общие слоты

1. Сделал плохо, но потом признался родителям - 31.

ККС - взаимодействие, осознание ситуа-

0

1 I-

о ф

т .0 I-

го с

о о

с

ф

ей о

ь

23

1Ю ГО Го со с;

о о -

?-го

_ I

О. О Ь О

О т

ции, поступок, поддержание отношений, осознание себя.

2. Сказал другу прямо, что с ним что-то не так - 14.

ККС - взаимодействие, поступок.

3. Нашел чужую вещь и вернул хозяину - 12.

ККС - осознание ситуации, осознание себя, взаимодействие, поступок.

Индивидуальные слоты

1. Честно оплачиваю проезд в транспорте - 1.

ККС - осознание ситуации, осознание себя, действие

2. Нашел деньги и поделил поровну с друзьями - 1.

ККС - взаимодействие, поддержание отношений.

3. В магазине не ворую, честно уплачу за вещь - 1.

ККС - осознание ситуации, осознание себя, действие

4. Не обманывал близких, всегда говорил правду - 1.

ККС - поддержание отношений, осознание ситуации, осознание себя

5. Поступил честно, когда заплатил за еду в столовой - 1.

ККС - осознание ситуации, осознание себя, поступок.

3 отказа от ответа.

Компонентами концептуальной структуры (ККС) и их суммарные значения в группе слышащих подростков стали: взаимодействие - 58; поступок -58; осознание ситуации - 47; поддержание отношений - 33; осознание себя - 17; действие - 2.

По полученным данным в группе слышащих подростков обнаружены и установлены семантические связи единиц Шага 1 позиций 1 и 2 «говорить правду» и «не врать, не лгать» соответственно с общим слотом «признался родителям» Шага 5, а также позиций 4, 5 и 6 «искренность», «открытость», «откровенность» с общим слотом «сказал другу прямо, что с ним, что-то не так».

Более тонкая семантическая связь обнаружилась между единицей «правда» -позиция 1 из синонимического и ассоциативного рядов (Шаг 2 и Шаг 3) и общим слотом «сделал плохо, но потом признался». Другие единицы либо обнаруживают незначительную семантическую связь с общими и индивидуальными слотами, либо такая связь отсутствует. Сводные данные ККС представлены ниже в таблице (табл. 1).

Табл. 1. Сводные данные ККС двух групп учащихся

Суммарное значение ККС в группе слышащих подростков Суммарное значение ККС в группе слабослышащих подростков

взаимодействие - 58; поступок - 58; осознание ситуации - 47; поддержание отношений - 33; осознание себя - 17; действие - 2 поступок - 47; взаимодействие - 47; осознание ситуации - 45; осознание себя - 38; процесс - 9; поддержание отношений - 3

Для слабослышащих и слышащих подростков более значимым оказались компоненты «взаимодействие», «поступок», «осознание ситуации», а компоненты «процесс», поддержание отношений» не составили большое значение в концептуальных структурах. Компонент «действие» совсем отсутствует в группе слабослышащих подростков. Напротив, компонент «поддержание отношений» явился более значимым для группы слы-

шащих подростков, чем для слабослышащих учащихся (сравнивая значения 33 и 3). Лакуной может быть признан компонент «процесс», отсутствующий в группе слышащих подростков, а в группе слабослышащих подростков лакуной является компонент «действие», который не удалось обнаружить.

Совпадения пропозиций общих слотов на позиции 1 и количество набранных значений в обеих группах показыва-

ет, что именно этот слот «сделал плохо, но потом признался» является ядерным и необходимым для адаптивного поведения. Что отличило слышащих учащихся от их сверстников с патологией слуха, так это отказы от ответов, которые учащиеся объяснили трудностью задания.

Шаг 6. Алгоритм исследования структурированности понятия «честность» и его включенности во фрейм «поступать честно» на данном шаге алгоритма предполагал получение ответа, не проектируемого на себя, что давало возможность респондентам быть свободными в своих ответах. Слабослышащие и слышащие подростки отвечали на вопрос «Опишите ситуацию, когда Ваш знакомый, друг или родственник поступил честно».

Слабослышащие подростки писали, что в какой-то ситуации друг поступил плохо, но потом признался, а значит, поступил честно. К общим слотам удалось отнести только один слот, а к индивидуальным были отнесены те слоты, которые характеризовали тесную связь учащихся с семьей и школой.

В процессе выявления компонентов концептуальной структуры на этом шаге алгоритма обращается внимание на когнитивную оценку ситуации подростком, описывающего поступок друга, знакомого или родственника. Соответственно ККС проецируются на содержание сознания респондента, отвечающего на вопрос.

Общие слоты

1.Он(она) рассказал(а) правду, что сделал(а) плохо - 49.

ККС - осознание и оценивание ситуации.

Индивидуальные слоты

1. Воспитательница выполнила обещание - 2.

ККС - осознание и оценивание ситуации.

2. В семье никогда не обманывают - 2.

ККС - осознание и оценивание ситуации

3. Друг всегда все честно рассказывает - 2.

ККС - осознание и оценивание ситуации

4. Друг поступил честно и вернул долг - 1.

ККС - осознание и оценивание ситуации.

5. Соперница на соревнованиях обманывала и хотела выиграть, но потом передумала - 1.

ККС - осознание и оценивание ситуации.

Компоненты концептуальной структуры (ККС) в группе слабослышащих подростков и их суммарное значение выглядят следующим образом: осознание и оценивание ситуации - 57.

Общий слот «он(а) рассказал(а) правду, что сделал(а) плохо» совпадает со слотом «сделал плохо, но потом честно признался» Шага 5. Кроме того, наблюдаются совпадения с позицией 1 Шагов 1, 2 и 3, где подростки также указали на первой позиции единицу «правда».

Установлена семантическая связь единиц «правда» Шага 2 с общим слотом Шага 6, «он(а) рассказал(а) правду», а также единицы «держать слово», «не обманывать» Шага 2 с индивидуальным слотом Шага 6 «воспитательница выполнила обещание». Единица «возвращать вещи» Шага 2 обнаружила связь с индивидуальным слотом Шага 6 «друг вернул долг».

Слышащие подростки при ответе на поставленный вопрос «Опишите ситуацию, когда Ваш знакомый, друг или родственник поступил честно» проявили искренность в выполнении задания. Обнаружились семантические совпадения признаков по общим и индивидуальным слотам Шага 5 и Шага 6 (признался родителям, нашел какую-то вещь и вернул хозяину), что говорит о стереотипизации мышления подростков. Также следует отметить, что в процессе выполнения задания Шага 5 были отмечены отказы от ответа, тогда как при выполнении задания Шага 6 отказов от ответов не было. Количество общих слотов Шага 5 меньше (только 3 слота) против общих слотов Шага 6 (5 слотов), что демонстрирует большую открытость учащихся, если нет необходимости проецировать ответ на себя.

Общие слоты

1. Признался учителю - 21.

ККС - осознание и оценивание ситуации.

0

1 I-

о ф

т .0 I-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го с

о о

с

ф

ш о

ь

23

1Ю ГО Го со с;

о о р

?-го

_ I

О. О Ь О

О т

2. Вернул хозяину потерянную вещь или животного - 14.

ККС - осознание и оценивание ситуации.

3. Друг честно поступил со мной - 12.

ККС - осознание и оценивание ситуации.

4. Честно признался родителям - 9.

ККС - осознание и оценивание ситуации.

5. Поступил(а) честно на экзамене, не списывал(а) - 5.

ККС - осознание и оценивание ситуации.

Индивидуальные слоты

1. Мама поступает честно, когда доливает мне суп - 1.

ККС - оценка действия, осознание и оценивание ситуации.

2. Друг вернул долг, о котором я забыл - 1.

ККС - осознание и оценивание ситуации.

3. Всю четверть платил за обед в столовой, а не воровал его - 1.

ККС - осознание и оценивание ситуации.

4. Поступил честно, когда заплатил за еду в столовой - 1.

ККС - оценка действия, осознание и оценивание ситуации.

Компоненты концептуальной структуры (ККС) в группе слышащих подростков и их суммарное значение выглядят следующим образом: осознание и оценивание ситуации - 65; оценка действия - 2. Данные на уровне ККС двух групп учащихся в сумме представлены в таблице 2 (табл. 2).

Табл. 2. Сводные данные на уровне ККС двух групп учащихся

Суммарное значение ККС в группе слышащих подростков Суммарное значение ККС в группе слабослышащих подростков

осознание и оценивание ситуации - 65; оценка действия - 2 осознание и оценивание ситуации - 57

Поскольку учащиеся оценивали действия друга, родственника или знакомого, то осознание и оценивание ситуации явилось основным компонентом концептуальной структуры в обеих группах. Лишь в двух случаях удалось выявить ККС «оценка действия» в группе слышащих подростков, но из-за небольшого значения этого компонента в группе слышащих подростков он не может быть признан лакуной в группе слабослышащих подростков.

Шаг 7. Существует множество подходов к классификации мотивов в соответствии с различными социальными установками личности, его деятельности, осознанности и т.д. Часто за основу, согласно А.Х. Маслоу [3], берут два основных мотива - мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. Поскольку человек социализируется в обществе и с детства усваивает стереотипы адаптивного поведения, которые помогают ему существовать в среде себе подобных, нам не-

обходимо выявить те мотивы, которые являются продуктом социализации и встроены в осмысленные нравственные понятия в виде слотов фрейма. Соответственно на данном Шаге алгоритма предполагалось выявить слот в структуре фрейма «поступать честно», имеющий характер мотива.

Интерпретируя классификацию мотивов, предложенную А.Х. Маслоу, под мотивом в настоящем исследовании понимается психологическая установка личности, не всегда осознаваемая, но направленная на максимальное сохранение жизненных сил и сферы благоприятной жизнедеятельности.

С этой точки зрения, обозначенные Е.П. Ильиным мотиваторы, а именно: «Мотиваторы, затрагивающие отношение к жизни: - ради материального благополучия - «чтобы иметь материальные блага»; - ради облегченного существования - «чтобы легче жить»; - ради избегания неприятностей. Мотиваторы,

затрагивающие отношение к людям: -ради положительного отношения людей - «чтобы хорошо относиться к людям»; - ради альтруизма, возможности помогать другим. Мотиваторы, затрагивающие отношение к себе: - ради положительного отношения людей - «чтобы ко мне относились с уважением»; - ради совершенствования - «чтобы совершенствовать себя»; - ради самореализации» [2, с. 226] не противоречат разрабатываемой концепции о встроенных мотивах в структуру фреймов, а скорее являются предикативными структурами пропозиций, обозначенными в настоящей работе «мотивами». Вместе с тем, можно согласиться с Е.П. Ильиным, что любая методика «выявляет какую-то одну сторону или компоненту мотивационного процесса, предсказать же поведение человека по одной переменной, не учитывая другие, - дело бесперспективное» [2, с. 340]. Поскольку же целью работы не было создавать методику, предсказывающую поведение человека, то в рамках поставленных задач исследования, полагаем, целесообразно использовать данное нами выше определение мотива и опираться на концепцию мотиваторов, разработанную Е.П. Ильиным.

Для выявления слота, имеющего характер мотива в процессе анализа фреймовых структур, были использованы: метод обработки данных посредством сведения предикативных структур к пропозициям, метод когнитивных оценок, а также метод интерпретации.

Если научный метод - это совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки, то в настоящей работе метод когнитивных оценок - это категоризация компонентов когнитивных, предикативных, и пропозициональных структур, полученных в результате исследования нравственных понятий и обработанных различными методами. В итоге результат категоризации относится к классу возможных мотивов в виде пропозиции. Таким образом, происходит категоризация материала несколько раз.

Слабослышащие подростки отвечали на вопрос «Почему надо поступать чест-

но?». В результате обработки данных анкетирования удалось выявить четыре общих слота и два индивидуальных соответственно описанным выше значениям.

Общие слоты

1. При условии, если ты говоришь мне все честно, то и я тебе отвечаю честно 29.

(взаимовыгодное сожительство = сохранение сферы благоприятной жизнедеятельности).

2. Чтобы уважали - 14.

(создания имиджа для положения в со-циуме = сохранение сферы благоприятной жизнедеятельности).

3. Чтобы быть порядочным человеком - 7.

(осознание себя хорошим и создание имиджа = сохранение сферы

благоприятной жизнедеятельности).

4. Честность побеждает - 5.

(вера в добро = мотиватор «чтобы легче жить).

Индивидуалоные слоты

1. Если человек делает все по-честному, то он попадет в рай - 1.

(осознание себя правильным - мотиватор).

2.Чтобы не было проблем - 1.

(страх быть наказанным = сохранение сферы благоприятной жизнедеятельности).

Общий слот на позиции 4 (честность побеждает) является мотиватором «чтобы легче жить», однако, побудительная причина к облегчению условий жизни, которая заложена в семантическом признаке мотиватора, является мотивом «сохранение сферы благоприятной жизнедеятельности». Индивидуальный слот на позиции 1 (если человек делает все по-честному, то он попадет в рай) обозначен нами как мотиватор, который может быть интерпретирован как побудительная причина к честным, правильным поступкам, чтобы потом получить вознаграждение в виде рая. Отсроченное вознаграждение в виде рая также относится к сфере сохранения благоприятного существования, поэтому допустимо признать данный мотиватор скрытым мотивом.

Слышащие подростки отвечали на такой же вопрос, что и слабослышащие

0

1 I-

о ф

т

-О I-

го с

о о

с

ф

Е я

>2 О Ф *

й-О

23

!Ю ГО Го со с;

о о р

=Гго Е I

О. О Ь О

О т

го

X

о ^

о

учащиеся, а именно: «Почему надо поступать честно?»

После обработки полученных данных удалось выявить пять общих слотов, среди которых наибольшее значение приобрел слот «как ты к людям, так и они к тебе». Если рассматривать слот в рамках концепции мотиваторов, предложенных Е.П. Ильиным, то в этом случае могут быть объединены два мотиватора: мотиваторы, затрагивающие отношение к людям, и мотиваторы, затрагивающие отношение к себе. В итоге категоризации личностной установки «ты мне - я тебе», объективированной подростками в виде «как ты к людям, так и они к тебе», т.е. «взаимовыгодное сожительство» становится мотиватором, а мотивом «сохранение сферы благоприятной жизнедеятельности (как побудительная причина к какому-либо действию).

Общие слоты на позициях 2, 3, 4 и 5 отражают оценку поступка и относятся к сфере сохранения благоприятной сферы жизнедеятельности, хотя объективированы разными лексическими средствами. Поскольку в настоящем исследовании под мотивом понимается психологическая установка личности, направленная на максимальное сохранение жизненных сил и сферы благоприятной жизнедеятельности, то общие слоты, приведенные ниже, являются объективацией мотива «сохранение сферы благоприятной жизнедеятельности.

Общие слоты

1. Как ты к людям, так и они к тебе - 24.

(ты мне - я тебе = сохранение сферы

благоприятной жизнедеятельности).

2. Ложь откроется и будет хуже - 13.

(страх быть наказанным = сохранение

сферы благоприятной жизнедеятельности).

3. Чтобы не осложнять отношения с окружающими и чтобы они не думали о тебе плохо - 12.

(создание имиджа = сохранение сферы благоприятной жизнедеятельности).

4. На вранье дружбу и отношения не построишь - 7.

(для положения в социуме = сохранение сферы благоприятной жизнедеятельности).

5. Если все будут врать, в мире будет хаос - 3 .

(отношение к миру = сохранение сферы благоприятной жизнедеятельности).

Индивидуальные слоты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Поступать честно нужно потому,

что такой поступок по совести не противоречит нравственности - 1.

(мотиватор - «ради самореализации, чтобы легче жить»).

2. Я не считаю, что надо поступать честно - 1.

(мотиватор - «моя позиция в жизни отличается ото всех»).

3. Не мой выбор, так общество считает правильным - 1.

(мотиватор - «моя позиция в жизни отличается ото всех»).

4. Чтобы развивать свою совесть - 1.

(мотиватор - «ради самореализации,

чтобы легче было жить»).

5. Чтобы мир был справедливым - 1.

(мотиватор - «ради самореализации,

чтобы легче было жить»).

6. Не надо поступать честно - 1.

(мотиватор - «моя позиция в жизни отличается ото всех»).

Среди индивидуальных слотов выделились те, которые соответствуют мотиваторам по концепции Е.П. Ильина, а именно слоты на позициях 1, 4, 5 объективировали мотиваторы: «ради самореализации, чтобы легче было жить». Тем не менее как было замечено выше, побудительная причина к сохранению лучших условий жизни является скрытым мотивом «сохранение благоприятной сферы жизнедеятельности». Что касается индивидуальных слотов на позициях 2, 3 и 6, то мы можем признать, что подобные объективации также относятся к мотиваторам с негативной коннотацией «моя позиция в жизни отличается ото всех» или «мне навязывается обществом то, что я не приемлю». Но при всем этом, подчинение навязываемым моральным нормам общества есть проявление сохранения благоприятной сферы жизнедеятельности. Следовательно, указанные мотиваторы, где побудительной причиной к действию является сохранение благоприятной среды обитания, могут быть признаны скрытыми мотивами. Необходимо отметить морально-оценочные лакуны у слышащих подростков, проявившиеся в виде мотиватора - «моя позиция в жизни отличается ото всех», что можно объяснить подростковым нигилизмом или желанием придать своей личности значимость.

Анализ и сравнение общих и индивидуальных слотов в двух группах учащихся показал, что количество общих слотов

почти совпал, а позиция 1, имеющая компонент «взаимовыгодное сожительство», показал приоритетность побудительной причины «поступать честно». Позиции 2 и 3 имеют компонент «создание имиджа для положения в социуме» и занимают значительное место в психологической установки личности, а также относятся к сфере благоприятной жизнедеятельности. Превышение индивидуальных слотов в группе слышащих подростков не показывает низкий уровень стерео-типизации мышления, поскольку три из шести полученных ответов, имеющих негативную коннотацию, были нацелены на подчеркивание своей индивидуальности.

Анализ и сравнение компонентов когнитивной структуры в двух группах респондентов позволяет утверждать, что общими оказались такие компоненты,

как: «взаимовыгодное сожительство» и «создание имиджа для положения в социуме», «страх быть наказанным». В группе слабослышащих подростков выделился компонент «осознание себя хорошим» на позиции 3 общего слота и на позиции 1 индивидуального слота, который отсутствует в слотах слышащих подростков.

Шаг 8. Построение моделей структурированности понятия «честность» во фрейме «поступать честно» с включенным мотивом:

А) в сознании слабослышащих подростков.

Выявленные структурированность понятия «честность» и структура слотов фрейма «поступать честно» позволяют построить модель с включенным мотивом в виде рисунка (рис. 5):

Делать хорошие поступки, воспитанность, культура, приятно,

хорошее отношение Забота, извиниться, делить поровну Держать слово, понимать друг другу, совесть Возвращать вещи, искренность Внимание, номошь Храбрость Признаться, не воровать

Не обманывать •+ Справедливость, доброта Уважение

порядочность

Говорить правду, правда Чести ост 1

МОТИВ: Сохране

благоприятной жизнс деятельное

гие сферы

ккс- ККС- ККС- ККС- Взаимо- Созда- Осознание

взаимо- поступок, процссс, осозна- выгод- ние себя хоро -

действие, осознание взаимо- ние и ное имиджа шим и

осознание себя, действие оцени- сожи- Для созда-

ситуации, поддержание вание тельство положе- ние имиджа

поступок, отношений ситуа- ния в

осознание ции социуме

себя,

поддержа-

ние

отношений

Сделал Сдержал Всегда Он рас- Ты мне Чтобы Чтобы быть

плохо, но слово говорю сказал чсстно- уважали порядочным

потом правду правду я тебе

признался

Рис. 5. Модель структурированности понятия «честность» во фрейме «поступать честно» с включенным мотивом в сознании слабослышащих подростков

о

X

н

о ф

т .0

н го

с

^

о о с

ф

н й-О

с -О к

ь ¡с

8! о Э

ф .о

I1

0 л

н

Б ц

° й

1 о

хю го го

СО Ц

о о

Е I

Q. О Ь О

О m

го

X

о ^

о

На рисунке 5 стрелками обозначена связь структуры слотов фрейма (в совокупности с выявленными ККС) с единицами понятия, которые нашли свою объективацию во фрейме. На изображении видно, что объективированных единиц во фрейме оказалось ограниченное количество. Можно утверждать, что структурированность понятия лексико-семантического поля в обыденном сознании гораздо шире, чем семантические значения того же понятия, которые находят свою объективацию в структуре слотов фрейма.

В) в сознании слышащих подростков.

Изображение, представленное ниже, не содержит полный перечень единиц понятия «честность» из-за сложности модели, но показывает связь объективированных единиц лексико-семантического поля в обыденном сознании слышащих подростков со слотами фрейма «поступать честно». Сравнение двух изображений приводит к выводу, что у слабослышащих подростков в большей степени объективированы единицы, занимающие позиции ближе к ядру. У слышащих подростков, напротив, во фрейме объективированы единицы, распложенные ближе к периферии. Ряд слотов, имеющих характер мотиваторов и мотива, нашли связь с единицей «не обманывать», которая имеет близкие семантические признаки с исследуемым понятием «честность». Такие устойчивые связи показывают высокую степень превалирования стереотипов над осмысленностью нравственных понятий.

Количество слотов у слышащих подростков значительно больше, чем у слабослышащих учащихся, что объясняется ограниченной речевой памятью и сложностями в вербальном выражении мыслей. У слышащих подростков связь единиц структурированности понятия «честность» также может быть обнаружена с компонентами концептуальной структуры слотов, имеющих характер мотива, которые, однако, здесь признаны мотиваторами (например, единицы страх быть наказанным или создание имиджа - мотиваторы, но имеют основу мо-

тива сохранение сферы благоприятной жизнедеятельности).

Выявленная структурированность понятия «честность» в обыденном сознании подростков содержит единицы, не имеющие семантической связи как с исследуемым понятием, так и со структурой слотов, что подтверждает выдвинутую гипотезу лишь частично. Кроме того, единица «признаваться», отсутствующая в структурированности понятия, нашла свою объективацию в ряде слотов, что показывает недостаточную осознанность понятия «честность». Ниже на рисунке представлена модель структурированности понятия «честность» в структуре слотов фрейма «поступать честно» с включенным мотивом» в сознании слышащих подростков (рис. 6).

Выводы. Исследование структурированности понятия «честность» в обыденном сознании слабослышащих и слышащих подростков по разработанному алгоритму показало, что большей стере-отипизации мышления подвержены слышащие учащиеся. Семантическая связь единиц структурированности понятия, однако, у слабослышащих подростков более явная, чем у слышащих подростков, которые либо не номинировали единицу, имеющую семантическую связь с понятием, либо указали единицу, не соответствующую заданию.

Следует отметить также отказы от ответов, которые в большей степени присутствовали у слышащих подростков.

Обнаружены такие совпадающие ядерные и периферийные позиции в структурированности понятия честность» в обеих группах, которые являются необходимым минимумом адаптивного характера (правда, доброта, не обманывать, справедливость). Тем не менее следует признать, что понятие «честность в сознании слабослышащих подростков структурирована по таким классификаторам, как взаимодействие; поддержание отношений и отношение к окружающим; качественная характеристика личности. Тогда как у слышащих подростков структурированность понятия охватывает гораздо больший диапазон единиц с разнообразными семантическими признаками, но

в

§

§

о

<\) с £ (13

0 а;

с ф

а:

1

с

ККС-взаимо-действие, Осознание ситуации, поступок, поддержание отношений

Сделал плохо, но потом признался

ККС-взаимо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

действие,

поступок

Сказал другу прямо, что с ним что-то не так

ККС-Оеозна-ние

ситуации и себя, взаимодействие поступок

Нашел чужую вещь и вернул хозяину

► Прямолинейность

Справедливость, откровенность

-► Дружба

* ПорядочнЛлъ Благородство Качества человека Честь Совесть Доброта Доверие Не врать, не лгйтб-Открытость Искренность Правда Честность

МОТИВ: Сохранение сферы благоприятной жизнедеятельности

ККС - осознание и оценивание ситуации

Вернул хозя -ину вещь или животное

Признался учителю

Чест но

признался

родителям

Посту пил честно, на

экзамене пе списывал

Друг честно поступил со мной

Страх Созда- Для Отно-

мне - быть ние положе- шение

я тебе наказа имиджа ния в к миру

нным социуме

Как Ложь Не Па Если

ты к откро- ослож- вранье все

людя ется и нять дружбу будут

мтак будет отноше не пост- врать,

и они хуже ния с роишь в мире

к тебе окружа будет

ющими хаос

Рис. 6. Модель структурированности понятия «честность» во фрейме «поступать честно» с включенным мотивом

в сознании слышащих подростков

Структурированность понятия «честность» во фрейме «поступать честно» в сознании слабослышащих и слышащих подростков

объединенными одним классификатором качественное состояние личности, что было отражено в общей модели в виде отсутствия связей между единицами понятия и слотами фрейма.

Были выявлены такие лакуны, как:

• когнитивная лакуна на уровне осмысления семантики слова (слышащие подростки);

• мотивационные (на психологическом уровне отличия в силу различий в психологии), морально-оценочные (т.е. отличия в системе ценностей лакуны по отношению к исследуемому понятию (слышащие подростки).

Что касается слабослышащих подростков, то, учитывая патологию последних, в исследовании не было цели выявления лакун у данной группы учащихся. Обработка данных, полученных в ре-

зультате анкетирования по Шагам 5, 6 и 7, позволила построить структуры слотов фрейма слабослышащих и слышащих подростков и выявить компоненты концептуальной структуры слотов и определить мотив «сохранение сферы благоприятной жизнедеятельности» как побудительную причину к каким-либо действиям. Однако количество слотов у слабослышащих подростков значительно меньше, чем у слышащих сверстников, что обусловлено ограниченной речевой памятью последних.

Полученные результаты исследования и разработанный алгоритм дают возможность выявлять структурированность понятий в соотношении со структурой слотов близкого фрейма и включенного мотива в обыденном сознании индивида.

Библиографический список

1. Архипова, С.В. Ассоциативный эксперимент в психолингвистике [Текст] / С.В. Архипова // Вестник Бурятского университета. 2011. - № 11. - С. 6-9.

2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с. (Серия: «Мастера психологии).

3. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] /А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2012. - 352 с. (Серия: Мастера психологии).

4. Минский, М. Фреймы для представления знаний [Текст] / М. Минский. - М.: МИР, 1979. -152 с.

5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: Азбуковник, 1999. - 940 с.

6. Эйнуллаева, Е.А. Лакуны в структуре языковой личности их заполнение в межкультурной коммуникации [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.А. Эйнуллаева. - М., 2003. - 20 с.

References

1. Arkhipova S.V. Associative experiment in Psycholinguistics. Vestnik Buryatskogo Universiteta, 2011. №11. P. 6-9. [in Russian].

2. Ilin E.P. Motivation and motives. SPb. Piter, 2002. P. 512 p. [in Russian].

3. Maslow A. Motivation and personality. SPb.: Piter, 2012. P. 352 [in Russian].

4. Minskiy M. Framies for knowledge representation. M.: Mir. 1979. P. 152. [in Russian].

5. Ozhegov S.I. Explanatory Russian Dictionary. M.: Azbukovnik, 1999. P. 940. [in Russian].

6. Ainullaeva E.A. Lacunae in the person's language structure and lacunae filling in intercultural communication. Diss. ... cand. of sciences (Philology). M., 2003. P. 20. [In Russian].

ro x s

о ç

о

Сведения об авторе Колодина Нина Ивановна,

доктор филологических наук, профессор, кафедра английского языка, Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Российская Федерация. E-mail: verteria@mail.ru

Information about the author: Kolodina Nina Ivanovna,

Doctor of Sciences (Philology), Academic Title of Professor, Department of the English Language, Voronezsh State Pedagogical University, Voronezsh, Russia. E-mail: verteria@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.