Научная статья на тему 'Лафайет Мари-Жозеф Жильбер дю Мотье'

Лафайет Мари-Жозеф Жильбер дю Мотье Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
772
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кабанова Ирина Валерьевна

Лафайет Мари-Жозеф Жильбер дю Мотье, маркиз де (Marie-Joseph Paul Yves Roch Gilbert du Motier, marquis de La Fayette; 6.09.1757, замок Шаваньяк, Овернь – 20.05.1834, Париж) – один из богатейших аристократов Франции Старого режима, прославился участием в Американской революции (1777–79; 1780–81) под руководством генерала Вашингтона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лафайет Мари-Жозеф Жильбер дю Мотье»

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ Материалы энциклопедии

Лафайет Мари-Жозеф Жильбер дю Мотье, маркиз де (Marie-Joseph Paul Yves Roch Gilbert du Motier, marquis de La Fayette; 6.09.1757, замок Шаваньяк, Овернь - 20.05.1834, Париж) - один из богатейших аристократов Франции Старого режима, прославился участием в Американской революции (1777-79; 1780-81) под

руководством генерала Вашингтона. Симпатизировал третьему сословию, в ходе Французской революции после взятия Бастилии стал первым начальником Национальной гвардии; после провозглашения республики бежал к австрийцам, был заточен в Ольмюцскую крепость (1792-97). Возобновил политическую деятельность при Реставрации; во время революции 1830 как самый популярный человек Франции вновь возглавил Национальную гвардию. В 1837-38 были опубликованы мемуары и переписка Л.; перипетии биографии Л. и членов его семьи воссозданы в многочисленных трудах историков и романистов.

С. использует имя Л. как обобщенный символ вольнодумства и осознанной гражданской позиции, но оно имеет разные смысловые оттенки в речи автора и персонажей. В очерке «К читателю» (1862, сборник «Сатиры в прозе»), С. высмеивает «путаницу понятий и представлений», возникшую после отмены крепостного права, когда понятие либерализм стало расхожей монетой, все вдруг сделались «либералами всевозможных шерстей, и только слишком чуткое и привычное ухо за шумихою пустозвонных фраз может подметить старинную заскорузлось воззрений» (3, с. 260). Это происходит и на литературной ниве, которая «сделалась простым выгоном, на котором властительно выступают Ноздревы, Чертопхановы и Пеночкины! Ноздрев! ты ли это, mon cher? Если это ты, то почему ты смотришь таким Лафайетом? <...> Или, по местным обстоятельствам, тебе выгоднее быть Лафайетом, нежели прежним сорвиголовой Ноздревым?» (3, с. 272). Ноздревские замашки современной русской литературы - это оценка степени ее падения; Ноздрев, разыгрывающий Лафайета, идейного борца за свободу, - гротесковый образ, свидетельствующий о недоверии Салтыкова к возможности органического усвоения либеральной идеологии в России.

В речах персонажей имя Л. приобретает негативное значение. В очерке «Наш губернский день» (1862-63) оно упоминается в эпизоде

225

Культура и текст №4, 2015 (22) http: //www. ct. uni-altai. ru /

неудачной попытки губернатора примирить глав двух враждующих губернских партий - ретроградов и либералов, или «ретроградной либералии и либеральной ретроградии», поскольку разницу между ними «понять очень трудно» (3, с. 416-417). Обиженный предводитель ретроградов так описывает эту сцену: «Вообразите: ведь он выдумал сводить меня с нашим доморощенным Лафайетом... да ведь так и толкает, так и толкает! А тут ему сдуру Лампадников взялся помогать: тот Лафайета на меня толкает - чуть было носы нам не разбили!» (3, с. 419) - имя Л. превращается в презрительную кличку либерала. В очерке «Переписка» (1873, цикл «Благонамеренные речи») маменька, рекомендуя сыну-прокурору «не оправдывать, а обвинять <...> дабы хотя этим постигшую нас волю несколько остепенить» (11, с. 76), ссылается на своего брата: «Был наш Григорий Иванович волтерьянец, и Лафайет с языка у него не сходил, а теперь лежит разбитый параличом да “все упование на тя возлагаю” шепчет!» (11, с. 76). Упоминание рядом Вольтера и Лафайета свидетельствует о том, что для бывшей институтки они слабо различимы, и в контексте обращения больного к религии оба имени фигурируют как примеры «кощунства», вольнодумства в самом широком смысле,

безотносительно к истинным взглядам обоих французов на религию и политику.

Литература

Черкасов П.П. Лафайет: Политическая биография. - М., 1990. - 376 с.; Моруа А. Адриенна, или жизнь госпожи де Лафайет. - М., 2011. - 448 с.; Unger Harlow Giles. Lafayette. - Hoboken, N.J., 2002.

И. В. Кабанова

Оболенский Леонид Егорович (9.03.1845, г. Малоархангельск Орловской губ. - 23.09.1906, Петербург), литературный критик, прозаик, публицист, поэт, переводчик, мемуарист, редактор, философ (псевд.: Созерцатель, М. И. Красов, М. Красов, М. Кр-в, Л. О., N. N. и др.). Учился в Медико-хирургической академии в Петербурге, затем вольнослушатель юридического факультета Московского университета. Тогда же сблизился с народническим кружком Н.А. Ишутина, был арестован по делу Д.В. Каракозова (1866), до 1878

226

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.