Д-р экон. наук А. Н. Дегтярев
Л. И. АБАЛКИН И С. Ю. ВИТТЕ: СВЯЗЬ ВРЕМЕН - НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ И ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
На основе анализа истории зарождения экономической мысли, научного наследия выдающихся соотечественников, ученых и политических деятелей академика Л. И. Абалкина и графа С. Ю. Витте раскрывается связь времен, а также дополняется новыми идеями сокровищница мировой и российской экономической мысли.
Ключевые слова и словосочетания: реалистическая или национальная экономия С. Ю. Витте, государственное регулирование, государственник, институционалист, протекционистская политика, интересы, экономическая политика правительства, антикризисные меры, система профессионального образования.
Академик Л. И. Абалкин в одной из своих многочисленных работ, посвященных истории экономической мысли в России, писал: «Для оценки любой исторической личности нужно перенестись в соответствующую эпоху, осознать дух времени. Только тогда станет возможным почувствовать ее масштаб, глубину и кругозор мышления, освободиться от высокомерного отношения к своим предкам» .
Этот тезис, на наш взгляд, как нельзя более точно отражает отношение этого выдающегося ученого к сокровищнице мировой экономической мысли и тому исключительно продуктивному вкладу в нее, что внесли российские экономисты разного времени.
Академик Л. И. Абалкин основательно анализирует историю зарождения российской экономической мысли и представляет нам портреты ее носителей, выявляя гносеологические корни данного феномена. Это приводит его к заключению о том, что экономическое мышление россиян имеет свои особенности, а именно: человек как субъект хозяйственной деятельности в России не сводится к homo economicus, поскольку в значительной мере зависим от традиций и нравственных ценностей своего народа. Он констатирует, что «для формирования научной школы важна не столько общность ответов на поставленные жизнью вопросы, сколько единство проблем, ставших центром ведущихся дискуссий... Российская школа экономической мысли, как и другие научные школы, возникает отнюдь не сразу, а лишь тогда, когда ход общественных преобразований и накопленный научный потенциал позволяют зафик-
1 Абалкин Л. И. Слово о Кропоткине // Труды Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П. А. Кропоткина. - М., 1995. - Вып. 1. - URL: http: //oldcancer. narod.ru/150PAK/1-01Abalkin.htm
сировать определенный, качественно выраженный отбор теоретических идей»1.
Великолепно «выписан» Л. И. Абалкиным портрет одного из российских ученых-экономистов и государственных деятелей - С. Ю. Витте2. Вначале дан исторический портрет этой выдающейся, но весьма противоречивой личности, затем - развернутая картина его научного поиска и самоопределения как ученого, и наконец, представлена его профессиональная деятельность на государственном посту по внедрению его теоретических воззрений о государственном регулировании экономики и протекционистской политике правительства (как это созвучно с хорошо известным опытом самого Леонида Ивановича как в научной сфере, так и на ответственных государственных постах в самое напряженное для страны время). Приведем несколько наиболее важных моментов из очерка о С. Ю. Витте.
В 1899 г. вышла книга С. Ю. Витте «Национальная экономия и Фридрих Лист», позволяющая, как отмечает Л. И. Абалкин, выявлять базовые, хотя и менявшиеся со временем теоретические подходы автора к решению ключевых вопросов развития российской экономики. Анализируя научные воззрения С. Ю. Витте как ученого-экономиста в неразрывной связи с его государственной деятельностью, Л. И. Абалкин обозначает несколько узловых моментов, характеризующих его экономические взгляды. Первым делом он определяет С. Ю. Витте как выразителя идей реалистической, или национальной, экономии, критиковавшего классическую школу за ее космополитизм и формализованный подход к индивидууму, не учитывающего, говоря современным языком институциональной теории, path dependence того общества, в котором данный индивидуум прошел свой, исключительно присущий именно этому обществу путь эволюции. Учитывая эти взгляды, думается, мы можем отнести С. Ю. Витте к числу одного из первых российских институционалистов.
Кроме того, в работе Л. И. Абалкина, посвященной экономическим воззрениям С. Ю. Витте, он представлен как сторонник государственного регулирования экономики, что также дистанцировало его от представителей классической школы. В этой связи, а также учитывая историческую эпоху, в рамках которой происходили описываемые события, становится логичной его неуклонная позиция как государственного деятеля, всемерно поддерживающего царизм как форму государственности. В то же время эволюция взглядов просвещенного и всемогущего царедворца привела его к необходимости высказать царю идею, направленную на снятие социальной напряженности в политизированном обществе. Так родился царский Манифест 17 октября 1905 г., даровавший ряд пусть и эфемерных, но все же новых свобод.
Как государственник, отмечает Л. И. Абалкин, С. Ю. Витте большое внимание уделял вопросам теоретического обоснования, а также практического воплощения протекционистской политики государства и его финансовой стратегии. Не случайно именно он стал основным носителем идеи и исполни-
1 Абалкин Л. И. Экономические воззрения и государственная деятельность С. Ю. Витте. Исторические заметки // Абалкин Л. И. Избранные труды : в 4 т. - Т. 3. - М., 2000. - URL: http://russiabgu.narod.ru/pages/themes/txt/abalkin_ekonom_vozzreniya.pdf
2 Там же.
телем денежной реформы и введения статуса золотого червонца, обеспечившего (хотя и на короткий по историческим меркам период) конвертируемость российского рубля на мировых финансовых рынках.
Третьей важной составляющей научного мировоззрения С. Ю. Витте Л. И. Абалкин называет его приверженность концепту приоритета стратегии над тактикой, целого над частью, что проявлялось в твердости его мнения по поводу превалирования высших национально-государственных интересов над классовыми, социально-групповыми, этническими, клановыми и иными интересами. Здесь Л. И. Абалкин, писавший эти строки в начале 1990-х гг., перебрасывает исторический мостик в реалии новейшей истории и замечает: «Признание таких интересов, умение сплотиться во имя их достижения, поставить их во главу долгосрочной стратегии, подчинить им тактику решения всего разнообразия социально-экономических задач - единственный путь преодоления системного кризиса российского общества»1.
Л. И. Абалкин, характеризуя С. Ю. Витте как творческую, постоянно развивающуюся личность, обращает внимание на то, что он твердо отстаивал необходимость активного развития собственной российской, национальной экономики. Приведем цитату из известного трактата С. Ю. Витте «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов»: «До тех пор, покуда русская жизнь не выработает своей национальной экономии, основанной на индивидуальных особенностях русского грунта, до тех пор мы будем находиться в процессе шатания между различными модными учениями, увлекаясь поочередно то одним, то другим; до тех пор мы будем слышать из одних и тех же уст и читать на столбцах одних и тех же органов логически несовместимые экономические суждения и проекты; до тех пор то, что создано вчера, будет считаться дурным завтра, и будет создаваться сегодня то, что уничтожено вчера; и понятно, что до тех пор мы не будем жить правильною экономической жизнью, а будем идти на буксире заграничных веяний и всяких спекуляций насчет народного благосостояния»2. О гениальности автора этих строк говорит то, что, будучи написанными сто лет назад, они и по сию пору не утратили своей актуальности, только жаль, что большинство российских реформаторов, похоже, не знакомы с великолепным научным наследием выдающегося экономиста, дипломата, государственного деятеля, первого премьер-министра Российского правительства С. Ю. Витте, чей многогранный образ дает нам наш современник и выдающийся ученый Л. И. Абалкин, также внесший выдающийся вклад в экономическую науку и практику государственной политики правительства России в Новейшей истории.
Граф С. Ю. Витте систематически читал лекции в Московском университете. В основе курса лекций, построенного с учетом новейших достижений экономической науки того периода, с которым С. Ю. Витте выступал перед студентами, была его монография, изданная под названием «Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве». Этот научный труд явно отражал
1 Абалкин Л. И. Экономические воззрения и государственная деятельность С. Ю. Витте. Исторические заметки. - URL: http://russiabgu.narod.ru/pages/themes/txt/abalkin_ekonom_ vozzreniya.pdf
2 URL: http://www.readoz.com/publication/read?i=1043569#&pg=12&onepagemode=true
тенденцию, сформировавшуюся в то время в российской научной среде: классическая политэкономия на рубеже веков трансформировалась в науку о народном хозяйстве1. Одновременно он служил учебным пособием по экономике: от разделов по экономической истории до современных своему времени научных теорий и прогнозов экономического роста на основе развития производительных сил.
Ценность «Конспекта лекций о народном и государственном хозяйстве» заключается в их практической направленности, концентрации на проблемах хозяйственного развития страны, учитывая опыт развития политической экономии в нашей стране, когда она носила абстрактный, оторванный от реальной жизни характер, и необходимости решения современных задач, создания курса новой политэкономии, сочетающей разработку теории с хозяйственной практикой. Тем более что практическая направленность была связана с глубоким перспективным пониманием национальных задач развития страны и активным участием и регулирующим воздействием государства, т. е. основополагающими постулатами, которые отстаивал С. Ю. Витте.
«Среди высших царских сановников, - писал известный советский историк И. Ф. Гиндин, - Витте выделялся своей образованностью. Хорошо разбирался в современной ему буржуазной политической экономии, в конкретно-экономических проблемах, особенно железнодорожного транспорта, и в политически-правовых науках. Содержание его документов середины 1890-х гг. свидетельствует, что он не только применял знания при решении конкретных вопросов, но и всю свою деятельность соизмерял с определенными экономическими концепциями»2.
Касаясь перспектив и необходимости государственного регулирования экономической и социальной жизни и самого государства как субъекта, осуществляющего эти важнейшие функции, Витте подчеркивал, что были, есть и будут интересы целого, пополнение пробелов и недостатков частнохозяйственной системы, распределения благ, культуры на все классы общества. Эта глубокая оценка сущности экономических и общественных функций государства актуальна и в наше время, перекликается с современной концепцией о преодолении государством «провалов рынка», но отличается комплексной оценкой необходимости осуществления государством различных функций во имя прогрессивного развития общества, преодоления узости частнохозяйственных интересов во всех сферах.
Покажем это на примерах государственной деятельности С. Ю. Витте в бытность его сначала всесильным министром финансов, а затем и первым в истории России Председателем Совета Министров Российской империи.
К началу XX в. на экономику России сильное влияние оказали несколько специфических факторов. Так, процессы формирования государственно-монополистического капиталистического хозяйства осуществлялись с особой российской «изюминкой» - на фоне феодальных дворянско-крестьянских от-
1 См.: Витте С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. - М. : Фонд экономической книги «Начала», 1997.
2 Гиндин И. Ф. Государство и экономика в годы управления С. Ю. Витте // Вопросы истории. -2007. - № 10. - С. 85.
ношений, а сами крестьяне составляли свыше 90% населения страны. Огромен был государственный сектор хозяйства России, куда входили, кроме государственного банка, 2/3 железных дорог, военная промышленность, огромные земельный и лесной фонды, а также множество казенных предприятий в разных отраслях экономики.
Развитие промышленности в 1890-е гг. характеризовалось очень высокой степенью концентрации производства и рабочей силы. Так, на рубеже XIX и XX вв. 5 доменных заводов давали более 25% общероссийской выплавки чугуна; 5 крупнейших нефтяных фирм - 44,1% всей добычи нефти; 17 крупных донецких шахт - свыше 2/3 всей угледобычи в стране; 8 крупнейших сахарозаводчиков сосредоточили в своих руках 54 сахарных завода -30,3% всех заводов и 38% всего производства сахара в стране. Сильное влияние на экономику, в частности, на рынок ценных бумаг и капитализацию предприятий, оказывала крайняя нестабильность политической сферы, обусловленная нарастанием оппозиционных царизму сил.
В начале XX в. практически треть капиталовложений в промышленное производство имели иностранное происхождение и управлялись из-за рубежа, что весьма тесно связывало российскую экономику с мировыми процессами, в первую очередь в финансовой сфере. Именно поэтому экономический кризис в Европе 1900-1903 гг., который начался с резкого падения курсов акций из-за обвальной их продажи владельцами портфельных инвестиций на европейских фондовых биржах, не обошел стороной и Россию, интегрированную в мировую экономику. Такая международная вовлеченность российской экономики, особенно тех ее секторов, которые были связаны с внешнеэкономической конъюнктурой, сделала их участниками циклических трансформаций мирового хозяйства, что впоследствии передавалось по технологической цепочке в другие отрасли, охватывая всю национальную экономику.
Авантюрно высокая, а по сути, фиктивная стоимость акций множества предприятий, торговавших на фондовом рынке вплоть до 1899 г., привела к тому, что этот «мыльный пузырь» впервые в истории Петербургской биржи лопнул, запустив по принципу домино механизм финансового кризиса в смежных секторах экономики. С 1900 г. практически остановился вследствие всеобщего кризиса поток дешевых кредитных ресурсов из-за рубежа (2-3% годовых), резко упал спрос на продукцию многих производств. Следствием этих негативных процессов стали затоваривание заводских складов и снижение цен, сокращение рабочих мест, массовая безработица. Все это в сочетании с серьезным уменьшением капитализации предприятий привело к многочисленным банкротствам как в банковской сфере, так и в сфере материального производства.
Настоящим шоком для всего российского общества стало банкротство известных миллионеров, таких как Мамонтов и Дервиз. В итоге после десятилетия динамичного развития темпы роста, например в промышленности, обнаружили устойчивую тенденцию к снижению в течение всего периода кризиса (1900-1903), составляя в среднем 4,5-4,7% (в 1901 г. - 0,8%, в 1902 г. -
1,2%)1. Металлургическая промышленность страны пострадала больше всего в результате более чем двукратного сокращения масштабов железнодорожного строительства, повлекшего за собой уменьшение заказов на рельсы, подвижной состав и др. Всего за 1900-1903 гг. в России остановили производство свыше 3 000 крупных и средних предприятий.
Благодаря тому вниманию, которое С. Ю. Витте уделял подготовке кадров для промышленности и торговли, при нем к 1900 г. были учреждены и оснащены оборудованием 3 политехнических института, 73 коммерческих училища, учреждены или реорганизованы несколько промышленно-ху-дожественных заведений, в том числе знаменитое Строгановское училище технического рисования, открыты 35 училищ торгового мореплавания.
Решение национальных задач развития страны при активном участии и регулирующем воздействии государства было основополагающим постулатом, который отстаивал С. Ю. Витте. Он был глубоко убежден как экономист и государственный деятель, что государство «руководствуется не столько заботами о величине дохода, сколько соображениями общей пользы и народного блага, и не в одних лишь интересах настоящего поколения, но и в интересах будущих»2. Эта сторона экономических отношений государства и частных компаний была в центре экономической политики правительства и включала самые разнообразные меры государственной поддержки (заказы, ссуды, протекционизм и др.).
Вместе с тем реальный путь развития производительных сил России привел к тому, что, снабжая сырьем другие страны и получая обратно часть этого сырья в виде промышленных изделий, страна увеличивала свою зависимость от внешних рынков, а одностороннее приложение национального труда обрекало ее на экономическую отсталость в долговременной перспективе.
Резюмируя анализ хода экономического развития страны, свое видение будущего России, С. Ю. Витте излагает в докладной записке императору (1900): «Итак, несмотря на достигнутые успехи в деле роста промышленности, Россия и по настоящее время остается страной по преимуществу земледельческой, а при сложившемся ныне строе политических и экономических международных отношений земледельческая страна, не имеющая своей собственной промышленности, достаточно развитой, чтобы удовлетворять главные потребности населения продуктами отечественного труда, не может почитать свою мощь непоколебимой; без своей собственной промышленности она не может достигать настоящей экономической независимости, а опыт всех народов наглядно показывает, что только хозяйственно самостоятельные народы оказываются в силе проявлять в полной мере и свое политическое могущест-во»3.
И далее следует его высокопрофессиональное пророческое предвидение: «Международное соперничество не ждет. Если ныне же не будет принято энергичных и решительных мер к тому, чтобы в течение ближайших десяти-
1 Дегтярев А. Н. Уроки истории российской экономической мысли по Л. И. Абалкину (к 80-летию выдающегося ученого-экономиста) // Экономика и управление. - 2010. - № 2.
2 Витте С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. - С. 369.
3 Докладная записка Витте Николаю II. - URL: http://www.prometeus.nsc.ru/biblio/vitte/1900.ssi
летий наша промышленность оказалась в состоянии своими продуктами покрывать потребности России и Азиатских стран, которые находятся или должны находиться под нашим влиянием, то быстро растущая иноземная промышленность сумеет прорваться через наши таможенные преграды и водвориться как в нашем отечестве, так и в сказанных Азиатских странах, а укоренившись в глубинах народного потребления, она может постепенно расчистить пути и для более тревожных иноземных политических влияний. Ведь владычество метрополий над колониями укрепляется ныне всего более силою не оружия, а торговли»1.
Среди антикризисных мер, принимавшихся российским правительством по настоянию министра финансов С. Ю. Витте, была жесткая тарифная политика, нацеленная на защиту российских рынков и товаропроизводителей. Так, если в начале XIX в. величина импортного тарифа составляла 15% стоимости всего импорта, в 1875 г. - 11,7%, то в 1895 г. - уже 31,9%. Энергичное вмешательство Министерства финансов России помогло, в частности, защитить экспортные интересы российских сахарозаводчиков, попавших «под пресс» Брюссельской сахарной конвенции девяти европейских держав.
Самым слабым звеном реформ С. Ю. Витте, равно как и его антикризисных мер, было то, что они не имели достаточной социальной базы среди населения страны, почти на 90% состоявшей из крестьян, живших по законам полуфеодальной общины. Хотя, конечно, в России уже начался процесс урбанизации, который увеличил городское население за 40 лет, с 1858 по 1897 г. (первая перепись населения), в 2 раза - с 8,2 до 16,8 млн человек, а к 1913 г. доля городского населения выросла с 10,6 (1858) до 16%, что, впрочем, все равно было в 4-5 раз меньше, чем в Германии и Англии.
Еще одна миссия С. Ю. Витте заслуживает внимания современников -это его роль в формировании системы профессионального образования2.
На экономическом развитии страны негативно сказывалась неграмотность населения. К началу XX в. число неграмотных в России составляло 60%. Не хватало не только производственных кадров, но и управленческих. Сложившиеся формы народного образования не позволяли расширить подготовку таких кадров. Поэтому требовалась организация самостоятельной системы профессионального образования.
Позиция самого С. Витте по поводу необходимости совершенствования образования в России была достаточно четкой и конкретной: «Главный недостаток России заключается в отсутствии народного образования - в таком отсутствии, какое не существует ни в одной стране, имеющей хоть какое-нибудь притязание быть цивилизованным государством. Нигде в цивилизованных странах нет такого количества безграмотных, как у нас в России... Всякое образование народа полезно и всякий искренний человек, не преследующий каких-нибудь побочных политических идей, должен сочувствовать всякому об-разованию»3. Поэтому вполне логичным было его стремление создать особую комиссию при Департаменте торговли и мануфактур, которая составила бы
1 Докладная записка Витте Николаю II. - URL: http://www.prometeus.nsc.ru/biblio/vitte/1900.ssi
2 См.: Витте С. Воспоминания, мемуары : в 3 т. - Т. 1. - М., 2001.
3 Там же. - С. 386.
проект положения об устройстве разнообразных коммерческих училищ. Согласно проекту, Министерство финансов предполагало преимущественное устройство учебных заведений, отвечающих местным торговым и мануфактурным потребностям.
Деятельность Министерства финансов, возглавляемого С. Витте, не сводилась только к поддержке среднего коммерческого образования. Учитывая потребности развития страны, правительство содействовало созданию высших коммерческих учебных заведений. С. Ю. Витте писал: «Развивая сеть коммерческого образования в России, у меня явилась мысль устроить высшие заведения - коммерческие и технологические университеты в России - в форме политехнических институтов, которые содержали бы в себе различные отделения человеческих знаний, но имели бы организацию не технических школ, а университетов, т. е. такую организацию, которая наиболее способна была бы развивать молодых людей, давать им общечеловеческие знания вследствие соприкосновения с товарищами, занимающимися всевозможными специальностями. Мною был создан при помощи моих сотрудников устав Санкт-Петербургского политехнического института, который ныне составляет одно из главных высших учебных заведений Санкт-Петербурга»1.
Научное наследие и опыт государственной политики наших выдающихся соотечественников академика Л. И. Абалкина и графа С. Ю. Витте хорошо демонстрируют связь времен и достойно пополняют сокровищницу не только национальной российской культуры, но и глобального социума.
Список литературы
1. Абалкин Л. И. Экономические воззрения и государственная деятельность С. Ю. Витте. Исторические заметки // Абалкин Л. И. Избранные труды : в 4 т. - Т. 3. - М., 2000.
2. Витте С. Воспоминания, мемуары : в 3 т. - Т. 1. - М., 2001.
3. Витте С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. - М. : Фонд экономической книги «Начала», 1997.
4. Гиндин И. Ф. Государство и экономика в годы управления С. Ю. Витте // Вопросы истории. - 2007. - № 10.
5. Дегтярев А. Н. Сто лет кризису, или компаративистский взгляд экономиста на государственную политику С. Ю. Витте и В. В. Путина в условиях мировых экономических кризисов // Экономика и управление. - 2009. -№ 3-4.
6. Дегтярев А. Н. Уроки истории российской экономической мысли по Л. И. Абалкину (к 80-летию выдающегося ученого-экономиста) // Экономика и управление. - 2010. - № 2.
7. Докладная записка Витте Николаю II. - URL: http://www.prometeus. nsc.ru/ biblio/vitte/1900.ssi
8. Фигурновская Н. Взгляды С. Ю. Витте на государственное хозяйство // Экономист. - 2008. - № 10.
1 Витте С. Воспоминания, мемуары : в 3 т. - Т. 1. - С. 86.