Хроника
УДК 929:902 https://doi.org/10.24852/pa2018.2.24.342.347
Л.А. БЕЛЯЕВ И АРХЕОЛОГИЯ ПОВОЛЖЬЯ
© 2018 г. В.Ю. Коваль, В.С. Баранов, И.И. Елкина, О.Н. Глазунова, С.Б. Григорян
Статья посвящена юбилею Леонида Андреевича Беляева - известного российского археолога, организатора науки, члена-корреспондента РАН, главного редактора журнала «Российская археология». На фоне основных вех жизненного пути юбиляра рассматривается роль археологии Поволжья в становлении его как исследователя, а также тот вклад, который был им внесен в изучении средневековых древностей Поволжья. Сегодня Л.А. Беляев - один из наиболее авторитетных археологов-медиевистов, решающих основные теоретические задачи исторической науки, руководящий крупными полевыми проектами, создающий новые направления в научном исследовательском процессе. Широта научных интересов Л.А. Беляева ярко характеризует его масштабную личность.
Ключевые слова: архитектурная археология, «авраамическая археология», Л.А. Беляев, Поволжье, Институт археологии РАН.
Леонид Андреевич Беляев - известный специалист по археологии и истории культуры Московской Руси, которому 17 марта 2018 г. исполнилось 70 лет. Его исследования заложили основы археологического изучения русских монастырей и сравнительного анализа религиозных древностей Средиземноморья. Им написано более 500 научных трудов, в их числе
20 книг, включая 10 авторских монографий. Л.А. Беляев знаменит, прежде всего, как виртуозный архитектурный археолог, глубокий знаток культовых древностей (христианских, исламских и иудейских), автор концепции «авра-амической археологии», соединяющей в компаративном исследовании культурные древности, корни которых были взращены на Ближнем Востоке,
Болгар-1984. На археологической базе.
Bolgar-1984. At the archaeological center.
объединяющей изучение христианской, исламской и иудейской культур в их археологическом аспекте. В наше время, когда разделение мировоззрений все чаще приводит к трагическим последствиям, а политическое или религиозное противостояние искусственно проецируется на прошлое, ощущается дефицит объединительных тенденций, в т.ч. и в науке. Именно поэтому мастерство синтеза научных знаний всегда являлось одним из главных достоинств юбиляра.
Применительно к средневековой археологии Восточной Европы Л.А. Беляев впервые показал свой исследовательский талант при изучении каменных надгробий центральных районов Руси, издав капитальный свод таких памятников, в котором сравнительный формально-типологический анализ был проведен на широком фоне византийского и романского искусства. Тем самым раннее русское надгробие было введено в круг культур средневековой Европы, а памятники Средиземноморья и России были рассмотрены в рамках единой культурной зоны.
Как крупный организатор Л.А. Беляев проявил себя при проведении столь масштабных исследований, каковыми были и остаются Российско-Палестинская экспедиция в Иерихоне (Палестинская автономия) и Новоиерусалимская в Подмосковье. Каждая из них является и торжеством заявленного исследователем подхода в рамках «авраамической археологии», и в то же время примером проведения классических раскопок на современном методическом уровне. При этом в Новом Иерусалиме были проведены масштабные исследования одного из важнейших сакральных центров России на значительной части его площади. В последнее время Л.А. Беляев много сил отдал археологии Московской Руси, являющейся синтезом всех доступных видов источников, с целью уточнить и обогатить знания по истории России ХУ-ХУИ вв.
Однако все эти яркие научные достижения не появились на пустом месте. Им предшествовал период накопления опыта, формирования личности ученого. После окончания МГУ Леонид Андреевич 13 лет (с 1976 по
Болгар-1982. На Малом городке.
Во^аг-1982^ Ше Malyi Gorodok.
1989 г.) посвятил работе в «Спецпро-ектреставрации» на самых разных памятниках - от Тобольска на востоке до Смоленска на западе, от Таджикистана и Старого Крыма на юге до Белозерья на севере, участвуя в раскопках разнообразнейших памятников - каменных, сырцово-кирпичных, древо-земляных крепостей, античных храмов, мусульманских мечетей, православных монастырей. Этот колоссальный опыт стал ему чрезвычайно полезен в будущем, когда пришла пора синтезировать полученные знания.
В этом калейдоскопе городов, природных зон, народов и культур, попадавших в сферу интересов ученого, Поволжье занимает свое особое и чрезвычайно важное место. Впервые Л.А. Беляев попал туда еще студентом исторического факультета МГУ, когда в течение 4 полевых сезонов ему довелось поработать на ключевых памятниках золотоордынской цивилизации - Селитренном, Царевском и Водянском городищах - в составе Поволжской экспедиции во главе с
А.Н. Смирновым и Г.А. Федоровым-Давыдовым. Можно предположить, что именно это первое прикосновение к средневековым древностям Поволжья оставило наиболее важный отпечаток в душе начинающего ученого, а общение с выдающимися исследователями, фактически с нуля поднимавшими археологию Золотой Орды, не могло не повлиять на его мироощущение. Мир средневекового Востока тогда впервые приоткрылся перед ним и поманил к себе. Поэтому не вызывает удивление, что в следующее десятилетие Леонид Андреевич так много работал в Хорезмской археологической экспедиции на территории Казахстана, Узбекистана и Туркмении. Возвращение в Поволжье произошло в те же самые годы и было связано с реставрационными работами, проводившимися в таких разных по хронологии и происхождению, но, безусловно, выдающихся памятниках, какими являются остров-град Свияжск и Болгарское городище. На каждом из них Л.А. Беляев провел несколько полевых сезонов (с 1977 по
Свияжск, 1982
Sviyazhsk, 1982
1982 г.). Значение работ на каждом из этих памятников трудно переоценить. На них работали выдающиеся реставраторы Татарстана и России. В Болга-ре с 1938 г. проводились масштабные (для тех лет) раскопки, однако археологическое изучение памятников архитектуры не отличалось большой тщательностью, а в Свияжске и вовсе не велось. Поэтому Л.А. Беляев стал во многих смыслах пионером археологического изучения сложных архитектурных объектов. В Свияжске - в полном смысле этого слова, а в Болга-ре - человеком, возродившим профессиональное археологическое изучение средневековой архитектуры. Его исследования на «Малом городке» были первыми безупречно проведенными, с методической точки зрения, раскопками за всю историю изучения этой загадочной части города. Итогом этих его работ стала фундаментальная статья, обобщившая данные о «Малом городке», которая уже в наши дни превратилась в капитальную монографию, представившую двухвековую историю изучения данного феномена.
После 1982 г. Л.А. Беляев не возвращался к самостоятельным полевым работам в Поволжье, хотя в
2012-2013 гг. он организовывал новые исследования на «Малом городке», проводившиеся уже в рамках охранно-спасательных работ, завершившихся обнаружением ранее не известного мавзолея на его площадке. Однако проблемы золотоордынской археологии Поволжья всегда оставались в круге его внимания и были одним из источников его теоретических штудий.
Научные достижения Л.А. Беляева высоко оценены как археологическим сообществом, так и профессиональными историками, музееведами, а также структурами государственной власти -он лауреат премии Президиума РАН им. И.Е. Забелина, премии Москвы в области литературы и искусства (2012 г.), премии Государственного Исторического музея им. И.Е. Забелина (2016 г.). За создание Иерихонской экспедиции и формирование археологического музея в Российском Музей-но-парковом комплексе в Иерихоне он удостоен Благодарности Президента РФ ВВ. Путина.
Л.А. Беляев ведет большую научно-организационную работу. С 1994 г. он возглавляет сектор археологии Москвы (реорганизованный в 2015 г. в полноценный отдел) Института
археологии РАН. В 2001 г. назначен главным редактором главного археологического издания страны - журнала «Российская археология». Он член Ученого совета Института археологии РАН и Ученых советов многих музеев (Государственные музеи Московского Кремля, Центральный музей древнерусского искусства и культуры им. Андрея Рублева и др.), член редколлегии журнала «Византийский временник». С 2008 г. Л.А. Беляев руководит секцией археологии научно-методического совета Министерства культуры РФ и является членом его президиума. В 2016 г. Л.А. Беляев был избран членом-корреспондентом
Российской Академии наук, а в 2017 г. стал президентом Научного комитета по управлению археологическим наследием Национального комитета ИКОМОС, Россия.
Нет сомнения, что этот выдающийся исследователь сможет сделать еще очень много на благо российской науки. Хочется пожелать ему здоровья, энергии, бодрости духа для выполнения тех ответственных задач и обязанностей, которые возложены на него коллегами по археологическому цеху и которые он решает со столь свойственными ему оптимизмом, доброжелательностью и принципиальностью.
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ Л.А. БЕЛЯЕВА
1. Казанский собор на Красной площади (в соавт. с Г.А. Павлович). М.[б.и.], 1993. 98 с.
2. Древние монастыри Москвы по данным археологии. М.: ИА РАН, 1994. 456 с.
3. Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и СевероВосточной Руси ХШ-ХУП вв. М.: Наука, 1996. 358 с.
4. Русские церковные древности: археология христианских древностей средневековой Руси. М. Фонд археологии, 1996 (в соавт. с А.В. Чернецовым). 88 с.
5. Христианские древности. Введение в сравнительное изучение. М.: Институт «Открытое общество», 1998. 575 с.
6. Московская Русь: от Средневековья к Новому времени. М.: Астрель, 2005. 454 с.
7. От библейских древностей к христианским. Очерки археологии эпохи формирования иудаизма и христианства (в соавт. с Н.Я. Мерпертом). М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. 392 с.
8. Русское средневековое надгробие ХШ-ХУН века. Материалы к своду. Вып. 1. (Редактор-составитель). М.: Наука, 2006. 360 с.
9. Archeologia аЬгасИатка. Исследования в области археологии и художественной традиции иудаизма, христианства и ислама. (Редактор-составитель). М.: Индрик, 2009. 454 с.
10. Сакральное пространство средневековой Москвы (в соавт. с А.Л. Баталовым). М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. 400 с.
11. Опыт изучения исторических некрополей и персональной идентификации методами археологии / Методика полевых археологических исследований. М.: ИА РАН, 2011. 53 с.
12. Некрополь Данилова монастыря в ХУН-Х1Х веках: историко-археологиче-ские исследования (1983-2008). М. : Даниловский благовестник; ИА РАН, 2012. 503 с.
13. Родовая усыпальница князей Пожарских и Хованских в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля: 150 лет изучения. М.: ИА РАН, 2013. 264 с.
14. Церковь Вознесения в Коломенском: архитектура, археология, история (в соавт. с А.Л. Баталовым). М.: МГОМЗ, 2013. 204 с.
Информация об авторах:
Коваль Владимир Юрьевич, кандидат исторических наук, заведующий отделом, Институт археологии РАН (г. Москва, Россия); kovaloka@mail.ru
Баранов Вячеслав Сергеевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ (г. Казань, Россия); sl.baranov@mail.ru
Елкина Ирина Игоревна, научный сотрудник. Институт археологии РАН (г. Москва, Россия); ira-elkina@yandex.ru
Глазунова Ольга Николаевна, научный сотрудник. Институт археологии РАН (г. Москва, Россия);olga-glazunova2007@yandex.ru
Григорян Светлана Багратовна, старший лаборант, Институт археологии РАН (г. Москва, Россия); lana384@yandex.ru
L.A. BELYAEV AND THE ARCHEOLOGY OF THE VOLGA REGION
V.Yu. Koval, V.S. Baranov, I.I. Elkina, O.N. Glazunova, S.B. Grigoryan
The article is dedicated to the jubilee of Leonid Andreevich Belyaev, a renowned Russian archaeologist, scientific figure, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, and chief editor of the Russian Archaeology journal. The milestones of his life are considered along with the role of the Volga region archaeology in his development as a researcher, as well as the contribution made by Leonid Andreevich to the study of the medieval antiquities of the Volga region. Today, Leonid Andreevich Belyaev is one of the most recognised archaeologists-medievalists solving the fundamental theoretical problems of historical science, managing large field projects, and establishing new directions in the scientific research process. The range of Leonid Andreevich's scientific interests vividly characterizes the tremendous scope of his personality.
Keywords: architectural archaeology, Abrahamic archaeology, L.A. Belyaev, the Volga Region, Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences
About the authors:
Koval Vladimir Yu. Candidate of Historical Sciences. Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences. Dmitry Ulyanova St., 19, Moscow, 117036, Russian Federation; kovaloka@mail.ru
Baranov Vyacheslav S. Candidate of Historical Sciences. Institute of Archaeology named after A. Kh. Halikov, Tatarstan Academy of Sciences. Butlerov Str., 30, Kazan, 420012, the Republic of Tatarstan, Russian Federation; sl.baranov@mail.ru
Elkina Irina I. Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences. Dmitry Ulyanov St., 19, Moscow, 117036, Russian Federation; ira-elkina@yandex.ru
Glazunova Olga N. Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences. Dmitry Ulyanov St., 19, Moscow, 117036, Russian Federation; olga-glazunova2007@yandex.ru Grigoryan Svetlana B. Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences. Dmitry Ulyanov St., 19, Moscow, 117036, Russian Federation; я); lana384@yandex.ru
Статья поступила в номер 23.05.2018 г.