Научная статья на тему 'Л. Г. Герценберг и Алтайское языкознание'

Л. Г. Герценберг и Алтайское языкознание Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
106
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИКА / АЛТАИСТИКА / ТУНГУСО-МАНЬЧЖУРОВЕДЕНИЕ / ЭТНОЛОГИЯ / АРХЕОЛОГИЯ / МУЗЕЕВЕДЕНИЕ / PROF. LEONARD HERTZENBERG / ALTAIC LINGUISTICS / MANCHURIAN STUDIES / THE HARBIN ARCHEOLOGO-ETHNOGRAPHIC SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гирфанова Альбина Хакимовна

В статье представлены предварительные итоги изучения описи архива российского исследователя тунгусских языков, археолога и этнографа Владимира Васильевича Поносова (Уфа, 1899 г. Австралия, 1975). Копию этой описи в свое время привез из США Л. Г. Герценберг, который всегда интересовался проблемами алтаистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prof. Leonard Hertzenberg and the Altaic linguistics

This paper is devoted to the memory of Prof. Leonard Hertzenberg. Being the specialist on Indo-European languages he gave attention to the languages of other families, like Altaic ones. He paid much attention to young colleagues, students and post-graduate students developing their linguistic and cultural horizon. In particular, he introduced me to the scientific heritage of one of the Russian ethnologists who contributed to the study of Manchuria, V.V. Ponosov, the recognized leader of archeology of Manchuria in 20-50-s of the XX century, the founder of the Harbin archeologo-ethnographic school.

Текст научной работы на тему «Л. Г. Герценберг и Алтайское языкознание»

Л. Г. ГЕРЦЕНБЕРГ И АЛТАЙСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

В статье представлены предварительные итоги изучения описи архива российского исследователя тунгусских языков, археолога и этнографа Владимира Васильевича Поносова (Уфа, 1899 г. - Австралия, 1975). Копию этой описи в свое время привез из США Л. Г. Гер-ценберг, который всегда интересовался проблемами алтаистики.

Ключевые слова: лингвистика, алтаистика, тунгусо-маньчжуро-ведение, этнология, археология, музееведение.

Л. Г. Герценберг всегда с особым вниманием и заботой относился к студентам и аспирантам филологической специальности. С 1969 г. он читал курс лекций по «Введению в индоевропеистику» в СПбГУ (ранее ЛГУ), который довелось посещать и мне. Через его школу прошли многие лингвисты среднего и младшего поколений Санкт-Петербурга. В середине 80-х гг. прошлого столетия с группой коллег я изучала под его руководством арабский язык, занятия по которому проходили в ИЛИ РАН (тогда ЛО ИЯ АН СССР). Много времени и внимания Л. Г. уделял своим учениками, помогая расширению не только их лингвистического, но и общекультурного кругозора. Не меньше усилий он прилагал и для дальнейшего их трудоустройства.

Будучи иранистом и индоевропеистом по преимуществу, Л. Г. проявлял неподдельный интерес и к языкам других семей. Этот интерес, разумеется, предполагал прежде всего выявление типологически общих черт, а также взаимовлияний между разными языковыми семьями. Наряду с этим, Л. Г. исходил из методологических предпосылок, как бы примеривая возможности методов и приемов сравнительно-исторического индоевропейского языкознания к разнотипным языковым ареалам.

В мае месяце 1969 г. по решению бюро Отделения литературы и языка АН СССР в ЛО ИЯ состоялась первая (к сожалению, и единственная) алтаистическая конференция, в которой Л. Г. участвовал с докладом «Алтаистика с точки зрения индоевропеистики» (см.: Проблема... 1971). В своем выступлении, опубликованном впоследствии в качестве статьи в материалах конференции, он акцентировал внимание на следующих методологических вопросах:

«Во-первых, это проблема праязыка в его связи с концепцией родства языков.

Во-вторых, это семантические аспекты сравнения и реконструкции.

В-третьих, это фонетическая сторона восстановления праязыка с учетом ее условного состояния» (Герценберг 1971: 31).

В заключении же доклада подчеркивались два положения:

«Во-первых: опыт индоевропеистики показывает, что выводы сравнительно-исторического языкознания вполне достоверны и надежны в отличие, скажем, от положений ностратики (со ссылкой на: Michelena 1969).

Во вторых: алтаистика может почерпнуть много методологически полезного в других сферах приложения сравнительно-исторического метода.

Но и теоретическая компаративистика будет совершенствоваться, аккумулируя успехи в сравнительно-историческом изучении алтайских языков» (там же: 45-46).

Позже появляется также статья Л. Г. «Об исследовании родства алтайских языков», где он оспаривает точку зрения Г. Дёрфера, выступавшего против генетического истолкования родства алтайских языков, отмечая, что

«...отрицать алтайскую теорию - значит отказываться от реальной и убедительной возможности проникновения в предысторию тунгусо-маньчжурских, монгольских и тюркских языков. Достоверность и очевидность теории генетического родства алтайских языков следует прежде всего из того, что каждый подтверждающий ее звуковой закон выводится из достаточного числа тунгусо-маньчжурско-монгольско-тюркских соответствий» (Герценберг 1974).

В статье представлены и предварительные этимологии, следующие из сравнения тюркской и тунгусо-маньчжурской групп языков, которые подкреплены аналогичными примерами из индоевропейских языков, что позволяет автору сформулировать некоторые общие закономерности сравнительно-исторического метода.

Во второй половине 90-х годов, находясь в США, Л. Г. обнаружил в одном из архивов материалы по тунгусским языкам, собранные в свое время российским этнографом В. В. Поносовым. По возвращении в Петербург Л. Г. любезно предоставил мне ксерокопию, сделанную им с описи фонда Поносова,

и пожелал, чтобы я когда-нибудь попала в этот архив и обработала эти материалы. Я с благодарностью приняла этот материал Л. Г. и все еще надеюсь исполнить его пожелание.

* * *

Владимир Васильевич Поносов (Уфа, 25 февраля 1899 г. -Австралия, 1975) в силу исторических причин не относится к числу известных отечественных исследователей, хотя его научный вклад в археологию и этнографию значителен. Наряду с Владимиром Яковлевичем Толмачевым, бывшим екатеринбургским археологом и ученым секретарем Уральского общества любителей естествознания, Поносов является признанным лидером среди исследователей археологии Маньчжурии в 19201950-х годах, а также основателем харбинской археологоэтнографической школы.

После окончания реального училища в Уфе в 1915 году В. В. Поносов поступает на экономический факультет Коммерческого института в Киеве. Свои археологические исследования он начинает с изучения предгорий Южного Урала. В 1919 г. Поносов оказывается за рубежом. В 1922 г. он приезжает в Харбин (северо-восточный Китай, Маньчжурия), ставший к тому времени «русским» городом.

С момента возникновения в 1922 г. созданного в Харбине русскими эмигрантами Общества изучения Маньчжурского края (ОИМК)1 В. В. Поносов выступает как его активный участник. Ко времени своей ликвидации общество располагало музеем, библиотекой, книгообменным фондом, опытным сельскохозяйственным полем и ботаническим участком, а также речной биологической станцией. В ОИМК входило более 800 чел. - они вели работу по нескольким секциям. К моменту закрытия их было тринадцать: «Археология», «Ботаника и Зоология», «Геология и Физическая География», «История и Этнография» «Культурное развитие края», «Краевое Коневодство», «Медицина, Ветеринария и Санитария», «Ориенталистика», «Право», «Сельскохозяйственная секция», «Торгово-промышленная секция», «Фотографическая секция» и «Языковедение».

Для детального изучения региона членами ОИМК было предпринято 190 экспедиций в разные местности Северной Маньчжурии. Большую помощь по созданию музея и в организации работы оказывали такие видные, хотя и «позабытые» на

1 Общество ликвидировано в 1928 г.

родине учёные и исследователи, как Э. Э. Энерт, Т. В. Бутов, Б. М. Велимирович, М. К. Гордеев, Е. В. Даниэль, Г. Н. Дикий, П. А. Павлов, Д. П. Пантелеев, В. В. Поносов, Ф. М. Розов, Б. В. Скворцов, В. Я. Толмачёв, А. П. Хионин, П. В. Шкуркин, Б. П. Яковлев и многие другие

В 1929 г. Поносов становится учредителем и руководителем Клуба естествознания и географии, а в 1932 г. - заведующим отдела этнологии в музее Института изучения культурного развития Особого района Восточных провинций. В 1939-1945 годах он является одним из заведующих музеем научноисследовательского института Да-Лу.

За время музейной работы Поносов составляет каталог памятников археологии Северной Маньчжурии, заметно пополнив коллекции музея своими собственными археологическими и этнографическими материалами. В конце 1920-х годов он продолжает начатые В. Я. Толмачевым археологические исследования Верхней столицы чжурчженей - городища Байчэн. Поносов известен также как этнограф, много лет изучавший орочей, солонов и дауров, а также районы расселения этих народов. Отчасти он выступает и в качестве историка религии, занявшись изучением предметов ламаистского культа.

Вклад русских ученых-эмигрантов в развитие

археологической науки в Китае огромен. С открытием в 1928 г. исторического музея и созданием при нем отдела этнологии во главе с В. В. Поносовым началось систематическое изучение исторических памятников этой страны. Археологи провели сотни раскопок, которые дали уникальные находки. Активные археологические работы продолжались Поносовым и в 30-40-е годы - он исследовал, в частности, городище в Дунцзичэне, вел работы на Сунгари, в районе Барги, на озере Цзиньбоху и т. д.

До 1945 г. В. В. Поносов опубликовал на русском и английском языках более 30 работ по результатам ежегодных экспедиций в Маньчжурию и Восточную Монголию. В целях расширения проблематики исследований еще в 30-х гг. он привлек к работе в музее начинающих востоковедов, ставших ядром будущей Национальной организации русских исследователей им. Н. М. Пржевальского. Организованные музеем выставки и публикации снискали всемирное признание научных работ русских археологов, историков и этнографов. Эта исследовательская деятельность позже охватила и территорию соседней Монголию и некоторые малоисследованные области Центральной Азии.

Сотрудники Этнографического отдела Харбинского музея - снимок, сделанный по случаю посещения музея археологом К. Кобаяси 10 января 1933 г. Сидят, слева направо: А. С. Лукашкин, Э. Э. Анерт,

A. Я. Авдощенков, К. Кобаяси и В. Я. Толмачев; стоят: драгоман музея И-Цзя-цзюй, В. Н. Жернаков, М. Ивлев и В. В. Поносов .

После китайской революции 1949 г. В. В. Поносов остается в Харбине. В 1957 г. его приглашают на работу во вновь созданный Музей провинции Хэйлунцзян для передачи опыта китайским сотрудникам. В качестве сотрудника этого музея он провел несколько экспедиций. В эти же годы Поносов работает над обобщающим трудом по истории археологического изучения Северной Маньчжурии3. В 1961 году Владимир Поносов переехал в Австралию, где и прожил до 1975 года.

Имя Владимира Васильевича Поносова занимает достойное место в списке востоковедов биобиблиографического словаря «Российское научное зарубежье», подготовленного в последнее время при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. В 1972 году в Мельбурнском университете в серии Russians in Australia вышла биография В. В. Поносова (автор -

B. Н. Жернаков). Также его харбинский период жизни неоднократно освещался новосибирскими археологами-китаеведами.

2

Фотография воспроизводится по: Савельев 2009.

3 Опубликован в 1991 г. в Харбине на китайском языке.

Литература

Герценберг 1971 - Герценберг Л. Г. Алтаистика с точки зрения индоевропеиста // Проблема общности алтайских языков. С. 31-4б.

Герценберг 1974 - Герценберг Л. Г. Об исследовании родства алтайских языков // Вопросы языкознания. 1974. № 2. С. 47-55.

Говердовская 200б - Говердовская Л. Ф. Образовательная и научная деятельность русской эмиграции в 20-40-е годы XX в. // Россия и АТР (Владивосток). 200б. № 3. С. 150-1б0.

Савельев 2009 - Савельев Н. Интересные факты жизни В. Поносова // Башинформ (Уфа). 24 января 2009 г. (www.bashinform.ru/index.php).

Проблема... 1971 - Проблема общности алтайских. Тезисы докладов / Отв. ред. О. П. Суник. Л.: «Наука», 1971.

Michelena - Michelena L. Comparacion y reconstruссi6n // Emerita (Madrid). T. XXXVII. Fasc. 1. P. 99-135.

A. Kh. Girfanova. Prof. Leonard Hertzenberg and the Altaic linguistics

This paper is devoted to the memory of Prof. Leonard Hertzenberg. Being the specialist on Indo-European languages he gave attention to the languages of other families, like Altaic ones. He paid much attention to young colleagues, students and post-graduate students developing their linguistic and cultural horizon. In particular, he introduced me to the scientific heritage of one of the Russian ethnologists who contributed to the study of Manchuria, V.V. Ponosov, the recognized leader of archeology of Manchuria in 20-50-s of the XX century, the founder of the Harbin archeologo-ethnographic school.

Keywords: Prof. Leonard Hertzenberg, Altaic linguistics, Manchurian studies, the Harbin archeologo-ethnographic school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.