Научная статья на тему 'Л. П. Лашук: от этнической истории к исторической социологии'

Л. П. Лашук: от этнической истории к исторической социологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
233
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЯ КОМИ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ / ЭТНОГЕНЕЗ / ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ / KOMI ETHNOGRAPHY / ETHNIC HISTORY / ETHNOGRAPHIC ZONING / ETHNOGENESIS / THEORY AND METHODOLOGY / HISTORICAL SOCIOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Миронова Н. П., Карлов В. В.

Статья посвящена анализу научного наследия этнолога Льва Павловича Лашука (1925 1990). Показана разработка ученым проблемы этнической истории коми и русского населения Печоры и Ижмы, вымских, верхневычегодских, сысольских и прилузских коми. Выявлен существенный вклад исследователя как теоретика этнологической науки в изучение вопросов теории и методологии. Показан его вклад в разработку историко социологического подхода в этнологических исследованиях, который предполагает рассмотрение этничности в контексте широкого поля социальных взаимодействий. Одним из результатов разработки этих методов стала публикация Л.П. Лашуком книги «Введение в историческую социологию».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

L.P. LASHUK (1925-1990): FROM ETHNIC HISTORY TO THE HISTORICAL SOCIOLOGY

The paper deals with the analysis of the scientific heritage of ethnologist L.P. Lashuk. The development of the problem of ethnic history of the Komi and Russian population of the Pechora and Izhma, Vym, Upper Vychegda, Sysola and Luza Komi is shown. L.P. Lashuk's significant contribution as a theorist of ethnological science in the study of theory and methodology is revealed. Complex method in L.P. Lashuk's research includes deep mastering of the methodological bases of each of the involved sciences, critical analysis of materials and sources, close collaboration with specialists of related historical disciplines. L.P. Lashuk's contribution to the development of historical and sociological approach in ethnological studies, which involves the consideration of ethnicity in a wide range of social interactions is shown. The publication of L.P. Lashuk's book “Introduction to historical sociology” became one of the results of the development of these methods.

Текст научной работы на тему «Л. П. Лашук: от этнической истории к исторической социологии»

УДК 39:316.2(092X470.13-25)

DOI 10.19110/1994-5655-2019-4-72-80

Н.П. МИРОНОВА*, В.В. КАРЛОВ**

Л.П. ЛАШУК: ОТ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ К ИСТОРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

*ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

**Московский государственный университет

им. М.В. Ломоносова, г. Москва

[email protected], [email protected]

Аннотация

Статья посвящена анализу научного наследия этнолога Льва Павловича Лашука (1925-1990). Показана разработка ученым проблемы этнической истории коми и русского населения Печоры и Ижмы, вымских, верхневычегодских, сысоль-ских и прилузских коми. Выявлен существенный вклад исследователя как теоретика этнологической науки в изучение вопросов теории и методологии. Показан его вклад в разработку ис-торико-социологического подхода в этнологических исследованиях, который предполагает рассмотрение этничности в контексте широкого поля социальных взаимодействий. Одним из результатов разработки этих методов стала публикация Л.П. Лашуком книги «Введение в историческую социологию».

Ключевые слова:

этнография коми, этническая история, этнографическое районирование, этногенез, теория и методология, историческая социология

Abstract

N.P. MIRONOVA*, V.V. KARLOV**

L.P. LASHUK (1925-1990): FROM ETHNIC HISTORY TO THE HISTORICAL SOCIOLOGY

*Federal Research Centre Komi Science Centre,

Ural Branch, RAS, Syktyvkar

**M.V.Lomonosov Moscow State University,

Moscow

The paper deals with the analysis of the scientific heritage of ethnologist L.P. Lashuk. The development of the problem of ethnic history of the Komi and Russian population of the Pechora and Izhma, Vym, Upper Vychegda, Sysola and Luza Komi is shown. L.P. Lashuk's significant contribution as a theorist of ethnological science in the study of theory and methodology is revealed. Complex method in L.P. Lashuk's research includes deep mastering of the methodological bases of each of the involved sciences, critical analysis of materials and sources, close collaboration with specialists of related historical disciplines. L.P. Lashuk's contribution to the development of historical and sociological approach in ethnological studies, which involves the consideration of ethnicity in a wide range of social interactions is shown. The publication of L.P. Lashuk's book "Introduction to historical sociology" became one of the results of the development of these methods.

Keywords:

Komi ethnography, ethnic history, ethnographic zoning, ethnogenesis, theory and methodology, historical sociology

Введение

Лев Павлович Лашук - ученый с очень широким диапазоном научных интересов. Среди них -проблемы исторической этнографии финно-угорских народов и населения европейского Севера России, этнография народов Сибири и Дальнего Востока, этнография Африки, история отечественной этнографии, вопросы теории и методологии науки. Но какими бы конкретно-историческими или теоретико-методологическими сюжетами он ни занимался, научный метод, отработка подходов к

объекту изучения всегда стояли у него в ряду исследовательских приоритетов.

Терминологические дискуссии и методологические поиски имеют большое значение для развития этнологии, однако содержание и качество терминологии важно не только для научного познания, оно отражается в управленческой практике государства, в законотворчестве, в представлениях об этносе в общественном сознании. Изменение общественно-политического контекста со второй половины 1980-х гг. сопровождалось всесторонней критикой советского «тоталитарного наследия» в отечественной этнологии, которая в своих радикальных проявлениях отчасти перерастала в отрицание вековых традиций отечественной науки [1]. Произошел отход от марксистского монизма и на советскую этнографическую науку навешивались «ярлыки примордиализма». При этом не учитывались многолетние достижения отечественных исследователей в области теоретической этнологии. Постепенно ситуация начинает меняться и в данном контексте особенно актуально обращение к научному наследию д.и.н., профессора Льва Павловича Лашука, одного из зачинателей профессиональных историко-этнологических исследований в Республике Коми, а в 1960-1980-е гг. - ведущего преподавателя и профессора кафедры этнографии МГУ им. М.В. Ломоносова. Анализ его творческого пути позволяет не только проследить историю становления региональных этнографических изысканий, но и оценить вклад исследователя в развитие советской теоретической этнологии. Поэтому в данной работе рассмотрены, с одной стороны, материалы о разработках Л.П. Лашука по изучению этнической истории Печорского края, с другой, -вклад ученого в теоретическую разработку истори-ко-социологических подходов к исследованию исторической и современной этнокультурной действительности.

Источниковой базой исследования послужили основные опубликованные с 1958 по 1989 гг. научные труды Л.П. Лашука [2-6, 25]; рукопись дипломного сочинения [7], рукописи научных работ за 19501960 гг., отложившиеся в фонде №1 Президиума Коми НЦ УрО РАН (опись №13) [8].

Лев Павлович Лашук остался в памяти своих коллег и учеников как неординарная яркая личность и учитель с большой буквы, ему посвящен ряд биографических очерков и воспоминаний [9-13], к разработке историко-социологического подхода в этнографических исследованиях ученого обращался один из его учеников, д.и.н., профессор МГУ им. М.В. Ломоносова В.В. Карлов [14]. При этом на сегодняшний день в условиях терминологических поисков в отечественной этнологической науке стоит задача комплексного исследования и анализа эволюции теоретико-методологических оснований в трудах Л.П. Лашука.

В творческой биографии Льва Павловича можно выделить три хронологических этапа: 1) 19451950 гг. - становление ученого, обучение на историческом факультете Московского государственного университета, специализация на кафедре этно-

графии; 2) 1950-1960 гг. - «сыктывкарский период» -работа в Коми филиале АН СССР; 3) 1960-1990 гг. -«московский период» - преподавательская и научная деятельность на историческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова.

Родился Лев Павлович Лашук 7 декабря 1925 г. в с. Песочная Бежецкого уезда Брянской губернии. Отец его был техником-землеустроителем, мать вела домашнее хозяйство. В 1931 г. семья переехала в Москву, оттуда перебралась в г. Дмитров Московской области. В начале Великой Отечественной войны отец ушел добровольцем на фронт, самого Льва в 1942 г. тоже призвали на военную службу, но из-за сильной близорукости он получил отсрочку от мобилизации до окончания учебы в школе. Летом 1943 г. он работал в районной газете корреспондентом и литсотрудником, уже тогда проявилось его художественное чутье. Близкие, ученики и коллеги помнят, какие замечательные стихи он писал, он хорошо знал литературу и имел несомненный литературный вкус. После окончания школы летом 1944 г. был направлен райвоенкоматом на работу в Москву, работал землекопом, плотником, слесарем, затем уполномоченным по мобилизации рабочей силы в системе Особого строительно-монтажного управления. В 1945 г. работал на строительстве газопровода Саратов - Москва [15, с.101 ].

Становление ученого

В 1945 г. Л.П. Лашук поступил на исторический факультет Московского государственного университета, специализировался по этнографии финно-угорских народов. Его учителями были блестящие исследователи и педагоги С.А.Токарев, С.П.Толс-тов, М.О.Косвен, Н.Н.Чебоксаров*. Под руководством Н.Н.Чебоксарова была написана дипломная работа. Студент Лашук сразу обратил на себя внимание преподавателей, отличался любознательностью и эрудированностью. По воспоминаниям К.И. Козловой (она окончила кафедру на четыре года раньше), М.О. Косвен с 1-го курса звал Лашука не иначе как «профессор».

Дипломное сочинение Л.П. Лашука было посвящено этнической истории народа коми и этнокультурным связям коми и русских. Тема работы соотносилась со сферой интересов научного руководителя, полевые исследования Н.Н. Чебоксаро-ва среди народов Приуралья, особенно коми, легли в основу доказательства расового полиморфизма финских народов. С финно-угорскими исследованиями Н.Н. Чебоксарова связана была и его работа среди русского населения северных районов. В конце 1940-х - начале 1950-х гг. перед советской этнографией стояли задачи комплексного методического обследования народов СССР. В этом смысле

Чебоксаров Николай Николаевич (1907-1980) - крупный советский антрополог и этнограф, специалист по антропологии древних и современных народов Восточной Европы и Прибалтики, Восточной и Юго-Восточной Азии, расоведению, этногенезу и общим вопросам этнографии. Совместно с М.Г. Левиным сформулировал принципы этнографической классификации народов по хозяйственно-культурным типам и историко-этнографическим областям.

тема дипломной работы Л.П. Лашука «Основные этапы этнической истории коми» звучала более чем актуально. Рукопись до сегодняшнего дня хранится на кафедре этнологии исторического факультета Московского государственного университета, она представляет собой машинописный текст на 168 листах и 13 листов рукописных приложений (карты, список источников и библиографии). В приложениях размещены карандашные рисунки: 1) Карта расселения северных племен Х1-ХМ вв. и русские торговые пути; 2) Карта Коми АССР [7].

В дипломной работе Л.П. Лашук, рассматривая этнокультурные связи коми и русских, впервые выделил в исторической ретроспективе основные этапы этнической истории коми, осветил вопросы этногенеза коми с привлечением широкого круга источников, известных к концу 1940-х гг. по целому ряду дисциплин - археологии, антропологии, истории, этнографии, языкознанию. Молодой исследователь в своей первой работе показывает объективные закономерности исторических явлений, все многообразие связей между разными формами государства и его экономическим базисом в рамках социально-экономических формаций, с применением категорий исторического материализма [16]. Поскольку историко-этнографическая работа Л.П. Ла-шука предполагала привлечение данных и концепций языкознания, то он не мог не указать в методологических основаниях своего исследования актуальное в то время новое учение о языке Н.Я. Мар-ра по проблеме древнейших языков Волго-Камья и Приуралья [7, с.3]. Сторонники «нового учения о языке» активно призывали интенсивно изучать малые языки, к этой теории многие присоединялись из-за универсализма, интернационализма, необходимости ускорить развитие языков малых народов, подтянуть их до уровня развитых цивилизованных языков [17, с.36]. Историков в марровской теории тогда привлекало то, что языковедческие и этнографические исследования рассматриваются в тесной взаимосвязи, история языка прямо связана с историей материальной культуры, историей общества. Сегодня признается, что общей трагедией отечественной науки о языке 1930-х - начала 1950-х гг. стало то, что по ряду причин идеологического характера идеи академика Н.Я. Марра внедрялись в качестве догм, а «новое учение о языке» было в большей степени идеологизированным, чем научным [18, с.7]. В последующем, уже будучи научным сотрудником Коми филиала АН СССР, Л.П. Лашук критически высказывался о языковой теории Н.Я. Марра, указывая на ее объективные недостатки и научную несостоятельность [8. Д. 184. Л.20-21].

Одним из основных выводов ученого было заключение о том, что народы коми сложились в процессе социально-экономического развития местного автохтонного населения Прикамья, Приуралья и Вычегодского бассейна, уже с древнейших времен находившегося в хозяйственном и культурном взаимодействии с племенами Восточной Европы, Средней Азии и Сибири [7, с.61]. Возможности национальной консолидации коми-зырян, по мнению Л.П. Лашука, были заложены в советском государ-

ственном и общественном строе, в социалистическом способе производства, и нашли свое выражение в областной автономии коми-зырян 1921 г., с 1936 г. - автономной республике [7, с.169]. Уже в дипломном сочинении студента Лашука проявляется комплексность, глубина анализа этнографического материала, а также принцип историзма - ведущий при характеристике этногонических процессов.

Фото. 1. Л.П.Лашук, 1950-е гг. Фото из личного архива Л.Н.Жеребцова. Фото предоставлено И.Л. Жеребцовым.

Photo 1. L.P.Lashuk, 1950s. Photo from L.N.Zhereb-tsov's personal archive. Presented by I.L.Zherebtsov.

Сыктывкарский период

В 1950 г. Лев Павлович Лашук успешно окончил обучение на отделении этнографии исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, где он получил серьезную научно-теоретическую подготовку. Кафедра этнографии, созданная в 1939 г. по инициативе известного этнографа, археолога и историка С.П. Толстова, наряду с Институтом антропологии и этнографии АН СССР, составляла организационную основу этнологической науки в СССР. Характерной чертой всей научной деятельности кафедры были сочетание общей этнографической проблематики с разработкой региональных истори-ко-археологических вопросов, целенаправленная установка на расширение и укрепление связей эт-

нографии с другими общественными и естественными дисциплинами - археологией, языкознанием, антропологией, географией и т.д [19, с.131].

Обладая такой комплексной исследовательской установкой, молодой выпускник исторического факультета в 1950 г. получил направление на работу в Коми филиал АН СССР. Он приехал в Сыктывкар, уже имея определенный научно-исследовательский опыт и серьезную методическую базу, чем заметно выделялся среди молодых коллег. Работа в Сыктывкаре стала для него временем исследовательского поиска, сбора полевого и архивного материала по проблемам этногенеза народов Северного Приуралья. Л.П. Лашук начал профессиональную деятельность в должности младшего научного сотрудника сектора языка, письменности, литературы и истории Коми филиала АН СССР, с 1956 г. он - старший научный сотрудник отдела языка, литературы и истории Коми филиала АН СССР [20, с.394]. В 1950-1959 гг. совместно с Л.Н. Жеребцовым** Л.П.Лашук разрабатывал проблемы этнической истории коми и русского населения Печоры и Ижмы, вымских, верхневычегодских, сысольских и прилузских коми, провел ряд этнографических экспедиций в эти районы, осуществил сплошное этнографическое обследование территории республики [8. Д.37-52]. За несколько лет работы успешного научного тандема - Л.П. Лашук и Л.Н. Жеребцов -им удалось очень многое. Ученые побывали во всех районах Коми АССР, собрали богатейший материал о быте, культуре, хозяйстве, этнической истории местного населения. Также они занимались археологической разведкой, открыли несколько археологических памятников [21, с.29-39].

В историографии этнографического изучения коми, наряду с Л.Н. Жеребцовым, Л.П. Лашук занимает почетное место одного из основоположников этнографического районирования Республики Коми и основателей первого профессионального коллектива этнографов Коми филиала АН СССР. На начальном этапе институциализации этнографии коми в сфере внимания исследователей находились этническая история, принципы выделения этнографических групп коми, жилище и поселения, календарная обрядность и народные художественные традиции, а также религиозность, которая тогда изучалась в форме «религиозных пережитков» [22, с.11]. Л.П. Лашуком и Л.Н. Жеребцовым в ходе работ по этнографическому районированию территории расселения коми были выделены семь основных этнографических районов: прилузский, сысоль-ский, вымский, удорский, ижемский, верхнепечорский

Жеребцов Любомир Николаевич (1925-1991), ученый-этнограф, основоположник коми региональной этнографической школы, канд. ист. наук (1952). С 1952 по 1990 гг. работал в Коми НЦ УрО АН СССР, в 1971-1988 гг. руководил сектором этнографии. Научные интересы охватывали традиционную материальную и духовную культуру коми, этнографическое районирование, этническую историю, вопросы исторического расселения коми, историко-культурного взаимодействия коми с соседними народами.

Фото. 2. Л.П. Лашук с первой женой О.Н. Воздвиженской, 1950-е гг. Фото из личного архива Л.Н. Же-ребцова. Фото предоставлено И.Л. Жеребцовым. Photo 2. L.P.Lashuk with his first wife O.N.Vozdvi-zhenskaya, 1950s. Photo from L.N.Zherebtsov's personal archive. Presented by I.L.Zherebtsov.

и вычегодский [23]. Дальнейшее изучение вопроса позволило выявить внутри больших районов более мелкие подрайоны (например, в Удорском районе выделены вашский и верхнемезенский микрорайоны; в Вычегодском - локчимский и др.) и уточнить границы основных районов [24, 25].

Работы в области этнической истории финно-угорских народов сделали имя Л.П. Лашука широко известным в отечественной науке. Однако значение его трудов этим не ограничивается. Исследования ученого до сих пор остаются образцом изучения проблем этнической и этнокультурной истории народов с точки зрения методико-методоло-гического подхода к предмету, ставшего одним из важнейших направлений отечественной этнологической науки II пол. ХХ в. Этот подход отличает не только комплексность в прямом смысле, требующий широчайшей эрудиции в самых разных смежных областях знания (археология, лингвистика, фольклористика, антропология, ономастика), но и высокий уровень теоретического осмысления предмета исследования. Пристальное внимание к проблемам качественного состояния этноса и этнических связей, их видоизменения на различных этапах истории и под влиянием конкретных условий и факторов, определяющих ход и особенности протекания этнолингвистических и этнокультурных взаимодействий, так же как характерные типологические признаки их развертывания во времени и пространстве, - вот отличительные черты творческого почерка Л.П. Лашука, свойственные его работам с молодых лет [26, с.3]. В сыктывкарский период работы особенно подробно он рассмотрел этниче-

скую историю Печорского края: процессы заселения бассейна Печоры, духовную и материальную культуру, быт, хозяйство местного населения XVII-XIX столетий, культурное взаимодействие. Обширный Печорский край, отличаясь богатством природных условий и этническим своеобразием многоязычного населения, заслуживал профессионального внимания ученых разных специальностей, в том числе этнологов. Промышленно-экономическое и культурное его развитие стало прогрессировать в годы советской власти с созданием Печорского промышленного района. Данная тема непосредственно была связана с научно-исследовательскими задачами, стоящими перед Коми филиалом АН СССР в аспекте комплексного изучения производительных сил Коми АССР [20, с.3б4].

При подготовке кандидатской диссертации в ходе анализа этнической истории населения Печорского края - русских, коми, ненцев - Л.П. Лашук отработал основные принципы подхода к предмету, расширил и разнообразил комплексный методический инструментарий своей исследовательской лаборатории.

Исследователь разграничивал понятия «этногенез» и «этническая история». Этногенезом, по его мнению, следует считать процесс возникновения и формирования определенной этнической общности (этнической группы или народности), сложившейся на основе ряда исходных компонентов (племен и групп) различного происхождения. Многие народности Севера сложились в эпоху средневековья и за несколько веков прошли большой путь не только социально-экономического, но и этнического развития. В процессе этого развития происходило оформление (как и изменение) их этнической территории и границ, завязывались взаимоотношения с соседними народами, что не могло не привести к смешению населения в полосе этнических контактов, образованию смешанных и переходных этнических групп. Наконец, некоторые из этих народностей по-разному вписывались в структуру крупных общностей как этнического, так и регионального, государственно-административного, национального уровня. Процессы такого порядка вряд ли следует включать в понятие «этногенез». Они входят в понятие «этническая история», составной частью которого представляется этногенез [8. Д.32. Л.7]. По мнению исследователя, только полное, систематическое изложение положений и фактов, касающихся этнического развития какого-либо народа или этнической группы с древнейших времен до современности, анализ и объяснение этих фактов и явлений, с позиций исторического материализма, могут дать нам ясное представление об этнической истории данного народа.

В авторском предисловии к книге «Очерк этнической истории Печорского края», изданной в 1958 г. в Сыктывкаре, Л.П. Лашук характеризовал свой труд как «историко-этнографическое исследование, в котором главное внимание уделяется вопросам этногенеза в широком смысле, а ход социально-экономической истории освещается в весьма сжатом объеме, необходимом для понимания глубокой подосновы процесса этнического развития,

являющегося лишь одной из сторон общего исторического процесса» [2, с.3]. В сыктывкарский период работы в Коми филиале АН СССР Л.П. Лашук написал 31 научную работу, из них 20 опубликовано, в том числе монография «Очерк этнической истории Печорского края» (1958). Ученый немало сил приложил к разработке «Очерков по истории Коми АССР». По поручению руководства Коми филиала АН СССР он составил проспект первого тома этой работы - от происхождения коми до гражданской войны, написал три раздела. В 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию по специальности «этнография» на тему «Этническая история Печорского края» [2]. Разработанный исследователем подход реализован им и при подготовке докторской диссертации, посвященной этнической истории и консолидации коми-зырянского этнокультурного сообщества. Практически этот труд на тему «Этническая история и национальная консолидация коми (зырян)» был им почти завершен еще в годы работы в Сыктывкаре. Защита прошла в 1964 г. уже в Москве, куда ученый переехал в 1960 г. по приглашению заведующего кафедрой этнографии С.А. Токарева. На этой кафедре Лев Павлович проработал до конца жизни сначала доцентом, затем профессором.

В монографии 1972 г. «Формирование народности коми»[3], посвященной этой проблеме, ученый предложил более емкое содержание понятия «этническая история», которое включает не только раскрытие этногенеза народов, но и процессы развития этнических (по существу этно-социальных) общностей от древних племенных образований до современных народностей и наций, процессов этнических дроблений, сближений, ассимиляций и консолидаций [3, с.289]. Данное положение Л.П. Ла-шука стало центральным в его анализе этнических и этнокультурных процессов в исторической перспективе.

Подводя итоги анализа истории формирования этноса коми, автор обращает внимание на то, чем именно его подход отличен от существовавших до этого методов освещения данных процессов. Основное отличие виделось им в том, что авторы, касавшиеся таких сюжетов, представляли себе процесс этногонии несколько линейно, как единое движение от племени к более высоким формам сообщества. «Прежде всего, следует согласиться, что понятие "этническая история" имеет куда более емкое содержание. Как научная проблематика, "этническая история" включает не только раскрытие этногенеза народов, но и процессов развития этнических (по существу этно-социальных) общностей от древних племенных образований до современных народностей и наций, процессов этнических дроблений, сближений, ассимиляций и консолидаций» [3, с.288-289]. В основании такого подхода к главному объекту науки этнографии (этнологии) лежало, прежде всего, отношение автора к этому объекту как к живому и постоянно развивающемуся в своем движении во времени и пространстве социальному организму, далеко не ограничивавшемуся ни на одном этапе этого развития каким-либо стандартным «набором» явлений.

Московский период

С переездом в Москву начинается третий период в научной и педагогической деятельности Льва Павловича. Ученики вспоминают его как блестящего лектора, который мастерски умел заинтересовать слушателей увлекательной формой изложения, своей огромной эрудицией [26, 27]. Л.П. Ла-шук руководил дипломниками и аспирантами, подготовил ряд работ по теории этнографической науки и внедрению социологии в сферу этнологического познания. Опубликовал труды «Формирование народности коми» (1972) [3], «Введение в историческую социологию» (1977) [4].

В 1960-1970-х гг. отечественная этнографическая наука вплотную подошла к проблеме разработки методов исследования этнокультурной современности. Перед наукой встает задача осмысления хода и закономерностей происходивших перемен, а также разработки способов и приемов исследования новой реальности в этнокультурных процессах. Институт этнографии АН СССР, руководить которым в 1960-е гг. пришел Ю.В. Бромлей, предложил свой выход из гносеологических лабиринтов, видевшийся в обращении к социологии и социологическим методам исследования этнической и этнокультурной действительности [28]. В институт были привлечены видные социологи Ю.В. Ару-тюнян и О.И. Шкаратан, а также был создан «Сектор конкретно-социологических исследований культуры и быта народов СССР». Не была в стороне от новых веяний в науке и университетская кафедра, где работал Л.П. Лашук. Именно он был инициатором проекта открытия при кафедре социологической лаборатории, в необходимости чего убедил заведующего кафедрой профессора С.А. Токарева. Однако тогда, в 1970-е гг., этот проект осуществлен не был. Фактически единственным на то время результатом разработки профессором Л.П. Лашуком социологической проблематики применительно к задачам как исторической этнографии, так и этнографии современности, стал подготовленный им курс «Историческая социология» для студентов-этнографов. Постановка проблематики, связанной с историко-социологическим видением объекта и предмета изучения, основанная на глубоко отработанном Л.П. Лашуком комплексном подходе, т.е. учете и анализе всех без исключения связей и зависимостей в социуме, стала логическим развитием его системных представлений о феномене этноса и этнического. Свои взгляды Лев Павлович подробно и последовательно изложил в подготовленном и опубликованном в 1977 г. в двух частях учебном пособии «Введение в историческую социологию» [4]. По мысли автора, понятийная система исторической социологии и вытекающие из нее конкретные методы историко-этнографического анализа были насущно необходимы как этнографам, которым нередко остро не хватало системного видения и понимания изучаемых ими явлений и процессов, так и историкам, далеко не всегда обладавшим необходимой этнографической эрудицией и практическим опытом в процессе исследования конкретно-истори-

Фото. 3. Профессор Л.П. Лашук на кафедре этнографии МГУ им. М.В. Ломоносова, 1988 г. Фото из личного архива В.В. Карлова.

Photo 3. Prof. L.P.Lashuk at the Department of Ethnography of M.V.Lomonosov Moscow State Unversity, 1988. Photo from V.V.Karlov's personal archive.

ческой действительности. Хотя работа издана как учебное пособие, но по существу она стала системным теоретико-методологическим изложением подхода к объекту исследования, показавшим необходимость историко-социологического «измерения» современных процессов этнической и национальной жизни. Этими задачами Л.П. Лашук и обосновывал идею создания при кафедре этнографии МГУ социологической лаборатории.

Но то, что не удалось организационно осуществить в начале 1970-х гг., профессор получил шанс внедрить в научно-преподавательскую практику 10 лет спустя. В 1981 г., когда приближался юбилей создания СССР, по инициативе декана факультета Ю.С. Кукушкина одна из лабораторий, завершившая свою научную программу, была преобразована в лабораторию истории советского народа как новой исторической общности, а ее заведующим был назначен Л.П.Лашук [6, с.32-60]. Льву Павловичу удалось организовать и провести в 1981— 1982 гг. две историко-социологические экспедиции (в Ставропольском крае и Карачаево-Черкесии) и собрать методом анкетирования интересный полевой материал, который позволил зафиксировать влияние форм общения на идентификацию человека с социальными группами разного уровня. Опыт этого опроса был доложен В.В. Карловым в 1983 г. на одной из всесоюзных конференций в Баку [29].

В течение 1980-х гг. профессор Л.П. Лашук много работал над подготовкой большого труда по истории отечественной этнологической науки, делал выписки из различных публикаций этнографов, из проблемных работ по науковедению. Последняя его работа по этим сюжетам вышла в свет в 1989 г. [30]. Но с конца 1980-х гг. состояние здоровья Льва Павловича постепенно ухудшалось, он перешел на

ставку профессора-консультанта, однако продолжал работать и был всецело поглощен подготовкой большой работы по истории отечественной этнологии. 7 декабря 1990 г. ему исполнилось 65, а через три дня его не стало...

Заключение

В своих трудах Лев Павлович Лашук во многом предвосхитил направление в этнологии, которое связывается с аспектами социально-антропологического видения предмета. Своими трудами он убедительно показал, что этническое есть лишь одно из многочисленных проявлений собственно социального. Уже в своей работе по этнической истории населения Печорского края ученый выработал стройную комплексную методологию на основе общепринятой в советской исторической науке ис-торико-материалистической парадигмы. Но при этом в научном творчестве Льва Павловича с первых его работ и до последних конкретные сюжеты неразрывно связаны с разработками теоретического характера, с интересом к постижению взаимосвязей явлений и процессов этнокультурной истории и действительности. Во многом введением подобной проблематики в исследования по этнической истории наша наука в немалой степени обязана работам Л.П. Лашука.

Следует отметить, что Лев Павлович всегда был убежденным сторонником историко-материа-листического подхода к этнокультурной истории человечества. В марксистской научной традиции его привлекала стройная диалектика сущности изучаемых явлений и процессов, целостного постижения пред-мета в его историко-культурной эволюции. Мар-ксист-ская парадигма была для него отнюдь не какой-то застывшей догмой, он видел в ней в первую очередь инструмент свободного не ограниченного ничем познания мира человеческой истории и форм человеческого бытия.

Характеризуя весь творческий путь профессора Л.П. Лашука, следует отметить, что системное видение объекта исследования, проявившееся уже в его ранних работах, органически привело к разработке теоретико-методологических подходов в полномасштабном целостном научном отражении и реконструкции социально-этнических процессов. И в этом отношении научное наследие ученого остается востребованным. Можно не сомневаться, что исследователи сложных проблем этнолого-антро-пологического постижения действительности, работая над подходами к этнокультурным реалиям, еще неоднократно смогут найти в его работах немало плодотворных идей, стимулирующих и облегчающих научный поиск.

Работа выполнена при поддержке Программы фундаментальных исследований УрО РАН, проект №18-6-6-2.

Литература

1. Чешко С.В. От советской этнографии к российской этнологии // Этнографическое обозрение. 2002. № 2. С. 8-10.

2. Лашук Л.П. Очерк этнической истории Печорского края. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1958. 196 с.

3. Лашук Л.П. Формирование народности коми. М.: Издательство Московского университета, 1972. 291 с.

4. Лашук Л.П. Введение в историческую социологию. Вып.1. Историография и методология исторической социологии. Вып.2. Конкретные проблемы исторической социологии. М.: Издательство МГУ, 1977.

5. Лашук Л.П. К определению основного объекта познания в этнографической науке//Вест-ник Московского университета. Серия.8. История. 1979. №5. С.30-43.

6. Лашук Л.П. Об исторической необходимости возникновения социально-интернациональной общности трудящихся СССР // Социальные аспекты истории советского народа как новой социально-интернациональной общности людей / Отв. ред. Ю.С. Кукушкин. М.: Издательство МГУ, 1982.

7. Лашук Л.П. Основные этапы этнической истории коми. Дипломная работа. Машинопись. Московский ордена Ленина государственный университет им. М.В. Ломоносова. Исторический факультет. Кафедра этнографии. М., 1950. 181 с.

8. Научный архив Коми НЦ УрО РАН. Ф.1. Оп. 13. Д. 10.; Д. 22.; 29.; 32.; 37.; Д. 38.; Д. 48.; Д. 49.; Д. 50.; Д. 51.; Д. 52.; Оп.1. Д. 184.

9. Карлов В.В. Лев Павлович Лашук // Советская этнография. 1991. № 6. С.137-140.

10. Карлов В.В. Лев Павлович Лашук // Этнографическое обозрение. 2001. № 3. С.3-6.

11. Савельева ЭА Лев Павлович Лашук // Вестник Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН. Сыктывкар, 2005. №2. С. 25-27.

12. Жеребцов И.Л. Этнограф Л.П. Лашук (биографический очерк) // Очерки по истории изучения этнографии коми. Сыктывкар: ООО «Издательство «Кола», 2007. С. 108119. 352 с.

13. Мартынова Е.П. Об учителе // Очерки по истории изучения этнографии коми. Сыктывкар: ООО «Издательство «Кола», 2007. С. 120-124. 352 с.

14. Карлов В.В. Научное наследие Л.П. Лашука: разработка историко-социологических подходов в этнологии // Вестник антропологии. 2017. № 1. С.125-135.

15. Ученые Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН. Биографический справочник. Сыктывкар, 2000. 212 с.

16. Городецкий Е.Н. Вопросы методологии исторического исследования в послеоктябрьских трудах В.И. Ленина // Вопросы истории. 1963. № 6. С.16-34.

17. Жеребцов И.Л., Цыпанов ЕА. Алексей Семенович Сидоров. Сыктывкар, 1995. 52 с. (Серия «Люди науки» / Коми научный центр УрО РАН. Вып. 9).

18. Алпатов В.М. Актуально ли учение Марра // Вопросы языкознания. 2006. №1. С. 3-15.

19. Жданко ТА., Рапопорт ЮА., Чебоксаров Н.Н. Сергей Павлович Толстов (К 60-летию со дня рождения) // Советская этнография. 1967. №1. С.130-138.

20. Документальная история Коми научного центра УрО РАН. Коми филиал АН СССР в 1944-1964 гг. Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2009. 456 с.

21. Жеребцов И.Л. Дороги этнографа Любомира Жеребцова (вступ. статья)// Л.Н. Жеребцов. Дороги этнографа. Сыктывкар: Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, 2005. 420 с.

22. Шабаев Ю.П., Шарапов В.Э. Основные этапы этнографического изучения европейского Северо-Востока. Пленарный доклад на Первом съезде историков Республики Коми (Сыктывкар, 31 марта - 4 апреля 2015 г.). Сыктывкар: ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН, 2015. 16 с. (Материалы к научным конференциям. Вып. 35).

23. Лашук Л.П. Принципы историко-этнографи-ческого районирования Коми АССР // Известия Коми филиала Всесоюзного географического общества. 1960. Вып.6.

24. Жеребцов Л.Н. Хозяйство, культура и быт удорских коми в XVIII - начале XX века. М.: Наука, 1972.128 с.

25. Жеребцов Л.Н. Локчимский этнографический микрорайон // Известия Коми филиала Всесоюзного географического общества. 1967. Вып.11.

26. Карлов В.В. Лев Павлович Лашук // Этнографическое обозрение. 2001. № 3. С.3-6.

27. Карлов В.В. Научное наследие Л.П. Лашука: разработка историко-социологических подходов в этнологии // Вестник антропологии. 2017. № 1. C.125-135.

28. Бромлей Ю.В., Шкаратан О.И. О соотношении истории, этнографии и социологии // Советская этнография. 1969. №3. С.3-19.

29. Карлов В.В. Формы общения и их влияние на развитие этнокультурной среды (по материалам исследования на Северном Кавказе)// Личность в системе национальных отношений. Актуальные проблемы национального и интернационального в духовном мире советского человека. Вып.3. Баку: «Элм», 1985.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Лашук Л.П. Проблема становления русской этнологической науки //Историография этнографического изучения народов СССР и зарубежных стран. М., 1989.

References

1. Cheshko S.V. Ot sovetskoi etnografii k ros-siiskoi etnologii [From the Soviet ethnography to the Russian ethnology] // Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographic review]. 2002. № 2. P. 8-10.

2. Lashuk L.P. Ocherk etnicheskoi istorii Pe-chorskogo kraya [Essay on the ethnic history of the Pechora region]. Syktyvkar: Komi Book Publ. House, 1958. 196 p.

3. Lashuk L.P. Formirovanie narodnosti komi [Formation of the Komi ethnicity]. Moscow: Moscow Univ. Publ., 1972. 291 p.

4. Lashuk L.P. Vvedenie v istoricheskuyu sot-siologiyu. Vyp.1. Istoriografiya i metodolo-giya istoricheskoi sotsiologii. Vyp.2. Kon-kretnye problemy istoricheskoi sotsiologii [Introduction to historical sociology. Issue 1. Historiography and methodology of historical sociology. Issue 2. Specific problems of historical sociology]. Moscow: Moscow Univ. Publ., 1977.

5. Lashuk L.P. K opredeleniyu osnovnogo ob"ekta poznaniya v etnograficheskoi nauke [To the definition of the main object of knowledge in ethnographic science] // Bull. of Moscow Univ. Series 8. History. 1979. №5. P.30-43.

6. Lashuk L.P. Ob istoricheskoi neobkhodimosti vozniknoveniya sotsial'no-internatsional'noi obshchnosti trudyashchikhsya SSSR // So-tsial'nye aspekty istorii sovetskogo naroda kak novoi sotsial'no-internatsional'noi obsh-chnosti lyudei [About the historical necessity of the emergence of social and international community of workers of the USSR // Social aspects of the history of the Soviet people as a new social and international community of people] / Ed. Yu.S. Kukushkin. Moscow: Moscow Univ. Publ., 1982.

7. Lashuk L.P. Osnovnye etapy etnicheskoi istorii komi. Diplomnaya rabota. Mashinopis'. Mos-kovskii Ordena Lenina gosudarstvennyi uni-versitet im. M.V. Lomonosova. Istoricheskii fakul'tet. Kafedra etnografii [The main stages of the ethnic history of the Komi. Diploma work. Typewriting. M.V.Lomonosov State Univ. Faculty of History. Dept. of Ethnography]. Moscow, 1950. 181 p.

8. Nauchnyi arkhiv Komi NTs UrO RAN [Sci. Archive of the Komi Sci. Centre, Ural Branch, RAS]. F.1. Op. 13. D. 10., 22., 29., 32., 37., 38., 48., 49., 50., 51., 52.; Op.1. D. 184.

9. Karlov V.V. Lev Pavlovich Lashuk // Sovet-skaya etnografiya [Soviet ethnography]. 1991. № 6. P.137-140.

10. Karlov V.V. Lev Pavlovich Lashuk // Etno-graficheskoe obozrenie [Ethnographic review]. 2001. №3. P.3-6.

11. Savelyeva EA. Lev Pavlovich Lashuk // Bull. of Inst. of Language, Literature and History, Komi Sci. Centre, Ural Branch, RAS. Syktyvkar, 2005. №2. P. 25-27.

12. Zherebtsov I.L. Ethnographer L.P. Lashuk (biograficheskii ocherk) // Ocherki po istorii izucheniya etnografii komi [L.P.Lashuk (bibliographic essay) // Essays on the history of the study of Komi ethnography]. Syktyvkar: "Kola" Publ., 2007. P. 108-119. 352 p.

13. Martynova E.P. Ob uchitele // Ocherki po istorii izucheniya etnografii komi [About the teacher // Essays on the history of the study of Komi ethnography]. Syktyvkar, "Kola" Publ., 2007. P. 120-124. 352 p.

14. Karlov V.V. «Nauchnoe nasledie L.P. Lashuka: razrabotka istoriko-sotsiologicheskikh podkho-dov v etnologii» [Scientific heritage of L.P. Lashuk: development of historical and social approaches in ethnology] // Bull. of anthropology. 2017. № 1. P.125-135.

15. Ucheniye Instituta yazyka, literatury i istorii Komi nauchnogo tsentra UrO RAN. Bio-graficheskii spravochnik [Scientists of the Institute of Language, Literature and History, Komi Science Centre, Ural Branch, RAS. Bibliographic reference book]. Syktyvkar, 2000. 212 p.

16. Gorodetsky E.N. Voprosy metodologii istori-cheskogo issledovaniya v posleoktyabr'skikh trudakh V.I. Lenina [Problems of methodology of historical research in post-October works of V.I.Lenin] // Problems of history. 1963. №6. P.16-34.

17. Zherebtsov I.L., Tsypanov EA. Aleksei Seme-novich Sidorov. Syktyvkar, 1995. 52 p. Seriya «Lyudi nauki»/ Komi nauchnyi tsentr UrO RAN RAN. Vyp. 9 [Series "People of Science"/ Komi Sci. Centre, Ural Branch, RAS. Issue 9].

18. Alpatov V.M. Aktual'no li uchenie Marra [Whether Marr's teaching is actual] // Vop-rosy yazykoznaniya [Problems of linguistics]. 2006. №1. P. 3-15.

19. Zhdanko TA., Rapoport YuA, Cheboksarov N.N. Sergei Pavlovich Tolstov (k 60-letiyu so dnya rozhdeniya) [Sergei P. Tolstov (to the 60th birth anniversary)] // Sovetskaya etnografiya [Soviet ethnography]. 1967. №1. P.130-138.

20. Dokumental'naya istoriya Komi nauchnogo tsentra UrO RAN. Komi filial AN SSSR v 1944-1964 gg [Documentary history of the Komi Science Centre, Ural Branch, RAS. Komi Branch, USSR Academy of Sciences, in 1944-1964]. Syktyvkar: Komi Sci. Centre, Ural Branch, RAS, 2009. 456 p.

21. Zherebtsov I.L. Dorogi etnografa Lyubomira Zherebtsova (vstup. stat'ya) [Lyubomir Zhe-rebtsov ethnographer's roads (introductory article)] // L.N.Zherebtsov. Dorogi etnografa. Syktyvkar: Inst. of Language, Literature and History, Komi Sci. Centre, Ural Branch, RAS, 2005. 420 p.

22. Shabaev Yu.P, Sharapov V.E. Osnovnye etapy etnograficheskogo izucheniya Evropeiskogo Severo-Vostoka. Plenarnyi doklad na Pervom s"ezde istorikov Respubliki Komi (Syktyvkar, 31 marta - 4 aprelya 2015 g.) [The main stages of ethnographic study of the European North-East. Plenary report at the First Congress of historians of the Komi Republic (Syktyvkar, March 31-April 4, 2015)]. Syktyvkar: Inst. of Language, Literature and History, Komi Sci. Centre, Ural Branch, RAS, 2015. 16 p. (Materials to sci. conferences. Issue 35).

23. Lashuk L.P. Printsipy istoriko-etnografiche-skogo raionirovaniya Komi ASSR [Principles of historical and ethnographic zoning of the Komi ASSR] // Proc. of the Komi Branch of the all-Union geographical society. 1960. Issue 6.

24. Zherebtsov L.N. Khozyaistvo, kul'tura i byt udorskikh komi v XVIII nachale XX veka [Economy, culture and life of the Udora Komi in the XVIII-early XX century]. Moscow: Nau-ka, 1972.128 p.

25. Zherebtsov L.N. Lokchimskii etnograficheskii mikroraion [Lokchim ethnographic micro-region] // Proc. of the Komi Branch of the allUnion geographical society, 1967. Issue 11.

26. Karlov V.V. Lev Pavlovich Lashuk // Etno-graficheskoe obozrenie [Ethnographic review]. 2001. №3. P.3-6.

27. Karlov V.V. Nauchnoe nasledie L.P. Lashuka: razrabotka istoriko-sotsiologicheskikh podkho-dov v etnologii [Scientific heritage of L.P. Lashuk: development of historical and sociological approaches in ethnology] // Bull. of anthropology. 2017. № 1. P.125-135.

28. Bromlei Yu.V., Shkaratan O.I. O sootnoshenii istorii, etnografii i sotsiologii [On the correlation of history, ethnography and sociology]// Sovetskaya etnografiya [Soviet ethnography]. 1969. №3. P.3-19.

29. Karlov V.V. Formy obshcheniya i ikh vliyanie na razvitie etnokul'turnoi sredy (po material-lam isle Istoriografiadovaniya na Severnom Kavkaze) // Lichnost' v sisteme natsional' nykh otnoshenii. Aktual'nye problemy na-tsional'nogo i internatsional'nogo v dukhov-nom mire sovetskogo cheloveka [Forms of communication and their influence on the development of ethno-cultural environment (based on research in the North Caucasus) // A person in the system of national relations. Actual problems of national and international in the spiritual world of the Soviet man]. Issue 3. Baku: «Elm», 1985.

30. Lashuk L.P. Problema stanovlenia russkoj etnologicheskoj nauki // Istoriografia etno-graficheskogo izuchenia narodov SSSR i zaru-bezhnych stran [The problem of formation of Russian ethnological science//Historiography of ethnographic study of the peoples of the USSR and foreign countries]. Moscow, 1989.

Статья поступила в редакцию 27.02.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.