Научная статья на тему 'Л. А. Спиридонова. М. Горький в жизни и творчестве'

Л. А. Спиридонова. М. Горький в жизни и творчестве Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
617
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Л. А. Спиридонова. М. Горький в жизни и творчестве»

Л.А. Спиридонова

М. ГОРЬКИЙ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ*

М. Горький - знаковая фигура в русской литературе ХХ в., вызывающая в настоящее время неоднозначные оценки и отклики. Он был живым символом нового мира, «первым пролетарским писателем, основоположником социалистического реализма». В период перестройки его стали называть предателем и конформистом, «надсмотрщиком» над советскими писателями, другом чекистов и Сталина. Однако публикации новых материалов, ранее скрытых в советских и зарубежных архивах, позволяют вновь обратиться к Горькому и открыть его по-новому как человека, мыслителя и художника.

Творческое наследие Горького - явление уникальное. Писатель всю жизнь пытался решить важнейшие общественно-политические вопросы, исторические, философские, эстетические, этические проблемы. Находясь в центре событий мирового значения, он запечатлел в своих произведениях эпоху социальных катаклизмов, глобальной переоценки ценностей, зарождения и развития нового типа сознания. Масштаб деятельности писателя можно представить и по его переписке. Адресатами Горького были Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, И.Е. Репин, Ф.И. Шаляпин, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, М.М. Пришвин, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, И.С. Шмелёв, И.Э. Бабель, А.П. Платонов, Б. Л. Пастернак, М.М. Зощенко и другие. Среди иноязычных

* Спиридонова Л.А. М. Горький в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. - 3-е изд. - М.: ООО ТИД Русское слово - РС, 2012. - 112 с. 130

корреспондентов можно назвать Б. Шоу, Р. Роллана, А. Франса, К. Гамсуна, Б. Брехта, С. Цвейга и др. Довольно интенсивной была его переписка с всемирно известными политическими деятелями: В.И. Лениным, И.В. Сталиным, Л.Д. Троцким, Л.Б. Каменевым, Г.Е. Зиновьевым, Н.И. Бухариным, С.И. Кировым, Г.Г. Ягодой, В.М. Молотовым и др.

Из писем Горького становится ясно, что он никогда не был рьяным марксистом, каким его пытались представить советские литературоведы. И даже сблизившись с большевиками, писатель не откажется от «свободы думать по-своему».

Натуре писателя всегда была свойственна окрыленность. Неизменным оставалось желание писать о коренных вопросах духа, о героическом и светлом, воспевать Человека с большой буквы. В самом начале ХХ в. Горький провозгласил основным жизненным принципом героический романтизм. Он осудил культ денег, развенчивая буржуазную демократию, атмосферу бездуховности и фальши, безразличия к человеку, господствовавшие в мещанской среде. Горький отразил в своем творчестве мысли о необходимости дать человеку новую веру, которая перестроит мир по законам правды и справедливости. Горького занимала идея коллективизма, «собирания» людей в единого Человека, становящегося «Богом-народушкой».

Мировоззрение Горького было далеко от ленинского. Он резко критично отзывался о В.И. Ленине, Л.Д. Троцком, Г.Е. Зиновьеве и А.В. Луначарском и о поведении большевиков в дни июльского кризиса 1917 г. Во время Гражданской войны Горький стал защитником русской интеллигенции, которую считал мозгом нации. Множество людей он спас от голодной смерти, тюрьмы, расстрела, ссылки и политических расправ в 20-е и 30-е годы. Из писем В.И. Ленину, И.В. Сталину, Л.Б. Каменеву, Г.Е. Зиновьеву стало известно, что писатель неоднократно упрекал советскую власть в безрассудных казнях и необоснованных арестах.

Горький прошел все этажи социальной лестницы от простых рабочих до советских вождей. Из полуграмотного босяка он превратился в подлинного интеллигента, возглавившего Дом ученых, Дом искусств, издательство «Всемирная литература», а во

второй половине 1920-х годов стал организатором всего культурного процесса в СССР.

Одной из центральных тем в раннем творчестве Горького стала тема подвига, которая развивается от произведения к произведению. Мечта о подвиге живет в душах обыкновенных русских людей, задавленных каторжной работой, но не желающих мириться с бесцельной жизнью. Ранние произведения М. Горького будили ощущение несправедливости жизни, рождали мечту о героях, восстающих против установленных веками порядков. Революционно-романтическая идея определила художественное своеобразие произведений писателя: патетический возвышенный стиль, романтическая фабула, жанр сказки, легенды, песни, аллегории, условно символический фон действия. Для рассказов Горького характерны романтическая исключительность героев и обстановки действия. Но есть в них и черты, характеризующие М. Горького как самобытного автора: контрастное сопоставление героя и мещанина, свободного человека и раба, диалог идей. Действие произведений организовано вокруг противоположных полюсов, романтическое обрамление рассказа создает фон, на котором выпукло выступает авторская мысль. Звуковые образы в ранних произведениях Горького играют значительную роль. Образы часто символичны. М. Горький широко использует фольклорные мотивы и образы, перелагает молдавские, гуцульские легенды, которые услышал во время скитаний по Руси. Язык романтических произведений автора цветист и звучен. Ранний Горький - дерзкий искатель свободы, философствующий босяк, размышляющий о счастье и справедливости, о лучшем жизненном устройстве. Босяки - главные герои раннего творчества М. Горького. Они не столько реальные люди, сколько рупоры идей автора. В их речах слышны отголоски теорий Ф. Ницше и А. Шопенгауэра, марксистов и анархистов, а также самого Горького, мучительно ищущего смысл жизни и размышляющего о счастье человечества.

Горьковская концепция мира и человека воплотилась в автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты». Это повествование о становлении личности, преодолевающей «свинцовые мерзости дикой русской жизни», не опустившейся на «дно». Трилогия Горького стоит в ряду шедевров рус-

ской классики, таких как «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого и «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова. Эти произведения передают процесс формирования детской души под влиянием окружающих обстоятельств. Достоверность жизненного материала, лежащая в основе этого жанра, дополняется особой ролью рассказчика, в котором главный герой почти сливается с автором.

М. Горький изображает «диалектику души» маленького человека, упорно преодолевающего сопротивление окружающей среды. В трилогии Горького показан процесс становления человеческой личности в невероятно тяжелых жизненных обстоятельствах. Горький воспринимал действительность как арену борьбы между разными силами, поэтому повествование об отдельной судьбе человека вписано в широкую картину народной жизни. Писатель изображает галерею колоритных портретов и пытается показать положительные и отрицательные черты русского национального характера.

Анализ повести «Дело Артамоновых» позволяет проследить взгляды Горького на историю. Горький осознавал историю как живую связь времен, поступательное движение к более совершенному общественному устройству. Он разделял теорию прогресса, согласно которой жизнь представлялась последовательной сменой эпох, а история России - частицей всемирного процесса, где все государства проходят путь от младенчества до старости. Горький верил в теорию классовой борьбы, воспринимая ее как один из рычагов, способных повернуть ход истории, хотя и не во всем соглашался с марксистскими доктринами. Он искренне считал, что будущее принадлежит трудовому народу.

«Жизнь Клима Самгина» - итоговое произведение писателя, его художественное завещание. В романе повествование о судьбе отдельного человека переходит в рассказ о судьбах поколения и - шире - о судьбе страны и ее народа. Постижение России происходит параллельно с раскрытием характера главного героя. Взаимоотношения автора и героя строятся по схеме «тезис - антитезис». Многие свои мысли автор передоверяет героям, но это лишь тезисы, подтвердить или опровергнуть которые может только жизнь, воплощенная в романе. За трагедией главного героя -индивидуалиста, «среднего» человека, обладающего гипертрофи-

рованным чувством собственной исключительности - скрыта трагедия русской интеллигенции, поставленной волей истории между угнетателями и угнетенными, пытающейся быть надклассовой и беспартийной, а также трагедия человека ХХ столетия, безуспешно пытающегося определить свое место в мире.

Не все горьковские произведения пережили свою эпоху в силу ограниченности классовыми идеями, но тема России и ее исторической судьбы остается интересной и актуальной и по сей день. Мучительно болея за судьбу народа, он пытался постичь «русскую идею» в совокупности сложных проблем ХХ в. Начав изучение национального характера с феномена босячества, он показал и самоотверженных героев народничества, и фанатиков идеи социализма, и просто российских «жителей». Горький испытывал жгучую неприязнь к «азиатской» пассивности и стремился подтолкнуть Россию на путь европеизации, требуя от русского человека активности, а не смирения и долготерпения. Писатель считал необходимым вытравить из души народа рабскую психологию, воспитанную веками угнетения. М. Горький верил в созидательные силы русского человека. Порицая его за склонность к анархизму, за дикость и невежество, писатель призывал отдать «таланты, умы и сердца наши российскому народу для воодушевления его к разумному творчеству новых форм».

О.В. Кулешова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.