10. Фоминых С. О. Особенности организации проектной деятельности будущих учителей физики в условиях Технопарка // Казанский педагогический журнал. 2023. № 1. С. 76-82.
11. Якунчев М. А., Семенова Н. Г, Кемешева А. А., Шорина К. О. Возможности детского технопарка «Кванто-риум» для практико-ориентированного обучения школьников // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 11. С. 233-238.
12. PHYWE excellence in science URL: https://www.phywe.com/ru/ eksperimenty-i-nabory/universitet_9228_10159/ (дата обращения: 24.03.2023 г.).
References
1. Antonova N. A. Practical work on physics in the conditions of digitalization / N. A. Antonova // Professional education in Russia and abroad. 2022. No. 1 (45). P. 34-40.
2. Bozhko N. N. The experience of including teachers of the pedagogical University in the implementation of network scientific and educational projects using technopark resources / N. N. Bozhko, A. S. Shubina // Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. 2022. No. 10(173). P. 56-64.
3. Bulgakova E. A. Technopark in educational facilities / E. A. Bulgakova, L. V. Petrova, O. A. Shulginova // Project Baikal. 2021. Vol. 18. No. 69. P. 146-149.
4. Zlobina S. P. Training sessions in the technopark of Shadrinsky State Pedagogical University / S. P. Zlobina // Prospects of science. 2022. No. 6(153). P. 97-99.
5. Kondaurova T. I. Features of preparing future teachers for professional activity in the conditions of the University technopark / T. I. Kondaurova, N. E. Fetisova // Bulletin of
Omsk State Pedagogical University. Humanitarian studies. 2022. No. 4 (37). P. 196-199.
6. Krekhalev V. V. Problems of organizing the activities of children's technoparks in a digital educational environment: on the example of the technopark "Northern Quantorium" / V. V. Krekhalev // Nau-kosphere. 2022. No. 2-2. P. 85-88.
7. Novikova N. N. Technopark "Quantorium" as a platform for the development of regulatory and communicative educational actions of students / N. N. Novikova, T. A. Kuznetsova, A. B. Konov // School and production. 2020. No. 4. P. 3-12.
8. Oborin M. S. Experience and prospects for the development of technoparks in the regions of Russia / M. S. Oborin // Bulletin of the Trans-Baikal State University. 2022. Vol. 28. No. 2. P. 92-100.
9. Sorokina E. N. Support of professional self-determination of students in children's technoparks / E. N. Sorokina, A. V. Pros-virnin // Scientific Bulletin of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute". 2019. No. 1. P. 23-28.
10. Fominykh S. O. Features of the organization of project activities of future physics teachers in a Technopark / S. O. Fominykh // Kazan Pedagogical Journal. 2023. No. 1. P. 76-82.
11. Yakunchev M. A. The possibilities of the children's technopark "Quantorium" for practice-oriented teaching of schoolchildren / M. A. Yakunchev, N. G. Semenova, A. A. Kemesheva, K. O. Shorina // Modern high-tech technologies. 2022. No. 11. P. 233-238. DOI 10.17513/snt.39427.
12. PHYWE excellence in science. URL: https://www.phywe.com/ ru/eksperimenty-i-nabory/universitet_9228_10159 / (accessed: 03/24/2023).
УДК/UDC 378.1 EDN NUEVGT
Мищенко Ольга Владимировна
кандидат технических наук, доцент,
ФГБОУ ВО Ульяновский институт гражданской авиации
имени главного маршала авиации Б. П. Бугаева,
г. Ульяновск
Mishchenko Olga V.
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation B. P. Bugaev, Ulyanovsk
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
LABORATORY WORKSHOP AS A WAY OF FORMING STUDENTS' PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL SAFETY
Аннотация. В данной статье анализируется возможность повышения качества образовательного процесса при обучении будущих экологов путем расширения
рабочих программ экологических дисциплин конкретными профессионально направленными дополнениями. Основным инструментом для достижения постав-
ленных целей был выбрано обучение мониторингу состояния почвы в промышленных зонах. По результатам анализа методических материалов образовательных программ данного направления подготовки специалистов в вузах г. Ульяновска автором разработан и предложен практикум по изучению состояния почв. Практикум, прошедший экспериментальную проверку на лабораторных занятиях по дисциплине «Экология» вузов г. Ульяновска, включает полевое и лабораторное исследования. Опрос студентов и оценка преподавателей подтвердили результативность предложенного методического материала в формировании профессиональных компетенций обучающихся, рост интереса участников образовательного процесса к вопросам экологической безопасности.
Ключевые слова: формирование профессиональных компетенций, качество обучения будущих специалистов, учебный процесс, лабораторный практикум по экологии.
Abstract. This article analyzes the possibility of improving the quality of the educational process in the training of future ecologists by expanding the programs of environmental disciplines with specific professionally directed additions. The main tool for achieving the set goals was chosen training in monitoring the state of the soil in industrial zones. Based on the results of the analysis of methodological materials of educational programs of this training direction in the universities of Ulyanovsk, the author has developed and proposed a workshop on the study of soil conditions. The workshop, which was experimentally tested in laboratory classes on the discipline "Ecology" of Ulyanovsk universities, includes field and laboratory studies. The survey of students and the assessment of teachers confirmed the effectiveness of the proposed methodological material in the formation of professional competencies of students, the growth of interest of participants in the educational process to environmental safety issues.
Keywords: formation of professional competencies, quality of future specialists' training, educational process, laboratory workshop on ecology.
Введение
Экологическая безопасность функционирования производственных процессов является столь же значимой, как, собственно, и выбор путей достижения экономической эффективности в той или иной области производства. Предполагается, что в дальнейшем, экологические требования, регламентирующие деятельность предприятий, будут только ужесточаться [1]. Для преподавателей вузов это значит, что подготовка специа-
листов, особенно технических, должна учитывать эти процессы, разрабатывая соответствующие методические материалы для накопления теоретических знаний и практических навыков, которые по итогам обучения определяют уровень сформированности профессиональных компетенций будущего специалиста.
Нет необходимости доказывать, что современная экология представляет собой сложную систему взаимосвязанных областей. Знания в этой дисциплине охватывают вопросы от детальной проработки влияния конкретных антропогенных факторов на окружающую среду до философских мировоззрений, раскрывающих закономерности развития общества в тех или иных природных условиях [2].
Мы определи для нашего исследования наиболее важную, на наш взгляд, тему: «Загрязнение почвы в районе промышленного предприятия». С одной стороны, она достаточно объемна, поскольку охватывает сразу несколько проблем практики природопользования [3], с другой - достаточно универсальна для внедрения в учебный процесс, в частности, по таким направлениям подготовки, как машиностроительные, приборостроительные и авиастроительные специальности.
Выбор почвы в качестве объекта исследований не случаен, поскольку почва - это классический стабильный индикатор степени техногенного загрязнения природы. Загрязняющие вещества легко мигрируют в воде или воздухе, почва же накапливает их в себе, давая достаточно точную информацию как о времени, так об интенсивности их проникновения на различных участках территории [4]. Промышленные объекты формируют широкие токсичные зоны. Становясь техногенными очагами, они создают существенную угрозу для живых организмов, растительности, животных и, в итоге, состояния здоровья человека. Таким образом, непрерывный мониторинг концентрации уровня токсикантов в почве промышленных зон, а также тенденций изменения их состава, является актуальной проблемой. В дальнейшем, под термином «мониторинг состояния почвы» будет рассматриваться система мер, направленных на наблюдение за состоянием обширного земельного фонда, а также своевременного обнаружения изменений в нем, оценки данных изменения, прогнозирования, предупреждения и быстрого устранения, вызванных изменениями, негативных последствий (рис. 1) [5].
Методология
Целью данной работы являлось обучение основам экологической безопасности, разработка спосо-
Рис. 1. Схема проведения мониторинга состояния почвы
бов приобретения знаний об экологической безопасности в деятельности промышленных предприятий, рассматриваемых нами как один из факторов повышения уровня сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов.
В ходе исследования нами использовались различные методы [6-8]: системно-структурный метод, позволивший нам корректно и системно сформулировать задачи, выработать наиболее эффективную стратегию их решения; сравнительный метод, или описательный, который мы применяли для сравнения результатов различных процессов и явлений, поскольку эти процессы изучались на различных территориях и в различное время. Таким образом, устанавливаются пространственные и временные различия. Примененный статистический метод представляет собой комплекс приемов по получению, анализу и интерпретированию количественных данных, характеризующих те или иные явления (природные, социально-экономические и т.д.). В качестве основного инструмента достижения поставленных целей был выбран мониторинг состояния почвы в промышленных зонах. Для его реализации использовался ряд анализов [9]:
Механический анализ (другое название гранулометрический), который заключается в подсчете, в процессе исследования, гранул (механических частиц) в полученных пробах почвы, а также распределении их на фракции по размеру и весу. Такой анализ позволяет определить вид почвы, выявить количество глины, песка и других, присутствующих в ней, компонентов.
Химический анализ представляет собой сочетание ряда методик по определению содержания различных химических элементов в почве. Данный тип анализа позволяет показать степень насыщения питательными веществами, присутствие тяжелых металлов, потребность в удобрениях.
В соответствии с поставленной целью частично были использованы различные технологии и методы -фотометрический метод, хроматографический и дру-
гие. Для оценки состояния почвы использовался замер водородного показателя рН.
Водородный показатель рН - это универсальный критерий, применяемый в большинстве методов экологического анализа (как прямых, так и косвенных). Например, замер данного показателя позволяет установить кислотность среды и, в зависимости от результатов, предпринять действия для изменения состояния исследуемой системы.
Произведение концентрации водородных ионов на концентрацию гидроксильных - это постоянная величина (в химически чистой воде). Данная константа равна 10-14 при 25 °С. Она также остается неизменной в присутствии сложных веществ, диссоциирующих с выделением водородных и (или) гидроксильных ионов. В чистой воде концентрации таких ионов составляют 10-7 моль/дм3, что принимают за нейтральное состояние раствора. В кислых растворах концентрация [Н+] больше 10-7 моль/дм3, а в щелочных -меньше [10].
Для удобства работы с концентрациями водородных ионов в воде используют параметр, представляющий собой десятичный логарифм таких концентраций, взятый с обратным знаком. Эту величину обозначают рН (рН = -1д[Н+]) и называют водородным показателем.
Помимо мониторинга состояния почвы, величина рН используется во многих сферах. Например, для характеристики качества воды, оценки состояние ее кислотно-основного равновесия. Развитие водной биоты, агрессивное воздействие воды на металлы и бетон зависит от величины рН. В целом, значения водородного показателя, меняясь в широком диапазоне, позволяют судить о наличии и концентрации в составе анализируемой системы кислот или оснований.
Результаты
После формулировки целей работы и выбора совокупности инструментов для их достижения, автором
был проведен подробный анализ учебного процесса и методического обеспечения образовательных программ высших учебных заведений города Ульяновска. Основное внимание было сосредоточено на вузах, осуществляющих подготовку инженеров: ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева» (УИГА) и ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный технический университет» (УлГТУ).
Итогом анализа стала разработка практикума по изучению загрязненности почв, включающего полевое и лабораторное исследование.
План проведения полевого практикума:
1. Группа студентов делится на подгруппы по 3-4 человека.
2. Для каждой подгруппы формулируются задачи и цели исследования.
Грамотное определение задач, объема выполняемых работ, границ исследуемой территории и ожидаемых результатов гарантирует быстрое, безопасное проведение полевых работ, позволяет правильно реализовать химико-аналитическую программу лабораторных исследований, влияет на точность обработки полученных материалов и составление отчета.
3. Проводится процедура подготовки к полевому исследованию.
Как правило, подготовка включает в себя сбор сведений о территории исследования и об источниках загрязнения (расположение, объем и тип производства, образующиеся отходы). Разрабатывается классификация почв, проводится предварительное разбиение территории на участки по природным условиям.
В целом требуется как можно более полный анализ опубликованных и фондовых материалов о зоне проводимых работ (геология, климат, растительность, тип почвы, гидрология, назначение территории).
На картах выбирают расположение площадок для забора точечных проб.
4. Группа выезжает на место и проводит исследования согласно поставленным задачам.
Отбор точечных проб осуществляют по схеме [11]:
- Каждая проба должна включать в себя часть почвенного покрова, характерную для генетических горизонтов данного вида почвы.
- При проведении сравнительных исследований условия отбора проб незагрязненной и загрязненной почвы должны быть идентичны.
- При обширном загрязнении почвы исследуемые зоны размечают по координатной сетке, точно указывая их координаты и нумерацию.
- Пробы берутся на площадках, выбранных так, чтобы избежать влияния окружающей среды на результаты анализов.
- Сетка контрольных участков должна периодически пересматриваться, динамично меняться в зависимости от результатов исследований, проведенных ранее, или других сведений.
- Полученные пробы перед обработкой следует детально описать, снабдить этикеткой.
- Все манипуляции с пробами (упаковка, транспортировка, хранение и т.д.) должны осуществляться с использованием стандартизированных инструментов, аппаратуры,материалов и реактивов.
5. По результатам выезда оформляется паспорт исследуемого участка и журнал почвенных исследований.
План проведения лабораторного практикума:
1. В лаборатории пробы почв рассыпают на бумаге, пергаменте или кальке, разбивают крупные комья, выбирают неоднородные включения (корешки, камни, насекомых, кости животных и др.). Отобранные образования анализируют отдельно.
2. Образцы почвы высушивают на воздухе, перетирают в ступке пестиком и просеивают через сито с размером отверстий не более 2 мм.
3. Выбирается метод дальнейшего исследования.
Наиболее простым и наглядным способом экспресс-
анализа почв является определение рН в суспензии. При выборе данной методики в 5 мл подготовленной почвы добавляют 20-25 мл воды или раствора соли, после чего встряхивают закрытый сосуд до образования однородного раствора и выдерживают для установления равновесия (порядка 2 часов).
Для замера водородного показателя рН используют специальные приборы - рН-метры (ионометры). Существует несколько разновидностей таких инструментов: самый простой и доступный - индикаторная (лакмусовая) бумага, но есть и более сложные. Например, для точного определения значений рН водных вытяжек используют стеклянные электроды (рабочие электроды - при измерении рН менее 10, при больших значениях рН - специальные). Суть методики состоит в следующем: в суспензию, полученную по схеме, описанной выше, опускают рабочий электрод и электрод сравнения (в подобных гальванических элементах, как правило, используют каломельный электрод - Р^Нд|Нд2С12|С1-, или хлорид серебряный - Ад(тв.), АдС1(тв.) |КС1 (водн.)). После чего измеряют электродвижущую силу. Методика требует построения проверочного графика для стандартного буферного растворов. Имеющаяся на рН-метрах
шкала также настраивается по стандартным растворам [12].
При определении величины рН необходимо учитывать ряд особенностей. Например, органический материал, содержащийся в пробе (торфяная почва), может снижать скорость оседания суспензии. Суспензия известковой почвы обладает существенным газопоглощением и может буквально впитывать СО2 из окружающей среды. Во всех этих случаях наблюдается нестабильность или смещение показаний рН.
Следует отметить, что в зависимости от возможностей учебного заведения перечень используемых методов можно расширить. При исследовании почв также применяются [13]:
Минералогический анализ. Позволяет получить сведения о наличии в почве минералов (как первичных, так и вторичных), составляющих более 90 % от массы земли. В составе грунта можно выделить следующие составляющие: илистая, коллоидная, глинистая. Для каждой из них разработан специальный метод анализа, позволяющий получить сведения о происхождении грунта, а также особенностях его выветривания.
Радиологический анализ. Позволяет получить сведения о наличии и уровне радиационного загрязнения почвы. Он актуален, если вблизи участка находится или может находиться источник радиации (АЭС, захоронение радиоактивных отходов). В процессе исследований используют специальный прибор - спектрометр, результаты обрабатывают с учетом «Норм радиационной безопасности».
Токсикологический анализ. Позволяет установить наличие в почве токсинов (нефтепродукты, свинец, ртуть и другие). В большинстве случаев анализ проводится по схеме: рачков дафния и (или) водоросли хлорелла подселяют в водный раствор исследуемой земли, по их смертности устанавливают степень токсической опасности.
Микробиологическиеисследования. Данный тип анализа позволяет установить количество населяющих почву микроорганизмов (бактерий, водорослей и т.д.). После определения их концентрации в 1 грамме сухой земли, можно сделать ряд выводов, например, о биологической активности почвы или присутствии патогенных микроорганизмов.
Заключение
Разработанная методика была успешно использована на лабораторных занятиях по дисциплине «Экология». В качестве объектов исследования были выбраны зоны аэродромов, эксплуатируемых УИГА [14]
и промышленные предприятия, являющиеся базами практик УлГТУ.
Уже на этапе полевого исследования студенты смогли получить предварительные результаты. Например, обнаружение таких растений, как лабазник вязолистный и бальзамин, позволило сделать вывод о возможном залегании грунтовых вод вблизи объекта [15]; цвет почвы дал представление о наличии в ней глины, песка и ряда других компонентов.
Механический анализ в условиях лаборатории вуза позволил определить точно, сколько глины и песка содержал грунт, а также по ряду косвенных характеристик предварительно установить тип почвы. Например, по низкой скорости прогрева, плохой воздухопроницаемости и хорошей пластичности при увлажнении почва, исследованная студентами УлГТУ, была классифицирована как суглинистая.
Химический анализ был реализован по схеме:
1) в мерном сосуде 4-5 г почвы заливали 5 мл раствора хлористого калия, после чего смесь взбалтывали в течение 3-4 мин и отстаивали в течение 2 часов, до разделения на четко выраженные слои;
2) далее 1 мл отстоянной суспензии помещали в фарфоровое лабораторное блюдце и окунали в нее стандартную полоску индикаторной бумаги;
3) изменившую цвет полоску индикатора сопоставляли со шкалой уровня кислотности и делали выводы о состоянии почвы в отобранных образцах. Так, студентами УлГТУ было установлено, что почва на исследуемом участке имела слабокислую среду, что также соответствовало результатам механического анализа -почва суглинистая.
Эти данные явились основанием для общей оценки экологического состояния почвы и окружающей среды, представленные в соответствующей разработанным методическим материалам отчетной форме.
Итоговый опрос студентов, проведенный в конце периода обучения, показал, что полевое и лабораторное исследования способствовали более быстрому усвоению и закреплению теоретического материала по целому ряду тем экологической дисциплины. Преподаватели специальных дисциплин отметили рост интереса со стороны учащихся к вопросам экологической безопасности производства, что привело к расширению круга обсуждаемых на занятиях вопросов, а также разработке новых направлений исследований в курсовых и выпускных работах.
Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в рабочую программу экологических дисциплин лабораторного практикума может способствовать формированию у обучающихся профессиональных компе-
тенций и накоплению знаний об экологической безопасности в деятельности промышленных предприятий, что, безусловно, способствует повышению качества обучения будущих экологов.
Литература
1. Мищенко О. В. Анализ уровня загрязнения почв в районе аэропортов // Молодежная наука как фактор и ресурс опережающего развития: сборник статей II Международной научно-практической конференции (9 февраля 2020 г.). Петрозаводск. 2020. С. 262-265.
2. Основы экологии и эргономики в авиации / под ред. Л. Л. Хунданова и Г. П. Ступакова. М., 1997. 194 с.
3. Морозов А. И. О почве и почвоведении. М., 2007. 286 с.
4. Карпачевский Л. О. Экологическое почвоведение. М., 2005. 336 с.
5. Яновский Л. С., Харин А. А., Шевченко И. В., Дми-тренко В. П. Авиационная экология. Воздействие авиационных горюче-смазочных материалов на окружающую среду. М., 2017. 180 с.
6. Колмогоров Ю. Н. Методы и средства научных исследований: учеб. пособие. Екатеринбург. 2017. 152 с.
7. Сергеев А. С. Особенности географии транспорта // Наука и образование: прошлое, настоящее и будущее. Сборник статей межвузовской международной студенческой конференции. Воронеж, 2019. С. 127-130.
8. Шорохова И. С., Кисляк Н. В., Мариев О. С. Статистические методы анализа: учеб. Пособие. Екатеринбург. 2015. 300 с.
9. Фомин Г. С., Фомин А. Г. Почва. Контроль качества и экологической безопасности по международным стандартам: Справочник. М.: Протектор, 2001. 304 с.
10. Яманчев В. А. Исследование загрязненности почвы у аэропортов с применением метода экологического мониторинга рН-метрии // Молодежный инновационный форум Приволжского федерального округа: сборник аннотаций проектов. Ульяновск. 2010. С. 347.
11. Крутов Ю. А., Крутова В. П. Процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов // Справочник специалиста по охране труда. 2014. № 11. С. 22-28.
12. Геворгян В. М., Норекян Э. Г Анализ почвы аэродромного комплекса «Ульяновск - Центральный» на загрязнения тяжелыми металлами для обеспечения экологической безопасности // Сборник тезисов докладов участников X Всероссийского молодежного форума по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО - 2012». 2012. С. 384.
13. Когда необходимо сделать анализ почвы и как он проводится? URL: https://www.kp.ru/guide/analiz-pochvy.html (дата обращения 11.07.2023).
14. Оценка риска для здоровья населения от воздействия выбросов аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)» ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И): отчет ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» по договору от 13.11.2013 № 3158. Казань, 2013. С. 72-88.
15. Николайкина Н. Е., Николайкин Н. И., Матягина А. М. Промышленная экология: Инженерная защита биосферы от воздействия воздушного транспорта: учеб. пособие. М., 2006. 239 с.
References
1. Mishchenko O. V. Analysis of the level of soil pollution in the area of airports // Youth science as a factor and resource of advanced development: collection of articles of the II International Scientific and Practical Conference (February 9, 2020). Petrozavodsk, 2020. P. 262-265. [In Russian].
2. Fundamentals of ecology and ergonomics in aviation / edited by L. L. Khundanov and G. P. Stupakov. M.: VPK, 1997. 194 p. [In Russian].
3. Morozov A. I. On soil and soil science. M., GEOS, 2007. 286 p. [In Russian].
4. Karpachevsky L. O. Ecological soil science. M., GEOS, 2005. 336 p. [In Russian].
5. Aviation ecology. The impact of aviation fuels and lubricants on the environment: studies. manual / L. S. Yanovsky, A. A. Kharin, I. V. Shevchenko, V. P. Dmitrenko. M.: INFRA-M, 2017. 180 p. [In Russian].
6. Methods and means of scientific research: textbook. manual / Yu. N. Kolmogorov [et al.]. Yekaterinburg: Ural Publishing House. un ta, 2017. 152 p. [In Russian].
7. Sergeev A. S. Features of geography of transport // Science and education: past, present and future. Collection of articles of the interuniversity International Student Conference. Voronezh, 2019. P. 127-130. [In Russian].
8. Statistical methods of analysis: textbook. manual / I. S. Shorokhova, N. V. Kislyak, O. S. Mariev. Yekaterinburg: Ural Publishing House. un-ta, 2015. 300 p. [In Russian].
9. Fomin G. S., Fomin A. G. Soil. Quality control and environmental safety according to international standards: Reference book. M.: Protector, 2001. 304 p. [In Russian].
10. Yamanchev V. A. Investigation of soil contamination at airports using the method of environmental monitoring of pH-metry // Youth Innovation Forum of the Volga Federal District: collection of project annotations. Ulyanovsk: UlSTU, 2010. p. 347. [In Russian].
11. Krutov Yu.A., Krutova V. P. Procedure for identification of potentially harmful and (or) hazardous production factors // Handbook of a specialist in occupational safety, 2014. No. 11. P. 22-28. [In Russian].
12. Gevorgyan V. M., Norekyan E. G. Soil analysis of the Ulyanovsk -Tsentralny airfield complex for heavy metal pollution to ensure environmental safety // Collection of abstracts of reports of participants of the X All-Russian Youth Forum on problems of Cultural heritage, ecology and life safety «UNECO - 2012», 2012. P. 384. [In Russian].
13. When is it necessary to do a soil analysis and how is it carried out? [electronic resource]. 2017. URL: https://www.kp.ru/guide/ analiz-pochvy.html (accessed 11.07.2023). [In Russian].
14. Assessment of the risk to public health from the effects of emissions from the Ulyanovsk (Baratayevka) airfield of the Federal State Budgetary Educational Institution of the UVAU GA (I): report of the Federal State Budgetary Institution «Center for Hygiene and Epidemiology in the Republic of Tatarstan (Tatarstan)» under the contract dated 13.11.2013 No. 3158 // OSGM. Kazan, 2013. P. 72-88. [In Russian].
15. Industrial ecology: Engineering protection of the biosphere from the effects of air transport: studies. manual / N. E. Nikolaikina, N. I. Nikolaikin, A. M. Matyagina. M.: ICC «Akademkniga», 2006. 239 p. [In Russian].