Д. ХУКС
КВАНТОВАЯ ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
Автор статьи - Квантовая теория политической экономии - английский физик Дейв Хукс (1942), доктор философии, теоретик и экспериментатор, автор многочисленных научных трудов и патентов. Д. Хукс - специалист в области квантовой физики и биофизики, выпускник Кембриджа, где он слушал лекции одного из основателей квантовой физики П. Дирака. Вместе с тем, Д.Хукс ведет исследования и сфере общественных наук, прежде всего - философии и политической экономии.
Приводимая ниже статья представляет собой перевод его доклада, прочитанного им в 2004 г. в ЦЭМИ РАН. Исследуя и стимулируя воздействие достижений квантовой физики на развитие политической экономии, автор на современном уровне развивает давнюю традицию, характерную для взаимодействия естественных и общественных наук. Он акцентирует внимание на теоретических и методологических достижениях квантовой физики, которые могут быть использованы в интересах развития экономической теории. При этом наибольшее значение он придает открытию квантовой физикой двойственной структуры материи, характерных для нее корпускулярных и волновых свойств. Он отмечает, что и экономические явления товарного хозяйства также обладают двойственной структурой, поскольку всем им присущи как потребительские, так и стоимостные свойства.
Д.э.н., профессор В. Афанасьев
Я сожалею, если разочарую читателя тем, что я не буду заниматься решением волнового уравнения Шредингера и не стану исследовать структуру политикоэкономической системы. Я лишь провожу идею о том, что квантовая теория обеспечивает намного лучшую концептуальную парадигму для марксистской политической экономии, чем картезианско - ньютоновская концепция, которая определяет буржуазное мышление в сфере политической экономии. Я стремлюсь доказать, что если мы начнем создавать альтернативную стратегию для замены капитализма обществом и политической экономией, действительно опирающимися на интересы человека, то мы должны будем принять этот метод мышления. Я попытаюсь показать его связь с революционным развитием средств производства, которое в настоящее время наиболее ярко проявляется в прогрессе информационно - компьютерных технологий. Затем я намечу некоторые пути начала этого процесса или скорее обобщения тех процессов, которые уже начались.
Необходимо воздать должное другим исследователям, которые также рассматривают квантовую теорию как наилучшую модель для понимания общества и культуры, сравнительно с ньютонизмом. Я ссылаюсь прежде всего на Давида Бома (David Bohm)1, Фритьефа Капру (Fritjof Capra)2, Дана Зохара (Danah Zohar) и Яна Маршалла (Ian Marshall)3. Однако мне ничего неизвестно о попытке применить квантовое мышление к пониманию процессов и концепций марксистской политической экономией, хотя, быть может, это всего лишь следствие моего невежества. Капра обсуждает проблемы понимания экономических процессов, но не проводит четкой связи с марксистской политической экономией.
Картезианско - ньютоновская парадигма
1 Bohm, David . Wholeness and Implicate Order. London, Routledge &Kegan Paul, 1980.
2 Capra, Fritjof. The Tao of Physics. London, Fontana/Collins 1976 and The Turning Point. London, Flamingo (HarperCollins), 1983.
3 Zohar, Danah and Marshal, Ian. Pages 5,6. The Quantum Society. London, Flamingo (HarperCollins), 1994.
Как хорошо известно, Декарт полагал, что существует фундаментальное различие между мыслью и материей, между мыслительными и физическими процессами. Материальный мир, таким образом, понимался как машина, действиями которой управляют механические законы, а именно ньютоновские законы движения материи. Мышление и его процессы способны понять эти законы благодаря своим собственным законам разума. Природа сама по себе настолько подчиняется механическим законам, что все существа в этом мире представляются сложными машинами. Эта парадигма остается главной в буржуазном понимании отношений между индивидами в обществе и между человечеством и природой в целом.
Как указывают Зохар и Маршалл4, использующие термин «механизм» в качестве сокращенного выражения картезинанско-ньютоновской парадигмы: «Механизм
подчеркивает непроходимую пропасть между человеческими существами и физическим миром, Человеческое сознание не играет никакой роли и не занимает никакого места в ньютоновской безбрежней мировой машине. Как пишет французский биолог Жак Монод, мы живем «как цыгане на границе чуждого нам мира». Это положение о чуждом нам физическом царстве распространяется, в соответствии с христианской верой, на обширный мир природы. Природа воспринимается как нечто в целом чуждое нам и подлежащее покорению и использованию».
К другим чертам картезианско-ньютоновского мировоззрения они относят следующее5:
«Механизм делает ударение на абсолютности, неизменности и определенности. Неопределенность недопустима. Ньютоновская трактовка соотношения пространства-времени как нечто абсолютного является основой для понимания вселенной как постоянной, предсказуемой и строго закономерной системы. Механистическая трактовка общества делает акцент на некий абсолютный центр с исходящей от него властью. Она предполагает значительную роль жесткой бюрократической организации.
Механизм делает акцент на иерархии. Он структурирует существующее соответственно каждой ступени анализа. Молекулы - более глубокий уровень, чем нейроны, а атомы - более глубокий уровень, чем молекулы и т.д. Мы структурируем власть по подобной же шкале полномочий.
Механизм делает упор на изолированности, обособленности и взаимозаменяемости частей. Во Вселенной Ньютона всё в конечном счете может быть сведено к множеству отдельных атомов и действующим между ними силам. Атомизм ведет к модели отношений, базирующейся на конфликте и конфронтации частей системы против ее других частей. В наше время механистическая позиция Гоббса о войне всех против всех приобретает форму абсолютного конфликта. «Совершенно очевидно, - говорит Ричард Фалк из Принстона, - что ядерное оружие как средство борьбы одной части общества против другой уничтожит все общество как таковое».6
Атомизм лежит в основе современного культа знания отдельного человека - большого знатока отдельных сегментов информации или опыта, но игнорирующего целое, частью которого и являются эти сегменты. Части отчуждены друг от друга и от целого; целое становится предметом фрагментации. Исследователь отчуждается от ситуации или общества, в рамках которых он осуществляет свое исследование.
Промышленная революция и порожденное им массовое производство ведут к распространению этого отчуждения на наше понимание людей и природы их труда. В
4 Там же.
5 Там же.
6 Ibid chapter 3.
огромной индустриальной машине (или крупной корпоративной организации) отдельный работник становится фактором производства [или «единицей ресурсов», если использовать современную терминологию - Д. Х.], вещественным элементом стандартизированного производственного процесса. Его личные и общественные отношения и все, что можно определить как его духовные качества, изолируются от жестко бюрократизированного процесса труда. Люди, вовлеченные в такую систему, как отмечал Маркс, «отчуждаются как от самих себя, как целостных существ, так и от продукта своего собственного труда».
Характеристика описанного выше картезианско-ньютоновсего мира применима и к действительности бывшего Советского Союза, созданного ленинско-сталинским большевизмом. На деле сущность ее партийно-политической структуры заключалась в том, что она выступила в качестве инструмента его создания и контроля над ним, как я писал в (http://hometown.aol.co.uk/davehookes/moscow1.pdf). Мы также должны отметить, что элементы картезианско-ньютоновского типа мышления имеются и у Маркса, и Энгельса в «Манифесте Коммунистической партии», где они с восхищением говорят о роли буржуазии в «подчинении естественных сил человека, машин, применении химии..»7 и об одном из коммунистических требований «централизации всех средств производства и кредита в руках государства»8.
Главное противоречие картезианско-ньютоновского мировоззрения заключается в том, что оно не может объяснить возникновение и характерные черты человеческого мышления. Оба основателя этой парадигмы вынуждены прибегать к метафизической категории Бога, ответственного за чувства и мысли людей, которые рассматриваются как выражения созданной Богом души человека.
Все более нарастают бунты против глобализируемого мира, создаваемого корпоративным капиталом и его глобальными инструментами такими, как ВТО, МВФ и Всемирный банк. Они проявляются в быстром росте антиглобалистских и антикапиталистических движений. Последние в своей бунтарской деятельности объединяются во Всемирный общественный форум, включающий как светских, так и религиозных участников. Они отвергают сектантский «всезнающий» ленинский культ, справедливо полагая, что он также является частью проблемы. Ясно, однако, что это движение также не обладает радикальным и сколько-нибудь обстоятельным пониманием современного мира и того, как в нем действовать. Некоторые его участники привлекают мистическую философию нового времени, навеянную восточными религиями или даже смягченные версии традиционных западных религий. Многие прибегают к светской эко-философии с тенденцией к некой мистификации природы. Развивается враждебное отношение к науке. Наука и ученые порицаются за то, что они дают корпоративному капиталу и его государству средства для усиления эксплуатации человечества, разрушения окружающей среды, и за создание оружия массового поражения против тех, ко отвергает такую политику капитала.
Очень немногие критики современного корпоративного капитализма поняли, что именно современная физика9 и особенно квантовая теория обеспечивают альтернативную парадигму или мировоззренческую основу, которая в состоянии сокрушить картезианско-ньютоновскую позицию как в политической и социо -экономической сферах, так и в самой физике. Цитируемые выше работы являются хорошим отправным пунктом для тех, кто интересуется проблемой.
7 Marx, K and Engels, F. Р.85. The Communist Manifesto. Penguin Books, 1967.
8 Ibid page 104
9 Современная физика - это своеобразный сплав квантовой теории, специальной и общей теории относительности.
Ключевые элементы квантовой теории
Первое, что нужно сказать о квантовой теории - это то, что она представляет собой до конца диалектическую теорию. Она обнаружила множество диалектических противоречий, наиболее известное из которых - это двойственность волны-частицы. Согласно квантовой теории, такие частицы как электроны, протоны, нейтроны и т.п. могут также иметь волновые свойства. Явления интерференции и дифракции обнаруживают волновые свойства частиц. Если выстрелить потоком электронов в близко расположенные друг от друга два отверстия в препятствии, то здравый смысл подсказывает нам, что как частицы электроны пройдут через каждое из этих двух отверстий и мы будем ждать появления двух пятен на регистрирующем экране, расположенном позади этого препятствия, соответственно двум группам частиц, проходящим через эти два отверстия.
Вместо этого мы обнаруживаем интерференционную структуру, характерную для волнового явления, как если бы каждый электрон «знает», что имеется два отверстия, а не только то одно, через которое он фактически пролетает, и соответственно корректирует свой путь. Подобные волновые явления, например, электромагнитное излучение в форме световой волны также могут обнаруживать свойства частиц, проявляющиеся, например, в фотоэлектрическом эффекте, объясненном Эйнштейном в 1905 году.10 Трактуя свет как потоки частиц, обладающих волновыми свойствами, Эйнштейн предсказал возможность появления лазеров.
Другие пары физических свойств, которые представляются Ньютоновскому мировоззрению в качестве обособленных и независящих друг от друга как позиция и момент, энергия и время, в квантовой теории образуют противоречивые двойственности. Попытки измерить точное положение частицы означают, что ее момент становится неопределенным и наоборот. Это знаменитый принцип неопределенности. То же самое верно и в отношении энергии и времени. Таким образом, те концепции, которые в ньтоновской, или классической, физике трактуются как совершенно обособленные, здесь сплетаются и синтезируются в новое противоречивое единство.11
Другой парадоксальный феномен заключается в существовании напластования (или наложения) состояний. Частица, или система частиц, например, молекула, как утверждают, существует в виде комбинации различных состояний, каждое из которых совершенно отлично от других. Хорошо известный пример - молекула бензола, которая может иметь две различные конфигурации. Фактически бензол проявляет себя как комбинация их обоих и трактуется как имеющий «резонансную гибридную структуру». На деле этот принцип также применяется к движению частицы между двумя точками, в котором действительная траектория может рассматриваться как взвешенная комбинация большого числа траекторий, каждая с различной вероятностью своего осуществления. Мы имеем дело не с точной и предсказуемой траекторией, как полагает система Ньютона, а с неопределенной и непредсказуемой системой возможных траекторий. Не существует четкого направления, как это имеет место между точками А и Б.
Вероятность, случайность, неопределенность - фундаментальные черты квантовой теории. На деле амплитуда, т.е. «высота» волновой части двойственности волна-частица, тесно связана с вероятностью того, что событие будет иметь место или что частица будет найдена в некоем месте пространства.
В квантовой теории частица может осуществлять виртуальные переходы к
10 Эйнштейн является действительным создателем как квантовой теории, так и теории относительности.
11 Теория относительности превращает абсолютные пространство и время в относительное противоречивое единство пространства-времени. Она также создает новый синтез энергии и материи.
энергетическим состояниям или моментам, когда она не обладает достаточной энергией или моментом, чтобы достичь этого состояния, и возвращается назад в свое первоначальное состояние во время, диктуемое принципом неопределенности. Даже так называемое «пустое пространство», или вакуум, представляет собой кипящий котел виртуальных, внезапно возникающих и тут же исчезающих пар частиц и античастиц при нулевой отметке колебаний электромагнитного поля. Это означает, что ничто не постоянно, все течет, все изменяется, как установил Гераклит в древней Греции.
Одним из наиболее поразительных парадоксов квантовой теории является существенная роль наблюдателя или измерения системы. Это явление так называемого «коллапса волновой функции» происходит каждый раз, когда производится измерение. Например, если звезда излучает световую волну на границе Вселенной, то когда она дойдет до нас, она покроет расстояние в несколько миллионов световых лет. Даже когда мы непосредственно наблюдаем звезду, некоторая часть ее энергии поглощается молекулами радужной оболочки глаза. Получается, что наблюдающая или измеряющая система становится как бы составной частью квантового процесса. И в этом состоит еще одно различие между квантовой теорией и картезианско- ньютоновским мировоззрением, с позиции которого наблюдатель представляется как нечто внешнее и неуместное по отношению к наблюдаемой системе.
Другими словами, нам приходится жить в мире противоречий и парадоксов. По крайней мере, так он выглядит с позиции картезиванско-ньютонгвского метода мышления. Но что такое «парадокс»? Согласно знаменитому американскому физику Ричарду Фейнману (Feynman), «Парадокс - это всего лишь конфликт между реальностью и нашим восприятием того, что должно быть в реальности». Между тем, эти восприятия проистекают из повседневной жизни.
Для целей политической экономии наиболее важной клеточкой противоречивой двойственности, найденной квантовой теорией, является противоречие локальных и нелокальных эффектов. Во многих отношениях это ключевое противоречие или парадокс квантовой теории. Мы уже отмечали, что частицы в квантовой теории представляются как бы осведомленными о своем окружении, даже если и не существует их взаимодействия, как в описанном выше двухщелевом эксперименте. Тем не менее, это выглядит так, как если бы они знали о существовании друг друга. Наиболее обескураживающим примером нелокального эффекта является эффект, первоначально известный как гипотетический эксперимент Эйнштейна и его сотрудников (Podolsky, Rosen) - EPR эксперимент.
Если мы приготовим два электрона таким образом, что в своем совместном существовании они вращаются в противоположных направлениях (технически это называется нулевой чистый спин) и затем заставим их отделиться друг от друга, т.е. следовать по расходящимся направлениям в пространстве так, как они могли бы быть в принципе отделены друг от друга на протяжении многих световых лет.
Если мы теперь должны будем измерить спин каждой частицы, то мы будем иметь равный шанс обнаружить их вращение как в одном, так и в противоположном направлении. Однако после того, как мы измерим спин одной из частиц и, скажем, найдем, что он (спин) соответствует выбранному нами направлению, мы знаем, что соответствующее измерение спина другой частицы со 100% вероятностью покажет противоположное направление. Измерение одной частицы воздействует на состояние другой частицы, даже если между ними находятся миллионы километров. Говорят, что частицы остались «спутанными» друг с другом. Эйнштейн отвергал такую возможность, которую он называл дистанционным воздействием потусторонних сил и остался, как и некоторые другие, оппонентом квантовой теории, хотя он много сделал для создания этой теории. К несчастью для Альберта опыты показали, что эффекты «потусторонних сил»
действительно имеют место и являются сущностной частью квантовой теории. В наши дни они являются объектом значительных исследовательских работ с целью создания не раскрываемых шифров и квантовых компьютеров.
Более дискуссионно то, что некоторые авторы Zоhar12, Penrose13 и другие считают, что квантовая теория необходима для объяснения феномена сознания как такового. Конечно, имеется определенная аналогия между функционированием мозга и поведением спина в квантовой системе. Несомненно здесь то, что квантовые процессы крайне важны для существования и продолжения жизни. Примером тому является механизм фотосинтеза. В действительности вся химия, а потому и жизнь, как таковая, базируется на квантовых процессах, которые связывают молекулы вместе и обусловливают их взаимодействие с радиацией и другими молекулами. Жизнь, по правде говоря, можно рассматривать как симфоническую поэму сотворения квантового мира материи и излучения. Если бы материя действительно была бы ньютоновской на атомном уровне, тогда Вселенная была бы очень скучной и Ньютон никогда бы не смог открыть свои законы, а мы - критиковать его.
Однако ясно, что суть квантовой теории заключается в том, что частицы существуют в двух своих испостатях как локально связанные с другими частицами и полями физическими взаимодействиями и как нелокально соединенные волновыми свойствами квантовой реальности. Нельзя рассматривать частицу как отдельную изолированную субстанцию, двояким образом связанную с другими частицами в определенном пространстве. Это скорее субстанция, которая запутанным образом связана со всей Вселенной. Она участвует во вселенской «дискуссии», которая определяет ее бытие. Конечно, верно, что мы до сих пор не понимаем, как это может происходить. Нам требуются более глубокие концепции, которые помогли бы нам понять, каким образом возможны парадоксы квантовой теории. Но наша неспособность разработать такие концепции в настоящее время без сомнения связана с идеологией картезианства и ньютонианства.
Квантовая теория и марксистская политическая экономия
Как и квантовая теория, марксистская политическая экономия имеет в своей основе две противоречивых двойственности, которые обусловливают всю последующую двойственность. Это двойственная природа труда, т.е. конкретный труд и абстрактный (всеобщий) труда, и двойственная природа стоимости, т.е. потребительная стоимость и меновая стоимость. Эти две двойственности, тесно связанные друг с другом, образуют единство противоположностей. Маркс в своем анализе товара, который рассматривался им как форма экономической клеточки буржуазного общества, открыл его двойственную природу, обусловленную тем фактом, что он содержит как потребительную стоимость, так и стоимость.14 Затем он добавляет, что «также и труд, выраженный в меновой стоимости, не содержит в себе характерных черт, которые принадлежали ему как источнику потребительной стоимости»15.
Обстоятельное обсуждение двойственного характера трудового процесса и его решающего значения для всей марксистской политической экономии капитала, включая его применение к империализму, можно найти в работе Афанасьева В. С., Гальчинского
12 Ibid chapter 3.
13 Penrose, Roger. Mind, Machines, and Mathematics in 'Mindwaves'. ed. Colin Blakemore and Suzanne Greenfield Oxford, Basil Blackwell, 1987.
14 Иногда Маркс именует меновую стоимость просто стоимостью, чтобы отличить ее от потребительной стоимости.
15 Marx, K. Capital. vol.1 РР. 48/49
А. С., Ланцова В. И. (АГЛ) «Великое открытие Карла Маркса». По мнению авторов, отношение между двумя двойственностями является следующим16:
1. «Маркс установил, что труд товаропроизводителей обладает двойственным характером: с одной стороны, это конкретный труд как источник потребительной стоимости, и, с другой стороны, это абстрактный труд как источник стоимости товаров. Маркс писал: «Эта двойственная природа содержащегося в товаре труда впервые критически доказана мною» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 23 с. 50)17.
2. «В то же самое время труд является основой всей экономической деятельности, поэтому все экономические явления...есть не что иное как различные выражения человеческого труда (его функционирования, его результатов и последствий, его содержания и общественно-экономической формы и т.п.)».
3. «Поскольку труд является основой всех экономических явлений и обладает двойственным характером в условиях товарного производства, постольку и все экономические явления также имеют двойственную природу».18
Хорошо известно, что Маркс смог открыть двойственный противоречивый характер труда потому, что он следовал диалектике Гегеля. Этим Маркс отличается от таких выдающихся экономистов, своих предшественников, как, например, Адам Смит и Давид Рикардо, которые сформировались в рамках картезианско-ньютонианской системы эмпирической мысли.
По Гегелю, конечное (локальное, непосредственное) тесно связано с бесконечным (не локальным, универсальным). Этот подход позволил Марксу понять, что процесс, который может выступать как локальный, непосредственный (конкретный труд), одновременно может быть частью не локального, универсального процесса (абстрактный труд). В условиях товарного производства это существование не локального (даже глобального) рынка, который обусловливает универсальный или абстрактный характер труда. Как свидетельствуют Иммануел Валлерштейн19 и другие «Капитализм с самого начала был «мировой системой». Труд сам по себе товар и потому африканская рабочая сила (рабы) может быть обменена на скобяные изделия, созданные трудом рабочих, нанятых стеффордширскими квакерскими фабрикантами через конторы набирающего силу британского империализма. Продукты труда китайских крестьян (чай) могут быть обменены на продукты труда индийских крестьян в Бенгале (опиум) также с помощью британского империализма и его канонерских лодок (в опиумных войнах). Нынешняя так называемая «глобализация» - это просто последняя стадия процесса, который начался с рождения капиталистической системы.
Конечно, чтобы создать универсальную систему товарного обмена, необходимо развить информационную, а также транспортную системы. Это важно для развития печати, позволяющей распространять информацию о ценах на товары, о содержании производственных процессов, сведения о товарах, о новых производственных технологиях, научных и технических достижениях, позволяющих производить новые товары и снижать издержки производства, а также время и издержки транспортировки товаров и т.п.
16 Afanasyev, V., Galchinsky, A., Lantsov, V. Pages 17/18 in Karl Marx's Great Discovery. Moscow, Progress Publishers, 1986.
17 Marx, K. Capital. vol.1 РР 48/49.
18 АГЛ тщательно прослеживают все другие двойственности социально-экономической системы, проистекающие из двойственной природы труда: процесс труда - процесс возрастания стоимости; процесс концентрации производства - концентрация капитала; монополистический промышленный капитал -монополистический банковский капитал; деньги как технический инструмент обмена -деньги как всеобщий стоимостной эквивалент и т. д.
19 Wallerstein, I The Capitalist World-Economy. Cambridge, Cambridge University Press, 1979.
Создание меновой стоимости и присвоение ее части, т.е. прибавочной стоимости, классом капиталистов происходит за спиной рабочего класса. Это главная причина отчуждения в буржуазном обществе. Рабочим дозволено видеть только одну часть этого процесса - обмен их рабочей силы на заработную плату - очень локальный процесс.
Из вышеприведенного обсуждения ключевых элементов квантовой политической экономии видна ее тесная связь с положениями марксистской политической экономии. У той, и у другой ведущую роль играют противоречивые двойственности. Важнейшей двойственности локальных и не локальных процессов в квантовой политической экономии соответствует фундаментальная двойственность локального, конкретного труда и не локального, абстрактного труда в марксистской политической экономии. Возникает соблазн сформулировать теорему: «Если существует достаточно разветвленная система информационного обмена, тесно связанная с материальной системой обмена, то должна существовать и двойственность локальных и не локальных процессов».
Квантовая политическая экономия дает возможность понять значение современного революционного развития производительных сил в рамках капиталистической системы, которое является революцией как в контроле над производством и производительностью труда, так и в средствах обмена информацией, т.е. новейшими информационно-компьтерными технологиями. Теперь появляется возможность сделать явным то, что прежде было скрыто, а именно двойственный характер труда. Для рабочих появляется возможность понять связь их труда с трудом других и благодаря этому преодолеть отчужденные формы сознания. Возникает возможность уже теперь, а не после захвата государственной власти в будущем, учредить всемирный альянс производителей, способный сознательно объединить их производственную активность, обеспечить доступ к сети научного и технологического знания, необходимого для решения проблем. К примеру, в России имеется огромная армия безработных и полубезработных ученых и инженеров, созданных сталинистским государством, между прочим, для того, чтобы обеспечить свою собственную защиту. Их можно объединить друг с другом через информационную систему знаний, имеющую выход на сеть кооперированных производителей в масштабе всей планеты.
(...) Главное состоит в том, что при этом каждая часть системы может быть сознательно связана со всей системой, как таковой. (...)
Быть может, все это мечта или фантазия? Совсем нет - уже существует убедительный пример кооперации во всемирной информационной сети, в которой участвует множество специалистов для создания продукции более сложной, чем гигантский реактивный самолет Боинг 747. Такой продукт далеко превосходит все то, что может произвести отдельная конкурирующая корпорация. Я говорю о компьютерной операционной системе Линокса. Американский бизнесмен, владеющий компьютерной компанией высоких технологий, на мой вопрос, что он думает о методе производства, используемом Линоксом, ответил: «Насколько я понимаю, это пример чистой воды проклятого коммунизма».