Научная статья на тему 'Лабораторный практикум по дошкольной педагогике: опыт подготовки будущих учителей общеобразовательной школы'

Лабораторный практикум по дошкольной педагогике: опыт подготовки будущих учителей общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА / LABORATORY WORKSHOP ON PRESCHOOL PEDAGOGY / PROFESSIONAL COMPETENCIES / COMPETENCE APPROACH / STUDENT'S PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каратаева Наталья Александровна, Крежевских Ольга Валерьевна

В статье представлен опыт подготовки будущих учителей иностранных языков общеобразовательной школы в ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет». Для формирования общепрофессиональных компетенций разработано содержание лабораторного практикума по дошкольной педагогике, включающее разделы практикума, виды заданий, выполняемых студентами на практикуме, включая самостоятельную работу и формы текущего контроля. Разработано содержание портфолио студента как форма итогового контроля по результатам практикума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каратаева Наталья Александровна, Крежевских Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABORATORY WORKSHOP ON PRESCHOOL PEDAGOGY: THE EXPERIENCE OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN SECONDARY SCHOOL

The article presents the experience of training of future teachers of foreign languages in secondary schools in Shadrinsk state pedagogical university. For the formation of professional competencies the content of a laboratory workshop on preschool pedagogy is developed, including sections of the workshop, the types of tasks performed by the students at the workshop with self-study, and forms of the current control. Developed is the content of students' portfolio as a form of final control according to the results of the workshop.

Текст научной работы на тему «Лабораторный практикум по дошкольной педагогике: опыт подготовки будущих учителей общеобразовательной школы»

УДК 373(075.8)

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ:

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Н.А. Каратаева, О.В. Крежевских

Аннотация. В статье представлен опыт подготовки будущих учителей иностранных языков общеобразовательной школы в ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет». Для формирования общепрофессиональных компетенций разработано содержание лабораторного практикума по дошкольной педагогике, включающее разделы практикума, виды заданий, выполняемых студентами на практикуме, включая самостоятельную работу и формы текущего контроля. Разработано содержание портфолио студента как форма итогового контроля по результатам практикума.

Ключевые слова: лабораторный практикум по дошкольной педагогике, общепрофессиональные компетенции, компетентностный подход, портфолио студента.

LABORATORY WORKSHOP ON PRESCHOOL PEDAGOGY: THE EXPERIENCE OF

TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN SECONDARY SCHOOL

N. Karatayeva, O. Krezhevskykh

Abstract The article presents the experience of training of future teachers of foreign languages in secondary schools in Shadrinsk state pedagogical university. For the formation of professional competencies the content of a laboratory workshop on preschool pedagogy is developed, including sections of the workshop, the types of tasks performed by the students at the workshop with self-study, and forms of the current control. Developed is the content of students' portfolio as a form of final control according to the results of the workshop.

Keywords: laboratory workshop on preschool pedagogy, professional competencies, competence approach, student's portfolio.

Темпы и тенденции развития постиндустриального общества диктуют необходимость обновления во всех сферах научно-практической деятельности и, прежде всего, в образовании, которое переживает период глобальных, масштабных изменений. Учитель общеобразовательной школы оказывается в ситуации, когда ему необходимы умения создавать разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, осуществлять педагогическую деятельность в рамках кружков, секций, студий и уметь взаимодействовать с обучающимися разного возраста [5].

Сегодня справиться с этими вызовами можно на основе реализации компетентностного похода в высшем образовании, который, как отмечает И.А. Зимняя, «фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям, ставя акцент на практической стороне вопроса». Компетентностный подход не может быть противопоставлен ЗУНам, так как он только специально подчеркивает роль опыта, умений практически реализовать знания, решать задачи на этой основе [1, c.32].

Реализация компетентностного подхода поставила перед высшей школой ряд актуальных проблем, которые связаны с формированием способности студента видеть связь между знанием, опытом и возможностями их

применения в конкретных условиях и обстоятельствах, умения мобилизовать и адаптировать их [2;3].

На сегодняшний день будущий учитель общеобразовательной школы должен владеть компетентностью в области образования детей различного возраста и уровня развития, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, чьи образовательные потребности могут значительно отличаться от условной возрастной нормы. Это получило законодательное закрепление в ст. 79 закона «Об образовании в РФ» [4].

Чаще всего современный учитель имеет смутное, расплывчатое представление об особенностях организации педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации, проходя учебную практику только в общеобразовательной школе.

В данной статье мы представим опыт подготовки будущих учителей иностранных языков общеобразовательной школы в ФГБОУ ВО «Шадринский государственный

педагогический университет» на основе синхронизации в подаче теоретического знания и формирования практических исследовательских, перцептивных, коммуникативных,

дидактических, методических, организационных и иных умений студентов, см. табл. 1.

Таблица 1.- Содержание разделов практикума

Разделы практикума Виды задании, выполняемых студентами на практикуме, включая самостоятельную работу Трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля

1. Организационный

Инструктаж (внешний вид, наличие допуска к работе с детьми) Проверка готовности к лабораторному практикуму 2 Проверка результатов медицинского осмотра.

2. Основной

1. Анализ развивающей предметно-пространственной среды в ДОО и группе 1.1. Наблюдение и анализ содержания развивающей предметно-пространственной среды для игровой и познавательной деятельности. 1.2. Анализ соблюдения принципов организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО (ФГОС дошкольного образования) 6 Портфолио: описание среды группы, анализ соблюдения принципов организации развивающей предметно-пространственной среды

2. Охрана жизни и укрепление здоровья. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО 2.1. Изучение условий, созданных в группе для охраны и укрепления здоровья, организации двигательного режима. 2.2. Наблюдение и анализ различных форм двигательной деятельности (утренней гимнастики, подвижной игры и др.). 2.3. Составление плана-конспекта утренней гимнастики с последующим проведением. 2.4. Составление плана-конспекта подвижной игры с последующим проведением 6 Портфолио: заполнение табл. «Анализ двигательного режима группы», планы-конспекты утренней гимнастики, подвижной игры

3. Игра и развитие личности ребенка 3.1. Изучение особенностей организации и руководства творческими играми. 3.2. Самостоятельная организация и руководство творческими играми (во второй половине дня.). 3.4. Изучение особенностей проведения дидактических игр с дошкольниками 8 Портфолио: анализ руководства творческими играми детей (по результатам выполнения заданий 3.1. и 3.2.); анализ проведения дидактических игр с детьми

4. Развитие личности дошкольника в трудовой деятельности 4.1. Изучение условий, необходимых для организации трудовой деятельности детей в группе 6 Портфолио: анализ условий, необходимых для организации видов труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд) и форм организации трудовой деятельности детей в группе

Продолжение таблицы

5. Социально-коммуникативное развитие 5.1. Изучение системы работы по воспитанию культуры поведения, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. 5.2. Составление конспекта наблюдения за индивидуальной работой воспитателя по воспитанию положительных морально-волевых качеств у детей 6 Портфолио: конспект наблюдения за индивидуальной работой воспитателя по воспитанию положительных морально-волевых качеств у детей

6. Художественно-эстетическое развитие. Условия и формы развития изобразительных способностей дошкольников 6.1.Условия для развития художественных способностей дошкольников. 6.2. Изучение развития творчества дошкольников в процессе организованной образовательной деятельности, направленной на развитие изобразительных способностей дошкольников 6 Портфолио: анализ условий для развития художественных способностей детей; анализ развития творчества дошкольников в процессе образовательной деятельности, направленной на развитие изобразительных способностей дошкольников

7. Познавательное развитие дошкольника 7.1. Знакомство с работой по формированию у дошкольников звуковой структуры речи, лексического и грамматического оформления высказываний (вне занятий); 7.2. Знакомство с системой работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой; 7.3. Изучение освоения детьми программы формирования элементарных математических представлений; 7.4. Наблюдение и анализ организованной образовательной деятельности по формированию экологической культуры. 8 Портфолио: табл. «Содержание работы по развитию речи у детей»; анализ системы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой; табл. «Содержание работы по формированию элементарных математических представлений у детей»; схема наблюдения занятия по формированию экологической культуры у детей

8. Взаимодействие с родителями 8.1. Изучение работы воспитателя по взаимодействию с семьёй 6 Портфолио: таблица «Формы и методы организации взаимодействия с семьей»

3. Итоговый

9. Подведение итогов лабораторного практикума 9.1. Оформление портфолио. 9.2. Итоговое семинарское занятие (см. вопросы) 4 Проверка портфолио

Взаимодействие с детьми дошкольного возраста поможет будущему учителю перенести акцент с собственных педагогических действий на особенности восприятия ребенком содержания образования, его эмоциональное состояние, развитие детской деятельности, отношение ребенка к сообщаемой информации. Непосредственность, эмоциональность,

невысокий уровень произвольности поведения и другие особенности дошкольников позволяют сформировать педагогическую рефлексию у будущего педагога, умение видеть

развивающуюся личность в целостном педагогическом процессе. Умение видеть не только социальную ситуацию развития ребенка на данный момент времени, но и знать его особенности, сложности и противоречия в прошлом - важнейшее условие формирования системного мышления будущего учителя.

Личность человека целостна и представляет собой сложнейшую биосоциальную систему, которая имеет свое прошлое, настоящее и будущее, что невозможно не учитывать в процессе ее обучения, воспитания и развития.

Литература:

1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2004. - 40 с.

2. Лашкова Л.Л. Компетентностный подход к процессу коммуникативного обучения в педагогическом вузе / Л.Л. Лашкова // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 5. - С. 254-257.

3. Михеева Т.Б. «Компетенция» и «компетентность»: к вопросу использования понятий в современном российском образовании / Т.Б. Михеева // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Педагогика и психология. - 2011. - № 5. - С. 110-113.

4. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Федеральный Закон от 29 ноября 2012 г. № 273-Ф3 // RG.RU: интернет-портал «Российской газеты». - Режим доступа: http://www.rg.ru /2012/12/30/obrazovanie-dok.html

5. Российская Федерация. Министерство труда и социальной защиты. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] / Приказ от 18 октября 2013 г. № 544н // RG.RU: интернет-портал «Российской газеты». - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html

Сведения об авторах:

Каратаева Наталья Александровна (г. Шадринск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», e-mail: doshfak@mail.ru

Крежевских Ольга Валерьевна (г. Шадринск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», e-mail: MailOlga84@mail.ru

Data about the authors:

N. Karatayeva (Shadrinsk, Russia), candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of theory and methodology of preschool education, FGBOU VO "Shadrinsk state pedagogical University", e-mail: doshfak@mail.ru

O. Krezhevskykh, (Shadrinsk, Russia), candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of theory and methodology of preschool education, FGBOU VO "Shadrinsk state pedagogical University", e-mail: MailOlga84@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.