Научная статья на тему 'Формирование духовных ценностей молодежи средствами информационнопросветительной деятельности'

Формирование духовных ценностей молодежи средствами информационнопросветительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6884
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ / ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куминова Л. А., Пегарева Л. Б.

В статье рассматриваются проблемы связанные с необходимостью уточнения сущности и содержания духовности и реализации духовных ценностей в процессе воспитания молодежи, представлен анализ опыта деятельности учреждений культуры по формированию духовных ценностей молодежи средствами информационно-просветительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF CULTURAL WEALTH OF YOUTH BY MEANS OF SOCIOCULTURAL ACTIVITY

In this article the problems which are connected with the necessity of cultural wealth specification in education of youth are viewed, the essence and the maintenance of spirituality is revealed, the technique of formation of cultural wealth is presented by means of information and education activity.

Текст научной работы на тему «Формирование духовных ценностей молодежи средствами информационнопросветительной деятельности»

чества в соответствии с разработанной моделью духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи вуза культуры и искусств;

- развитие у студенческой молодежи эмоционально-положительного взгляда на мир, нравственных чувств, ценностно-нравственной мотивации учебной деятельности, базовых ценностных ориентаций;

- воспитание у студентов ценностно-нравственного отношения к обычаям и традициям своего народа, к произведениям народного музыкального творчества;

- формирование у студентов готовности к ценностно-нравственной деятельности в процессе освоения произведений народного музыкального творчества.

Содержательный компонент модели духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи предполагает проектирование гуманитарного аспекта содержания народного музыкального творчества, активизацию их нравственно-аксиологического потенциала. Для этого необходимо формирование нравственно-мировоззренческих знаний (нравственных взглядов, убеждений и т.д.) и нравственных ценностей (ценностей межличностного общения и взаимодействия). Достигнуть данной цели возможно с помощью:

1. Выделения ценностно-смысловых аспектов в содержании народного музыкального творчества;

2. Введения в содержание учебно-воспитательной работы в сфере досуга ярких образцов (произведений народного музыкального творчества) ценностно-нравственного характера.

Коммуникативным компонент модели духовнонравственного воспитания студенческой молодежи предполагает организацию ценностно-смыслового восприятия и усвоения студентами содержания произведений народного музыкального творчества, путем использования целостного комплекса разнообразных и взаимодополняющих педагогических методов и средств, направленных на интеллектуальное и эмоциональное нравственное восприятие ценностей народной культуры в процессе педагогического общения.

Организационно-деятельностныш компонент модели характеризуется включением студенческой молодежи в процесс социокультурной деятельности и связан с самообразованием и самосовершенствованием. Он реализуется посредством решения задач активного обучения и воспитания, проявления инициативы, развития творческого мышления и соответствующего уровня, интеллектуальных способностей.

Студенческая молодежь в процессе реализации модели должна не только обладать набором определенных теоретических знаний, но и совершенствовать умения, осознанно оперировать полученными знаниями на практике в процессе решения практических задач по осуществлению социокультурной деятельности.

Формы организации воспитательного воздействия на студенческую молодежь могут быть как групповые, так и индивидуальные (индивидуально-коррекционные работы).

Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи — процесс, направленный на гармонизацию глубинной, сущностной составляющей личности (ее духовности) с моральной, социально детерминированной подструктурой (нравственностью), обусловливающей реализацию образа «Я» в обществе.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что при духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи необходимо сбалансировать социально активные методы (тренинговые поведенческие технологии, ролевые игры, дискуссии и т.д.) и способы, обеспечивающие духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи: объяснительно-иллюстративный; рефлексивный; проблемно-поисковый; коммуникативный; репродуктивный и имитационно-ролевой.

Таким образом, в соответствии с целостным концептуальным представлением о сущностных чертах данной модели важно помнить, что условием реализации модели выступает достижение гармоничного уравновешивания двух начал, первого — общечеловеческие нормы морали, и второго — собственные притязания личности студента на достижения, утверждающие образ «Я».

Библиографический список

1. Клаус, Г. Кибернетика и общество / Г. Клаус. — М.: Прогресс, 1967.

2. Штофф, В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. — М.: Наука, 1966.

3. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991. Статья поступила в редакцию 28.05.08

УДК 37.017.92

Л.А. Куминова, соискатель АлтГАКИ, г. Барнаул Л.Б. Пегарева, соискатель БГПА, г. Барнаул

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются проблемы связанные с необходимостью уточнения сущности и содержания духовности и реализации духовных ценностей в процессе воспитания молодежи, представлен анализ опыта деятельности учреждений культуры по формированию духовных ценностей молодежи средствами информационнопросветительной деятельности.

Ключевые слова: духовность, духовная культура, духовные ценности, формирования ценностей, информационно-просветительная деятельность.

Необходимость развития духовных ценностей свя- во всех сферах общественной жизни, что особенно ак-

зана с обострением глобальных проблем развития че- туально в современных социально-культурных услови-

ловечества и повышением роли активности личности ях России.

Развитие духовности человека представляет собой формирование его духовной культуры, в границах которой происходит выбор ценностей, осуществляется оценка явлений, действительности, разрабатываются цели и средства деятельности, создаются жизненные планы, определяется жизненная позиция и стратегия. Личность, которой свойственна духовность, осваивает сокровища культуры, произведения искусства, нравственный опыт, впитывая в себя вековые завоевания человечества. Вникая в мир науки, искусства, религии, она в этом своем духовном труде видит не жертву, не принудительную дань требованиям общества, а идет навстречу своим потребностям, которые и свидетельствуют о духовности личности. В этой работе своего духа такая личность чувствует себя комфортно [1, с. 86].

Проявления духовности в людях весьма разнообразны, они придают деятельности людей качественную определенность, значимость как для отдельной личности, так и для общества в целом, а также могут классифицироваться в зависимости от их ролевой функции по отношению к потребителям культурных благ: 1) производство духовных ценностей; 2) трансляция духовных ценностей; 3) сохранение духовных потребностей культуры.

Учитывая многогранность и важность духовного развития нашего общества, возникла необходимость осмысления данного феномена для практического применения его в информационно-просветительной деятельности в социально-культурной сфере. Проблема духовности, особенно в последнее время, становится одной из центральных для гуманитарных наук, включая теорию, методику и организацию социально-культурной деятельности. Этот термин широко употребляется для обозначения различных процессов, происходящих в обществе, культуре и с самим человеком. Сочетания «духовное возрождение», «духовное развитие», «духовный мир», «духовные интересы», «духовные силы» и т.д. стали привычными и используются самыми различными авторами (Федотов Г.П., Феду-лов Б.А и др.).

Сущность духовности в контексте исторического познания определяется не однозначно. Духовность — совокупность всех явлений духа, который включает в себя не только сферу психического, но и все то, что выходит за рамки психики как свойства высокоорганизованной материи [1, с. 64]. Духовность — это понятие, образованное от другого понятия — «дух». Одно из определений понятия «дух» — психические способности, сознание, мышление. Наконец, «дух» выступает как обозначение бесплотного, сверхъестественного существа, принимающего участие в жизни природы или человека, а также «дыхания».

При изучении феномена духовности традиционно обращаются к культурно-антропологическому контексту, в нем духовность выступает как характеристика внутреннего, субъективного мира человека, духовного мира личности. Под духовностью здесь понимается определенный уровень развития мышления, уровень образования и способы приобретения знаний, наличие определенных познавательных и культурных потребностей. Однако очевидным является тот факт, что духовность невозможно свести лишь к рациональному освоению человеком мира культуры. Духовность включает в себя в первую очередь ценности, на основе которых решаются проблемы смысла жизни, вечные проблемы человеческого бытия, определяются сущность собственного «Я», место человека в мире и обществе, критерии выбора целей и смысла деятельности, возможности и пределы личностного роста [2, с. 28]. Путь духовного развития представляет собой движение к духовности как восхождение по пути обретения истины, добра и спра-

ведливости. На этом пути человек приобретает способности соотносить свои потребности и желания с потребностями и желаниями других людей, соотносить себя с миром человеческих ценностей, видеть себя в мире.

В традиционном понимании духовность включает в себя три начала: познавательное, нравственное и эстетическое [1, с. 45]. Этим началам соответствуют три сферы человеческой деятельности, три сферы духовных ценностей — истина, добро, красота. Именно эти три начала образуют критерий такого уровня развития человека, который определяется как духовная личность.

Выделим те направления человеческой деятельности, которые характеризуют духовную сущность человека:

1. Всеобъемлющий характер проявления духовного, в основе которой находится трансцендентная деятельность человека. Она включает в себя рациональные и эмоционально-аффективные стороны, гносеологически когнитивные стороны и ценностно-мотивационные моменты, ориентированные на внешний и внутренний мир.

2. Духовное— это итог идеального освоения мира без привлечения материально-предметного содержания. Духовное обладает абсолютной емкостью, универсальной восприимчивостью и способностью творить новое, а значит, и обеспечивать развитие материального, в том числе самого человека, общества и природы в целом.

3. Духовное — основа субъективного мира человека. Именно духовное делает возможной внутреннюю, частную жизнь, и оно проявляется в имманентном пространстве и времени человеческого бытия. 4. Духовная сфера как основа отношения человека к социуму и миру в целом. Отношение человека к миру — это отношение двух принципиально разных величин: человека в его идеально субъективном обличии и мира, начисто лишенного этой субъективности, принципиально внешнего. Эта констатация обнаруживает, что между человеком и обществом есть некий сложный барьер, связанный с их разнокачественностью. 5. Духовная сфера как детерминационно-императивный компонент человеческого бытия. Человеческое бытие — это не просто существование и воспроизводство этого существования. Человеческая жизнь может быть деянием, вторжением в наличную существующую реальность, её преобразование, созидание. Но если человеческая жизнь, по сути, есть деяние, созидание, то возникает вопрос о том, какая же сила осуществляет руководство этой деятельностью, её направляет, организует, корректирует. Такой силой в общем смысле выступает духовная сущность человека, на основе которой формируется сознание, мышление и духовные ценности [1, с. 96].

Особая роль в трансляции и сохранении духовных ценностей принадлежит учреждениям культуры. Они формируют, сохраняют и предоставляют пользователям продукты культуры, представляющие духовную ценность. К учреждениям культуры относятся клубы, библиотеки, театры, образовательные учреждения, музеи и др. Свое влияние среди населения они должны осуществлять через прогрессивные формы обслуживания пользователей, обеспечивая гражданам свободный доступ к мировым источникам информации. Одним из основных направлений деятельности учреждений культуры в современных условиях является информационно-просветительная деятельность. Она предполагает в первую очередь удовлетворять потребности человека в получении новой созидательной информации в сфере культуры, искусства, досуга. Конечная цель информационно-просветительной деятельности состоит в духовной самореализации личности через содействие развитию индивидуальных способностей, благодаря чему люди усваивают и преумножают накопленный человечеством духовный опыт.

Изначальная функция учреждений культуры — сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению. Именно они сосредоточивают в своем практическом опыте прошлое, настоящее, будущее и ответственны за духовно-нравственное развитие социальных групп и отдельной личности. Цели и задачи по духовному развитию населения и особенно молодежи вызвали необходимость инновационного развития информационно-просветительной деятельности учреждений культуры, поиска новых путей функционирования, организации новых взаимоотношений с окружающей средой. Сложившаяся новая социально-культурная ситуация характеризуется значительной интенсификацией духовной жизни, углублением информационных запросов и потребностей людей в живом общении, усилением тенденций к активному участию населения в культурной жизни [3, с. 110].

Используя различные формы обслуживания пользователей, организации досуга людей, данные учреждения, являющиеся организационной формой социально-культурных институтов, способствуют формированию высоконравственной развитой личности, обогащению её духовного мира, ориентации на прогрессивные ценности и традиции, обеспечивающие развитие российского общества. Особая роль в духовном развитии принадлежит художественным произведениям, которые доносят до молодого человека живые конкретные образы, возбуждают в нем чувства, заставляют переживать, пробуждают составляющие основы духовного развития. Причем самым важным в духовном и нравственном воспитании является задача вызвать через художественные произведения соответствующие переживания, актуализировать личный жизненный опыт, так как только на его основе, а также на основе личных эстетических переживаниях людей, можно сформировать привычку следовать нравственным правилам например, библейским заповедям в жизни [4, с. 38].

Формирование духовных ценностей наполняет новым содержанием методику информационно-просветительной деятельности в учреждениях культуры. Систематизация различных подходов социально-культурной деятельности к разработке информационно-просветительных программ, позволяет классифицировать их содержания следующим образом: (программы несущие научные знания, программы, где содержание сочетается со средствами художественной выразительности,) [5, с. 46].

К программам, несущим научные знания, можно отнести лекции, беседы, доклады, кинолектории, просветительные общества, клубные объединения. Они обеспечивают всесторонний и глубокий анализ заданных тем, использованных фильмов, литературных, художественных произведений или отдельных проблем, изложенных в них. А также глубокое усвоение, интериоризацию и экстериоризацию духовных ценностей в процессе совместной деятельности и общения. В результате обмена мнениями, идеями, ценностями, направленного ведущим специалистом, вырабатывается общественное мнение о произведении искусства и его ценности.

Беседа является формой устного выступления, в которой наравне с ведущим активное участие принимают слушатели. Во время беседы ведется двусторонний разговор, в ходе которого слушатели отвечают на вопросы ведущего, задают ему вопросы, высказывают свои мнения. Роль лидера коммуникации в беседе принадлежит ведущему, который начинает ее и направляет к нужной цели, а в конце делает заключение или выводы. Ввиду неоднозначного отношения аудитории к определенным духовным ценностям, связанным с современной литературой и искусством, необходимости их постоянного уточнения данная форма наиболее эффективна, если после беседы определенная часть

аудитории изменила свои художественные взгляды и оценки в позитивную сторону, что проверяется, например, голосованием в конце беседы.

Главная целевая установка научно-популярной лекции как формы научного знания — раскрыть теорию обозначенной художественно-нравственной проблемы, показать возможные варианты деятельности по ее развитию, соединив их с последними научными достижениями. Поэтому научно-популярная лекция рассчитана на аудиторию с достаточным уровнем подготовленности и информированности.

Наиболее характерной формой информационно-просветительной деятельности является обсуждение новинок литературы, что способствует стимулированию активности, выработке умений и навыков критического мышления, самостоятельной работы над произведением искусства, формирование эстетических взглядов и вкусов, а также духовных и нравственных ценностей.

Особое место в формировании духовных ценностей занимают кинолектории и киноклубы, деятельность которых посвящена просмотру фильмов и анализу творчества выдающихся артистов. Для их проведения привлекают представителей творческих профессий. На современном этапе не потеряли своей значимости такие литературные гостиные, где общение с миром литературы и его представителями (поэтами, писателями) происходит не заочно, а в форме «живого диалога», где обладают одинаковыми правами на собственную точку зрения и известный поэт, и поэт начинающий их читатели и почитатели. При этом в ходе дискуссий формируются и реализуются духовные интересы и потребности личности в самовыражении и самосовершенствовании, поскольку происходит художественно-творческий процесс формирования литературных вкусов и оценок.

Просветительные общества общественно-политической направленности, сегодня играют особенно важную роль в политической просвещенности молодежи в период предвыборных компаний, кроме того они связаны с проблемами политической жизни и историческими событиями нашей страны в деятельности историко-краеведческих музеев. Краеведческие вечера посвящают темам, связанным с историей края, его культурой и экономикой, деятельностью почетных людей края, области, города, села, что позволяет сформировать духовный потенциал молодого поколения на ценностях своей малой Родины. Эти вечера также способствуют воспитанию патриотических чувств, более глубокому пониманию важности тех мест, в которых жили их предки.

В другую группу информационно-просветительной деятельности включены программы, содержание которых сочетается со средствами художественной выразительности: устные журналы, литературные чтения, тематические вечера, выставки (книжные) [5, с. 47].

Не потеряли свою популярность на местном уровне устные журналы, анализирующие достижения местных поэтов, художников, музыкантов. Эти программы дают широкие возможности сочетания устного слова музыки, песни, танца, изобразительного искусства и других средств, что позволяет аудитории усваивать систему художественно-нравственных ценностей через образно-чувственную среду. Кроме того, устный журнал — один из оперативных методов информации о новинках художественной литературы, о периодических изданиях, о книгах, готовящихся к печати, что способствует развитию эстетического вкуса помимо духовных, нравственных ценностей у представителей молодежной аудитории.

Эффективным видом информационно-просветительной деятельности являются литературные чтения, которые предполагают художественное чтение и обсуж-

дение литературных произведений. Молодые читатели охотно приходят на такие чтения, особенно когда по книге вышел фильм, и его показали на телеэкране. В последнее время все большее распространение получают «говорящие книги», они могут быть положены в основу тематического вечера. Большим потенциалом здесь обладает российская классическая литература, которая раскрывает духовные ценности через сложный внутренний мир литературных героев действующих в различных исторических условиях [6, с. 73].

Тематический вечер как вид информационно-просветительных программ включает в себя выступление ведущего по проблеме литературы и искусства; выступления заранее подготовленных участников; демонстрацию документальных фильмов или отрывков из художественных кинофильмов; прослушивание документальных или концертных звукозаписей; выступления ветеранов, артистов или участников художественных коллективов с чтением стихотворений, отрывков из литературных произведений; исполнение музыкальных номеров по теме вечера. Именно эмоциональный настрой вечера оказывает самое позитивное влияние не только на разум, но и на чувства молодых людей, закрепляя и развивая исторически выраженную систему духовно-нравственных ценностей.

Важна деятельность клубов и объединений по интересам, создаваемые в учреждениях культуры направлены на объединение вокруг учреждений ярких людей, являющихся в определенном смысле образцами духовно-нравственного опыта для части молодежи. Деятельность такого объединения придает клубному учреждению более высокий статус, способствует формированию ценностных ориентаций молодежи.

Часто информационно-просветительные программы сопровождаются книжными выставками, которые являются самой традиционной наглядной формой представления книги читателю. Основная цель книжной выставки — привлечь внимание читателей к новинкам литературы. Творческий поиск при организации выставок стимулируется появлением новых информационных технологий. Восприятие информационной презентации выставки через компьютер стимулирует интерес молодежи к такого рода программам. Для примера можно проанализировать виртуальную выс-

тавку «Национальная культура разных народов России», цель которой познакомить молодых людей с культурными традициями, обычаями разных народов. Проведение презентации книжной литературы с опорой на специально разработанную в компьютерной программе виртуальную выставку дает дополнительную возможность пробудить у молодежи интерес к традициям разных культур, национальностей, проживающих в России [6, с. 54].

В современном мире наравне с традиционной формой работы учреждений культуры, связанной с живым общением, просветительная информация поступает и в электронном виде. Развитие информационно — компьютерных технологий идет настолько быстро и настолько ускоряет процесс передачи информации, что современное общество уже не сможет существовать без этих технологий. Перед современными социально-культурными институтами стоит задача не только содействовать в выборе информации, но и стать путеводителем в электронном мире, помогая пользователям в поиске и выборе информации, способствующей духовному развитию населения и его отдельных групп, среди которых молодежь является наиболее частым пользователем информации в сети Интернет.

Сегодня многими средствами массовой информации осуществляется бездуховное воздействие на сознание молодежи, на практике теле- и радиопрограммы, материалы печатных СМИ не подвергаются цензуре со стороны государства, что в ряде случаев приводит к ощущению вседозволенности и безответственности институтов массовой коммуникации по отношению к молодежи и ее воспитанию. Защитой от подобной информации может служить только собственное внутреннее чувство нравственности, помочь выработать которое должна система учреждений культуры, предлагая свои материалы и информационно-просветительные программы о духовных ценностях.

Учреждения культуры являются одними из главных социально-культурных институтов в работе с молодежью, а также они играют важную роль в формировании духовных, нравственных, эстетических ценностей личности, опираясь на духовно-нравственный гуманистический потенциал современных и традиционных информационно-просветительных программ.

Библиографический список

1. Степанова, И. Н. Духовность как качество личности и проблема ее воспитания : учеб. пособ. / И.Н. Степанова, С.М. Шалютин. —

Курган : КГУ, 2004.

2. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. — М.: Наука, 1989.

3. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности : монография / А. В. Соколов. — СПб.: СпбГУП, 2001.

4. Ильичева, И.М. Психология духовности / И.М. Ильичева. — М. : Воронеж: МПСИ, 2000.

5. Жаркова, Л.С. Деятельность учреждений культуры : учеб. пособ. — 3-е изд. испр. и доп. — М. : МГУКИ, 2003.

6. Олзоева, Г.К. Массовая работа библиотек : учеб. — метод. пособие / Г.К. Олзоева. — М. : «Либерия — Бибинформ», 2006. Статья поступила в редакцию 15.12.08

УДК 372.8+792.021

Е.Ф. Шангина, канд. искусствоведения, проф. АлтГАКИ, г. Барнаул

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО В ВЫЯВЛЕНИИ ТВОРЧЕСКОГО ДАРОВАНИЯ БУДУЩИХ АКТЕРОВ И РЕЖИССЕРОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Анализируется практика начального этапа выявления творческой одаренности будущих актеров и режиссеров, утверждается, что процент раскрытия и роста творческой одаренности абитуриента/студента во многом зависит от педагогического мастерства, качества, разнообразия и эффективности применяемого инструментария, акцентируется внимание на популяризации эффективных педагогических методик и обновлении диагностических и тренировочных заданий.

Ключевые слова: театральная педагогика, диагностика творческого дарования будущих актеров и режиссеров, начальный этап обучения в художественно-творческом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.