Научная статья на тему 'Лаборатория филологического моделирования в условиях трансграничья: методологические основы и проблемы функционирования1'

Лаборатория филологического моделирования в условиях трансграничья: методологические основы и проблемы функционирования1 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
128
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МИРА / МЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / CREATIVITY / LANGUAGE PERSONALITY / NATIONAL WORLD PICTURE / MENTAL VALUES / LINGUAL-CULTURAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ерофеева Ирина Викторовна, Петухов Сергей Владимирович

В статье представлен анализ деятельности творческой лаборатории, организованной в рамках федерального гранта по проблеме «Языковая картина мира и творческая личность в условиях трансграничья ». Формулируется основная методологическая база научно-поисковых исследований, а также технологический инструментарий изучения указанной проблемы. Акцентируется внимание на ментальных ресурсах текста, обусловленных национальными представлениями. Содержится характеристика национальной модели мира языковой личности автора и потребителя текста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philology modeling laboratory in the transborder condition: methodological bases and functional problems

The article deals with the analysis of the creative laboratory activity made in accord with the federal grant on the problem «Language picture and creative personality in the transborder condition. This time the methodological base of scientific study and also the technical instuments of study are organized. The mental resourses of study proved by national ideas are accentuated. The article contains the characteristics of the author language personality national world picture and the text user.

Текст научной работы на тему «Лаборатория филологического моделирования в условиях трансграничья: методологические основы и проблемы функционирования1»

3. Залевская А. А. Исследование речевых механизмов при билингвизме (на материале ассоциативного эксперимента с литовско-русским билингвами) // Вопросы языкознания. 2001. № 5. С. 6-85.

4. Кочергин А. Н. Национально-языковое мышление и семантическая компетенция билингва // Психолингвистика и межкультурное взаимопонимание: тез. докл. Х Всесоюз. симп. по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 3 - 6 июня 1991 г. М., 1991. С. 143-145.

УДК 378 + 410

ББК Ч48

И. В. Ерофеева С. В. Петухов

Лаборатория филологического моделирования в условиях трансграничья: методологические основы и проблемы функционирования2

В статье представлен анализ деятельности творческой лаборатории, организованной в рамках федерального гранта по проблеме «Языковая картина мира и творческая личность в условиях трансграничья». Формулируется основная методологическая база научно-поисковых исследований, а также технологический инструментарий изучения указанной проблемы. Акцентируется внимание на ментальных ресурсах текста, обусловленных национальными представлениями. Содержится характеристика национальной модели мира языковой личности автора и потребителя текста.

Ключевые слова: творчество, языковая личность, национальная модель мира, ментальные ценности, лингвокультурологический анализ.

I. V. Erofeeva

S. V. Petukhov

Philology modeling laboratory in the transborder condition: methodological bases and functional problems

The article deals with the analysis of the creative laboratory activity made in accord with the federal grant on the problem «Language picture and creative personality in the transborder condition. This time the methodological base of scientific study and also the technical instuments of study are organized. The mental resourses of study proved by national ideas are accentuated. The article contains the characteristics of the author language personality national world picture and the text user.

Keywords: creativity, language personality, national world picture, mental values, lingual-cultural analysis.

Современный человек существует в динамично меняющемся мире. Кардинально новые технологии, интенсивный поток информации изменяют содержание и, в целом, темпоральную конструкцию, как личного бытия, так и профессиональной сферы жизни. В подобных условиях человек, не способный к активной творческой адаптации, перестает быть успешным и адекватным времени. Восполнить этот недостаток призвана организованная в ЗабГГПУ творческая лаборатория филологического моделирования, в рамках которой предполагается открытие целого ряда экспериментальных площадок, предусматривающих изучение текста как продукта творческой

деятельности школьников и студентов и фундаментальное описание возникающей на его основе языковой картины мира в условиях трансграничья.

Креативная дееспособность является сегодня основополагающим принципом полноценного существования. Фундаментом для исследования творческого потенциала личности стал филологический факультет ЗабГГПУ, где ведется подготовка специалистов в области филологии (преподаватели языка и литературы) и массовой коммуникации (журналисты и работники структур по связям с общественностью).

Российский ПР и журналистика, как научные области знаний, претерпевают в по-

1 Статья публикуется в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 г. по направлению «Филологические науки и искусствоведение»; проблема «Языковая картина мира и творческая личность в условиях трансграничья».

бо

следнее время значительные изменения. Несомненно, данный процесс - объективный и постоянный, в силу прагматичности указанных профессий, но усугубляет ситуацию тот факт, что в России отсутствует богатый опыт существования ПР и журналистики в эпоху рынка. Теория создается по итогам многочисленных экспериментов практиков, владеющих информацией о зарубежных профессиональных технологиях, но плохо представляющих их адаптацию в контексте российского мировосприятия.

Креативный потенциал медиаработников отчасти решает данную проблему. Тем не менее, патогенное мышление - болезнь современных СМК, которые, по мнению социологов, испытывают острый дефицит качественных медиатекстов. Имеющий место в информационном пространстве медиапродукт в большинстве своем ориентирован на шаблонность восприятия среднестатистического потребителя. Одновременно теория современной коммуникации называет именно асимметричность (неожиданность и новизну) - неотъемлемой составляющей информационных побед. Становится очевидным, что богатый творческий потенциал журналиста, специалиста в области связей с общественностью, филолога - залог профессионального успеха, а его активизация - важная педагогическая задача учебного процесса по подготовке специалистов в области филологии и массовой коммуникации.

Гетерогенный характер мирового интеллектуального пространства, тяготеющего к конвергенции национальных культур, предполагает подготовку в сфере высшего образования креативного специалиста-универсала. В целях обеспечения сохранности и развития нашего культурного и духовного наследия немаловажно, чтобы творческая деятельность была ориентирована, в первую очередь, на моральнонравственную репрезентацию. В настоящее время в жизни нашего общества возникают проблемы, обусловленные процессами восстановления духовных ценностей народов в их историческом развитии, в стремлении к раскрытию ценностей культурного наследия. Вертикальная глобализация, ориентированная на стирание культурных и этнических различий, ситуация информационно-

психологической войны в условиях проницаемости государственных границ запускают активные механизмы трансформации духовно-исторического кода нации, что приводит к противоречивым последствиям. С одной стороны, констатируется интенсификация межкультурного диалога, с другой, происходит размывание идентичности на всех уровнях ее существования.

Проблема активизации творческого мышления ресурсами национальной модели мира - объект нашего особого внимания (как со стороны обогащения научнометодологической базы, так и накопления технического инструментария) в течение многих лет. Сформировавшейся за это время теоретический и эмпирический материал стал необходимой научной базой для оформления в 2009 году гранта в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

Методологической основой для научной и педагогической деятельности в рамках проекта стали исследования в области психологии творчества (Дж. Гилфорд, Г. Лин-дсней, А. Маслоу, Р. Стернберг, К. Тейлор, Л. Термен, Э. Торранс, а также представители отечественной психологии: Б. Г. Ананьев, Ю. Д. Бабаева, Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, А. Г. Ковалев, В. А. Крутец-кий, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов, Я. А. Понамарев, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков и др.).

В психологии существуют три подхода к процессу развития творческого мышления: 1) генетический, отводящий основную роль наследственности; 2) средовой, представители которого считают решающим фактором развития внешние условия; 3) смешанный (генотип - средовое взаимодействие), сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт. Особенно интересным нам представляется третий подход, согласно которому развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств, и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность.

Последняя уже априори представлена у абитуриентов филологического факультета, осознающих свою потребность именно

в творческой профессии. Интеллектуальнотворческий потенциал филолога составляют языковая компетенция, владение обширными представлениями о мировом культурном процессе, философский склад ума, коммуникабельность с предрасположенностью к контактам в общественно-политической и экономической сферах. Многие студенты филологического факультета отличаются достижениями в освоении иностранного языка, музыки, живописи, художественной литературы. Привлекательность филологии, особенно в условиях трансграничного региона, обусловлена ориентацией талантливой молодежи на интеллектуальный стандарт: знание двух языков, богатая практика межкультурных коммуникаций, возможность обучения у преподавателей из Китая, Монголии, США и других стран. Ввиду сказанного, задача педагога высшей школы - активизировать уже имеющийся творческий потенциал, усилить его действие, оживить, интенсифицировать за счет эффективного использования системы психолого-педагогических техник. Сам процесс активизации направлен на устранение психологической инерции мышления, препятствующей активному вовлечению творческих возможностей.

По мере накопления педагогического опыта в решении указанной проблемы появлялись многочисленные вопросы, которые позволяли совершенствовать, уточнять содержание и структуру деятельности. Один из них, для авторов проекта явно ключевой, вывел на размышления по поводу семантической наполняемости творческого процесса, как в индивидуальной - свободной, так и в профессиональной деятельности.

Продуктом творчества является текст. В свою очередь, создателем произведения выступает языковая личность, демонстрирующая свой национальный и социальный - ролевой статус, соответственно, в продуцируемом тексте ярко представлена национальная картина мира. В адекватных социальнополитических условиях текст ориентирован на аккумуляцию национальной памяти, он является средством передачи и хранения культурных ценностей определенной социальной общности. М. Бахтин писал, что «текст есть выражение сознания что-то отражающего» [1, с. 311].

Языковая личность творца, выраженная в языке (текстах) и через язык, представляет собой некий обобщенный образ носителя культурно-языковых и коммуникативнодеятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций, обуславливающих создание и восприятие продукта творчества. В дискурсе когнитивной лингвистики утверждается триединство: «язык - национальная личность - культура». Национальная личность в системе творческой самореализации и коммуникативных поступков объективирует языковую личность, которая непосредственно раскрывает себя в значениях языковых единиц и смыслах текстов, демонстрируя образ жизни и систему ценностных координат человека как представителя определенной культуры.

В результате обобщения многочисленных научных источников мы пришли к выводу, что модель мира языковой личности является базовой духовной конструкцией, объединяющей представителей одной нации. Определенная иерархия духовных ценностей закреплена в национальной модели мира языковой личности, данные духовные ориентиры опираются на исторический опыт нации и концентрируют представления людей относительно целей и норм своего существования.

Ценностный мир в сознании человека функционирует как система положительных / негативных образов и идеальных конструктов, в результате именно концепты (константы) и архетипы, как некие сакральные образы менталитета, образуют аксиологический инструментарий, с помощью которого осуществляется репрезентация национальных ценностей в тексте.

Духовные (ядерные) ценности культуры зафиксированы на глубинном уровне общественного сознания, будучи системообразующей (а не динамической) частью российского менталитета, они генетически устойчивы. В творческом процессе тексто-построения национальная модель мира автора селекционирует признаки действительности, согласно своим внутренним законам и принципам интегрирует и трансформирует весь массив воспринимаемого. Случайные признаки отсеиваются, закрепляются лишь наиболее характерные, наиболее информативные для носителя определенного мен-

талитета. Продукт творчества - текст - обретает черты сверхтекста, отражающего сознание и ценности социальной общности.

Данные выводы позволили сформулировать интересную и неоднозначную проблему конструирования в педагогическом процессе творческих ситуаций ресурсами менталитета. В нашем педагогическом эксперименте именно национальная идейность в использовании креативных техник стала центральным смысловым компонентом в создании экспериментальной площадки.

По результатам проведенного анкетирования и диагностики (диагностика вербальной креативности С. Медника) были сформированы фокус-группы: студентов-иностранцев (Китай, Монголия - 15 человек) и студентов факультета иностранных языков, а также филологического факультета (15 человек), которые были непосредственно вовлечены в поисковые научноисследовательские работы в рамках лаборатории филологического моделирования, ориентированной на активизацию креативного мышления, подготовку и создание текстов для творческих конкурсов, мастерских, учебных газет филологического факультета. Дополнительной экспериментальной базой для проведения научно-исследовательских работ с участием старшеклассников региональных общеобразовательных учебных заведений стала летняя профильная филологическая школа.

В процессе работы были сформулированы главные психолого-педагогические моменты в активизации творческого мышления:

• поощрение стратегии поддержания национальной идентичности в творческом процессе;

• формирование способностей решать теоретические и практические проблемы в контексте активной трансляции традиционных представлений;

• стимуляция концептуальных структур национальной аксиологии творчества, активизация когнитивных, эмоциональных и поведенческих составляющих национальной модели мира;

• поощрение стремления к новизне, неповторимости, нестандартным решениям; подчеркивание многовариантности способов решения;

• создание благоприятной атмосферы для процесса инкультурации - освоения присущих культуре творца миропонимания и поведения, в результате чего активизируется когнитивное, эмоциональное и поведенческое составляющие национальной модели мира;

• артикуляция возможности сосуществования разных точек зрения, в том числе противоположных, на одну и ту же ситуацию; воспитание терпимого, уважительного отношения к отличающейся точке зрения; усвоение культурной вариативности регуляторов социального поведения;

• единство трех традиционных сфер образования: обучение, развитие и воспитание, что позволяет обратить внимание на чувство ответственности в творческой деятельности, подчеркнуть идею самоконтроля («внутреннего цензора»), артикулировать ценность каждого человека в коммуникации, возможность слышать и понимать другого в зависимости, в том числе, и от культурного контекста.

В качестве основного критерия в создании многочисленных творческих ситуаций была выбрана ориентация на обеспечение удовлетворения потребностей будущих специалистов в успехе, в самореализации и развитии личностного творческого потенциала с учетом собственных ментальных ресурсов, объективно совпадающих с моделью мира потенциального потребителя творчества (например, аудитории СМИ). Следует подчеркнуть, что особенно важным и актуальным данная работа становится именно для работников массовой коммуникации, призванных воздействовать на общественное сознание. Апелляция к ар-хетипическим ресурсам делает указанный процесс не только эффективным, но и положительным в аспекте сохранения психического здоровья, как в целом, нации, так и, конкретно, человека творящего.

Центральными проблемами, с которыми столкнулись авторы проекта, стали следующие вопросы: формулировка инструментария сознательной провокации творческой атмосферы в педагогическом процессе, а также возможные рефлексии по поводу произведенного ментального продукта. Предпочтение по уровням познавательной деятельности мы отдали проблемным, частично-поисковым

или эвристическим, исследовательским методикам. В нашей работе доминируют активные (интерактивные), а не пассивные методы: диалог, мини-дискуссии, свободное мнение, творческие мастерские, ролевые и деловые игры, мозговые атаки (штурмы) и т. д.

В рамках творческой лаборатории, в соответствии с типологией креатива, мы используем три вида творческих заданий. Первый вид

- теоретическое творчество - поиск и открытие нового правила, закона, черты, особенности и т. д. в контексте обсуждения какой-либо проблемы (например, черты современной журналистики, характеристика современного медиатекста или личности журналиста и т. д.). Второй вид - практическое творчество

- это поиск возможного решения проблемы в реалиях современности, а также поиск способа применения известного знания в новой ситуации (например, проблема объективности современной журналистики, жанровая иерархия современных СМИ; место духовных ценностей в информационной политике рыночных СМИ; использование традиционных и нетрадиционных методик сбора и обработки материала в новых условиях и т. д.). Третий вид - художественно-публицистическое творчество - есть отображение действительности на основе творческого воображения, включающее знание жанровых требований, предъявляемых к написанию текста. Здесь возможно создание информационных, аналитических, художественно-публицистических произведений, поэтических и иных творческих работ.

Объектом культурологического анализа становятся также опросники-анкеты, ориентированные, как на русскоязычную, так и китайскую (монгольскую) аудиторию. Анкеты по проблеме «Языковая картина мира и межкультурное общение» позволяют определить уровень этнокультурной компетентности творческой личности с помощью концептуальной сферы паремиологического комплекса (концепты «труд», «соборность», «любовь», «война»). Анализ текстов дает возможность говорить об особенностях ментальных представлений относительно ядерных моделей национального мировидения.

Нам представляется важным учитывать онтологическую реальность текста и его функционирование в различных концептуальных средах - учебной и экспериментальной, а также функционирование текста

в полиэтничной среде, в культурном пространстве трансграничья. В данном контексте творческая личность, участвующая в процессах порождения и рецепции текста, становится уникальным явлением в формировании языковой картины мира.

Методологической основой текстового исследования становятся функциональный анализ (нацеленный на раскрытие сущности ментальных категорий в процессе текстопо-строения и текстовосприятия), прагматический и дискурсивный анализы, позволяющие оценить текст (продукт творчества) в историко-социологическом контексте, увидеть его в реальном коммуникативносоциальном действии, вытекающим из реальности (репрезентация ментальных моделей) и создающим реальность (трансформация этнических стереотипов, ментальных ценностей, проблемы национальной идентичности и межкультурной адаптации).

В процессе выявления ключевых единиц языковой картины мира творческой личности используется метод лингвокультурологического анализа, подчеркивающий неразрывное единство между языком и культурой, исходным компонентом в исследовании объявляется культура, представленная в языковой картине мира автора текста. Содержательная часть текста, как продукта творчества, формулируется ресурсами концептуального анализа и лингвокультурного моделирования. Истолкование концептов происходит с позиций герменевтического подхода, который заключается в интерпретационном анализе концептов в рамках изучения специфики содержания концептуализированной схемы, фокусирующей модель мира автора. В исследовании учитываются особенности национального употребления концептов, а также дополнительные (трансформированные) смыслы, обусловленные социально-политическим контекстом трансграничного региона.

Как показала практика, указанные методы и технологии, несомненно, эффективны, но даже при явной гармонии научных усилий специалистов различных профилей, остаются открытыми многочисленные вопросы, связанные, в том числе, с конкретными содержательными компонентами творческого мышления субъекта, призванного создавать текст в короткие сроки. Так-

же приходится констатировать дефицит методик и педагогических техник стимуляции творческого мышления ресурсами определенной ментальности. Существуют и объективные трудности в изучении креатива вообще. Дело в том, что принципиальная спонтанность творческого процесса с использованием той или иной модели мира делает его практически неуловимым для естественнонаучных методов.

Полученные в ходе научно-исследовательской работы экспериментальные дан-

ные могут стать основой для формирования научного банка данных по изучаемой проблеме. Описание, классификация, анализ и обобщение экспериментального материала позволит увидеть различные аспекты языковой картины творческой личности в условиях трансграничья. Банк экспериментальных данных, собранных в процессе филологического исследования, может найти применение не только в собственно лингвистической и литературоведческой сферах, но и в гуманитарных науках в целом.

Список литературы

1. Бахтин М. Литературно-критические статьи / сост. С. Бочаров и В. Кожинов. М. : Худож. лит., 1986. 543 с.

УДК 8 - 312.6

ББК 83.014.4 337

Т. В. Затеева

Автобиографизм народнического романа

Статья посвящена теоретическому осмыслению такой особенности народнического романа, как автобиографизм. На материале романов Ф. Н. Юрковского и П. В. Засодимского решается вопрос о роли автобиографизма как способа выражения авторской позиции в произведении. В центре исследования находится народническая художественно-философская концепция личности, обусловившая своеобразие народнического романа героической личности как образца полуавтобиографической прозы. Отдельно рассмотрен вопрос о связи автобиографизма с романтическими тенденциями.

Ключевые слова: автобиографизм, народнический роман, концепция личности, авторская позиция, образ героя-народника, романтические тенденции.

T. V. Zateeva

Autobiographism of the people novel

The article is devoted to the theoretical consideraton of people novel's feature as autobiographism. Based on the material of two novels by F. N. Jurkovsky and P. V. Zasodimsky the role of autobiographism as the means of the author position expression is presented. The author comes to conclusion that the main task of the writer-populist is to create the image of the main hero which has the authbiographical character and is the ideal of heroic personality. Autobiographism in the people novels is also corresponded with romantic tendencies.

Keywords: autobiographism,people novel, theconcept of personality, the author position, the image of the populist-hero, romantic tendency.

В истории русского романа второй половины XIX века особое место занимают произведения писателей-народников, посвященные эпохе «действенного народничества». В литературоведении их правомерно относят к народническому роману, представленному в своей сравнительно недолгой истории двумя разновидностями - романами о судьбах пореформенной деревни и романами о герое-интеллигенте или романами героической личности (термин наш - Т. З) [4]. Становление народнического романа было обусловлено

рядом факторов, среди которых на первое место мы ставим концепцию героической личности, основные положения которой были сформулированы философами-на-родниками П. Л. Лавровым, Н. К. Михайловским, П. Н. Ткачевым [3]. Главным критерием концепции героической личности явился тезис о том, насколько верно и точно такая личность осмысляет действительность, служит своему времени, потребностям народа в преобразовании жизни и осуществлении идеала будущего собственного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.