Научная статья на тему 'Квопросуо разработке модели духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в сфере досуга'

Квопросуо разработке модели духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в сфере досуга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / MODEL / SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисенко Ю. В.

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания личности, которая на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в социально-культурной деятельности, а также представлена модель духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денисенко Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE GUESTION OF THE DEVELOPMENT OF A MODEL OF STUDENTS' SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING IN LEISURE-TIME

Timeliness of this article consists of that it is considering the problem of spiritual and moral individual upbringing. This problem is one of the priority directions in social-cultural activity nowadays. The model of spiritual and moral students' upbringing is represented in this article. This model is needed for real studying this present problem.

Текст научной работы на тему «Квопросуо разработке модели духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в сфере досуга»

Библиографический список

1. Ядов, В.А. Все же Россию умом понять можно // Россия: трансформирующее общество. — М.: Канон-пресс-Ц. — 2001.

2. Сайко, Э.В. Субъект и субъектная составляющая в становлении и культурно-историческом выполнении пространственно-временного континиума социума // Человек как субъект культуры / отв. ред. Э.В. Сайко. — М.: Наука, 2002.

3. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: Изд-во «Институт практической психологии». — Воронеж: НПО «Модек», 1996.

4. Востряков, Л.Е. Рыночные реформы и региональные администраторы сферы культуры // Общественные науки и современность. — 2004. — № 4.

5. Тишков, В. Политическая антропология. — N.Y. : The Edwin Mellen Press Lewiston — Queeston-Lamptter, 2000.

6. Заславская, Т.И. О субъектно-деятельностном аспекте трансформационного процесса // Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса / Под общей ред. Т.И. Заславской. — М.: МВШСЭН, 2001.

7. Ахиезер, А.С. Субъекты российской истории— предмет социокультурного исследования (от архаики до Петра I) // Человек как субъект культуры. — М.: Наука, 2002.

8. Турен, А. Возвращение человека действующего. — М.: Научный мир, 1998.

9. Платонов, К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986.

10. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека. — 2-е изд. — М., 1996.

Статья поступила в редакцию 9.09.08.

УДК 379.52

Ю.В. Денисенко, аспирант АлтГАКИ, г. Барнаул

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ДОСУГА

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания личности, которая на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в социально-культурной деятельности, а также представлена модель духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи.

Ключевые слова: модель, духовно-нравственное воспитание, студенческая молодежь.

Растущий интерес к проблеме духовно-нравственного воспитания личности, свидетелями которого мы являемся сегодня, не случаен. Практические знания и методы, накопленные в различных областях человеко-знания и адаптированные педагогической наукой, способны оказать теоретическую и методическую помощь в процессе развития и коррекции духовно-нравственной сферы личности.

Проблема изучения духовно-нравственного воспитания характеризуется разноплановыми исследованиями в области философии, психологии, педагогики. И хотя понимание духовно-нравственного воспитания неоднозначно в трудах отечественных и зарубежных исследователей, фактически оно рассматривается как интегративное качество личности, выступающее вектором личностной и профессиональной самореализации, творческой активности.

Разработка модели духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи возможна в условиях реализации личностно-ориентированной педагогики, в которой понимание воспитательного воздействия определяется как «пробуждение» и целенаправленное «взращивание» индивидуальности в человеке.

Предлагаемая социально-педагогическая модель духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи состоит в редуцировании к новой парадигме личностной ориентации, не сводимой к заранее установленной модели личности.

Модель — это реальная система, позволяющая изучать различные стороны исследуемого объекта, отсутствующие в действительности и созданные в воображении исследователя. Г. Клаус определяет модель, как одну из форм разрешения диалектического противоречия между теорией и практикой. Модель есть теория, обобщение постольку, поскольку она абстрагируется от всех частностей, от несущественного. Модель

есть практика, поскольку она должна практически функционировать [1].

Слово «модель» (от лат. слова «modus», «modulus») означает «мера, образ, способ» и т.п. В.А. Штофф дает следующее определение модели: «Модель — это система, которая с той или иной степенью сходства воспроизводит другую систему (оригинал) и замещает ее в познавательном процессе так, что изучение модели позволяет получить информацию о воспроизводимой и отражаемой системе (оригинале)» [2, с.8]. В.А. Штофф разграничивает понимание значения модели в широком и узком смысле.

Под моделью в широком смысле понимают мысленно или практически созданную структуру, воспроизводящую ту или иную часть действительности в упрощенной (схематизированной или идеализированной) и наглядной форме. В более узком смысле понимают модель, когда хотят изобразить некую область явлений с помощью другой, лучше изученной, легче понимаемой, более привычной, когда, другими словами, непонятное хотят свести к понятному.

Ученый А.А. Вербицкий определяет модель как «систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования» [3]. В.А. Штофф указывает на существенные признаки модели: а) объективная аналогия с оригиналом; б) воспроизведение оригинала; в) опосредующий источник информации для субъекта.

Цель создания модели духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи состоит в расширении и углублении возможности самореализации будущих специалистов на уровне профессионально значимых, личностно и социально желаемых стандартов. Пути и методы духовно-нравственного воспитания студентов многообразны, они обусловлены социально-педагогическими условиями, закономерностями, прин-

ципами. Опора на традиции народа, его обычаи и обряды в этом процессе, соблюдение принципов преемственности народной и научной педагогики является эффективным средством в решении данной задачи.

Основными задачами исследования являлись: духовно-нравственное воспитание студентов; развитие нравственных качеств студентов; формирование и развитие ценностных ориентаций и норм поведения в социуме на основе ценностей народа и идеалов личности; активизация интеллектуального развития личности на основе усиления мотивации учебной деятельности и развития познавательных интересов средствами народного музыкального творчества; пси-холого-педагогическая коррекция эмоциональной сферы личности.

Модель духовно-нравственного воспитания студентов интегрирует психологическую организацию субъекта профессиональной деятельности посредством усиления взаимосвязи следующих структурных компонентов личности: когнитивного (ценностные ориентации, профессионально-социальное мышление); эмоционального (мотивация, рефлексия); конативного (поведенческие реакции, творческая активность профессиональной и личностной самореализации).

Основная трудность, которую придется преодолеть в процессе духовно-нравственного воспитания личности студента, связана со способом усвоения или коррекцией содержательно-смыслового компонента духовнонравственной сферы. Способ усвоения, принятия понятий и терминов, составляющих основное содержание духовно-нравственной личности, состоит в своеобразном «отделении» объективного значения материала и выявлении в нем субъективного, личностно значимого смысла. Понятийно-гностическая ориентировка изучаемого материала будет органически включаться в структуру личностных ценностей лишь при условии субъек-тивизации какого-либо смысла.

Процесс духовно-нравственного воспитания личности связан с преобладанием внутренних противоречий, борьбой отрицательных и положительных мотивов, желаний, намерений и т.д., в силу чего его осуществление является длительным и сложным. Представляется возможным выделить три стадии, которые проходит будущий специалист в процессе духовно-нравственного воспитания.

Первая стадия — осознание внутренний творческих ресурсов. На этой стадии обучающийся осознает, рефлексирует имеющуюся у него систему духовно-нравственных ценностей, убеждаясь в необходимости интегрировать социальные требования («так принято в обществе, в коллективе») и личностные притязания. На данной стадии используются механизмы осуществления мотивации духовно-нравственной обусловленности личностного и профессионального роста.

Вторая стадия — присвоение понятийно-гностической составляющей духовно-нравственной сферы личности. Для нее характерным является процесс субъекти-визации моральных и правовых норм, принципов, критериев; понимание и принятие их ценности, целесообразности и необходимости соблюдения. На этом уровне у личности формируется (или меняется) система ценностных ориентаций, происходит своеобразная «переоценка» ценностей. Для данной стадии характерны механизмы идентификации, эмпатии, глубокой рефлексии.

Третья стадия — закрепление полученных знаний на поведенческом уровне. Третьей стадии присуще наличие сформировавшейся убежденности у воспитуемо-го в необходимости следовать социальным нормам, с одной стороны, и внутриличностным ориентирам на саморазвитие и самосовершенствование — с другой.

Обозначенные выше стадии не изолированы; напротив, они взаимодополняют и оказывают влияние друг на друга. В нашем исследовании мы выделяем два этапа моделирования процесса духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в сфере досуга.

На первом — в процессе изучения методологической и теоретической литературы по теме, наблюдения реального состояния духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в сфере досуга, выделения сильных и слабых его сторон, использования ряда методологических закономерностей, методов, принципов, категорий — были проведены анализ и обобщение знаний об исследуемом процессе и сформирована понятийная модель.

На втором этапе моделирования (трансформации понятийной модели в структурную) выполнялись следующие задачи:

1. непосредственное создание наглядного образа целостного процесса духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи средствами народного музыкального творчества;

2. определение основных структурных единиц модели, ее составных элементов;

3. выделение совокупности связей между элементами модели;

4. установление их иерархического соотношения.

Построение модели духовно-нравственного воспитания студентов базируется на принципах:

- преемственности и последовательности в осуществлении воспитательного воздействия (по аналогии с этнопедагогической моделью сохранения, трансляции и развития традиций) от преподавателя к студенту;

- вариативности содержания и форм воспитательной среды (по аналогии с вариативностью традиционного народного музыкально творчества и форм его бытования);

- открытости данной модели социуму;

- личностно-ориентированного подхода к целепо-лаганию, организации воспитательной среды, оценке результатов педагогического процесса (в каждом типе культуры задается определенная модель личности и стереотипы поведения, деятельности в социальной среде);

- отражения в модели организации учебно-воспитательного процесса национального образа мира русского народа;

- единство духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа как основы проектирования целостного этнокультурного образовательного пространства;

- опоры на духовно-нравственный потенциал отечественной культуры, сохранившей в своих традициях образы-идеалы народа, продолжающие жить в различных видах фольклора и классического искусства.

Специфика предмета и задач исследования определила структурно-организационное содержание модели духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в сфере досуга, включающее в себя четыре основных компонента: целевой, содержательный, коммуникативный и организационно-деятельностный.

Целевой компонент модели призван обеспечить воспитание у студентов нравственной направленности. Достижение данной цели предполагает решение следующего комплекса дидактических задач:

- формирование у студентов целостной системы представлений о сущности, структуре и содержании модели и нравственности, о нравственных принципах, правилах, нормах отношения к произведениям народного музыкального твор-

чества в соответствии с разработанной моделью духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи вуза культуры и искусств;

- развитие у студенческой молодежи эмоционально-положительного взгляда на мир, нравственных чувств, ценностно-нравственной мотивации учебной деятельности, базовых ценностных ориентаций;

- воспитание у студентов ценностно-нравственного отношения к обычаям и традициям своего народа, к произведениям народного музыкального творчества;

- формирование у студентов готовности к ценностно-нравственной деятельности в процессе освоения произведений народного музыкального творчества.

Содержательный компонент модели духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи предполагает проектирование гуманитарного аспекта содержания народного музыкального творчества, активизацию их нравственно-аксиологического потенциала. Для этого необходимо формирование нравственно-мировоззренческих знаний (нравственных взглядов, убеждений и т.д.) и нравственных ценностей (ценностей межличностного общения и взаимодействия). Достигнуть данной цели возможно с помощью:

1. Выделения ценностно-смысловых аспектов в содержании народного музыкального творчества;

2. Введения в содержание учебно-воспитательной работы в сфере досуга ярких образцов (произведений народного музыкального творчества) ценностно-нравственного характера.

Коммуникативныш компонент модели духовнонравственного воспитания студенческой молодежи предполагает организацию ценностно-смыслового восприятия и усвоения студентами содержания произведений народного музыкального творчества, путем использования целостного комплекса разнообразных и взаимодополняющих педагогических методов и средств, направленных на интеллектуальное и эмоциональное нравственное восприятие ценностей народной культуры в процессе педагогического общения.

Организационно-деятельностныш компонент модели характеризуется включением студенческой молодежи в процесс социокультурной деятельности и связан с самообразованием и самосовершенствованием. Он реализуется посредством решения задач активного обучения и воспитания, проявления инициативы, развития творческого мышления и соответствующего уровня, интеллектуальных способностей.

Студенческая молодежь в процессе реализации модели должна не только обладать набором определенных теоретических знаний, но и совершенствовать умения, осознанно оперировать полученными знаниями на практике в процессе решения практических задач по осуществлению социокультурной деятельности.

Формы организации воспитательного воздействия на студенческую молодежь могут быть как групповые, так и индивидуальные (индивидуально-коррекционные работы).

Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи — процесс, направленный на гармонизацию глубинной, сущностной составляющей личности (ее духовности) с моральной, социально детерминированной подструктурой (нравственностью), обусловливающей реализацию образа «Я» в обществе.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что при духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи необходимо сбалансировать социально активные методы (тренинговые поведенческие технологии, ролевые игры, дискуссии и т.д.) и способы, обеспечивающие духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи: объяснительно-иллюстративный; рефлексивный; проблемно-поисковый; коммуникативный; репродуктивный и имитационно-ролевой.

Таким образом, в соответствии с целостным концептуальным представлением о сущностных чертах данной модели важно помнить, что условием реализации модели выступает достижение гармоничного уравновешивания двух начал, первого — общечеловеческие нормы морали, и второго — собственные притязания личности студента на достижения, утверждающие образ «Я».

Библиографический список

1. Клаус, Г. Кибернетика и общество / Г. Клаус. — М.: Прогресс, 1967.

2. Штофф, В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. — М.: Наука, 1966.

3. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991. Статья поступила в редакцию 28.05.08

УДК 37.017.92

Л.А. Куминова, соискатель АлтГАКИ, г. Барнаул Л.Б. Пегарева, соискатель БГПА, г. Барнаул

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются проблемы связанные с необходимостью уточнения сущности и содержания духовности и реализации духовных ценностей в процессе воспитания молодежи, представлен анализ опыта деятельности учреждений культуры по формированию духовных ценностей молодежи средствами информационнопросветительной деятельности.

Ключевые слова: духовность, духовная культура, духовные ценности, формирования ценностей, информационно-просветительная деятельность.

Необходимость развития духовных ценностей свя- во всех сферах общественной жизни, что особенно ак-

зана с обострением глобальных проблем развития че- туально в современных социально-культурных услови-

ловечества и повышением роли активности личности ях России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.