же приходится констатировать дефицит методик и педагогических техник стимуляции творческого мышления ресурсами определенной ментальности. Существуют и объективные трудности в изучении креатива вообще. Дело в том, что принципиальная спонтанность творческого процесса с использованием той или иной модели мира делает его практически неуловимым для естественнонаучных методов.
Полученные в ходе научно-исследовательской работы экспериментальные дан-
ные могут стать основой для формирования научного банка данных по изучаемой проблеме. Описание, классификация, анализ и обобщение экспериментального материала позволит увидеть различные аспекты языковой картины творческой личности в условиях трансграничья. Банк экспериментальных данных, собранных в процессе филологического исследования, может найти применение не только в собственно лингвистической и литературоведческой сферах, но и в гуманитарных науках в целом.
Список литературы
1. Бахтин М. Литературно-критические статьи / сост. С. Бочаров и В. Кожинов. М. : Худож. лит., 1986. 543 с.
УДК 8 - 312.6
ББК 83.014.4 337
Т. В. Затеева
Автобиографизм народнического романа
Статья посвящена теоретическому осмыслению такой особенности народнического романа, как автобиографизм. На материале романов Ф. Н. Юрковского и П. В. Засодимского решается вопрос о роли автобиографизма как способа выражения авторской позиции в произведении. В центре исследования находится народническая художественно-философская концепция личности, обусловившая своеобразие народнического романа героической личности как образца полуавтобиографической прозы. Отдельно рассмотрен вопрос о связи автобиографизма с романтическими тенденциями.
Ключевые слова: автобиографизм, народнический роман, концепция личности, авторская позиция, образ героя-народника, романтические тенденции.
T. V. Zateeva
Autobiographism of the people novel
The article is devoted to the theoretical consideraton of people novel's feature as autobiographism. Based on the material of two novels by F. N. Jurkovsky and P. V. Zasodimsky the role of autobiographism as the means of the author position expression is presented. The author comes to conclusion that the main task of the writer-populist is to create the image of the main hero which has the authbiographical character and is the ideal of heroic personality. Autobiographism in the people novels is also corresponded with romantic tendencies.
Keywords: autobiographism,people novel, theconcept of personality, the author position, the image of the populist-hero, romantic tendency.
В истории русского романа второй половины XIX века особое место занимают произведения писателей-народников, посвященные эпохе «действенного народничества». В литературоведении их правомерно относят к народническому роману, представленному в своей сравнительно недолгой истории двумя разновидностями - романами о судьбах пореформенной деревни и романами о герое-интеллигенте или романами героической личности (термин наш - Т. З) [4]. Становление народнического романа было обусловлено
рядом факторов, среди которых на первое место мы ставим концепцию героической личности, основные положения которой были сформулированы философами-на-родниками П. Л. Лавровым, Н. К. Михайловским, П. Н. Ткачевым [3]. Главным критерием концепции героической личности явился тезис о том, насколько верно и точно такая личность осмысляет действительность, служит своему времени, потребностям народа в преобразовании жизни и осуществлении идеала будущего собственного
устройства страны. Кроме того, немаловажную роль в возникновении народнического романа сыграли непосредственная причастность его создателей к народническому движению, их личный опыт и связи с его участниками. Каждый из народнических романов, таким образом, выражал философскую и собственно авторскую концепцию личности. Особенно это касается такой разновидности народнического романа, как романа героической личности. Названные обстоятельства определили своеобразие проблематики народнического романа и актуализировали вопрос о роли в его художественной структуре автобиографизма. Под автобиографизмом в данном контексте понимается способ выражения авторской позиции, обусловленный специфическим -автобиографическим - характером ряда народнических романов, в которых особую роль играл факт. Факт - это и факты биографии самого автора и его современников, и эпизоды, списанные с натуры, и исторические факты. Вместе с тем создателям народнического романа изначально была свойственна установка на традиционное социально-психологическое повествование, основанное на художественном вымысле. В известном смысле народнические романисты создали образец полуавтобиографиче-ской прозы, в которой правда факта была синтезирована с художественной правдой.
Известно, что в своей художественной практике писатели-народники стремились к наиболее полному выражению собственных взглядов на те значительные перемены и процессы, которые происходили в общественной жизни России 70-80-х гг. XIX века. Этому в значительной мере способствовала публицистическая природа их творческого дарования, прямо заявившая о себе в публицистическом и документальном элементе в художественной структуре их произведений и определившая поиск романистами иных форм выражения авторского идеала.
Для народнического романа характерно усиление автобиографизма, определяющего субъективный характер изображения, его эмоциональную окрашенность. Целенаправленная субъективность писателей-народников, являясь порождением автобиографической основы их произведений, была стимулирована их личной заинте-
ресованностью в изображаемых характерах и событиях. В то же время романисты-народники стремились к объективности своих «построений», аналитичности суждений и комментариев, к точности «социологического анализа», «научной» достоверности описаний, обращались к историческим фактам и документам, ориентировались на воспроизведение реальных фактов русской действительности. Таким образом, автобиографизм, соприкасаясь с публицистическим и документальным элементом, способствовал усилению пропагандистской направленности народнического романа, ориентированного его создателями на формирование в читателе идейности, нравственности, сочувствия к народническим идеалам. Тяготение к документальности и вместе с тем к авторскому осмыслению изображаемых фактов проявилось в четком идеологическом освещении жизненных фактов, их открытой и эмоциональной оценке. Достоверность изображаемого была достигнута в народнических романах через позицию автора - участника или очевидца событий, близкого к кругу персонажей. Своеобразие героя-интеллигента как воплощения авторского идеала в народнических романах проявляется в его духовной близости к реальному прототипу или в отражении в его образе личных свойств писателя и фактов его биографии.
Так, сюжеты народнических романов героической личности романов Н. А. Арноль-ди «Василиса», Ф. Н. Юрковского «Булгаков», В. Засодимского «По градам и весям» были основаны на личных впечатлениях и опыте самих писателей, принимавших непосредственное участие в деятельности различных народнических групп, в организации «хождения в народ», в оказании действенной помощи членам народнического движения. Например, Н. А. Арноль-ди, проживая в Швейцарии, содействовала заграничной издательской деятельности журнала «Набат», оказывала материальную помощь политическому кружку эмигрантов во главе с известным народническим деятелем П. Н. Ткачёвым. Ф. Н. Юрковский был участником «хождения в народ», впоследствии арестован, судим, приговорён к каторжным работам на Каре, где и написал свой роман. Непосредственным участником
«хождения в народ» был также П. В. Засо-димский, работавший в качестве сельского учителя в Тверской и Новгородской губерниях. Эти факты из жизни и деятельности писателей нашли художественное воплощение в истории героев их романов.
Авторская субъективность проявилась также в том явном предпочтении писателей, которое они отдавали главным героям в сравнении с остальными персонажами. Здесь писатели мыслили себя личностями, принадлежащими к общей со своими героями сфере жизни, социальной среде, сознающими свою принадлежность к определенному типу личностной культуры. Они обращались к «своему» читателю в доверительном тоне и включали его в ту же социально-культурную общность. С позиции этой общности писатели-народники повествовали о «своих» героях, как правило, нарочито, декларативно объединяя себя с ними посредством специального обращения к читателю («мы», «наш»). Местоимениями «мы», «наш», они, с одной стороны, приглашали читателя к сотворчеству, с другой, - подчеркивали свою сопричастность к судьбе персонажей, обнаруживали себя в качестве их единомышленников и товарищей, недвусмысленно поддерживали и одобряли их поступки. Так, Ф. Н. Юрковский в романе «Булгаков» (1881) неоднократно использовал данный прием для демонстрации общности своей позиции с позицией главного героя Николая Булгакова: «Хотя от здания обсерватории до первых домов города более полуверсты, но нашему герою пришлось совершить довольно длинный переход почти через весь город на противоположный конец...»; «В одном месте стена эта полуразрушилась, так что представляла удобный «перелаз», которым наш герой не замедлил воспользоваться...» [5, с. 62].
Усиление социально-психологического начала в народнических романах способствовало повышению идейно-композиционной роли автора и позволяло более четко выявлять авторскую позицию. Активизация роли автора происходила в форме открытого обращения и разговора с читателем. Этот прием являлся своего рода гарантией от субъективизма высказывания, делал его объективно значимым, включал в общее читательское достояние. В том случае,
когда позиция автора реализовывалась на уровне образно-тематической и сюжетнокомпозиционной структуры романа, его слово, как правило, отсутствовало, заменялось словом героя с присущими ему речевыми и мировоззренческими особенностями. Позиция автора совпадала с позицией героя, который принимал на себя право быть носителем авторской оценки. Самоустранение автора и повышение идейноэстетической роли диалога в структуре произведения приводили к иллюзии творящейся на глазах читателя оценки.
Например, в образе главного героя романа Ф. Н. Юрковского Булгакова проявились в первую очередь черты личности самого писателя, о чем свидетельствуют воспоминания его самого и его современников. В то же время образ героя вобрал в себя типичные черты народника-интеллигента 1870-х годов. Авторское понимание личности передового деятеля народнической эпохи, убежденного оппозиционера и радикала совпало с представлением о герое эпохи в массовом сознании читателя.
Решая творческую задачу создания образа положительного героя, писатель, по нашему мнению, сознательно избегал авторских характеристик героя и комментариев, которые заключали бы в себе размышления о задуманном типе «нового человека», развернутых суждений о нем со стороны окружающих. Образ Булгакова создавался Ф. Н. Юрковским на основе иных принципов. Идейным центром романа является показ многогранной деятельности народнического героя-интеллигента. В многочисленных связях и отношениях, которые герой устанавливает с окружающим его миром, в его пропагандистской и террористической деятельности реализуются в полной мере потенциальные возможности его личности. Однако деятельность Булгакова является принадлежностью не только его самого, но и автора, позиция которого максимально близка позиции героя. Поэтому все симпатии Юрковского, как создателя романа о народническом герое, находятся, безусловно, на стороне Булгакова.
Преобладание в романе произнесенной и внутренней прямой речи персонажей в форме монологов и реплик свидетельствует о намерении писателя максимально со-
кратить долю своего присутствия в романе. Его ориентация на изображение «текущей» действительности привела к отказу от прямого авторского вмешательства в развитие сюжета. Сюжетная ситуация в романе развивается благодаря активной позиции, которую занимает главный герой. Кроме того, иллюзия независимости героя от воли автора усилена автобиографическим началом в образе персонажа, во многих случаях повторяющего судьбу своего создателя. Особенно ярко автобиографическое начало сказалось в портрете героя: «Дверь открылась, и в комнату вошел высокий, широкоплечий брюнет в несколько поношенном и совершенно измокшем на дожде студенческом пальто, в больших сапогах, в черной пуховой «бандитке», свирепо надвинутой на лоб почти до линий густых сросшихся бровей, из-под которых насмешливо глядели блестящие карие глаза» [5, с. 54]. Приведенное портретное описание Булгакова идентично известному живописному портрету самого Ф. Юрковского, помещенному в единственном издании романа. На нем изображен молодой, привлекательной наружности мужчина. Все в его облике: высокий лоб интеллектуала, пытливые, серьезные глаза, гордо посаженная голова, крепкое телосложение, свободная поза, кинжал за поясом - указывает на человека физически и духовно красивого. За внешне привлекательными чертами фигуры легко угадывается сильный характер - волевой, решительный, смелый. Именно такой необыкновенной личностью предстает Юрковский и в воспоминаниях близких ему людей.
Почти буквальное совпадение портретов (живописного и словесного) героя и его создателя не было случайным. Юрковский, несомненно, писал образ Николая Булгакова с самого себя, придав ему черты собственной внешности и характера. При этом заявленное в начале романа портретное, внешнее сходство героя и автора впоследствии дополнится сходством внутренним. Автобиографическое начало в образе героя отразится в характере его взаимоотношений с другими персонажами, в перипетиях сюжета, определит пафос произведения.
Настойчивое стремление Ф. Н. Юрковского наделить героя качествами, восходящими к авторским представлениям о ге-
роической личности эпохи народничества, находит отражение в идентификации Булгакова как alter ego самого писателя. Это особенно ярко проявляется в особенностях сюжетно - композиционной структуры произведения, в которой отсутствуют характерные для романа о «новых людях» и народнического романа героической личности авторские комментарии. В них, как правило, автор открыто выражал свою позицию по отношению к личности народника - интеллигента. Авторское представление о практически-деятельном герое из интеллигентской среды, его мировоззрении, складе характера, поступках воплощается в романе преимущественно на уровне «событийного» сюжета, в котором герой, будучи идейно-эстетическим центром, проявляет себя как творческая, целеустремленная личность. Явное превосходство, которое герой обнаруживает перед остальными персонажами - единомышленниками или представителями чуждого ему «старого мира», является логическим следствием авторской субъективности.
В каждом отдельном случае герой демонстрирует преимущество в понимании путей решения проблем идейного, политического и нравственного характера. Как правило, правота героя принимается окружающими как безусловная. В тех же случаях, когда его идейно-нравственная позиция входит в противоречие с другими, писатель, нарушая логику развития сюжетной ситуации (как правило, спора), меняет ее направленность и тем самым сохраняет приоритетность высказываний героя, выражающих авторскую позицию, над суждениями других персонажей.
Таким образом, стремление писателя объективно изобразить в своем произведении перипетии народнической борьбы находится в тесном взаимодействии с авторским идеалом, в котором нашли отражение основные положения народнической теории личности, а также личные представления о героическом деятеле. В соответствии с авторским намерением и точкой зрения на героя образ Николая Булгакова «выстраивается» Ф. Н. Юрковским как воплощение героического начала. Оно находит последовательное воплощение в принципиальной убежденности героя в правоте собственных идейных и моральных воззрений, в их ре-
6S
шительной защите и пропаганде, в беззаветной вере в торжество провозглашенных идеалов справедливости и правды, в активном характере его народнической деятельности, в готовности к подвигу и самопожертвованию во имя народа.
С автобиографизмом народнических романов героической личности тесно связаны романтические тенденции как выражение субъективного авторского взгляда на мир. Лирически-возвышенный пафос авторских комментариев, символика снов, широко представленных в структуре романов героической личности, позволили авторам перекинуть мост между мечтой о будущем и реальностью, восполнить верой то, чего нельзя доказать фактами жизни.
Романтические тенденции проявляются в романах писателей-народников в разных формах и пропорциях в зависимости от предмета изложения, конкретных условий общественной и литературной жизни, особенностей личности и творческой манеры писателя. В романах героической личности они сказывается, прежде всего, в открытости и тенденциозности авторской позиции, в использовании романтических принципов создания образа героя-народника как воплощения героического начала, в романтической одухотворенности образов и в романтической идеализации облика героя-семидесятника и самих изображенных событий. Речь, таким образом, идет о романтике, возвышающей человека над окружающей действительностью и обладающей социально-исторической наполненностью. Это романтика - действенная, стремящаяся к воплощению идеала.
Особенно ярко романтические тенденции проявились в романе П. В. Засодимского «По градам и весям» (1885), где они выступают отражением идейно-эмоциональной ориентации главного героя - Феофана Верюгина. Об этом свидетельствуют его морально-этический «кодекс», отношение к окружающему миру, активное личное участие в борьбе за идеалы правды, справедливости и народного счастья, Все эти черты личности Верюгина обусловлены положительным идейно-эмоциональным отношением к нему автора, которое проявляется в изображении колоритных портретных деталей его фигуры, в акцентировании луч-
ших, с его точки зрения, черт внутреннего облика интеллигента-народника - идейности, высокой нравственности, убежденности, сознания долга перед народом, целеустремленности, благородства.
Образ Феофана Верюгина воплотил представление П. В. Засодимского об идеальном герое. При этом отношение писателя к нему как героической личности не претерпевает каких-либо изменений на протяжении всего романа. Это проявилось не только в системе авторских оценок личности и деятельности Верюгина, но особенно отчетливо прозвучало в многочисленных авторских комментариях к характерам и поступкам изображаемых персонажей. Представляется, что данная стилевая черта романа обусловлена, прежде всего, его автобиографическим характером. Известно, что образ главного героя вобрал в себя и личный опыт писателя, и характерные черты облика близких ему по духу деятелей народничества - Ф. Н. Лермонтова, Н. В. Шел-гунова, П. Л. Лаврова. Позднее П. В. Засо-димский писал в своих воспоминаниях: «С Лермонтова и с других политических деятелей той эпохи списаны мною главные действующие лица моего романа «По градам и весям»» [2, с. 210].
Так, например, комментируя взгляды главного героя, который видит смысл жизни в любви к ближнему, автор размышляет о пропасти, разделяющей людей, живущих своими личными интересами, с теми, для которых общественное дело «не отвлеченно»: «Если человек все чувства свои сполна посвящает какому-нибудь одному общественному делу, тогда для развития нежных личных чувствований нет места. Когда вся любовь отдается людям, тогда не может быть поклонения единичной личности. С точки зрения ходячих понятий, такой человек должен явиться сухим, бессердечным резонером. По этим же понятиям, человек признается чувствительным и добрым, если вслух сожалеет о бедной извощичьей лошади, везущей под ударами кнута непосильную тяжесть. Людям «ходячих понятий» нет дела до того, что этот же самый мягкосердечный господин за тихую езду отколотит извощика» [1, с. 340].
Устанавливая причину возникновения разных взглядов на жизнь, автор приходит
к выводам: «...Кто распознает, кто скажет: почему на одном и том же тесном клочке земли, при одинаковых почвенных и климатических условиях одновременно растет и прекрасный цветок, и полезное растение, и репейник, и чертополох? Кто проследит: под массой каких таинственных условий из одной и той же общественной атмосферы выходят друзья человечества и его враги? Наследственность и окружающая среда, первое знакомство, первая дружба, первая прочтенная книга, произведшая сильное впечатление, дают толчок и помогают развиваться в подрастающем человеке добрым или злым источникам...» [1, с. 337].
Приведенные комментарии обнаруживают в авторе личность, идейно и эмоционально родственную главному герою. Представление об общности их позиций рождается в сознании читателя благодаря замечаниям автора о сложности человеческой природы, о трудности выбора, о влиянии на форми-
рование личности различных факторов. Нескрываемая тенденциозность авторских оценок образа Верюгина, в сущности, прямолинейное воплощение в нем авторского идеала личности имели своим результатом то, что читатели воспринимали героя и его подвижническую деятельность глазами писателя-народника. В такой близости позиций автора и персонажа проявляется, на наш взгляд, влияние авторского монологиз-ма. Вместе с тем характер и деятельность Верюгина органично и художественно вписаны писателем в сюжет романа о жизни и деятельности героической личности.
Т аким образом, у нас есть все основания для утверждения, что задача, которую решали создатели народнических романов - сформировать в читательском сознании образ героя как воплощение идеала героической личности, осуществляющей на практике идеи народнического движения, носила ярко выраженный автобиографический характер.
Список литературы
1. Засодимский П. В. По градам и весям : собр. соч. : в 2 т. СПб., 1895. Т. 2.
2. Засодимский П. В. Из воспоминаний. М., 1908. 269 с.
3. Затеева Т. В. Народнический роман XIX века: философские истоки. М. ; Улан-Удэ, 1998. 132 с.
4. Пруцков Н. И. Народнический роман // История русского романа. М.-Л., 1964. Т. 2.; Шпаковская Е. А. «Сюжетно-композиционная структура народнического романа» // Русская литература 70-90-х годов XIX в. Свердловск : Изд-во УГУ, 1966. Сб. 1. С. 105-117; Горячкина М. С. Xудожественная проза народничества. М., 1970; Маевская Т. П. Идеи и образы русского народнического романа (70-80-е гг. XIX в.). Киев, 1975; Затеева Т. В. Типология личности в народническом романе. Улан-Удэ, 2000.
5. Юрковский Ф. Н. Булгаков. М.-Л., 1933. 306 с.
УДК 372.881.161.1
ББК 74
Т. М. Иванова
Применение (учебных лингвострановедческих) текстов в преподавании русского языка как иностранного в аспекте межкультурной коммуникации
При обучении русскому языку филологов-иностранцев необходимо сформировать у них лингвострановедческую компетенцию высокого уровня. Лингвострановедческая компетенция рассматривается как часть профессиональной методической компетенции филолога-иностранца, а также предусматривает владение лингвострановедческой теорией и умением реализовать её в языковой среде. Для владения лингвострановедческой теорией на практике необходимо сформировать у студента-иностранца этнокультурный минимум. Этнокультурный минимум предполагает приобретение знаний о культуре, истории народа той страны, где обучается студент-иностранец через литературные произведения, средства массовой информации, письменное и устное общение. Лингвострановедческие тексты способствуют осознанию иностранными студентами ценностей русской культуры в процессе обучения русскому языку как иностранному.
Ключевые слова: лингвострановедческая компетенция, этнокультурный минимум, культура, русский язык как иностранный.