Научная статья на тему 'Квантифицированный SWOT-анализ в обосновании приемлемости инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте'

Квантифицированный SWOT-анализ в обосновании приемлемости инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
920
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Рахимжонов Б. Р.

Изложена методика оценки и обоснования приемлемости инвестиционных проектов по созданию, модернизации и техническому перевооружению объектов железнодорожного транспорта. Предложена процедура квантификации условий реализации соответствующего проекта для их количественной оценки и отражения в инвестиционном предложении сторонним инвесторам. В результате исследования показано, что методика квантифицированного SWOT-анализа в сочетании с традиционными динамическими методами может быть использована для оценки приемлемости инвестиционных проектов с учетом условий их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Рахимжонов Б. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quantified SWOT-analysis for justification of acceptability of investment projects for railway transport

The article presents the method of evaluation and justification of acceptability of investment projects for creation, modernization and technical upgrading of the railway transport objects. It proposes the procedure of quantification of realization conditions of the project for its quantitative evaluation and representation in investment offers for the third-party investors. The results of the study show that the method of quantified SWOT-analysis, combined with convenient dynamic methods, can be used for acceptability evaluation of investment projects, considering the conditions of its realization.

Текст научной работы на тему «Квантифицированный SWOT-анализ в обосновании приемлемости инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте»

Социально-экономические проблемы

109

УДК 656.2:338.47 Б. R Рахимжонов

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

КВАНТИФИЦИРОВАННЫЙ SWOT-АНАЛИЗ В ОБОСНОВАНИИ ПРИЕМЛЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТRАНСПОRTЕ

Изложена методика оценки и обоснования приемлемости инвестиционных проектов по созданию, модернизации и техническому перевооружению объектов железнодорожного транспорта. Предложена процедура квантификации условий реализации соответствующего проекта для их количественной оценки и отражения в инвестиционном предложении сторонним инвесторам. В результате исследования показано, что методика квантифицированного SWOT-анализа в сочетании с традиционными динамическими методами может быть использована для оценки приемлемости инвестиционных проектов с учетом условий их реализации.

железнодорожный транспорт, инвестиционные проекты, методика экспертной оценки.

Введение

Сегодня транспортная система - важнейший фактор экономического развития, качества жизни населения и уровня национальной безопасности каждого государства. Поскольку Узбекистан не имеет прямого выхода к морям, уровень его внешнеэкономических связей во многом определяется развитием транспортной системы страны как части инфраструктуры международных перевозок в Центральной Азии. Таким образом, само географическое положение Республики Узбекистан определяет ключевую роль ее железных дорог в перевозке транзитных и экспортноимпортных грузов. При этом перспективы развития железнодорожных перевозок во многом связаны с восстановлением Великого шелкового пути, который обеспечит прямое железнодорожное сообщение между странами Европы и Азии.

В Узбекистане монопольной организацией, имеющей доступ к инфраструктуре, является Государственно-акционерная железнодорожная компания «Узбекистан темир йул-лари» (далее - ГАЖК «УТЙ»). Нынешняя пропускная способность ее инфраструктуры является недостаточной для увеличения

объемов перевозок. ГАЖК «УТЙ» должна устранять «узкие места», принимать стратегически важные решения по модернизации и техническому перевооружению объектов железнодорожного транспорта.

В развитии инфраструктурной составляющей ведущим игроком продолжает оставаться государство. Но средств, выделяемых из республиканского бюджета, и собственных средств компании не хватает для реализации даже самых необходимых инвестиционных проектов по наращиванию и модернизации железнодорожной инфраструктуры. Дальнейшее развитие железнодорожного транспорта возможно только с участием сторонних инвесторов [1]. В такой ситуации перед ГАЖК «:УТЙ» встают следующие задачи:

• переход к поэтапному финансированию уже реализуемых и планируемых инфраструктурных проектов;

• повышение инвестиционного потенциала путем привлечения сторонних средств для реализации важнейших проектов;

• разработка методологии оценки и инструментов анализа инвестиционной привлекательности инфраструктурных проектов с учетом специфики железнодорожного транспорта.

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2014/1

110

Социально-экономические проблемы

В рамках данной статьи предполагается осуществить поиск путей решения отдельных составляющих третьей из перечисленных задач.

I Характеристика проектов строительства и технического перевооружения компании ГАЖК «УТЙ»

Для увеличения пропускной способности ГАЖК «УТЙ» планирует и осуществляет ряд проектов модернизации и технического перевооружения [2].

1. Закупка грузовых и пассажирских электровозов. Проект стартовал в 1999 г. и осуществляется в целях обновления локомотивного парка компании [2]. На первом этапе компания закупила 12 электровозов стоимостью 40 млн долларов (кредит ЕБРР в 2004 г). На втором этапе, в 2009-2011 гг., закуплено 15 локомотивов (кредит КНР 73,8 млн долларов). Сегодня в процессе реализации находится третий этап проекта - закупка еще

II локомотивов (кредит КНР 44,39 млн долларов).

2. Приобретение высокоскоростных электропоездов. В 2010 г. ГАЖК «УТЙ» и испанская компания «Talgo» договорились о реализации совместного проекта высокоскоростного железнодорожного движения на участке Ташкент-Самарканд, где был запущен первый в Центральной Азии высокоскоростной поезд «Тальго-250». В целом же проект предполагает и технические работы по модернизации ряда объектов инфраструктуры.

Финансирование проекта осуществляется за счет собственных средств ГАЖК «УТЙ».

3. Электрификация железнодорожных участков. Данный проект предусматривает электрификацию железнодорожных участков в южных регионах страны. ГАЖК «УТЙ» планирует привлечь кредит в размере 520 млн долларов, который будет направлен на электрификацию железнодорожных участков Мараканд - Карши, Карши - Термез и Мара-канд - Навои - Бухара [2].

4. Строительство новой железнодорожной линии. Этот проект предполагает соединение Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей линией протяженностью 223 км. Он включает южную часть страны в единую транспортную систему. Новая дорога идет в обход Туркменистана и сокращает расстояние перевозок на 170 км. Ликвидация транзитных платежей обеспечит возврат кредита.

ГАЖК «УТЙ», как и другие предприятия, привлекающие капитал со стороны, стремится убедить потенциального инвестора в надежности и доходности намечаемых мероприятий. Лучшим доказательством является ознакомление инвестора с подготовленным как инвестиционный проект сценарием освоения и возврата капитальных вложений. Чтобы быть убедительным, проект должен быть насыщен информацей, доказывающей его коммерческую и общую состоятельность. Этот факт и требует адекватной оценки инвестиционной привлекательности проектов ГАЖК «УТЙ». Проиллюстрируем возможности такой оценки в рамках процедуры квантифицированного SWOT-анализа [4] описанных выше проектов.

2 Процедура квантифицированного

SWOT-анализа для инвестиционного

проекта

Наиболее часто в качестве критериев принятия решения при оценке эффективности проекта теория рекомендует показатели чистого дисконтированного дохода (NPV), внутреннюю ставку доходности (IRR) и срок окупаемости (PP). В ряде случаев для оценки проекта прибегают к функционально-стоимостному анализу и расчету коэффициента эффективности инвестиций [3]. Однако получить полноценную информацию для функционально-стоимостного анализа потенциальному инвестору не всегда удается, а ставшие традиционными динамические методы оценки на практике использовать сложно, поскольку необходим достоверный прогноз денежных потоков. Поэтому наряду с использованием динамических методов

2014/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Социально-экономические проблемы

следует использовать другие инструменты для оценки привлекательности и состоятельности инвестиционного проекта. Необходимо учитывать не только коммерческие показатели, но и экономико-социальные условия проекта и способность команды его реализовать.

В стратегическом менеджменте методом, позволяющим решать подобные задачи, является SWOT-анализ (аббревиатура по начальным буквам английских слов: «силы», «слабости», «возможности», «угрозы») [4]. Его можно применить и для оценки привлекательности проектов, в том числе проектов модернизации и технического перевооружения ГАЖК «УТЙ», если осуществить квантификацию рассматриваемых в SWOT-анализе показателей.

Сильные и слабые стороны, а также угрозы и возможности, определенные специалистами ГАЖК «УТЙ» и независимыми экспертами для каждого из перечисленных инвестиционных проектов, представлены в табл. 1.

Опишем вариант проведения экспертного опроса, обеспечивающий объективность диагностики каждого инвестиционного проекта компании.

Расположим индикаторы из табл. 1 на порядковой шкале, позволяющей устанавливать их равноценность или доминирование путем назначения рангов в стандартизи-

рованной интервальной шкале, образуемой по среднеквадратическим отклонениям выборки оценок экспертов. Этот элемент расчетов обязателен, поскольку оценки, выставленные без предварительной стандартизации, не обеспечивают объективность при определении рационального распределения средств и усилий компании на проекты, формирующие потенциал ее развития.

Корректность получения каждой количественной оценки подтверждается путем проверки принадлежности анкетных данных экспертов к нормальной совокупности и путем расчета коэффициента конкордации [4]. Затем для каждого проекта рассчитывается усредненная суммарная оценка сил, слабостей, угроз и возможностей. Полученные результаты иллюстрируют графически (рис.) в координатах: «силы, слабости» и «угрозы, возможности».

Выполненный в ходе исследования анализ рассмотренных четырех проектов позволил получить количественную оценку условий их реализации, представленную в табл. 2.

Из рис. и табл. 2 следует, что в условиях недостатка средств ГАЖК «УТЙ» целесообразно в первую очередь сосредоточиться на реализации проекта «Строительство новой железнодорожной линии» (№ 4 на рис.), поскольку именно этот проект имеет большие силы и характеризуется значительными воз-

ТАБЛИЦА 1. Сильные и слабые стороны инвестиционных проектов ГАЖК «УТЙ» (по результатам экспертного опроса)

Закупка грузовых и пассажирских электровозов Приобретение высокоскоростных электропоездов

Наличие иностранных и собственных средств в проекте Полное финансирование за счет собственных средств

Силы Ориентация на закупку новых локомотивов со сниженными эксплуатационными показателями Силы Организация высокоскоростного движения

Короткие сроки реализации проекта Приобретение современных передовых технологий

Государственная поддержка (налоговые и таможенные льготы) Соответственная модернизация контактных сетей и объектов инфраструктуры

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2014/1

112

Социально-экономические проблемы

Окончание табл. 1

Закупка грузовых и пассажирских электровозов Приобретение высокоскоростных электропоездов

Изношенность существующих объектов инфраструктуры Негативное влияние на окружающую среду

Слабости Отсутствие запасных частей и комплектующих в местном производстве Слабости Необходимость строительства мостов и параллельных участков, реконструкции путей и станций

Невозможность развития собственной сети сервиса и ремонта подвижного состава Невозможность развития собственной сети сервиса и ремонта подвижного состава

Возмож- ности Модернизация устройств телекоммуникации Возмож- ности Подготовка персонала новой квалификации и уровня

Снижение себестоимости перевозок за счет уменьшения количества локомотивов Повышение комфортабельности пассажирских перевозок

Угрозы Неполная готовность путей для локомотивов Угрозы Неготовность объектов инфраструктуры к эксплуатации

Электрификация железнодорожных участков Строительство новой железнодорожной линии

Внедрение передовых и энергосберегающих технологий Сокращение расстояния между пунктами отправления и назначения

Силы Модернизация соответствующих объектов инфраструктуры Ликвидация таможенных затрат на транзит через соседние страны

Присутствие в проекте иностранных инвестиций Силы Присутствие зарубежных и собственных источников финансирования

Сложные природноклиматические условия для электрификации Создание единой транспортной системы и появление нового транспортного коридора

Слабости Потребность в большом объеме инвестиций Слабости Необходимость строительства мостов и тоннелей

Значительные сроки реализации проекта Потребность в большом объеме инвестиций

Создание новых рабочих мест в процессе реализации проекта Создание логистических центров, увеличение транзитного потенциала

Возмож- ности Развитие сети железных дорог, повышение эффективности перевозок Возмож- ности Модернизация транспортной системы и внедрение передовых технологий

Улучшение социальноэкономического состояния региона Улучшение социальноэкономического состояния региона

Угрозы Неготовность новых и изношенность старых объектов инфраструктуры Угрозы Труднодоступная местность для строительства

2014/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Социально-экономические проблемы

113

Геометрическая иллюстрация квантифицированного SWOT-анализа инвестиционных проектов ГАЖК «УТЙ»

ТАБЛИЦА 2. Количественная оценка условий реализации инвестиционных проектов ГАЖК «УТЙ» (по результатам экспертной оценки)

№ Наименование проекта Силы Слабости Возмож- ности Угрозы

1 Закупка грузовых и пассажирских электровозов 15 10,5 22 22,5

2 Приобретение высокоскоростных электропоездов 22 22 10 22,5

3 Электрификация железнодорожных участков 20,5 20,5 13 22

4 Строительство новой ж/д линии 28 16,5 23 13,5

можностями. Реализация данного проекта стратегически важна, допускает государственно-частное партнерство, что приведет к созданию логистических центров и обеспечит социально-экономическое развитие южных регионов Узбекистана.

Также выполненный SWOT-анализ подтвердил, что проект приобретения высоко-

скоростных электропоездов (№ 2 на рис.) является выигрышным, но наиболее рискованным, поскольку потребует электрификации и модернизации существующих железнодорожных линий. Проект же электрификации новых железнодорожных участков (№ 3 на рис.) следует реализовывать в последнюю очередь, поскольку изношенность объектов

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2014/1

114

Социально-экономические проблемы

инфраструктуры и сложные природно-климатические условия потребуют значительных капиталовложений и длительных сроков строительства. Вместе с тем этот проект и проект «Приобретение высокоскоростных электропоездов» крайне необходимы для развития компании.

Заключение

Таким образом, квантифицированный SWOT-анализ показал, что при сохранении тенденций во внешней среде ГАЖК «УТЙ» необходимо в первую очередь реализовывать проект «Строительство новой железнодорожной линии». Одновременно показано, что методика квантифицированного SWOT-анализа в сочетании с традиционными динамическими методами может быть использована для оценки приемлемости инвестиционных проектов с учетом условий их реализации.

Библиографический список

1. О финансировании объектов железнодорожного транспорта в рамках государственночастного партнерства / А. Н. Мардас, Б. Р. Ра-химжонов // Материалы конференции «Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте». - Ташкент, 2012. - С. 208-210.

2. Об ускорении развития инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства в 2011-2015 годах. : утв. постановлением Президента Республики Узбекистан 21.12.2010 № III1-1446. - Ташкент, 2010.

3. Некоторые аспекты управления инвестиционной деятельностью на железнодорожном транспорте / Б. Р. Рахимжонов // Интернет-журнал «Науковедение». - 2013. - № 1 (14) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: naukovedenie.ru/ PDF/83evn113.pdf.

4. Курс лекций по стратегическому менеджменту / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева. - Санкт-Петербург : ПГУПС, 2007. - 246 с.

2014/1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Proceedings of Petersburg Transport University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.